Установленный нормативным актом уровень денежных доходов человека что это

Тренировочный тест с ответами по теме «роль экономики в жизни общества»

Роль экономики в жизни общества

1.Хозяйственная система, которая удовлетворяет потребности людей и общества, создавая и используя необходимые жизненные блага, это

1)рынок 2) конкуренция 3)монополия 4)экономика

2. Основополагающий стимул развития производства

1)потребление 2)экономика 3)государство 4)общество

3. Политика российского правительства в 1992-1993 гг. следовала теории

1)монетаризма 2)марксизма 3)кейнсианства 4)протекционизма

4.Степень обеспечения населения необходимыми товарами, услугами и условиями жизни

1) валовый внутренний продукт(ВВП) 2)уровень жизни 3)потребительская корзина 4)конкуренция

5. Нормативно установленный уровень денежных доходов человека за определенный период, обеспечивающий его физиологический прожиточный минимум, это

1)уровень жизни 2)потребительская корзина 3)уровень бедности 4)уровень материального благосостояния

1)приватизация 2)национализация 3)кредитование 4)лизинг

7. Важной задачей современного государства является охрана и поддержание в национальной экономике

1)конкуренции 2)монополизации 3)национализации 4)либерализации цен

8. Государственный бюджет РФ принимается

1) Президентом РФ 2) Правительством РФ 3) Федеральным Собранием РФ 4) министром финансов

9.Для государства с рыночной экономикой характерно

1) регулирование цен 2)преобладание госсобственности над частной

3)отмена налогов 4)снижение регулирующей роли государства

1) Валовый внутренний продукт ( ВВП) 2) валовый внешний продукт

3)национальный доход 4) валовый национальный продукт (ВНП)

11. К источникам доходов государства не относятся

1) налоги 2)прибыль госпредприятий 3)инвестиции 4)сеньораж(доход от эмиссии денег)

12. Что из названного можно отнести к основным чертам рыночной экономики?

1) монополизация 2)национализация основных средств производства

3) регулирование государством цен 4) свободный выбор поставщиков сырья и потребителей продукции

13. Свойство ценных бумаг быстро и без издержек обмениваться на любой другой актив, реальный или финансовый, это

1)ликвидность 2)запас ценности 3)профицит 4)кредит

14. В бюджетную систему Российской Федерации не входят (ит)

1) федеральный бюджет РФ 2)бюджеты субъектов РФ

3)бюджеты муниципальных образований 4) бюджеты частных предприятий

15. Денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели, это

1) дотация 2)бюджетная ссуда 3)субвенция 4) трансферт

1. Вставьте пропущенные понятия: «К экономическим целям государства относятся:

1)обеспечить экономический______;2)создавать условия экономической_____(право хозяйствующих субъектов самим выбирать вид, форму и сферу экономической деятельности); 3)заботиться об обеспечении полной ___ (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу).

2. Найдите в приведенном списке методы прямого регулирования государством экономической сферы.

1) кредитно-денежная политика 2) принятие законов 3)расширение госзаказов 4)бюджетная политика

5)развитие государственного сектора 6) налогообложение

1) кредитно-денежная политика 2) принятие законов 3)расширение госзаказов 4)бюджетная политика

5)развитие государственного сектора 6) налогообложение

4. Все термины, за исключением одного, характеризуют понятие «государственное регулирование экономики»

Налогообложение, бюджет, спрос, таможенные пошлины, национализация.

5. Деятельность государства в области налогообложения, регулирование государственных расходов и государственного бюджета называется__________.

Часть3. Напишите эссе: «Труд есть единственный источник богатства; богатство, добываемое трудом, есть единственное лекарство против страданий бедности и против пороков праздности (Д.Писарев).

Источник

Установленный нормативным актом уровень денежных доходов человека что это

настоящей методикой, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, по региону по экономике в целом на 2-й год планового периода и на 2024 год.

7. Порядок принятия решения об использовании (неиспользовании) целевых значений, предложенных высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, рассматривается рабочей группой по рассмотрению вопросов, связанных с обоснованием и защитой планируемых на отчетный и плановый периоды и достигнутых субъектами Российской Федерации за отчетный период значений показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам.

____________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 20к постановлению ПравительстваРоссийской Федерацииот 17 июля 2019 г. № 915

МЕТОДИКАрасчета показателя «Уровень бедности» на период до 2024 года включительно, в том числе на отчетный период (текущий год) и на плановый период, составляющий два года, следующие за отчетным периодом

1. Настоящая методика определяет расчет целевых значений показателя «Уровень бедности» и распределения их по субъектам Российской Федерации.

2. Методика распределения целевых значений, которые рассчитываются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, показателя «Уровень бедности» по субъектам Российской Федерации разработана в связи с отсутствием методического подхода по прогнозированию показателей снижения бедности по субъектам Российской Федерации.

3. Настоящая методика разработана с учетом региональных особенностей сложившегося уровня бедности.

4. Для целей настоящей методики используются следующие понятия:

«базовое значение показателя «Уровень бедности»- численное значение уровня бедности в году, принятом за базу для расчетов (2018 год);

5. Для достижения целевого значения показателя уровня бедности в субъекте Российской Федерации предполагается выполнение следующих шагов:

определение целевого значения уровня бедности в субъекте Российской Федерации;

распределение плановых значений уровня бедности в субъекте Российской Федерации по годам планового периода с учетом сложившихся тенденций указанного показателя.

6. Целевое значение показателя уровня бедности в целом по Российской Федерации устанавливается исходя из базового значения показателя уровня бедности и задачи обеспечить снижение в 2 раза уровня бедности в целом по Российской Федерации к 2024 году (с 13,2 процента до 6,6 процента).

7. За основу определения целевого показателя уровня бедности в субъекте Российской Федерации принимается значение доли населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения субъекта Российской Федерации в 2018 году.

8. Определены следующие коэффициенты снижения уровня бедности:

в регионах, где значение показателя уровня бедности в 2018 году составляет до 10 процентов, целевой коэффициент равен 0,583;

в регионах, где значение показателя уровня бедности в 2018 году составляет от 10,1 процента до 19 процентов, целевой коэффициент равен 0,5;

в регионах, где значение показателя уровня бедности в 2018 году превышает 19 процентов, целевой коэффициент равен 0,42;

к I группе регионов относятся:

Республика Татарстан, Белгородская область, Воронежская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Московская область, Нижегородская область, Сахалинская область, Свердловская область, Тульская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ;

ко II группе регионов относятся:

к III группе регионов относятся:

Республика Алтай, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Марий Эл, Республика Тыва, Чеченская Республика, Забайкальский край, Курганская область, Еврейская автономная область.

10. Целевое значение показателя «Уровень бедности» субъекта Российской Федерации определяется путем умножения значения показателя «Уровень бедности» в субъекте Российской Федерации за 2017 год на целевой коэффициент снижения уровня бедности для соответствующей группы регионов по следующей формуле:

Установленный нормативным актом уровень денежных доходов человека что это,

ХB(i) _ значение показателя «Уровень бедности» в субъекте Российской Федерации за 2017 год, процентов;

В случае если расчетное целевое значение показателя «Уровень бедности» выше согласованного с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации целевого значения, устанавливается согласованное значение.

Установленный нормативным актом уровень денежных доходов человека что это,

Установленный нормативным актом уровень денежных доходов человека что это— среднегодовой темп изменения уровня бедности в субъекте Российской Федерации за 3 года, предшествующие плановому периоду, процентов;

12. Если за последние 3 года, предшествующие началу планового периода, среднегодовой темп изменения уровня бедности, полученный по формуле 2, превышает 100 процентов, то есть уровень бедности увеличивался, то плановые значения показателя «Уровень бедности» в субъекте Российской Федерации по годам планового периода определяются исходя из того, что в течение первых лет планового периода (до 2 лет) уровень бедности стабилизируется на уровне 2018 года, а затем начинается его снижение до достижения установленного целевого значения показателя «Уровень бедности».

13. Для расчета плановых значений показателя «Уровень бедности» в субъекте Российской Федерации для каждого года планового периода до 2024 года определяется целевой среднегодовой темп снижения показателя «Уровень бедности» (Установленный нормативным актом уровень денежных доходов человека что это) по следующей формуле:

Установленный нормативным актом уровень денежных доходов человека что это,

Значения t определяются в зависимости от среднегодового темпа изменения уровня бедности в субъекте Российской Федерации (Установленный нормативным актом уровень денежных доходов человека что это).

Установленный нормативным актом уровень денежных доходов человека что это> 100 процентов, тогда t = 4,

Источник

Установленный нормативным актом уровень денежных доходов человека что это

Установленный нормативным актом уровень денежных доходов человека что это

Установленный нормативным актом уровень денежных доходов человека что это

Установленный нормативным актом уровень денежных доходов человека что этоОсновные побудительные мотивы накопления сбережений:

перестраховка – деньги откладываются «на черный день»;

бережливость – некоторые люди и в целом народы в силу привычки или обычая более экономны в своем расходовании полученного дохода, чем другие;

отсроченная покупка – сбережения накапливаются для осуществления финансирования покупки в будущем;

контрактные обязательства – деньги откладываются для погашения закладной или выплаты ссуды, уплаты страховых взносов.

Источником накопления сбережений является доходная часть семейного бюджета, которая состоит из натуральных и денежных доходов семьи.

