Установите что такое звуковой дизайн

Звуковой дизайн

Звуковой дизайн (саунд-дизайн)— это процесс определения, приобретения, управления или создания звуковых элементов. Он используется в различных областях, включая кинопроизводство, ТВ-производство, театр, звукозапись, живое исполнение, искусство звука, пост-продакшн и разработку компьютерных игр. Звуковое оформление чаще всего включает в себя манипуляции из ранее составленного или записанного аудио, подобного музыке или звуковым эффектам. Иногда оно может включать в себя комбинирование или манипуляцию с аудио, для создания нужного эффекта или настроения.

В самом широком понимании звуковой дизайн (от англ. Sound Design – дизайн звука, саунд-дизайн) – вид дизайнерской деятельности, объектом которой является звук, его носители (цифровые, аналоговые) и в некоторых случаях акустика пространств и помещений. Сама формулировка «звуковой дизайн» указывает на деятельность, относящуюся к сфере производства звуков и акустических сред, работ по звуковому оформлению аудиовизуальных проектов, проектированию и разработке звукошумового сопровождения экранных и мультимедийных продуктов, в первую очередь для коммерческого и массового использования.

Благодаря возможностям новейшей аппаратуры звукозапись и обработка звука перешли на новый уровень, при котором стало возможным не только точное звуковоспроизведение, но и высококачественное моделирование звука, создание необычных звуковых элементов при помощи синтеза и обработки. Эффектные взрывы, всевозможные фантастические машины, звуки и голоса монстров, фоновые атмосферы планет и батальные звуки сражений в далеких галактиках – все эти и многие другие оригинальные компоненты кино- видеофонограммы чрезвычайно востребованы в современных коммерческом кино и мультимедиапродукции. Без необычных звуков, созданных талантом дизайнера, действие на кино- и телеэкране не будет столь динамичным, эффектным и захватывающим.

Звуковой дизайн востребован в кино, видео, мультипликации, мультимедиа, на телевидении, в сфере брендинга и рекламы, на радио, в театральном искусстве и в современных жанрах музыки.

Дизайнер звука – это творческая профессия, которая подразумевает хорошее владение навыками в области звуковой техники и технологии, поэтому среди специалистов в области дизайна звука много профессиональных звукорежиссеров, звукооператоров и композиторов. Дизайнер звука должен объединять в себе как творческого, так и технического работника, должен хорошо разбираться в драматургии и режиссуре аудиовизуального продукта, в актерском мастерстве и точно чувствовать взаимосвязь сценического, экранного действия и звукового сопровождения. В компетенцию специалиста по звуковому дизайну также входят знание и понимание особенностей рынка аудиовизуальной индустрии, психологии восприятия экранной продукции, профессиональное чутье и коммуникабельность.

Beauchamp R. Designing Sound for Animation. – Focal Press, 2005.
Gibbs T. The Fundamentals of Sonic Art & Sound Design. – AVA Pudlishung SA, 2007.
Miranda E. Computer Sound Design: Synthesis Techniques and Programming. – Publisher: Focal Press. Second edition, 2002.
Sonnenschein D. Sound Design. Studio City. – CA: Michael Wiese Production, 2001.
Viers R. The Sound Effects Bible: How to Create and Record Hollywood Style Sound Effects. – Michael Wiese Productions, 2008.
Whittington W. Sound design and science fiction. – Austin: University of Texas Press, 2007.

Источник

Саунд-дизайн – что это такое и с чего начать работу в сфере звукового дизайна

Установите что такое звуковой дизайн

Мир вокруг нас динамично меняется и развивается. Увидеть это можно по регулярно появляющимся новым профессиям, особенно в digital-сфере. Они отделяются от более общих направлений деятельности или рождаются на стыке двух специальностей и постепенно приобретают свои особенности.

Сегодня мы поговорим о молодой перспективной профессии, разберемся, что такое саунд-дизайн, кому и для чего он нужен, чем занимается саунд-дизайнер и как им стать.

Установите что такое звуковой дизайн

Определение и теория создания уникальных звуков

Саунд-дизайн (звуковой дизайн, sound design) – это работа со звуковыми шумами, эффектами и мелодиями, их создание, определение и управление.

Как можно создать уникальный звук:

Чем занимается профессиональный саунд-дизайнер

Sound-дизайнер создает новые или адаптирует готовые звуки, музыку и шумовые эффекты для использования их в видео разного формата и назначения.

Приведу пример для ясности. Режиссер хочет, чтобы скрип досок под сапогами главного злодея в фильме заставил зрителей напрячься и почувствовать неладное. Или озвучить взмах крыла бабочки так, чтобы звук был на грани слышимости, максимально легкий и воздушный. Задача специалиста по звуку – воплотить эти запросы в жизнь.

Таким образом, главная цель саунд-дизайнера – это при помощи звуков, наложенных на видеоряд, создавать определенную атмосферу, настроение, эмоции у зрителей. Звуковые эффекты должны полностью соответствовать картинке на экране в видеоиграх, приложениях, кинематографе и мультимедиа. К этому стремятся профессионалы.

Какие навыки и личные качества нужны в работе

Саунд-дизайн объединяет в себе творчество и знание физики звука и требует от специалиста высокого уровня умения работать с техникой и владения программным обеспечением. Очень пригодится в работе хороший слух и опыт музыкальной школы, где оттачивается способность слушать и слышать.

Основные навыки и знания, необходимые саунд-дизайнеру:

Личные качества дизайнера по звуку:

Плюсы и минусы профессии

Если вы любите работать со звуком и тонко чувствуете его, умеете создавать настроение в видео и можете четко настроить аудио под видеоряд, то, скорее всего, работа саунд-дизайнером вам подойдет.

Но есть и ложка дегтя в этой мечте. На данный момент довольно сложно искать заказы и, значит, первое время о стабильном заработке можно забыть. На мой взгляд, это основной минус, но со временем он станет плюсом, потому что тот, кто начнет работать в сфере саунд-дизайна сегодня будет на несколько шагов впереди тех, кто захочет освоить профессию через 2–3 года.

Где можно обучиться саунд-дизайну

На данный момент полноценное высшее образование по специальности “Саунд-дизайн” есть только в НИУ ВШЭ, причем учиться можно дистанционно и через 4 года получить диплом бакалавра.

Также есть факультеты и учебные дисциплины для звукорежиссеров и монтажеров в некоторых вузах, например:

Но одного только высшего образования будет недостаточно, т. к. техническая и научная база довольно быстро устаревают. Поэтому желательно пройти актуальные курсы саунд-дизайна, постоянно находить и читать дополнительную литературу и книги по дизайну звука, обмениваться опытом с другими специалистами, следить за трендами и как можно быстрее начать свою практику.

Где искать работу после обучения

Саунд-дизайн только недавно выделился в новое направление. Раньше эти функции чаще всего выполнял звукорежиссер. Сейчас же аудитория становится все более искушенной и работа со звуком требует особой тщательности, внимания и творчества.

Саунд-дизайнеры принимают участие в звуковом оформлении:

Простор для творчества достаточно велик, однако, вакансий на обычных площадках, таких как HeadHunter, на данный момент немного.

Как же стать профессиональным sound-дизайнером и с чего начать свой путь в карьере?

Специалисты, которые уже достигли результатов в этой области, рекомендуют создавать портфолио, постоянно искать новые творческие решения и показывать свои работы тем, с кем вы хотели бы начать сотрудничество, а также участвовать в различных конференциях, онлайн и офлайн-встречах саунд-дизайнеров. Как раз там можно и найти не только единомышленников, но и первые заказы.

Сейчас начинают появляться первые агентства, которые занимаются исключительно работой со звуком. Можно искать работу у них.

Что касается зарплаты и стоимости отдельных аудио, то тут тоже пока нет каких-то конкретных цифр. По данным The Village, зарплата саунд-дизайнера может варьироваться от 50 до 150 тыс. руб., а цену за авторские звуки и шумы вы и вовсе можете назначать на свое усмотрение.

Начните с комфортной для вас цифры, учитывайте свой опыт и обязательно найдете первые заказы.

Заключение

Мы с вами разобрались со саунд-дизайном: что это, где он применяется и как можно начать работать в этом направлении.

На сегодняшний день особенность рынка услуг в том, что и саунд-дизайнеру непросто найти заказчика, и заказчику сложно найти того, кто поможет реализовать его задумки, потому что специалистов очень мало. Ловите момент, ведь через несколько лет, скорее всего, эта профессия станет еще более актуальной, а конкуренция среди специалистов возрастет.

Источник

У дизайна есть свой звук: что такое саунд-дизайн и где этому учат

Саунд-дизайн, или звуковой дизайн, — искусство создавать, «конструировать» уникальные звуковые эффекты, грамотно их распределять и управлять ими. К таким эффектам относятся и звук выстрела из бластера в научно-фантастическом фильме, и «щелчок» после отправки сообщений в мессенджерах. Студенты, которые получают образование в области саунд-дизайна, рассказали, где в России можно освоить эту профессию, какими качествами должен обладать саунд-дизайнер и почему высшее образование для работы со звуком не всегда обязательно.

Владислав Андреев

Установите что такое звуковой дизайн

выпускник Института звукового дизайна

Алексей Белой

Установите что такое звуковой дизайн

студент кафедры звукорежиссуры ВГИКа

Никита Михеев

Установите что такое звуковой дизайн

студент Школы дизайна НИУ ВШЭ

Кто такой саунд-дизайнер

Звуковой дизайн используется во многих современных медиа: от небольших выставочных инсталляций до крупных фильмов-блокбастеров. Чтобы разработать звуковое оформление для медиапродукта, недостаточно создать один уникальный аудиоэффект. Важно учитывать контекст и обращать внимание на детали: звуки выстрела из бластера в сухую погоду и во время дождя, в горной долине или в узком помещении могут кардинально отличаться друг от друга. Поиск и отражение подобных отличий — и есть работа саунд-дизайнера.

Саунд-дизайн напрямую связан со звукорежиссурой. «Если вы звукорежиссер, создаете звуковое оформление для кино, вы так или иначе работаете с саунд-дизайном. Если вы работаете над звуком рекламы или видеоигр, это тем более саунд-дизайн. Звукорежиссер работает в кино, в связке со звукооператором. Саунд-дизайнер — в различных аудиовизуальных медиа, но может делать звуковое оформление и для кино или трейлеров», — считает Владислав, выпуск Института звукового дизайна.

Такого же мнения придерживается Алексей: «Обычно саунд-дизайнер и звукорежиссер сотрудничают между собой во время производства, так как музыка в фильме должна соответствовать звуковому решению, которое формулирует звукорежиссер».

Должен ли быть звукорежиссер композитором? Нет. Может ли звукорежиссер быть композитором? Да.

Установите что такое звуковой дизайн

Как учатся саунд-дизайнеры

Профессия звукового дизайнера на территории РФ и СНГ становится все более востребованной. Освоить ее можно как самостоятельно, так и на курсах или в университете.

Большинство специалистов — выпускники узкопрофильных курсов от Skillbox, GeekBrains, IndustryFilm School, Института звукового дизайна (Institute of Sound Design). Желающие получить образование не только в области саунд-дизайна, но и в сфере звукорежиссуры могут поступить на курсы Московской школы кино или Петербургской школы нового кино.

В Институте звукового дизайна изучают Csound — язык программирования для работы с шумами и звуком. Владислав называет занятия по этой дисциплине «трудными и необычными»:

«За пару лекций в тебя впихивают большой объем технической информации, ты буквально учишься с нуля азам программирования на довольно сложном и архаичном языке. Нужно писать свои собственные музыкальные фрагменты, которые генерируются в реальном времени. Это просто потрясает воображение».

Обучение саунд-дизайну во ВГИКе включает в себя работу над этюдами. «Аудиовизуальный этюд: дается фрагмент из фильма без звука, который нужно озвучить любыми средствами с помощью своей звуковой библиотеки. Звуковой монтаж — передать три состояния в музыке, свести фрагменты из трех разных музыкальных композиций так, чтобы дорожка звучала цельно», — рассказывает Алексей.

Самообразование — более доступный, но, по мнению наших героев, более спорный способ обучения: без наблюдения со стороны сложно улучшать свои навыки.

«Сколько бы вы сами ни учились самостоятельно какому-то делу, ничто не заменит живых уроков с преподавателем, которому можно задать вопросы и который, что самое важное, даст обратную связь по вашей работе. Профессионал сразу обратит внимание на ошибки и покажет, как сделать правильно, как улучшить работу», — считает Владислав.

Самостоятельно учиться можно. Но поиск актуальной информации от компетентных специалистов занимает много времени. Не говоря уже о том, что вы можете запутаться в каких-то областях и концепциях работы со звуком или неправильно применить полученные знания.

Установите что такое звуковой дизайн

Практика

Серьезных различий в образовании композитора, звукорежиссера и саунд-дизайнера нет. И Владислав, и Алексей, когда осваивали профессию, учились рассказывать историю или создавать сюжет без слов — только с помощью звуков.

«Самым полезным была работа со студентами других курсов над проектами — игровыми и документальными в качестве звукорежиссера площадки и пост-продакшна. Это огромный опыт, который может получить любой звукорежиссер в институте», — вспоминает Алексей.

«В рамках практики записи звука на съемочной площадке мы сотрудничали со студентами киношколы «Арка», участвовали в съемках короткометражных фильмов», — рассказывает Владислав.

Никита, студент Школы дизайна НИУ ВШЭ, вспоминает: на его курсе студенты озвучивали рекламу, за день писали альбом, собирали сэмпл-пак (набор небольших звуковых фрагментов. — Прим. The Vyshka) из голосов своих родственников. «Мне наиболее интересно было выступать с оркестром из синтезаторов», — делится опытом Никита. Самым полезным ему показалось создание эффектов и музыки: «Нам давали технические задания для треков, но их, в основном, можно было понять по-разному. Они звучали, например, так: «Трек должен быть максимально эмоциональным»».

Что должен уметь саунд-дизайнер

Несмотря на то, что саунд-дизайнер взаимодействует со звуками, шумами и аудиоэффектами, музыкальная грамотность для него — вещь, по мнению двух героев, необязательная. Алексей считает, что «теория музыки необходима, в первую очередь, саунд-дизайнерам, которые используют звуковое конструирование, чтобы создавать музыкальные произведения». Для специалистов, которые применяют его с другой целью, эти знания не являются необходимыми.

По мнению Никиты, музыка — это, в первую очередь, язык:

«Мы все говорим на русском языке, и понимаем друг друга, но чтобы создавать великие произведения искусства, надо изучать свой язык. Для этого нужна музыкальная грамотность. Она помогает четко понимать, что ты говоришь на языке музыки».

Будущему студенту программы по саунд-дизайну стоит определить конкретное направление, в котором он хочет развиваться, оценить свои возможности и амбиции. Но не стоит переживать, если ранее вы не изучали музыкальную грамотность и теорию или практически не пробовали писать музыку.

«Достаточно тех навыков, которые по умолчанию есть у многих людей, особенно у тех, кто часто слушает музыку, — объясняет Владислав. — Даже если вы учитесь писать электронную музыку, понять, как работать с аккордами, тональностями, ритмом можно очень быстро. Достаточно просто практиковаться, чаще писать музыку».

Главное, чем должен обладать абитуриент, — желание работать со звуком и аудиооборудованием. Никита также выделяет «желание учиться на 10 из 10; терпение и настойчивость, чтобы “вытаскивать” информацию у преподавателей и получать дополнительную практику; умение справляться с недостатком свободного времени и сна; желание познавать теорию и философию, а еще писать тексты».

Чтобы учиться на саунд-дизайнера и работать по специальности было комфортно, достаточно ноутбука с установленными приложениями для работы со звуком и музыкой, а также хороших наушников. Инструментарий звукорежиссера — особенно на съемочной площадке — намного шире. Он включает в себя мониторы, петлички и микрофоны, рекордер (внестудийное звукозаписывающие устройство для производства кино- и телевизионной продукции — прим. The Vyshka).

Установите что такое звуковой дизайн

Как построить карьеру

Важная задача для любого саунд-дизайнера — составить обширное и качественное портфолио. Именно портфолио и его наполнение определяют, получите вы крупные заказы или нет. «Как правило, люди, которые не работали во время учебы над портфолио, склонны потом винить в своих неудачах не себя, а институт, работодателей или саму специальность», — считает Владислав.

Наполнить портфолио можно не только учебными проектами, курсовыми и дипломными работами. Владислав предлагает дополнительные способы. В их числе — кооперация с начинающими инди-разработчиками(малоизвестными, независимыми от инвесторов разработчиками — прим. The Vyshka) компьютерных или мобильных приложений, видеоигр; работа звукорежиссером на съемках студенческих короткометражных фильмов, поиск заказов на фрилансе. Так можно не только сделать качественные проекты, но и получить постоянное место работы или договориться о продолжительном сотрудничестве:

Главное — делать свою работу качественно, не срывать дедлайны. Вариантов масса, и каждый специалист найдет свой путь, если не будет сидеть сложа руки.

На российском рынке саунд-дизайн относительно недавно. По мнению Владислава, «в нашей стране специалистов по качественному саунд-дизайну не так много», мало кто из работодателей понимает, что такое саунд-дизайн, какие у него функции. Оптимизма добавляет тот факт, что в последнее время появляется все больше студий-разработчиков и разных видов рекламы: «Весь этот контент нуждается в качественном саунд-дизайне. Без работы специалист в этой области не останется».

Выделиться на фоне конкурентов и получить достойное рабочее место в качестве саунд-дизайнера возможно, главное — найти нечто особенное и индивидуальное:

«Если вам есть что предложить — спрос найдется, ведь звук — понятие многогранное. Чем быстрее вы поймете, как хотите завлечь аудиторию и что реально можете показать заказчику, тем быстрее профессия саунд-дизайнера станет вашим ремеслом», — уверен Алексей.

Текст: Николай Воробьев
Фотографии предоставлены героями материала
Редактор: Полина Меньшова

Источник

Профессия саунд-дизайнер: кто это, с чего начать и где работать?

Саунд-дизайн — творческая сфера деятельности, основой которой является работа со звуком. Как стать саунд-дизайнером? Чем саунд-дизайнер отличается от композитора? И где может работать специалист этой индустрии? Ответы на все эти вопросы вы можете узнать на Sound Safari, буткемпе образовательной платформы Skillbox, который пройдет с 27 августа по 5 сентября.

К запуску проекта приглашенные преподаватели буткемпа Василий “Bvoice” Константиновский и Андрей Попеску, основатели музыкального стартапа, лейбла и агентства Svoboda Zvuka, рассказали о тонкостях работы и возможностях трудоустройства для саунд-дизайнеров.

Кто такой саунд-дизайнер?

Сегодня есть много вариантов получения навыков: от обучающих видео на YouTube до высшего образования. Например, во ВГИК и Институте Телевидения и Радиовещания специалистов готовят уже более 15 лет. Минус такого формата — продолжительность обучения. К моменту окончания университета знания, полученные на первом курсе, могут потерять свою актуальность. Дело в том, что профессия саунд-дизайнера напрямую связана с технологиями, которые постоянно меняются и совершенствуются. Кроме того, существуют образовательные курсы разной длительности, где ученики получают концентрированные знания.

Для саунд-дизайнера главное — практика. Есть много профессионалов-самоучек, которые достигли успеха без академического образования. Еще один вариант для новичков — нетворкинг. Знакомьтесь на тематических мероприятиях, общайтесь со специалистами, проходите стажировки или просто наблюдайте за работами столпов индустрии — все это поможет вам развить вкус, преодолеть страх перед экспериментами, получить понимание того, что сегодня актуально. Форс-мажоры, работа с жесткими дедлайнами и опыт — лучшие учителя, которые дадут реальное понимание того, как устроена индустрия.

Навыки саунд-дизайнера: что сделает вас востребованным специалистом?

Помимо основы, то есть набора непосредственных профессиональных навыков, например, работы со звукозаписывающим оборудованием и софтами, поиска локации для записи звука, создания синхронных шумов, для любого специалиста творческой профессии важно обладать софт-скиллами. Ключевые — музыкальный слух, знание основ строения музыки, умение коммуницировать и воспринимать критику. Адекватная реакция на критику необходима в этой индустрии: правок к вашей работе может быть много. К ним надо относиться спокойно и не воспринимать близко к сердцу — у каждого человека свое видение творчества, у вашего заказчика в том числе. Грамотная коммуникация помогает выстраивать хорошие и надежные взаимоотношения с заказчиками, искать индивидуальный подход к ним и заранее понимать, чего от вас хотят получить в итоге. И, конечно, никуда без музыкального слуха. Для работы в этой сфере надо понимать, а точнее слышать, какие звуки сочетаются, как органично вписать тот или иной звук в общую канву, как работать с тональностями и гармониями.

Где саунд-дизайнер может работать?

У саунд-дизайнера, как и у представителя практически любой другой творческой профессии, есть несколько опций для работы: фриланс, инхаус или в агентстве. В целом, обязанности саунд-дизайнера одинаковы во всех трех вариантах, но имеют небольшую специфику. С фрилансом все знакомы: человек принадлежит сам себе, сам выбирает проекты и получает за них сдельную оплату от заказчика за проделанную работу. Инхаус — вариант занятости, при котором специалист работает в конкретном музыкальном продакшне или студии производства кино. Еще один вариант — работа в агентстве, то есть в продакшн-студии. Это нечто среднее между работой инхаус и на фрилансе. Обычно продакшн-студии — небольшие объединения специалистов, которые также выбирают проекты и получают оплату от заказчика, которая делится между лицами, задействованными в проектах.

Если говорить о сферах применения навыков, то вы точно найдете что-то по душе. Саунд-дизайнер может работать в кино, в театре, в индустрии рекламы, в веб-форматах, в индустрии спортивных событий, создавая звуковое сопровождение различных соревнований и чемпионатов. Или в индустрии благоустройства города, где надо создавать композиции для общественного транспорта и для общественных мест. А также на радио, в музеях и на выставках — везде, где есть звуки.

Цикл работы саунд-дизайнера от поступления заказа до готового проекта

Первым делом саунд-дизайнеру поступает заказ — это этап брифования и обсуждения задач. А далее процесс во многом зависит от самого проекта. Например, если речь идет о звуковом сопровождении офлайн-мероприятия или проекта, то необходим выезд на площадку. Саунд-дизайнеру надо понять, какая акустика в пространстве, уровень посторонних шумов. Если это онлайн-проект, допустим, видеоролик или звуковые эффекты в мобильном приложении, то после получения брифа можно сразу приступать к основной части. Она заключается в том, что звук надо найти. Есть два способа: покупка в библиотеке звуков с последующей переработкой или самостоятельная запись. Первый вариант порой может быть проще в реализации, но менее интересен с художественной точки зрения. Второй же — авторский, уникальный. Вы сами берете рекордер и записываете звук, который именно в таком звучании будет только у вас. Полная эксклюзивность исполнения. Следующий шаг — презентация данной стадии проекта заказчику. Если она согласована — можно переходить к финальному этапу: сведению и мастерингу. Некоторые саунд-дизайнеры делают это самостоятельно, а некоторые обращаются к подрядчикам: звукорежиссерам или специализированным студиям.

На этапе заключения договора с заказчиком надо проявить максимум осторожности: обязательно следите за сохранением ваших авторских прав и сроках лицензирования. Возможно, ваш проект начнет транслироваться по всему миру, но вы не получите за это ни копейки, если откажетесь от авторства в пользу заказчика. В то время как в большинстве случаев сам заказчик не будет собирать данные отчисления.

Для новичка индустрии: с чего начать и как стать заметным специалистом

Главный совет начинающему саунд-дизайнеру — не бояться проявлять себя. Возможно, поначалу вам будут поступать не самые высокооплачиваемые запросы. Но вы будете зарабатывать себе репутацию, собирать кейсы и опыт, сработает эффект сарафанного радио. Клиенты начнут выходить на вас самостоятельно.

Кроме этого, вы можете сами предлагать свои услуги. Писать продакшнам, киностудиям или артистам с предложением сотрудничества. К этому моменту у вас уже должно быть портфолио с работами или шоурил, чтобы потенциальный заказчик мог оценить вас как профессионала.

Кстати, медийность порой тоже играет немаловажную роль. Например, вы можете делать работы сами для себя и размещать их в социальных сетях. Не стоит недооценивать роль Instagram или TikTok сегодня — это полноценные платформы с широким спектром инструментов, позволяющих презентовать себя специалисту любой индустрии.

Всем молодым специалистам хочется пожелать не стесняться экспериментировать, выходить за рамки обыденного и доверять внутренним ощущениям. Именно за это, как показывает мировая практика, вручают Оскары и Грэмми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *