Услуга автоподбор что это
Записки перекупа #63. Немного о подборщиках
Сегодня, как и обещал в прошлый раз, хочу немного поговорить о подборщиках и моём опыте работы с ними. Просто расскажу три примера из моей практики, думаю, это поможет сделать выводы о прослойке не совсем квалифицированных подборщиков, которые предлагают сейчас свои услуги на рынке. Я не говорю, что все подборщики такие, но когда вы собираетесь обратиться к специалисту за услугой поиска, подбора и диагностики автомобиля, обязательно нужно смотреть не на стоимость оказываемых им услуг, а на живые, реальные отзывы о его работе, а еще лучше, если это будут рекомендации ваших знакомых.
Итак, первый пример. Было года три назад, когда услуга подбора только начала активно развиваться на нашем рынке. Эту историю я рассказывал много раз, для меня она стала неким маркером оценки работы автоподбора. Автомобиль Peugeot 308, для тех кто не знает, у этой машины с завода идут пластиковые передние крылья. Итак, приехали два молодых парня, 22-25 лет, с рюкзачками, мы, говорят, из компании Ильдар автоподбор. Я тогда даже не знал такую контору и её основателя. Первый наблюдает, второй сразу достал толщиномер, начал проверять кузов, дошло дело до передних крыльев, тыкал-тыкал, открыл капот, долго смотрел на болты крепления, которые никогда не скручивались… Потом снова тыкал, даже костяшками пальцев постучал. Выдал вердикт: морда битая, капот меняли скорее всего, передние крылья из шпаклёвки, даже прибором не пробиваются, мы такую машину рекомендовать клиенту не будем, и ушли. Я даже комментировать не стал, правда, очень интересно было, сколько они ещё искали Peugeot 308, толщину лакокрасочного покрытия передних крыльев которого толщиномер им показал. Это не выдуманная история, это действительно произошло со мной года 3 назад.
Второй пример. Эта история произошла с моим товарищем и коллегой летом 2020 года. У него на комиссии был Infiniti FX примерно 11-12 года выпуска, в целом неплохой, но с довольно большим пробегом, более 200 тысяч км. В тот же день, когда было размещено объявление, к нему приехал якобы подборщик, посмотрел машину, кузов был в хорошем состоянии, пара окрасов, по технике в целом тоже было всё неплохо, загнали на подъёмник, посмотрели снизу, нашли пару мелочей. В общем, обычная рабочая машина, но с учетом пробега вывешена она была по низу рынка Москвы. Подборщик попросил ПОДНЯТЬ цену в объявлении на 100 000 руб, он рекомендует этот автомобиль своему клиенту, и если состоится сделка с его клиентом, то эту сотку просто нужно будет отдать ему назад. Манибэк, откат) Он объяснил, что клиент его из другого региона, и прилетит за машиной только завтра. Товарищ согласился, поднял цену в объявлении, после этого подборщик скинул ссылку и фото-видео отчет своему клиенту, минут 15 они разговаривали по телефону, и клиент согласился покупать машину, скинул моему товарищу задаток. На следующий день он прилетел, приехали к товарищу с тем же подборщиком, ещё раз проверили машину в сервисе, убедились, что с машиной в целом всё в порядке, он заплатил за автомобиль на 100 000 руб больше, чем было указано изначально в объявлении, после этого заплатил подборщику за его работу (!) и довольный уехал к себе домой, а подборщик забрал ещё 100 000 руб как и было оговорено ранее… В итоге, машину то он подобрал неплохую, да и по цене для региона очень хорошей, но блин… Денег срубил и с продавца и с покупателя…
Третий пример будет больше даже не про подборщиков, а про псевдоспециалистов, шарящих друзей, автоэкспертов, и тому подобное. Об этом можно долго писать, часто таких умников вижу) Такие помощники в покупке это, как правило, сосед по гаражу, коллега по работе, знакомый знакомого, который знает всё про всё, и про каждую машину может рассказывать часами. Но на практике не всегда, но довольно часто, такие эксперты оказываются банальными дилетантами. Ну так вот) Продажа б/у FX. Идеальный автомобиль, пробег 115, окрас одного элемента по кузову, весь остальной кузов в заводском окрасе. Машина была куплена с трейд-ина официального дилера Инфинити после первого владельца, полностью обслужена у дилера, заполненная сервисная книжка, все чеки и наряд-заказы, по-моему, даже ещё проходившая по программе продленной гарантии.
По дилерской диагностике при приёмке по машине не было указано абсолютно ничего, идеальный автомобиль, за который было совершенно не стыдно, единственное, к чему можно было придраться, это трещина на лобовом стекле. Менять не стал, потому что оно было оригинальным. Приехали два друга, смотреть машину одному из них, без прибора, без компьютера. Просто визуально осмотрели, прокатились, вроде бы всё понравилось, но виду не подали. Говорят, мол, о, а поехали к нашему товарищу, у него свой сервис здесь недалеко на районе, проверит, посмотрит своим опытным взглядом, если скажет, что всё хорошо, то мы готовы покупать. Ну, думаю, чего бы не съездить, машина идеальная, любой сервис это подтвердит. Приехали в какой-то гаражный кооператив, на его территории был оборудован самодельный автосервис, без вывески, без рекламы, без образования юридического лица, просто соединили три гаража, в одном из них нарастили крышу и поставили подъёмник, во втором покрасочную камеру соорудили (тепловые лампы и лампы дневного света), в третьем ребята в домашних комбинезонах что-то там ковыряют. Вышел их псевдоспециалист, хозяин этого прекрасного автосервиса, также без прибора подошёл, что-то поковырял ногтем, посмотрел на глаз, присел на корточки, померил пальцем зазоры между деталями, и выдал заключение: да она почти вся крашеная, причем хреново, мои ребята и то лучше покрасить в гараже смогут, не ребят, лучше её не покупать. Ещё и стекло разбитое, наверняка после аварии треснуло. Я сначала даже не понял, что он говорит, думал, что сейчас будет происходить классическое снижение цены, типа машина херовенькая, но мы готовы её купить, только скинь 200.000. Но нет, этого не было, они просто сказали: Блин, ну вот, ты нас обмануть пытался, нафиг нам такая машина, мы не будем покупать. Я попытался что-то объяснить, доказать этому псевдоспециалисту, рассказать про дилерскую диагностику, про то, что автомобиль проверяли специально обученные этому профессионалы, было бесполезно, человек был абсолютно уверен в своей непогрешимости. Клиенты стояли с поникшей головой, расстроенные, машина им явно понравилась. Но раз спец сказал, что она битая крашенная, то конечно такой вариант покупать не стоит. Развернулся, уехал, на следующий день продал адекватным людям.
Но это не значит, что никому нельзя верить. Уверен, что на рынке услуг подбора автомобилей есть и очень много достойных профессионалов своего дела. Каждый должен заниматься тем, в чём он действительно разбирается. И предвидя комментарии злыдней, спешу дописать, что эта статья — не реклама моих услуг автоподбора, в последнее время за это я берусь очень редко, потому что на рынке происходит какой-то хаос. Просто лишний совет: перед тем, как подписывать договор на оказание услуг и вносить аванс, ознакомьтесь с реальными отзывами о специалистах или о компаниях, предлагающих эту услугу, а ещё лучше конечно воспользоваться рекомендациями ваших знакомых.
PS Буквально вчера был этот случай: по одному из автомобилей, который висит сейчас у меня в продаже, позвонила девушка, сначала спросила: а продаёте ли вы машину, а расскажите про машину, всё как обычно, а потом говорит: А вам не звонил специалист по поводу подбора и по поводу диагностики этого автомобиля некто Роман? Я говорю — нет, не звонил… Она и пожаловалась: Вот блин, подписала с фирмой договор на подбор такой машины, как у вас, сначала все было серьезно, выделили персонального менеджера Романа, который должен искать мне машину. И вот уже месяц они ничего мне не могут найти, я уже сама начала отслеживать объявления, сегодня увидела ваше, как только она вышло, и сразу скинула ему. Целый день он мне говорил, что звонит вам и не может дозвониться, вы не берёте трубку. И вот я решила попробовать позвонить сама, дозвонилась с первого раза. Я говорю, нет, ни одного пропущенного звонка у меня нет, это моя работа, поэтому каждый пропущенный звонок для меня это убыток, никакой подборщик Роман мне сегодня не звонил. Сказала, что будет с ними разбираться, возможно он мне перезвонит. Но пока больше никто не звонил. И такие бывают подборщики, аванс взяли, а работать не хотят, вроде бы и не обманули, а толку нет. А машины за этот месяц подорожали…
Всем добра и хороших тачек! Напишите в комментариях, о чем вам было бы интересно почитать в ближайшее время.
Подбор автомобиля — ожидания и реальность. Часть 1.
Что такое подбор автомобиля?
В последние годы эта услуга стала на столько популярна, что очевидно практически каждому, подбор автомобиля – это когда заплатил и тебе нашли хорошую машину. Но далеко не каждый знает кухню автоподбора изнутри, в связи с чем появляются мифы, кривотолки и недопонимание между автоэкспертом и его заказчиком. Именно это я хочу исправить, пролив свет на то, что для заказчика услуги «Подбор автомобиля» является неочевидным.
Это не развлекательная статья. В ней будет очень много нудного повествования. Но если вы планируете заказывать услугу подбор автомобиля, то я уверен, что это видео окажется для вам незаменимо. Я расскажу, как правильно поставить задачу, как устроен автоподбор и на какой результат рассчитывать, чтобы ваши ожидания оправдались. В общем, поделюсь своим опытом, чтобы взаимодействие между автоэкспертом и его клиентом, было максимально эффективным.
Если вы еще не видели, то обязательно посмотрите у меня на канале полное руководство о том, как выбрать и проверить автомобиль с пробегом (внизу ссылки на все части), а также советы о том, как выгодно и быстро автомобиль продать.
Если вы не любите много читать, то для вас я подготовил видео, которое полностью повторяет текст статьи:
Почему вообще появилась услуга подбор автомобиля и почему она востребована? Вторичный рынок автомобилей в России велик и в продаже можно встретить всё что угодно – бывшие такси и каршеринги, скрученные пробеги, автомобили после серьезных аварий, с серьезными неисправностями, машины в залоге, с ограничениями на регистрационные действия и даже автомобили в угоне. И где-то среди всего этого разнообразия скрываются и хорошие автомобили, в продаже которых, к сожалению, меньше всего.
Разобраться во всех возможных проблемах, чтобы отсеять весь автохлам и найти свою жемчужину, не под силу обычному обывателю. А ошибка на любом из этапов проверки автомобиля может очень дорого обойтись. При чём, это не всегда означает, что придётся выложить круглую сумму на ремонт прямо сейчас, иногда финансовые потери могут стать неизбежны только при продаже купленного автомобиля. К примеру, если слишком поздно выяснится, что к автомобилю приварена донорская крыша. Такую машину будет очень сложно продать и придётся сильно опускаться в цене, чтобы буквально избавиться от машины, которая повисла мёртвым грузом. Ведь, ликвидность автомобиля и размер его остаточной стоимости – это тоже ваш капитал.
Конечно же, теоретическая часть подбора автомобиля не является секретом или супер силой. Имея желание и свободное время, каждый обладающий техническим складом ума, может научиться подбирать автомобиль самостоятельно. Даже у меня на канале опубликовано большое подробное руководство «Как выбрать и проверить автомобиль с пробегом», в котором рассказано обо всех аспектах проверки – от анализа объявления до проверки кузова, двигателя, коробки, пробега и не только. Ссылка на руководство будет в аннотациях и конечных заставках. Единственное, что не сможет получить любой из моего руководства – это практический опыт подбора автомобилей, который формируется тогда, когда автоподборщик ежемесячно осматривает десятки автомобилей, впитывая всё новые и новые нюансы мастерства.
Подытоживая вводную часть, можно сказать, что заказчиками услуги подбора автомобиля являются следующие категории людей:
1. Это люди, которые слабо разбираются в устройстве автомобиля и способах его проверки, кто не собирается переучиваться, чтобы разобраться в профессии автоэксперта. Такой человек предпочитает развиваться в своей профессии, а не осваивать новые.
2. И вторая категория — люди, обладающие техническим складом ума и реально способные подобрать себе автомобиль, но предпочитающие не тратить на это время и силы. Такой человек выбирает потратить время на зарабатывание денег там, где он сам является специалистом. Или просто отдохнуть и не забивать себе голову.
Если вы еще читаете эту статью, а не ушли читать руководство по самостоятельному выбору автомобиля, значит вы рассматриваете возможность заказать подбор автомобиля у специалиста.
Первый практический вопрос при этом – как выбрать исполнителя?
Предложений об оказании услуг от автоэкспертов и тех, кто по недоразумению называет себя автоэкспертами очень много. В Москве сотни автоподборщиков всех мастей, различного уровня профессионализма и ответственности. В автоподбор подалось множество перекупщиков, которые еще вчера впаривали автохлам, а сегодня с похожими стандартами качества предлагают найти годный автомобиль. Есть те, кто впервые взял в руки толщиномер и настоящие специалисты, которые годами осваивают любимую профессию. Существует шутка, что уже сегодня актуальны подборщики автоподборщиков.
Конечно, можно посмотреть портфолио и отзывы специалиста, но где гарантии, что и то и другое не сфабриковано? Что отзывы реальные, а портфолио не утащено у коллег по цеху? А ведь вопрос доверия к специалисту стоит очень остро. Заказчику предстоит полностью положиться на мнение автоэксперта. Иначе зачем вообще заказывать услугу подбора автомобиля, если доверия к исполнителю нет? Именно поэтому, чаще всего в этой сфере работает сарафанное радио, когда новый клиент приходит к автоэксперту по рекомендации своих знакомых или друзей, если те остались довольны оказанной услугой.
Так как же выбрать автоподборщика, если никто из знакомых не может порекомендовать такового?! Остаётся делать выбор основываясь только на внешних факторах – это портфолио и отзывы от других клиентов, в надежде, что отзывы не самописные. А также стоит послушать что говорит и пишет автоэксперт, если он представлен в социальных сетях. К примеру, моё руководство «Как выбрать и проверить автомобиль с пробегом» — это именно возможность заявить о своих компетенциях. Если вы не доверяете автоподборщику полностью, значит вы выбрали не того автоподборщика.
Пара слов о ценообразовании на услуги подбор автомобиля. Кроме стандартной ценовой политики – это обозначить фиксированную цену на услугу, бывает еще и нестандартный подход. Средняя цена автоподбора на сегодня составляет фиксированные 20-30 тысяч рублей. Но некоторые используют маркетинговую уловку. Объявляют цену на подбор автомобиля, скажем, 10-15 тысяч рублей, плюс некий процент от торга с продавцом. Это может быть и 50% от торга или даже весь торг. То есть, если автоподборщик сторгует с продавца от заявленной цены автомобиля 20 тысяч рублей, то эта сумма станет заработком автоподборщика.
С одной стороны, клиент доволен – он достаёт из своего кармана только 10 тысяч рублей, а дальше автоэксперт путь крутиться как хочет и торгуется до слёз. А вот, с другой стороны, не всё так перспективно для клиента. Ведь, в этом случае у подборщика будет мотивация искать не лучший автомобиль, а тот автомобиль, продавец которого даст максимальную скидку. Такая модель ценообразования заслуживает внимания только тогда, когда вы доверяете автоэксперту безоговорочно.
Пойдём дальше. Когда автоэксперт выбран, то следующее, с чем сталкивается заказчик услуги подбор автомобиля – это постановка задачи. Крайне редко бывает так, чтобы пожелания клиента, при первом контакте с автоэкспертом, сразу совпали с реальностью рынка. По своему опыту могу сказать, что чаще всего, заказчик обращается с завышенными ожиданиями и заниженным бюджетом. И его нельзя за это винить. Зайдя на auto.ru, клиент видит разброс цен на одну и ту же модель автомобиля, одного и того же года выпуска от 350 до 600 000, к примеру. Клиент справедливо заявляет, что хочет, чтобы ему нашли эту модель за 400. Ведь, в продаже есть аж 10 автомобилей в этом бюджете.
Именно здесь кроится первое недопонимание заказчика и возникает первое недоверие к автоэксперту, когда тот сообщает, что не возьмется за подбор автомобиля с бюджетом до 400, а нужен бюджет минимум 500. А если хочется найти идеал – то и до 550. Какие первые мысли возникают в этот момент у клиента:
1. Первая — автоподборщик просто не хочет работать, а хочет взять беспроигрышный вариант по верху рынка. Ведь, из 10 доступных вариантов совершенно точно есть хороший. Или появится в ближайшее время.
2. Вторая мысль – автоподборщик хочет вытянуть с меня побольше денег, чтобы…и дальше можно подставить, что вам больше нравится… чтобы получить откат побольше от продавца, чтобы продать мне машину своего знакомого подороже и т.п.
В некоторых случаях, эти опасения могут быть вполне оправданы. Не все автоподборщики одинаково полезны. Но чаще всего – это заблуждение. Ведь, автоэксперт знает, что когда он начнет работу с этими десятью автомобилями по дну рынка, выясниться то, что выясняется в каждом новом подборе автомобиля, за который берется автоэксперт. А именно:
Из этих 10 – 3 машины продаются в безымянных автосалонах. Так я называю неофициальных дилеров, где пробеги скручены у 95% автомобилей. Это проверено годами, в эти автосалоны даже нет смысла соваться. Еще 3 будут продаваться перекупщиками, а это означает тоже самое – пробег скручен и враньё по поводу состояния машины. Еще пара вариантов будет отсеяна уже по фотографиям в объявлении, потому что очевидно – машина вся кривая, зазоры несимметричны, детали кузова разного оттенка, руль протёрт до дыр и так далее. И вот остаётся две, которые имели честь дойти до стадии проверки по базам данных. А там открывается тоже знакомая картина. История кузовного ремонта на десятки или сотни тысяч рублей, всё те же скрученные пробеги и далее по списку.
Для автоэксперта это ежедневная обыденность, а для каждого нового клиента это открытие. Каждому новому клиенту приходится объяснять, что если я возьмусь за подбор на этих условиях, с этим бюджетом, то я же окажусь не прав в результате. Потому что взялся и не могу выполнить задачу.
Клиент возразит: «давайте подождём, мне не к спеху. Появится рано или поздно хороший вариант по низкой цене.» Во-первых, ждать придётся неделями или месяцами. А во-вторых, даже если повезет и такой вкусный вариант появится, то он уже через час уходит перекупщикам. И тут можно поймать меня за язык. Почему перекупщик быстрее и эффективнее подборщика? Всё же, автоподборщик не хочет работать эффективно, не хочет поторопиться, чтобы перехватить машину первым?!
На это у меня тоже есть ответ. Лишь в исключительных случаях, подборщик может перехватить машину у перекупа. И вот почему. Представьте ситуацию: вы продаете свою хорошую машину, по хорошей цене. Опубликовали объявление и уже через час перед вами стоит перекупщик и автоподборщик. Перекупщик показывает вам деньги, которые у него с собой и предлагает сделку прямо сейчас. А автоподборщик говорит: «Я готов внести задаток за автомобиль 5-10 тысяч рублей, завтра приедет покупатель и купит машину».
Заметьте, вариант с задатком для подборщика не самый худший! Ведь, в половине случаев клиент говорит, что не готов вносить задаток за автомобиль, пока он его даже не видел воочию. Тогда продавец машины слышит такие слова от автоподборщика: «Мне машина понравилась, вечером приедет клиент, её посмотрит и если она ему понравится, то он её купит». У вас будут сомнения – кому продать автомобиль? Продать его прямо здесь и сейчас или тому, кто может быть приедет, а может и не приедет, может быть машина ему понравится, а может и не понравится. Ответ очевиден – на этой машине уедет перекупщик.
Кстати, это отдельная боль автоэксперта, когда он звонит клиенту в понедельник и говорит: «я нашел хороший автомобиль, вам нужно его посмотреть и покупать». А клиент отвечает: «отличные новости, мы как-раз в четверг сможем посмотреть машину». Это непридуманная история. Я сообщаю клиенту: «чтобы продавец ждал до четверга, даже если он на это согласится, то нужен хотя бы задаток». Ну и понятно, задаток вносить отказываются, потому что машину надо сперва посмотреть самим. В тот раз я из личных средств внёс задаток за автомобиль, потому что мне просто не оставили выбора, а в машине я был уверен. Сделка состоялась. Но в тот день я понял, что если клиент сомневается во мне, то лучше с таким клиентом просто не работать. И это не какая-то прихоть или каприз. Отсутствие доверия – сильно осложняет работу.
Автоэксперт и клиент, для которого подбирается автомобиль, должны работать командой.
Клиент должен понимать, что любое промедление может перечеркнуть все старания автоэксперта. Если клиент не отвечает на звонки в судьбоносный момент, когда нужно принять решение, если клиент не может приехать оперативно на осмотр машины – всё это многократно снижает эффективность работы автоподборщика.
Представьте, что хороший автомобиль найден, автоэксперт стоит около продавца и названивает клиенту, пишет в мессенджеры, а в ответ – тишина. Через пару часов клиент выходит на связь, а машина уже продана. Это тоже непридуманная история. Выходит, что всю работу до этого момента – анализ объявлений, прозвон продавцов, проверки по базам данных, выездные осмотры – всё это автоэксперт проделал напрасно только потому, что клиент вовремя не ответил.
Если автоэксперт неточно и неполно объяснил клиенту суть процесса автоподбора и его результат, то это может привести к недопониманию и ошибочным ожиданиям клиента, что может негативно сказаться на выполнении подбора автомобиля. Когда, уже проанализированы и отброшены все проблемные объявления, выполнены проверки по базам данных и осмотрено несколько автомобилей, наконец то находится та машина, которую можно рекомендовать. Клиент ставится в известность, что надо срочно ехать смотреть, вносить задаток, покупать…
А клиент в ответ говорит: «Как же так, покупать первую попавшуюся?! Надо же сравнить несколько вариантов. Вы нам предложите 2-3 хороших варианта, а мы из них выберем наиболее подходящий». Дальше преодолеваем стену недоверия, объясняя клиенту, что найти даже один хороший вариант – это уже победа. На вторичном рынке подавляющее большинство автомобилей имеют всевозможные проблемы и недостатки. И это не «первый попавшийся вариант», как называет его клиент. Чтобы выявить этот вариант, были проанализированы, прозвонены, проверены и забракованы десятки автомобилей.
И самая большая проблема в том, что пока автоэксперт будет искать второй хороший вариант для сравнения, первый уже будет продан. А искать второй, только ради того, чтобы не покупать первый – абсолютная бессмыслица. Что первый, что второй – будет рекомендован по тем же самым критериям качества. Да и оплачен подбор одного автомобиля, а не двух.
Это правило номер один – заказчик всегда на связи и быстрая реакция на найденный автомобиль. Об этом я говорю всем своим клиентам перед началом работы. Если клиент не может отпроситься с работы на пару часов, чтобы оперативно приехать на осмотр или, хотя бы, приехать вечером в тот же день, то это существенно осложняет работу автоэксперта, а иногда делает её вообще бесполезной. Тем более, что вырваться посреди дня нужно всего лишь один раз. Ведь, я приглашаю клиента не ради забавы, поглазеть на очередной автохлам, а только на осмотр того автомобиля, который уже прошел все проверки, и я рекомендую его к покупке.
В некоторых случаях приходится слышать такой вопрос: «А если мне не понравится машина, которую вы рекомендуете, что тогда?». Во-первых, это означает, что вы не доверяете автоэксперту, предполагая, что он может рекомендовать к покупке плохую машину. Для чего обращаться к автоэксперту, которому вы не доверяете? Это лишено всякого смысла. Если машина соответствует поставленной задаче и не имеет технических, косметических и юридических недостатков, то как она может не понравится?
Даже если какие-то мелкие недостатки есть, они обязательно предварительно согласовываются с клиентом. Недоверие полностью рассеивается, когда клиент встречается со своим автомобилем в первый раз. Безусловно, клиент имеет полное право отказаться от покупки автомобиля, который рекомендует автоэксперт, если на то есть объективные причины: автомобиль не соответствует поставленной задаче или имеет недостатки несопоставимые с понятием хорошего автомобиля. Но если доходит до отказа клиента от покупки рекомендуемого автомобиля, совершенно точно, клиент ошибся с выбором автоэксперта.
Я немного отошел в сторону и забежал вперед, предлагаю вернуться к разговору о постановке задачи. На этом этапе клиент сообщает автоэксперту марку, модель, минимальный год выпуска желаемого автомобиля, максимальный пробег, тип желаемой трансмиссии, объем и тип двигателя, если есть вариации, а также бюджет на покупку и другие пожелания.
Не всегда, но часто пожелания клиента выглядят примерно так: «хочу автомат, полный привод, люк, только чёрный кузов, 1 хозяин, без окрасов, не старше 2015 года выпуска, пробег до 50 000 километров и только светлый салон из кожи единорога, бюджет 500 тысяч рублей.» Возможно, я немного преувеличил, но факт остаётся фактом – заходим на авто.ру и нет ни одного объявления по заданным параметрам. Как и на avito, как и на дроме. Совершенно фантастический запрос.
Даже если одна-две машины по этому запросу есть, то скорее всего, они будут отсеяны на этапе предварительных проверок и через час подбор автомобиля по этим параметрам зайдёт в тупик. Зачем такой подбор начинать?
Здесь начинается работа с клиентом, чтобы донести до него данность – от люка надо отказываться, пробег увеличивать до 100 000, год выпуска увеличивать до 2010, рассматривать все цвета кузова и бюджет нужен 600. Только тогда появится достаточная выборка машин, с которой можно работать, и среди которой может быть найдётся хороший вариант, который можно рекомендовать. Потому что и без этих всех требований, фатально сужающих круг поиска, и так должно сойтись слишком много факторов в одном автомобиле.
Пробег не только в объявлении должен соответствовать запросу клиента, но и в реальности. То есть пробег не должен быть скручен. А машин со скрученным пробегом большинство в продаже. Кузов автомобиля должен быть, как минимум, без серьезных аварий в прошлом, его геометрия не должна быть нарушена. А по-хорошему, должно быть не более одного-трёх косметических окрасов. А в идеале – вообще без вторичных окрасов кузова. Не должно быть очевидных повреждений кузова сейчас, что нередко встречается. Клиент не хочет красить притёртости, царапины после покупки автомобиля. Салон должен быть в приличном состоянии. Основные узлы и агрегаты должны быть исправны. Не должно быть юридических проблем, проблем с документами и идентификационными маркировками.
Если из общей картины выпадает хотя бы один из этих факторов – машину уже нельзя рекомендовать к покупке. Если прибавить к этим первостепенным факторам сохранности автомобиля требование люка, кожу, камеру заднего вида, и единственный желаемый цвет – то проще найти единорога. Такой подбор не может состояться. Или придётся чем-то жертвовать – либо хотелками, либо бюджетом.
Бывают забавные случаи, когда клиент заявляет бюджет на покупку, к примеру, 500 000 рублей и добавляет: «если будет хороший вариант, то мы готовы доплатить 50 000». Объясняю, что сама суть подбора автомобиля – найти хороший вариант. Плохие варианты я попросту не могу рекомендовать к покупке. И кое-как убеждаю клиента, что изначально нужно рассматривать варианты до 550. Потому что, если бюджет 500, то объявления с бюджетом 550-560 останутся за пределами выборки, которую я буду анализировать и проверять.
Стоит понимать, что, когда мы определяем предельные параметры поиска автомобиля – предельный бюджет, предельный пробег, предельный год выпуска и тому подобное – это именно предельные значения. Это вовсе не значит, что машина будет куплена именно по верхней ценовой планке, самая старая и с максимальным пробегом. Здравомыслящий автоподборщик начинает проверку от лучших вариантов – с минимальным пробегом, максимально свежих, с минимальным бюджетом и двигается до тех пор, пока не найдётся та жемчужина, в которой сойдутся все параметры. Сойдутся звёзды на минимальном пробеге или на максимальной цене – может показать только сам автоподбор, то есть результаты работы автоподборщика.
Даже когда, по предварительной оценке, параметры укладываются в рациональное русло, то есть бюджет и запрос адекватен рынку. Когда нет избытка требований к комплектации, которые критически сужают круг поиска, то всё равно нужно иметь запасные варианты. Это тоже лучше обговорить заранее. Если все доступные варианты в продаже уже проверены, а порекомендовать просто нечего, то подбор автомобиля заходит в тупик. И остаётся только ждать новых объявлений, которые неизвестно когда появятся. Потому что предложения от знакомых менеджеров официальных дилеров или предложения из закрытых чатов автоэкспертов нечасто совпадают с подбором в работе.
Чтобы выйти из тупика и продолжить подбор автомобиля, придётся обсуждать корректировку заданных параметров поиска. Возможно, немного увеличить бюджет или отказаться от последних требований по комплектации, в пользу возможности найти хороший, ухоженный, ликвидный автомобиль. Также неплохо заранее выбрать альтернативную марку и модель автомобиля, на поиск которой можно переключить внимание, если поиск по основным параметрам зашел в тупик. К сожалению, не всегда подбор автомобиля происходит по желаемому сценарию. Буквально каждый раз — это импровизация.