Установление взаимосвязи между составляющими учебного процесса на разных уровнях изучения это что

Доклад «Межпредметные связи как одно из направлений повышения качества образования»

«Межпредметные связи как одно из направлений повышения качества образования»

В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствую лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины (понятия о строении материи, различных процессах, видах энергии). Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга. Связь между учебными предметами является, прежде всего, отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей, определяет роль изучаемого предмета в будущей жизни.

Межпредметные связи являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности.

Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников.

Межпредметные связи следует рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных черт современного научного познания.

При всем многообразии видов межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общие направления:

1. Комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта.

2. Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.

3. Привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов.

В современных условиях возникает необходимость формирования у учащихся не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения какого-либо предмета, затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности.

Понятие и классификация межпредметных связей

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.

Одним из более полных определений является следующее: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

Рассмотрим теперь классификацию межпредметных связей, так как правильная классификация, отображая закономерности развития классифицируемых понятий, глубоко вскрывает связи между ними, способствует созданию научно-практических предпосылок для реализации этих связей в учебном процессе. Межпредметные связи характеризуются, прежде всего, своей структурой, а поскольку внутренняя структура предмета является формой, то мы можем выделить следующие формы связей:

по направлению действия;

по способу взаимодействия направляющих элементов.

Формы межпредметных связей

Типы межпредметных связей

Виды межпредметных связей

1) По составу

1) содержательные

по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук

2)операционные

по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям

3) методические

по использованию педагогических методов и приемов

4) организационные

по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса

2) По направлению

1) односторонние,

Прямые; обратные, восстановительные

3) По способу взаимодействия связеоб-разующих элементов (многообразие вариантов связи)

Временной фактор

1) хронологические

1) преемственные 2)синхронные 3) перспективные

2) хронометрические

1) локальные 2) среднедействующие 3) длительно действующие

Межпредметные связи по направлению показывают:

1) является ли источником межпредметной информации для конкретно рассматриваемой учебной темы, изучаемой на широкой межпредметной основе, один, два или несколько учебных предметов.

2) Используется межпредметная информация только при изучении учебной темы базового учебного предмета (прямые связи), или же данная тема является также «поставщиком» информации для других тем, других дисциплин учебного плана (обратные или восстановительные связи).

Временной фактор показывает:

какие знания, привлекаемые из других дисциплин, уже получены учащимися, а какой материал еще только предстоит изучать в будущем (хронологические связи);

какая тема в процессе осуществления межпредметных связей является ведущей по срокам изучения, а какая ведомой (хронологические синхронные связи).

как долго происходит взаимодействие тем в процессе осуществления межпредметных связей.

Функции межпредметных связей

Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций.

Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими понятиями.

Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания обучающихся в обучении Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

Планирование и осуществление межпредметных связей в процессе обучения

Разработка теоретических основ межпредметных связей в учебной теме с точки зрения раскрытия ее ведущих положений дает возможность применить механизм выявления и планирования межпредметных связей к конкретным темам изучаемого учебного предмета.

Чтобы создать дидактическую модель межпредметных связей в учебной теме, необходимо провести два структурно-логических анализа содержания учебных дисциплин: внутренний и внешний.

Прежде чем приступить к решению этой задачи, необходимо определить круг тех синтезированных тем учебного предмета, выбранного для исследования. Критериями отбора этого круга учебных тем являются:

наибольшая значимость тем для раскрытия ведущих, основополагающих идей учебного предмета;

высокая степень обобщения и интеграции разнородных знаний в содержании учебной темы.

Роль учителя в организации межпредметных связей

Выделяют два этапа на пути установления межпредметных связей:

Суть этих этапов заключается в следующем:

I, подготовительный этап обеспечивает общую ориентацию учащихся в содержании учебной темы, их психологическую готовность к изучению учебной темы на межпредметной основе. С этой целью в начале ее изучения ведется работа, которая подводит учащихся к осознанию интегративного характера содержания темы, к необходимости при раскрытии ее ведущих положений использовать знания из других предметов, а также к пониманию того, как должна быть организована для этого работа. В результате учитель вместе с учениками определяет перспективный план изучения темы на широкой межпредметной основе.

На II этапе, в соответствии с разработанным учителем совместно с учащимися планом изучения темы, строится следующий, основной этап по непосредственному раскрытию ведущих положений темы. Построение учебного процесса ставит учителя перед необходимостью все более проникать в содержание ведущих идей других учебных предметов, обуславливая тем самым все более широкие и глубокие контактные связи между учителями. В результате, работа по осуществлению межпредметных связей не ограничивается уроками, а приводит к организации межпредметных семинаров, экскурсий, письменных проверочных работ, различных конференций.

Группой ученых проводилось исследование, и при анализе программ, учебно-методической литературы и практики работы учителей, выявлен ряд трудностей, возникающих при реализации межпредметных связей. Они заключаются в следующем:

1. Несогласованность терминологии, обозначений и в некоторых случаях нюансов в трактовке общих для различных курсов понятий.

2. Не всегда правильно оценивается роль изучаемого предмета в формировании у учащихся умений и навыков, необходимых для смежных предметов.

3. При обучении дисциплинам довольно часто не используются понятия, сформированные при изучении других предметов.

Для более успешного применения межпредметных связей особые требования применяются и к преподавателю. Поэтому на основе интеграции знаний были выделены две составляющие модели учителя: инвариантная и вариативная.

Инвариантная составляющая (личностная характеристика) отражает уровень информационной культуры учителя вне зависимости от его специальности и включает общеобразовательный, мировоззренческий, психолого-педагогический и технологический компоненты.

Вариативная составляющая (квалификационная характеристика) специфична для конкретной учительской специальности и содержит перечень знаний и умений, отражающих специфику предметной области и особенности частной методики преподавания и способствующих оптимальной реализации межпредметных связей в процессе обучения.

В частности, вариативная составляющая для учителя, представленная здесь по основным видам его деятельности, включает не только требования к специальной и методической подготовке, но и дополнительные требования к знаниям по интеграционным и общеметодологическим проблемам в образовании.

Данные составляющие модели учителя служат своеобразными критериями, определяющими уровень подготовки конкретного учителя, группы учителей и коллектива к осуществлению межпредметных связей в процессе обучения и требованиями, предъявляемыми к учителю инвариантной и вариативной составляющей. Ниже представлен вариант открытой системы требований, предъявляемых к учителю инвариантной составляющей

Для реализации межпредметных связей преподаватель (учитель) должен:

знать основные принципы организации учебно-методической работы по реализации межпредметных связей в процессе обучения;

понимать роль межпредметных связей в системе современного образования и видеть перспективы их развития;

иметь представление о структуре, классификации и особенностях реализации межпредметных связей в учебном процессе;

иметь представление о проблемах межпредметных связей на современном этапе развития системы образования;

знать психолого-педагогические проблемы реализации межпредметных связей в процессе обучения;

понимать психолого-педагогические аспекты обучения с использованием межпредметных связей;

иметь представление о структуре построения и функционирования дидактической системы межпредметных связей;

знать формы, методы и средства реализации межпредметных связей в процессе обучения;

У преподавателя (учителя) должны быть сформированы:

понимание значения межпредметных связей в формировании мировоззрения обучающихся;

концептуальный стиль мышления;

Преподаватель должен обладать:

знаниями программных средств, методов и приемов, способствующих реализации межпредметных связей;

умениями применять эти знания на практике, то есть соответствующей технологией обучения;

навыками ведения педагогического исследования;

Создание условий деятельности учителей является важной задачей методистов, ученых-педагогов. В этой области предстоит еще много сделать.

Наряду с тем, что отдельные важные вопросы межпредметных связей еще не разработаны, трудности в их использовании возникают также по причине слабой соответствующей подготовки учителей.

Первая ступень формирования умения учащихся переносить межпредметные знания может быть использована в большей мере в младших классах. Но поскольку на этой ступени могут быть решены первые две задачи использования межпредметных связей (изучение понятий собственного предмета, а также родственных для смежных курсов понятий), то и в старших классах учитель может его использовать, но в сочетании с более высокими ступенями.

Основная цель третьей ступени заключается в том, чтобы обучить учащихся применять понятия, факты, законы и теории для иллюстрации единства мира, а также использовать общие законы диалектики для объяснения явлений, изучаемых на уроках. В связи с целями, стоящими перед данной ступенью, ее можно условно назвать обобщающей.

Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам. Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся. Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:

а) снизить вероятность субъективного подхода в определении межпредметной емкости учебных тем;

б) сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук;

в) осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей;

г) формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве;

д) осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися;

е) изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.

В этом находит свое выражение главная линия межпредметных связей. Однако эти связи между отдельными предметами имеют свою специфику, которая накладывает отпечаток на преподавание. Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира.

При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам.

Учебные предметы в известном смысле начинают помогать друг другу. В последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Усиливая реализацию межпредметных связей, мы можем более точно определить роль наших предметов в будущей жизни учеников.

Источник

Межпрежметные связи- один из принципов качественного обучения в школе.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Нижнеянская средняя общеобразовательная школа»

один из важнейший принципов обучения в школе»

учитель химии и биологии

Попова Марина Васильевна

Понятие межпредметные связи.

Классификация межпредметных связей.

Этапы подготовки к уроку с применением межпредметных связей.

Урок анатомии для учащихся 8 класс по теме

« Дыхательные движения» с применением межпредметных связей.

Значение межпредметных связей для современного процесса образования.

Понятие межпредметные связи.

Поиски эффективных путей повышения учебно-воспитательного уровня процесса обучения в школе все больше привлекают внимание педагогов, учёных и практиков к проблеме межпредметных связей.

Прогрессивные педагоги различных эпох – Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская – подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания. Н.К. Крупская отмечала: «Если мы хотим заложить у учащихся основу миросозерцания, то мы должны давать не отрывочные знания, а давать их определенной увязке и определенной связи между собой, и только в этом смысле мы понимаем комплексность».

Каждый предмет школьного курса вносит свой вклад и формирование взглядов и убеждений ребёнка.

— естественнонаучный цикл предметов создает фундамент для выработки научно-материалистических взглядов на природу

— общественно – гуманитарные предметы показывают закономерности социального прогресса

— предметы художественно – эстетического содержания приобщают учащихся к нравственно-эстетическим идеалам, к искусству и морали как формам общественного сознания

-трудовое и производственное обучение включает школьников в практическую деятельность, в которой они применяют свои знания и умения

Все стороны целостного мировоззрения личности, отражая реальную взаимосвязь явлений объективного мира, находятся в единстве, и в предметном обучении должны быть обеспечены тесные межпредметные связи, раскрывающие взаимообусловленность науки о природе, обществе и мышлении человека.

