Установка мысли что нет окончательно доказанного знания
§ 6. Знания и познание
Критерием истинности знания всегда выступает практика, которая называется по-разному — эксперимент, опыт, действие, труд, тестирование, испытание, — но суть всегда одна. Критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо теоретические положения. Относителен потому, что сама практика развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать истинность знания.
Постоянный спутник истины — заблуждение. Истина и заблуждение — две противоположные, но неразрывно связанные стороны единого процесса познания. Заблуждение — знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Оно возникает непреднамеренно из-за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания. Заблуждения неизбежны и многообразны по своей форме: научные и ненаучные, религиозные и философские, эмпирические и теоретические. Заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (учение о «вечном двигателе»), либо становятся истиной (превращение алхимии в химию, астрологии в астрономию).
Заблуждение следует отличать от лжи — преднамеренного искажения истины в корыстных целях и дезинформации — передачи ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного. Ложные знания тоже появляются в процессе познания, но наука старается избавиться от них.
Научное знание выражается в форме суждения и претендует на истинность. Основой науки является опыт: эмпиризм (опыт) превратился в основополагающий принцип, а основными методами получения эмпирического знания в науке являются наблюдение и эксперимент.
Знание и информация
Знание понимается: а) в широком смысле как любого рода информация и б) в узком смысле как подтверждённая научными средствами информация. Мы будем пользоваться узкой трактовкой. Отсюда вытекает первая модель, демонстрирующая логическое соотношение объёмов понятий «информация» и «знание». Первое понятие шире второго. Будем считать, что «знание» — часть объёма понятия «информация».
Информация (от лат. informatio — разъяснение, изложение) — сведения, передаваемые одними людьми другим и процесс передачи или получения этих сведений.
Знания можно классифицировать по самым разным основаниям: содержанию, полноте, глубине, характеру, сфере приложения и др. Существуют гуманитарные и естественные знания; научные и обыденные; явные и неявные; глубокие и поверхностные; полные и частичные; фундаментальные и прикладные; истинные и ложные; проверенные и непроверенные; знание интеллектуальное и чувственное; эмпирическое и теоретическое. А ещё знания бывают устаревшими, книжными, учебными, надёжными, практическими.
Знание не зависит от личных качеств человека, оно выступает в качестве общезначимой и самодостаточной сферы деятельности. Напротив, информация может быть субъективной, содержать, например, слухи.
Знание — это не только и не столько информация, полученная вами из внешнего источника (а бывает ли внутренний источник информации?). Знания — это усвоенная в сознании человека информация.
Что осталось в таком случае в памяти студента — информация или знание? Информация продержалась в голове очень недолго, так и не став знанием. Другое дело, если бы сведения из учебника были осмыслены, закрепились в сознании, породили бы новые, теперь уже свои собственные, мысли. Такие сведения уже нельзя считать информацией. Это — знание. Оно проникло в мозг человека и, когда приходит время, актуализируется. Высказывая собственные мысли, вы делитесь своими знаниями. А вот если вы сообщили о давно произошедшем историческом событии, то поделились с собеседником информацией.
Итак, знание — это информация, пришедшая как гость и оставшаяся у вас как хозяин. Это нечто внешнее, превращённое во внутреннее, ставшее для вас важным.
Ступени познания
Современная философия считает, что познание проходит две главные ступени — чувственное и рациональное (логическое) познание. Чувственное познание — низшая ступень — осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений. В нём оказываются задействованными пять органов чувств — зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, являющиеся орудиями связи человека с внешним миром. Чувственные образы — это единственный источник всех наших знаний о внешнем мире. Но в чувственных образах фиксируется преимущественно внешняя сторона явлений, познаётся только единичное.
Что такое критическое мышление и как его развить
Рассказываем, зачем нужен широкий кругозор и умение задавать вопросы
Критическое мышление — один из ключевых навыков XXI века, позволяющий анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе проведённого анализа, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.
В современном мире мы окружены информацией, она поступает из разных источников и нуждается в переосмыслении и проверке на достоверность. Благодаря критическому мышлению мы видим нестыковки и противоречия, можем отсеять неточные данные и отделить факты от их интерпретации.
Зачем нужно критическое мышление
Учёба
Критическое мышление помогает при выборе источников, на которые мы опираемся во время обучения, учит видеть причинно-следственные связи, обобщать и структурировать информацию, аргументировать свою позицию и видеть слабые места в позиции других. Критическое мышление важно при изучении предметов, в которых необходимо уметь рассуждать, так как единственно правильного ответа на вопрос не существует: истории, философии, политологии, обществознании. Чем выше уровень критического мышления, тем проще даётся освоение школьной программы и программы вуза.
Работа
Сегодня специалисты в любой сфере должны уметь не только хорошо выполнять рутинные действия, но и принимать нестандартные решения, находить новые пути и подходы к решению проблем. Высоко ценятся люди, умеющие грамотно вести дискуссию и доказывать свою точку зрения. Критическое мышление помогает оценивать рабочие задачи с разных сторон и помогает избежать ошибок, связанных с неточностью или недостаточностью информации.
Повседневная жизнь
Человеку каждый день приходится самостоятельно принимать решения, порой на основе неполной или недостоверной информации. Эти решения касаются не только учёбы или работы, но и здоровья, быта, личных отношений. Критическое мышление позволяет выбрать оптимальный вариант действий, избежать серьёзных ошибок или быстро найти способ их исправления.
Как развивать критическое мышление
Пополняйте копилку знаний
Критически мыслить невозможно без достаточного количества знаний об окружающем нас мире. Чем больше знаний — тем проще сравнивать и анализировать. Прежде чем критически оценивать проблему, её необходимо рассмотреть со всех сторон, увидеть ситуацию в контексте других событий, проследить за её развитием во времени.
Постоянно пополняйте знания в самых разных областях:
Учитесь задавать вопросы
Любопытство и жажда познания — основа критического мышления, а чтобы удовлетворить эту жажду, необходимо уметь правильно формулировать вопросы. Тренируйтесь задавать вопросы на самые разные темы. Например, поставьте себе задачу придумать пятьдесят вопросов о любимом фильме, книге, картине, явлении или событии окружающего мира, предмете или конкретной теме школьной программы. При изучении любого вопроса интересуйтесь всеми аспектами, рассматривайте проблему с разных сторон и уточняйте детали, задавая вопросы.
Читайте и анализируйте тексты
Критическое мышление развивается благодаря постоянному анализу информации из книг и интернета. Разбирайте каждый прочитанный текст, например, по такой схеме:
Анализируя текст, обязательно формулируйте собственное отношение к проблеме, выстроенное на фактах, аргументах и логических рассуждениях.
Обращайтесь к альтернативным источникам информации
Критическое мышление обязательно предполагает знакомство с разными, иногда противоположными мнениями о проблеме. Изучая вопрос, обращайтесь к разным источникам, сопоставляйте полученную информацию, оценивайте её на логичность, полноту, достоверность, выявляйте несоответствия. Достоверная информация — та, что получена из проверенных официальных источников и подтверждена конкретными фактами. Статьи в интернете обязательно должны содержать ссылку на первоисточник.
Придумывайте варианты
Мыслить критически — это значит видеть разные варианты развития ситуации в зависимости от тех или иных факторов и уметь вычленять из этих вариантов самый оптимальный, удобный и эффективный.
Анализируйте ошибки
Мы верим: не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибка — это не повод для самоуничижения, а способ разобраться, как поступить в следующий раз умнее, лучше и эффективнее. Конструктивно подходите к разбору каждой ошибки: найдите её, оцените причины, которые к ней привели, придумайте варианты, как её можно было избежать.
Специальные упражнения и методики
Шахматы
Игра в шахматы развивает логическое мышление, учит видеть причинно-следственные связи и прогнозировать развитие событий. Полезно не только играть в шахматы, но и решать шахматные задачи.
Ребусы, головоломки и логические игры
Решение ребусов и головоломок развивает внимание и логику, улучшает скорость мышления, учит замечать мелкие детали, отделять главное от второстепенного. Подойдёт самое доступное — судоку, кубик Рубика и пятнашки.
Настольные игры, развивающие логику и воображение
Методики развития нестандартного мышления
Что запомнить:
также встречается определение — латеральное мышление
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Новое время. Чтобы найти истину, каждый должен хоть раз в жизни освободиться от усвоенных им представлений и совершенно заново постро- шпъ систему своих взглядов.
Чтобы найти истину, каждый должен хоть
раз в жизни освободиться от усвоенных им
представлений и совершенно заново постро-
шпъ систему своих взглядов.
Научная революция XVII в. связана с именами Ф. Бэкона(1561 — /626), Т. Гоббса (1588-1679), У. Гарвея (1578-1657), П. Гасевди (1592-1655), Р- Декарта (1596—1650) и др. Они хотя и были современникамн Д. Бруно, Г. Галилея, И. Кеплера, но представляли иную — новоевропейскую — культуру, определившую линию развития европейско-американской цивилизации по пути промышленного развития. Реформационные преобразования создавали более зрелые социокультурные условия для новаторской научно-философской мысли — «великих систем». Бурное развитие раннекапиталистической эпохи снимало традиционное преклонение перед античной и книжной ученостью. Последняя основывается на формализованных ар-
гументах, для которых эмпирические подробности второстепенны. Но ничто так не окрыляет фантазию, как отсутствие фактов. Пантеистически-деистическая натурфилософия, сочетающая в себе идеи платонизма, мистицизма и сенсуалистического эмпиризма, глубокие прозрения и фантастические измышления, уступает место научной мысли, вооруженной опытно-математическими методами познания.
Новая наука пошла по пути, дающему достоверные знания экспериментально-математическимпознанием, истинность которого проверяется (верифицируется) опытным путем. Формирующееся естествознание охватывает неодушевленную природу, то есть мир физических (протяженных) тел. Физическая парадигма выражает концепцию «causa sia» — все естественное имеет естественную же причину. Это лишает физическую природу «качеств», а ссылки на ее «божественность» рассматриваются как мистика и невежество. К метафизическим толкованиям подобного рода требуется безусловная вера, по не знание.
Новое знание получает обоснование с помощью методов точного, преимущественно количественного, исследования: измерения, взвешивания, нагревания, измельчения, растворения, кипячения, плавления и тому подобных процедур (ученый считает). Это даст возможность фиксировать получаемые результаты в числах и подвергать их анализу методами математики. Новоевропейская наука, исходя из принципа служения природы человеку, стремится к получению бесспорного и точного, выгодного и удобного для практического применения знания. Данное стремление обнаруживает закономерную связь между экспериментально-математической наукой и техническим развитием общества. Успехи механистического объяснения объектов еще скромны и не позволяют дать естественнонаучное объяснение многих явлений природы или предсказать их появление. Однако они способствовали быстрому росту производительных сил и подготавливали интеллектуальные предпосылки промышленного переворота XVIII в.
Развитие новоевропейской культуры в первой половине XVII в. акцентирует внимание па двух проблемах: что такое наука и каковы ее методы? Их решение, в свою очередь, связано с двумя вопросами; каково отношение науки с религией и философией?
Ф. Бэкон(1561-1626) провозгласил в «Новом органоне» предназначение и цель новой науки — познание доступной опыту природы и достижение господства над ней ради повышения благосостояния общества и совершенствования производства (технико-механическая компонента) (12, 2). Достижение данной цели связано с решением проблемы соотношения веры и разума, теологии и философии (последняя продолжает отождествляться с наукой). Наряду с пуританскими основоположениями, Бэкон разделял концепцию двух (двойственной) истин, разграничивающую теологию (веру) и философию (науку) по их предметам.
Теологияявляется областью знания, которая использует абстрактно-схоластическую дедукцию, исходящую из положений божественного откровения (а не ту, что используется в математике). Божественная природа иррациональна и опирается только на документы Священного писания Доктринальные положения теологии имеют отношение, прежде всего, к
духовному (бестелесному) миру, касаются жизни верующих и опираются только на «внутренний» опыт (богословско-схоластическое мышление). Особенность получаемого при этом теологического знания заключается в том, что его нельзя проверить и разъяснить. Поэтому библейские тексты либо не зависят от суждений фактического характера, либо содержат аллегории и метафоры.
Философия— это область знания, использующая концептуально-понятийную форму как отражение особенностей конкретных и единичных ве-щей. Понятия основываются на «внешнем опыте» человеческих чувств (естественный разум) и индукции. Познание внешнего (телесного) мира приводит к естественным законам, то есть описанию того, как ведут себя веши, независимо от божественных установлений. Таким образом, философия увязывается с естественнонаучной мыслью. Она также затрагивает и самые общие положения, касающиеся мира и человека, оставляя в стороне частные положения вероучения.
Однако теология (вера) и философия, различаясь по своему предмету, не вступают в конфликт между собой. Имеющая место «двойственная истина» отражает независимый (нейтральный) характер рациональной философии от вероисповедальных — иррациональных —- догм богословия. Такой подход вел к высвобождению новой философии из подчинения теологии и разрыву союза со схоластическо-философской традицией. Тем самым открывалась возможность перехода к новому (по сравнению с предыдущим) способу познания, характеризующему Новое время. Философия из служанки богословия превращается в «служанку» истины. При этом новая философия продолжает рассматриваться как синоним науки.
Опытная наука — физика (астрономия) — в познании природного мира с помощью внешних чувств опирается на практические предписания, то есть правила процесса познания, или метод. Однако Бэкон еще не усвоил методологическое значение математики и исходил из того, что философские рассуждения, построенные по ее принципам, выводят исследователя за пределы опыта (проверяемости опытом). Поэтому математизированная методика не может привести к истинному знанию.
Бэкон в «Новом органоне» разрабатывает генерализирующий метод — элиминативпой (отбрасывающей) индукции, или индуктивныйметод. Он позволяет подводить частное под закономерность посредством накопления достоверных фактов как основного элемента процесса исследования. Пользующийся индуктивным методом разум создает порядок, состоящий в подчинении абстрактного конкретному.
До сих пор в качестве основного выступал абстрактно-схоластический дедуктивный метод, с помощью которого выводили из Библии абсолютные истины, закрепляемые декретами Вселенских соборов. Сила его была в том, что, сделав один шаг в доказательстве, ученый обязательно сделает все последующие шаги. Но в этом заключалась и слабость данного метода: отказавшись от более поздних шагов, следовало отказаться и от некоторых более ранних. Спасительным в этой ситуации являлось то, что обосновываемые богословские догмы не дозволялось ставить под сомнение. Однако даже «сжечь» ученого не означает убрать его сомнения — опровергнуть.
Прогресс опытной науки, опирающийся на экспериментально установленные факты, «взорвал» схоластическо-философские и натурфилософские (качественная физика) спекуляции как бессмысленную работу по получению знания посредством абстрактно-схоластической дедукции.
Опора на индуктивный метод формирует эмпиризмкак естественнонаучное добывание, первичную обработку и опытную проверку полученных с помощью эмпирических методов теоретических выводов. Бэкон одним из первых обратился к решению проблемы метода мирского познания, имеющего общезначимый смысл (для всех наук). Этим он стремился открыть разуму новую дорогу и дать ему новые средства помощи (процедуры исследования и доказательств) для эффективного пользования правами на природу. Правильное мышление опирается на простые и точные «правила ума» в деле отыскания истины. Они позволяют восходить по лестнице научного познания от ощущений и частностей (лучше известного), поднимаясь постепенно к меньшим, затем средним и, наконец, к общим (последним) аксиомам (неизвестному) (2, 61).
Методическое наблюдение естественного источника — великой книги природы, планомерно организованный эксперимент позволяют устанавливать (измерять) неизменные свойства вещей и явлений, описывать (объяснять) обусловливающие их естественные закономерности. Тем самым наука (естественная философия), вооруженная индуктивным методом — правильно построенным исследованием законов природы, одерживает победу над «мудростью греков» и «себялюбивой мудростью схоластов», случайно «набредающих» на истину. То, что не может быть продемонстрировано с помощью метода, является мнением и верой.
Эмпиризм, культивирующий индуктивный метод, антидогматичен тем, что подчеркивает незаконченность познавательного процесса: каждое суждение верно лишь в рамках определенного круга фактов. Это дало основание Бэкону сказать: «Истина — дочь времени». Если возникают новые факты или видоизменяются старые, то следует, разумеется, изменить и само суждение. При этом право выносить последнее на основе личного опыта принадлежит человеку (мыслящему Я), руководствующемуся здравым размышлением. Тем самым человек признается способным к критической переработке опыта. Отсюда вытекает идея подчинения реального человека (его страстей) требованиям разума как основе расцвета всех его сил.
Деятельности беспристрастного разума мешают идолы — призраки, являющиеся помехами на пути истинного познания. Они связаны с миром чувств (субъективное), примешиваются к природе вещей, из-за чего последние предстают в искривленном виде. Поэтому разум, чтобы руководить научными занятиями и практической деятельностью, должен быть очищен от призраков, наводящих «порчу» познанию. Их четыре группы:
1) призраки рода, имеющие основания в самой природе человека;
2) призраки пещеры, обусловленные малым миром (индивидом или груп
пой);
3) призраки рынка, вытекающие из общения людей;
4) призраки театра, поселившиеся в душе людей из-за превратных за
конов (разных теолого-философских догматов).
Данные призраки обусловливают антропологические (субъективные), неотделимые от природы человека причины заблуждений. Знание их, пользование научным методом помогает избегать западни призраков, а практические успехи науки (изобретения) помогают отличать истину от заблуждений. Пользующийся правильным методом разум создает порядок, который состоит в подчинении абстрактного конкретному.
Опытная наука, освобождая природу от божественного влияния, формирует новый критерий научности. Во-первых, требование исходного начала, опасно начинать с общих принципов (аксиом) и выводить из них следствия, так как принципы могут оказаться ложными, а само рассуждение — ошибочным. Наука начинается с конкретных фактов (а не с допущений), устанавливаемых при помощи наблюдения и экспериментов. От определенного числа фактов переходят к общему правилу: если оно верно, то факты становятся его частными случаями. Опытно-экспериментальные рассуждения (без помощи откровения) устанавливают факты и объединяют их в законы, обеспечивая проверяемость полученных знаний.
Во-вторых, общее правило не считается окончательным, а принимается в качестве рабочей гипотезы, которая после подтверждения превращается с истину. Кроме того, если гипотеза удачная, то она позволяет в ряде случаев предсказать будущее: некоторые не наблюдавшиеся ранее явления будут при определенных условиях наблюдаться. В этом случае она также подтверждается и становится теорией (заключительным выводом). Не подтверждающиеся гипотезы опровергаются (фальсифицируются) и отбрасываются. После этого следует выдвинуть новую. Поэтому наука имеет дело с предположительной, а не абсолютной истиной — она антидогматична. Теория, основанная на фактах, может стать основой для новой, более общей гипотезы и т. д. Данный процесс обобщения безграничен.
Основанная на науке техника (механика) увеличивает производство, создает удобства и удовольствия. Эта практическая сторона («техническая истина») придает науке значимость и убедительность. Следовательно, знание перестает быть только разумным отражением действительности и становится практическим орудием управления сю. Бэкон выразил данный факт в тезисе: «Знание — сила».
Ориентация на практическую пользу опытно-экспериментальных знаний вела к своеобразному «приземлению» философии (пауки), то есть снятию границы между почетной творческой деятельностью (философия, политика, религия, военное дело) и нетворческой (ремесленной), связанной с материальным производством и повседневной жизнью (техника, торговля, медицина, искусство и т. п.). Тем самым преодолевается традиционное различие науки и искусства (тсхнэ). В последующем они употребляются как синонимы. На основе идеи равенства познавательных процессов формируется концепция познания как процесса, руководимого методом, обеспечивающим достижение истины. Отсюда вытекало, что познание — это техника (процедуры), которой надо овладеть: всякое знание является техническим (процедурным). Сама наука начинает превращаться в новый социальный институт, способствующий созданию промышленного производства (второй природы), обеспечивающего общественное развитие.
Физика — это экспериментально-математическое исследование природы, в котором математическая (геометрическая) интерпретация физической реальности предстает как «вещь протяженная». Она познается посредством «идей» (врожденных идей), понимаемых как внеопытные, свойственные от природы состояния человеческого сознания. Они имеют характер аксиоматической непререкаемости, не требующей дополнительного и длительного обоснования. Идеи являются предметами понимания (мышления), то есть элементами психического мира, когда «ум» обращается к исследованию (рефлексии) собственной деятельности. Поэтому познание имеет дело не с реальностью, а с идеями, с помощью которых она выражается и познается. В этом исходном пункте заключается принципиальное отличие декартовской концепции от аристотелсвско-томистской «метафизики*, в защите от которой нуждалась физика. Для последней «идея» — это подлинная реальность, «животворящая» основа сущего, раздробляющаяся на множество эмпирических воплощений.
1 В условиях католической инквизиции Декарт проповедовал правило, что рошо прожил тот, кто хорошо укрылся». Узнав об осуждении Галилея, он бежя из Франции в веротерпимую протестантскую Голландию, где с большой осторожностыо продолжал развивать свои идеи.
Декарт в «Рассуждениях о методе» исходят из того, что способность здравомыслия — правильного суждения и отличия истинного отложного — от природы у всех людей одинакова (25). Однако недостаточно иметь хороший разум, надо еще уметь хорошо его применять. В этом смысле ученого отличает знание правильного метода, чему можно научиться. В качестве генерального он рассматривает дедуктивныйметод, опирающийся на математику, что обусловливает строгость логических операций и совершенствование методики доказательств, а также уберегает от мифотворчества. Такой подход к получению «истин разума» закладывает идею рационализма и открывает дискуссию с «жалким эмпиризмом», опирающимся на чувственный опыт.
В дихотомии «чувственности и разума» Декарт исходит из ограниченности знания, получаемого с помощью органов чувств, связанных с эмоциональной заинтересованностью и страстью. Поэтому чувственно фиксируемый мир есть ложное бытие, и такое знание необходимо исключить из науки. Критерий истинного познания связан не с миром вещей и чувственных данных, а с мышлением (самосознанием). В нем разум как интеллектуальное познание есть высший этап познавательной деятельности. Отсюда следует, что решение проблемы совершенствования разума является «самым полезным» в жизни. Необходимо помочь человеку развивать присущую ему разумность, дать ему правильный метод познания закономерностей природы и принципов нового общества.
Решение задачи «очищения» разума человека от искажений чувственно фиксируемого мира связано с проблемой заблуждения. Последнее Декарт рассматривает как результат «свободной воли» человека, независимой от разума и предпочитающей желаемое истинному. Поэтому «свобода воли» нуждается в обуздании авторитетом (гносеологическим, правовым и т. п.). Это означает, что способность заблуждаться неотделима от самой способности познания, то есть она неустранима. Но в то же время конкретное заблуждение преодолимо (при неустранимости его гносеологической основы).
Рациональное познание с помощью разума способствует искоренению системных заблуждений. Разум не признает никаких авторитетов и опирается на принцип очевидности для «ясного и внимательного ума». Этот принцип реализуется с помощью интеллектуальной интуиции, открывающей аксиоматические истины, — «внутреннего опыта» — и математики (геометрической аксиоматики). Интеллектуальная интуиция как «естественный свет» усматривает фактическое положение вещей в их данности мышлению, исключающему всякое сомнение. На последнем Декарт акцентирует особое внимание, рассматривая сомнение как подтверждение достоверности акта мышления: «мыслю, значит существую». Принцип сомнения — это не скептицизм, а научное устремление методологического характера. Благодаря ему происходит очистительная работа по высвобождению разума от предрассудков и других оков, которыми он обременен. Тем самьм предопределяется вывод как основное, не вызывающее сомнения, положение. Рассматриваемый принцип допускает ведущую роль научной гипотезы в процессе получения нового знания, Любое явление должно быть
поставлено под сомнение до тех пор, пока существование его не будет доказано логически, исходя из интуитивно-гипотетической посылки. Данная самоочевидность обретает аксиоматический характер и не нуждается в последующих ни логических, ни опытных доказательствах.
Однако разум — это лишь потенциальная сила, и привести ее в действие может только метод, который вооружает умозрительность (логический процесс) необходимыми правилами, применяемыми субъективно, то есть вне связи с законами исследуемых объектов. Декарт исходит из того, что чувственность как источник знания не чиста. Поэтому ее нельзя возводить в принцип истинности, как это делают эмпирики. Для него основным методом является рационалистическаядедукция: в процессе сомнения отвергать мнения, принимающиеся па веру как ложные, чтобы принять некоторое одно (общее) в качестве истинного утверждения, поскольку оно не допускает уже сомнения, и с уверенностью строить на нем систему достоверного знания (двигаться к частным следствиям), проверяемого опытом. Пользующийся правильным методом разум создает порядок, который состоит в подчинении конкретного абстрактному.
Разработкой универсального метода — учением о методе для всех наук — должна заниматься философия. Из нее заимствуются принципы для других наук. Открывая законы разума, методы мышления, философия является самостоятельной абстрактно-теоретической наукой — наукой наук (царицей паук). Все другие научные дисциплины заимствуют из нее принципы познания. Поэтому философия, хоть и разводится с естествознанием, но признается полезной и практичной для познания и жизни. При этом теория познания выступает в роли посредника между философским знанием, выполняющим методологическую роль, и естественнонаучным опытом.
Человек, пока он составляет часть природы,
должен следовать ее законам.
Решительным поворотом в Новое время в рассмотрении реального процесса человеческой жизнедеятельности стала универсалистская механистическая концепция мира (гигантский механизм), которая включала и человеческое общество. Р. Декарт первым осуществил переориентацию к естественнонаучному подходу к человеку как естественному телу природы и подчинению его природным законам Поэтому учение о человеке составляет у Декарта часть физики, являющейся разделом естественной философии. То, что человек не только естественное, но и общественное (мыслящая всшь) существо, составляет его «вторую природу». Разум — это то, что делает нас людьми. Психическая модель субъекта и его деятельности состоит из наблюдаемых элементарных психических процессов (страстей), которые поддаются естественнонаучному (механистическому) объяснению. В сочинении «Страсти души» Декарт осуществляет попытку рассмотреть страсти (деятельность души), бывшие раньше предметом теологии, как физик, то есть с позиций механики. Данные исходные посылки привели
к созданию объясняющей науки об обществе, построенной по принципу так называемой «социальной физики»и демонстрирующей приложимость методов естествознания (точных наук) к истолкованию социальных проблем. Таким образом, начинает формироваться социальное познание как новый способ считывания мира, выходящий за каноны традиционной метафизики.
Декарт исходит из того, что человек — «телесная машина», которая обслуживает пас. Она должна быть хорошо отлажена, чтобы эффективно (с пользой) функционировать. Благодаря страстям и разум но-воле вой способности, человек, в целях оптимизации своего существования, либо приспосабливается к внешнему миру, либо вступаете ним в конфликт. Отсюда вытекает необходимость упорядочения участия психики в жизнедеятельности человека. Для этого надо научиться переделывать мозг людей и делать их способными отличать истину от лжи, воспринимать установки и принципы нового общества. Но это столь же сложно, как, к примеру, давать сражения. Особую роль в научении человека управлять своими страстями, которые по Декарту существуют во имя физических процессов (поведения), играет мораль как некая техника самообуздания.
Для оптимального функционирования телесной машины необходимо упорядочение эмоций и экономное их расходование. Этому способствует разум, вооруженный методом и использующий волю как противовес давлению страстей. Тем самым тело и душа оказываются связанными, а последняя обуздывает (дисциплинирует) чувства и через них управляет телом. В результате, разум играет в руководстве нашим поведением ту же роль, что в гражданской жизни полицейский на улице.
Образованный индивид оказывается способным силой своего разума и в духе стоицизма преодолевать противоречия социальной жизни. При этом рациональный стоицизм XVII в. обосновывал идею единства непреложных законов природы, естественных законов политического устройства и при-родосообразной жизни людей в рамках протестантской этики самоконтроля и скромности человеческих притязаний (удобство, расчет, выгода). Декарт оставляет открытыми вопросы создания гармонического общества (общественного тела) и акцентирует внимание на том, что нужно стремиться менять скорее свои желания, чем порядок мира. Нужно стремиться приучать себя к мысли, что нет ничего, что было бы целиком в нашей власти, кроме наших мыслей (сомнения).
Механистическая концепция «природы человека» была продолжена в общественной теории Т. Гоббса (1588—1679), сводящего социальную физику в «Левиафане» (государстве) к твердо (репрессивно) организованному порядку. Он продолжает отстаивать право естественнонаучного взгляда на область человеческой (психической) деятельности. Осуществляется это с позиций эмпиризма, то есть как завершение изучения физической реальности исследованием психической (духовной) деятельности на опытно-экспериментальной основе.
Философская система Гоббса состоит из двух частей: естественной философии и учения о государстве. Одним из разделов первой является физика, которая включает в себя учение о неодушевленных телах, животных и
о человеке. Занимаясь человеческими страстями, физика выступает и как этика. Необходимо отметить, что учение о нравственности истолковывалось в широком смысле и приравнивалось к общей теории специфической человеческой деятельности. Слово «моральный» употреблялось как противоположное слову «физический» (телесный).
Поскольку человек создает «искусственное тело» —- общество, то возникает потребность в учении о государстве, В нем наука о «человеческой природе» получает социально-политическую определенность через решение вопросов создания новых благоприятных условий общественного устройства и системы социальных отношений, учитывающих жизненные ориентации обычного человека (здравый смысл). Учение Гоббса о государстве носит рецептурный характер и отличается детальной проработкой максимально разумных правил (технологии) управления подданными и организации государственной власти, предлагаемых правителям для реализации. При этом Гоббс выражает особое, функциональное отношение к религии, которую он рассматривает как продукт невежества. Но в силу того, что религия способствует поддержанию гражданского мира, она является полезной для государства как «социальная узда».
Будучи эмпириком в изучении природы, Гоббс специфически понимает опыт в психологической сфере. Он наделяет его смыслом внутренней самоочевидности для данного субъекта на основе самонаблюдения за психическими процессами (сознанием, мышлением). Поэтому главным инструментом познания природы человека является интроспекциякак самопознание переживаемых психических состояний. Это выражено у него ъ максиме: «Смотри внутрь себя и соображай по поводу того, что заметишь в себе самом». Логика эмпиризма имела аналитический характер и заключалась в расчленении интроспективной картины сознания на простейшие элементы, из комбинации которых нужно получить абстракции высших степеней — конструкции из четко фиксированных элементов.
Гоббс исходит из посылки, что все идеи (признаки) вытекают из ощущений, а последние есть результат физического взаимодействия внешних тел и органов ощущений человека. Для того, чтобы определить смысл идей, необходимо свести все наличное богатство непосредственно данных самонаблюдению «умственных объектов» к реально порождающим их ощущениям. Поэтому, в отличие от Декарта, он считает, что идеи имеют лишь субъективное «призрачное существование». Они составляют лишь кажущееся бытие, которое представляется человеку как некая духовная реальность, обладающая непосредственной очевидностью (наличным бытием), если только он пожелает заниматься самонаблюдением. Данный субъективно-интроспективныйподход является отправным пунктом для дальнейшего понимания естественных законов социального поведения человека и общества.
В конструировании социального мира Гоббс исходит из реального факта — забота о материальных запросах, удовлетворении природных склонностей и о собственном физическом здоровье является безоговорочно неотъемлемым правом каждого человека. «Первое основание естественного права состоит в том, чтобы каждый защищал свою жизнь и оберегал члены своего тела, как он только может» (! 9, 1, 304). Данное природное равенство людей обусловливает естественное право как изначальное зло, которое инициирует «войну всех против всех» за удовлетворение собственных эгоистических интересов, поэтому «естественныйчеловек» — это антисоциальное существо, находящееся в несвязанных (необщественных) формах существования. Данный характер отношений обусловливает необходимость целесообразного соглашения — договора между людьми как обязательного условия нормального (мирного) функционирования социального механизма.
Гоббс конструирует социальный мир исходя из закона самосохранения, который с механической неизбежностью вытекает из стремления индивида к пользе (удовлетворение собственного интереса) и честолюбия (реализация психических притязаний). Оба стремления в естественном состоянии вызывают всеобщую вражду («человек человеку — волк»), то есть постоянную войну, ставящую под угрозу само бытие индивидов. Отсюда вытекает страх друг перед другом, как основа безусловного стремления к власти и господству. Под властью он понимает свободное и разумное соглашение, необходимое для создания твердого порядка подавления как гарантии заключенных соглашений. Условием такого отчуждения от индивидов определенных прав является очевидная для всех его необходимость. «Итак, каждое объединение образуется ради пользы или славы, то есть
1 Гоббс стоит на номиналистической позиции и специально занимается семантическим анализом (знаковой природой языка), разрабатывает классификацию имен, необходимых для обозначения и познания различных классов объектов. Это необходимо для такого соглашения людей относительно знаков и слов (меток), кото-Рое упорядочивает и ограничивает произвол речевой деятельности: «Истина не есть свойство вещей. она присуща только языку» (19, I 80).
ради любви к себе, а не к другим» (19, 1, 301). Таким образом, «гражданское общество» — это навязанная человеку форма существования, обеспечивающая правила благоприятного общения между людьми.
«Стоимость, или ценность, человека подобно всем другим вещам, есть его цена, то есть она составляет столько, сколько можно дать за пользование его силой, и поэтому является вещью не абсолютной, а зависящей от нужды в нем и оценки другого» (19, 2, 118). Отсюда и моральные ценности, как особого рода связи между эгоистическими индивидами, являются системой установлений общества (государства), выражающей реальные отношения полезности. Таким образом, социальная жизнь, принимающая механистически упорядоченную форму посредством разума, становится доступной познанию и управлению с помощью авторитарного государства. Наилучшая форма правления — это монархия, где королевская власть не божественна, а естественна.
Знающий не может действовать иначе как разумно, безжалостно подчиняя живого человека, его страсти, требованиям разума. Это залог собственного самосохранения и собственной выгоды. В целом, постулаты протестантизмаи потребности раннебуржуазного общества получают теоретическое обоснование в учении об общественном договоре и практическое — в английском парламентском королевстве.
2.2. Позднее Новое время
Физика берегись метафизики.
XVII в, в Европе носил сложный и контрастный характер: протекает процесс формирования абсолютных национальных государств, одерживают победу ранне капиталистические преобразования (Англия, Голландия и др.), но и сохраняются государственные структуры феодального общества (Германия, Испания, Италия и др.). В сфере духовной культуры выражена тенденция ее расчленения на отдельные разделы, каждый из которых подвер-
гается дифференциальной разработке. В частности, паука четко отделяется от художественно-образного постижения действительности, объединяющего в одном лице художника и ученого. Локализация и дифференциация наук о природе ведет к увеличению объема и усложнению комплекса естественных наук и знания. В результате, преодолевается цеховая замкнутость научной деятельности, абстрактное стремление к чистому знанию, и подчеркивается связь с практическими потребностями своего времени,
Единая и доступная универсальному уму научная (энциклопедическая) деятельность, объединяющая способность к философствованию с естественно-технической эрудицией, также подвергается «разделению труда» между естествознанием и философскими исследованиями. Возрастание роли точных наук, обретающих новые методы познания, основанные на примате опытно-экспериментального начала, актуализирует проблему их взаимоотношения с философией. На основе достижений естественных наук, связанных с неуклонным стремлением к строгому количественному определению, формируется механистическая картина мира. Желание получить достоверные знания о сложностях социального развития также ориентируется па каноны постижения физического мира.
В результате, на рубеже XVII—XVIII веков начинает формироваться новая парадигма признаковнауки: а) приоритет реально существующего (настоящего) над должным; б) опытно-экспериментальные методы решения научных задач; в) логические правила и принципы построения теоретического знания; г) проверяемость получаемых знаний. Данным признакам соответствует понимание науки как совокупности организованного духовно-практического знания, основанного на фактах и получаемого с помощью опытно-экспериментальных правил и процедур. Этому канону соответствует в полной мере лишь естествознание; оно становится синонимом науки с физико-математическим эталоном. Таким образом, вызревает тенденция дефшософизации науки, дистанцирования ее от философии (метафизики), которая в полную меру разворачивается на рубеже XVIII—XIX веков.
1 Данная установка была выражена в афористическом утверждении Ф. Лассаля: «Философия — это то сознание, к которому эмпирические науки приходят относительно самих себя».
Позднее новоевропейское познание, с одной стороны, освобождается от схоластико-теологических установок, ведущих к вере и мнению. С другой — углубляет дискуссию эмпиризма и рационализма,требующих для достижения достоверных истин и научном познании приоритетного использования предлагаемых ими генеральных методов либо индукции, либо де-духции. В результате, между эмпиризмом (опытно добываемым и проверяемым знанием) и рационализмом (логико-математической доказательностью) вызывает конфронтацпонное столкновение.
Дата добавления: 2014-12-30 ; просмотров: 17 ; Нарушение авторских прав