Но доход, полученный семьей в натуральном выражении, в прямом виде не пригоден для накопления, поэтому члены семьи используют его для удовлетворения собственных потребностей, а остаток натурального дохода, как правило, превращают через продажу в денежный доход, так как доход в денежной форме более удобен для накопления сбережений.

Установленный нормативным актом уровень денежных доходов человека что это
Установленный нормативным актом уровень денежных доходов человека что это

На размер накоплений домашних хозяйств большое влияние оказывает развитость действующей в стране системы налогообложения, в частности размер налоговых платежей с доходов физических лиц, а также политика правительства по вопросу сбережений, доступность кредита и уровень цен

Осуществляя денежные сбережения, население в последующем осуществляет с ними определенные действия.

Выделяют следующие основные формы сбережений:

покупка драгоценных металлов или камней (ювелирные изделия);

Установленный нормативным актом уровень денежных доходов человека что этопокупка имущества и вещей, имеющих небольшой, но постоянный спрос;
Установленный нормативным актом уровень денежных доходов человека что этопокупка долговых обязательств
Установленный нормативным актом уровень денежных доходов человека что этопокупка ценных бумаг, имеющих постоянный спрос;
Установленный нормативным актом уровень денежных доходов человека что этопокупка иностранной валюты;
Установленный нормативным актом уровень денежных доходов человека что этохранение валюты РФ дома в виде наличных денежных знаков;
Установленный нормативным актом уровень денежных доходов человека что этохранение валюты РФ в банке в виде безналичных денежных средств.

Некоторые перечисленные формы сбережения включают в себя такие распространенные виды сбережений, как страхование жизни, участие в негосударственных пенсионных фондах. Но основными в формами сбережений для России все же являются:

Неденежные способы накопления сбережений требуют от граждан (домашних хозяйств) специальных знаний, чтобы успешно проводить с этими ценностями операции.

Денежные способы накоплений не требуют каких-то особых знаний, поэтому они более доступны желающим производить сбережения.

При этом необходимо иметь в виду, что хранящиеся таким образом деньги не приносят никакого дохода и, более того, могут быть утеряны в связи с противоправными действиями третьих лиц.

В связи с этим вклады в банки и другие организованные формы сбережений являются более привлекательными для тех, кто желает получить дополнительный доход.

Необходимо отметить, что наличие множества средств сбережений позволяет их владельцу производить выбор способа накоплений, используя при этом те или иные критерии.

Три основных критерия способа накопления: ликвидность, безопасность и норма дохода.

Установленный нормативным актом уровень денежных доходов человека что это
Установленный нормативным актом уровень денежных доходов человека что это

Между безопасностью, нормой дохода и ликвидностью существует взаимозависимость. Средства сбережений с высокой степенью риска должны обеспечить высокую норму дохода для того, чтобы привлечь деньги, и, естественно, высокая норма дохода должна также компенсировать уменьшение ликвидности. Но следует заметить, что предлагаемая высокая норма дохода не всегда будет фактически достигнута.

С другой стороны, решение обеспечить реальный прирост сбережений ставит в зависимость норму дохода сбережений от уровня инфляции. Следовательно, вкладчик должен идти на уступку в ограничении ликвидности своих сбережений и на принятие существующей нормы риска. Увеличение срока хранения сбережений должно приводить, соответственно, к увеличению нормы дохода, так как увеличение срока пропорционально уменьшает ликвидность и безопасность сбережений.

Таким образом, в состав сбережений включаются:

При этом выбор той или иной формы образования накоплений зависит как от предпочтений и возможностей самого сберегателя (его материального положения, социально-психологических установок и т.д.), так и от макроэкономических факторов, оказывающих существенное влияние на уровень его доходов и величину произведенных расходов.

Источник

Тема 4. Государственные доходы

Целью изучения темы является ознакомление с сущностью, структурой государственных и порядком формирования государственных доходов.

Достижение цели предусматривает решение следующих задач :

Оглавление

4.1. Содержание и виды государственных доходов

4.1.1. Сущность государственных доходов

Государственные доходы это система денежных отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных предприятий. Доходы служат финансовой базой деятельности государства. Следует различать понятия «государственные доходы» и «доходы государственного бюджета», которые не идентичны друг другу. В первом случае речь идет о более широкой группе отношений, т. к. в состав государственных доходов кроме доходов государственного бюджета включаются доходы государственных предприятий и средства государственных внебюджетных фондов.

Финансовые ресурсы, аккумулируемые государством, называются централизованными и формируются за счет налоговых поступлений и неналоговых доходов, например доходов от внешнеэкономической деятельности, государственного имущества, таможенных сборов, платежей населения и т. д. Ресурсы, остающиеся в распоряжении государственных предприятий, называются децентрализованными и образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Объектом распределения на государственных предприятиях выступают прибыль и амортизация. В качестве объекта бюджетных отношений рассматриваются налоговые платежи, сборы, пошлины. Объектом государственных кредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы юридических и физических лиц.

Если вновь созданной стоимости не хватает для покрытия финансовых нужд, например в период экономического кризиса, государство может обращаться к другому источнику – национальному богатству. Это означает реализацию отдельных видов государственной собственности: золотого запаса, государственных предприятий, других видов имущества.

4.1.2. Виды государственных доходов

Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги, выступающие главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивающие мобилизацию значительной части финансовых ресурсов при формировании как бюджетных (около 90%), так и внебюджетных фондов.

Виды налоговых поступлений, механизм взимания каждого из них определяются в законодательном порядке и закрепляются за соответствующими органами государственного управления. Центральные правительства имеют в своем распоряжении наиболее крупные налоги, так, например, налог на прибыль корпораций, подоходный, основные косвенные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины. Они направляются в государственный бюджет (для России – в федеральный) и обеспечивают функционирование центральных органов государственной власти и управления по осуществлению возложенных на них функций. За местными властями закрепляются менее крупные налоги, поступающие в местные бюджеты.

Дадим характеристику основных видов государственных доходов (рис. 1 ).

Установленный нормативным актом уровень денежных доходов человека что это

Рис. 1. Классификация государственных доходов

По порядку образования и использования выделяют централизованные и децентрализованные государственные доходы, характеристика которых была приведена выше.

В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства можно выделить налоговые и неналоговые платежи и поступления. Налогам свойственны признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности по форме. Более разнообразными по форме и методам взимания являются неналоговые платежи и поступления.

По методам аккумуляции среди доходов государства выделяются обязательные и добровольные платежи. Основная часть доходов поступает в распоряжение государства и местных органов самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины, штрафы разного рода и финансовые санкции. На добровольной основе в государственные и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования пожертвований и т. д.

По территориальному уровню доходы подразделяются на:

Для стран с двухзвенной бюджетной системой выделяют:

Возможны и другие классификации государственных доходов, однако они имеют гораздо меньшее распространение и служат для решения конкретных задач.

4.2. Общая характеристика налогов

4.2.1. Сущность налогов и принципы налогообложения

Налоги — это важная экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования зависят от стадии экономического развития общества. Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций.

Юридическое определение налогов и сборов приводится в Налоговом кодексе РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Таким образом, если налоги поступают в бюджетный фонд, то сборы носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды.

Основными отличительными признаками налогов как экономической категории являются:

Рассмотрим основные принципы налогообложения.

Известный экономист Адам Смит сформулировал эти принципы в форме четырех положений, с которыми, как правило, соглашались все последующие авторы:

Принципы А. Смита стали «аксиомами» налоговой политики. Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии со спецификой современного уровня развития.

Современные принципы налогообложения:

4.2.2. Элементы налогов

Дадим определения элементам налога.

Субъект налога (налогоплательщик) — юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность уплачивать налог. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который будет действительным носителем налога.

Носитель налога — это юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит последний субъекту налога, а не государству. Например: субъектом налога является производитель или продавец товара, а носителем налога — покупатель товара.

Объект налога — доход или имущество, которые служат основанием для обложения налогом (заработная плата, прибыль, дивиденды, рента, недвижимое имущество, ценные бумаги, предметы потребления и др.).

Налоговая база — денежная, физическая или иная характеристика объекта обложения.

Источник налога — доход субъекта налога, из которого вносится последний. Принципиально важно, что налог всегда только часть дохода и потому он всегда меньше дохода по величине. В ряде случаев источник может совпадать с объектом налога (например, налог на прибыль (доход) организаций).

Единица обложения — часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога; например, по подоходному налогу (в Российской Федерации таковым является налог на доходы физических лиц) в качестве единицы обложения выступает рубль дохода; по земельному налогу — гектар, сотка.

Ставка налога — размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) либо в процентах. По своему содержанию выделяют ставки маржинальные (непосредственно указываются в нормативном акте о налоге); фактические (определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе); экономические (исчисляются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу).

Оклад налога — сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

Налоговый период — время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд.

Налоговая льгота — снижение размера налога. Могут применяться разнообразные льготы:

4.2.3. Функции налогов

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях. Различают следующие функции налогов:

Фискальная функция реализует основное предназначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов.

Реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего, это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам.

3. Распределительная функция является необходимым дополнением контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте.

4. Регулирующая функция приобретает особо важное значение в условиях активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. При этом выделяют разные аспекты реализации этой функции, называемые подфункциями.

Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулировании реализуется через систему налоговых льгот. Цель последних — сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщика. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут быть разделены на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льготы, направляемые на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

Подфункция воспроизводственного назначения (включая природоохранные мероприятия) реализуется через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность.

5. Социальная функция . Представляет собой синтез распределительной и регулирующей функций налогов. Ее предназначение — предотвращать обнищание низкооплачиваемых слоев населения. Необходимо обеспечивать справедливость по горизонтали — лица, имеющие равные доходы и имущество, должны платить равные по величине налоги; и справедливость по вертикали — социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить значительно большие налоги, которые через различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным.

4.2.4. Способы взимания налогов

Налоги могут взиматься следующими способами.

Кадастровый – (от слова кадастр – таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств, который взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства независимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

4.3. Классификация налогов, налоговая политика

4.3.1. Классификация налогов

Вся совокупность налогов, функционирующих в цивилизованных странах, может быть классифицирована по множеству признаков. Одна из возможных классификаций налогов приведена на рис. 2.

По объекту обложения выделяют прямые и косвенные налоги. Прямыми называются налоги, которыми непосредственно облагаются налогоплательщики. Объектом прямого налогообложения выступает имущество или доход налогоплательщика. Принципиально важно, что в процессе взимания прямых налогов между государством и плательщиками налогов устанавливаются прямые денежные отношения. Примерами прямых налогов служат: налог на прибыль организаций, налог с доходов физических лиц. Прямые налоги могут быть реальными и личными.

Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (дома, земля, промыслы, денежный капитал). При этом финансовое состояние налогоплательщика не принимается во внимание, в расчет берется только непосредственный объект налогообложения. Расчет налога осуществляется, как правило, на основе средней доходности имущества, определяемой по специальному кадастру.

Основными видами реальных налогов являются: земельный, налог на ценные бумаги. Взимание реальных налогов требует значительных дополнительных издержек (содержание специального аппарата для составления кадастров и т. д.). Существенным недостатком системы прямых реальных налогов является несовершенный механизм их учета и взимания, оставляющий значительные возможности для сокрытия получаемых доходов от налогообложения. Поэтому наибольшее распространение в современном мире получили прямые личные налоги.

Установленный нормативным актом уровень денежных доходов человека что это

Рис. 2. Классификация налогов

Прямые личные налоги – это налоги, которыми облагаются доходы или имущество физических и юридических лиц. В отличие от реальных налогов, личное налогообложение учитывает как индивидуальный доход или имущество каждого плательщика, так и его финансовое состояние. Личные налоги взимаются у источника дохода или по налоговой декларации. К основным видам личных прямых налогов относятся: налог с доходов физических лиц, поимущественные налоги, налоги на прибыль и др.

Реальные налоги взимаются, как правило, в пропорциональных ставках, личные – в прогрессивных. Реальными налогами облагается валовый доход, который приносит имущество, а при личном налоге облагается чистый доход, который получает налогоплательщик.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. При косвенном обложении государство становится, по существу, участником распределения новой стоимости, заявляя о своих правах на часть этой стоимости в момент реализации товаров или услуг. В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны непосредственно с доходом или имуществом плательщика. Плательщиком этих налогов становится потребитель (покупатель) товаров или услуг, облагаемых косвенными налогами. Собственник товара или лицо, оказывающее услуги, является, по существу, сборщиком налога, налоговым агентом.

Косвенные налоги отличаются простотой взимания, их применение дает эффект даже в условиях падения производства. Покупатель товара налог не платит, но, покупая товар по цене, в которую уже входит этот налог, он тем самым является его плательщиком. Юридически же налог платят предприниматели, а уплаченный предпринимателями налог возвращается после реализации товара, т. е. происходит его переложение на плечи работающих, что сокращает реальную заработную плату. Таким образом, косвенные налоги – самые несправедливые налоги.

Косвенные налоги существуют в настоящее время в трех главных разновидностях – акцизы, фискальные монопольные налоги, таможенные пошлины.

Акцизы представляют собой надбавку к цене товара или тарифа. Объектом обложения выступают, как правило, товары массового внутреннего производства (сахар, чай и т. д.), различные коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги, имеющие широкое распространение. Кроме товаров внутреннего производства акцизами в ряде случаев облагаются и импортные товары сверх таможенных пошлин, если аналогичные товары в стране подвергаются подакцизному обложению, тем самым акцизы выполняют протекционную роль.

Индивидуальными акцизами облагаются отдельные товары или товарные группы. Они взимаются по твердым ставкам с единицы товара. Объектом обложения выступают определенные товары (алкогольные напитки, табак, бензин и др.). Ставки акциза устанавливаются: единые – для товаров, сорта которого мало отличаются друг от друга по качеству и ценам (соль, спички); дифференцированные – для товаров, классифицируемых по различным признакам: качеству, крепости (вина, масла, ткани); средние – для однородных товаров, сорта которых имеют разный уровень цен (табачные изделия).

