Усовершенствованная электронная подпись что это
Усиленная квалифицированная электронная подпись — что это такое?
Как и где можно получить усиленную квалифицированную электронную подпись
Кроме того, УКЭП создается при использовании средств электронной подписи путем криптографического изменения информации с применением указанного выше ключа.
ВАЖНО! С июля 2020 года можно оформлять единый сертификат, который подойдет для работы с разными порталами. Участники электронного взаимодействия не вправе произвольно ограничивать признание УКЭП на их площадках. Ограничения будут устанавливаться, только если это предусмотрено Законом об электронной подписи.
Разобравшись с тем, что подразумевается под этим понятием, выясним, как получить квалифицированную электронную подпись. Для получения УКЭП необходимо обратиться в один из аккредитованных в Минкомсвязи удостоверяющий центр. Список этих центров доступен на сайте Министерства коммуникации и связи России http://minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/2/.
При каких условиях квалифицированная электронная подпись признается действительной, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Без чего невозможно получение квалифицированной электронной подписи для юридических лиц
Получить усиленную электронную подпись могут любые юридические и физические лица. Приведем необходимый набор документов, которые следует подать для получения подписи организациям. Без этого пакета квалифицированная цифровая подпись останется недоступной. В комплект входят:
После предоставления документов и небольшой проверки с организацией заключается договор. Услуга по созданию УКЭП платная.
ВНИМАНИЕ! С 01.01.2022 ФНС будет бесплатно оформлять ЭЦП для юрлиц и ИП. Налоговики планируют начать оказывать услугу уже с 01.07.2021. Подробнее об этом мы рассказали здесь.
Как юрлицу получить УКЭП пошагово рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
С 01.07.2020 электронную подпись подписант должен получать в удостоверяющем центре самостоятельно. Представитель, даже с нотариальной доверенностью, получить ЭЦП другого человека не вправе. С этой даты удостоверяющие центры самостоятельно обязаны подтверждать свою личность. Сделать это можно несколькими способами:
С 01.07.2021 повышены требования для аккредитации удостоверяющих центров. В связи с чем их число может значительно сократиться. Кроме того с этой даты удостоверяющие центры вправе хранить и использовать по поручению клиента ключ ЭЦП. Это значит, что клиенту можно будет не устанавливать специальных программ на свой компьютер, а подписать документ он сможет из любой точки земного шара.
С 01.01.2022 года ЭЦП юрлица сможет получать только руководитель данного предприятия. Рядовым сотрудникам нужно оформить личное ЭЦП и оформить электронную доверенность. То есть если работнику нужно подписать документ от имень юрлица, он подпишет его своей личной ЭЦП и приложит к пакету документов доверенность.
Что входит в квалифицированную электронную подпись и как она выглядит
Зарегистрированная усовершенствованная усиленная квалифицированная ЭЦП выглядит в реальности как комплект из двух элементов:
На бумажном и электронном документе обнаружить электронную подпись практически невозможно. Существуют только косвенные признаки ее присутствия, выражающиеся в том, что внизу монитора появляется специальный символ, а сам документ редактировать не получается.
Что заверяет и какое лицо позволяет определить усовершенствованная цифровая подпись
Ответив на вопрос: что этот такое усиленная электронная подпись, можно понять, что прежде всего это возможность цифровой идентификации подписи с дополнительной защитой от несанкционированного использования.
В чем же особенность применения УКЭП? Попробуем разобраться – ведь сегодня ее использование чрезвычайно распространено. Это объясняется прежде всего тем, что с 2015 года, в соответствии с изменениями, внесенными в налоговое законодательство, практически вся отчетность подается в электронной форме по ТКС через оператора.
Кроме деклараций при помощи УКЭП также подписывается отчетность, передаваемая в ПФР и внебюджетные фонды.
Усиленная электронная подпись позволяет определить или идентифицировать человека, который подписал электронный документ, а также сообщить о факте внесения правок в уже подписанный текст этого документа.
Теперь выясним, где еще обязательно должна применяться УКЭП:
Об особенностях подписания счетов-фактур вы сможете узнать из нашей статьи «Можно ли использовать факсимиле на счетах-фактурах?».
Передача обязательных сообщений (п. 2, п. 2.1 НК РФ) юридическими и физическими лицами может осуществляться по каналам электронной связи при использовании УКЭП (п. 7 ст. 23 Налогового кодекса).
Усиленная электронная подпись и автоматизация документооборота
Усиленная ЭЦП позволяет обеспечить достойную защиту информации, включаемой в электронный документооборот. В условиях автоматизации этого процесса такая подпись, поставленная на документах, не даст посторонним лицам прочесть защищенный текст, а если они и получат каким-либо путем доступ к нему, то не позволит его редактировать.
При этом степень конфиденциальности владелец подписи устанавливает сам, в зависимости от важности и секретности информации. Примечательно, что даже по истечении срока действия ключа данные все равно будут защищены до того момента, пока владелец сертификата не решит переподписать документ или снять защиту.
Проверка ЭЦП – какие компоненты требуются
В некоторых случаях пользователь захочет убедиться, функционирует ли усиленная квалифицированная цифровая подпись
Чтобы ее проверить потребуется иметь в наличии компоненты в следующем наборе:
Для того чтобы выполнить проверку следует зайти на реестр ЭЦП и нажать соответствующую кнопку. Следует учитывать, что на компьютере пользователя в это время должна быть установлен браузер Internet Explorer 5-й версии. Только тогда удастся поработать с ActiveX объектами.
Правила использования УКЭП
Чтобы обезопасить сохранность передаваемых данных, подписанных УКЭП, следует пользоваться подписью лишь в тех случаях, которые указаны в сертификате, предоставляемом вместе с ней. Если сертификат был аннулирован или истек его срок действия, пользоваться УКЭП нельзя.
Обязательным также является обеспечение конфиденциальности ключа. Если этого не удалось добиться, то при утере ключа или открытии доступа к нему посторонним следует немедленно уведомить об этом факте удостоверяющую компанию и всех участников документооборота, совершаемого в электронной форме.
Как физлицу подать документы на регистрацию прав на недвижимость в электронной форме, узнайте в КонсультантПлюс. Материал доступен бесплатно, нужно лишь получить пробный доступ.
Итоги
Усиленная квалифицированная электронная подпись может понадобиться в ряде случаев. Она имеет большую защиту информации в отличии от простой электронной подписи. Получить УКЭП можно в аккредитованной удостверяющем центре.
Усовершенствованная квалифицированная подпись
Что такое УКЭП?
Формат усовершенствованной подписи предусматривает включение в электронную подпись информации о времени создания подписи (TSP) и о статусе сертификата электронной подписи (OCSP) в момент подписания (действителен или отозван).
Время создания электронной подписи удостоверяется электронной подписью специального сервера точного времени. Для этого в процессе создания электронной подписи происходит обращение к серверу, создается метка точного времени, которая и сохраняется в электронной подписи.
Правовой статус сертификата электронной подписи на момент подписи обеспечивается электронной квитанцией Удостоверяющего центра, полученной в момент подписи по средствам OCSP. Документ содержит статус запрашиваемого сертификата, на который также ставится штамп времени, подтверждающий их целостность в момент проверки. Статус так же сохраняется в электронной подписи.
Для чего нужна УКЭП?
УКЭП поможет доказать юридическую значимость документа в спорных ситуациях. Например, когда помимо авторства и целостности документа (которые дает обычная КЭП) необходимо подтвердить, что сертификат был действителен в момент подписания документа.
УКЭП — необходимое условие для самостоятельного архивного хранения документов, удостоверенных квалифицированной электронной подписью. Подлинность подписи в этом случае может быть подтверждена и по прошествии длительного периода времени, в том числе после окончания срока действия самого сертификата.
Метка времени и служба статусов также являются условием электронного документооборота с информационными системам некоторых государственных служб, например, Федеральной таможенной службы.
Усовершенствованная электронная подпись что это
Компания КРИПТО-ПРО предлагает Стандарт применения усовершенствованной электронной цифровой подписи. Опыт КРИПТО-ПРО – ведущей российской компании в области технологии ЭЦП – свидетельствует, что при использовании «классической» ЭЦП в юридически значимом электронном документообороте, в случае возникновения спора достаточно трудно, а подчас и невозможно, доказать подлинность ЭЦП и момент подписи (создания) ЭЦП. Эти трудности могут привести к тому, что арбитр не примет электронный документ в качестве письменного доказательства. Данные трудности порождаются рядом проблем, присущих «классической» ЭЦП, а именно:
— нет доказательства момента подписи;
— трудность доказывания статуса сертификата открытого ключа подписи на момент подписи (или действителен, или аннулирован, или приостановлен).
Предлагаемый КРИПТО-ПРО Стандарт применения усовершенствованной подписи позволяет решить все основные трудности, связанные с применением ЭЦП, и обеспечить участников электронного документооборота всей необходимой доказательной базой (причем собранной в самой ЭЦП в качестве реквизитов электронного документа), связанной с установлением момента подписи и статуса сертификата открытого ключа подписи на момент подписи.
Формат усовершенствованной подписи основан на европейском стандарте CAdES (ETSI TS 101 733). Версия этого стандарта опубликована в виде RFC 5126 «CMS Advanced Electronic Signatures (CAdES)». Новый формат подписи решает описанные выше и множество других потенциальных проблем, обеспечивая:
Доказательство момента подписи документа и действительности сертификата ключа подписи на этот момент
Согласно статье 4 ФЗ «Об электронной цифровой подписи», ЭЦП признаётся равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при условии, что сертификат ключа подписи, относящийся к этой ЭЦП, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания.
Формат усовершенствованной подписи предусматривает обязательное включение в реквизиты подписанного документа доказательства момента создания подписи и доказательства действительности сертификата в момент создания подписи.
Для доказательства момента подписи используются штампы времени, соответствующие международной рекомендации RFC 3161 «Internet X.509 Public Key Infrastructure Time-Stamp Protocol (TSP)».
Доказательства действительности сертификата в момент подписи обеспечиваются вложением в реквизиты документа цепочки сертификатов до доверенного УЦ и OCSP-ответов. На эти доказательства также получается штамп времени, подтверждающий их целостность в момент проверки.
Проверка подлинности ЭЦП без сетевых обращений
Вложение в реквизиты документа всех доказательств, необходимых для проверки подлинности ЭЦП, обеспечивает возможность оффлайн-проверки подлинности ЭЦП. Доступ к репозиторию сертификатов, службам OCSP и службам штампов времени необходим только в момент создания подписи.
Архивное хранение
Использование усовершенствованной подписи является необходимым условием архивного хранения электронных документов, удостоверенных ЭЦП.
В формате усовершенствованной подписи вся необходимая информация для проверки подлинности ЭЦП находится в реквизитах документа. Для сохранения юридической значимости электронных документов при архивном хранении остаётся только обеспечить их целостность организационно-техническими мерами. В этом случае подлинность ЭЦП может быть подтверждена через сколь угодно долгое время, в том числе и после истечения срока действия сертификата ключа подписи.
Состав
Стандарт применения усовершенствованной электронной цифровой подписи включает в себя:
На нашем сайте вы можете получить Инструментарий разработчика КриптоПро ЭЦП SDK.
Инструментарий разработчика КриптоПро ЭЦП SDK содержит всю необходимую документацию, библиотеки и исходные файлы для разработки прикладных и серверных приложений, использующих функции создания и проверки усовершенствованной ЭЦП.
КриптоПро ЭЦП SDK распространяется свободно.
Усовершенствованная электронная подпись что это
Штамп времени, полученный на ЭЦП, удостоверяет время создания ЭЦП для последующего разрешения конфликтов, связанных с использованием электронного документа.
Доказательство действительности сертификата ключа подписи на момент подписи
Наличие доказательств подлинности ЭЦП в подписанном документе позволяет подтвердить действительность сертификата ключа подписи. Дополнительный штамп времени удостоверяет время сбора доказательств подлинности, а следовательно, позволяет удостовериться в действительности подписи даже если не только сертификат ключа подписи был аннулирован (отозван), но и если аннулирован или отозван был сертификат ключа подписи службы актуальных статусов или сертификаты промежуточных УЦ. Таким образом, сохраняется возможность использования отозванного сертификата для проверки ЭЦП, созданных до момента отзыва. Эта проблема актуальна для всех систем электронного документооборота.
Отсутствие необходимости сетевых обращений
Доказательства подлинности, входящие в состав усовершенствованной ЭЦП, включают в себя полный набор данных и сертификатов, необходимый для проверки ЭЦП.
Другие варианты использования
Область других возможных вариантов применения усовершенствованной ЭЦП очень широка. Например, усовершенствованная ЭЦП может использоваться для долговременного хранения подписанных документов в тех случаях, когда необходимо выполнять проверку по истечении существенно длинных промежутков времени после создания ЭЦП. Это может быть удобным при организации архивов электронных документов. Отсутствие необходимости сетевых обращений может оказаться полезным в системах, где подобные обращения по тем или иным причинам недоступны либо невозможны, например, в силу установленного режима безопасности.
Краткое описание формата усовершенствованной ЭЦП
Данный формат включает в себя:
Как хранить усовершенствованную ЭЦП совместно с документами
Усовершенствованная ЭЦП может храниться как вместе с подписанным документом (в том же файле) так и отдельно от него (в отдельном файле).
Виды электронной подписи (ЭП или ЭЦП)
В России в электронном документообороте можно использовать три вида подписи: простую, усиленную неквалифицированную и усиленную квалифицированную. Посмотрим, чем они отличаются друг от друга, при каких условиях равнозначны собственноручной и придают подписанным файлам юридическую силу.
Виды электронной подписи
Простая электронная подпись, или ПЭП
Простая подпись — это знакомые всем коды доступа из СМС, коды на скретч-картах, пары “логин-пароль” в личных кабинетах на сайтах и в электронной почте. Простая подпись создается средствами информационной системы, в которой ее используют, и подтверждает, что электронную подпись создал конкретный человек.
Где используется простая электронная подпись?
Простая электронная подпись чаще всего применяется при банковских операциях, а также для аутентификации в информационных системах, для получения госуслуг, для заверения документов внутри корпоративного электронного документооборота (далее — ЭДО).
Простую электронную подпись нельзя использовать при подписании электронных документов или в информационной системе, которые содержат гостайну.
Юридическая сила ПЭП
Простая подпись приравнивается к собственноручной, если это регламентирует отдельный нормативно-правовой акт или между участниками ЭДО заключено соглашение, где прописаны:
Во многих информационных системах пользователь должен сначала подтвердить свою личность во время визита к оператору систему, чтобы его ПЭП в будущем имела юридическую силу. Например, для получения подтвержденной учетной записи на портале Госуслуг, нужно лично прийти в один из центров регистрации с документом, удостоверяющим личность.
Неквалифицированная электронная подпись, или НЭП
Усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее — НЭП) создается с помощью программ криптошифрования с использованием закрытого ключа электронной подписи. НЭП идентифицирует личность владельца, а также позволяет проверить, вносили ли в файл изменения после его отправки.
Человек получает в удостоверяющем центре два ключа электронной подписи: закрытый и открытый. Закрытый ключ хранится на специальном ключевом носителе с пин-кодом или в компьютере пользователя — он известен только владельцу и его нужно держать в тайне. С помощью закрытого ключа владелец генерирует электронные подписи, которыми подписывает документы.
Открытый ключ электронной подписи доступен всем, с кем его обладатель ведет ЭДО. Он связан с закрытым ключом и позволяет всем получателям подписанного документа проверить подлинность ЭП.
То, что открытый ключ принадлежит владельцу закрытого ключа, прописывается в сертификате электронной подписи. Сертификат также выдается удостоверяющим центром. Но при использовании НЭП сертификат можно не создавать. Требования к структуре неквалифицированного сертификата не установлены в федеральном законе № 63-ФЗ “Об электронной подписи”.
Где используется неквалифицированная электронная подпись?
НЭП можно использовать для внутреннего и внешнего ЭДО, если стороны предварительно договорились об этом.
Юридическая сила НЭП
Участникам ЭДО нужно соблюдать дополнительные условия, чтобы электронные документы, заверенные НЭП, считались равнозначными бумажным с собственноручной подписью. Сторонам нужно обязательно заключить между собой соглашение о правилах использования НЭП и взаимном признании ее юридической силы.
Квалифицированная электронная подпись или КЭП
Усиленная квалифицированная электронная подпись — самый регламентированный государством вид подписи. Так же, как и НЭП, она создается с помощью криптографических алгоритмов и базируется на инфраструктуре открытых ключей, но отличается от НЭП в следующем:
Где используется квалифицированная электронная подпись?
КЭП нужна, чтобы сдавать отчетность в контролирующие органы, участвовать в качестве поставщика и заказчика в электронных торгах, работать с государственными информационными системами, обмениваться формализованными документами с ФНС, вести электронный документооборот внутри компании или с ее внешними контрагентами.
Юридическая сила КЭП
КЭП — это подпись, которая придает документам юридическую силу без дополнительных условий. Если организации ведут ЭДО, подписывая документы КЭП, их юридическая сила признается автоматически согласно федеральному закону № 63-ФЗ “Об электронной подписи”.