На страницах нашего онлайн портала alivahotel.ru мы расскажем много самого интересного и познавательного, полезного и увлекательного для наших постоянных читателей.
3. Mr вещества показывает, во сколько раз масса молекулы данного вещества больше 1/12 массы углерода.
Mr равна сумме Аr элементов с учетом их индексов.
4. Заполните таблицу «Информация о веществе»
Часть 2
1. Установите соответствие между формулой вещества и составом молекулы вещества.
2. Разделите указанные вещества на простые и сложные: N2, NO, O3, AlCl3, Na2SO4, FeCl2, Ca, Cl2, KMnO4, P4
Простые вещества
N2, O3, Ca, Cl2, P4
Сложные вещества
NO, AlCl3, Na2SO4, FeCl2, KMnO4
3. Исправьте неверно вычисленные значения относительных молекулярных масс для некоторых из приведенных формул.
Ответ: 3, 6
4. Установите соответствие между записью и тем, что она обозначает.
5. Молекула сахарозы состоит из 12 атомов углерода, 22 атомов водорода и 11 атомов кислорода. Напишите ее формулу и рассчитайте относительную молекулярную массу.
Ответ: 342
6. Сравните по составу молекулы H2O и H2O2
Различие: по количественному составу, в молекуле воды атомов О на 1 меньше
7. Определите массовые доли водорода и кислорода в пероксиде водорода H2O2
8. Запишите формулы веществ, зная их произношение. Рассчитайте Мr
9. Придумайте и решите задачу на расчет массовой доли химического элемента в составе сложного вещества, состоящего из двух элементов.
Тренировочный вариант №3 ЕГЭ по химии Статград-2022 от 16 ноября 2021 года
Тренировочный вариант №3 ЕГЭ по химии Статград-2022 от 16 ноября 2021 года, вариант ХИ2110203 с ответами и решениями.
Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов:
1) O, 2) S, 3) Sc, 4) Cu, 5) Te
Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
1. Какие из указанных элементов имеют в основном состоянии нечётное число неспаренных электронов? Запишите номера выбранных элементов в порядке возрастания.
2. Из указанного ряда выберите три элемента, принадлежащие одной группе Периодической системы. Расположите их в порядке увеличения электроотрицательности. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.
3. Из указанного ряда выберите два элемента, которые в соединениях могут проявлять степень окисления +4. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в порядке возрастания.
4. Из предложенного перечня выберите два вещества, в которых нет водородных связей. Запишите номера выбранных веществ в порядке возрастания.
5. Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы:
А) амфотерного оксида; Б) основной соли; В) основания.
Запишите в таблицу номера ячеек, в которых расположены вещества, под соответствующими буквами.
6. В двух пробирках находился свежеосаждённый гидроксид меди(II). В первую пробирку добавили раствор вещества Х, а во вторую – раствор вещества Y. В обеих пробирках осадок полностью растворился, причём в первой пробирке образовался голубой раствор, а во второй – сине-фиолетовый. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
7. Установите соответствие между веществом и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВО
РЕАГЕНТЫ
А) H2
Г) BaCl2
1) Cl2, Na, Ag2O
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Установите соответствие между исходными веществами, вступающими в реакцию и продуктами, которые образуются при взаимодействии этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА
ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ
А) H3PO2 (нагревание)
Г) P2O3 + H2O
1) H3PO3
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
9. Задана следующая схема превращений веществ:
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
10. Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой органических соединений, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
СТРУКТУРНАЯ ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА
КЛАСС/ГРУППА ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
11. Из предложенного перечня выберите два вещества, в составе которых есть хотя бы один третичный атом углерода. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания.
12. Из предложенного перечня выберите все вещества, из которых в лаборатории в одну стадию можно получить пропен. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания.
13. Из предложенного перечня выберите два вещества, с каждым из которых реагирует этиламин. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания.
14. Установите соответствие между схемой реакции и веществом Х, принимающим в ней участие: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
СХЕМА РЕАКЦИИ
ВЕЩЕСТВО Х
1) CH3COONa
4)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
15. Установите соответствие между реагирующими веществами и органическим продуктом, который образуется при их взаимодействии: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
ПРОДУКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
А) CH3CH(OH)CH3 + PCl5
Г) CH3COOH + LiAlH4
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
16. Задана следующая схема превращений веществ:
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
17. Из предложенного перечня выберите все реакции присоединения. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания. 1) взаимодействие фенола с бромной водой 2) взаимодействие ацетилена с бромной водой 3) взаимодействие бензола с хлором на свету 4) взаимодействие ацетона с гидросульфитом натрия 5) взаимодействие гексана с бромом при нагревании
18. Из предложенного перечня выберите все реакции, скорость которых НЕ зависит от давления. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания.
19. Установите соответствие между схемой окислительно-восстановительной реакции и степенью окисления элемента-восстановителя: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
СХЕМА РЕАКЦИИ
СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЯ
А) CuS + O2 → CuO + SO2
В) NO2 + O2 + H2O → HNO3
1) –2
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
20. Установите соответствие между формулой вещества и продуктом(-ами) электролиза водного раствора этого вещества, образовавшим(и)ся на катоде: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА
ПРОДУКТ(Ы) НА КАТОДЕ
А) Ba(NO3)2
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Для выполнения задания 21 используйте следующие справочные данные.
Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V).
pH («пэ аш») – водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.
21. Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих концентрацию 0.15 моль/л. Расположите эти вещества в порядке возрастания pH водного раствора. Запишите номера веществ в правильном порядке.
Запишите номера веществ в правильном порядке.
22. Установите соответствие между способом воздействия на равновесную систему
и направлением смещения равновесия в результате этого воздействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СИСТЕМУ
НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
А) нагревание
Б) уменьшение общего давления
В) введение катализатора
Г) добавление угарного газа
1) смещается в сторону прямой реакции
2) смещается в сторону обратной реакции
3) практически не смещается
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
23. В реакторе постоянного объёма смешали оксид азота(II) и кислород. Быстро установилось равновесие:
(Другие процессы в системе не протекают.) Используя данные таблицы, найдите исходную концентрацию NO (X) и равновесную концентрацию O2 (Y).
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
24. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком реакции, протекающей между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
ПРИЗНАК РЕАКЦИИ
А) этанол и подкисленный раствор перманганата калия
Б) этаналь и аммиачный раствор оксида серебра
В) уксусная кислота и сульфид натрия
Г) пропанол-2 и натрий
1) изменение цвета раствора
2) образование осадка
3) растворение осадка
5) видимые признаки реакции отсутствуют
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
25. Установите соответствие между веществом и областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВО
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
А) гидроксид натрия
В) угарный газ
1) омыление жиров
3) органический синтез
4) производство удобрений
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответом к заданиям 26–28 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно. При проведении расчётов для всех элементов, кроме хлора, используйте значения относительных атомных масс, выраженные целыми числами (Ar(Cl) = 35,5).
26. При охлаждении 100 г 70 %-го раствора AgF выпал осадок и образовался насыщенный, 50 %-й раствор. Сколько граммов AgF выпало в осадок? (Запишите число с точностью до целых.)
27. Реакция нейтрализации в водном растворе описывается термохимическим уравнением:
H + (р-р) + OH − (р-р) = H2O(ж) + 56 кДж
При взаимодействии гидроксида бария с соляной кислотой выделилось 11,2 кДж теплоты. Сколько граммов хлорида бария образовалось? (Запишите число с точностью до десятых.)
28. Водород смешали с избытком азота, ввели в реактор для синтеза аммиака и добавили катализатор. Выход аммиака составил 26,5 %. Во сколько раз масса образовавшегося аммиака больше исходной массы водорода? (Запишите число с точностью до десятых.)
Для записи ответов на задания 29–34 используйте чистый лист бумаги. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем его подробноерешение. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Для выполнения заданий 29 и 30 используйте следующий перечень веществ: нитрат калия, дигидрофосфат кальция, медь, соляная кислота, сульфит натрия, фосфор. Допустимо использование водных растворов веществ и воды в качестве среды для протекания реакций.
29. Из предложенного перечня выберите вещества, между которыми протекает окислительно-восстановительная реакция с выделением газа. В ответе запишите уравнение реакции. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
1) Уравнение реакции:
3Cu + 2KNO3 + 8HCl = 3CuCl2 + 2KCl + 2NO↑ + 4H2O
(Допускается также уравнение в виде
2) Электронный баланс:
1) Уравнение реакции:
(Допускается также уравнение в виде
2) Электронный баланс:
30. Из предложенного перечня вещества, которые вступают в реакцию ионного обмена, при этом не выделяются газы и не выпадают осадки. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.
2Na + + SO3 2− + H + + Cl − = Na + + Cl − + Na + + HSO3 −
31. К свежеприготовленному раствору хлорида железа(II) добавили раствор карбоната аммония. Выпавший осадок отфильтровали и прокалили на воздухе. Остаток разделили на две части: одну растворили в соляной кислоте, другую – в концентрированной азотной. В первом случае образовались две соли, во втором – одна. Напишите молекулярные уравнения четырёх описанных реакций.
(FeO и Fe2O3 не засчитываются, так как они не дают двух солей с соляной кислотой).
32. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
При написании уравнений реакций указывайте преимущественно образующиеся продукты, используйте структурные формулы органических веществ.
33. Газы, полученные при полном сжигании 11,4 сероуглерода, поглотили 16 %-м раствором гидроксида натрия, при этом прореагировало 75 % щёлочи. Рассчитайте массу исходного раствора щёлочи и найдите массовые доли солей в конечном растворе. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления.
1) Записаны уравнения реакций.
2) Найдены массы солей в растворе.
n(CS2) = 11,4 / 76 = 0,15 моль
3) Найдена масса раствора NaOH.
n прореаг(NaOH) = 2n(CO2) + 2n(SO2) = 0,9 моль,
n исх(NaOH) = nпрореаг(NaOH) / 0,75 = 1,2 моль,
m исх(NaOH) = 1,2⋅40 = 48 г.
m(р-ра NaOH) = 48 / 0,16 = 300 г.
4) Найдена масса раствора и рассчитаны массовые доли солей.
= 300 + 0,15⋅44 + 0,3⋅64 = 325,8 г.
34. Органическое вещество представляет собой жидкость с резким запахом. При сжигании 25,3 г этого вещества было получено 31,36 л углекислого газа, 4,48 л хлороводорода (объёмы измерены при н. у.) и 10,8 г воды. Установите молекулярную формулу вещества и определите его строение, если известно, что оно содержит бензольное кольцо, а при взаимодействии вещества с водным раствором гидроксида натрия образуется органическое соединение, не имеющее в своём составе атомов хлора. Напишите уравнение реакции данного вещества с бензолом (в уравнении используйте структурные формулы органических веществ).
Тренировочный вариант №2 ЕГЭ по химии Статград-2022 от 16 ноября 2021 года
Тренировочный вариант №2 ЕГЭ по химии Статград-2022 от 16 ноября 2021 года, вариант ХИ2110202 с ответами и решениями.
Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов:
1) Mg, 2) N, 3) Sb, 4) Ar, 5) A
Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
1. Какие из указанных элементов не имеют в основном состоянии неспаренных электронов? Запишите номера выбранных элементов в порядке возрастания.
2. Из указанного ряда выберите три элемента, принадлежащие одной группе Периодической системы. Расположите их в порядке уменьшения электроотрицательности. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.
3. Из указанного ряда выберите два элемента, которые в соединениях могут проявлять степень окисления +2. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в порядке возрастания.
4. Из указанного ряда выберите два элемента, которые в соединениях могут проявлять степень окисления +2. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в порядке возрастания.
5. Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы:
Запишите в таблицу номера ячеек, в которых расположены вещества, под соответствующими буквами.
6. В двух пробирках находился свежеосаждённый гидроксид меди(II). В первую пробирку добавили раствор вещества Х, а во вторую – раствор вещества Y. В обеих пробирках осадок полностью растворился, причём в первой пробирке образовался голубой раствор, а во второй – сине-фиолетовый. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
7. Установите соответствие между веществом и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВО
РЕАГЕНТЫ
А) C(графит)
Г) Na3PO4
1) H2O, NaOH, CO
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Установите соответствие между исходными веществами, вступающими в реакцию и продуктами, которые образуются при взаимодействии этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА
ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ
А) H3PO2 (нагревание)
Г) P2O3 + H2O
1) H3PO3
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
9. Задана следующая схема превращений веществ:
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
10. Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой органических соединений, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
СТРУКТУРНАЯ ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА
КЛАСС/ГРУППА ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
1) спирты 2) альдегиды 3) кетоны 4) простые эфиры
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
11. Из предложенного перечня выберите два вещества, в составе которых есть хотя бы один первичный атом углерода. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания.
1) уксусная кислота
4) этилизопропиловый эфир
12. Из предложенного перечня выберите все вещества, из которых в лаборатории в одну стадию можно получить пропен. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания.
13. Из предложенного перечня выберите два вещества, с каждым из которых реагирует диметиламин. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания.
14. Установите соответствие между схемой реакции и веществом Х, принимающим в ней участие: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
СХЕМА РЕАКЦИИ
ВЕЩЕСТВО Х
1) CH3COONa
4)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
15. Установите соответствие между реагирующими веществами и органическим продуктом, который образуется при их взаимодействии: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
ПРОДУКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
А) C6H5SO3Na + NaOH
Г) C6H5CH=O + HNO3 (в присутствии H2SO4)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
16. Задана следующая схема превращений веществ:
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
17. Из предложенного перечня выберите все реакции замещения. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания. 1) взаимодействие хлорэтана со спиртовым раствором щелочи 2) взаимодействие хлорэтана с водным раствором щелочи 3) взаимодействие бензола с хлором на свету 4) взаимодействие толуола с бромом в присутствии железа 5) взаимодействие пропана с разбавленной азотной кислотой при нагревании
18. Из предложенного перечня выберите все реакции, скорость которых НЕ зависит от давления. Запишите номера выбранных ответов в порядке возрастания.
19. Установите соответствие между схемой окислительно-восстановительной реакции и степенью окисления элемента-окислителя: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
СХЕМА РЕАКЦИИ
СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ ОКИСЛИТЕЛЯ
А) HCOOH + Cl2 → CO2 + HCl
В) ClO2 + KOH → KClO2 + KClO3 + H2O
1) 0
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
20. Установите соответствие между формулой вещества и продуктом(-ами) электролиза водного раствора этого вещества, образовавшим(и)ся на катоде: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА
ПРОДУКТ(Ы) НА КАТОДЕ
А) Ba(NO3)2
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Для выполнения задания 21 используйте следующие справочные данные.
Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V).
pH («пэ аш») – водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.
21. Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих концентрацию 0,05 моль/л. Расположите эти вещества в порядке уменьшения pH водного раствора.
Запишите номера веществ в правильном порядке.
Запишите номера веществ в правильном порядке.
22. Установите соответствие между способом воздействия на равновесную систему
и направлением смещения равновесия в результате этого воздействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СИСТЕМУ
НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
А) нагревание
Б) уменьшение общего давления
В) введение катализатора
Г) добавление угарного газа
1) смещается в сторону прямой реакции
2) смещается в сторону обратной реакции
3) практически не смещается
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
23. В реактор постоянного объёма ввели некоторое количество диоксида азота и сильно нагрели. Через некоторое время установилось равновесие:
(Другие процессы в системе не протекают.) Используя данные таблицы, найдите исходную концентрацию NO2 (X) и равновесную концентрацию NO (Y).
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
24. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком реакции, протекающей между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
ПРИЗНАК РЕАКЦИИ
А) этанол и подкисленный раствор перманганата калия
Б) этаналь и аммиачный раствор оксида серебра
В) уксусная кислота и сульфид натрия
Г) пропанол-2 и натрий
1) изменение цвета раствора
2) образование осадка
3) растворение осадка
5) видимые признаки реакции отсутствуют
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
25. Установите соответствие между веществом и областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВО
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
А) карбонат кальция
В) оксид хрома(III)
1) создание инертной атмосферы
2) производство краски
3) производство стекла
4) производство соды
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответом к заданиям 26–28 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно. При проведении расчётов для всех элементов, кроме хлора, используйте значения относительных атомных масс, выраженные целыми числами (Ar(Cl) = 35,5).
26. При охлаждении 100 г 70 %-го раствора AgF выпал осадок и образовался насыщенный, 50 %-й раствор. Сколько граммов AgF выпало в осадок? (Запишите число с точностью до целых.)
27. Реакция нейтрализации в водном растворе описывается термохимическим уравнением:
H + (р-р) + OH − (р-р) = H2O(ж) + 56 кДж
Сколько теплоты (в кДж) выделится при взаимодействии раствора, содержащего 3,7 г гидроксида кальция, с избытком азотной кислоты? (Запишите число с точностью до десятых.)
28. Водород смешали с избытком азота, ввели в реактор для синтеза аммиака и добавили катализатор. Выход аммиака составил 26,5 %. Во сколько раз масса образовавшегося аммиака больше исходной массы водорода? (Запишите число с точностью до десятых.)
Для записи ответов на задания 29–34 используйте чистый лист бумаги. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем его подробноерешение. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Для выполнения заданий 29 и 30 используйте следующий перечень веществ: цинк, фосфат кальция, раствор аммиака, соляная кислота, дихромат калия, основный карбонат цинка. Допустимо использование водных растворов веществ и воды в качестве среды для протекания реакций.
29. Из предложенного перечня выберите вещества, между которыми протекает окислительно-восстановительная реакция без выделения газа. В ответе запишите уравнение реакции. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
1) Уравнение реакции:
2) Электронный баланс:
1 | 2Cr +6 + 6e → 2Cr +3
1) Уравнение реакции:
2) Электронный баланс:
1 | 2Cr +6 + 8e → 2Cr +2
30. Из предложенного перечня вещества, которые вступают в реакцию ионного обмена с выделением газа. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.
31. К свежеприготовленному раствору хлорида железа(II) добавили раствор карбоната аммония. Выпавший осадок отфильтровали и прокалили на воздухе. Остаток разделили на две части: одну растворили в соляной кислоте, другую – в концентрированной азотной. В первом случае образовались две соли, во втором – одна. Напишите молекулярные уравнения четырёх описанных реакций.
(FeO и Fe2O3 не засчитываются, так как они не дают двух солей с соляной кислотой).
32. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
При написании уравнений реакций указывайте преимущественно образующиеся продукты, используйте структурные формулы органических веществ.
33. Газы, полученные при полном сжигании 11,4 сероуглерода, поглотили 16 %-м раствором гидроксида натрия, при этом прореагировало 75 % щёлочи. Рассчитайте массу исходного раствора щёлочи и найдите массовые доли солей в конечном растворе. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления.
1) Записаны уравнения реакций.
2) Найдены массы солей в растворе.
n(CS2) = 11,4 / 76 = 0,15 моль
3) Найдена масса раствора NaOH.
n прореаг(NaOH) = 2n(CO2) + 2n(SO2) = 0,9 моль,
n исх(NaOH) = nпрореаг(NaOH) / 0,75 = 1,2 моль,
m исх(NaOH) = 1,2⋅40 = 48 г.
m(р-ра NaOH) = 48 / 0,16 = 300 г.
4) Найдена масса раствора и рассчитаны массовые доли солей.
= 300 + 0,15⋅44 + 0,3⋅64 = 325,8 г.
34. Органическое вещество представляет собой жидкость с резким запахом. При сжигании 39,1 г этого вещества было получено 31,36 л углекислого газа, 13,44 л хлороводорода (объёмы измерены при н. у.) и 3,6 г воды. Установите молекулярную формулу вещества и определите его строение, если известно, что при его обработке избытком водного раствора гидроксида натрия образуется соль, не имеющая в своём составе атомов хлора. Напишите уравнение реакции с гидроксидом натрия (в уравнении используйте структурные формулы органических веществ).