Универсальный акциз (налог с оборота, налог на продажу, налог на добавленную стоимость) взимается со стоимости целой совокупности товаров внутреннего производства, а в некоторых странах – и с иностранного производства, а также с денежного оборота оказываемых услуг. По сравнению с индивидуальным акцизом налог с оборота имеет ряд преимуществ. Он увеличивает доход бюджета автоматически (без повышения ставок) с увеличением номенклатуры потребительских товаров. Кроме того, под контроль государства попадает большее количество товаров.

Фискальные монопольные налоги – косвенный налог на те товары, производство которых является монополией государства. Ставки этого налога не устанавливаются. Государство, монополизируя производство и реализацию (или одно из них) определенного вида товара, продает его по высоким ценам, включающим налог. Данный вид налога возник из регалии, т. е. исключительного права государства на какой-либо вид деятельности. Главная цель налога – дополнительная мобилизация средств в бюджет, причем государство, как собственник средств производства, получает предпринимательский доход и высокий налог. В зависимости от специфики той или иной страны такими налогами могут облагаться табачные изделия, соль, спиртные напитки и т. п.

Фискальные монополии могут быть полные (монополизируется производство и реализация) и неполные (монополизируется только производство, либо только реализация).

Таможенные пошлины – косвенные налоги на экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета.

Исторически существовали ввозные, вывозные и транзитные пошлины. Первые пошлины носили чисто фискальную направленность. В настоящее время преобладают импортные таможенные пошлины на товары, ввозимые в страну.

Таможенные пошлины взимаются по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, который содержит наименование ввозимых иностранных или вывозимых национальных товаров, единицы обложения товаров и ставки пошлин. Ставки устанавливаются в определенном проценте к стоимости товара (адвалорная таможенная пошлина), в твердой сумме с единицы измерения товара (специфическая таможенная пошлина). По адвалорным ставкам облагается сырье, продовольствие, по специфическим ставкам – готовые изделия. В некоторых странах сочетаются обе ставки, так называемые смешанные ставки. Обычно в таможенном тарифе предусматривается несколько ставок для одного и того же товара (двухколонные, трехколонные тарифы): минимальные, максимальные и льготные. Минимальные применяются к сырью и некоторым другим товарам, максимальные – к готовым изделиям обрабатывающей промышленности, а также многим видам сельскохозяйственной продукции, льготные – к отдельным товарам или странам на основе межправительственных соглашений.

Посредством механизма таможенных пошлин государство может ограничивать импорт тех или иных товаров, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Существуют различные виды таможенных пошлин. В зависимости от цели применения они подразделяются на:

По видам налогоплательщиков (субъекту уплаты) налоги подразделяются на налоги с юридических и с физических лиц.

По объекту обложения выделяют налоги:

По источнику уплаты выделяют налоги:

По динамике налоговых ставок различают следующие виды налогообложения:

В случае равного налогообложения для каждого субъекта устанавливается равная сумма налога независимо от доходов или имущественного положения налогоплательщика. Оно выполняло исключительно фискальную и перераспределительную функции. Сюда относится самый древний и простой вид налогообложения — подушное.

Согласно пропорциональному налогообложению для каждого плательщика устанавливается обязанность уплатить государству одинаковую часть своего дохода или долю имущества; т. е. налог уплачивается сообразно средствам каждого.

При прогрессивном налогообложении налоговая ставка возрастает с ростом налоговой базы. При этом могут применяться:

Регрессивное налогообложение заключается в том, что с ростом налоговой базы происходит сокращение размеров ставки. Например, регрессивным является всякое косвенное налогообложение.

По характеру использования можно выделять общие налоги (которые обезличиваются в бюджетах разных уровней) и специальные, целевые (поступающие во внебюджетные фонды).

По периодичности взимания налоги могут быть регулярными и нерегулярными.

Структура налоговой системы России в соответствии с Налоговым кодексом РФ выглядит следующим образом.

Федеральные налоги и сборы :

Региональные налоги и сборы:

Местные налоги и сборы:

Кратко охарактеризуем важнейшие из перечисленных выше налогов.

Налог на добавленную стоимость (НДС) есть форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства от сырья до конечного продукта и взимается с каждого акта купли-продажи в процессе товародвижения. Налог определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС является косвенным налогом (универсальным акцизом), влияющим на процесс ценообразования и структуру потребления.

В своем развитии универсальный акциз претерпел существенные изменения. Первоначально он взимался с предприятия многоступенчатым (каскадным) методом, т. е. на каждой стадии производства или обращения товара. Многократность обложения существенно увеличивала цену товара и вызывала недовольство потребителя. Кроме того, она затрудняла организацию платежа, требовала значительного количества документов. Более простым стал порядок взимания налога при однократном обложении по обороту, на стадии производства или реализации, но по повышенной ставке.

Завершающей ступенью эволюции универсального акциза стал налог на добавленную стоимость (НДС), взимаемый с части стоимости на каждой стадии производства или обращения. Из суммы налога, определенной для той или иной стадии, исключается налог, уплаченный на предыдущей стадии.

Введению НДС в странах способствовали, с одной стороны, недостатки существующих налоговых систем: большой объем прямых налогов, широкие масштабы уклонения от их уплаты, необходимость ликвидации таможенных барьеров в условиях создания таможенных союзов, с другой – стремление к увеличению налоговых доходов путем расширения налоговой базы, а также к повышению эффективности налогообложения, созданию новой налоговой системы, отвечающей современному уровню экономической деятельности. Кроме того, налог прост при взимании и дает значительные поступления, стимулирует рост производительного накопления, упрощает проблему контроля за сроками продвижения товара и качеством, снижает издержки производства и ускоряет реализацию, способствует экспорту, поскольку вывоз товара НДС не облагается. В целом государство широко использует этот налог для регулирования производств.

НДС изобрел французский экономист М. Лоре, который в 1954 г. дал описание схемы действия налога на добавленную стоимость, призванного заменить налог с оборота. НДС сначала прошел экспериментальную проверку с 1955 г. в республике Кот-д’Ивуар. Затем начал использоваться с 1958 г. во Франции и в ФРГ.

НДС был введен в России с 1 января 1992 г. одновременно с отменой взимания налога с оборота и налога с продаж. По сравнению с налогом с оборота НДС взимается многократно, по мере приращения стоимости. Причем конечный результат (оклад налога) является одинаковым как в случае взимания налога с оборота, так и НДС по одной ставке. Однако налоговые платежи поступают более равномерно именно при взимании НДС.

Данное нововведение в нашей стране было обусловлено необходимостью решения следующих задач:

Однако в России налог на добавленную стоимость вводился вопреки накопленному в этом отношении мировому опыту.

Мировая практика показывает, что НДС целесообразно вводить в период роста потребительского рынка (экономического подъема), заменяя ряд прямых налогов и постепенно увеличивая ставку. В России НДС стал использоваться в условиях спада и, причем, сразу по достаточно высокой ставке 28 %. При этом вводились и дополнительные прямые налоги.

Замена налога с оборота на НДС имела существенное негативное последствие — привела к перемещению основной массы налогового бремени предприятий из сферы обращения в сферу производства, что, в свою очередь, привело к вымыванию из последней значительной доли оборотного капитала.

В настоящее время в РФ действуют две ставки НДС: 18 % и 10 % (для продуктов питания, детских товаров и т. д.).

Носителем налога на добавленную стоимость является непосредственный покупатель товара или услуги.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

По общему правилу налоговая база определяется как стоимость реализации товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цены товаров, работ или услуг, указанной сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

При этом в цену реализованных товаров включается сумма акцизов (для подакцизных товаров и сырья) и не включается собственно НДС и налог с продаж.

Акцизы (индивидуальные акцизы) — старейшая форма косвенного налогообложения, первое упоминание о которой относится к эпохе Древнего Рима. С развитием рыночных отношений акцизная форма налогообложения становится доминирующей, хотя в дальнейшем по мере развития прямого подоходно-поимущественного налогообложения акцизы несколько сдали свои позиции. Исторически сложилось так, что объектами акцизного налогообложения являлись прежде всего предметы массового спроса, что предопределяло высокую фискальную значимость этих налогов.

Акцизы — разновидность косвенных налогов, в то же время они наделены рядом специфических черт:

В США акцизы называют «налогами на грехи» (они налагаются на товары, так или иначе приносящие вред личности, обществу, природе).

Акцизами облагаются спиртные напитки, пиво, табак, бензин. Перечень подакцизных товаров примерно одинаков во всех странах. По величине акциз может составлять более 50 % от стоимости товара.

В соответствии с российским законодательством подакцизными товарами признаются:

Подакцизным минеральным сырьем признаются нефть и стабильный газовый конденсат; природный газ.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. При применении специфических налоговых ставок налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении (штуках, литрах, килограммах, тоннах, лошадиных силах).

Ставки акцизов являются едиными для всей территории Российской Федерации и подразделяются на следующие виды:

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров, а по алкогольной продукции, кроме того, уплачивается по месту ее реализации с акцизных складов, за исключением реализации на акцизные склады других организаций.

Налог на прибыль организации занимает весьма значимое место в современной налоговой системе России. Это — прямой налог, т. е. его величина находится в прямой зависимости от получаемой прибыли (дохода).

