Услуга не предоставлена что делать
Обещали — не выполнили: юрист рассказал, как потребитель может вернуть деньги за некачественную услугу
Некачественным может быть не только товар. В сфере услуг тоже действуют критерии, которые позволяют определить качество выполненных работ и ответить на вопрос, получил ли заказчик результат, на который рассчитывал и за который заплатил. К сожалению, ответить положительно удается не всегда.
Что делать в этом случае? Как защищены права потребителей в сфере услуг в нашей стране? И можно ли вернуть деньги за некачественно оказанную услугу? На эти вопросы журналисту ФАН ответила адвокат Екатерина Антонова.
Что такое некачественная услуга по закону
Сфера сервиса обширна, а права потребителей регулируются целым спектром законодательных актов. Главный из них — Закон о защите прав потребителей. Требования основного нормативного акта расширяют и адаптируют в определенной сфере постановления правительства, утверждающие общие правила для организаций и индивидуальных предпринимателей.
Так в сфере образовательных услуг действует постановление №706, утвержденное в 2013 году. Оно запрещает увеличивать стоимость образования в процессе обучения. После заключения договора цена за учебу может вырасти только на процент инфляции, не больше. Права потребителей медуслуг определены постановлением №1006, принятым в 2012 году. Согласно этому постановлению, медицинские учреждения могут предоставлять свои услуги за деньги. Но если человеку потребуется экстренная медицинская помощь в связи с угрозой для жизни, вся необходимая помощь должна быть оказана бесплатно.
Свои нормативные акты работают в коммунальной, юридической сферах. И в большинстве случаев они оговаривают сходные моменты. Требования к качеству устанавливаются договором между заказчиком и исполнителем. А последний обязан выполнить работы так, чтобы у клиента не возникли обоснованные претензии.
«Некачественной услугой считают такую, которая выполнена с отступлениями от договора, — комментирует адвокат Екатерина Антонова. — Из-за этого результат ухудшен или заказчиком выявлены недостатки, не позволяющие пользоваться этим результатом».
В этих случаях потребитель имеет полное право не довольствоваться малым, а требовать от исполнителя соблюдения всех условий, прописанных в договоре.
Права потребителя при некачественном оказании услуг
По закону клиент может потребовать расторжения договора и возвращения полной суммы, также он может заявлять о частичной компенсации.
Например, если работы в целом выполнены, но выявлены недостатки, заказчик может потребовать их устранить. Исполнитель обязан согласиться и сделать эту работу в оговоренный срок и без дополнительных оплат. Если недостатки устранить невозможно, клиент имеет право требовать скидку — уменьшение стоимости за тот объем работ, который не был выполнен или выполнен с нарушениями.
Если же услуга повлекла непредвиденные расходы со стороны клиента, например, в результате медицинских манипуляций ухудшилось здоровье и человеку потребовалась дополнительная медицинская помощь с сопутствующими расходами, их можно переложить на исполнителя.
«На результат работы исполнитель устанавливает срок годности или гарантийный период, — уточняет Екатерина Антонова. — Если этот период установлен не был, то по общему правилу он составляет 10 лет с того момента, как услуги были выполнены и результат передан потребителю».
При этом, независимо от качества услуги, если человеку или его имуществу был причинен вред, исполнитель обязан его возместить. По закону возмещению подлежит как материальный вред, так и моральный. И если в первом случае решить вопрос о сумме возмещения можно путем переговоров, то во втором всегда требуется обращаться в суд.
Возврат средств за некачественную услугу — алгоритм действий
Человеку, попавшему в такую ситуацию, адвокат Екатерина Антонова рекомендует сначала обратиться в контролирующие органы: Роспотребнадзор, региональное Общество защиты прав потребителей. Стоит проконсультироваться с юристом, чтобы понять перспективы решения вопроса и выработать план действий. Многие юридические компании и частные юристы предоставляют первую консультацию бесплатно.
В Роспотребнадзор нужно написать заявление. На основании полученного сигнала специалисты проведут проверку исполнителя и качества его работ. Выявленные недостатки будут внесены в протокол, который в дальнейшем заказчик сможет использовать для подтверждения своей правоты.
Обращаться нужно и к исполнителю с претензией на некачественную услугу. Претензию подают в письменном виде.
В тексте нужно указать:
Затем, ссылаясь на 29 статью Закона о защите прав потребителей, следует сформулировать свои требования. Определитесь, чего именно вы хотите получить от оппонента: полного возмещения потраченной суммы, устранения недостатков или возмещения возникших по его вине дополнительных расходов. Подготовьте претензию в двух экземплярах, поставьте дату и подпись.
Один экземпляр отправьте оппоненту, а другой оставьте себе. К документу прикладывают копию чека, гарантийного талона или другой подтверждающий оплату или оказание услуги документ. Отправлять нужно заказным письмом с уведомлением. После получения вторая сторона получает 10 дней на ответ. Прибавьте к этому время на почтовую пересылку, если ответ не получен, смело отправляйтесь в суд.
«Если в ответ на письменную претензию исполнитель соглашается выполнить требования заказчика, конфликт разрешается, — комментирует Екатерина Антонова. — Обычно деньги возвращают тем же способом, каким они поступили от заказчика: наличными или переводом на счет, банковскую карту. Если нет, нужно подавать исковое заявление в суд».
Для рассмотрения дела судом потребуются весь пакет документов: договор, претензия, чеки и гарантийный талон. А еще помощь опытного адвоката: как показывает практика, компании и предприниматели, предполагая вероятность крупных компенсаций потребителю, всегда привлекают к судебному разбирательству юристов. Человеку без юридических знаний и навыков доказать свою правоту бывает крайне сложно. Даже если кажется, что в этом споре и так понятно, кто прав, а кто виноват.
Как вернуть деньги за неоказанные услуги
Как вернуть деньги за неоказанную услугу:
Общий порядок возврата
Необходимость сделать возврат предоплаты за неоказанные услуги возникает в следующих случаях:
В обоих случаях заказчик обязан оплатить фактически понесенные затраты, если таковые были. Разницу между предоплатой и величиной фактически понесенных затрат заказчик вправе вернуть. Если никаких затрат не было, предоплата возвращается целиком: возврат денег по договору оказания услуг в таком случае — это обязанность исполнителя. Если в договоре сторон имеется пункт, в соответствии с которым в таких ситуациях предоплата не возвращается, он ничтожен, потому что противоречит законодательству.
Общий порядок возврата предполагает составление и направление исполнителю официальной претензии, в которой заказчик требует вернуть ему деньги, ссылаясь на правила, установленные договором сторон и действующим законодательством.
Если возврат необходим из-за того, что нарушен срок, следует сослаться на пункт договора, в котором стороны закрепили срок выполнения обязанностей исполнителем, и п. 1 ст. 28 ЗОЗПП.
Если заказчик отказывается от услуги до ее оказания, следует сослаться на ст. 782 Гражданского кодекса РФ и ст. 32 ЗОЗПП, дополнительно мотивировать отказ необязательно.
Претензия составляется письменно, подписывается заказчиком. Передать претензию следует так, чтобы была возможность подтвердить ее получение исполнителем:
Какие нужны документы
Чтобы получить деньги, достаточно только претензии, предоставлять какие-либо дополнительные бумаги, например копию договора или платежные документы, подтверждающие факт перечисления предоплаты, необязательно — эти бумаги и информация и без того имеются у исполнителя.
В то же время если услуга не оказана, как вернуть деньги и не потратить несколько месяцев на разбирательства? Разумно приложить к претензии копии документов, подтверждающих позицию заказчика, в частности документа, подтверждающего, что предоплата перечислена. При этом направлять оригиналы не стоит — ограничьтесь копией.
В какие сроки обращаться
В зависимости от причины обращения его сроки следующие:
Закон о защите прав потребителей в ст. 31 регламентирует сроки возврата денежных средств за неоказанные услуги — 10 дней с момента предъявления соответствующего требования, то есть предъявления претензии.
Что делать, если вам отказываются вернуть деньги добровольно
Если исполнитель отказался возвращать деньги или проигнорировал направленный ему отказ от услуги и возврат денежных средств, заказчику следует прибегнуть к помощи контролирующих органов, в первую очередь — Роспотребнадзора.
В Роспотребнадзор следует направить жалобу, в которой подробно изложить обстоятельства дела:
К жалобе следует приложить копию договора, платежных документов, подтверждающих перечисление предоплаты, и копию претензии, направленной ему вместе с документом, подтверждающим, что исполнитель ее получил.
Роспотребнадзор обязан провести проверку по факту жалобы.
Если и это не поможет, чтобы вернуть деньги, следует обратиться в прокуратуру или суд, жалуясь уже не только на незаконный отказ от возврата денег, но и на бездействие Роспотребнадзора, не обработавшего надлежащим образом жалобу.
Порядок и нюансы возврата денежных средств за неоказанные услуги
В жизни могут возникнуть разные ситуации, в том числе когда приходится отказываться от оплаченной услуги по каким-то личным причинам или когда недобросовестным исполнителем услуга не оказана, поэтому в данной ситуации возникает вопрос, надо ли платить такому исполнителю и как вернуть задаток или полностью оплаченную сумму. Не всегда конфликт получается решить мирным путем и чаще всего заказчику приходится обращаться в суд.
Процесс возврата денег за неоказанную услугу регулируется сразу несколькими статьями Закона №2300-1: 29, 30, 31 и 32 и их следует тщательно изучить, прежде чем начинать требовать деньги назад.
Что это такое по нормативным актам, статьям ГК РФ и закону О защите прав потребителей?
Понятие «Неоказанная услуга» не определена четко в законе О защите прав потребителей, но его можно вывести, следуя содержанию закона и других, связанных с ним нормативных актов (в частности ГК РФ). Если услуга не оказана или не была принята, по какой-то причине, то как у заказчика, так и у исполнителя возникают определенные права и обязанности, но их содержание зависит от причин, по которым услуга стала считаться неоказанной.
Неоказанная услуга может выражаться:
Возможность взыскания денежных средств по закону, если работа не была выполнена
ФЗ № 2300-1 содержит информацию о суммах и порядках возврата денежных средств за услугу, которую не принял или не получил заказчик, основополагающим звеном здесь является тот, по чьей вине произошел срыв условий договора.
Оплата услуги, согласно условиям договора, может быть произведена как полным объемом, так и частями, в виде:
Мало кто понимают разницу между этими понятиями, а она есть и очень важна, когда вопрос касается возврата денег.
Задаток — форма оплаты, регулирующаяся статьями 380 и 381 Гражданского кодекса Российской Федерации. Задаток выполняет две важные функции при заключении договора:
Поэтому, в соответствии с законом, возврат задатка имеет особую сложную процедуру, и, если по каким-то причинам, заказчик сам отказался от принятия услуг, то назад свой задаток он не получит, а при неполучении услуги по вине исполнителя — задаток возвращается в двойном размере. Выплату задатка лучше отражать в договоре или дополнительном соглашении.
Аванс — более простая форма внесения денег за услугу, считается предоплатой, которая необходима на предварительные расходы исполнителя, ее выплату необходимо указать письменно, хотя бы составить расписку. Аванс не регулируется в ГК РФ, и поэтому при неоказании услуги, потребитель имеет полное право и основание потребовать возврат аванса.
По вине исполнителя
По вине заказчика
Ответственность за взимание платы
Ответственность исполнителя за взимание платы за неоказанные услуги по договору указаны в статье 393 Гражданского Кодекса РФ, которая гласит о том, что исполнитель, оказывающий недобросовестные действия и нарушающий условия договора, может понести серьезные убытки в виде финансовых потерь. Ведь помимо возврата полученной полной суммы, поставщик услуг может быть обязан оплачивать:
Под недобросовестными действиями понимается не только возмещение ущерба за оплату неоказанных услуг, но и ответственность за выгоду, которую упустил заказчик, и если после заключения договора, требование исполнителя заключалось в том, чтобы вынудить потребителя оформить новый договор с другим исполнителем, то суд может в принудительном порядке обязать недобросовестного исполнителя компенсировать заказчику разницу материальных затрат.
Если при оказании услуги, возникли какие-либо обстоятельства, которые препятствуют выполнению условий договора и не зависят от обеих сторон, то обязанность по оплате и возврате денежных средств за услуги становится не актуальной, но заказчик обязан компенсировать исполнителю расходы, которые он понес до момента наступления этих обстоятельств (согласно статье 781 ГК РФ).
Данная компенсация не является ответственностью, а лишь возвращает стороны в «первоначальное состояние».
Что делать, если работа оплачена, но не была оказана, и как вернуть сумму?
Если появилась необходимость вернуть деньги за неоказанную услугу, следует знать, что все права защищены законодательными актами и необходимо следовать порядкам и правилам, прописанным в законе О защите прав потребителей.
Претензионная процедура (досудебная)
В претензии необходимо указать:
Заявление должно вручаться лично руководителю организации или другому уполномоченному лицу под подпись, либо отправить почтой с запросом уведомления о получении.
Больше о том, каковы основания для взыскания денежных средств и как вернуть деньги за некачественную работу, можно узнать здесь.
Обращение в отдел по защите прав потребителей
При получении отказа о возврате денежных средств за неполученную услугу, заказчик имеет право обратиться в территориальное отделение Федеральной службы по надзору в области защиты прав потребителей (Роспотребнадзор), с заявлением, в котором также подробно все будет прописано, как и ранее в претензии и указано, что исполнитель деньги не вернул.
Заявление можно подать лично в офисе, либо через интернет, используя специальную форму бланка, имеющуюся на сайте.
Организация проведет проверку и скорее всего, деньги будут возвращены владельцу, так как неисполнение указаний от государственного органа приводит обычно к последствиям, которые станут для исполнителя не очень приятными, также данная служба может наложить и штраф.
Но бывают и случаи, когда и Роспотребнадзор не смог оказать такого давления, которые бы повлияли на исполнителя, и после обращения в данную организацию, заказчику приходится идти в суд.
Необходимые документы
Документы, которые необходимо при себе иметь:
Как написать претензию?
При составлении претензии важно соблюдать несколько ключевых правил, которые имеют важное значение и являются основой:
Срок возвращения средств после принятия заявления
Срок рассмотрения и дачи ответа на претензию не должен превышать 10 дней (согласно статье 31 ФЗ №2300-1). Если претензия была направлена почтой, то срок начинает исчисляться с момента получения ее адресатом, а не от даты отправки.
Сумма возврата денег напрямую зависит от причины неисполнения условий договора:
Как взыскать через судебное разбирательство, если не возвращают?
Подача иска в суд является последней ступенью в разбирательстве о возврате денег и, конечно же, самым действенным способом.
Обычно такой способ многие стараются избежать, так как такое обращение, скорее всего, может затянуться на неопределенный срок и выльется в долгое разбирательство.
Обращение в суд, состоит из нескольких действий, порядок которых необходимо соблюдать, чтобы получилось вернуть свои деньги:
Обращаясь в суд, у потребителя появляется возможность не только вернуть деньги за неоказанную услугу, которая не подлежит оплате, но и возместить все неустойки, возникшие за задержку возврата денег, компенсацию морального ущерба и абсолютно все расходы, которые потребовались при обращении в суд (например, оплата адвоката).
Необходимые документы
Исковое заявление
Документ должен содержать следующие пункты:
Сроки процедуры
Согласно статье 154 ФЗ № 138 ГПК РФ, при подаче заявления в суд, на его рассмотрение и разрешение предоставляется 2 месяца, а при обращении в мировой суд, дело рассматривается в течение одного месяца от даты принятия заявления.
Оплата госпошлины и другие финансовые траты
При подаче иска в суд, заявитель освобождается от уплаты государственной пошлины, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей, если дело превышает данную цену, то согласно ст. 333.36 НК РФ, заявителю придется оплачивать госпошлину, которая будет рассчитывается путем вычитания из суммы, которая превышает один миллион рублей исчисленной по правилам (согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ) суммы государственной пошлины по цене иска равному одному миллиону рублей.
Помимо госпошлины, заказчику необходимо будет оплатить услуги адвоката.
На каких основаниях могут отказать и что делать в таком случае?
Суд вправе отклонить исковое заявление, если:
С каждым днем, сфера услуг все больше проникает в жизнь человека, он пользуется ей практически на каждом шагу, да и выбор данной сферы очень разнообразный. Услуги облегчают и упрощают нашу жизнь, но при условии, что они выполнены качественно, полноценно и не создают проблем.
Именно поэтому, при заключении договора или соглашения, лучше заранее изучить правила компании, у которой планируете заказать услуги, особенности их работы, документацию и даже отзывы. Для экономии времени можете заручиться поддержкой юриста, который поможет вам не только правильно выбрать организацию, но и окажет консультацию при заключении договора.
Что будет, если игнорировать юриста
История одного бизнес-тренера
Мы уже не раз писали, что работать надо законно, а заключать договоры необходимо.
В этой статье расскажу, что может случиться, если отмахнуться от предложений юриста и заблокировать его в социальных сетях. Спойлер: суды и расходы.
История одной услуги
В мае 2018 года ко мне пришла девушка Люба с просьбой вернуть деньги. Она вместе со своей знакомой планировала заниматься бизнесом, но четкого понимания, какой продукт будет востребован на рынке, не было. Вдвоем они пытались придумать интересные товары для детей, тестировали их продажи в Инстаграме, но дело не шло.
Чтобы разобраться с бизнесом, Люба нашла в одном бизнес-сообществе в Фейсбуке Александра. Он позиционировал себя как профессионала по созданию привлекательного для покупателя продукта, специалиста по упаковке бизнеса. В мессенджере Фейсбука он предложил девушке свои услуги.
По закону предложение что-то купить или оказать услуги — не важно, в мессенджере, по телефону или на сайте — в случае судебного разбирательства, скорее всего, будет признано офертой. То есть предложением заключить договор на определенных условиях.
Согласие с офертой, или акцепт — это действия клиента: оплата, заявка, регистрация на сайте или даже сообщение в мессенджере «Да, мне подходит».
В момент получения денег переписка превращается в договор возмездного оказания услуг со всеми вытекающими последствиями. Александр становится исполнителем и обязан оказать услугу, а Люба — заказчиком и имеет право требовать услугу или отказаться от нее.
ст. 779 ГК РФ — договор возмездного оказания услуг
Девушка согласилась на условия Александра и заплатила 70 тысяч рублей. Важно, что Люба перевела деньги не ему лично, а на карту какой-то женщине, которую Александр назвал своим бухгалтером. Возможно, «бухгалтер», получившая деньги, ни о чем не знала и сделала Александру одолжение. Но именно она впоследствии станет одним из главных действующих лиц истории.
Что делать, если на карту упали чужие деньги
ст. 1102 ГК РФ — обязанность возвратить неосновательное обогащение
Женщина, которой Люба перевела деньги, обратно их не вернула.
У Любы и Александра договоренность была такая. Специалист по упаковке бизнеса придумывает бизнес-идею, учит продавать через социальные сети и доводит бизнес до реальных продаж. С первой частью проблем не возникло: Александр действительно придумал идею, на первый взгляд даже неплохую, — детский конверт для сна. Но когда дело дошло до обучения, после нескольких скайп-коллов Александр сообщил Любе, что ее невозможно ничему научить и она все делает не так. Обучение остановилось, до продаж дело не дошло.
В это же время у Любы возникли разногласия с ее знакомой и она решила этот проект не продолжать. Девушка высказала Александру претензии по поводу неслучившегося обучения и отсутствия продаж, а он заблокировал ее в соцсетях и отключил телефон.
Люба обратилась к юристу — так она стала моей клиенткой.
В любой ситуации сначала лучше попробовать решить конфликт мирно. Суды не бывают быстрыми и всегда энергозатратны. В моей практике были случаи, когда благодаря переговорам удавалось избежать судебных разбирательств и находилось решение, которое устраивало обе стороны.
Поскольку ситуация моей клиентки усложнялась разногласиями с несостоявшимся бизнес-партнером, я сначала написала Александру в Фейсбуке, а потом мы с ним созвонились. Я предложила ему честное, на мой взгляд, решение — составить и подписать договор между ним и Любой. Договор должен был зафиксировать их отношения, и мы смогли бы определить стоимость той части услуги, которую он все-таки оказал.
Как это обычно бывает, Александр сообщил мне, что ничего подписывать не будет и не станет возвращать деньги. Уйдя советоваться с другими юристами, он пропал из эфира и на всякий случай заблокировал меня в соцсетях и по телефону.
Как делать не надо. Когда спор идет о понятиях мироздания, отправить в бан неприятного человека бывает разумным решением. Но когда дело касается договоренностей и денег, у таких действий могут быть последствия. Например, суд, как у незадачливого бизнесмена Александра.
Как лучше. Если в личку пришел клиент или юрист с требованиями и претензиями, стоит провести переговоры и посоветоваться со своим юристом, которому вы доверяете. Блокировать точно не надо. Вместо этого стоит попросить официальную претензию в подписанном и отсканированном виде.
Своим исчезновением Александр не оставил выбора, кроме как писать официальную претензию. По моему опыту претензию отправляют в самом крайнем случае, когда клиенты уже готовы не просто писать сообщения с требованиями, а полны решимости судиться до последнего.
Претензия — это попытка решить конфликт до суда. В некоторых ситуациях она обязательна. Например, при споре предпринимателей по договору сторона обязана направить претензию до подачи искового заявления в суд. А при корпоративных спорах необходимости в претензии нет.
п. 5 ст. 4 АПК РФ — право на обращение в суд
В конфликтах с физическими лицами я предпочитаю всегда направлять требование или претензию до подачи иска в суд. Это честно, серьезно и дает стороне время все обдумать, взвесить свои шансы. Бывают случаи, когда претензии оказывается достаточно и требования удовлетворяют без суда.
абз. 7 ст. 132 ГПК РФ — документы, прилагаемые к иску
Предварительно мы отправили на адрес электронной почты Александра требование о возврате денег. Письмо осталось без ответа. Но специалист по бизнес-идеям не упустил шанса оставить некорректные комментарии в адрес моей клиентки в сообществе в Фейсбуке.
Претензия «бухгалтеру». Отправлять по почте официальную претензию самому Александру не имело смысла, потому что деньги моя клиентка перевела на счет его «бухгалтера». И с юридической точки зрения именно она оказалась другой стороной в конфликте. Для претензии надо было выяснить ее данные.
Благодаря банковской выписке по счету стали известны фамилия, имя и отчество женщины, которой Люба перевела деньги. Когда перевод делается по номеру карты или телефона, онлайн-банк дает информацию только об имени и отчестве, оставляя от фамилии первую букву. Чтобы узнать ФИО целиком, надо сделать запрос в банк на получение бумажной выписки по счету.
Зная имя женщины, которая получила деньги от Любы, мои помощники через открытые интернет-ресурсы выяснили, что за время истории «бухгалтер» зарегистрировала себя в качестве индивидуального предпринимателя.
Через регистрирующую налоговую Любе удалось узнать почтовый адрес женщины. Так можно, если физическое лицо зарегистрировано как ИП. Для этого надо составить специальный запрос и уплатить госпошлину.
Люба и Александр не подписали классический бумажный договор с условием направить претензию: отправлять ее было необязательно. Но поскольку «бухгалтер» могла не знать о произошедшем, претензию мы все-таки решили направить.
Моя клиентка направила на адрес «бухгалтера» Александра заказным письмом претензию с требованием вернуть 70 тысяч рублей, которые она оплатила. Дополнительно она потребовала 34 тысячи рублей — проценты за пользование чужими деньгами и затраты на юридическую помощь. В тексте претензии Люба сразу указала реквизиты для перевода денег.
Спустя месяц от Александра пришло письмо о том, что он готов перечислить деньги в полном объеме, а именно 104 тысячи рублей. Спустя час Люба получила второе письмо, где он согласился только на 70 тысяч, которые сразу же пришли ей на карту.
Как делать не надо. Бывают ситуации, когда вернуть деньги проще, чем пытаться что-то объяснить. Но так не работает с бизнесом и договорами. Если приходится возвращать деньги, делать это надо в рамках закона.
Как лучше. В случае Александра просто делать возврат не стоило. Лучше было выйти на переговоры и заключить соглашение о возврате денежных средств и отсутствии у сторон претензий друг к другу.
У Любы был выбор: остановиться на достигнутом или дальше добиваться оплаты своих расходов на юриста. Она была готова завершить дело, но Александр в очередной раз нелестно высказался о ней и ситуации в целом в социальных сетях, после чего Люба приняла решение идти до конца.
Выбор суда. Первым делом мы решили, куда подавать исковое. Получательница денег жила в Московской области, а моя клиентка — в Санкт-Петербурге. По общему правилу исковое заявление подается в суд по месту жительства ответчика. Ехать судиться в Московскую область было дорого, и я подготовила документы для подачи в районный суд там, где живет Люба. Единственным основанием для такого выбора суда был закон о защите прав потребителей.
ст. 28 ГПК РФ — предъявление иска по месту жительства ответчика
Закон дает потребителю право выбирать, в какой суд обращаться: по месту нахождения организации, по своему месту жительства или регистрации, по месту заключения или исполнения договора.
п. 2 ст. 17 ЗоЗПП — судебная защита прав потребителей
Александр пообещал придумать идею и научить продавать. А любое обучение чему-то за деньги — это платная образовательная услуга, на которую распространяется закон о защите прав потребителей. Так я и написала в исковом заявлении, тем самым обосновав выбор суда.
Выбор ответчика. С юридической точки зрения Александр стал представителем индивидуальной предпринимательницы, на чьи реквизиты Люба отправила деньги. И именно она стала стороной отношений, а потом конфликта и ответчицей по иску. Хотя фактически в данной истории никак не участвовала.
Александр в исковом заявлении фигурировал только как лицо, проводившее переговоры и обучение моей клиентки. Как третье лицо и соответчика мы его не привлекали.
Госпошлина. По закону о защите прав потребителей потребители не платят пошлину при обращении в суд за защитой.
п. 3 ст. 17 ЗоЗПП — судебная защита прав потребителей
Требования иска я обосновала так.
Договор есть договор. Договорившись в мессенджерах и по телефону о конкретных услугах — создании идеи, обучении, продажах, Люба и Александр заключили договор оказания услуг. Моя клиентка договоренность соблюла — оплатила услуги авансом в размере 100%. Но поскольку Люба перевела деньги третьему лицу, знакомой Александра, то и стороной по этому договору стала она. Александр выступил только представителем индивидуальной предпринимательницы.
Нарушать договор нельзя. Переписка в мессенджерах и по электронной почте подтверждала, что исполнитель нарушил условия договора: не довел обучение до конца, тестирование продаж не начал.
Вернув Любе деньги, исполнитель подтвердил, что договор был и он не оказал услуги как надо.
Закон защищает потребителя. Закон о защите прав потребителей обязывает выполнять требования потребителя, если услуга оказана ненадлежащим образом или не оказана вовсе. Исполнитель обязан компенсировать моральный вред и возместить потребителю убытки, которые возникли по вине исполнителя.
Исковое заявление я подала в районный суд по месту проживания Любы, и через месяц пришла информация, что иск принят к рассмотрению и назначено предварительное заседание.
За две недели до предварительного заседания Александр решил исключить мой номер из черного списка и позвонил. Он попросил меня прислать ему фотографии искового заявления с приложениями, потому что ехать в Санкт-Петербург ему было накладно. Поскольку закон не обязывает меня это делать, я предложила ему ознакомиться с документами в суде лично.
Судебный процесс начинается с предварительного заседания. Его цель — определиться с основными обстоятельствами дела, имеющимися у истца доказательствами, проверить соблюдение сроков. На предварительном заседании судья не выносит никакого решения.
ст. 152 ГПК РФ — предварительное судебное заседание
Если судья посчитает дело достаточно подготовленным, оно переходит в стадию судебного разбирательства.
ст. 153 ГПК РФ — назначение дела к разбирательству
На предварительном судебном заседании со стороны ответчицы никто не присутствовал. На основное заседание, которое стало единственным, Александр приехал как представитель ответчицы по доверенности и предъявил суду письменный отзыв на наш иск.
Возражения в отзыве свелись к тому, что возникшие между сторонами спора отношения — это отношения двух предпринимателей, поэтому дело должно рассматриваться арбитражным, а не районным судом. Но судья эти доводы не принял, поскольку, несмотря на то что у Любы какое-то время был статус ИП, в отношения с Александром и его «бухгалтером» она вступила как обычный потребитель. А по закону арбитражные суды рассматривают дела, которые связаны с предпринимательской деятельностью обеих сторон спора.
п. 1 ст. 27 АПК РФ — подведомственность дел арбитражному суду
Как делать не надо. Если неожиданно стало известно, что в суд подано исковое заявление, не надо игнорировать этот факт. Судья вполне может, не вникая в подробности, вынести решение в пользу истца, даже если он не совсем прав.
Как лучше. Обязательно явиться в суд и ходатайствовать об отложении рассмотрения дела, чтобы выиграть время. Пауза нужна для того, чтобы найти юриста или как минимум ознакомиться с материалами дела и решить, что делать дальше.
Судья в одно заседание рассмотрел дело и вынес решение удовлетворить требования частично. Частичность выразилась в уменьшении всех требований, кроме расходов на нотариальное заверение переписки между моей клиенткой и Александром.
взыскал суд в пользу моей клиентки
Суд посчитал, что предложение ответчицы-«бухгалтера» оказать услуги за деньги, несмотря на то что оно было сделано Александром, а не ею лично, является офертой. А перевод моей клиенткой денег на карту ответчицы — акцептом.
Переписка между моей клиенткой и Александром, а также отзыв ответчицы стали подтверждением того, что между ними был заключен договор оказания услуг. А возврат денег моей клиентке стал дополнительным подтверждением договорных отношений.
Несмотря на то что в момент оказания услуги ответчица не была ИП, судья применил закон о защите прав потребителей.
То есть тем фактом, что деньги Любе вернули, ответчица подтвердила все ключевые моменты моего искового заявления. И то, что между ними существовал договор оказания услуг, и то, что услуга была оказана ненадлежащим образом. Суд с этим согласился.
Моей клиентке важно было выиграть суд с точки зрения принципа, поэтому оспаривать решение в апелляцию мы не пошли.
Запомнить
Как же у меня бомбит с того, что судьи самостоятельно снижают неустойки и расходы на юристов. Я уверен, что ни 333, никакое другое ходатайство ответчиком подано не было. Хотя это прямое нарушение постановления ВС. То есть просто судья подумала, что много хотите, а она тут за 80к в месяц сидит и слушает вас. Терпеть не могу это.
Philipp, в выложенных скринах решения суда 333 статья не упоминается, а сказано, что истица сама уменьшила неустойку (зачем-то). А вот зачем?
Ведь судья даже признал применимость ЗоЗПП при данном обучении конкретному бизнесу в ходе бизнес-партнерства на конкретном проекте (что нонсенс, но играет в пользу истице).
Alex, вот да, мне прямо интересно: в законе указано, что потребитель тот, кто использует товары и услуги для личного некоммерческого использования. Бизнес-тренинг предполагает коммерческое использование полученных знаний. Странно
Кирилл, ну и что? Услугу она все равно получила как потребитель, она могла в дальнейшем нигде это не использовать или передать кому-то другому эту информацию за так. Просто сам факт обучения чему-то вообще ничего не значит и не предполагает.
Philipp, жиза! Одно из самых непонятных.
Правильно, мочить инфоциган и бизнес гуру с их никчёмными услугами по закону.
Dmitry, к сожалению, это страна ошиблась в своем пути(
Бизнес-гуру, которому накладно ехать в Питер)))
Я так понимаю тут всё же не обошлось без доли везения. Горе мамкин бизнес коуч даже ж. буйками не обставил. Не думал, что на такого принципиального «ученика» нарвётся. А мог бы перевод на эл. кошелёк принять, левую карту/биткоин и пр. Потом ходи ищи, кому деньги заплатил.
Самое интересное, что таких жуликов 99%, а народ ведётся и несёт и несёт им деньги.
Илья, ага, «доистерила», что за сексизм, ее обокрали, можно сказать, она ещё и виновата? «Суши сухари» пацанчик то с понятиями, возможно и недавно вышел))
Не спорю, что клиент мог попасться реально тугой. Но по честному тогда, верни часть суммы. Раз ты его не доучил, даже по той причине, что клиент туп, ты же и свое время сэкономил. Возьми деньги за потраченное время(то есть за часть курса) а остальное верни. Здесь как раз тот случай, когда можно говорить, что есть справедливость в этой стране. Не захотел по хорошему, вернул в полтора раза больше
можно ли взыскать с директора фирмы? Почему в суд я подаю на мифические буквы названия фирмы?
What, за этим фирма и создаётся, чтобы в случае чего учредитель не отвечал всем своим имуществом по долгам фирмы. Потому и называется «общество с ограниченной ответственностью»
What, почитайте про солидарную ответственность
Самое интересное удалось ли взыскать присуждённые с ответчика.
Руслан, кстати да. Юрист то своё получил и выиграл дело. А что с истцом?
What, она всё получила)
Алёна, добрый день. Мне очень понравилась ваша статья, у меня есть похожая проблема. Как можно связаться с вами? Напишите на почту
Если бы ИП занял позицию, что он не в курсе кто такой Александр, то в суде можно было бы взыскать только неосновательное обогащение. В итоге глупые и непродуманные действия ответчика привели к тому, что иск рассматривался по закону о защите прав потребителей.
Надежда, поддерживаю мнение, что внезапно пришедшие деньги возвращать самостоятельно нельзя. Пусть отправитель через банк сам решает этот вопрос.
Base, я уже спросила, а что было бы, если б дали карту не Сбербанка (допустим, как-то усмотрели там в выписке еще и фамилию), а неименную какого-то регионального. Не отвечают.
Очень интересная и поучительная история, спасибо автору!
Понравилось как описано решение суда: четко, живо и понятно. И даже без лишнего канцелярита и цитирования статей закона.
Но я бы на месте ответчика пошел в апелляцию, есть ощущение, что тут есть за что побороться.
Всем привет! Да, моя клиентка получила деньги, которые мы взыскали. Полностью 🙂
Спасибо всем за комментарии и вопросы!
Алёна, как говорится «кулстори бро, пиши еще!»
обожаю такие истории, ждем новых)
Теперь я жалею только об упущенных возможностях через суд выбить хорошие деньги с недобросовестных предпринимателей. Хорошо, когда есть хорошей юрист.
История поучительная, но странно от юриста слышать предложение заключить договор где будет прописано, что идея принадлежит какому-либо лицу. В ст. 1259 ГК ясно указано, что идеи не охраняются.
А получение услуги по обучению бизнесу таки связано с осуществлением предпринимательской деятельности )
Alex, любая образовательная услуга попадает под действие Закона о защите прав потребителей. Есть нюансы, но не в этой ситуации
А юрист (автор) готова была вернуть бо́льшую часть аванса клиентке в случае отсутствия суда после добровольной выплаты должника?
Ведь трудозатраты без искового и без суда у юриста ниже.
И сколько именно, если не секрет?
Или у клиентки не оставалось другого выхода, как требовать эти деньги только с должника, подав на него в суд?
Alex, можно же в договоре написать одну стоимость юруслуг, а взять другую. В районных судах обычно принципиально не взыскивают полную стоимость услуг, поэтому по документам можно и «накинуть», чтобы клиент получил больше.
Сразу оговорюсь, что в нашей коллегии адвокатов последующей налоговой отчётностью занимался бухгалтер, и я не знаю, как она всё это оформляла))))
Александр, адвокатский запрос, вероятно.
Как говориться, выиграть суд это еще не победа. Победа будет, когда деньги попадут на счет победителя.
Ирина, ниже ответила. Да, деньги уже получены
А штраф взыскал по зпп за неудовлетворение претензии? Не должен был же вроде как
Ильшат, штраф не взыскал, да
Алёна, а это принципиально важно. Деньги перевели частному лицу, не самому поставщику услуги, и удивительно, что их согласились вернуть, да ещё и с судебными издержками. А как же банковская тайна?
Кирилл, какой договор? Вася может смело говорить: я вас не знаю, зачем вы мне перевели деньги, не понимаю. И это если банк Васи согласится нарушить банковскую тайну