Установите в чем лексическое и грамматическое различие
Всем здравствуйте?
1)Больной ребёнок, Больной выздоровел
2) Ванная комната, Ванная отремонтирована
3) Учительская комната, Учительская на втором этаже
4)Мучное кушанье, Мучное утоляет голод.
2)ванная(имя прилагательное) комната ; ванная(имя существительное) отремонтирована.
3)учительская(имя прилагательное) комната ; учительская(имя существительное) на втором этаже.
4)мучное(имя прилагательное) кушанье ; мучное(имя существительное) утоляет голод.
Составьте предложения с данными словосочетаниями)
пожалуйста помогите любимые : *
Задание по русскому языку за 7 класс?
Задание по русскому языку за 7 класс.
Задание звучит так : 1.
Установите, в чем грамматические различия выделенных слов в следующих парах.
Составьте и запишите предложения с выделенными словами.
Определите, какими членами предложения они являются.
Способ образование этих слов Больной Ванная Учительская Мучное?
Способ образование этих слов Больной Ванная Учительская Мучное.
Составьте пожалуйста предложения со словами Ванная ( им?
Составьте пожалуйста предложения со словами Ванная ( им.
Сущ. ) Учительская (прил.
) Мучное ( им сущ) Мучное (прил ).
Какие словосочетания можно составить со словами : учительская, столовая и мучное?
Какие словосочетания можно составить со словами : учительская, столовая и мучное?
Помогите пожалуйста составить предложения с выделенными словами?
Помогите пожалуйста составить предложения с выделенными словами.
Какими членами предложения они являются.
Составьте предложения со словами : больной, ванная, учительская, мучное?
Составьте предложения со словами : больной, ванная, учительская, мучное.
Словосочетания со словами Ванная, столовая, учительская, здоровый?
Словосочетания со словами Ванная, столовая, учительская, здоровый.
Ёжики перебегали через полянку и на них упала ягодка.
1. 2, 3, 4 2. 1, 2, 4 3. 1, 3, 4 4. 1, 2, 3 5. 1, 2, 3, 5 6. 1, 2, 3, 4, 5 7. 1, 3, 4 8. 1, 2, 3, 4 9. 1, 2, 3, 4 10. 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Знаменитый русский художник Виктор Михайлович Васнецов является непревзойдённым мастером фольклорной и исторической живописи. Широко известны его живописные произведения «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Богатыри» и многие другие. Картина «Иван..
Любимая (прилагательное) книжка (существительное) как (наречие) настоящий (прилагательное) друг(существительное).
1д 2б 3б (Вроде так. ).
Он (кто? ) не поет (что не делает? ), а как будто смозабвенно(как? ) калдует и бормочет (что делает? ) заклинание ( что? ).
Всем здравствуйте?
1)Больной ребёнок, Больной выздоровел
2) Ванная комната, Ванная отремонтирована
3) Учительская комната, Учительская на втором этаже
4)Мучное кушанье, Мучное утоляет голод.
2)ванная(имя прилагательное) комната ; ванная(имя существительное) отремонтирована.
3)учительская(имя прилагательное) комната ; учительская(имя существительное) на втором этаже.
4)мучное(имя прилагательное) кушанье ; мучное(имя существительное) утоляет голод.
Составьте предложения с данными словосочетаниями)
пожалуйста помогите любимые : *
Задание по русскому языку за 7 класс?
Задание по русскому языку за 7 класс.
Задание звучит так : 1.
Установите, в чем грамматические различия выделенных слов в следующих парах.
Составьте и запишите предложения с выделенными словами.
Определите, какими членами предложения они являются.
Способ образование этих слов Больной Ванная Учительская Мучное?
Способ образование этих слов Больной Ванная Учительская Мучное.
Составьте пожалуйста предложения со словами Ванная ( им?
Составьте пожалуйста предложения со словами Ванная ( им.
Сущ. ) Учительская (прил.
) Мучное ( им сущ) Мучное (прил ).
Какие словосочетания можно составить со словами : учительская, столовая и мучное?
Какие словосочетания можно составить со словами : учительская, столовая и мучное?
Помогите пожалуйста составить предложения с выделенными словами?
Помогите пожалуйста составить предложения с выделенными словами.
Какими членами предложения они являются.
Составьте предложения со словами : больной, ванная, учительская, мучное?
Составьте предложения со словами : больной, ванная, учительская, мучное.
Словосочетания со словами Ванная, столовая, учительская, здоровый?
Словосочетания со словами Ванная, столовая, учительская, здоровый.
Ёжики перебегали через полянку и на них упала ягодка.
1. 2, 3, 4 2. 1, 2, 4 3. 1, 3, 4 4. 1, 2, 3 5. 1, 2, 3, 5 6. 1, 2, 3, 4, 5 7. 1, 3, 4 8. 1, 2, 3, 4 9. 1, 2, 3, 4 10. 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Знаменитый русский художник Виктор Михайлович Васнецов является непревзойдённым мастером фольклорной и исторической живописи. Широко известны его живописные произведения «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Богатыри» и многие другие. Картина «Иван..
Любимая (прилагательное) книжка (существительное) как (наречие) настоящий (прилагательное) друг(существительное).
1д 2б 3б (Вроде так. ).
Он (кто? ) не поет (что не делает? ), а как будто смозабвенно(как? ) калдует и бормочет (что делает? ) заклинание ( что? ).
Лексическое и грамматическое значение
(Два урока)
5-й класс
Ученики 5-х классов, осваивая курс русского языка, знакомятся с большим количеством определений. Сталкиваясь с обилием терминов, дети часто не понимают их сути. Пятиклассник бойко дает определение, но теряется, если его надо воспроизвести своими словами. Происходит это не из-за того, что ученик плохо владеет навыком давать определения. Просто ребенок не понимает внутреннего наполнения явления, его сущности, формулировку же легко заучивает, подобно стихам или выражению на иностранном языке, – автоматически.
Любой учебник 5-го класса предлагает ученику и учителю освоить тот понятийный аппарат, который, с одной стороны, немного знаком из курса начальной школы, с другой – еще не совсем понятен, так как в начальной школе не всегда даются определения языковых явлений. При этом уже известные вещи рассматриваются вновь, и, безусловно, делать это надо не только на новом научном уровне, но так, чтобы заинтересовать ученика, показать необычное в знакомом.
Осуществляя такой подход к работе с терминами, мы можем по-новому раскрыть уже знакомое явление, пробудить интерес к нему, помочь в нем разобраться и глубже его постичь.
К понятиям, которыми каждый пятиклассник должен свободно владеть, относятся термины лексическое и грамматическое значение.
Обратимся к учебникам. Для примера возьмем традиционно используемый во многих школах учебник под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.Т. Григоряна (1) и «Русский язык» под редакцией М.В. Панова (2), который или привлекается в качестве дополнительного материала, или служит основным учебником в ряде гимназий и школ с гуманитарными классами. Рассматриваемые термины в них встречаются при изучении тем: 1) «Лексика», «Словообразование. Морфемика»; 2) «Лексика», «Морфология».
Посмотрим, какие определения лексического и грамматического значения в них предлагаются.
В учебнике под ред. Т.А. Ладыженской читаем:
«Каждое слово что-то обозначает. Например, слово ельник обозначает «лес, состоящий из одних елей». Это его лексическое значение. Кроме лексического, слово имеет и грамматическое значение. Например, у существительных можно определить род, падеж, число, у глаголов – время, лицо и число.
«Русский язык» под ред. М.В. Панова предлагает следующий вариант:
Елка – это вечнозеленое хвойное дерево с конусообразной хвоей и длинными чешуйчатыми шишками. Это основное значение слова елка. Оно обозначает главный смысл в слове, то, о чем мы думаем, когда его произносим. Такое значение слова называется лексическим значением.
Елка – это существительное женского рода в им. пад. ед. ч. Такие значения называются грамматическими значениями.
Согласитесь, не очень удачно давать определение через пример, но зато суть раскрывается очень наглядно.
Обратимся к энциклопедии «Русский язык», где даются общие определения.
Лексическое значение – содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нем представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и пр.
Грамматическое значение – обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее свое регулярное выражение в грамматических формах.
Безусловно, такие определения никто не будет предлагать в 5-м классе.
Поставив цель совместить принцип научного подхода с увлекательной подачей материала, чтобы таким образом помочь учащимся освоить его глубже, я использовала при изучении терминов лексическое и грамматическое значение знаменитую фразу Льва Владимировича Щербы.
Уроки являются вводными к теме «Лексика» по учебнику под ред. Т.А. Ладыженской.
О глокой куздре
Урок 1
1) познакомить с понятием лексическое и грамматическое значение;
2) закрепить знание о частях речи;
3) совершенствовать навык давать определения языковым явлениям своими словами.
I. Вводная беседа.
Вспомните, какие разделы науки о языке вы уже знаете, что вы уже изучали.
Часто главным объектом нашего изучения было слово. Мы наблюдали, как оно работает в предложении, словосочетании, строили из слов тексты.
Как назвать все слова языка? (Лексика.)
Вспомните название разделов языкознания и подумайте: есть ли у слова лексика еще значения?
II. Работа со словарем.
На доске записаны слова:
Знаете ли вы смысл этих слов?
Если значение слова непонятно, как можно узнать, какое оно? (Воспользоваться словарем.)
Любой ли словарь поможет нам выяснить смысл слов? Почему нам необходим толковый словарь? (Именно там дано определение, толкование слов.)
Прежде чем обратиться к словарю С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, подумайте, можно ли сказать что-то о каждом из приведенных слов. Рассмотрим их как части речи и запишем выводы.
колорит – сущ., м. р., ед. ч., им. п. / в. п.
номинироваться – глагол, несов. в., I спр.
лубочный – прил., м. р., ед. ч., им. п. / в. п.
Ниже запишите определение данных слов из толкового словаря.
Скажите, есть ли еще другие слова, обладающие значением «печатающийся с лубков»?
Значит, у слова лубочный уникальное значение, то есть такое, которым обладает лишь оно.
Попробуйте подобрать слова с теми же характеристиками, как у прилагательного лубочный (см. запись выше). Много ли таких слов?
III. Формулирование понятий.
Итак, мы увидели, что у каждого из рассматриваемых нами слов есть два значения. Чем они различаются? (Одно подходит к множеству аналогичных, другое подходит только к конкретному слову.)
Если лексика рассматривает смысл слов, какое из двух значений назовем лексическим? Попытайтесь дать ему определение.
Лексическое значение – смысл слова, значение, свойственное только данному слову, или уникальное значение. Чем будет отличаться от него грамматическое значение? (Не является уникальным.)
Теперь, зная, что грамматическое значение рассматривает слово с точки зрения части речи, попробуйте дать определение ему.
Грамматическое значение – значение слова как части речи; признаки, которые есть у данного слова, могут быть у многих других слов.
IV. Закрепление материала.
1) Запишите лексическое значение слов:
2) Укажите грамматическое значение этих слов и приведите несколько (4–5) слов с аналогичным грамматическим значением.
3) Рассмотрим словосочетание глокая куздра. Запишите его лексическое и грамматическое значение. Какое значение – лексическое или грамматическое – вы смогли записать? Что легче выполнить? Почему?
Как вы думаете, будут ли эти слова в других словарях?
Скажите: какая часть слова помогла вам узнать грамматическое значение слов?
V. Проверка усвоенных знаний.
1) Расскажите, как вы поняли, что такое грамматическое и лексическое значение.
2) Чем они различаются?
3) Какая морфема показывает грамматическое значение?
4) Назовите слова по лексическому значению:
– требовательный, строгий. ;
– старинная долгополая мужская одежда.
VI. Домашнее задание.
1. Приготовьте рассказ, что такое лексическое и грамматическое значение.
2. Установите лексическое значение слов: комфортабельный, конвейер, нежиться, ополченец, ополчиться, перечить, реверанс.
3. Придумайте свои словосочетания (3–4) из слов, которые не имеют определенного лексического значения, но имеют грамматическое значение.
При проверке данного задания выяснилось, что наибольшие трудности вызывает объяснение (не по словарю, а свое) лексического значения слов. Несомненно, предложенные примеры сложны, принадлежат пассивному словарному запасу, но одной из причин, почему именно такие слова были даны, стала необходимость понять, как (успешно или нет) будет проходить работа с трудными словами. Проблемы в основном возникли с существительными. Я полагаю, вызвано это тем, что для слов конвейер, ополченец нельзя подобрать синонимы, возможно лишь развернутое объяснение. Слово реверанс, имеющее синоним поклон, вызвало меньше трудностей. Такова и ситуация с глаголами. Подбирая синонимы, пятиклассники для себя определяли место конкретного глагола в ряду близких понятий.
Урок 2
1) закрепить понятие о лексическом и грамматическом значении;
2) установить, как знания о лексическом и грамматическом значении помогут при изучении морфемики.
I. Проверка домашнего задания.
Прочитайте, какое лексическое значение имеют данные слова. Встретились ли среди них слова, в определениях которых были пометы, данные в скобках?
Какое грамматическое значение имеют данные глаголы?
Каких частей речи в словах, данных для анализа, было больше?
Были ли слова, относящиеся к возвышенной лексике? Употребляемые в определенном контексте?
II. Закрепление понятий лексическое и грамматическое значение.
Расскажите, что такое лексическое значение и грамматическое значение на примере слов: бежать, бегун, расти, росточки.
Расскажите, какое значение уникально для слова.
Какое значение можно применить к группе слов?
Послушайте текст.
Шарада – это особая загадка, в которой надо отгадать слово по его частям.
Первое – лоб.
Второе – сто лет.
Целое – разумное существо.
Первые шарады появились еще в древнеримской литературе, но особенно их полюбили в XVIII веке.
А теперь скажите: с чего начинается текст? (С того, что дается лексическое значение слова.)
Это частый прием построения научного текста, в котором рассказывается о каком-либо неизвестном для читателя предмете, явлении.
Запишем первое предложение, объясняя знаки препинания.
Укажите грамматическое значение слова шарада. Есть ли в предложении слова с тем же грамматическим значением? (Загадка.)
III. Освоение нового материала.
Внимательно послушайте и подумайте, о чем это.
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.
Можно ли это понять? Почему?
Эту фразу придумал для своих студентов известный лингвист Л.В. Щерба.
(Раздаются листочки с этой фразой.)
Можно ли понять, какие части речи использует Щерба, какие члены предложения?
Почему мы это понимаем?
Если мы внимательно проанализируем, по какой части слова мы его опознаем, увидим, что это окончание. Можно ли сказать, какая морфема связана с грамматическим значением? Мы видим, что окончание несет грамматическое значение слова.
Попробуйте отбросить окончания, сможем ли мы в этом случае узнать части речи?
Изучите фразу; есть ли в ней однокоренные слова? Как это узнать? Если вспомнить, что основное значение, смысл слова, заключено в корне, то эта морфема – носитель лексического значения.
Как и от чего образуется слово бокренок?
3. Вомил Турлют Фурклю: «Не потли по Мабраку без драбруса. В Мабраке паблы дотнуют. Скряпают. Праломей не сварзились».
Но Фуркль не заушнил Турлюта. Потлал Фуркль во Мабрак без драбруса. Дуд Фуркля и скряпали. Но дуд сзизмал об удрамле Фуркля Турлют. Скошматила Турклют тукалку и попатлил к Мабраку, ради олил паблу и тикнул тухалкой по дуралке. Пазамался пабл и сдрукнул, а из дуралки пабла выпатлил Фуркль.