Плательщиками налога на прибыль являются:

В качестве объекта налогообложения выступает конечный стоимостный результат деятельности хозяйствующего субъекта, т. е. налогооблагаемая прибыль, получаемая из чистой прибыли путем соответствующих корректировок.

Ставка налога на прибыль РФ в настоящее время составляет 24 %.

Введена единая ставка налога — 13 %. Для отдельных видов доходов (в частности — по банковским вкладам, договорам страхования) установлена ставка в размере 35 % и 30 % по дивидендам и доходам нерезидентов.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

В налоговую базу включаются все полученные налогоплательщиком доходы как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды. При этом никакие удержания из дохода налогоплательщика не подлежат исключению из налоговой базы.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Налоговый период по налогу на доходы физических лиц устанавливается продолжительностью в один календарный год. По окончании каждого календарного года налогоплательщиком определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая оплате.

4.3.2. Эволюция налоговых систем

Под налоговой системой понимается построенная на основании четко сформулированных принципов налогообложения совокупность существующих в данном государстве налогов, установленных законодательно и взимаемых уполномоченными органами исполнительной власти.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в западных государствах.

Развитие налоговых систем отражает как уровень развития экономики (динамику изменений и масштабы валового внутреннего продукта, товарный оборот, инвестиции, состояние денежного обращения), так и развитие форм государства (степень развития демократических процессов, форм зависимости государственной власти от общества). В этом отношении теоретический и практический интерес представляет сопоставление эволюции налоговых систем развитых зарубежных стран и отечественной налоговой системы.

В процессе становления налоговых систем западных стран происходило упорядочение и систематизация изъятий части доходов хозяйствующих субъектов в казну государства. Параллельно с этим внутри налоговых систем на смену поземельному и подушному налогам пришел подоходный налог. Общая тенденция развития налоговых систем — изменение соотношения между прямыми и косвенными налогами. Если до Первой мировой войны преобладали косвенные налоги, то после кризиса 20—30-х гг. XX в. скачкообразно увеличилась роль прямых налогов.

Так, удельный вес прямых налогов в начале XX в. и после Великой депрессии возрос в США с 11 до 70 %, Канаде — с 9 до 56 %, Австралии—с 10 до 51 %, Великобритании—с 48 до 60 %.

Развитие прямого прогрессивного подоходного налогообложения позволило, во-первых, переложить основную тяжесть налогов на имущие классы и слои и, во-вторых, использовать, согласно кейнсианской концепции, финансовую помощь государства для решения социальных вопросов (сокращение безработицы, помощь малообеспеченным через систему социальных трансфертов).

Вторая волна усиления роли прямых налогов наблюдалась в США и странах Западной Европы в период с 1965 по 1975 гг. Причиной этому послужили существенные темпы экономического роста в этих странах, сопровождавшиеся высокими темпами инфляции. Доходы индивидуальных налогоплательщиков возрастали, и поэтому на них все больше переносилась тяжесть налогообложения.

Стагфляция конца 70-х гг. означала кризис кейнсианской модели регулирования и поставила развитие западных стран перед необходимостью пересмотра налоговых систем. Основанием этого явилось расширение и качественное изменение круга собственников. С массовым развитием акционерных обществ, ориентированных на мелкого собственника, расширился круг последних. Инфляция в сочетании с высокими налогами стала стимулом не накопления, а потребления. В этот период относительно возросло налогообложение потребления, т. е. наблюдался рост косвенных налогов.

Косвенное налогообложение также окончательно претерпело принципиальные изменения. Если ранее однократно облагался акцизом широкий перечень товаров повседневного спроса, то с 20-х гг. на первое место среди косвенных налогов выходит налог с оборота (налог с продаж), взимаемый на стадиях окончательной реализации подавляющего большинства товаров. В 1960—1970 гг. произошла следующая трансформация: налог с оборота во многих странах изменился на налог на добавленную стоимость, многократно взимаемый практически со всех товаров на всех стадиях их обработки и реализации. Таким образом, историческая цепочка развития косвен­ных налогов (без учета таможенных пошлин) выглядит следующим образом: акциз ==> налог с оборота ==> НДС .

В основу налоговых систем развитых стран в 1980—1990 гг. была положена неоклассическая теория финансов. Был взят курс на общее снижение тяжести налогового бремени, причем особенно ощутимо были снижены ставки на прибыль корпораций и личные доходы состоятельных слоев населения. Основная тяжесть подоходных налогов была перенесена на представителей среднего класса. Представление о современном состоянии налоговых систем развитых стран дают данные табл. 1.

Роль отдельных налогов в формировании бюджетов в странах ЕС
(данные усредненные, %)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *