Усиленная цифровая подпись что это

Усиленная цифровая подпись что это

Статья 5. Виды электронных подписей

2. Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.

3. Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая:

1) получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

2) позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;

3) позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;

4) создается с использованием средств электронной подписи.

4. Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:

1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;

2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 445-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При использовании неквалифицированной электронной подписи сертификат ключа проверки электронной подписи может не создаваться, если соответствие электронной подписи признакам неквалифицированной электронной подписи, установленным настоящим Федеральным законом, может быть обеспечено без использования сертификата ключа проверки электронной подписи.

Источник

Виды электронной подписи (ЭП или ЭЦП)

В России в электронном документообороте можно использовать три вида подписи: простую, усиленную неквалифицированную и усиленную квалифицированную. Посмотрим, чем они отличаются друг от друга, при каких условиях равнозначны собственноручной и придают подписанным файлам юридическую силу.

Виды электронной подписи

Усиленная цифровая подпись что это

Простая электронная подпись, или ПЭП

Простая подпись — это знакомые всем коды доступа из СМС, коды на скретч-картах, пары “логин-пароль” в личных кабинетах на сайтах и в электронной почте. Простая подпись создается средствами информационной системы, в которой ее используют, и подтверждает, что электронную подпись создал конкретный человек.

Где используется простая электронная подпись?

Простая электронная подпись чаще всего применяется при банковских операциях, а также для аутентификации в информационных системах, для получения госуслуг, для заверения документов внутри корпоративного электронного документооборота (далее — ЭДО).

Простую электронную подпись нельзя использовать при подписании электронных документов или в информационной системе, которые содержат гостайну.

Юридическая сила ПЭП

Простая подпись приравнивается к собственноручной, если это регламентирует отдельный нормативно-правовой акт или между участниками ЭДО заключено соглашение, где прописаны:

Во многих информационных системах пользователь должен сначала подтвердить свою личность во время визита к оператору систему, чтобы его ПЭП в будущем имела юридическую силу. Например, для получения подтвержденной учетной записи на портале Госуслуг, нужно лично прийти в один из центров регистрации с документом, удостоверяющим личность.

Неквалифицированная электронная подпись, или НЭП

Усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее — НЭП) создается с помощью программ криптошифрования с использованием закрытого ключа электронной подписи. НЭП идентифицирует личность владельца, а также позволяет проверить, вносили ли в файл изменения после его отправки.

Человек получает в удостоверяющем центре два ключа электронной подписи: закрытый и открытый. Закрытый ключ хранится на специальном ключевом носителе с пин-кодом или в компьютере пользователя — он известен только владельцу и его нужно держать в тайне. С помощью закрытого ключа владелец генерирует электронные подписи, которыми подписывает документы.

Открытый ключ электронной подписи доступен всем, с кем его обладатель ведет ЭДО. Он связан с закрытым ключом и позволяет всем получателям подписанного документа проверить подлинность ЭП.

То, что открытый ключ принадлежит владельцу закрытого ключа, прописывается в сертификате электронной подписи. Сертификат также выдается удостоверяющим центром. Но при использовании НЭП сертификат можно не создавать. Требования к структуре неквалифицированного сертификата не установлены в федеральном законе № 63-ФЗ “Об электронной подписи”.

Где используется неквалифицированная электронная подпись?

НЭП можно использовать для внутреннего и внешнего ЭДО, если стороны предварительно договорились об этом.

Юридическая сила НЭП

Участникам ЭДО нужно соблюдать дополнительные условия, чтобы электронные документы, заверенные НЭП, считались равнозначными бумажным с собственноручной подписью. Сторонам нужно обязательно заключить между собой соглашение о правилах использования НЭП и взаимном признании ее юридической силы.

Квалифицированная электронная подпись или КЭП

Усиленная квалифицированная электронная подпись — самый регламентированный государством вид подписи. Так же, как и НЭП, она создается с помощью криптографических алгоритмов и базируется на инфраструктуре открытых ключей, но отличается от НЭП в следующем:

Где используется квалифицированная электронная подпись?

КЭП нужна, чтобы сдавать отчетность в контролирующие органы, участвовать в качестве поставщика и заказчика в электронных торгах, работать с государственными информационными системами, обмениваться формализованными документами с ФНС, вести электронный документооборот внутри компании или с ее внешними контрагентами.

Юридическая сила КЭП

КЭП — это подпись, которая придает документам юридическую силу без дополнительных условий. Если организации ведут ЭДО, подписывая документы КЭП, их юридическая сила признается автоматически согласно федеральному закону № 63-ФЗ “Об электронной подписи”.

Источник

Усиленная цифровая подпись что это

Это комбинация цифровых данных, с помощью которых можно идентифицировать личность. Простой пример — логин и пароль, которые вводим на сайтах для авторизации, или смс-код, который присылают на телефон для входа в личный кабинет. Это электронная подпись для повседневной жизни.

Как получить

Простую электронную подпись (ПЭП) можно создать с помощью программного обеспечения, например:

Для оформления простого электронного сертификата (подписи) нужно создать документ, открыть меню «Файл», выбрать пункт «Защита документа», а потом выбрать «Добавить цифровую подпись». Если подпись создаётся впервые, программа выдаст запрос на получение программного обеспечения от партнеров. В этом случае поможет русскоязычная версия приложения «Карма», которое установит подпись в операционную систему.
После завершения всех действий нужно сохранить файл.

Приложение КриптоПро CSP

Этот метод сложнее, зато с помощью этого ПО можно создать усиленные ключи.

Ещё один способ — получить заверенную простую электронную подпись в удостоверяющем центре, где сертификат запишут на USB-токен. Этот вариант подойдёт тем, кто создаёт документы в текстовых программах: с помощью сертификата получится защитить документ от плагиата и подтвердить авторство.

Где можно применять

Недостатки

Простая электронная подпись не имеет юридической силы. Её нельзя использовать для подачи документов в государственные инстанции, а также для участия в торгах по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Чтобы при помощи ПЭП можно было подписывать обычные документы (например, договоры с контрагентами), нужно составить соглашение о простой электронной подписи. Такое соглашение должно содержать пункты об обязанности соблюдать конфиденциальность сведений и правила определения подписавшего лица — подлинности подписи. И подписывать его придётся всем сторонам, участвующим в электронном взаимодействии. Иначе все документы, подписанные ПЭП, закон признает недействительными.

Неквалифицированная электронная подпись

Неквалифицированная электронная подпись (НЭП) — чаще всего это ключ, хранящийся на USB-носителе. Иногда НЭП может создать программа, в которой работаете (только она и опознает эту подпись). Функционал такой подписи тоже частично ограничен, но, по сравнению с ПЭП, она обладает рядом преимуществ.

Как получить

Юридические лица и ИП могут оформить неквалифицированную подпись в удостоверяющих центрах или даже сделать её самостоятельно при помощи опытного программиста.

Где можно применять

Для аккредитации и участия в торгах на электронных площадках с помощью неквалифицированной подписи поставщик может создавать заявки и осуществлять сделки при наличии дополнительного соглашения между сторонами. Однако НЭП позволяет совершать не все типы операций.

Недостатки

НЭП подходит скорее физлицам. Юридическим лицам и ИП неквалифицированная электронная подпись подойдёт только при внушительном объёме внутреннего или внешнего документооборота, в других ситуациях её функционала может быть недостаточно.

Квалифицированная электронная подпись

Наиболее совершенный вид электронной подписи — усиленная квалифицированная подпись (КЭП). Это ключ, сформированный с помощью сертифицированных криптографических средств, который записывается на USB-носитель.

Ключ электронной подписи указан в сертификате, который выдаёт удостоверяющий центр, аккредитованный в Минкомсвязи.

КЭП состоит из двух частей:

КЭП способна обеспечить надёжную защиту информации от посторонних лиц, а степень конфиденциальности данных владелец устанавливает сам. Данные будут защищены даже когда срок действия ключа истечёт.

Как получить

Для подачи заявления в аккредитованный удостоверяющий центр придётся собрать пакет уставных документов организации и документов, удостоверяющих личность владельца.

Для работы с квалифицированной подписью потребуются:

Где можно применять

Если коротко — везде.

Недостатки

У КЭП существует один недостаток: нужно ежегодно оплачивать сертификат электронной подписи.

Источник

Как получить электронную подпись

1. Какие бывают электронные подписи?

Электронная подпись (ЭП) — это информация в электронно-цифровой форме, с помощью которой можно идентифицировать физическое или юридическое лицо без его личного присутствия.

В электронном документообороте применяются два вида электронной подписи:

Они отличаются степенью защиты и областью применения.

2. Что такое простая электронная подпись?

Простая электронная подпись — это, по сути, комбинация логина и пароля, кода подтверждения по имейлу, СМС, USSD и тому подобного.

Любой документ, подписанный таким образом, по умолчанию не равнозначен документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно. Это своего рода заявление о намерении, которое означает согласие стороны с условиями сделки, но не участие в ней.

Но если стороны заключат соглашение о признании электронной подписи аналогом собственноручной при личной встрече, то такие документы могут приобрести юридическую значимость. Так, например, происходит при подключении онлайн-банка к кредитной или дебетовой карте. Сотрудник банка идентифицирует вас по паспорту, а вы подписываете договор на подключение онлайн-банка. В дальнейшем вы пользуетесь простой электронной подписью, но она имеет такую же юридическую силу, как и собственноручная.

3. Что такое усиленная неквалифицированная электронная подпись?

Усиленная неквалифицированная электронная подпись — это две уникальные последовательности символов, которые однозначно связаны между собой: ключ электронной подписи и ключ проверки электронной подписи. Для формирования этой связки используются средства криптографической защиты информации ( СКЗИ ). То есть она больше защищена, чем простая электронная подпись.

Сама по себе усиленная неквалифицированная подпись — это не аналог собственноручной подписи. Она означает, что документ был подписан конкретным лицом и с тех пор не менялся. Но действует такая подпись обычно только совместно с соглашением о признании ее собственноручной. Правда, не везде, а только в документообороте с тем ведомством (организацией), с которым подписано такое соглашение.

4. Что такое усиленная квалифицированная электронная подпись?

Усиленная квалифицированная подпись — это аналог собственноручной подписи. Ее можно применять везде, но для использования в работе с рядом организаций нужно внести дополнительные сведения в квалифицированный сертификат электронной подписи.

5. Как получить усиленную квалифицированную электронную подпись?

Для получения усиленной квалифицированной электронной подписи вам понадобятся:

Документы необходимо представить в аккредитованный удостоверяющий центр (найти их вы можете в списке или на карте) или в центр услуг для бизнеса в ВАО по адресу: Москва, улица Средняя Первомайская, дом 3. Сотрудник центра, после того как установит вашу личность и проверит документы, запишет сертификат и ключи электронной подписи на сертифицированный электронный носитель — электронную карту или флеш-накопитель. Там же можно приобрести средства криптозащиты информации.

Стоимость услуги по предоставлению сертификата и ключей электронной подписи определяется регламентом аккредитованного удостоверяющего центра и зависит, в частности, от области применения электронной подписи.

Кто может получить квалифицированную электронную подпись бесплатно

С 1 июля 2021 года юридические лица (лица, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальные предприниматели и нотариусы могут бесплатно получить квалифицированную электронную подпись в удостоверяющем центре Федеральной налоговой службы (УЦ ФНС) России.

Вы можете купить носитель ключевой информации у дистрибьюторов производителей и в специализированных интернет-магазинах или же использовать уже имеющийся при условии, что он соответствует требованиям. Вы также можете купить носитель и подготовить заявление, обратившись к операторам электронного документооборота.

Если вы получили квалифицированную электронную подпись в УЦ ФНС России и у вас возникли вопросы, вы можете обратиться в службу технической поддержки или по телефону единого контакт-центра ФНС России: 8 (800) 222-22-22.

6. Есть ли у электронной подписи срок годности?

Срок действия сертификата ключа проверки электронной подписи (как квалифицированной, так и неквалифицированной) зависит от используемого средства криптографической защиты информации (СКЗИ) и удостоверяющего центра, в котором был получен сертификат.

Как правило, срок действия составляет один год. Сертификаты, выданные ФНС России с 1 июля по 31 декабря 2021 года включительно, действуют 15 месяцев.

Срок действия квалифицированных подписей, выпущенных коммерческими удостоверяющими центрами, закончится 1 января 2022 года.

Подписанные документы действительны и после окончания срока действия сертификата ключа проверки электронной подписи.

7. Что такое ЕСИА и зачем она нужна?

Федеральная государственная информационная система «Единая система идентификации и авторизации» (ЕСИА) — это система, позволяющая гражданам взаимодействовать с органами власти онлайн.

Ее преимущество заключается в том, что пользователю, который один раз зарегистрировался в системе (на портале gosuslugi.ru), не нужно каждый раз проходить процедуру регистрации на государственных и других ресурсах для получения доступа к какой-либо информации или услуге. Также для пользования ресурсами, взаимодействующими с ЕСИА, не нужно дополнительно идентифицировать свою личность и приравнивать простую электронную подпись к собственноручной — это уже сделано.

По мере развития электронного правительства и электронного документооборота в целом количество ресурсов, взаимодействующих с ЕСИА, растет. Так, использовать ЕСИА могут уже и частные организации.

С 2018 года начала действовать система удаленной идентификации клиентов российских банков и пользователей информационных систем при условии регистрации в ЕСИА и предоставления гражданином своих биометрических данных (изображения лица и образца голоса) в единую биометрическую систему. То есть услуги банков можно будет получать, не выходя из дома.

8. А какая подпись используется на порталах mos.ru, gosuslugi.ru и других государственных ресурсах?

На портале mos.ru

Физические лица для получения электронных госуслуг на официальном сайте Мэра Москвы пользуются простой электронной подписью (то есть им достаточно зарегистрироваться на mos.ru). Для юридически значимых услуг требуется получение полной (подтвержденной) учетной записи. Для этого нужно подтвердить свою личность в любом центре госуслуг «Мои документы».

Юридические лица и индивидуальные предприниматели пользуются усиленной квалифицированной электронной подписью. Для ее получения обратитесь в аккредитованный удостоверяющий центр или в УЦ ФНС.

На портале gosuslugi.ru

На портале gosuslugi.ru есть несколько уровней учетной записи. Пользуясь упрощенным и стандартным уровнями, вы подписываете заявления простой электронной подписью. Но чтобы получить доступ ко всем услугам, вам нужен подтвержденный аккаунт — для этого нужно подтвердить личность, то есть приравнять простую электронную подпись к собственноручной.

На сайте Федеральной налоговой службы

Физические лица, получая услуги через личный кабинет на сайте Федеральной налоговой службы, пользуются усиленной неквалифицированной подписью, приравненной к собственноручной. Сертификат ключа проверки можно получить в самом личном кабинете, а вот идентификация личности и приравнивание электронной подписи к собственноручной происходят на уровне входа в личный кабинет: войти можно либо по логину и паролю, которые выдают при личном визите в налоговую инспекцию, либо с помощью подтвержденной учетной записи на портале gosuslugi.ru, либо и вовсе по усиленной квалифицированной электронной подписи.

А вот индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для получения услуг (например, для регистрации онлайн-кассы) может понадобиться усиленная квалифицированная подпись.

На сайте Росреестра

Часть услуг Росреестра (например, подать заявление, записаться на прием) можно получить, используя простую электронную подпись. Но большинство услуг предоставляется тем, у кого есть усиленная квалифицированная электронная подпись.

Для участия в электронных торгах

Для того чтобы участвовать в электронных торгах, нужна усиленная квалифицированная электронная подпись.

Источник

Усиленная квалифицированная электронная подпись: что это такое и сколько стоит

На смену бумажным документам постепенно приходит электронный документооборот (ЭДО) и его обязательный атрибут — усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Её обладатель может в режиме онлайн получить доступ к нужной информации на государственных и прочих Интернет-ресурсах, сделать необходимые выплаты, написать заявление, оформить сделку. Усиленная электронная подпись служит для удостоверения личности пользователя в Сети.

Усиленная цифровая подпись что это

Что такое ЕСИА и зачем она нужна

В 2010 г. в России была создана Единая система идентификации и авторизации (ЕСИА) – регистрация в ней открывает для пользователей Интернета доступ ко всем государственным сервисам.

Усиленная цифровая подпись что это

Идентификацию в ЕСИА признают:

Получить водительское удостоверение или загранпаспорт, записаться на прием к врачу, оформить ребенка в школу, оплатить счета, получить кредит в банке – все это в режиме онлайн доступно пользователям системы ЕСИА. Электронные услуги позволяют решать проблемы, не теряя времени в очередях к заветному окошку, не вступая в личный контакт с сотрудниками госучреждений.

При оформлении документации через интернет граждане используют электронную подпись, которая позволяет идентифицировать их личность.

Какие бывают электронные подписи

Электронная подпись на документе — это аналог собственноручного автографа, оставленного на бумажном носителе. Закон №63-ФЗ определяет два вида электронной подписи (ЭП):

Усиленная цифровая подпись что это

Что такое простая электронная подпись

Простая электронная подпись (ПЭП) представляет собой несложное буквенно-цифровое обозначение, позволяющее пользователю авторизоваться в той или иной информационной системе, совершать в ней разрешенные операции. Чаще всего ПЭП представлена парой логин-пароль, где логином является электронный адрес или телефонный номер, а пароль сгенерирован самим пользователем или системой, с которой он намеревается взаимодействовать.

Сама по себе ПЭП не имеет юридической силы. К собственноручной подписи её можно приравнять, если об этом заключено специальное соглашение на сайте, внутри корпорации или между деловыми партнерами. Так, онлайн-банк одобрит перевод денег со счета, если получит подтверждение в виде цифрового кода, присланного на телефон или электронную почту клиента. Особое соглашение с клиентом позволяет приравнять сочетание «номер телефона + СМС-код» к личной подписи клиента. Кроме банковских операций, простую ЭП применяют:

В системе ЕСИА подача запросов и доступ к электронным услугам на сайтах разрешается лишь после того, как получатель ключа ПЭП лично явится с паспортом в МФЦ, где будет идентифицирована его личность.

Усиленная цифровая подпись что это

Что такое усиленная неквалифицированная электронная подпись (НЭП)

Усиленная подпись может быть неквалифицированной (НЭП) и квалифицированной (КЭП). Разница между ними – в степени доверия государства. НЭП генерируется для внутреннего электронного документооборота по произвольному криптографическому алгоритму, она действительна только для тех корреспондентов корпорации, с которыми имеется договор о признании юридической силы данной подписи. Без предъявления такого договора арбитражный суд признает контракт, подписанный НЭП, недействительным. Сервис Налоговой инспекции генерирует для своих пользователей НЭП для подписания документов по налоговой отчетности из личного кабинета на сайте. Не используется НЭП на портале Госуслуг, на ресурсах ПФР и ФСС, Росреестр, Росстат и др.

Что такое усиленная квалифицированная электронная подпись

Квалифицированная ЭП генерируется в удостоверяющих центрах, аккредитованных Министерством коммуникаций и связи; для её кодировки используется алгоритм, соответствующий государственным стандартам. Этой подписи доверяют все государственные органы, включая арбитражные суды. Документ, заверенный УКЭП, имеет безусловную юридическую силу, подпись может быть использована во всех операциях электронного документооборота.

Представленная ниже сравнительная таблица пояснит, чем отличаются оба вида усиленной ЭП.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *