Условная и безусловная франшиза в страховании что
#оденьгахпросто: все о страховых полисах с франшизой
3 Время прочтения: 5 минут
Полис с франшизой — это реальная возможность сэкономить в среднем около 30% стоимости страховки. Но не во всех случаях такая экономия окажется выгодной. Когда стоит разделить убытки со страховщиком?
Франшиза — это часть убытков, которую при наступлении страхового случая возмещает не страховая компания, а страхователь из своего кармана. Какой будет эта часть, оговаривается в договоре страхования: либо это определенный процент от страхового покрытия, либо фиксированная сумма.
Благодаря франшизе значительно сэкономят на страховании, например, автомобилисты. В СК «Согласие» по просьбе Банки.ру рассчитали стоимость полиса каско с франшизой и без нее на новый автомобиль Audi A6 стоимостью 3,5 млн рублей.
За полис без франшизы (страховая компания полностью покрывает убытки в случае ДТП или при наступлении других страховых случаев) владелец автомобиля заплатит 164 940 рублей. А с франшизой — когда часть убытка при наступлении страхового случая будет покрываться не страховой компанией, а самим автовладельцем — полис получится на несколько десятков тысяч рублей дешевле. Например, с динамической франшизой он обойдется в 145 462 рубля, с безусловной в размере 30 тыс. рублей цена составит 98 055 рублей, с безусловной в 50 тыс. рублей — 92 910 рублей.
Франшизы бывают разные
Видов франшиз существует множество: условная и безусловная, льготная и временная, франшиза со второго случая (или динамическая). Наиболее популярны безусловная и динамическая.
Безусловная — это когда страховая компания выплачивает разницу между суммой ущерба и франшизой. «Франшиза выгодна для клиентов тем, что снижает стоимость полиса каско, — говорит директор департамента андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие» Андрей Ковалев. — В нашей компании такая экономия может достигать 40—45% стоимости полиса без франшизы».
В «Ингосстрахе» благодаря франшизе страхователь может уменьшить стоимость полиса до 60% в зависимости от автомобиля и условий страхования. В среднем же экономия получается 15—30%.
Есть у франшизы и другие плюсы — например, экономия времени. В отличие от обычного полиса каско, когда автовладелец должен сообщать страховщику обо всех, даже самых незначительных повреждениях машины, обладатель полиса с франшизой может этого не делать. Он избавлен от необходимости сбора справок из ГИБДД о том, что произошло ДТП, либо получения документа из полиции о противоправных действиях третьего лица, если, например, машину повредили, пока она ждала хозяина у подъезда. Не нужно тратить время на вызов сотрудников правоохранительных органов, осмотр, заполнение документов и доставку их в страховую компанию.
Кроме того, мелкие повреждения не попадают в базу данных страховщиков, что положительно влияет на страховую историю. «Автовладельцы стали более внимательно относиться к своей страховой истории, потому что информация о большом количестве покрашенных деталей обесценивает автомобиль на вторичном рынке даже больше, чем наличие незначительных повреждений лакокрасочного покрытия», — отмечает директор дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.
Есть свой интерес к франшизе и у страховых компаний, которые сокращают свои расходы на урегулирование мелких страховых случаев. И минимизируют мошенничество: у обладателя каско без франшизы, который обнаружил поцарапанный бампер, велик соблазн добавить повреждений, чтобы страховщик оплатил замену детали, а не покраску. Если у автомобилиста полис с франшизой, то царапины он будет закрашивать за свой счет, а страховщик о них даже не узнает. Зато в случае серьезного ДТП автомобиль восстановит страховщик.
Франшиза виновника
Размер франшизы автовладелец определяет по своему усмотрению, ориентируясь на финансовые возможности (когда у вас каско с франшизой, лучше иметь денежный запас на непредвиденный случай) и исходя из предложений страховщика. Если вы опытный автомобилист и риск серьезного ДТП по вашей вине минимальный, но, как говорится, обстоятельства на дороге бывают разные, можете смело приобретать каско с франшизой виновника. В этом случае у страховщиков действует принцип «не виноват — не плати», то есть франшиза действует, только когда ДТП произошло по вине застрахованного или виновник не установлен. Если вам повредили автомобиль в аварии, виновником которой вы не являетесь, страховщик восстановит машину полностью за свой счет и не возьмет франшизу. А если неизвестные повредили автомобиль, например, во время стоянки, то ремонт также выполнят в полном объеме, правда, уже с учетом вашей франшизы.
Очень удобна для автовладельцев франшиза со второго случая, или динамическая. Суть ее в том, что убытки после первого страхового случая полностью возмещает страховщик, а франшиза будет высчитываться из страховой выплаты со второго случая. Более того, она может увеличиваться при каждом новом обращении страхователя. Виталий Княгиничев говорит, что такие полисы позволяют автомобилистам экономить около 15% от премии по риску «ущерб». Например, страховая премия для VW Golf стоимостью 1,5 млн рублей без франшизы составляет 56 080 рублей. Если включить франшизу со второго случая в размере 11 тыс. рублей, то премия снизится почти на 8 тыс. рублей и составит 48 186 рублей. А если, например, включить франшизу по каждому случаю в размере 30 тыс. рублей, премия снизится до 35 028 рублей, то есть экономия составит более 20 тыс. рублей.
Не только в автостраховании
Наибольшее распространение полисы с франшизой получили именно в автостраховании. Хотя существуют они и в других видах страхования, например в туристическом. Популярность страховых продуктов с франшизой зависит от региона пребывания туриста. «Для некоторых стран франшиза включается во все полисы, хотя ее размер обычно невелик и составляет примерно 50 долларов, — объясняет Виталий Княгиничев. — В целом франшиза при страховании выезжающих за рубеж (ВЗР) используется нечасто, что связано с невысокой стоимостью страховки ВЗР».
Начальник управления андеррайтинга, поддержки продаж и сопровождения договоров в туристической индустрии страховой компании «Согласие» Ирина Носкова рассказывает, что в основном франшиза применяется для направлений массового туризма, например при поездках в Турцию, Таиланд, в рамках сотрудничества с туроператорами. Как правило, речь идет о безусловной франшизе. Стоимость полиса с франшизой ниже стоимости полиса, в котором ее нет. Многие страховщики используют ее для сокращения убыточности по массовым направлениям.
«Наличие франшизы в полисе страхования ВЗР означает самостоятельную оплату части расходов врачу / медицинскому учреждению при обращении за медицинской и иной помощью по договору страхования. Чаще всего размер безусловной франшизы может быть от 20 до 40 y. e.», — говорит она.
Франшиза не применяется при страховании граждан, выезжающих в Шенгенскую зону: таково требование консульств этих стран.
Встретить полисы с франшизой можно и в имущественном страховании, но нечасто. «В классическом страховании жилья физлиц, как правило, предусмотрена возможность применения франшизы, но на практике клиенты очень редко ее используют, — говорит Андрей Ковалев. — Причина в том, что в этом случае франшиза не столь сильно влияет на снижение тарифа, как в автостраховании. А в ипотеке, с учетом требований банков к страховому покрытию, франшиза в типовых договорах не используются вообще».
\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t
Франшиза при страховании
Франшиза (фр. franchise – льгота) при страховании – это часть ущерба, не выплачиваемая страховой компанией при наступлении страхового случая. Наличие франшизы и ее размер должны быть предусмотрены в договоре страхования. Франшиза может быть выражена как доля в процентах от страховой суммы либо убытка или как абсолютная величина в денежном выражении.
Различают несколько видов франшиз.
При условной франшизе страховое возмещение не выплачивается, если размер ущерба не превышает установленный договором размер франшизы. В случае превышения данной величины страховое возмещение выплачивается в полном объеме.
Безусловная франшиза во всех случаях предусматривает вычет установленного договором размера франшизы из суммы страхового возмещения.
При временной франшизе принимается во внимание срок действия оговоренного обстоятельства. В случае его окончания страхователь имеет право на полную страховую выплату. Выплата не производится, если страховой случай происходит раньше указанного срока. Если тип временной франшизы (условная или безусловная) не определен, она считается условной.
Высокая франшиза (от 100 тыс. долларов) предусмотрена для крупных договоров имущественного страхования. Суть высокой франшизы состоит в том, что сначала страховщик возмещает убыток сразу в полном объеме, а после восстановления имущества он получает от страхователя компенсацию в размере франшизы.
Динамическая франшиза – это вид франшизы, при котором сумма ущерба, не подлежащего возмещению страховщиком, изменяется. Структура динамической франшизы отличается в разных компаниях.
Наличие франшизы удешевляет стоимость полиса, но в большинстве случаев стоит быть готовым к тратам собственных средств при наступлении страхового события.
Франшиза в автостраховании: выгодно или есть подвох?
При оформлении полиса КАСКО в страховых компаниях автовладельцу иногда предлагают сэкономить и рассмотреть вариант страховки с франшизой. Многих это ставит в тупик. Как? Страховщики идут на уменьшение своей прибыли? Наверное, в чем-то подвох. Считали и разбирались вместе с экспертами.
Франшиза на подъеме
Франшиза — часть страховой суммы, которую автовладелец оплачивает при возможном ущербе за свой счет. Размер франшизы определяется при заключении договора со страховой компанией. Схема работает так: если убыток ниже размера франшизы, ремонт оплачивает автовладелец из личных средств. Если убыток выше, оставшуюся часть компенсирует страховщик.
Франшиза в автостраховании была законодательно определена 21 января 2014 года — при вступлении в силу поправок в ФЗ № 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Хотя этот финансовый инструмент появился в стране давно.
Как разъясняет Александр Михайлов, старший вице-президент автофинансовой компании «Европлан»: «Франшиза появилась на рынке больше десяти лет назад, но широкое распространение получила в последние три года. Трудно было объяснить и продавцам, и клиентам выгоды страхования с франшизой, наладить взаимодействие со СТОА при урегулировании франшизных убытков. Но когда люди „распробовали“, популярность франшизы стала расти очень быстро».
Рост интереса к экономному КАСКО произошел в то время, когда Россию «накрыл» очередной финансовый кризис, и стоимость страховых полисов, увеличилась.
«Из-за падения курса рубля выросла стоимость запчастей, а вслед за этим и тарифы на страхование. Только с начала 2015 года полисы КАСКО подорожали, в среднем, на 10%-30%, в зависимости от марки и модели автомобиля, превратившись для многих в непозволительную роскошь. Как результат — продажи полисов рухнули более чем на 30%», — рассказывает начальник управления андеррайтинга автострахования АО «СОГАЗ» Юрий Стрекалов
Экономический кризис, «ударивший» по доходам, заставил автовладельцев пересмотреть отношение к КАСКО. Одни решили, на свой страх и риск, ограничиться полисами ОСАГО, другие же заинтересовались новым предложение страховых компаний. Изменили взгляд на страхование автомобилей и банки, предоставляющие автокредиты. По мнению Юрия Стрекалова «ранее они редко соглашались на страхование с франшизой. Ведь если автовладелец не сможет покрыть за свой счет даже небольшой ущерб автомобилю, это отразится на рыночной стоимости предмета залога». Ситуация изменилась, и «банки, потерявшие заметную часть прибыли от продаж полисов, тоже стали лояльнее относится к продуктам с франшизой».
Еще об одной причине, по которой страховые компании активно предлагают клиентам заключение договора КАСКО с франшизой, говорит Илья Григорьев, руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование»: «Макроэкономическая ситуация изменила поведение людей. В условиях неопределенности они стремятся обновить автомобили за счет страховых компаний. В результате этого увеличилась частота заявлений о повреждениях».
Эксперимент: КАСКО с франшизой и без
Чтобы проверить выгоду франшизы, мы решили «застраховать» гипотетический подержанный седан, и позвонили в пару страховых компаний: «Ингосстрах» и «INTOUCH». Попросили сделать предварительный расчет стоимости полиса КАСКО — с франшизой и без нее. Результат: в компании «Ингосстрах» полная страховка стоит почти 49 тыс. руб. в первом случае и почти 37 тыс. руб. — во втором. Сумма франшины — 10 тыс. руб., оплачивать ее необходимо второго страхового случая. Первый раз компания починит повреждения на автомобиле полностью за свой счет.
В «INTOUCH» клиенту предлагается выбрать порог, выше которого компания оплачивает авторемонт за счет своих средств: 10, 20, 30 и 50 тыс. руб. Действует франшиза с первого обращения по страховому случаю. Стоимость полиса КАСКО в нашем случае составила: с франшизой- 25 тыс. руб., без нее — 48 тыс. руб.
Сэкономить на аккуратных
Выгода для клиента, на первый взгляд, налицо. Ведь разница в стоимости полиса, в разных страховых компаниях в нашем случае составила 12 и 13 тыс. руб. В чем же выгода для страховых?
Илья Афанасьев, управляющий партнер, юрист компании «Антистраховщик» уверен, что «самая главная причина, по которой страхователям предлагают франшизу, — снижение риска обращений к страховщику с малозначительными убытками, такими, как повреждения стекол, мелкие царапины на бамперах и потертости на кузовных элементах».
И это так: ведь владельцы полиса КАСКО (без франшизы) несколько раз в год могли обращаться в страховую компанию, чтобы, к примеру, покрасить бампер, на котором были потертости. А вот с более дешевым полисом КАСКО (с франшизой), автовладелец подумает-подумает и решит, что можно ездить и с поцарапанным бампером. Ведь стоимость его ремонта, скорее всего, ниже обозначенной в договоре суммы франшины. Отсюда вывод: страховая компания несет меньшие убытки на восстановление автомобиля своего клиента. А он, в свою очередь, старается ездить аккуратнее.
Кому выгодна франшиза
Оформлять полис КАСКО по сниженной стоимости, благодаря франшизе, выгодно опытным и аккуратным водителям, которые демонстрируют безаварийную езду. Александр Михайлов считает, что это решение подходит и «владельцам не новых машин, готовым, в случае чего, починить ее не у официального дилера. То есть людям, заявляющим, в среднем, менее одного страхового случая».
Кому невыгодна франшиза
Их много: неопытные водители, так называемые «подснежники» — те, кто садятся за руль исключительно в бесснежное время года, лихачи. Есть и еще одна категория автомобилистов, которым не стоит соглашаться на франшизу при автостраховании. Об этом говорит Александр Цыганов, заведующий кафедрой «Страховое дело» Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор: «Есть интересный пример со страховой статистикой, которую проанализировали в отношении водителей-молодых мам. Оказалось, что для этих категорий водителей существенно растет убыточность из-за незначительных аварий, связанных с обращением внимания на ребенка, сидящего на заднем сидении, и отвлечением от дорожной ситуации».
Какую франшизу выбрать
Кроме безусловной франшизы существуют и другие виды: условная, франшиза со второго случая, льготная и временная.
Условная франшиза не «прижилась» среди российских автостраховщиков.
Разъясняет Александр Михайлов: «Условная франшиза в автостраховании — утопия. Рассмотрим жизненную ситуацию: у клиента автомобиль с условной франшизой 15 тыс. руб., т. е. при наступлении страхового случая с убытком меньше 15 тыс. платит клиент, если больше — страховая компания, причем всю сумму. Например, клиент поцарапал бампер, покраска которого стоит 10 тыс. руб. Каковы его действия? Идеально честный клиент сам оплатит ремонт. Неблагонадежный клиент, скорее всего, намеренно добавит немного повреждений (например, дополнительно задев забор), чтобы бампер пришлось менять полностью. Для мошенника это прямая экономия 10 тыс. руб., для страховой компании — убыток примерно на 50 тыс. руб. Если же в любом случае вычитать 15 тыс. руб. из каждого страхового случая при безусловной франшизе, такого соблазна у клиента не возникнет».
Франшиза со второго случая, она и предлагалась нам во время звонка в компанию «Ингосстрах», предполагает, что ущерб при первом страховом случае полностью возмещает страховщик, а франшиза начинает действовать со второго случая и далее.
Льготная франшиза в автостраховании устанавливается только в том случае, если автовладелец является виновником ДТП. Если авария произошла по вине другого водителя, страховая компания полностью возмещает ему ущерб.
Временная франшиза основана на том, что страховая компания возмещает ущерб только в определенное время — к примеру, в будни. Если страховой случай произошел в выходной день, клиент самостоятельно оплачивает ремонт автомобиля.
На деле страховые компании в основном предлагают безусловную франшизу, иногда продавая франшизу со второго случая.
Илья Афанасьев объясняет это так: «Безусловная франшиза гораздо выгоднее страховщику, чем клиенту. Прикрываются страховщики тем, что франшиза дает страхователю скидку при покупке полиса».
Будет ли расти франшиза
Минувший год наглядно показал, как на фоне нестабильной экономической ситуации быстро подскочила стоимость страхования автомобиля. И тут же автовладельцам стали предлагать «спасительный круг» — франшизу, как способ удешевления полиса КАСКО. Так ли будет всегда? Или ее стоимость тоже вырастет? Это разъясняет Александр Цыганов: «Франшиза обычно формируется в процентах от стоимости полиса. И если цена на него будет расти, будет расти и франшиза — это в абсолютных цифрах. Если франшиза условно привязывается к стоимости ремонта, как цена покраски 1-2-3 простых деталей, то ее размер объективно будет расти с ней».
Воспользоваться франшизой при автостраховании или нет — вопрос непростой. Разумеется, основным фактором при принятии положительного решения будет стоимость полиса КАСКО. Но если она окажется подходящей, не спешите сразу страховать машину — почитайте отзывы о страховой компании. А вдруг она просто продает полисы и вовсе не горит желанием возмещать вам ущерб? И чтобы добиться возмещения, придется не раз спорить и отстаивать свои права. И, конечно же, честно признайтесь себе, насколько вы аккуратный водитель. Есть ли доступ к управлению у членов семьи? Будут ли они внимательны за рулем? Если положительных ответов больше, чем отрицательных, тогда с франшизой вы сможете сэкономить на полисе КАСКО. Безаварийной вам езды/
Что такое страховка с франшизой и когда она выгодна
Франшиза в страховке может стать неприятной неожиданностью. Она означает, что за помощь при наступлении страхового случая придётся частично заплатить из своего кармана. Даже при наличии полиса. Разбираемся, как работает страховая франшиза и почему туристический полис с франшизой невыгоден, а каско с франшизой вполне можно взять.
Что такое франшиза
Франшиза — это сумма, которую человек заплатит сам при наступлении страхового случая. Если размер ущерба будет меньше франшизы, то и заплатит человек меньше. Если больше — всё, что сверх, покроет страховая компания.
Рассмотрим, как это работает, на примере туристической страховки, каско и имущественного страхования.
1. Франшиза в туристических страховках
Франшизу часто «вшивают» в полисы, которые идут вместе с пакетными турами. Расчёт — на то, что туристы практически никогда не читают условия страховых договоров. При этом франшиза позволяет сделать турстраховку максимально дешёвой.
Покупать туристическую страховку с франшизой не рекомендуется.
Пример. Если нужна будет медицинская помощь, турист с полисом от Абсолют Страхования заплатит 381 ₽ за страховку и 3643 ₽ ($50 франшизы) за лечение. Турист с полисом без франшизы от «Тинькофф» потратит только 388 ₽ на полис.
Кроме франшизы, нужно учитывать условия страхования. Некоторые полисы предполагают минимальные выплаты только при опциях по умолчанию, например при простуде или вывихе. Этого на лечение может не хватить.
Вместо такой страховки (или вместе, если полис идёт в пакете с туром) лучше выбрать вариант без франшизы и с нужными опциями, например с помощью при аллергии или обострении хронических заболеваний.
Сравнить предложения разных страховых и выбрать оптимальный по цене полис можно на сайте-агрегаторе. Там указано, есть ли в страховке франшиза.
Полисы без франшизы и с франшизой а на Сравни.ру.
Выбрать полис без франшизы, который защитит в путешествии
2. Франшиза в каско
Каско — необязательная, но полезная страховка.
По ней положены положены выплаты:
Стоимость каско с франшизой всегда ниже минимум на размер франшизы. При повреждении машины её владелец платит за ремонт сумму, равную франшизе или меньше — если размер ущерба не превысил франшизу.
Пример. Клиент покупает каско с франшизой 10 тысяч ₽. В этом случае полис дешевле минимум на те же 10 тысяч ₽. Это экономия автовладельца в случае, если за год с машиной ничего не случится.
В случае же ущерба клиент заплатит за восстановление авто лишь 10 тысяч ₽, остальное покроет страховая. То есть автовладелец как бы компенсирует скидку за страховку. Если же с машиной произойдут два и более страховых случаев, платить франшизу придётся в каждом из них. Это дополнительные расходы.
Как зависят от числа ДТП расходы по каско с франшизой и без
Расчёт для Hyundai Sonata 2021 года выпуска стоимостью 1,5 миллиона ₽ для водителя 36 лет со стажем 18 лет в страховой компании «Ренессанс».
Каско без франшизы | Каско с франшизой в 30 000 ₽ | |
---|---|---|
Стоимость полиса | 77 000 ₽ | 45 000 ₽ |
Экономия, если за год с машиной ничего не случилось | 0 ₽ | 32 000 ₽ |
Расходы, если за год произошло одно ДТП | 77 000 ₽ за страховку | 75 000 ₽ = 45 000 ₽ за страховку + 30 000 ₽ на компенсацию расходов |
Расходы, если за год произошло два ДТП | 77 000 ₽ за страховку | 105 000 ₽ = 45 000 ₽ за страховку + 2*30 000 ₽ на компенсацию расходов в каждом из ДТП |
Франшиза по каско может быть абсолютной или «франшизой виновника».
Каско с франшизой выгодно, если за год происходит не больше одного страхового случая.
Автор YouTube-канала «Честный страховой» Ромил Чумаков рекомендует использовать каско с франшизой опытным водителям, которые хотят разумно сэкономить. По словам эксперта, в 80–90% случаев с автомобилем что-либо происходит не чаще одного раза в год. В этом случае франшиза выгодна. Лишь в 10–20% случаев с автомобилем происходят несчастья два раза в год и чаще, что делает франшизу по каско невыгодной.
3. Франшиза в страховании имущества
В имущественном страховании бывают условная и безусловная франшизы. Разницу между ними объясняет заместитель гендиректора компании «РСХБ-Страхование» Андрей Гусаров.
● При условной франшизе клиент сам возмещает убыток, если его размер меньше или равен франшизе. Если же ущерб больше франшизы, то страховая выплачивает всю сумму, от клиента ничего не требуется.
Пример. Условная франшиза в полисе равна 10 тысячам ₽. Если ущерб от подтопления составил 8000 ₽, клиент возмещает его самостоятельно. Если же ущерб — 15 тысяч ₽, страховая выплачивает всю сумму в полном объёме. От клиента ничего не требуется.
● Безусловная франшиза работает стандартно: при наступлении страхового случая клиент возмещает ущерб в размере франшизы. Всё, что сверх — платит страховая. Сумма ущерба на размер компенсации никак не влияет.
Пример. При пожаре квартира пострадала на 100 тысяч ₽. Полис был с безусловной франшизой в 10 тысяч ₽. Это значит, что страховая компания выплатит компенсацию в 90 тысяч ₽, остальные 10 тысяч ₽ — расходы клиента. Если бы франшиза была условной размером в 10 тысяч ₽, то клиенту возместили бы все 100 тысяч ₽ ущерба.
Страхование имущества с франшизой выгодно.
Применение франшизы снижает стоимость полиса.
Пример. Страховка от «Тинькофф» для квартиры в Москве, согласно калькулятору, стоит 2310 ₽. При франшизе в 10 тысяч ₽ цена уже 1890 ₽. При франшизе 20 тысяч ₽ полис стоит 1510 ₽.
Условная франшиза выгоднее безусловной, так как убытки в случае пожара или кражи обычно существенно больше размера франшизы. Минус в том, что страховки с франшизой предлагают нечасто.