Усилитель класса d или ab что лучше
Чем отличаются усилители D-класса от усилителей АВ-класса
Чем отличаются усилители D-класса от усилителей АВ-класса?
Все наверняка слышали о том, что усилители могут работать в классах А, АВ или, скажем, в классе D. Но, как показывает практика, далеко не все знают о том, что кроется под этими обозначениями. Сейчас мы вам расскажем, что это такое, и постараемся сделать выводы – какой усилитель и в каких случаях подойдёт вашей аудиосистеме лучше всего.
Как работают усилители?
Для начала нужно понимать, как вообще работает любой усилитель. Возможно, вы удивитесь, но на самом деле он… ничего не усиливает. Принцип его работы больше похож на работу обычного водопроводного крана – вы крутите ручку, и вода льётся то сильнее, то слабее, то не льётся совсем.
В усилителях всё происходит точно так же – ток от мощного блока питания пропускается через подключенный к усилителю динамик. Роль «крана» выполняют выходные транзисторы, а управляет их открытием и закрытием сигнал, который поступает на усилитель с головного устройства. И вот то, каким образом работает этот «кран» (выходные транзисторы), как раз и определяет класс усилителя.
Как работают усилители АВ-класса?
Очевидно, что хороший усилитель должен работать без искажений. Иными словами, выходной сигнал своей формой должен в точности повторять входной. Но ничего идеального, к сожалению, не бывает, в том числе и электронных компонентов.
Например, транзисторы имеют свойство – они открываются и закрываются не совсем пропорционально входному сигналу. Иными словами, их работа нелинейна. Это как если вы будете поворачивать ручку крана, вода сначала будет течь слабо, а потом в какой-то момент напор вдруг резко усилится.
По причине такой нелинейности транзисторы в усилителях АВ-класса обычно приходится держать приоткрытыми даже когда сигнала нет. Это нужно, чтобы при появлении даже малейшего сигнала они вступали в работу сразу же, а не ждали, когда сигнал достигнет какого-то уровня. Так усилитель будет работать с минимальными искажениями, и это, казалось бы, решает проблему.
На деле же это означает, что какая-то часть полезной энергии будет тратиться усилителем впустую. Просто представьте, что вы приоткроете все краны у себя в доме, и через каждый них постоянно будет течь струйка воды.
Но и полностью открытыми транзисторы тоже никогда не бывают. Если это происходит, то это означает, что выходной сигнал достиг своего максимума, и дальше усилитель начнёт его просто ограничивать (клиппировать).
В итоге получается, что потери полезной энергии в усилителях АВ-класса будут всегда, а КПД – далёк от идеальных 100%. На практике их эффективность обычно лежит в пределах от 40% до 70%. Невысокий КПД – это и есть главный недостаток усилителей АВ-класса.
Как работают усилители D-класса
Основной принцип работы D-класса абсолютно тот же, что и у АВ-класса – у таких усилителей тоже есть выходные транзисторы, которые умеют открываться или закрываться, регулируя ток через подключенные к ним динамики. Только управляет их открытием сигнал, который своей формой очень далёк от входного.
Сигнал, который пришёл на усилитель от головного устройства, непрерывен, но его амплитуда постоянно меняется. На входе усилителя D-класса он преобразуется в импульсный – амплитуда постоянная, но зато сигнал прерывается. Длительности импульсов и пауз между ними меняются пропорционально входному сигналу. Например, выше амплитуда входного сигнала – импульсы длиннее, ниже амплитуда – импульсы короче.
Именно такой сигнал и подаётся на выходные транзисторы. И очевидно, что в этом случае они будут работать совершенно по-другому – либо полностью открываться, либо полностью закрываться, без промежуточных вариантов. Это означает, что потери на ненужный нагрев будут минимальными, а значит, КПД усилителя D-класса может вплотную приближаться к идеалу в 100%.
Разумеется, подавать такой прерывающийся сигнал сразу же на акустические системы ещё рано, перед этим его нужно «вернуть» в обычную форму. Это делается с помощью специальных элементов – выходного дросселя (катушки индуктивности) и конденсатора. После них на выходе и получается усиленный сигнал, своей формой повторяющий входной. Вот он и идёт на динамики.
Главное достоинство усилителей D-класса – высокий КПД, а значит, и более экономное расходование энергии блока питания. При прочих равных усилители D-класса мощнее и компактнее, чем традиционные усилители.
Какой усилитель лучше – D-класса или АВ-класса?
Долгое время считалось, что для подключения акустических систем нужно выбирать усилители АВ-класса, потому что им не нужны большие мощности, и у них меньше искажений. Это было связано с тем, что в усилителях D-класса входной сигнал обычно преобразовывался в импульсный с невысокой частотой, и в итоге они хорошо работали лишь в сабвуферном диапазоне.
Сегодня технологии шагнули далеко вперёд, появились мощные быстродействующие транзисторы, которые умеют переключаться (открываться и закрываться) практически мгновенно. На рынке появилось немало широкополосных усилителей D-класса. Широкополосные – это такие усилители D-класса, которые рассчитаны на использование не только с сабвуферами, но и с акустическими системами. Для тех случаев, когда большая мощность не нужна, такие усилители можно сделать чрезвычайно компактными.
Как выбрать усилитель?
Если позволяет место, для подключения акустических систем вы можете смело выбрать усилитель АВ-класса. Схемотехника таких усилителей за долгие годы хорошо отработана, они имеют высокое качество звучания и, в случае неисправности, их можно легко отремонтировать в ближайшей мастерской.
Когда место для инсталляции усилителя сильно ограничено, обратите внимание на широкополосные модели D-класса. При той же мощности, что и у моделей АВ-класса они намного компактнее, в большинстве своём меньше греются, и их можно установить даже скрытно, с минимальными вмешательствами в штатные элементы автомобиля.
Для подключения сабвуферов больше преимуществ имеют усилители D-класса. Бас – это самый «энергозатратный» частотный диапазон, а потому КПД усилителя может иметь решающее значение. А этом у D-класса конкурентов нет.
Усилители низкой частоты классов: А, B, AB, D, G, H
Здравствуй, Хабр!
В данной статье мы рассмотрим звуковые усилители классов: А, B, AB, D, G, H
Сначала рассмотрим классы по положению рабочей точки. Каждый транзистор имеет выходную характеристику, которую можно найти в DataSheet.
Пример характеристики на рисунке ниже.
Выходная характеристика транзистора.
Именно с помощью данной характеристики мы сможем выбрать класс усилителя по положению точки покоя.
Выходная характеристика показывает какой ток нам нужно задать базе транзистора, для того чтобы получить определённый класс усилителя, также мы узнаем Iк.
Класс А
Класс А — это такой режим работы усилительного элемента, при котором входные значения, проходя через усилительный элемент не прерывается. То есть точно повторяет входной сигнал.
Усилительный элемент приоткрыт всегда и точно повторяет отрицательную и положительную волну.
Класс B
Элемент, работающий в данном классе способен усиливать только одну полуволну, положительную либо отрицательную.
Такой класс используют в двухтактных усилителях, где положительную полуволну усиливает один транзистор, а отрицательную другой.
Двухтактный усилительный каскад класса В. Но на выходе усилителя работающего в данном классе мы имеем искажение. Данное искажение называется «Ступенькой».
Для устранения данного искажения нужно перейти к классу АВ. На рисунке ниже показаны два класса усилителя В и АВ и их выходные сигналы относительно входным.
Класс D
Принцип действия данного класа. В данном режиме работы, транзистор либо открыт либо полностью заперт. Это достигается с помошью модулятора ШИМ сигнала. Именно это дает такому каскаду кпд свыше 90% (практически на любых мощностях).
Минусом данного каскада являются искажения. Они вознакают из-за способа модуляции так-как существует «мертвый» период который необходим для предотвращения сквозных утечек.
Также сильными источниками искажений являются L и C элементы в фильтре (НЧ).
Усилители класса G и H
Сначала поговорим о питании усилителей. Для получения большой мощности, необходимо иметь большое напряжение питания.
Но сигнал входной и соответственно выходной не всегда обладают большой амплитудой и на маленькой мощности большое напряжение питания не является необходимым, более того КПД данного усилителя на маленькой мощности падает.
Отсюда и вытекают классы усилителей G и H.
Отличие данных усилителей заключается в питании, напряжение которого меняется при необходимости, а в зависимости какой класс G или H оно меняется либо ступенчато, либо плавно.
В усилителе класса H напряжение питания меняется плавно то есть транзисторы находятся в усилительном режиме, а в классе G оно меняется ступенчато, транзисторы в данном классе находятся в ключевом режиме (полностью открыты или полностью заперты).
Усилитель класса H
Усилитель класса G
Вывод: Усилители для комфортного прослушивания звукового тракта в домашних условиях должны работать в классе А, АB или D.
Кто-нибудь делал прямое сравнение усилителей класса D и AB(A)?
Многие читатели справедливо сетуют на отсутствие на сайте stereo.ru сравнительных тестов компонентов аудиосистем. Что может быть более информативным для потребителя, чем прямое, корректное сравнение (как говорится, лоб в лоб) компонентов в одной ценовой категории.
Ответы
Даже более, можно просто сравнивать в лоб усилители в одном классе, например АВ, и вы найдете ну очень много различий.
Вопрос задан конкретный и желательно получить конкретный ответ. Если вы реально не проводили тесты-сравнения указанных моделей усилителей, то мне кажется, что вы зря потратили время на распечатку вашего мнения, хотя возможно, кому-то узнать его будет полезно.
Ну так тесты для того и проводятся, чтобы выявить различия. Поэтому потребителям важно узнать, какие отличия есть у тестируемых компонентов и на основании этих знаний делать выбор. Что не так?
Все аппараты разные, вне зависимости от класса. И AB может звучать очень по разному, и D тоже.
Вы сами внимательно читаете? Разницу можно увидеть при любом сравнении, вне зависимости от класса усиления.
Если вы хотите услышать в ответ, типа что усилители класса D работают не хуже класса АВ, а где-то даже и интереснее, так вы этого и не спрашивали )))
Из любопытства взял китайский цифровичок на TPA3116. Подбил племяш, который распродал свои АВ (кстати, оные в бюджетной нише нынче стали звучать практически одинаково).
Что-ж, современный D (даже недорогой) звучит на удивление чётко и достаточно мощно (по сравнению с усилителями Харманом начала 2000х и Пионером из конца 80x). Очень резво толкает 10″ динамик пассивного сабвуфера в ЗЯ. Но если нагрузка ниже расчётных 4 Ом, то начинается котовасия.
Шикарный блок питания.
Да, корпус БП стрёмный, зато начинка мочная))) Перебрал несколько разных в том числе от профи девайсов.
С аналоговыми сигналами Все импульсные БП уживаются с большим трудом. Лучше старого доброго «транса», похоже, пока ничего не придумали.
Я недавно сварганил.
но у вас явно круче!
пробовал и 10 амперник, но транс всё равно лучше
Транс под заказ плюс корпус без индикаторов в моём случае выходил 26 000 начальная цена.
как ваш китаец называется? не могу найти. как он на фоне современных бюджетных AB?
Их туча на Али, название не суть! главное, внутри удачная TPA3116
предупреждаю, подобные китайцы ну очень маленького размера и БП, как правило, приобретается отдельно, а хороший БП получается дороже такого цифрового усилителя;)))
и опять-татки, если постоянно слушать тихонечко, то все компоненты сильно удешевляются
«Для начала надо будет из всего их многообразия выбрать те, которые хотя бы более-менее похоже (по звуковой подаче) звучат.»
Кому надо и зачем это делать?
Почему это не имеет смысла и почему нужно брать именно абстрактные усилители, если можно взять вполне конкретные?
Ставить минус я Вам, естественно не буду..Просто попытаюсь объяснить, в чём вы не правы. Просто удивляюсь тому количеству плюсов, что Вам поставили за более чем небесспорные утверждения.
Конечно, сравнивать можно хоть красное к круглым.. лишь бы на К начиналось. Но в корректных сравнениях, никто не сравнивал усилители класса А с усилителями класса АВ. Вернее, если и оценивали эти пары, то не методом сравнения, а методом описания звучания. Ибо сравнивать их некорректно. Как и, например, при тесте тех же межблочных кабелей, условно в ценах от 300 до 500 у.е., не сравнивали медные провода с серебряными. Вернее может и сравнивали, но это делали люди, не понимая, что это сравнение некорректно.
Так и тут. Описаний звучания усилителей класса D уже довольно много. Про АВ и не говорю. Потрудитесь и поищите их.
Предположу, что очень большая часть любителей аудио полагается на чужое мнение при выборе.Иначе этого ресурса не было бы)
А по сути вопроса, при выборе усилителя выбирал между Denon 1600 и Pioneer 70 DA. Так вот от Пио, ( правда на тесте слушал 50 й)не услышал каких либо характерных особенностей класса. Да, звук разный, и мне в целом оба варианта показались приемлемы, хоть и компромиссны.У каждого свои достоинства и недостатки. У Пио более яркая, насыщенная подача, собраннее, мощнее и проработаннее бас.Денон это про вокал, струны и воздух.В итоге его и взял.
что делают любители аудио, когда имея определенный бюджет идут в салоны
Рассматривают варианты. По факту большинство выбирает то, что даёт свежий и новый, непривычный для восприятия звук.
определить характерные недостатки класса D
У современных реализаций класса D есть характерные преимущества, а не характерные недостатки. В этом некорректность вашей постановки вопроса. Недостатки есть у конкретных реализаций отдельных решений. Могут быть недостатки. А могут и не быть.
В Youtube недавно посмотрел лекцию очень известного и весьма авторитетного в СССР теоретика и практика- изготовителя качественных усилителей НЧ Н.Сухова об усилителях класса D. Н.Сухов утверждает, что усилители класса D достигнут качества звучания усилителей класса А(АВ) не ранее, чем через несколько десятков лет в связи несовершенством элементной базы. Также этот специалист утверждает, что он, несмотря на свой возраст (более 60 лет) в любом усилителе класса D сходу слышит его недостатки.
На конкретный вопрос желательно отвечать конкретно : «Вы как специалист РЕАЛЬНО проводили тест-сравнение указанных усилителей?» Если нет, то на нет и суда нет. Вопрос чисто практический.
Я сравнивал Primare A34 с Cambrige 851W (
Одной из отличительных черт оконечника является использование
запатентованной схемы выходных каскадов Class XD. В ней используется по
12 мощных транзисторов в каждом канале, а по принципу действия она
является комбинацией распространенных схем классов A и AB.).
Складывается впечатление, что пока сопоставимый по качеству звучания класс D обойдётся дороже ;)))
Сравнивал Yamaha A-X397 (AB) и Pioneer A-50K (D). При похожей звуковой подаче Ямаха была более музыкальной. Сначала слушал Пионер. Звук понравился. В процессе прослушивания немного корректировал тембры, подстраивая под себя, анализировал звучание. А вот когда включил Ямаху, крутить и анализировать не захотелось- просто сидел и слушал Музыку. Как-то так. Пионер этот, кстати,у меня до сих пор, а вот Ямаху продал, о чём очень жалею.
Вот, я тоже считаю, что А-30 более музыкальный, чем А-50. Но и более слабый по выходной мощности.
А-30 совсем не зашёл по звуку. Кардинально отличается от 50-го и не в лучшую сторону, хоть и АВ. Может я и не прав. 30-й слушал в магазине. Пары минут хватило, и понял- не. Может просто акустику неудачную подключили (какие-то напольники- не помню) и он её не вытянул.
Не знаю,возможно это не совсем подходит под тему вопроса,но оставлю это здесь.
В точку. Тоже хотел прикрепить это видео.
Смотрю NAD вроде вообще на цифру перешёл. Такая тенденция у многих прослеживается, тот же TEAC.
Я согласен, что сравнивать классы усилителей некорректно. Нужно сравнивать конкретные модели, если усилитель правильно спроектирован и сделан, то качество звука будет хорошим с любым классом и вопрос нравится ли звук или нет.
Если что я не хейтер класса D и на данный момент в моей основной системе трудится такой усилитель и я им очень доволен.
тут Спецы чётко, через физику и электротехнику объясняют, что усилители в классе D ещё долго будут по звуку отставать от усилителей AB.
Спецов вижу, слова вижу. А усилители будут?
какого класса D, с каким классом А?
Ну я сравнивал: чего-то там Трипатс и чего-то там Ню-форс с классом А, подарил тёще, тёща довольна а остаюсь с классом А
пожалуй из d класса интересно было бы в лоб сравнить новые маранцы со старыми абэшками
Может кому пригодится мой опыт.
Тоже думал что D класс уже можно назвать убийцей АВ, но.
Когда в моей системе появился усилитель на tpa3116, я был просто удивлен таким звуком за копейки и предполагал, что за бОльшую сумму можно получить супер усилитель. Однако дальнейшие поиски супер усилка не привели к успеху. Все мои сравнения указывают на то что у класса D есть потенциал но пока ему рано входить в топ класс усилителей. Хороший усилитель класса АВ не оставляет шанса D классу. У меня дома основной усилитель гибрид лампа-транзистор и перебирая усилители класса D я не смог найти достойного звука. Был на прослушивании даже усилитель BOSC от Американской Orchard Audio, это решение без дорогущих корпусов и стоило 1500$ и тоже не смог. А вот если говорить о низком и среднем сегменте усилителей мощности то там во всю можно применять D класс. Например усилитель на tpa3251, tpa3255 легко конкурируют с усилителями до 100 тр и винтажом до 50тр. Наверное когда ни будь класс D сможет выйти на топовый уровень но на данный момент это не достижимо технически.
Есть видос от разработчика усилков, рассказывает про класс D усилков и AB. Гуглится как: Н. Сухов. Схемотехника усилителей 2021. ( на 7 минуте он там как раз расказывает про пропасть меж классом D усилков и AB. он там и приводит книгу «Audio at Low and High Power» автор Marco Berkhout из NXP Semiconductors).
Что бы аудио с разрешением 16bit в усилителе класса D сравнялось с классом AB требуется частота ШИМ 23Ghz.
When using an external oscillator, the frequency ftrack (500 kHz minimum, 900 kHz maximum) will result in a PWM frequency fosc (250 kHz minimum, 450 kHz maximum) due to the internal clock divider; see Section 8.2.
Section 8.2. Pulse-width modulation frequency
The amplifier output signal is a PWM signal with a typical carrier frequency of between
250 kHz and 450 kHz. A 2nd-order LC demodulation filter on the output is used to convert
the PWM signal into an analog audio signal. The carrier frequency is determined by an
external resistor, ROSC, connected between pins OSC and VSSA. The optimal carrier
frequency setting is between 250 kHz and 450 kHz
Давно присматриваю себе усилок класса АВ, так я этот сайт и нашел.
были и те и другие. В лоб d класс Cyrus One на мой слух заткнул marantz, rotel, onkyo в его ценовой категории, так же уделал sonos amp в хлам и Denon 800 по скорострельности/четкости звуковой картинки, но слишком резок был. Сейчас использую PS Audio gca 250, тоже D класс, причем ему лет 12-14, по звуку мягок, ближе к лампе, но без лишней ваты, когда панч в записи есть, то и усилок этот панч отыграет. Разница на уровне нюансов уже. Молиться на AB тоже не стоит, всякие там физики-ядерщики Ивановы, говорящие про пропасть между классами просто не умеют D класс готовить и упаковывать
Перед тем как безапелляционно говорить о сухом, глухом и мёртвом звуке класса D. Послушайте пожалуйста реализацию от nCore или хотя бы его клоны Есть шансы что вы свое мнение поменяете. Правильная реализация и хороший предусилитель и вы в слепую скорее всего не отличите AB от D.
Например старшие Marantz, кто скажет что они не звучат? Я сомневался и поэтому специально выбрался послушать. И PM10 и KI Ruby реально звучат отлично.
Н. Сухов. Схемотехника усилителей 2021 посмотрите на ютубе.Я думаю аргументы и доводы весомые.
D класс производит сильный вау-эффект, который быстро проходит, особенно если вернуть назад в ту-же систему АВ. Дорог еще хороший D класс, дорог. И видео с Суховым тому подтверждение.
Я это видео оставлял в этой теме еще 6 марта,но видимо интереса оно не вызвало.
Публикуя это видео вы вводите людей в заблуждение, так как господин Сухов был не совсем честен в видео.
Не знаю почему он исказил факты, то ли от плохого знания английского, то ли для того чтобы использовать авторитетный источник как аргумент в защиту своей позиции.
Вход класического class D усилителя аналоговый, нет тут никакого PCM и 16/24 бит быть не может. Не нужно путать class D усилитель и DAC это не одно и то же (да сигнал становится дискретным, но никак не закодированным в «цифру»).
Если вы не знаете как работает class D, то можете почитать статью здесь на форуме: Как работает усилитель класса D, или Не такой как все / Stereo.ru. А если знаете, то почему вас не смутили 23 ГГц, которые господин Сухов нашел в документе от специалистов из NXP Semiconductors?
Давайте восстановим истину и посмотрим что у нас написано в этом документе «Audio at Low and High Power» (ссылку на документ они приводят под видео).
«A 16 bit resolution in the pulse width would require a unpractical high clock frequency of 23 GHz. «
Вопрос: Откуда взялись 16 бит PCM в class D усилителе?
Ответ в заголовке раздела из которого взята фраза «D/A Conversion for closed-loop Class-D Amplifiers«. Оказывается они тут пишут о прямом цифровом входе (причем PCM, а не DSD что не часто но бывает) в усилитель, то есть это не просто class D усилитель, но «an attractive D/A architecture for combination with class D amplifiers is a digital PWM modulator followed by a FIRDAC«. Вот отсюда и выплыли всякие PCM биты, но это же не чистый PWM усилитель, а по сути PCM-PWM-Bitstream конвертер.
Если вам важна музыка, то нужно думать, читать и главное слушать и решать самому, а не слепо верить авторитетным специалистам, которые могут ошибаться или просто не воспринимать, что-то для них непривычное намеренно искажая факты.
Удачи вам в поиске своего звука! Спасибо!
Блоки питания всех компьюторов-это класс D.Но даже на нем, на слаботочных цепях еще не изготовлена звуковая карта класса High End.А на мощных усилителях и подавно свои подводные камни.Здесь много можно рассуждать о достоинствах и недостатках,но кто слушает лампу ему вообще все это разговоры «до Фени».Пусть будет разнообразие.У класса АВ КПД 60%,у D до 98%,а у динамика максимум 1-1.5% и никто не переживает.Вот,где поле деятельности не «пахано».
Вы не поняли моей мысли, я никого не призываю переходить на PWM усилители, а просто не хочу чтобы вы дезинформировали людей ссылаясь на ошибочные выводы из ролика на youtube. Пусть люди послушают и сам решат, что им по вкусу, а «авторитетные заявления» создают негативный фон заранее отталкивая людей и лишая их возможности самим оценить звук.
Я лично слушаю музыку, а не аппаратуру и мне не важно какой усилитель если его звук мне по душе. И пусть это будет «китаец» в классе «Зю», но он будет звучать, то я его буду слушать.
А вот здесь вы очень сильно ошибаетесь.Я писал не о сотнях Ампер,которые потребляет процессор и видеокарта,а о 12 В,которые питают аудиокарту.И если вы посмотрите на фильтрацию и импульсные токи,то поймете на сколько все это серьезно.Я звуковыми картами занимаюсь давно и готов вам предоставить доказательства,что встроенная карта может переиграть многие СД за десятки тысяч руб.Посмотрите:
Обзор блока питания Corsair HX750i: настоящая платина. А если вы сомневаетесь,то вышлю карту для прослушивания.
Я уже неоднократно писал про звуковую карту ESI джулия.Карта неплохая в стоке,но ее аналоговый выход низкого качества,после небольшой переделки(скупал на авито новые за 3т.р.) звук кардинально меняется в лучшую сторону.Выбор этих карт большой с разными ревизиями и комплектующими(кемет,виши,панасоник и т. д),а самое главное на них нет электролитов,только SMD детали.Переделал более 50 шт.-ни,кто не жалуется,отзыв можно почитать на авито под моим ником.
Я вам верю что модифицированная ESI Juli@ может хорошо звучать, не нужно ничего отправлять. Спасибо за информацию, буду иметь ввиду эту карту если запланирую покупку хорошей карты для компьютера.
Карта действительно хорошая, только она не «встроенная карта». Потому и переспросил. Сам её использовал для вывода цифры на цап.
Я около 3-х лет вел переписку на сайте ESI о драйвере.Писал,что вы перестали выпускать карту,но бросили миллионы обладателей карт.С 2015 года когда был выпущен последний драйвер 1.21.И вот совесть у немцев пробудилась и они выпустили 03.2021г новый драйвер 1.3,который «весит» в полтора раза больше.Работа была проведена большая и учтены замечания-спасибо им за это.Драйвер получился шикарный,особенно на переделанных платах раскрылся мною заложенный потенциал.Кто имеет такую карту-слушайте на здоровье.
Да, Джорджа не хватает, ужо бы он разъяснил за Хедд.
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.