В педагогике плодотворное развитие получили вопросы формирования научного мировоззрения учащихся с помощью межпредметных связей, раскрывающих ведущие идеи и понятия естественных наук. Идеи познания, как бы возвышаются над конкретно-предметными знаниями. Они выполняют организующую, преобразующую, мобилизующую роль в усвоении предметных знаний и в оценке их значимости в познании и преобразовании окружающего мира. Усвоение ведущих идей составляет центральную задачу в формировании целостного мировоззрения школьников при изучении предметов естественнонаучного цикла.

Естественнонаучные предметы призваны раскрыть перед учащимися современную научную картину мира. Межпредметные связи необходимо использовать, с целью усвоения учащимися ведущих мировоззренческих идей:

— материальное единство мира, взаимосвязь форм движения материи, единство живой и неживой природы,

— движение и развитие природы, пространство и время, как формы существования материи, закономерности ее развития и познания и др.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ – взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями. Математическими понятиями приходится оперировать на занятиях по физике, формулируя законы и выводы из тех или иных теоретических предпосылок, преобразуя формулы, решая физические задачи и т.п. Даже на первом этапе изучения физики учащимся производят простые алгебраические преобразования, используют знания о пропорциональности величин и функциональной зависимости между ними, о координатах и способах вычеркивания графиков и т.п. Знание математики необходимо в занятиях по химии. Взаимно подкрепляют друг друга курсы физики и химии. Математика, физика и химия широко используются при изучении основ производства. Знание определенных исторических периодов и важнейших исторических событий эпохи, подчеркнутое из курса истории, дает возможность глубже понять художественное творчество писателя, его позицию в изображении героев и жизни общества вообще. Т.о., исходя при построении программы каждого учебного предмета из системы и последовательности данной науки и познавательных возможностей учащихся, отвергая искусственные тематические комплексы, придается большое значение межпредметным связям.

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.

Так, большая группа авторов определяет межпредметные связи как дидактическое условие, причем у разных авторов это условие трактуется неодинаково. Например: межпредметные связи выполняют роль дидактического условия повышения эффективности учебного процесса (Ф. П. Соколова); межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе (В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин).

Ряд авторов дает такие определения межпредметных связей: «Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на уроках других дисциплин», или такое: « Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками.

Все выше перечисленные определения конечно верно, однако их нельзя считать полными. Для того чтобы вывести наиболее правильное и информативное определение понятию «межпредметные связи», надо подвести его под другое, более широкое. Таким более широким, родовым понятием по отношению к категории «межпредметная связь» является понятие «межнаучная связь», но и первое и второе являются производными от общего родового понятия «связь» как философской категории. Отсюда становится очевидным, что «межпредметные связи» есть, прежде всего, педагогическая категория, и сущностной основой ее является связующая, объединяющая функция. Исходя из этого, можно сделать определение: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

Разнообразие высказываний о педагогической функции межпредметных связей объясняется многогранностью их проявления в реальном учебном процессе. Кроме того, сказывается недостаточный учет связи педагогики с другими науками

Классификация межпредметных связей.

Рассмотрим теперь классификацию межпредметных связей, так как правильная классификация, отображая закономерности развития классифицируемых понятий, глубоко вскрывает связи между ними, способствует созданию научно-практических предпосылок для реализации этих связей в учебном процессе.

Межпредметные связи характеризуются, прежде всего, своей структурой, а поскольку внутренняя структура предмета является формой, то мы можем выделить следующие формы связей:

2. по направлению действия.

3. по способу взаимодействия направляющих элементов.

по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук

по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям

по использованию педагогических методов и приемов

по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса

3) По способу взаимодействия связеобразующих элементов (многообразие вариантов связи)

3) длительно действующие

Структура учебного материала в курсах физики, химии, биологии, географии, астрономии включает общие виды знаний о разных объектах природы:

специальные научные (факты, понятия, теории, законы, проблемы)

методологические, которые отражают пути познания в науке

Каждому виду знаний соответствует определённый вид содержательно-информационных межпредметных связей:

Рассмотрим наиболее важные межпредметные связи в содержании предметов естественнонаучного цикла.

Это связи между учебными предметами на уровне фактов, всестороннее их рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях и объектах природы.

Этот вид межпредметных связей широко представлен в учебных программах и активно используется в практике обучения, особенно в младших и средних классах. Преобладание фактических связей в данных классах предопределено учебным материалом изучаемых предметов, в которых значительное место отводится фактическим данным. Так, систематизированное изложения многообразия растительного и животного мира в курсах ботаники и зоологии включает множество сведений о строении, функциях, происхождении представителей растений и животных разных семейств, классов, типов. Это определяет ведущий вид межпредметных связей в этих курсах – преемственные связи с фактами из курсов природоведения и географии. Они нацелены на обогащение знаний учащихся анатомо-физиологическими и экологическими данными о флоре и фауне различных природных зон. Изучение водорослей в соответствии с рекомендациями программ должно опираться на знания о растительном мире океанов и морей, полученные в курсе географии в теме «Гидросфера». Изучение пресмыкающихся на знания о природном комплексе полупустынь и пустынь. В теме «Класс Птицы» целесообразно привлечение сведений о саваннах и редколесье Африки, об особенностях природы Антарктиды, о природных зонах России, известных учащимся из курса географии 7,8 классов.

Связь фактов, изучаемых в разных учебных предметах, важна для раскрытия понятий и теорий, с позиций которых эти факты находят описание и объяснение. Поэтому необходим сравнительный анализ близких фактов из разных учебных предметов, чтобы избежать простого дублирования и показать учащимся связь фактов и понятий.

Так, в теме «Пищеварение» курса анатомии, физиологии и гигиены человека сравнение условий, при которых действуют ферменты в органах пищеварения, с условиями действия катализаторов небелковой природы вне живого организма (связь с курсом химии 8 класса) позволяет углубить понятия «катализатор» и «фермент», выявить их сходство и различие. Этому способствует выполнение учащимися специального задания: «Сравните действия катализаторов и ферментов, найдите сходство и различие, заполните таблицу»

3. Катализаторы работают при очень высокой температуре и давлении.

3. Ферменты работают при температуре человеческого тела, а при высокой температуре и давлении разрушаются

4. Ферменты в клетках располагаются не случайно, а в определенном порядке

5. Действие ферментов подвергается контролю нервной системы и гормонов желез внутренней секреции.

В процессе изучения предметов естественнонаучного цикла учащиеся знакомятся с многочисленными фактами, которые требуют межцикловых связей: например, факты симметрии в строении тел природы. Первоначальное представление о симметрии учащиеся усваивают на уроках математики в младших классах. При изучении геометрии они знакомятся с осевой и центральной симметрией применяют их при рассмотрении многоугольника и многогранника, плоскостей симметрий, вращения тел на уроках алгебры решают симметричные системы уровней, многочлены и т.д. В опыте учителей понятие симметрии не редко связываются с понятиями гармонии и красоты в искусстве и природе.

На уроках физики возникает возможность обобщения понятия симметрии как одного из общих физических принципов: при изучении фазовых переходов, на основании симметрии легко объяснить такие практически важные явления, как получение переохлажденных жидкостей и пересыщенных паров: принцип симметрии возможно продемонстрирован при расчетах электрических и магнитных полей, он помогает при объяснении поверхностных явлений в жидкостях.

В курсе химии 8 класса учащиеся в соответствии с программой знакомятся с фактами симметрии в строении кристаллических решеток, которые могут быть использованы в курсе физики 10 класса при объяснении факторов симметрии в строении кристаллических тел и свойства анизотропии. Раскрытие в программах по биологии принципа симметрии в строении двойной спирали ДНК, лучевой симметрии у гидры, билатеральной в строении червей, симметрии тела человека предполагают межпредметные связи с курсами математики, физики, химии. Накопленные учащимися знания о многообразных фактах симметрии могут быть использованы на уроках обществознания выделения для обобщения явления симметрии как одного из фундаментальных принципов строения материальных тел. Это помогает, создать у учащихся представление о пространстве как о всеобщей форме существования материи.

При изучении предметов естественнонаучного цикла привлечение фактов общественной жизни, исторического развития служит для объяснения фактов истории науки (исторические предпосылки создания эволюционного учения Ч. Дарвина, теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова, открытия периодического закона Д.И. Менделеева и т.д.) Важно показать учащимся историческую обусловленность развития науки, техники, промышленности, народного хозяйства в обществе. В этом состоит развивающее значение формирования учащихся ввести факты из разных учебных предметов в общую систему знаний о мире.

2. Понятийные связи.

Межпредметные связи на уровне понятий направлены на формирование понятий, общих для родственных предметов.

В структуру каждого учебного предмета входят понятия разной степени обобщенности. Так, в содержании курса анатомии, физиологии и гигиены человека включены специальные научные и общебиологические понятия. К первым относятся анатомические, гистологические, физиологические, историко-научные, санитарно-гигиенические понятия. Связь анатомо-гистологических понятий с физиологическими составляет основу формирования общебиологических понятий о единстве организма и среды, связи строения и функций органов, об их эволюционном развитии. Физиологическое понятие обмена веществ выступает перед учащимися как общебиологическое, если оно с помощью внутри предметных связей раскрывается как общее свойство живых организмов.

Раскрытие анатомо-физиологических понятий предполагает межпредметные связи с химией и физикой. Например, понятие о строении и функциях слухового анализатора невозможно сформировать без опоры на такие физические понятия, как звуковые колебания, частота колебаний и высота тона, сила звука, распространение звуковых волн, звуковой резонанс. Без опоры на эти понятия учащимся трудно усвоить текст учебника о том, что звуковые волны вызывают колебательные движения барабанной перепонки. Частота колебаний барабанной перепонки тем больше, чем выше звук, а их размах увеличивается с возрастанием силы звука. Перечисленные физические понятия изучаются в курсе физики (тема «Механические волны»).

В курсе биологии учащиеся воспринимают эти понятия с трудом. Поэтому учителя используются приемы, обеспечивающие доступность необходимых физических знаний для восьмиклассников: связь с жизненными представлениями, наглядность, индивидуальные задания с учетом интересов и склонностей учеников и др.

Связь анатомо-физиологических понятий с физическими используется для подведения учащихся к выводу о связи строения и функций органов слуха. Одновременно в сознании учащихся накапливается фактический материал, который может быть привлечён в курсе обществознания для обобщения и раскрытия философского понятия о всеобщей взаимосвязи процессов и явлений в мире.

Межпредметные связи различаются и по временному (хронологическому) фактору. Связи с курсом физики X класса при раскрытии строения и функций органов слуха в VIII классе относятся к перспективным. Важно обеспечить их доступность для учащихся. Межпредметные связи с курсом анатомии, физиологии и гигиены человека при изучении звуковых волн в курсе физики X класса являются ретроспективными. При их осуществлении важно включить учащихся в самостоятельное применение ранее изученных знаний. С этой целью можно предложить учащимся одного из десятых классов к уроку на тему «Звуковые волны» повторить тему «Орган слуха, его функции и гигиена» из курса VIII класса. Это позволило учащимся активно включиться в беседу и правильно ответить на вопросы: «Как наше ухо воспринимает звуковые волны? От чего зависит частота колебаний барабанной перепонки? Какое значение в нашей жизни играют акустические колебания?».

Межпредметные связи имеют особое значение для формирования общепредметных естественнонаучных понятий. К ним относятся: вещество, энергия, масса, атом, электрон, ион, молекула, структура, свойство и др. В процессе обучения эти понятия вначале вводятся в отдельных учебных предметах и усваиваются учащимися в системе знаний данного предмета, но под влиянием межпредметных понятийных связей осознаются, затем как обще-предметные и включаются в систему общих естественнонаучных знаний.

— Физико-химическая сущность процесса фотосинтеза раскрывается перед учащимися в X классе при изучении его в курсе общей биологии (с позиций общебиологического понятия об обмене веществ и всеобщего закона природы – превращения и сохранение энергии)

физики (фотосинтез рассматривается как частный случай фотохимических реакций при изучении химического действия света),

химии (при изучении углеводов, как каталитическая реакция синтеза сложных органических веществ в природе). При этом важно не дублировать материал, а создавать у учащихся обобщенное понятие фотосинтеза как цепи фотохимических реакций, которые начинаются с момента поглощения кванта света и заканчиваются сложными биохимическими, физиологическими и общебиологическими процессами. В свою очередь, обобщенное понятие фотосинтеза необходимо использовать для формирования мировоззренческого понятия о материальном единстве живой и не живой природы.

Формирование обобщенных межпредметных понятий происходит в процессе обучения в основном индуктивным путем, от конкретных представлений к абстрактным знаниям. Так, понятие электролитической диссоциации в обобщенном виде вводится в курсе химии (тема «Теория электролитической диссоциации», IX класс).

Но для осознания учащимися ее сущности необходима опора на усвоенные в курсе физики VII класса понятия: «два вида зарядов», «взаимодействие тел, имеющих заряды» (тема «Строение атома»), «электролит», «прохождение электрического тока в электролитах» тема «Сила тока. Напряжение. Сопротивление»), а также на изучаемое в курсах физики и химии общее понятие «ион». Совокупность этих понятий помогает учащимся усвоить механизм электролитической диссоциации. С другой стороны, усвоенное в курсе химии обобщенное понятие о процессе электролитической диссоциации важно использовать для активизации познавательной деятельности в курсе физики IX класса при изучении темы «Электрический ток в растворах и расплавах электролитов». При этом возможно усиление дедуктивного подхода, от более общего понятия электролитической диссоциации к более частным понятиям электрохимического и химического эквивалента вещества.

Таким образом, индуктивный и дедуктивный пути формирования общих естественнонаучных понятий не существуют в обучении изолированно друг от друга. Введение любого общенаучного понятия на старших и особенно на младших ступенях обучения требует опоры на эмпирические знания, на конкретные представления и более частные понятия. Этому способствуют межпредметные связи.

Формирование общих естественнонаучных понятий совершается в обучении ступенчато, от элементарных, односторонних до философских, многосторонних обобщений.

На первоначальном, пропедевтическом этапе на основе атомно-молекулярной теории происходит элементарное обобщение фундаментальных понятий «вещество», «энергия», «свойство», «процесс» (курс природоведения 5 класс; физика VI и VII классы; химия VII класс).

На промежуточном этапе развиваются основополагающие понятия «молекула», «электрон», «атом», «химическая связь», «химическая реакция» на основе электронной теории строения вещества и периодического закона Д.И. Менделеева (химия 8 класс; физика VII VIII классы; анатомия, физиология и гигиена человека VIII класс).

Обобщающий теоретический этап позволяет усвоить сущность понятий «элемент», «простое вещество», «энергия» на основе установления зависимостей между массой и свойствами, строением и свойствами, массой, составом, строением и реакционной

способностью веществ. Этому помогают межпредметные связи курсов химии, физики, биологии, географии.

Межпредметные понятийные связи необходимы для того, чтобы отразить «живую жизнь» в сознании ученика, развить его понятийное мышление, с помощью которого ребенок постигает и осмысливает окружающую его действительность.

Теория – это система научных знаний в определенной предметной области. В течение отражена взаимосвязь научных факторов, понятий, законов, следствий, практических приложений. Межпредметные теоретические связи означают поэлементное приращение новых компонентов общенаучных теорий из знаний, получаемых учащимися на уроках по родственным предметам, с целью усвоения ими теории как единого целого (в том объеме, в каком теория отражена в учебных программах).

Фундаментальную связь естественнонаучных предметов составляет теория строения вещества. Достаточно полно отраженная в школьных программах, она включает систему понятий о веществе и его строении: что такое вещество, его свойства; молекула и ее характеристики; атом, его строение, ион, электрон, ядро, его состав, элементарные частицы. Развитие этих понятий происходит путем обогащения их признаков в процессе преемственных межпредметных связей курсов физики и химии и конкретизации понятий в курсах биологии и астрономии.

Первоначальные представления о строении вещества учащихся получают в курсе физики 7 класса. Они усваивают понятие о молекуле как мельчайшей частице вещества, о ее массе, размерах, движении. Они узнают о различиях между агрегатными состояниями вещества с точки зрения молекулярно-кинетических представлений. При этом рекомендуется опора на знания, полученные учащимися в курсе природоведения 5 класса о температуре тела и способах измерения объема тел при нагревании и охлаждении, о свойствах воздуха и воды, о кристаллах на знания о механических свойствах тел, приобретаемым на уроках трудового обучения, на знания о порядке величин (математика). Опора на эмпирические сведения необходима для обоснования объективности понятии о молекулярном строении веществ.

И физика и химия изучают вещества и их свойства, но объектом физики является молекулярный уровень строения веществ, а объектом химии – атомный.

В VII классе при изучении темя «Строение атома» в курсе физики учащиеся, опираясь на знания из курсов природоведения и химии, усваивают первоначальные элементы электронной теории строения вещества: понятие об электроне, о строении атома и ядерной модели, о заряде ядра и числе электронов в атоме.

Развитие электронной теории строения вещества происходит в курсе химии VIII класса в темах «Периодический закон и периодическая система элементов «Д.И. Менделеева» и «Химическая связь. Строение вещества». Учащиеся могут применить знания по физике для объяснения новых явлений, например, строения электронных оболочек, движения электронов вокруг ядра, скорости их движения. Представлений учащихся о строении атомов происходит на примере наиболее просто устроенного атома водорода. Построение модели атома водорода позволяет перейти к изучению строения многоэлектронных атомов. Учащиеся получают понятия о расположении электронов в молекулах и в кристаллах, об ионной и ковалентной связях, об ионных, атомных и молекулярных кристаллических решетках.

На этом этапе теория строения веществ оказывается достаточно сформированной, чтобы выполнять свои объяснительные функции, которые и определяют познавательные цели дальнейших межпредметных связей физики и химии. Так, при изучении свойств жидкостей и твердых тел и их взаимных превращений (курс физики IX класс) необходимо применение знаний курса химии о строении разных типов кристаллических решеток.

Большое значение имеют знания о металлических кристаллических решетках для объяснения сущности таких физических свойств, как электропроводность, теплопроводность, пластичность, которые обусловлены наличием свободных электронов в металлических решетках. Понятия об этих свойствах учащиеся получают в курсе физики, а при изучении темы «Металлические и неметаллические свойства элементов» в курсе химии 9 класса учитель имеет возможность познакомить учащихся со строением металлических кристаллических решеток. Эти знания обогатят межпредметные связи в курсе физики 10 класса.

В курсах неорганической и органической химии 9 класса общее понятие о веществе обогащается новыми понятиями, которые отражают разнообразие веществ по их составу, структуре и свойствам, а также особенности превращений веществ в зависимости от состава и свойств (валентность, степень окисления, электровалентность, ковалентная связь, реакционная связь, реакционная способность и др.). Эти понятия конкретизируют понятие энергии, усвоенное учащимися в курсе физики. Межпредметные связи при их изучении необходимы для раскрытия всеобщих связей материи и энергии, что способствует подведению учащихся к обобщению понятия энергии как меры движения материи в курсе обществоведения.

Обобщение с помощью межпредметных связей естественнонаучных теорий и законов позволяет представить учащимся каждую теорию и каждый закон как частные случаи более широких теорий и законов. У учащихся развивается диалектический метод мышления.

Ш. Этапы подготовки к уроку с применением межпредметных связей.

Всю работу по подготовке урока и использованием межпредметных связей можно разделить на следующие этапы:

1. Этап начальной работы, на этом этапе обязательно проводится консультация с учителями, ведущими смежные дисциплины, с целью выявления объёма учебного материала, усвоенного школьниками. В ходе таких консультаций выявляются те знания, которые могут быть использованы в качестве межпредметных связей.

После проведённых консультаций можно составить методическую карточку межпредметных связей по проблеме, например

Межпредметные связи темы «Клетка».

Это тема – одна из центральных в предмете общей биологии и самая объемная. Степень перекрываемости содержания данной темы с другими дисциплинами очень высока. Вот почему значение межпредметных связей для раскрытия ведущих положений этой темы огромно и объективно необходимо.

ХИМИЯ: периодический закон и система химических элементов Д. И. Менделеева; строение молекулы воды; катализаторы; органические вещества – белки, жиры, углеводы…

ФИЗИКА: строение и физические свойства воды; три агрегатных состояния вещества.

ХИМИЯ И ГЕОГРАФИЯ: распространение в природе химических соединений элементов, преобладающих в клетке; распространение и круговорот воды в природе.

2. Раскрытие связи между строением и функциями структурных основных компонентов клетки

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ: категории диалектики: причина и следствие, содержание и форма, сущность и явление и д.р.

ИСТОРИЯ: понятие о системе, познаваемость мира.

ФИЗИКА: диффузия, плотность

3. Возникновение клетки как результат длительного развития материи

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ: способы и формы существования материи; материальное единство мира и его познание.

ИСТОРИЯ: понятие о развитие и его движущих силах.

ГЕОГРАФИЯ: этапы формирования земной коры.

4. Обмен веществ и энергии – основа специфической организации клетки и всех проявлений ее жизнедеятельности

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ: закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные.

ХИМИЯ: типы химических реакций

ФИЗИКА: понятие энергии и работы; 1 закон термодинамики.

5. Биологический смысл фотосинтеза – преобразование световой энергии Солнца в клетках

ФИЗИКА: необратимость процессов в природе; физическая природа света; химическое действие света.

ГЕОГРАФИЯ: строение атмосферы

ФИЗИКА И ХИМИЯ: внутренняя энергия вещества и ее преобразование

6. Реакция матричного синтеза – специфическая особенность живых систем.

ФИЗИКА: понятие энергии; преобразование энергии.

ФИЗИКА И ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ: понятие о матрице; понятие о регуляции и само регуляции.

Межпредметные связи темы «Возникновение жизни на земле»

ИСТОРИЯ И ЛИТЕРАТУРА: социально-историческая обусловленность развития науки; история борьбы науки и религии.

2. Рассмотрение сущностных критериев жизни в естественнонаучном плане

ХИМИЯ: основные классы органических соединений; минеральные вещества, свойства воды.

3. Поиск научно-материалистического ответа на вопрос, как из неживой материи возникла жизнь, как произошел качественный скачек в развитии материи

ХИМИЯ: превращение химических элементов; генетическая связь между классами химических соединений

ИСТОРИЯ: понятие о развитии и его движущих силах; борьба науки и религии

ГЕОГРАФИЯ: строение Земли

2. Следующий этап этой работы. Совместное составление учителями проблемных вопросов, задач направленных на активацию имеющихся знаний. Это достаточно сложный и ответственный этап, поэтому вопросы, которые составляются должны быть:

— сформулированы с учётом дальнейшего развития познавательного интереса на последующих уроках темы

— для ответа на вопрос должны требоваться знания смежных дисциплин и знания, которые будут получены на данном уроке

— желательно, чтобы вопросы начинались со слов : почему, объясните смысл, покажите взаимосвязь

— вопросы должны носить частный характер

Урок с применением межпредметных связей.

Урок « Дыхательные движения»

Учебно-воспитательная цель: сформировать у учащихся понятие о физико-химических факторах регуляции ритмичности дыхательных движений.

— давление газов, их объем, сжатие и расширение, манометр (физика, VI класс, «Давление жидкостей и газов»)

— деформация тела, сила упругости (физика VIII класс, «Применение законов динамики»).

Оборудование: таблицы «Органы дыхания», «Дыхательные движения», модель Дондерса, спирометр.

1. Повторение по вопросам:

1) Сущность процесса дыхания, его этапы.

2) Газообмен в легких.

3) Транспортировка газов кровью.

4) Газообмен в тканях.

2. Ознакомление с вопросом «Дыхательные движения».

1) Значение ритмичности входа и выхода для организма (беседа).

2) Работа межреберных мышц и диафрагмы при входе и выходе (объяснение по таблице).

3) Покойный вдох и выход, глубокий вдох и выход (сравнение по таблице «Дыхательные движения» и по рисунку учебника).

3. Обсуждение вопроса «Физико-химические факторы регуляции ритмичности дыхательных движений».

Постановка проблемного вопроса: «Почему после входа всегда следует выход, а после выхода – вход? Как объяснить ритмичность дыхательных движений?»

Этот вопрос поставил в середине XIX века военный врач Ф. Дондерс, пытаясь найти пути лечения больных, которые умирали из-за остановки дыхания даже от легкого ранения в грудную полость. Наблюдения показали, что легкие перестают работать из-за нарушения герметичности грудной полости. Для изучения механизма дыхательных движений была создана модель органов дыхания в грудной полости, которая получила название – модель Дондерса.

1. Какое значение для дыхания имеет герметичность грудной полости?

Ответ: Герметичность грудной полости поддерживает разность давления воздуха между атмосферой и легкими, которая необходима для его движения при вдохе и выдохе.

2. Объясните, как происходит вдох выдох по модели Донтерса?

Ответ: При вдохе объем грудной полости увеличивается. Это происходит благодаря одновременному сокращению межреберных дыхательных мышц, которые приподнимают ребра и диафрагму, которая становиться менее выпуклой и поэтому увеличивает объем грудной полости в вертикальном направлении. Легкие также расширяются, их стенки пассивно следуют за стенками грудной полости. При увеличении объем данной массы газа происходит уменьшение его плотности и давления. Воздух в легких становится разреженным, а в атмосфере остается более плотным и более высоким давлением, поэтому он поступает из атмосферы в легкие. При выдохе происходит уменьшение объема грудной полости, сжатие легких и воздуха в них. При сжатии газа значительно возрастает его плотность и давление. Оно становится больше атмосферного, воздух выходит в атмосферу.

Если ввести в ноздрю трубку, соединенную с манометром, можно измерить давление в легких. При вдохе давление в легких становится ниже атмосферного на 2 мм. Рт. Ст., при выдохе – выше атмосферного на 3-4 мм. рт. ст. В плевральной щели давление измеряют путем прокола грудной клетки полой иглой, соединенной с манометром. В плевральной щели находится плевральная жидкость. Ее давление всегда ниже атмосферного (отрицательное): во время спокойного входа – на 99мм рт. Ст., во время спокойного выхода – на 6 мм. рт. Ст. Отрицательное давление в плевральной щели способствует растяжению легочной плевры и увеличению объема легких при выдохе. При нарушении герметичности грудной полости давление на стенки легких снаружи из нутрии выравнивается, поэтому они уже не могут растягиваться и сжиматься вслед за стенками грудной полости.

3. Как поддерживается отрицательное давление в плевральной щели? Атмосферное давление прижимает легкие к грудной клетке изнутри. Растянутая эластическая ткань легких стремится сжаться. Растяжение – это один из видов деформации тела. В курсе физики VIII класса изучается понятие «сила упругости». Это сила, которая возникает при деформации тела и направлена в сторону, противоположную направлению смещения частиц тела при деформации. Сила, с которой сжимается эластическая ткань легкого, называется эластической тягой легочной ткани (Э). Атмосферное давление (А) затрачивается на преодоление эластической тяги легких (Э), которая направлена в сторону, противоположную направлению силы атмосферного давления. В результате давления в плевральной щели сохраняется отрицательным и равно А-Э, т.е. меньше атмосферного на величину эластической тяги легких, примерно на 6 мм рт. Ст. Другая причина сохранения давления отрицательным состоит в том, что плевральные листки имеют высокую всасывательную способность. Они быстро всасывают газы, которые попадают в плевральную щель, поэтому их концентрации в жидкости не увеличивается и давление не изменяется.

4. Какая причина заставляет новорожденного ребенка сделать первый вдох? Такой причиной является значительное увеличение концентрации углекислого газа в крови, который тоже регулирует дыхательные движения. Убедимся в этом опыте.

1. Сделайте и задержите дыхание. Проверьте по часам, через, сколько секунд вы непроизвольно вдохнете.

Вывод. Ритмичность дыхательных движений регулируют следующие физико-химические факторы: 1) постоянная разность давления воздуха в атмосфере и в легких, которая поддерживается благодаря герметичности грудной полости; 2) отрицательное давление жидкости в плевральной щели: 3) изменения концентрации углекислого газа (а значит) и ионов водорода в крови.

4. Рассмотрите вопроса «Жизненная емкость легких и тренировка дыхательных мышц».

1. Понятие жизненной емкости легких. Измерение емкости легких у учащихся с помощью спирометра.

2. Изменения потребности организма в кислороде и жизненной емкости легких в зависимости от физической активности человека.

3. Способы тренировки дыхательных мышц.

1. Почему во время операций на органах грудной полости подключают аппарат искусственного дыхания и кровообращений?

2. Какое значение для организма имеет сжатие легких путем введения воздуха в плевральную щель (пневмоторакс) с целью затягивания туберкулезных каверн?

3. Почему спортсмены имеют более высокую жизненную емкость легких?

4. Почему в кислородные подушки больным добавляют углекислый газ, хотя человек не может дышать этим газом?

Значение межпредметных связей для современного процесса образования.

Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Интеграция научных знаний предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежных со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении научных, производственных и народнохозяйственных задач. Теоретические основы многих производств составляют знания пограничных наук, например физической химии, биохимии и др. Повышается потребность в специалистах широкого профиля. Их подготовка происходит на основе политехнических знаний и умений.

Общими задачами для предметов естественнонаучного цикла, являются:

1) формирование научного мировоззрения, современной научной картины на основе усвоения системы научных знаний о природе;

2) идейно-политическое, нравственное, трудовое, патриотическое воспитание учащихся на базе формирования бережного отношения к природе, приобщение школьников к ее охране;

3) политехническая подготовка учащихся;

4) формирование общепредметных умений в видах деятельности, общих для данных предметов (познавательной, учебной, мыслительной, практической речевой, оценочной).

Реализация идеи межпредметных связей в педагогике и методике преподавания тесно связано с методологическими воззрениями педагогов на проблему синтеза и анализа научного знания как конкретного выражения дифференциации наук. Теоретическое и практическое решение этой проблемы изменялось в соответствии с развитием общества, его социальным заказам педагогической науки и школе. Утверждение и упрочнение предметной системы преподавания в современной школе неразрывно связано с развитием идеи межпредметных связей.

Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:

а) снизить вероятность субъективного подхода в определении в определении межпредметной емкости учебных тем.

б) сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук.

в) осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей.

г) формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве.

д) осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися.

е) изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.

Осуществление межпредметных связей на практике вызывает у учителей еще немало затруднений: как организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы они хотели и умели устанавливать связи между разными учебными предметами; как вызвать их познавательных интерес к мировоззренческим вопросам науки: каким образом соединить усилия учителей разных предметов в достижении воспитательного эффекта обучения?

Дальнейшее улучшение системы многосторонних межпредметных связей предполагает и дальнейшее совершенствование путей их реализации:

— планирование этой работы в школе, координацию деятельности всех участников педагогического процесса;

— эффективное использование межпредметных (комплексных) семинаров, экскурсий, конференций, расширение практики сдвоенных уроков, на которых могут решаться узловые мировоззренческие проблемы средствами различных учебных предметов и наук одновременно, с участием двух или нескольких учителей.

Проблема межпредметных связей носит комплексный характер. В ее решении необходимо объединение усилий ученых и учителей, творчески развивающих практические основы обучения.

Астанина С.Ю. Межпредметные связи на обобщающем уроке.- Биология в школе № 6,1999

Кондаков Н.И. Логический словарь справочник. – Москва, Наука. 1979

Кулагин П.Г. Межпредметные связи в обучении.- Москва: Просвещение,1983

Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. Москва: Просвещение,1984

Фёдорова В.Н., Кирюшин Д.М. Межпредметные связи – Москва: Педагогика, 1989

Фёдорова В.Н., Кирюшин Д.М. Межпредметные связи – Химия в школе №6,1999

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *