Услуги в области метрологии что это

Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2015 г. N 310 «Об утверждении Положения о порядке оказания государственных услуг и (или) выполнения работ государственными региональными центрами метрологии в пределах установленного государственного задания в области обеспечения единства измерений для граждан и юридических лиц за плату по регулируемым ценам и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2015 г. N 310
«Об утверждении Положения о порядке оказания государственных услуг и (или) выполнения работ государственными региональными центрами метрологии в пределах установленного государственного задания в области обеспечения единства измерений для граждан и юридических лиц за плату по регулируемым ценам и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях»

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке оказания государственных услуг и (или) выполнения работ государственными региональными центрами метрологии в пределах установленного государственного задания в области обеспечения единства измерений для граждан и юридических лиц за плату по регулируемым ценам и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации утвердить в 3-месячный срок порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Положение
о порядке оказания государственных услуг и (или) выполнения работ государственными региональными центрами метрологии в пределах установленного государственного задания в области обеспечения единства измерений для граждан и юридических лиц за плату по регулируемым ценам и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях
(утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2015 г. N 310)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящее Положение регулирует отношения, возникающие между заявителями и исполнителями при оказании услуг и (или) выполнении работ в области обеспечения единства измерений за плату по регулируемым ценам.

2. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

3. Исполнитель обязан предоставлять заявителю информацию об оказываемых услугах и (или) выполняемых работах по поверке средств измерений, в том числе:

а) перечень средств измерений, в отношении которых могут проводиться работы по их поверке;

б) документы, которые необходимы для оказания услуги и (или) выполнения работ в соответствии с порядком проведения поверки средств измерений, утверждаемым Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

в) утвержденные прейскуранты цен на оказание услуг и (или) выполнение работ по поверке средств измерений;

г) наименование организации, ее место нахождения, режим работы;

д) сведения о государственной регистрации юридического лица и наименовании зарегистрировавшего его органа;

е) сведения об аккредитации (номер в реестре аккредитованных лиц).

4. Информация, указанная в пункте 3 настоящего Положения, в наглядной и доступной форме доводится до сведения заявителей, а также размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте исполнителя.

5. Исполнитель оказывает услуги и (или) выполняет работы по поверке средств измерений в соответствии с областью аккредитации на договорной основе.

6. Оказание услуг и (или) выполнение работ по поверке средств измерений оплачиваются по регулируемым ценам в порядке, установленном Правилами оплаты работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений по регулируемым ценам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. N 1057 «О порядке оплаты работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений по регулируемым ценам».

7. Исполнитель осуществляет поверку средств измерений в соответствии с порядком проведения поверки средств измерений, утверждаемым Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

8. Заявитель обязан предоставить исполнителю средство измерений и документы, которые необходимы для оказания услуг и (или) выполнения работ, в соответствии с порядком проведения поверки средств измерений, утверждаемым Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Информация об изменениях:

9. Результатом оказания услуг и (или) выполнения работ по поверке средств измерений является наличие сведений о результатах поверки средств измерений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, переданных в соответствии с порядком создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него и внесения изменений в такие сведения, утверждаемым Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Определен порядок оказания госуслуг и (или) выполнения работ региональными центрами метрологии в рамках госзадания в области обеспечения единства измерений для граждан и юрлиц за плату по регулируемым ценам и на одинаковых при предоставлении одних и тех же услуг условиях.

Исполнитель обязан направлять заявителю информацию об услугах (работах), в т. ч. через Интернет.

Мероприятия по поверке средств измерений проводятся в соответствии с областью аккредитации на договорной основе в порядке, утверждаемом Минпромторгом России.

Заявитель должен представлять необходимые для госуслуг (работ) материалы.

По итогам поверки выдаются документы о результатах.

Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2015 г. N 310 «Об утверждении Положения о порядке оказания государственных услуг и (или) выполнения работ государственными региональными центрами метрологии в пределах установленного государственного задания в области обеспечения единства измерений для граждан и юридических лиц за плату по регулируемым ценам и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях»

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 7 апреля 2015 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 апреля 2015 г. N 15 ст. 2271

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2020 г. N 960

Изменения вступают в силу с 24 сентября 2020 г.

Источник

Что такое метрология?

Услуги в области метрологии что это

В основе любой технологии – точные данные и расчеты, поэтому можно сделать вывод, что за всеми достижениями стоит умение правильно измерять те или иные показатели. Более того, необходимость измерять, определять различные величины присутствует не только на предприятиях, но и в быту. И уже долгое время этот вид деятельности является сформированным и полноценным научным направлением, которое получило название метрология.

Но вопреки неоспоримой значимости и важности метрологии, мало кто имеет четкое представление, что же из себя представляет данная сфера знаний.

Метрология – что это?

Если говорить в общих чертах, то метрология – это совокупность научных знаний о средствах, методах и способах измерения, сюда же можно отнести и понятие их единства. Ключевое место в сфере занимает измерение, которое в данном случае подразумевает получение сведений о предмете исследования. Например, получение информации о свойствах и характеристиках. При этом стоит отметить, что обязательным условием для метрологии считается опытный путь получения знаний через применение метрологического инструментария.

Необходимо учитывать и тот факт, что метрология как понятие имеет тесную связь с стандартизацией и сертификацией, которые в контексте науки дают возможность практическим путем получать ценную информацию о предмете изучения, но с разных позиций. К примеру, стандартизация устанавливает единые формы и правила для применения методов измерения, разработкой которых и занимается метрология.

Задачи метрологии

Поскольку метрология является самостоятельной научной дисциплиной, то перед ней стоит ряд важных задач:

Сферы применения метрологии

Как уже отмечалось ранее, сферы применения знаний метрологии достаточно обширны, можно даже утверждать, что ее принципы применяются фактически во всех областях человеческой деятельности.

Но стоит выделить и те сферы, где специалисты метрологи необходимы:

В связи с этим метрологам крайне важно регулярно повышать уровень своих знаний. Для этого на базе Академии СНТА 30 августа пройдет семинар «Метрология, метрологическое обеспечение производства на современном этапе развития (состояние, проблемы, перспективы развития)». В качестве ведущего выступит Любовь Михайловна Еговцева – метролог с 30-летним стажем преподавания данной дисциплины.

Программа семинара будет содержать следующие вопросы:

Источник

Услуги в области метрологии что это

Информация о мерах, принимаемых Ростест-Москва по предупреждению распространения коронавирусной инфекции

Задачи системы обеспечения единства измерений:

Система обеспечения единства измерений аналогична другим элементами инфраструктуры экономики, таким как, например, транспорт, электроэнергетика, связь, которые необходимы для производства промышленной продукции, товарообмена, а также при реализации государственных функций, таких как налогообложение, оборона и безопасность.

Научной основой обеспечения единства измерений является метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства, а также способах достижения требуемой точности.

Правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации определены ФЗ «Об обеспечении единства измерений»: установлены сфера и формы государственного регулирования, а также требования к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам и средствам измерений.

Вопросы обеспечения единства измерений регулируются рядом международных документов, подписанными и признаваемыми Российской Федерацией. К ним относятся Международная метрическая конвенция 1875 года, документы МОЗМ, а также разделы Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., регламентирующие вопросы проведения согласованной политики в области обеспечения единства измерений в государствах – членах Евразийского экономического союза (приложение № 10 к Договору), и принятые во исполнение указанного приложения акты Евразийской экономической комиссии.

Нормативно-методическую основу системы обеспечения единства измерений составляют международные, межгосударственные, региональные и национальные документы по стандартизации, методические документы ГНМИ, аттестованные методики измерений, установленные при утверждении типа средств измерений методики поверки.

Нормативно-методическая подсистема решает следующие задачи по обеспечению единства измерений:

Информационную основу системы обеспечения единства измерений составляет Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений: нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные документы, информационные базы данных, международные документы, международные договоры Российской Федерации в области обеспечения единства измерений, сведения об аттестованных методиках (методах) измерений, единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, сведения о государственных эталонах единиц величин, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, сведения об утвержденных типах стандартных образцов или типах средств измерений, сведения о результатах поверки средств измерений.

Техническую основу системы обеспечения единства измерений составляют эталонная база Российской Федерации и эксплуатируемый парк средств измерений и стандартных образцов.

Эталонная база Российской Федерации включает в себя совокупность ГПЭ, которые воспроизводят единицы величин с наивысшей точностью, достижимой при существующих научно- технических возможностях в данной области измерений и других государственных эталонов. Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» в настоящее время к составу эталонной базы Российской Федерации не отнесены эталоны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом, более 90 тысяч утвержденных и зарегистрированных эталонов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей существенно дополняют эталонную базу страны и способствуют решению задач по передаче единиц величин огромному парку применяемых средств измерений, обеспечивая прослеживаемость каждого результата измерений к соответствующему ГПЭ единицы величины.

Состав и научно-технический уровень эталонной базы Российской Федерации охватывает все области измерений и обеспечивает решение большинства практических задач промышленности, обороны и безопасности государства и экономики в целом.

В настоящее время общее количество средств измерений в Российской Федерации составляет около 1,5 млрд, единиц, из них около 150 млн. единиц применяется в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

В результате развития наукоемких отраслей промышленности, реформы жилищно-коммунального хозяйства и прироста производства в связанных с ними областях экономики востребованность в средствах измерений по отдельным видам измерений в 2008-2015 годах увеличивалась на 10 – 15 млн. единиц в год.

Количество ежегодно утверждаемых в стране новых типов средств измерений составляет около 3500.

Значительно увеличивается количество СИ в торговле и учетно-расчетных операциях. Резко расширяется номенклатура с одновременным увеличением количества СИ в цифровой связи. Происходят изменения в структуре парка СИ используемых в интересах агропромышленного комплекса.

Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

Государством выделены сферы национальной экономики, в которых государство принимает на себя ответственность за обеспечение единства измерений и осуществляет непосредственное регулирование. К деятельности в этих сферах, перечень которых определен статьей 1 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений», устанавливаются обязательные метрологические требования.

Установлено, что ФОИВ, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в указанных сферах деятельности, определяют виды измерений, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования.

К настоящему времени установлены обязательные метрологические требования к более чем 400 измерениям. Предприятия и организации, осуществляющие измерения в указанных сферах деятельности, должны соблюдать обязательные метрологические требования к таким измерениям.

Система обеспечения единства измерений обеспечивает надежное и эффективное функционирование, в том числе в таких областях деятельности, как здравоохранение, охрана окружающей среды, обеспечение безопасных условий и охраны труда, выполнение государственных учетных операций, учет количества энергетических ресурсов, обеспечение обороноспособности и безопасности государства.

Приоритеты

В области социально-экономического развития Российской Федерации основными приоритетами являются повышение конкурентоспособности национальной экономики, улучшение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

В сфере здравоохранения: повышение качества и доступности медицинского обслуживания за счет использования перспективных информационных и телекоммуникационных технологий, достижений в области фармацевтики, биотехнологий и нанотехнологий.

В сфере энергетической безопасности:

Основные направления развития и приоритеты системы обеспечения единства измерений:

Современная наука и производство, такие высокотехнологичные виды деятельности, как транспорт, энергетика, медицина, сфера обеспечения обороноспособности и безопасности государства, насыщены СИ, показатели точности которых характеризуют уровень развития науки и производства. На современной постиндустриальной инновационной стадии развития общества результаты измерений, выполняемых с наилучшей возможной точностью, используются на всех стадиях жизненного цикла любой высокотехнологичной продукции, начиная от проектирования и заканчивая утилизацией. Точность и разнообразие измерений определяют и характеризуют уровень развития науки, промышленности, здравоохранения, энергетики, транспорта, обороноспособности, что обусловливает необходимость опережающего развития системы обеспечения единства измерений. Опыт передовых стран показывает, что опережающее развитие системы обеспечения единства измерений как одной из наиболее высокотехнологичных сфер экономики оказывает стимулирующее воздействие на развитие других ее элементов.

Высокий уровень развития экономики может быть достигнут только путем внедрения в важнейшие сферы деятельности государства передовых технологий, основанных на современных достижениях науки, техники, информатизации, неотъемлемой частью которых являются точные измерения. В настоящее время нет ни одной высокотехнологичной и наукоемкой сферы деятельности, в которой не использовались бы результаты высокоточных измерений.

Источник

Услуги в области метрологии что это

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная система обеспечения единства измерений

State system for ensuring the uniformity of measurements. Metrological assurance. General

Дата введения 2015-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» (ФГУП «ВНИИМС»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 53 «Основные нормы и правила по обеспечению единства измерений»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. N 839-ст

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные положения метрологического обеспечения измерений, выполняемых при разработке, производстве, испытаниях и эксплуатации продукции, в научных исследованиях и при осуществлении других видов работ и оказании услуг как в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, так и вне этой сферы.

Положения настоящего стандарта могут применяться при разработке отраслевых и корпоративных стандартов, стандартов предприятий и других нормативных и методических документов, регулирующих метрологическое обеспечение измерений.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ ISO 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 5725-1 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 1. Основные положения и определения

ГОСТ Р ИСО 10012 Менеджмент организации. Системы менеджмента измерений. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию

ГОСТ Р 54500.3* Руководство ИСО/МЭК 98-3:2008 Неопределенность измерения. Часть 3. Руководство по выражению неопределенности измерения

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины «измерение», «метрологические требования», «единица величины» по Федеральному закону [1], «эталон», «средство измерений», «метрологическая прослеживаемость» по словарю [2]*, «шкала измерений» по рекомендациям [3] и «процесс измерений» по ГОСТ Р ИСО 10012, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 измерительная информация: Информация о количественных значениях измеряемой величины, обладающая свойствами, необходимыми для принятия управляющих решений.

3.2 полнота измерительной информации: Свойство измерительной информации, определяющее её достаточность для понимания состояния наблюдаемого объекта или явления и принятия необходимого управляющего решения.

3.4 своевременность измерительной информации: Свойство измерительной информации, которое состоит в том, что она поступает в момент, обеспечивающий время, необходимое для принятия и реализации управляющего решения.

3.5 актуальность измерительной информации: Свойство измерительной информации, определяющее её важность, значительность в момент принятия управляющего решения.

3.6 метрологическое обеспечение измерений; МОИ: Систематизированный, строго определенный набор средств и методов, направленных на получение измерительной информации, обладающей свойствами, необходимыми для выработки решений по приведению объекта управления в целевое состояние.

3.7 метрологическое обеспечение объекта: Метрологическое обеспечение измерений, выполняемых на объекте.

3.8 объект метрологического обеспечения: Любой материальный объект или система или их составляющие (процессы, явления, события) с целью определения состояния которых выполняется логически завершенная совокупность измерений, позволяющая получать измерительную информацию, необходимую для выработки решений по приведению объекта в желаемое состояние.

3.9 метрологическое подтверждение пригодности элементов МОИ: Совокупность операций, выполняемых с целью подтверждения пригодности элементов МОИ к решению конкретной задачи измерений в конкретных условиях.

4 Предмет и цель метрологического обеспечения измерений

4.1 Предметом метрологического обеспечения измерений являются измерения, выполняемые при производстве и эксплуатации продукции, проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведении экспериментов и испытаний изделий, профилактики, диагностики, лечении болезней, контроле условий труда и безопасности, учете материальных ценностей и ресурсов и при осуществлении других видов работ и оказании услуг.

4.2 Целью метрологического обеспечения измерений является создание условий для получения измерительной информации, обладающей свойствами, необходимыми и достаточными для выработки определенных решений как в областях деятельности, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, так и вне этой сферы.

5 Метрологическое обеспечение объектов. Классификация

5.1 Для целей настоящего стандарта используются следующие признаки классификации метрологического обеспечения объектов:

— по типу деятельности;

— по сфере деятельности;

— по характеру объекта;

— по организационной форме объекта.

5.1.1 Тип деятельности

По типу деятельности метрологическое обеспечение может быть направлено на обеспечение выполнения работ или оказание услуг, являющихся объектами гражданского права.

1 Под работами понимают действия, направленные на достижение материального результата, отделимого от самих действий. Результат работы, как правило, используется после окончания работы.

5.1.1.1 При выполнении работ деятельность по метрологическому обеспечению может осуществляться как в отношении процессов, так и в отношении продукции, причем контроль процесса и контроль его результата могут являться альтернативными или дополнять друг друга.

1 Под процессом понимают действия, направленные на достижение материального результата.

2 Продукция представляет собой материальный результат процесса.

3 Понятия «процесс» и «продукция» соответствуют ГОСТ ISO 9000.

5.1.1.2 При оказании услуг деятельность по метрологическому обеспечению ориентирована только на процесс, поскольку полезный эффект процесса не может быть отделен от него.

Классификация по типу деятельности позволяет конкретизировать работы по метрологическому обеспечению объекта и ограничить возможный круг требований к ним.

Настоящий стандарт распространяется только на услуги, при оказании которых выполняются измерения.

5.1.2 Сфера деятельности

Метрологическое обеспечение объектов существенно зависит от характера самого объекта, который, в свою очередь, в значительной мере определяется сферой деятельности и характером решаемых задач, а также требуемых процессов измерений.

1 Испытания продукции в машиностроении

2 Контроль состояния автотранспортных средств

3 Геодезические измерения в строительстве

Для каждой из сфер деятельности уже имеются и могут быть усовершенствованы специфические для неё приемы решения задач метрологического обеспечения. Наличие развитой и удобной для практики классификации метрологического обеспечения объектов по сферам деятельности может облегчить конкретизацию потребностей в метрологическом обеспечении и уточнить потребность и способы метрологического подтверждения пригодности элементов МОИ.

5.1.3 Характер объекта

По характеру объекта можно выделить метрологическое обеспечение следующих работ или услуг:

— по испытанию оборудования, процессов, продукции;

— по контролю условий, процессов, продукции;

— по измерениям, испытаниям, контролю в процессе производства продукции или оказания услуг;

— по измерениям, испытаниям, контролю в процессе эксплуатации продукции;

— по измерениям, испытаниям, контролю в процессе ремонта технических устройств и систем;

— по измерениям, испытаниям, контролю в процессе утилизации продукции.

Характер объекта вместе со сферой деятельности определяют перечень задач по метрологическому обеспечению объекта, существующих приемов их решения и обусловливает набор элементов МОИ, а также состав критериев и методологию оценки уровня метрологического обеспечения объекта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *