Условия жизни что это

УСЛОВИЯ ЖИЗНИ

Смотреть что такое «УСЛОВИЯ ЖИЗНИ» в других словарях:

условия жизни — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN living condition An element or characteristic of a habitation considered in light of its ability to sustain and promote the health and general well being of occupants. (Source … Справочник технического переводчика

Условия жизни — Количественное соотношение потребностей человека и степень их удовлетворения социальными, антропогенными и природными факторами … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

Внешние условия жизни водорослей — ДЛЯ водорослей как фототрофных организмов первым условием существования является наличие света, источников углерода и минеральных веществ, а основной средой жизни для них служит свободная вода. Однако это справедливо не для всех, а только … Биологическая энциклопедия

УСЛОВИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ХАРАКТЕР КЛИНИЧЕСКОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ОТРАВЛЕНИЙ ЯДОВИТЫМИ РАСТЕНИЯМИ — 4. УСЛОВИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ХАРАКТЕР КЛИНИЧЕСКОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ОТРАВЛЕНИЙ ЯДОВИТЫМИ РАСТЕНИЯМИ Практические наблюдения и сравнительные токсикологические исследования указывают, что интенсивность клинического проявления отравлений определенным ядовитым… … Токсикология ядовитых растений

условия существования жизни — сущ., кол во синонимов: 2 • обстояние (3) • положение (92) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Условия страхования жизни, LIVING BENEFITS — условия, по которым страхователь может получать денежный доход при жизни. Некоторые полисы предусматривают выплату страховки в случаях временного заболевания или заболевания, требующего в течение длительного времени определенных затрат на… … Финансово-инвестиционный толковый словарь

Условия Труда Вредные И Тяжелые — вредные условия труда характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или на его потомство. Вредные производственные факторы это… … Словарь бизнес-терминов

УСЛОВИЯ ТРУДА — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ). УТ классифицируются согласно гигиеническим критериям, установленным в Руководстве Р 2.2.2006 05… … Российская энциклопедия по охране труда

УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ — комплекс абиотических и биотических факторов среды, окружающих организм или сообщество. В отличие от условий жизни, включают также и факторы, безразличные для данного организма. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н.… … Геологическая энциклопедия

УСЛОВИЯ ТРУДА — англ. conditions о/ work/labour; нем. Arbeitsbedingungen. Совокупность СОЦ. ЭКОН. условий, технико организационных и природных факторов производства, влияющих на здоровье и работоспособность человека, его отношение к труду, степень… … Энциклопедия социологии

Источник

Понятие и составляющие уровня жизни

Понятие «уровень жизни» является характеристикой, которая отображает социально-экономическое состояние общества, его уровень развития, а так же эффективность государства.

Уже из определения видно насколько это сложное и ёмкое понятие. Оно затрагивает не только экономические аспекты человеческой жизни, но также и социальные, психологические, исторические и многие другие. При анализе уровня жизни пользуются большой совокупностью различных показателей, так как человеческая жизнь состоит из множества аспектов, и тем более, из ещё большего количества потребностей, точное количество которых нельзя определить даже приблизительно.

Анализ любого явления подразумевает, что это явление будет сравниваться с другими похожими на него явлениями, что будут разыскиваться факторы, влияющие на него, что, в конце концов, будет изучаться не только одно это явление, но ещё и множество других взаимосвязанных с ним.

Оценивая уровень жизни, необходимо учитывать множество факторов. Во­-первых, это исторические факторы. Нелогично сравнивать современные данные статистики с данными столетней давности и делать выводы, ориентируясь только на количественное изменение. Жизнь и прогресс не стоят на месте, потребности людей постоянно растут и изменяются, как увеличивается и само количество живущих на планете. Блага, которые ещё недавно могли быть роскошью, сегодня могут быть уже не востребованными либо вообще оказаться вредными для человечества. Или за какой-либо период продуктов станет вдвое больше, но при этом нельзя будет говорить, что уровень жизни увеличился на 100%, если население возрастёт в три раза.

Во-вторых, это географические факторы. Условия, в которых живут люди, могут существенно отличаться по всей планете. Соответственно этим условиям будут отличаться и потребности. Так, в засушливых регионах люди будут более нуждаться в чистой воде, пище и в каком-либо простом жилище, которое защищая от жары, при этом не будет накапливать тепло. В тоже время, в другой части планеты, где более восьми месяцев в год стоит отрицательная температура, люди будут иметь немного другие потребности. Они будут так же нуждаться в пище и воде, но им будут нужны крепкие дома, устойчивые к низким температурам, и значительная часть их доходов будет уходить на отопление, теплую одежду и тому подобное.

В-третьих, это социально-культурные факторы. В каждой культуре существуют свои особенности. Если в одной стране естественна дискриминация женщин; большая часть населения не имеет даже начального образования и не желает его получать; приняты ранние браки и многодетные семьи, то в другой стране, считающей себя высокоразвитой, всё это будет казаться дикостью.

Как бы не был сложен анализ уровня жизни, но он все таки упорядочен в четкую структуру и имеет свои основные компоненты, что обеспечивает большую объективность и комплексность анализа.

В структуре уровня жизни выделяют следующие компоненты:

1) Условия жизни человека

3) Условия развития человека

4) Экологическая безопасность.

Условия жизни. Здесь учитываются самые первостепенные потребности человека, такие как потребление (как продовольственных благ, так и непродовольственных и услуг), обеспечение достойными жилищными условиями и состояние здоровья.

Условия труда. Это все те факторы и условия, с которыми человек сталкивается в процессе своей трудовой деятельности. Тут подразумевается охрана труда, возможность травматизма и приобретения профессиональных заболеваний и санитарно-гигиенические условия на рабочем месте в целом.

Условия развития. Самая широкая составляющая. Включает в себя множество показателей, которые отображают практически все моменты современной человеческой жизни. К условиям жизни относят уровень дохода и структуру его распределения на расходы; уровни рождаемости, смертности и продолжительности жизни; развитие социальной сферы; наличие прав человека и уровень их соблюдения.

Экологическая безопасность. Компонент, возникший сравнительно недавно. Описывает состояние окружающей среды и степень её взаимовлияния

Все эти компоненты существенно зависимы и пересекаются друг с другом и поэтому сложно судить о таком строгом их разграничении. И в практической жизни для более точной оценки в рамках каждой составляющей выделен ряд статистических показателей, которыми и целесообразней пользоваться.

Показатели уровня жизни

Как уже было сказано ранее, в экономическом анализе уровня жизни оперируют совокупностью из многих показателей. Их все можно разделить на две большие группы:

1) Реальные показатели. Отражают реальное положение ситуации. Чаще всего имеют сравнительный характер, так как сравнивается одно и то же явление в различные годы его проявления или в различных странах.

2) Научно обоснованные показатели. Выполняют роль нормативов, т.е. указывают рамки, за которые не должны выходить реальные показатели. Они более субъективны, так как учитывают различие потребностей у людей различного возраста, различного рода деятельности, проживающих в различных условиях.

Для удобства международного сравнения ООН классифицировала основные показатели и выделила их в 12 групп:

1) Демографическая ситуация (рождаемость, смертность)

2) Санитарно-гигиенические условия жизни

3) Потребление продовольственных товаров

4) Жилищные условия

5) Образование и культура

6) Условия труда и занятости

7) Доходы и расходы населения

8) Стоимость жизни и потребительские цены

9) Наличие транспортных средств

10) Организация отдыха

11) Социальное обеспечение

При анализе всех этих показателей в различных странах, не стоит забывать о том, что количество их очень велико и уровень социально-экономического развития может существенно отличаться. Поэтому системы показателей уровня жизни всегда имеют страноведческую специфику и могут отличаться как составом показателей, так и их иерархией. В высокоразвитых странах на первых местах окажутся показатели безработицы, уровня доходов, наличия и количества социальных трансфертов. Для стран с переходной экономикой большее значение 6удут иметь показатели ВВП, доходов и структуры расходов, ­инфляции, безработицы. В развивающихся странах важнейшими параметрами будут душевое потребление, демографические показатели, санитарно-гигиенические условия. Специфика последней группы стран объясняется тем, что значительная часть их населения находится за чертой бедности и фактически борется за выживание.

Целесообразно ниже более подробно рассмотреть те показатели, которые в дальнейшем будут использоваться для анализа уровня жизни в Республике Беларусь.

Пожалуй, самыми важными показателями уровня жизни являются доходы и расходы. Они же и самые сложносоставные показатели. В зависимости от принадлежности к определенному слою общества, люди могут получать различные виды доходов: заработную плату, социальные трансферты, доходы от собственности (проценты по вкладам, земельную ренту) и предпринимательской деятельности, доходы от подсобных хозяйств и услуг, оказываемых на основе устной договоренности. Расходы населения представляют собой потребительские расходы (продукты питания; одежда и обувь; здравоохранение; жилищно-коммунальные услуги; транспорт и связь; образование, культура и отдых), обязательные платежи, расходы на сбережения и кредиты. И при оценке уровня жизни важны не только уровни реальных доходов и их стабильное увеличение, но и их источники, и их количество, а также структура всего дохода по источникам. В расходах также оценивается, куда уходит их основная часть и как распределяется оставшаяся.

Немаловажную роль играют трудовые показатели. Высокий уровень безработицы может свидетельствовать об постоянном отсутствии доходов у значительной части населения, а как следствие и об неудовлетворении многих ­первостепенных потребностей. Невозможность работоспособного населения найти работу отражается и на социально незащищённых членах общества, чьи основные доходы составляют социальные выплаты. Последние в свою очередь снижаются из-за уменьшения налоговых поступлений в государственную казну. Отдельно можно выделить такой показатель, как уровень скрытой безработицы. Зачастую он превосходит официальную безработицу в два раза, так как люди не спешат регистрироваться в органах занятости в надежде, что найдут новое место работы в короткий срок.

Отдельно стоит выделить такой показатель как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Это интегральный показатель, введённый ПРООН в 1990 году. Он основан не на стремлении человека удовлетворить свои потребности и увеличить доход, а на возможностях его развития и самореализации, на расширении его возможностей выбора. Другими словами ИРЧП отражает состояние социальной сферы и общих условий жизни в данной стране.

Для его измерения используются следующие характеристики:

1) Средняя ожидаемая продолжительность жизни

2) Базовые показатели образованности населения

3) Реальный ВВП на душу населения.

Вне зависимости от уровня экономического развития страны делятся на следующие группы по уровню ИРЧП:

Стоит добавить, что индекс развития человеческого потенциала является упрощённым показателем уровня жизни и главная его задача – ранжировать страны и сопоставить их в рейтинг для суждения об ориентированности экономики страны на цели человеческого развития.

Уровень и качество жизни

Подводя итог под всем вышесказанным, следует заметить, что все эти классификации и показатели имеют свои рамки и стремятся к каким-либо определённым идеалам. Другими словами, они обезличены и усреднены, потому что описывают те потребности людей, которые в основном имеют материальный либо первостепенный характер. Но, так как каждый человек живёт в обществе других людей, то его потребности не ограничиваются одними лишь биологическими и материальными, а имеют гораздо более сложную структуру.

Особенностью качества жизни является то, что оно имеет две формы оценки: объективную и субъективную. Объективную оценку можно дать ориентируясь на какие-либо научно обоснованные меры, на сравнение с другими странами (особенно с теми, которые считаются в мире лидерами в каком-либо определённом вопросе, развитии отдельной сферы), на свой исторический и практический опыт. Но, так как жизнь принадлежит всё-таки человеку, то и оценить её качество каждый в состоянии сам, т. е. субъективная оценка качества жизни даётся каждым человеком, исходя из его собственных интересов и потребностей, и фактически существует лишь в сознании людей и их мнениях.

Традиционно жизнь разделяется на сферы, а сферы на элементы. Это разделение так же способствует более лучшей оценке качества жизни. Имеет смысл назвать эти сферы и более подробно остановиться на некоторых из них:

Работа. Это не только возможность получать доходы. Треть своей жизни люди проводят на рабочем месте. Это так же взаимодействие с другими людьми. И тут следует оценивать, соответствует ли интересам человека данная работа, взаимоотношения внутри коллектива, престижность профессии, характер и интенсивность труда, его легальность.

Развитие личности. Оценка этой сферы отчасти перекликается с оценкой трудовой сферы, так как человеку важно заниматься тем делом, которое ему нравится, важно иметь возможность профессионального роста. Так же к развитию личности относится как и общий уровень культуры в стране, так и наличие возможностей для самореализации творчески одарённых людей, заинтересованность общества в их деятельности.

Социальная безопасность. Пожалуй, самая сложная и не поддающаяся никакому исчислению сфера. Здесь можно выделить такие характеристики как физическая и имущественная безопасность (преступность), политическая безопасность (наличие развитого государственного аппарата, уверенность в соблюдении прав и свобод, отсутствие коррупции и бюрократии, степень свободы СМИ). Эта сфера имеет большую субъективную оценку, так как полностью создаётся индивидами и состоит из взаимоотношений между ними.

Семейная жизнь и быт. Ощущение личного счастья и удовлетворённости жизнью вообще. Полностью субъективно оцениваемая сфера, так как только сам человек может сказать, достиг ли он того, чего хотел, или его жизнь вообще бессмысленна.

Досуг. Чем-то эта сфера соприкасается со сферой личностного развития и зависит от быта. Так же следует оценивать разнообразность проведения досуга, его качественный характер, продолжительность отдыха и его эффективность.

Окружающая среда. В основном это неприродные условия жизни. Это мнение человека о тех местах, где он живёт и бывает, оценка того, насколько ему там комфортно, присутствует ли там всё необходимое.

Комфортность экономических условий. Оценка экономического развития страны и прогнозы дальнейшего развития для определения возможностей деятельности.

Из всего сказанного здесь можно сделать вывод, что экономическое развитие влияет как на уровень жизни, так и на её качество. Эти две категории являются результатами действий людей, которые они совершают для достижения поставленных перед собой целей. Естественно, что люди должны быть довольны результатами и в обществе не должно быть каких-либо социальных конфликтов. Поэтому, наряду с экономическим ростом и развитием, социальный прогресс не должен отставать от него, и кроме совершенствования самого человека должен сопровождаться улучшением качества системы общественных отношений. В обществе должны быть созданы такие условия, чтобы каждый человек мог удовлетворять свои жизненные потребности, самостоятельно мог решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья.

Источник

Условия жизни

Условия жизни – это материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни, который указывает на то, как люди реагируют на условия жизни и используют их. Так, к настоящему времени установлено, что прямой связи между материальными условиями жизни и здоровьем нет (болеют как богатые, так и бедные). Более значима разумность использования материальных средств для сохранения здоровья. Вместе с тем, особенности поведения, характер использования материальных условий, внутрисемейные отношения, психологический климат, использование материальных возможностей и многие другие отдельные стороны образа жизни непосредственно влияют на различные изучаемые показатели здоровья.

Например, семейный климат, внутрисемейные отношения влияют не только на рождаемость, но и на исход родов. Преждевременные роды в 4 раза чаще происходят у женщин, находящихся вне брака (незамужние, разведенные, вдовы), что, вероятно, связано с большим социальным дискомфортом одиноких женщин. Состав семьи заметно сказывается и на распространенности отдельных заболеваний. Например, среди детей первых 3-х лет жизни в неполных семьях (обычно без отца) доля часто болеющих детей в 1,5—2 раза больше, чем в полных семьях. В неполных семьях частота заболеваемости детей пневмонией выше в 4 раза, чем в полных семьях. Напряженные отношения в семье способствуют и более тяжелому течению ревматизма у детей и подростков. В таких семьях в 2 раза больше детей с язвенной болезнью желудка и гастритами.

Режим дня является одним из показателей образ жизни. Нарушение режима отдыха, сна, питания, занятий в школе и других его проявлений статистически достоверно способствует возникновению и неблагоприятному течению различных заболеваний, ведет к повышению уровня заболеваемости, способствует развитию дефектов и отставанию физического и интеллектуального развития, отрицательно влияет на другие показатели здоровья.

Дата добавления: 2015-09-14 ; просмотров: 3081 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Физическая культура и спорт копия 1

Условия и образ жизни

Здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

В приведенном определении здорового образа жизни акцент делается на индивидуализации самого понятия, то есть здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей. В установлении здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции и т.д.), так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материального обеспечения, быта и т.д.). Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и к формированию его содержания и особенностей.

Отметим ряд ключевых положений, лежащих в основе здорового образа жизни:

— Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.

— В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.

— В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.

— Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.

Следует отметить особую важность валеологического образования детей, которое является предпосылкой здорового начала будущих семей, способных родить, вырастить и воспитать последующие поколения людей с более совершенным генофондом и с устойчивой системой здоровых потребностей. Эффективность же валеологического образования детей, как показывает педагогическая практика, оказывается более высокой в связи с тем, что их нервная система более пластична, а существующие у них жизненные установки еще недостаточно прочны. Естественно, что это создает благоприятные возможности для воспитания у детей положительной мотивации на здоровье и ориентации их жизненных установок.

Источник

Образ жизни и его виды

Для определения смысла и научных ценностей понятия образа жизни необходимо дать характеристику человека. Характеристика человека такова: 1) человек принадлежит к определенному обществу и определенной группе; 2) человек отличается теми свойствами и чертами личности, которые заданы ему самим фактором его существования в обществе.

Эта характеристика отличается от характеристики психологических особенностей человека (стиль поведения, вкусы, предпочтения, интересы и т.д.). Такая психологическая характеристика дает возможность отличать человека от других людей, но она не отражает сущности его образа жизни.

Виды образа жизни. Образ жизни можно рассматривать в двух направлениях: 1) повседневная жизнедеятельность людей; 2) исторические периоды.

Исторические периоды. Люди, благодаря своим свойствам, прежде всего возможности и способности жить, создают свою историю. В ходе этой истории складываются определенные обстоятельства, происходят явления, которые оказывают влияние на жизнедеятельность человека. Это характеризует материальные и духовные условия жизни общества.

История формирует, развивает и приводит к смене образа жизни людей. Поэтому образ жизни рассматривают в историческом плане. В этом аспекте образ жизни представляет собой процесс и результат изменения определенного способа человеческой деятельности. В результате этого процесса происходит ломка привычного, устаревшего уклада жизни и возникает новая структура отношений и ценностей, обусловливающих появление новых форм общения и поведения людей.

Повседневная жизнедеятельность человека и условия, формирующие ее. Социально-экономические условия и факторы относятся к условиям, формирующим специфические черты повседневной жизни, особенность общения и поведения людей. Эти виды условий и факторы включают: способ производства, общественную форму труда, структуру, господствующую идеологию общества и т.д.

Идеология воздействует на нравственное сознание и ценностные установки человека.

Способ производства: 1) образует социально-экономическую основу формирования образа жизни; 2) определяет развитие образа жизни и его изменение; 3) характеризует социально-экономические аспекты (условия) деятельности человека в общественном производстве.

Образ жизни людей обусловлен участием в производстве, социальной формой труда и отношением их к труду. Условия жизнедеятельности человека и способ производства определяют образ жизни, обусловливая социальную форму труда общества и его структуру, повседневную жизнь человека.

На основе только биологических и психологических характеристик качество человека определить, проверить и понять невозможно, сделать это возможно лишь на основе исторически меняющихся условий производства (понять, что производит и как производит). Это относится не только к отдельному человеку, но и к группам людей, и в целом к обществу.

Общепринятый образ жизни, взаимоотношения, поведение и особенность мышления характеризуют структуру исторического периода общества.

На образ жизни оказывает влияние научно-техническая революция. От уровня развития науки и техники зависят участие людей в производстве, формы их трудовой деятельности, характер их жилища, средства сообщения и т.д.

Образ жизни включает в себя все компоненты, связанные с вещественными свойствами средств к жизни. Однако понятие образа жизни не сводится только к этим компонентам. Образ жизни представляет собой социальное понятие.

Основные параметры и показатели образа жизни. К основным параметрам относятся характер, содержание трудовой деятельности, жизненный уровень, способ распределения рабочего и свободного времени, уровень культуры и отношение к духовным ценностям. К основным показателям, определяющим образ жизни, относятся социально-экономические условия, культурная среда, природные факторы. Эти показатели формируют образ жизни и способствуют ему.

Социально-экономические условия. К социально-экономическим условиям относятся способы производства, общественная форма труда, господствующая в обществе идеология. При формировании образа жизни способ производства создает социально- экономическую основу.

Культурная среда. Человек в своем образе жизни как высококвалифицированный специалист или участник духовного богатства цивилизации оказывает господствующее влияние на природу. Для своего развития человек использует все условия, создает образ жизни. Человек вступает во взаимоотношения со средой и общественными условиями. Природа проникает в сознание человека.

Культура имеет особое значение в формировании образа жизни человека и его развитии, влияя на него через социально-психологические условия. А одним из условий является сознательная цель человека.

Превращение культуры в образ жизни происходит через вступление людей в культурные взаимоотношения. Культура характеризует творческое мышление человека. Такое качество формируется при продолжительном пребывании человека в среде ручных художественных изделий, положительных образов, предметов, картин, узоров и др., которые влияют на его поведение и образ жизни.

Культура каждого народа, каждой нации есть исторически сформировавшаяся сложная ступень их развития. Между культурой и образом жизни существуют тесные взаимосвязи, и они дают возможность для характеристики развития общества.

Природные факторы. К природным факторам, влияющим на жизнь человека, относятся географические, биологические факторы.

Но в связи с развитием производительных сил, культуры роль биологических факторов снижается. Примером тому являются научно-технический прогресс, урбанизация, которые изменяют связи и взаимоотношения природы и человека. Возникла искусственная среда (“вторая природа”) жизни. В результате всего этого снизилась роль природных факторов в формировании образа жизни людей. Развитие техники способствовало возникновению различных сложных экономических проблем. Эта технотизированная среда является необходимым прогрессивным фактором развития общества.

Формирование образа жизни будущих поколений зависит от своевременного решения этих экономических проблем.

Каждый человек по своей воле формирует образ жизни, сохраняя традиции, обычаи, культуру своей нации, правильно ориентирует свою деятельность, поведение, быт. Искусственное привитие народу образа жизни, стиля других стран и народов может противоречить развитию природных, биологических свойств людей и групп людей. Хотя образ жизни человека является его личным делом, он не должен быть отклонением от общепринятого образа жизни общества, в котором человек живет.

Итак, образ жизни характеризует отношение к труду, общественно-политическую жизнь, быт и свободное времяпрепровождение, поведение и мышление человека. Поэтому понятия “стиль жизни”, “уровень жизни”, “качество жизни” входят в состав понятия “образ жизни”. Когда говорят об уровне жизни, то подразумевают экономическое благополучие людей, а стиль жизни характеризует поведение людей и особенности взаимоотношений социальнопсихологических условий.

Жизнедеятельность человека определена исторически. Человек, в отличие от других организмов, живет не только соответственно биологическим законам. Он, совершенствуя свою деятельность, создает необходимые условия для своей жизни. Отсюда жизнь человека не является только биологическим фактором. Жизнедеятельность человека становится проявлением исторической социальной особенности жизни. Она определена исторически (обусловлена в определенный период историческими условиями и факторами). Жизнь животных определена природой. Человек, в отличие от животных, своей деятельностью создает все необходимые условия для жизни. Поэтому жизнь человека представляет собой не только биологическую форму, она является исторической и социальной формой. С этих позиций человек направляет свою жизнедеятельность, приводя ее в соответствие с общественным производством (т.е. производит материальные блага и создает условия для духовного развития).

Для создания материальных и духовных основ необходимо рассмотреть взаимосвязь между природными и социальными факторами в результате жизнедеятельности человека (табл. 2).

Взаимосвязь природных и социальных факторов в жизнедеятельности человека

Условия жизни что это

Человек (его организм), осуществляя тесную взаимосвязь с природной и социальной средой, создает необходимые условия для своей жизнедеятельности. Через взаимоотношения с природной средой человек удовлетворяет свои биологические потребности. К видам биологической потребности относятся прежде всего качественное питание, потребление воды и минеральных веществ. Эти вещества должны непрерывно поступать в организм человека. Без них и без поступления кислорода жизнь невозможна. В результате обмена веществ и синтеза (образования) энергии создаются условия для поддержания жизнедеятельности человека. Человек через вступление в тесные взаимосвязи улучшает свое физиологическое и психологическое состояние, обеспечивает здоровье.

Человек с хорошим здоровьем обладает лучшей способностью к занятию умственным и физическим трудом. Здоровье придает организму силу, что создает условия для обогащения внутренней потребности, способствует духовному развитию и совершенствованию. Поговорка “Встречают по одежде, провожают по уму” основана, кажется, на том, что удовлетворение духовных потребностей выше, чем удовлетворение биологических потребностей. Такой подход является односторонним, что может отрицательно сказаться на уровне духовного развития. Для духовного развития необходимо поступление информации из социальной среды. Прием, анализ и осмысление поступающей информации имеют важное значение, способствуют удовлетворению нравственно-духовных потребностей. Нравственно-духовное совершенство обусловливает повышение качества и углубление знания, самовоспитание соответственно этическим и эстетическим правилам. Такие люди повышают общую культуру, вступая в тесный контакт с искусством, литературой, посещая музеи, выставки и т.д., тренируют и закаляют свой организм, занимаются спортом, легко вступают во взаимоотношения с людьми в группе, обществе, принимают активное участие в социальной форме труда, все силы и знания направляют на развитие общества. Успешная реализация этого зависит от формирования диалектико-материалистического мировоззрения.

В результате формирования диалектико-материалистического мировоззрения человек открывает общие законы развития природы и общества, определяет взаимосвязи между ними, на основе которых организовывает благоприятные условия для своей жизнедеятельности и правильно направляет свои действия. Поэтому правильное формирование мировоззрения дает возможность определить цель жизнедеятельности и овладеть методами ее реализации, приобрести навыки, умело организовать условия жизни, участвовать в общественной форме труда, вносить свой вклад в развитие общества. В результате этого условия для жизнедеятельности становятся выгодными. Примерным поведением и воспитанностью человек организовывает защиту природы.

Таким образом, основные структуры образа жизни: способ производства, структура общества, культура. Они образуют общество, в котором осуществляется жизнедеятельность человека. Исторический период общества включает:

1) общепринятый образ жизни;

2) повседневную жизнедеятельность людей, это является основой жизнедеятельности социальной группы и составляет основу формирования общества и его развития, где проходит жизнь человека;

3) высококвалифицированных специалистов;

4) социально- экономические условия и факторы;

5) способ производства;

6)социальную форму труда и его преобладающий вид в обществе;

9) взаимоотношения и взаимовлияния;

11) поведение человека и социальной группы;

12) особенность мышления людей;

13) особенность речи человека и людей в социальной группе.

Среди них поведение человека оказывает наибольшее влияние на формирование образа жизни.

Образ жизни дает возможность определить условия в обществе, способствующие гармоничному развитию человека как личности, осуществлению его творческих замыслов.

Образ жизни характеризует человека как члена общества или определенной социальной группы людей. Эта итоговая мысль является научной сутью и научной ценностью понятия образа жизни.

1. В чем сущность образа жизни?

2. С чем связан образ жизни отдельного человека и как он характеризуется?

3. Как влияют качественные свойства отдельного человека на группы людей и на общество?

4. Как вы понимаете образ жизни группы людей в обществе?

5. Какие факторы формируют образ жизни в обществе?

6. Приведите примеры о влиянии образа жизни на поведение людей и поведения людей на образ жизни.

7. Что относится к основным показателям образа жизни?

8. В чем значение культурной среды?

9. Что называют природным фактором и “второй природой”?

10. В чем состоят научная суть и научная ценность образа жизни?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *