Услуги абс что это
Для чего нужен АБС в автомобиле и принцип его работы
Многие водители не могут представить себе управление автомобилем без АБС, особенно в зимних условиях. Приведем наиболее важную информацию о системе помощи при торможении и разберем подробнее, что это такое.
Что такое АБС в автомобиле простыми словами
ABS на английском языке означает Anti-Lock Breaking System. Это система безопасности, предназначенная для выполнения 3 основных задач:
ABS наиболее эффективна при прохождении поворотов в сложных дорожных условиях (например, при сильном дожде или снегопаде). Система разработана таким образом, чтобы исключить необходимость так называемого импульсного торможения и распределить тормозное усилие в тормозной системе так, чтобы ни одно колесо не блокировалось.
Поэтому она способна поддерживать степень проскальзывания каждого колеса в пределах от 10 до 40% (полная блокировка происходит при 100%-ной степени проскальзывания): только в этом случае водитель может скорректировать траекторию, если ему придется нажать на педаль тормоза в повороте. Постоянный контроль сцепления с дорогой также полезен при торможении на прямой дороге. Блокировка колес на сухом асфальте приведет к повреждению шины, а на мокром – к увеличению тормозного пути почти в два раза.
ABS – это настолько популярная техническая новинка, что о ней слышал практически каждый водитель. Неудивительно: она начала внедряться еще до Второй мировой войны, а в самолетах ее стали использовать в 1950-х годах. В качестве стандартного оборудования в легковом автомобиле она впервые появилась в 1978 году на борту Mercedes W116, а 3 года спустя – в грузовиках немецкой марки. Затем она стала использоваться на мотоциклах и автобусах, а позднее АБС стали оснащать и остальные автомобили.
Для чего нужна АБС и его схема
Многие автовладельцы, хоть и слышали об этой системе, не представляют, как работает АБС на автомобиле. На каждом колесе расположен датчик, который передает контроллеру информацию о текущей скорости вращения колеса. Современная система ABS состоит из следующих компонентов:
Датчики, установленные на ступицах колес, постоянно контролируют проскальзывание каждого колеса и немедленно информируют блок управления ABS, если есть тенденция к блокировке. С помощью модулятора он распределяет давление от главного цилиндра таким образом, чтобы поддерживать движение колеса. Этот элемент уменьшает давление при увеличении проскальзывания колеса и снова увеличивает его при восстановлении сцепления. Водитель воспринимает работу ABS по характерной вибрации педали тормоза. Ни в коем случае не ослабляйте давление в этот момент, наоборот, его следует увеличить, чтобы использовать потенциал ABS.
Почему горит АБС
Можно выделить несколько причин, по которым загорелась лампочка ABS:
Принцип работы АБС на автомобиле
Разобраться в принципе работы АБС на автомобиле несложно. Важную роль в тормозной системе играет жидкость. Именно с ее помощью усилие передается на тормозные колодки. Чем сильнее вы нажимаете на педаль тормоза, тем большее давление оказывает жидкость на колодки, увеличивая тормозное усилие. Для предотвращения блокировки колес ABS регулирует давление тормозной жидкости. Если во время торможения на контроллер поступает сигнал от хотя бы одного из колес о том, что его скорость уменьшилась, то ABS снижает давление в тормозной системе для этого колеса. Когда колеса начинают вращаться с соответствующей скоростью, ABS увеличивает тормозное усилие, позволяя сохранить 10-30-процентное скольжение.
Основная функция ABS заключается в поддержании адекватной степени импульсного торможения, когда одно колесо теряет сцепление с дорогой. Это позволяет автомобилю поддерживать достаточный уровень управляемости. Во время торможения ABS контролирует вращение колес. Если тормоз нажат достаточно сильно, чтобы одно колесо вращалось медленнее других, давление в системе этого колеса уменьшается до тех пор, пока оно снова не начнет вращаться.
Скорость вращения всех колес измеряется системой ABS, которая не вмешивается в работу тормозной системы до тех пор, пока не получит сигнал о том, что водитель нажал на тормоз. При нажатии на тормоз система ABS обнаруживает пробуксовку и с помощью электромагнитных клапанов модулирует давление в контуре конкретного колеса или колес.
ABS довольно сильно влияет на остановочный путь, хотя и не всегда. Тесты показывают, что автомобили с ABS могут остановиться на несколько десятков метров быстрее, чем автомобили без нее. Этого результата можно достичь, следуя определенным принципам работы.
Во-первых, при торможении в сложных условиях приложите как можно больше усилий к педали тормоза и удерживайте ее до остановки автомобиля. Импульсное торможение не рекомендуется – оно нарушает плавность работы всей системы и увеличивает тормозной путь. Во-вторых, если вы приближаетесь к препятствию при торможении, проезжайте его с включенным тормозом. Это повышает контроль над автомобилем и предотвращает блокировку колес.
ABS не всегда способна сократить тормозной путь. Это касается, например, рыхлых поверхностей, таких как снег или песок, где лучше заблокировать колеса. Увеличение тормозного пути также может произойти, если правое и левое колеса катятся по разным поверхностям. Предположим, что правые колеса находятся на асфальте, а левые – на обочине. Тогда без ABS вы могли бы заблокировать левые колеса, сконцентрировав тормозное усилие на правых. Однако в этой ситуации вы можете попасть в занос. ABS уменьшает тормозное усилие, увеличивая тормозной путь и сохраняя устойчивость автомобиля.
Как проверить АБС на автомобиле
Существуют различные инструкции по проверке датчика АБС. Первым признаком того, что с вашим автомобилем что-то не так, является мигание контрольной лампы ABS. В зависимости от модели автомобиля индикатор может быть оранжевым или красным. Если мы заводим автомобиль, он должен загореться на мгновение, а после запуска двигателя погаснуть. Это означает, что все в порядке. Хуже, когда лампочка перестает гореть или не гаснет. Отсутствие светового сигнала может иметь банальную причину, которая заключается в перегоревшей лампочке.
Но мы никогда не знаем, может быть, проблема сложнее, произошел отказ тормозной системы. Система управления автомобиля может быть повреждена. Одним из признаков наличия проблемы будет включение и выключение индикаторной лампочки. Обычно поломка тормозной системы не означает, что автомобиль вообще не будет тормозить. Это говорит лишь о том, что при резком торможении система не будет помогать водителю.
Мы можем почувствовать это при резком торможении на скользкой поверхности, важно не паниковать в этот момент. Это кажется опасной ситуацией, потому что мы привыкли, что наш интеллектуальный автомобиль сам себе помогает и не блокирует колесо. Большинство отказов и неисправностей связаны с одним из датчиков. Ремонт АБС автомобиля и замена этой системы не вызывают сложностей и не занимают много времени, да и стоят недорого. На некоторых (старых) моделях мы можем сами проверить работу тормозной системы.
Под консолью есть ящик, в котором находится система. Из коробки выходят четыре кабеля, два из которых идут от передних колес и два — от задних. На проводах при работающем двигателе нужно проверить сопротивление с помощью омметра. В правильно функционирующем кабеле оно должно составлять 1000 Ом. Если показатель отличается, лучше записаться на сервис. Метод работает практически для всех моделей, а если у вас нет соответствующего оборудования, стоит сразу поехать на станцию техобслуживания.
Штраф за АБС на грузовые автомобили
Штраф в случае светящейся лампочки АБС составит порядка 2-2,5 тыс. руб. Кроме того, при неблагоприятном раскладе водителю грузовых автомобилей могут даже пригрозить лишением прав на период 4-6 мес.
Как часто проводить диагностику АБС автомобиля
Как вы понимаете, очень важно, чтобы каждый датчик работал правильно и передавал данные в главный блок системы ABS. Чтобы система работала правильно, необходимо постоянно проводить диагностику ABS, при которой первым делом проверяются датчики.
Проблемы с датчиком очень разные, самые распространенные: неправильно переданный импульс или прерывание сигнала от датчика к прибору. После этого система перестает выполнять заданные функции, поэтому при нажатии на педаль тормоза колеса блокируются. Если индикатор на панели загорается, немедленно обратитесь в сервисный центр.
Можно ли отключить АБС на автомобиле
Стоит знать, что месторасположение блока предохранителей может быть различным. Иногда их можно обнаружить под капотом, в других случаях они оказываются в салоне. Иногда разные предохранители присутствуют в одном и том же автомобиле в разных местах. В этом случае стоит осуществлять отключение через тот компонент, который расположен в салоне.
Кроме того, учтите, что отключение АБС может негативно повлиять на отдельные узлы машины. В любом случае отключение этой системы должно рассматриваться как временная мера. Самый доступный способ отключения АБС – выдернуть соответствующий предохранитель из блока.
Полезна ли ABS?
Прежде всего, ABS работает молниеносно. Благодаря бдительным датчикам она постоянно контролирует скорость вращения всех колес и немедленно реагирует на увеличение заноса. Это позволяет безопасно проходить сложные повороты, а на прямой дороге (также сухой, с разной степенью сцепления) значительно уменьшает тормозной путь. Некоторые эксперты подсчитали, что автомобиль без ABS будет тормозить на мокром асфальте на 45 м дальше, чем автомобиль с ABS! При отсутствии осадков различия находятся в пределах нескольких метров.
В некоторых ситуациях ABS увеличивает тормозной путь, например, при наличии рыхлого слоя (снег, песок, листья) на поверхности с хорошим сцеплением. На автомобиле без АБС заблокированные колеса прорываются через рыхлый слой и происходит увеличение тормозного усилия, если система работает, автомобиль находится на слое с меньшим сцеплением дольше.
Цена ремонта АБС грузовых автомобилей
У частных специалистов в среднем цена услуги составляет 1500-3000 руб. В мастерских ее стоимость может быть от 6000 руб и более.
ABS используется на автомобилях для предотвращения блокировки колес при торможении. Ее основное назначение – снизить риск блокировки колес или увода автомобиля в одну из сторон.
Что такое ABS, BAS, ESP, EBD, IVD и т.д?
Что такое ABS, BAS, ESP, EBD, IVD и т.д?
Первые разработки ABS относятся к тридцатым годам прошлого века, но серийное оборудование машин началось только в середине семидесятых.
Идея работы ABS достаточно проста. Компьютер анализирует сигналы датчиков вращения колес и приводит в действие тормозные механизмы. как бы имитируя действия опытного водителя при прерывистом торможении, не давая заблокироваться колесам. С момента появления ABS между специалистами и любителями шли споры о пользе системы.
Самые полезные ее качества — сокращение тормозного пути и сохранение контроля над автомобилем во время экстренного торможения. Недостаток — сложно рассчитать тормозной путь. Аргумент, что и говорить, весомый. Однако лучше в неведении остановиться за несколько метров до препятствия, чем с точно рассчитанным тормозным путем в него уткнуться. До поры сошлись на мнении о том, что для новичка система будет полезна, а вот опытный водитель может и «переиграть» ABS. Но развитие электроники привело к тому, что в схватке «опытный водитель — антиблокировочная система» убедительную победу одержала последняя.
Современные многоканальные ABS вчистую переигрывают даже матерого профессионала. Удалось избавиться даже от такой малоприятной вещи, как вибрация педали тормоза при работе системы. Бывали случаи, когда авария происходила из-за слишком резкого ее срабатывания. Когда педаль тормоза начинала вибрировать, а автомобиль — издавать странные звуки, неопытные водители пугались и отпускали педаль… Поэтому в самых современных тормозных системах водитель почти не чувствует срабатывания ABS.
Теперь антиблокировочная система тормозов входит в стандартную комплектацию практически всех автомобилей, причем зачастую на нее опираются более сложные электронные системы безопасности.
ASR (TRC (трэкшн-контроль), STC, TRACS, ASC+T)
Дальнейшее развитие ABS привело к появлению на современных автомобилях системы электронного распределения тормозных усилий. Эти системы всегда работают в паре, поэтому чаще всего в каталогах можно увидеть аббревиатуру ABS+EBD.
Идея EBD выросла из того факта, что при резком торможении на неоднородном покрытии автомобиль начинает разворачивать. Это происходит оттого, что степень сцепления колес с дорогой разная, а тормозное усилие, передаваемое на колеса, одинаковое. Система EBD, используя датчики ABS, анализирует положение каждого колеса при торможении и строго индивидуально дозирует тормозное усилие на нем. При этом учитываются загрузка автомобиля и его положение относительно дорожного полотна.
Особенно заметна польза EBD при торможении в повороте. Думаю, многие из водителей не раз демонстрировали «высокий» уровень речевой культуры и подсознательное знание ненормативной лексики, когда в закрытом повороте перед ними оказывался автомобиль очередного «умника», вздумавшего отдохнуть на обочине. Именно EBD позволяет в такой ситуации тормозить, не теряя контроля над автомобилем. Без этой системы торможение в лучшем случае закончится сносом с траектории. Уверен, что по поводу полезности EBD споров не возникнет.
Brake assistant (brake assist, BAS)
Еще один помощник, появившийся в результате «борьбы» за безопасность, называется brake assistant. Его предназначение — максимально возможное сокращение тормозного пути автомобиля при экстренном торможении. Как система этого добивается? Специальный датчик анализирует перемещение педали тормоза и силу давления на нее в момент торможения. «Придя к мнению», что водитель пытается экстренно затормозить, или, другими словами, в панике ударил по педали тормоза, brake assistant за несколько миллисекунд увеличивает давление в тормозной магистрали. Время торможения при этом значительно сокращается, а это — выигранные метры тормозного пути.
Стоит лишь добавить, что система распознает действительно панические действия водителя, или если он долгое время давит на педаль тормоза. Даже при достаточно резких, но «прогнозируемых» торможениях BAS в работу не вступает. В первую очередь эта система адресована слабому полу. Зачастую у женщин просто не хватает сил для экстренного торможения, и в нужную секунду руку помощи им подает BAS, «дожимая» педаль для максимального замедления.
ESP (VDC, VSC, DSTC, DSC, ATTS, VSA, Stabilitrac)
Помните нашумевшую на весь мир историю с переворачиванием Mercedes-Benz A-класса? Если нет, то напомню. В 1997 году во время ездовой презентации автомобиль при прохождении маневра «переставка» перевернулся. После потока критики, обрушившейся на концерн, мерседесовское руководство во всеуслышанье объявило о том, что на все машины А-класса будет бесплатно установлена фирменная система динамической стабилизации. Именно применение электроники позволило окончательно решить проблемы с управляемостью. До этого случая ESP по заказу устанавливалась на автомобили S-класса еще в 1995 году.
ESP на сегодняшний день является высшей ступенью эволюции электронных систем активной безопасности, объединив в себе лучшие решения из перечисленных выше.
Принцип работы ESP основан на том, чтобы бороться со сносом и заносом автомобиля не только рулем и «газом», но и торможением одного или нескольких колес. Если машину сносит передней осью, система притормаживает внутреннее по отношению к повороту заднее колесо, придавая автомобилю избыточную поворачиваемость. Когда возникает угроза заноса, притормаживается внешнее переднее колесо. При сносе всех четырех колес ESP вычисляет, какое из них и в какой момент притормозить. Вместе с торможением система «сбрасывает» и обороты двигателя. Таким образом, используя исполнительные механизмы ABS и ASR, система способна притормаживать каждое колесо в отдельности.
Но для того, чтобы выполнить такую сложную работу, ESP недостаточно только датчиков ABS. Поэтому в автомобиле установлены дополнительные датчики. Один сообщает системе о том, в какую сторону и с какой скоростью вращается рулевое колесо. Еще два «жалуются» на угол поворота машины и уровень боковых ускорений. Показания этой компании датчиков позволяют моментально вычислить, что происходит с автомобилем, и привести в действие исполнительные механизмы.
Естественно, что и тут не обошлось без недостатков, если их можно назвать таковыми. Можно, например, пожаловаться на то, что система будет мешать опытному водителю, который просчитывает каждое свое движение на несколько шагов вперед. Но ESP не предсказывает будущее, а исправляет совершенные ошибки. Поэтому она не даст пройти поворот в управляемом заносе, вмешавшись в самый неподходящий момент. Но во всех остальных случаях ESP окажет действительно неоценимую помощь не только начинающему водителю.
В конце еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что жалуются на работу перечисленных систем лишь активные драйверы. Но вспомните предназначение электронных помощников — активная БЕЗОПАСНОСТЬ, а не активный драйв. И тогда все сразу становится на свои места. И последнее, не раз уже сказанное: законы физики никакая электроника преодолеть не в состоянии.
IVD — собственная аббревиатура Форд, надстройка над ESP.
Сегодня осуществление банковской деятельности невозможно без использования самых современных информационных технологий. Особенно востребованными они стали в последние годы, когда значительная часть клиентов финансовых организаций перешла на дистанционное обслуживание. Именно при помощи интернета, в режиме реального времени и с использованием разнообразных автоматизированных систем выполняется сейчас подавляющее большинство финансовых операций. Для их осуществления и возможности отслеживания процессов проверки и обработки различных платежных поручений используются статусы, которые присваиваются документам на разных стадиях их проведения.
Подробнее о статусе «Принят АБС»
Статус «Принят АБС» является одним из последних на стадии обработки документа. Он означает, что платежное поручение в электронном виде проверено АБС, то есть автоматизированной банковской системой. После этого документ отправляется на исполнение. В случае выявления при проверке со стороны АБС каких-либо проблем, платежному поручению присваивается статус «Отказан АБС».
Что такое АБС?
Под АБС понимается автоматизированная банковская система, которая представляет собой масштабный комплекс технического и программного обеспечения работы кредитной организации. Необходимость его введения обусловлена тем, что банковский бизнес предусматривает составление большого объема отчетности, направляемой в Центробанк России, а также необходимостью надежной защиты проходящих через банк данных о его клиентах и работниках.
Основными целями внедрения АБС в банковский бизнес являются:
Структура системы
Автоматизированная банковская система представляет собой единый программно-технический комплекс. Однако, его с некоторой долей условности можно разделить на три составные части:
При этом необходимо понимать, что существующие сегодня АБС постоянно совершенствуются и видоизменяются, в результате чего любое их структурирование является достаточно условным и не до конца точным.
Внедрение в Сбербанке
Сбербанк одним из первых среди отечественных финансовых организаций начал внедрение АБС. Это вполне логично, учитывая его лидирующее положение на рынке. Первые автоматизированные системы были разработаны и применены на практике в 1993 году. Сначала использовались отдельные АБС для каждого подразделения кредитной организации. К 2006 году была завершена процедура создания единой для всего банка АБС. Сегодня действующая в банке система заслуженно считается одной из наиболее производительных и надежных. При этом финансовое учреждение ежегодно выделает средства по статье бюджета, предусматривающей дальнейшую доработку и совершенствование АБС.
Система «Банк-Клиент»
Важной частью АБС выступает популярная и широко распространенная система «Банк-Клиент». Применительно к Сбербанку она постепенно трансформировалась в широко известный сегодня и популярный интернет сервис Сбербанк Онлайн. Он представляет собой программный комплекс, который предоставляет клиенту возможность дистанционно при помощи интернета проводить различные финансовые операции. Сегодня практически все предприятия используют подобную систему для ведения бизнеса, что объясняется ее удобством, простотой и эффективностью. Одним из основных принципов работы «Банк-клиента» является четко установленный порядок, при котором платежному документу присваивается определенный статус на всех стадиях его подготовки и исполнения.
Формирование документа
На этапе формирования платежного поручения применяются статусы «Ошибка контроля» (неправильно заполнены обязательные поля), «Создан» (оформление выполнено верно, документ может быть использован) и «Импортирован» (статус равнозначен типу документа «Создан»). Следующей стадией оформления платежного поручения выступает его подписание. При этом ему может быть присвоен статус «Частично подписан» или «Подписан». Очевидно, что в первом случае констатируется наличие части подписей, а во втором – готовность к обработке.
Передача в обработку
На этой стадии статусы фактически представляют собой сообщения клиенту о том, каким образом происходит обработка отправленного им платежного поручения. При этом документу могут быть присвоены следующие обозначения, которые не требуют дополнительных пояснений: «Доставлен», «Принят», «Приостановлен» и «Выгружен». Последний статус означает отправление платежного поручения на проверку и обработку в АБС. По ее результатам документ отмечается либо как «Принят АБС», либо «Отказан АБС». В первом случае он отправляется на исполнение.
Дополнительные статусы
Помимо указанных, существует еще несколько типов статусов, которые могут быть присвоены платежному поручению на разных стадиях его проверки и обработки. В большинстве случаев их названия достаточно красноречивы и позволяют получить представление о возникшей проблеме, например, статусы «Ошибка реквизитов» или «Картотека №2». В первом случае клиентом неправильно указывается один или несколько обязательных банковских реквизитов, а во втором – на его счету недостаточно средств для исполнения данного платежного поручения. При своевременном отзыве платежа со стороны клиента присваивается статус «Отозван».
Финальные статусы
Финальный статус документу присваивается после завершения всех этапов его проверки и обработки. О положительном конечном результате свидетельствует единственный тип статуса – «Исполнен». Все остальные варианты означают наличие каких-либо проблем и невозможность проведения платежа.
ABC-анализ
Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.
Отправить рассылку
ABC-анализ — это способ классификации ресурсов по степени их влияния на прибыль компании.
Чаще всего метод ABC применяют к товарному ассортименту, чтобы понять рентабельность групп товаров или отдельных наименований и скорректировать ассортимент. Поэтому дальше мы будем рассказывать о методе именно в контексте анализа товаров.
Что такое ABC-анализ
В основе метода лежит принцип Парето: 20% усилий обеспечивают 80% результата. Применительно к товарному ассортименту его можно сформулировать так: 20% товаров делают 80% оборота компании.
Суть метода в том, чтобы отранжировать позиции с точки зрения вклада в общую прибыльность. Все товары в результате будут разделены на три группы:
Соответственно, товары группы А продавать выгодно и на их реализации стоит сконцентрироваться, а товары из группы С приносят минимум прибыли — их количество можно смело уменьшать или вовсе выводить из ассортимента.
Где применяют ABC-анализ
ABC-анализ применяют для:
Нет смысла проводить ABC-анализ разово. Нужно анализировать ресурсы минимум один раз в год, а лучше раз в квартал и оценивать результаты за несколько периодов. Так вы сможете отследить рентабельность товаров в динамике.
Виды ABC-анализа
ABC-анализ можно проводить для оценки:
Как сделать ABC-анализ
Для проведения ABC-анализа понадобится любая таблица. Удобно использовать Excel- или Google-таблицу, но можно и нарисовать от руки.
Выручка по товару за период / Общая выручка компании * 100%
Получается, если общая выручка составила 500 тыс. руб., а выручка по товару 1 — 260 тыс. руб., значит, вклад товара 1 в общую прибыль — 52%.
Совокупный процент = Процент от общего объёма + Совокупный процент предыдущей позиции
Такая группировка показывает, какие позиции приносят наибольшую прибыль. Товары группы А являются целевыми — на них нужно сосредоточиться, больше производить/закупать/продавать. Нужно следить, чтобы они всегда были в наличии, организовать бесперебойные поставки, обеспечить должный контроль производства и качества.
Товары из группы В приносят немного прибыли. Однако они расширяют ассортимент и обеспечивают небольшой, но стабильный доход.
Товары из группы С не приносят прибыли. Нужно попытаться понять, почему от них низкая отдача. Возможно, от этих позиций стоит отказаться.
Пример ABC-анализа
Допустим, мы продаём декоративную косметику и хотим понять, какие группы товаров продавать выгодно, а какие нет.
Шаг 1. Заносим в таблицу все интересующие нас группы товаров: тени, тональные средства, помады, пудры, туши и так далее. Проставляем суммы продаж за последние три месяца (квартал) и сортируем по убыванию итоговой суммы продаж.
Шаг 2. Вычисляем процент от общего объёма продаж по каждой группе и сортируем по убыванию процентного значения.
Например, за последние три месяца мы продали тональных кремов на 22 000 рублей и это составляет 22% от суммы общего дохода за этот период (от 100 000 рублей).
Шаг 3. Вычисляем совокупный процент по каждой категории товаров.
Шаг 4. Обозначаем принадлежность к соответствующей группе.
Шаг 5. Делаем выводы. Нам выгодно продавать тональные кремы, пудры и тени. На них и будем делать ставку: больше закупим; сделаем выкладку на прилавке, привлекающую внимание к этим товарам; устроим акцию, чтобы увеличить продажи. Помадами и тушью можно поддерживать ассортимент и, возможно, есть смысл расширить их цветовую палитру. А вот со скульпторами и консилерами у нас не заладилось: их плохо покупают. А так как у нас на складе скопилось много скульпторов и консилеров, мы не будем их закупать в ближайшие полгода и в дальнейшем выведем из ассортимента неходовые оттенки.
Преимущества и недостатки ABC-метода
Совмещённый ABC/XYZ анализ
Повторимся, ABC-анализ не отражает влияние внешних факторов на продажи. Поэтому, чтобы понять, как продажи зависят от сезонности спроса или запущенной рекламы, ABC-анализ часто комбинируют с XYZ-анализом.
XYZ-анализ также сортирует позиции по трем группам X, Y и Z, но здесь оценивается устойчивость спроса, то есть его отклонения за конкретный период времени (коэффициент вариации).
Чтобы провести совмещённый анализ, нужно сначала сделать ABC-анализ, а затем XYZ-анализ этих же товаров за этот же период, например, по количеству ежемесячной реализации за год. После этого результаты совмещаются.
При совмещении определяется девять групп товаров:
Вернемся к нашему примеру с продажей косметики. Вот как выглядит совмещённый анализ для наших ассортиментных групп.
XYZ-анализ дополнил результаты ABC-анализа. Теперь мы видим стабильность спроса на позиции: чем выше коэффициент вариации, тем больше колебания спроса.
В группу AX попали тональные основы — их выгоднее всего продавать и спрос стабильный. Расширим ассортимент тональников и подумаем, как максимально поднять продажи. Пудры и тени попали в группу AY — их хорошо покупают, но спрос то высокий, то низкий. Выясним, что влияет на колебания спрос. Если это сезонные факторы (пудрами больше пользуются летом), то будем это учитывать и закупать эти товары в меньшем объеме ближе к холодам. Туши и помады пользуются наиболее стабильным спросом. Хоть выгода от них небольшая, стоит расширить их ассортимент и стимулировать продажи. Консилеры и скульпторы — самые нерентабельные категории с непредсказуемым спросом. Оставим самые универсальные оттенки, а от остальных откажемся.
Мы подготовили шаблон совмещенного ABC/XYZ-анализа. В нём можно провести анализы как по отдельности, так и вместе. Все формулы уже «зашиты» в нужных ячейках.
Метод ABC может использоваться как самостоятельный инструмент для анализа рентабельности товаров или других ресурсов компании, но не отражает внешние факторы, влияющие на уровень продаж. Чтобы увидеть колебания спроса, нужно провести совмещённый ABC/XYZ-анализ, который позволяет более эффективно скорректировать ассортимент товаров, услуг, работу отделов и отдельных людей, перераспределить затраты.