Услуги цод что это
Что такое ЦОД и для чего они нужны?
На заре проникновения информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, когда про облака только-только начинали говорить, для хранения и обработки данных компании самостоятельно покупали ИТ-оборудование, размещали на нем инфраструктуру и обслуживали ее своими силами. Постепенно потребности в ресурсах увеличивались, и небольших локальных серверных перестало хватать для решения актуальных задач бизнеса. Так появились центры обработки данных.
Что такое центр обработки данных?
ЦОД — это здание (или комплекс зданий), предназначенное исключительно для размещения и эксплуатации ИТ-оборудования. Чтобы расположенное в нем «железо» работало 24/7, в дата-центрах созданы максимально благоприятные условия.
ЦОДы в определенной форме существуют еще с середины прошлого века. Тогда в дата-центре мог размещаться всего один компьютер (вспомните размеры первых вычислительных машин!), а компания не могла обратиться к его владельцу и просто так арендовать ресурсы этого компьютера. С течением времени размер оборудования уменьшался, а спрос на вычислительные мощности рос. Постепенно ЦОДы стали такими, какими мы знаем их сегодня.
Ключевые компоненты инженерной инфраструктуры ЦОД
Надежность работы ИТ-оборудования зависит от множества условий — класс используемого «железа», соблюдение регламентов его технического обслуживания и даже квалификация сотрудников дата-центра. Однако одним из ключевых факторов является качество реализации инженерных систем. Выделяется пять наиболее важных систе:
Какими бывают дата-центры
В зависимости от того, кем используется ЦОД, он может относится к одному из двух типов:
Стандарты Tier
Дата-центры различаются не только по назначению, но и по уровню надежности. Согласно классификации Uptime Institute, существует четыре уровня ЦОД — от Tier I до Tier III. Давайте посмотрим, чем эти уровни отличаются друг от друга.
Плюсы использования ЦОД
У аренды услуг ЦОД есть немало преимуществ. Давайте разберемся, что получает заказчик, пользующийся возможностями коммерческого дата-центра.
Сегодня благодаря развитию ИТ-отрасли любая компания может арендовать не только непосредственно услуги ЦОД (размещение оборудования, аренду юнитов, стоек и модулей), но и готовые облачные сервисы, развернутые на базе выбранного дата-центра.
Что такое дата-центр. Объясняем простыми словами
Дата-центр (или центр обработки данных (ЦОД)) — специальное помещение, где размещается серверное оборудование.
Для хранения и обработки больших объёмов информации и бесперебойного функционирования сайтов требуются специализированные мощные компьютеры (серверы). Их размещают в специальных зданиях, где есть возможность обеспечить техническое обслуживание, нужную вентиляцию помещения, физическую сохранность оборудования и защиту от виртуальных атак. Это и есть дата-центры, или ЦОДы.
В функционировании дата-центра есть три важнейших аспекта:
Дата-центры предоставляют различные услуги:
Главный критерий качества дата-центра — аптайм, то есть время бесперебойной работы. Хорошим показателем считается 99%, когда время даунтайма (нерабочего времени) составляет не более 15 минут в день, или 8 часов в месяц.
Пример употребления на «Секрете»
«На территории дата-центра “Яндекса” в Мянтсяле начала работать станция донагрева. Она возведена на средства энергосбытовой компании MSOY. По словам представителя российской компании Владимира Исаева, это позволяет продавать выделяемое серверами тепло городским коммунальным службам, которое они, в свою очередь, используют для нагрева воды в сети горячего водоснабжения. Такое партнёрство даёт “Яндексу” возможность экономить до трети расходов на электроэнергию, необходимую для этого ЦОДа».
(Из новости о том, что дата-центр «Яндекса» будет согревать небольшой финский город.)
Нюансы
Дата-центры могут выглядеть по-разному: некоторые располагаются в специально спроектированных зданиях, некоторые на территории бывших заводских помещений, есть дата-центры в контейнерах, которые можно перевозить.
Надёжность дата-центра измеряется стандартом Tier и разделяется на 4 уровня.
Tier 1 был актуален на рубеже 60–70-х годов прошлого столетия, сегодня безнадёжно устарел.
Tier 2 — возможны простои в пределах нескольких часов в год — на время проведения ремонтно-профилактических работ.
Tier 3 — ЦОД располагает резервными мощностями и двумя трубопроводами для охлаждения системы. На время ремонта или профилактики работу такого дата-центра уже не нужно прерывать. Сегодня это самый распространённый тип дата-центров.
Tier 4 — максимальная защита данных, двойное резервирование и дублирование рабочей системы.
Дата-центры становятся всё крупнее и потребляют все больше ресурсов. Поэтому мир уже стал задумываться об их «озеленении»:
Тепло, вырабатываемое дата-центрами, используется для коммунальных услуг в близлежащих населённых пунктах.
Что такое центр обработки данных (ЦОД)
Сейчас практически у каждой крупной компании, которая как-то связана с информационными технологиями, есть в наличии центр обработки данных. Его предназначение заключается в обеспечении качественного соединения с сетью всех компьютеров и других устройств, расположенных в пределах здания. Обычно дата-центр представлен в виде отдельного помещения, которое специально оборудовано для работы серверов. Далее поговорим о расширенном понимании этой системы, их видах и самых крупных ЦОД, расположенных на территории России.
Что называется центром обработки данных
Начнем с общего понимания дата-центров. Каждый хотя бы раз, если не воочию, то в фильмах или на картинках, видел это помещение, где собрано огромное количество сетевого и серверного оборудования, везде находятся кабели и мигают датчики. Это и есть система, необходимая для корректного функционирования компьютерной части компании, в здании которого и находится этот ЦОД. Пример оформления такого помещения вы видите на следующем изображении.
Оборудование ЦОД
На предыдущей картинке видна и часть самого помещения, где расположен центр обработки данных. Это помещение продумано до мелочей в плане безопасности, технических параметров и условий для работы сетевых устройств. Есть несколько критериев, на которые обязательно обращают внимание при постройке дата-центров.
Все эти пункты в совокупности позволяют организовать практически беспрерывную работы ЦОД, минимизируя риски появления непредвиденных ситуаций, которые бы не только на неопределенный срок прервали работу системы, но и принесли крупные финансовые убытки.
Уровни дата-центров
С оборудованием центров обработки данных все ясно, но не стоит забывать и о том, что они бывают разных уровней сложности в плане организации. Всего существует четыре различных класса, каждый из которых присваивается дата-центру в зависимости от его критериев. Давайте более детально разберем каждый из четырех так называемых тиров (Tier).
Тир 1
К базовому уровню рассматриваемых систем можно отнести все те, которые оборудованы в небольших или средних офисах. Под них выделено одно помещение, а главная их задача – поддержка серверной составляющей для обмена информации внутри офиса и передачи ее через интернет другим пользователям. Есть два критерия, которые относятся к этому тиру:
Дата-центры такого уровня могут простаивать до 30 часов в год, что обусловлено выполнением технических работ. Еще при их оценке учитывается коэффициент отказоустойчивости, который в этом случае равен 99,671%.
Тир 2
Второй уровень отличает от первого наличие резервных мощностей. Они требуются для того, чтобы в случае необходимости поддержать в нормальном рабочем состоянии особо важные элементы системы, связанные с питанием и охлаждением. Это повышает устойчивость к появлению различных сбоев, поэтому упомянутый выше коэффициент повышается до 99,749%.
Что касается проведения технических работ, то в этом случае все функционирование дата-центра на время приостанавливается. Допустимое количество часов для простоя составляет 22 часа в год.
Тир 3
Сюда относится более продвинутое оборудование, в котором, помимо резервных мощностей, присутствует отдельный канал с питанием и охлаждением. Сделано это для возможности проведения параллельного ремонта. В таких случаях полная остановка работы дата-центра не требуется, что повышает его аптайм (описываемый коэффициент отказоустойчивости) до 99,982%. При этом время простоя в год не должно превышать 1,6 часов.
Тир 4
Последний и самый надежный тир, для попадания в который дата-центр должен быть оборудован всеми резервными каналами. При выходе любого элемента из строя сразу же подключается второй, повышая отказоустойчивость до максимума. Такие ЦОД никогда не выключаются, и любые неполадки никак не сказываются на общем его функционировании, так как ремонт ведется параллельно.
Самые крупные ЦОД в РФ
В качестве ознакомительной информации представим три самых крупных в Российской Федерации дата-центра, каждый из которых сосредоточен на предоставлении определенного типа услуг. Официальный веб-ресурс таких компаний вы сможете без проблем отыскать в поисковике, чтобы ознакомиться с используемыми технологиями, описанием самого центра и отзывами партнеров.
DataLine
Основная услуга, которую можно приобрести у данной компании, – место в ЦОД. Для этого необходимо обратиться на официальный сайт с запросом о проведении расчета. Специалисты подскажут, какие мощности стоит выделить и сколько будет стоить обслуживание.
Дополнительно DataLine предоставляет огромное количество других услуг, связанных с информационными технологиями. Они используют VDI для перевода сотрудников на удаленную работу, обеспечивают инфраструктуру рабочих мест, резервное копирование, облачные сервисы и информационную безопасность.
КРОК – компания облачных сервисов, которая работает с офисами, предоставляя хранение данных, их резервное копирование, безопасность и общее управление инфраструктурой.
КРОК поддерживает несколько десятков разных проектов, с которыми можно ознакомиться на официальном сайте. Все платформы оснащены последними технологиями, а их список указан на этом же веб-ресурсе.
Ай-Теко
Ай-Теко позиционируется как ведущий российский системный интегратор. Они внедряют в офисы различные технологии, связанные с ЦОД. Это могут быть системы управления печатью, видеонаблюдение, мини-ТЭЦ, программно-аппаратные решения, системы хранения данных и многое другое.
Помимо этого компания занимается телекоммуникациями, предоставлением информационной безопасности и аутсорсингом. На странице с перечнем услуг для каждой из них есть подробное описание того, как происходит интеграция и какие преимущества это дает при организации бизнес-процессов.
Только что вы узнали основную информацию о дата-центрах, разобрались с их организацией, уровнями и популярными российскими представителями. Есть еще огромное количество технических и экономических нюансов, о которых невозможно рассказать в рамках общей статьи. Сюда относится геораспределение для обеспечения безопасности данных, настройка инфраструктуры и многое другое.
Рекомендации по выбору ЦОДа в России. Ликбез по услугам Дата-Центров
Приветствуем всем наших читателей. Данная статья создана для того, чтобы чуть-чуть помочь вам разобраться в разнообразии услуг ЦОДов.
Все мы когда-нибудь окажемся в ситуации, когда нам нужно серверное оборудование разместить не у себя в серверной или не на балконе квартиры. Замечательно, если вы видите разнице между серверной и ЦОДом, но если ещё не разбираетесь, то статья как раз для Вас. В настоящей статье собраны основные требования к размещению в ЦОДах и возможными сопутствующими услугами.
Большинству Дата-центров были разосланы табличная форма для заполнения, с целью сбора информации об их услугах и ценах. Информация, исключительно публичного характера, о чём были все оповещены. Кто прислал, тех и будем использовать в примерах. Цены указаны на октябрь месяц.
В самом начале пути миграции в ЦОД, определяемся, что везём. Это может быть, как отдельно стоящий сервер(1U) или стойка(
48U) с оборудованием.
1. Размещение единичным оборудованием или поюнитная аренда места в стойке.
Для данной услуги достаточно знать сколько места(юниты) оно занимает и какое количество ватт требуется.
Стоимость размещения 1U | |
ДЦ «ИТ-Парк» | 2950 |
ДЦ «СПТ» | 1000 |
ДЦ «Datacheap» | 1500 |
ДЦ «ВестКолл» | 3000 |
ДЦ «BSTelecom» | 2650 |
ДЦ «TEL» | 1500 |
ДЦ «RackStore» | 2450 |
*Обычно на 1U – выделяется до 300ВТ. |
2. Размещение стойкой/ми.
Рассмотрим, что нам понадобиться на момент переезда, от ЦОДа. Предположим, что у вас есть только оборудование и коммутационные кабели.
В таком случае нам потребуются в аренду услуги:
-стойко-места с электричеством(квт)
-стойка(шкаф)
-PDU
-АВР
Услуга Стойко-место – это размещение стоечных шкафов габаритов не более некоторых размеров в ширину и в глубину и подведение некоторого количества киловатт. Размеры могут быть совершенно разные, но обычно они не превышают 600х1100мм. Все размеры, что более приведённого примера– считаются не стандартными и во многих ЦОДах размещения таковых невозможно.
Услуга предоставление в аренду PDU — Устройство распределения электропитания или ещё проще, блок с розетками для размещённого оборудования. Например, APC AP8853. Монтируется в стоечный шкаф. Обязательный элемент. Бывают управляемые и не управляемые. К ним можно подключить систему мониторинга и видеть текущий статус электропитания. Мониторинг полезен для оптимизации оборудования по электропотреблению.
Услуга предоставление в аренду АВР — Система переключения электропитания. Применяется, когда необходимо объединить резервную линию питания и основную в оборудовании с одним блоком питания.
Услуга предоставление в аренду Стойки(шкаф) – обычный стоечный рековый шкаф. Могут быть произвольной высоты, всё зависит от производителя. Пример производителя – MINKELS (стандарт стоек гугла).
В некоторых ЦОДах, возможно арендовать только стойко-место, не платя за прочее. Это применимо, когда у вас к примеру, СХД высокого класса(оно идёт в своей стойке) или для экономии в услугах ЦОДа используете свои стойки.
Важно обратить внимание на требуемое количество киловатт. Т.е. если вы рассчитываете на рост в бюджетном ЦОДе, зачастую это реализовать будет невозможно. Только некоторые ЦОДы могут предоставить от 8квт на стойку. В среднем они дают 4-5квт на стойко-место. Расчёты потребления питания проводятся индивидуально. Правильное PDU вам поможет сэкономить.
Аренда стойко-места | ||||||||
3квт | 4квт | 5квт | 6квт | 7квт | 8квт | 9квт | 10квт | |
ДЦ «ИТ-Парк» | 45000 | 45000 | 50000 | 55000 | 60000 | 65000 | 70000 | 75000 |
ДЦ «СПТ» | 10000 | 15000 | ||||||
ДЦ «Datacheap» | 40000 | 40000 | 40000 | 43000 | 46000 | |||
ДЦ «ВестКолл» | 32000 | 39000 | 46000 | 53000 | 6000 | |||
ДЦ «BSTelecom» | по запросу | по запросу | 55000 | 61000 | 67000 | 74000 | 80000 | 86000 |
ДЦ «TEL» | 49000 | 79000 | ||||||
ДЦ «RackStore» | 40000 | 60000 | ||||||
*Все цены в рублях. Состав стойко-места уточняйте у компании. |
Аренда оборудования для предоставлении услуги стойко-места/1U | |||||
Рэковый шкаф | PDU | АВР | Патч-панель | KVM | |
ДЦ «ИТ-Парк» | есть | есть | ip-kvm, почасово. 100р/ч | ||
ДЦ «СПТ» | входит в базовую цену | входит в базовую цену | |||
ДЦ «Datacheap» | 5000р | ||||
ДЦ «ВестКолл» | |||||
ДЦ «BSTelecom» | по запросу | беспл. | беспл. | беспл. | 300/700 |
ДЦ «TEL» | вкл | Вкл | вкл | вкл | |
ДЦ «RackStore» | 550 |
3. Услуги в ЦОДе.
Разместившись в ЦОДе, нам потребуются различные услуги, среди которых есть обязательные с возможными ограничениями, так и менее востребованными. Давайте рассмотрим их.
3.1. Обязательные услуги:
3.1.1. Круглосуточный доступ.
Важно, чтобы доступ к оборудованию был даже ночью. Часто, чтобы попасть в маш.зал, требуется присутствие сотрудника ДЦ. Следует задуматься об этом заранее.
3.1.2. Кухня/столовая 24*7.
Работа работой, а есть то нужно, даже в период дедлайна. Данное требование, применимо, чтобы питаться не над сервером, а не далеко от маш.зала, не выходя из ЦОДа.
3.1.3. Комната сборки/разборки оборудования.
Иногда требуется много времени, что бы собрать сервер или распаковать оборудование и т.д. Для этого есть комната, где можно проводить грязные работы в удобном месте.
3.1.4. Склад на территории ЦОДа.
Часто оборудование приезжает в ЦОД без инженеров или его столько много, что за рабочий день его не соберёшь. Вот в таких случаях требуется хранить оборудование не долго или долгосрочно, если это к примеру, ЗИП.
3.1.5. «Физическая поддержка» или удалённые руки силами сотрудников ЦОДа.
Не всегда KVM может помочь и выезд специалиста в ЦОД может быть не возможен. Для это есть дежурная поддержки от ЦОД. Это может быть всё, что у годно. Например, посмотреть лампочки или передёрнуть шнур питания. Услуга может быть, как платно, так и бесплатной.
Давайте перечислим возможные услуги подробнее:
A. Включение/выключение оборудования:
Инженерный состав ЦОДа присутствует на объекте 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. В случае необходимости, сотрудник в рамках заявки от Клиента может включить, выключить, перезагрузить оборудование без выезда представителя Клиента в ЦОД. Тем самым данная услуга позволяет экономить на времени недоступности того или иного оборудования, а также на отсутствии инженерного состава на рабочем месте. Услуга «Включения/выключения оборудования» распространяется на все оборудование.
B. Кроссировка/подключение патчкордов:
Работы по модернизации, изменению подключения оборудования. Подключение (кроссировка) оборудования патчкордами в пределах стойки.
C. Замена компонентов на оборудовании:
Работы по установке и снятию интерфейсных карт, замене кассет и других носителей для архивации данных, замена «горячих компонентов» оборудования (hot-spot HDD, power units, cooler fans), не требующих, согласно техническим инструкциям производителя оборудования, отключения электропитания и осуществляемая пользователем самостоятельно без необходимости разборки оборудования.
D. Техническое сопровождение:
Работы по проведению визуального мониторинга работоспособности, обеспечению визуального подтверждения при оказании удаленной технической поддержки, помощь в разборке и распаковке оборудования.
3.2. Не самые обязательные услуги, но наличие которых иногда критично:
3.2.1. Предоставление услуги ОВН как сервис.
Это услуга по установке и настройке системы охранного видеонаблюдения (ОВН) для постоянного видеоконтроля за размещаемым оборудованием Клиента в реальном времени. Запись может вестись на оборудовании заказчика, так и на централизовано в ЦОДе. Услуга направленна на видео фиксацию событий со стойками клиента.
3.2.2. Предоставление услуги СКУД для стойки, без доп. оборудования, как сервис.
3.2.3. Возможность организовать забор вокруг стоек.
Данная услуга представляет собой организацию физической изоляции стоек внутри общего машинного зала. Решетка устанавливается от бетонного пола до бетонного потолка. Могут быть установлены электронные замки с бесконтактными картами, либо кодовые механические встроенные замки. Двери в изолированную зону могут быть выполнены в виде сдвижной решетки либо рольставней.
3.2.4. Аренда помещения для постоянного пребывания персонала Клиента в ЦОДе.
Это услуга заключается в аренде помещения для размещения персонала Клиента на территории ЦОДа. Благодаря присутствию в здании ЦОДа инженеры клиентов могут иметь оперативный доступ к размещаемому оборудованию в маш.зале. Услуга может быть предоставлена как аренда целой комнаты, так и отдельной ее части, в зависимости от наличия технической возможности и потребностей.
Помещение оснащено: офисной мебелью, СКС, ОВН, СКУД, Интернет и электричество.
ДЦ ИТ-Парк | ДЦ «СПТ» | ДЦ «Datacheap» | ДЦ «ВестКолл» | ДЦ «BSTelecom» | ДЦ «TEL» | ДЦ «RackStore» |
Предоставление услуги ОВН как сервис | ||||||
да | нет | нет | да | да | нет | нет |
Предоставление услуги СКУД для стойки, без доп. оборудования, как сервис | ||||||
да | нет | да | да | да | да | нет |
Возможность организовать забор вокруг стоек | ||||||
да | нет | да | да | да | нет | нет |
Аренда помещения для постоянного пребывания персонала Клиента в ЦОДе | ||||||
да | нет | да | да | да | да | нет |
4. Итоги.
Я постарался для вас донести информацию об услугах ЦОДов. Оценивать и сравнивать их однозначно нельзя. Каждый волен выбирать себе ЦОД под свои требования. Одним нужно только разместить сервер и обеспечить ему канал связи, а другим требуются услуги по максимуму, чтобы не содержать свой штат сотрудников.