Условия оплаты франко нефранко что это

Условия оплаты франко нефранко что это

Условия оплаты франко нефранко что это

Товарно-транспортная накладная составляется не менее чем в трех экземплярах, которые должны быть подписаны отправителем и перевозчиком. Первый экземпляр накладной предается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика.
Международная товарно-транспортная накладная должна одержать следующие данные (позиции для заполнения):

1) отправитель (наименование, адрес, страна);
2) получатель (наименование, адрес, страна);
3) место разгрузки груза;
4) место и дата погрузки груза;
5) прилагаемые документы;
6) знаки и номера;
7) количество мест;
8) род упаковки;
9) наименование груза;
10) статистический номер; 1 1 ) вес, брутто, кг;
12) объем, м3;
13) указания отправителя (таможенная и прочая обработка); объявленная стоимость груза;
14) возврат;
15) условия оплаты (франко, нефранко);
16) перевозчик (наименование, адрес, страна);
17) последующий перевозчик (наименование, адрес, страна);
18) оговорки и замечания перевозчика;
19) подлежит оплате (ставка, скидки, надбавки, дополнительные сборы и т.п.);
20) особые согласованные условия;
21) дата и место составления накладной;
22) время прибытия под погрузку и время убытия. Подпись и штамп отправителя;
23) номер путевого листа и дата его выдачи. Фамилии водителей. Подпись и штамп перевозчика;
24) дата получения груза, время прибытия под разгрузку и время убытия. Подпись и штамп получа-теля;
25) регистрационный номер (тягач, полуприцеп);
26) марка (тягач, полуприцеп).

Типовая форма международной транспортной накладной (CMR). Порядок заполнения

Графа 1.

Если товар отправляется в Россию по поручению контрактодержателятретьей фирмой,

то указывается название этой фирмы и делается приписка: «по поручению».

Например: «фирма «В» (отправитель) по поручению «фирмы «А» (контрактодержатель)

Графа 2.

Указывается наименование фирмы-получателя, её полный адрес, страна,

город, индекс, улица, номер дома.

Графа 3.

Графа 4.

Адрес места погрузки товара и дата погрузки.

Графа 5.

номер книжки МДП (TIR), если имеются номера сертификатов (ветеринарного, фитосанитарного,

Графа 6. 7. 8. 9.10. 11. 12.

Указываются количества мест, род упаковки, наименование товаров, коды ТН ВЭД, вес брутто.

Графа 13.

Важная графа. Указывается таможенный орган получателя (таможня, таможенный пост и код

склад временного хранения или таможенный склад, его адрес и номер лицензии

(желательно с датой окончания срока действия лицензии)

Графа 15.

Графа 21.

Дата заполнения СМR.

Графа 16, 17.

Указывается наименование перевозчика, его адрес.

В этой графе перевозчик ставит свою печать.

Графа 24.

Для отметок получателя. Дата получения груза, его печать.

Графа 25, 26.

Регистрационные номера тягача и прицепа.

Комментарий к заполнению

В пункте 1 указываются реквизиты грузоотправителя (наименование, адрес, страна). Кроме этих данных перевозчик обязан записать номер телефона и фамилию контактного лица грузоотправителя на случай, если возникнут какие-либо вопросы в процессе перевозки (на таможне, у грузополучателя).

Пункт 2 содержит реквизиты грузополучателя (наименование, адрес, страна). Необходимо также иметь номер телефона грузополучателя для решения возникающих вопросов на таможне при въезде в страну, для поиска офиса получателя в случае плохого владения национальным языком получателя.

В пункте 3 указывается адрес места разгрузки. Если адрес места разгрузки совпадает с адресом грузополучателя, то у перевозчика не должно возникать особых вопросов. Но, как правило, у 50% отправителей адрес места разгрузки не совпадает с адресом грузополучателя. Это связано с тем, что груз направляется сразу на филиал, склад или магазин. В данном случае перевозчику необходимо иметь номер телефона места разгрузки, а если получатель и место разгрузки находятся в разных городах, то сразу же у грузоотправителя уточнить маршрут движения, выяснив, необходимо ли заезжать к грузополучателю или сразу ехать по адресу места разгрузки.

В пункте 4 указываются место и дата погрузки груза.

Пункт 5 содержит перечень прилагаемых документов. К ним относятся:

· сертификат качества, если грузы имеют промышленное происхождение;

· ветеринарный сертификат, если грузы имеют животное происхождение;

· карантинный сертификат, если грузы имеют растительное происхождение;

· сертификат о происхождении (certificate of origin);

В пункт 6 заносятся знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых опасных грузов, классифицируемых по Конвенции ДОПОГ. Особенности перевозки опасных грузов рассмотрены в параграфе 2.

Пункт 7 содержит количество мест груза. Как правило, до 90% всех грузов, перевозимых автомобилями, находятся на поддонах и для перевозчика наиболее приемлемым является, если в пункте 7 будет указано количество поддонов. Это число легко проверить, определив количество рядов поддонов и умножив на два (в грузовом отделении в ряд становится два поддона).

В пункте 8 указывается род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и т.д.). Наименование груза указывается в пункте 9. В пункте 10 указывается код груза по классификации. В пункте 11 указывается вес брутто в килограммах, т.е. вес груза с упаковкой, а в пункте 12 указывается объем, занимаемый грузом, в кубических метрах,

На поле пункта 13 изображен конверт. Какой смысл этого изображения? Дело в том, что по одному экземпляру контракта купли-продажи товара, лицензии или разрешения на вывоз товара из страны должно быть предоставлено на таможне, где будет происходить таможенное оформление груза. Изображение конверта должно напомнить грузоотправителю и перевозчику, что указанные документы должны быть на таможне, и если они почему-либо не отправлены, то грузоотправитель передаст их в конверте через перевозчика.

В пункте 14 указывается государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после времен­ного пребывания там.

Например, если по каким-то обстоятельствам полуприцеп был временно оставлен за границей (ремонт в связи с ДТП или после диагностического контроля), то при вывозе его в страну регистра­ции в пункте 14 CMR записывается государственный номер регистрации полуприцепа.

В пункте 15 указываются условия оплаты за товар по контракту купли-продажи. В этом пункте указывается международный термин, принятый по «Инкотермс-90».

Пункт 16 заполняется перевозчиком, как правило, с помощью штампа предприятия, содержащего реквизиты перевозчика (наименование, адрес, телефон, факс).

В пункте 17 заполняются реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками.

По сравнению с условиями осуществления международных перевозок грузов в странах СНГ новым и обязательным предписанием является предоставление перевозчику права вносить в накладную оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки, Эти оговорки вносятся в пункт 18 накладной и, с целью единообразия, в виде рекомендации предлагаются следующие формулировки;

· по автотранспортному средству:

А) автомобиль без тента;

Б) по согласованию с отправителем;

А) груз без упаковки;

Б) упаковка повреждена;

В) упаковка не отвечает требованиям;

· по количеству, маркировке грузовых мест:

Проверить невозможно по причине:

А) погрузка выполнена отправителем;

B) большого количества мест;

С) опечатан контейнер;

· по принятым грузам:

А) груз явно в плохом состоянии;

Д) груз не защищен от погодных условий и перевозится в таком состоянии под ответственность отправителя;

· по обработке, погрузке, сохранности, разгрузке:

· Обработка, погрузка осуществляется:

· водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза;

· по требованию отправителя.

· водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза;

· по требованию получателя.

Если накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация мест соответствовали указанному в накладной. В конвенции не указано, что оговорки перевозчика должны быть заверены грузоотправителем.

Оговорки перевозчика должны быть вписаны в первый экземпляр, остающийся у грузоотправителя, а так как страницы CMR изготовлены из самокопирующейся бумаги, то содержание оговорок отпечатается на всех страницах. Ни в коем случае нельзя вписывать оговорки в оставшиеся экземпляры, если перевозчик не сделал их в первом экземпляре, оставшемся у грузоотправителя. В случае возникновения претензий грузоотправитель легко докажет непорядочность перевозчика, предъявив первый экземпляр CMR с чистым пунктом 18.

Пункт 19 может быть заполнен только отделом расчетов после завершения перевозки. Однако, в настоящее время размер фрахта устанавливается на договорных началах и поэтому, как правило, пункт 19 не заполняется.

Особые согласованные условия перевозки оговариваются в пункте 20 CMR. В этом пункте указывается температура в камере рефрижератора, при которой должен доставляться скоропортящийся груз. В этой же графе может быть указана согласованная с перевозчиком дата доставки груза. Перевозчик обязан знать, что в случае просрочки в доставке, если заявитель требования докажет, что просрочка нанесла ущерб, перевозчик обязан возместить ущерб, который не может превышать провозных платежей (статья 23, пункт 5).

В пункте 20 может быть также указано ограничение скорости движения при перевозке негабаритных, тяжеловесных и взрывоопасных грузов, а также запрещение перегрузки и мойки полуприцепа.

В пункте 21 указываются наименование населенного пункта, где составлялась CMR, и дата заполнения.

Фактическое время прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки указываются в пункте 22 и заверяются штампом.

Номер путевого листа, фамилия водителя и штамп предприятия перевозчика указываются в пункте 23. Ставя свою подпись в пункте 23 накладной CMR, водитель должен знать, что он подписывает договор на перевозку, и обязан убедиться, что условия договора его устраивают.

Фактическое время и дата прибытия и убытия из-под разгрузки отмечаются в пункте 24. Отметка о получении груза делается на третьем и четвертом экземплярах CMR.

Обнаруженная при сдаче груза и при проверке количества мест и веса недостача, порча или повреждение груза удостоверяются соответствующими отметками во втором, третьем и четвертом экземплярахCMR. При этом составляется акт получения (разгрузки), в котором указывается количество недостающего (испорченного) груза. Акт подписывается комиссией в составе представителя таможни или эксперта торговой палаты, грузополучателя и перевозчика.

Пункты 27, 28 и 29 оформляются при передаче CMR в отдел расчетов экспедитора.

Источник

Как выбрать условия поставки по международной сделке

И оформить с помощью правил Инкотермс

Я работаю в российской компании, которая занимается международной торговлей — импортом и экспортом.

Моя задача — сделать так, чтобы товары попадали из одного государства в другое. Через меня проходят все международные договоры поставок, их называют еще контрактами. И практически в любом контракте можно найти обозначение из трех букв, например EXW, FCA, CIP, DAP.

Каждое такое обозначение — это международное правило поставки из перечня Инкотермс. Эти правила еще называют «базисами» или «терминами». Расскажу, какие базисы бывают, на что они влияют и как в них не запутаться.

Зачем нужны правила Инкотермс

В любой международной сделке есть множество условий, которые необходимо согласовать: например, кто организует доставку, когда и где продавец передает товар покупателю, кто будет отвечать, если при перевозке с грузом что-то случится.

Обсуждать и прописывать отдельно каждое условие в контракте — долго и сложно. Кроме того, контракт читают не только покупатель и продавец, но и третьи лица:

Все эти люди работают в разных местах и говорят на разных языках. Правила Инкотермс помогают им одинаково понимать условия поставки, а покупателю не нужно согласовывать с продавцом условия по отдельности. Вместо этого они выбирают из списка подходящий термин. Каждый термин уже содержит в себе фиксированный набор условий.

Вот какие условия может определять термин, он же базис:

Принцип такой: выбрали базис — значит, согласились с его условиями. Базис не отвечает за переход права собственности на товар от продавца к покупателю. Этот момент нужно отдельно согласовать и прописать в контракте.

Как правило поставки прописывается в документах

Базис поставки фиксируется в контракте, спецификации на товар и в счете — инвойсе. Если вы откроете любой из этих документов, то увидите что-то вроде: EXW Guangzhou China (Incoterms 2010).

Первые три буквы — EXW — это название базиса поставки. Базис EXW подразумевает самовывоз: покупатель должен самостоятельно забрать товар со склада продавца.

Далее указывается место, где продавец передает товар покупателю: в данном случае — китайский город Гуанчжоу. А в конце идет ссылка на перечень правил Инкотермс, откуда взят базис. Дело в том, что Международная торговая палата разработала первую редакцию перечня еще в 1936 году. Но мир и условия международной торговли постоянно меняются, поэтому каждые десять лет выходит новая версия. Например, есть Инкотермс 1990, Инкотермс 2000, Инкотермс 2010 и самая свежая версия Инкотермс 2020.

Новая редакция не аннулирует предыдущие: можно использовать любую версию — хоть старую, хоть новую. Главное — указать ее в документах, чтобы всем было понятно, откуда взят базис.

Какие базисы бывают и чем отличаются друг от друга

Продавец и покупатель выбирают подходящий базис при согласовании условий международной сделки: это вопрос договоренностей. Все базисы распределены по группам от Е до D — по нарастанию обязанностей и рисков продавца.

Группа Е. Самовывоз, все риски несет покупатель.

Группа F. Продавец отвечает за прохождение таможни в своей стране, а доставка и растаможка — на покупателе.

Группа C. Доставку организует продавец, но он несет риски только до тех пор, пока не передаст груз перевозчику.

Группа D. Это варианты поставки под ключ. Продавец организует доставку и отвечает за груз, пока покупатель не получит его.

Базисы FAS, FOB, CFR, CIF подходят только для поставок по воде, а остальные — универсальные. Подробнее о каждом базисе расскажу ниже.

Все грузы, перемещаемые в рамках внешнеэкономических договоров поставки, покрыты страховками перевозчиков. Важно не экономить и страховать груз по полной стоимости, ведь при доставке с ним может произойти что угодно.

Вот реальная история. В конце 2000-х годов российские предприниматели закупили мрамор в Италии. Чтобы снизить таможенные платежи, по документам оформили груз, как будто там керамическая плитка. При транзите контейнер каким-то образом потеряли в Черноморске. Груз был застрахован, но по заниженной цене — как керамика, а не мрамор.

Страховая компания компенсировала потери по заниженной стоимости — предприниматели зафиксировали убытки и забыли. Через несколько лет контейнер вдруг нашелся — все там же, на терминале в Черноморске. Найденный груз считался невостребованным, поэтому его выставили на аукцион, который выиграли какие-то строители. Представляю их счастье, когда они вскрыли контейнер и обнаружили там мраморные плиты. Стоимость этих плит многократно превышала цену аукционного лота.

Что нужно знать про страховой полис

В большинстве базисов не проясняется, кто должен страховать груз. Покупатель и продавец в ходе переговоров могут решить этот вопрос и зафиксировать договоренности в контракте.

Страховой полис — коммерческий документ, который активно используется в международных перевозках. Таможенные и налоговые органы разных государств могут запрашивать его, чтобы проверить достоверность сведений при декларировании грузов и внесении платежей.

В базисах CIP и CIF обязанность по страхованию возложена на продавца. Страховой полис — это не формальность, а важный документ, который защищает стороны сделки от убытков. Советую следить за правильностью заполнения полиса — ошибки и опечатки недопустимы.

В страховом полисе указываются:

Обязанности продавца: передать товар покупателю на своем складе, заводе или фабрике.

Обязанностей покупателя больше:

Что значит приставка «Франко»

Это термин в международной торговле, который образован от итальянского слова franco — «свободный». Он указывает место передачи товара и перехода рисков с продавца на покупателя.

Например, термин «Франко завод» означает, что продавец освобождается от рисков, когда на своем заводе передает товар покупателю.

Переход рисков от продавца к покупателю: как только покупатель принял товар на складе продавца.

Покупатель должен забрать груз в другой стране со склада продавца. Для этого он, как правило, нанимает местного перевозчика, который к назначенному времени подъезжает туда, куда указал продавец.

Согласно базису, продавец не обязан помогать с погрузкой товара, но по моему опыту чаще всего эта услуга включена. Однако при заключении контракта лучше все же прописать, кто организует погрузку, — чтобы не было сюрпризов.

Важный момент: в этом базисе на покупателя ложится обязанность по прохождению таможенных и сертификационных процедур в чужой стране. Продавец за это не отвечает. Например, вы купили тисовую доску в Италии, привезли ее в порт, а там обнаружилось, что у товара нет фитосанитарного сертификата. В итоге к перевозке груз не берут, а оформить сертификат может только резидент ЕС.

По этой причине российские предприниматели стараются не применять базис EXW в странах Европы. Чтобы вывезти коммерческий груз из страны, его нужно задекларировать — а в Евросоюзе это может сделать только резидент ЕС. Если вы хотите привезти товары, например, из Италии, а продавец предлагает вам EXW, то лучше отказаться. Или как минимум быть готовым заплатить таможенным брокерам-резидентам за оформление.

А вот для сделок с китайскими, корейскими и вьетнамскими партнерами базис вполне применим. Многие российские импортеры одежды и косметики приобретают товары не у одного поставщика, а сразу у нескольких — по всей Азии. В таком случае самовывоз даже удобен покупателю. Он может нанять транспортного агента, который заберет грузы у разных продавцов, соберет их на одном складе, проконтролирует прохождение таможни и отправит в Россию.

Тем не менее базис EXW — довольно сложный для импортера. При работе с ним заранее проверяйте транспортную доступность склада поставщика. Были ситуации, когда российские предприниматели не могли забрать товары из какой-нибудь испанской или итальянской глубинки из-за проблем с транспортом.

По моему опыту если продавец настаивает на базисе EXW, скорее всего, он не очень заинтересован в вас, как в покупателе. Фактически он самоустраняется от проблем с доставкой товара до границы или ближайшего транспортного хаба, а также от оформления документов для вывоза.

Использовать этот базис стоит, если цена контракта очень привлекательная, и вы уверены, что сможете самостоятельно организовать доставку.

Например, вы везете из Китая мягкие игрушки. Во внешнеторговом контракте прописано EXW Shenzhen China (Incoterms 2020). Это означает, что в стоимость включены только сами игрушки, а все остальное вам нужно организовывать и оплачивать самостоятельно. Таможенная стоимость, с которой будет взиматься таможенная пошлина и НДС, будет включать в себя:

Обязанности продавца: уплатить таможенные пошлины на вывоз, отгрузить товар перевозчику, которого указал покупатель, и зафиксировать передачу в транспортных документах.

Обязанности покупателя следующие:

Переход рисков от продавца к покупателю: когда товар передан перевозчику — уже после прохождения таможенных процедур на вывоз.

FCA — популярный базис: по моим наблюдениям он применяется в более чем половине сделок с автоперевозкой грузов. Здесь у продавца появляются кое-какие обязательства: как минимум покупателю не нужно общаться с иностранной таможней.

Этот базис подходит только для поставок по воде.

Обязанности продавца: оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз, доставить товар к борту судна покупателя.

Обязанности покупателя следующие:

Переход рисков от продавца к покупателю: при размещении груза на причале — вдоль борта судна.

Просто привезти и вывалить, например, тюки с чаем на причал нельзя, сейчас не 17 век. Поэтому при заключении контракта стороны договариваются, на каком контейнерном терминале будет размещен груз. Это необходимо, чтобы покупатель мог уведомить морского перевозчика, где подхватить нужный контейнер.

Этот базис редко применяется в международных сделках. Он подразумевает, что продавец поставит контейнер с товаром не просто в порт, а прямо к борту конкретного судна, которое укажет покупатель. Это не так-то легко сделать: например, судно может задержаться по пути и не успеть к назначенному времени передачи груза. А привозить сильно заранее продавцу невыгодно: придется доплачивать за хранение груза в контейнерном терминале порта.

Как и FAS, этот базис применим, если груз перевозят по воде.

Обязанности продавца: оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз, доставить и погрузить товар на судно покупателя.

Переход рисков от продавца к покупателю: после того как груз попал на борт судна, это фиксируется отметкой о приеме в коносаменте.

Коносамент — это специальный документ, который подтверждает, что морской или речной перевозчик получил груз и обязуется доставить его адресату.

Например, вы везете итальянскую керамическую плитку из Триеста в Новороссийск. В контракте с поставщиком прописано FOB Trieste Italy (Incoterms 2020). Цена контракта включает стоимость самой плитки и ее погрузки на корабль, а также таможенные расходы на вывоз груза из Италии.

Таможенная стоимость для российского импортера в этом случае включает:

Еще один исключительно «водный» базис.

Обязанности покупателя: разгрузить контейнеры с товаром, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: с момента размещения груза на судне.

Допустим, вы экспортируете партию сувенирных матрешек из Новороссийска на Кипр — базис поставки CFR Nicosia Cyprus (Incoterms 2020). Тогда в стоимость поставки уже включены ваши расходы на экспортные таможенные процедуры, перевозка матрешек в контейнере до порта Новороссийска, погрузка контейнера на судно и фрахт — доставка морем — до порта Никосия.

Это последний базис, который используется только при доставке водными видами транспорта. Всего таких базисов четыре:

Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: когда продавец разместил груз на судне в порту.

Этот базис отличается от предыдущего тем, что здесь у продавца появляется дополнительная обязанность — застраховать товар от повреждения, порчи или утраты. Если по пути с грузом что-то случится, то покупатель получит компенсацию от страховой компании.

После размещения груза на судне риски переходят на покупателя. Если груз затонет, потеряется, намокнет или получит повреждения, то вопросы со страховой компанией покупателю придется решать самостоятельно, без участия продавца.

Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: когда продавец отгрузил товар перевозчику.

Этот базис похож на предыдущий. Но если CIF подходил только для морских перевозок, то CIP применяют еще и при доставке по воздуху и по суше.

CIP и CIF — единственные правила, где продавец сам обязан застраховать груз. В остальных базисах этот вопрос не проясняется, а значит, его нужно согласовывать индивидуально в контракте.

Например, российская компания импортирует косметику из Австрии в Брянск на условиях СIP Bryansk Russia (Incoterms 2020). Тогда в стоимость контракта уже входит:

Примечательно, что в таможенную стоимость, с которой начисляются таможенные платежи, не будет входить стоимость провоза товара по территории ЕАЭС: от границы между Польшей и Беларусью до Брянска. Чтобы получить такую «скидку» от российской таможни, нужно запросить у продавца справку в свободной форме о составе транспортных расходов с разбивкой по территории ЕС и ЕАЭС.

Этот базис аналогичен CIP, за исключением одного условия: продавец не обязан страховать груз.

Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: когда продавец отгрузил товар перевозчику.

Российская компания везет галстуки на самолете из Милана. Базис поставки CPT Sheremetyevo Russia (Incoterms 2020). В сумму по контракту уже входит стоимость перелета из аэропорта Милана до Шереметьево и выгрузка товаров с борта.

Важный нюанс: базис CPT не обязывает продавца оплачивать и организовывать разгрузку. По идее, это должен делать покупатель. Но в авиаперевозках своя специфика: борт по прибытии выгружается, и стоимость этих работ уже заложена в тарифе на перевозку. Иначе самолеты неделями бы простаивали в ожидании, пока получатели оплатят разгрузку.

Обязанности продавца: оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз, доставить товар покупателю в указанный пункт назначения.

Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: при передаче товара покупателю в пункте назначения.

DAP отличается от базиса CPT моментом перехода рисков. Если выбран CPT, то продавцу нужно только отгрузить товар перевозчику и оплатить доставку, а остальное — не его проблемы. А по условиям DAP продавец отвечает за груз до тех пор, пока покупатель не получит его в выбранном пункте назначения.

Обязанности покупателя: оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: после того как продавец разгрузил и передал товар покупателю.

DPU — единственный базис, где предусмотрена обязанность продавца разгрузить товар в стране покупателя. Соответственно, если при разгрузке с товаром что-то случится, то отвечать будет продавец.

Например, вы поставляете в Польшу канцтовары. В контракте прописано условие DPU Warsaw, Poland (Incoterms 2020). Прежде чем подписывать контракт с таким базисом, нужно четко понимать, как вы собираетесь выгружать товар на складе в Варшаве. Если это вам не под силу, то лучше договоритесь о базисе DAP — он такой же, только без обязательства по разгрузке.

Обязанности покупателя: разгрузить и принять товар.

Переход рисков от продавца к покупателю: после передачи растаможенного груза покупателю.

По сути, это самый комфортный вариант для покупателя. Но обратите внимание: по условиям базиса выгрузка товара не входит в зону ответственности продавца, а вот уплата всех пошлин и таможенное декларирование — входит.

Кажется, что это удобно, если вы импортер. Но есть проблема: по российским законам иностранный партнер не может выступать декларантом и плательщиком таможенных платежей. Поэтому прежде чем писать, например, DDP Samara Russia (Incoterms 2020), уточните, как поставщик намерен проходить российскую таможню.

Популярные базисы из прошлых версий Инкотермс

Как я уже рассказывал, продавец и покупатель вправе выбрать любой базис из любой версии Инкотермс.

DAT. Например, во многих контрактах на импорт встречается базис DAT из Инкотермс 2010. Он расшифровывается как Delivered at Terminal — поставка в терминал. В последней версии правил этот базис исчез, а вместо него появился DPU. В целом условия DAT и DPU аналогичны, а изменения внесены, чтобы дать продавцу и покупателю больше свободы в согласовании места передачи товара. Теперь его можно передать не только в конкретном терминале, но и вообще где угодно — хоть в поле.

DAF. Еще более древний базис, родом из Инкотермс 2000. Он расшифровывается как Delivered at Frontier — поставка до границы. В этом случае товар передается не в каком-то выбранном пункте, а именно на границе между странами и проходит таможенную очистку для вывоза. Особенно часто DAF применяется в автомобильных и железнодорожных перевозках. Этот базис очень удобен в части распределения зон ответственности.

Допустим, вы поставляете товар в Латвию по железной дороге. Тогда вы отвечаете за груз, пока он на территории вашей страны, и вы же оплачиваете таможенные процедуры по вывозу его из РФ. Как только вагон пересечет границу, например, России и Латвии, все обязательства с вас снимаются.

Какой базис выбрать покупателю

Стоимость контракта во многом зависит от базиса поставки. Например, если вы заключаете контракт на условиях самовывоза — базис EXW, — то продавец заложит в цену только стоимость товара. Остальные расходы на вас, но зато вы сможете регулировать их сумму в части страхования или перевозки: выбрать более дешевый вариант.

Если же покупать тот же самый товар, но при условии поставки под ключ — базисы DPU, DAP и DDP, — сумма в контракте будет выше.

Но импортер не может самостоятельно забрать товар из Китая, поэтому просит продавца привезти груз в Россию. Он соглашается, и стороны подписывают контракт на условиях, например, базиса DAP. Допустим, продавец готов организовать доставку за 60 000 Р — с учетом дополнительных расходов, в том числе на погрузку и оформление в китайской таможне.

Для новичков. Если вы только начинаете свой путь в международной торговле, то можно использовать базисы группы D: DAP и DPU. Так будет меньше проблем, потому что продавец организует почти все сам.

Минус здесь один: меньше простора для маневра. Вряд ли получится выбрать более дешевого перевозчика или более удачный маршрут, чтобы сэкономить. Продавец будет доставлять груз так, как удобнее ему, а не как дешевле для вас.

Обратите внимание: ни один базис не гарантирует защиту от всех проблем. Нельзя действовать наугад без понимания процессов: международная торговля — это не так-то просто.

Например, административный штраф за неправильное декларирование груза на таможне может достигать двукратной стоимости товаров и включать их конфискацию.

Если вы только начинаете импортировать, лучше привлечь экспертов, которые помогут правильно провести сделку, чем потерять миллионы из-за собственных ошибок.

Для уверенного импортера. Базисы EXW, FCA, FAS, FOB — без доставки от продавца — подойдут опытным импортерам, которые знают, как самостоятельно организовать транспортировку, выбрать оптимальный маршрут и сэкономить на этом. Используйте их, если разбираетесь в международной логистике, умеете страховать риски и четко представляете свои возможности.

При прохождении таможенного оформления на ввоз понадобится указать и документально подтвердить таможенную стоимость сделки. А эта стоимость включает и дополнительные расходы импортера, если они не учтены в контракте. Поэтому базисы группы Е, F и С требуют сбора большого числа договоров — на доставку, таможенное оформление, страхование, погрузку и разгрузку товаров.

Для тех, кто берет кредит под сделку. Банки любят, чтобы в стоимость контракта уже были включены все расходы: так прозрачнее и понятнее. Поэтому если вы планируете привезти товары из-за границы на заемные средства, скорее всего, кредитор попросит прописать в контракте базис DAP, DPU или DAT.

Осторожному импортеру. Базисы CIF и CIP предполагают разумное распределение рисков. Ответственность переходит к покупателю в момент, когда перевозчик забрал товар у продавца. И вроде бы это не очень хорошо, ведь еще предстоит путь из одной страны в другую — мало ли что случится. Но продавец за свой счет страхует товар: если что, страховая компания компенсирует убытки.

Какой базис выбрать продавцу

Производитель товара и экспортер — часто одна и та же компания. Чаще всего у них нет собственного отдела внешнеэкономической деятельности, который мог бы организовать поставки за границу. Поэтому для продавца предпочтительнее, чтобы покупатель сам организовал доставку и взял на себя как можно больше рисков.

Как мне кажется, оптимальная схема выглядит так: вы обеспечили таможенное оформление на экспорт и отгрузили товар перевозчику, которого выбрал покупатель. На этом ваши обязательства исполнены, а что будет с грузом дальше — вас уже не касается. Под этот сценарий подходят базисы: FOB — если доставка происходит по морю, FCA — в остальных случаях.

Если же хотите максимально облегчить работу зарубежному партнеру, то стоит выбрать вариант с CPT — груз застрахован и доставлен в согласованное место. Это универсальный базис, который применяется в авто-, авиа- и железнодорожных перевозках.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *