Усатый полосатый маршак чему учит
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе по стихотворению С. Я. Маршака «Усатый-полосатый»
Виденина Татьяна Александровна
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе по стихотворению С. Я. Маршака «Усатый-полосатый»
КОНСПЕКТ
Интегрированного занятия во второй младшей
группе по стихотворению С. Я. Маршака
«УСАТЫЙ-ПОЛОСАТЫЙ
Тематическое занятие во второй младшей
группе по стихотворению С. Я. Маршака
«УСАТЫЙ-ПОЛОСАТЫЙ»
Цель: довести до сознания детей замысел автора: котенок – живое существо, он не игрушка, у него свои потребности и привычки.
Задачи: создавать условия для формирования у детей познавательного интереса; учить синтезировать полученные ранее знания и применять их на практике. Передавать в движениях повадки животных, создавать игровые образы; прививать коммуникативные качества; обобщить и расширить знания детей о домашних животных – кошках; воспитывать внимание, умение слушать воспитателя, доброжелательное отношение к животным.
совместно с родителями составление фоторассказа о своих усатых питомцах;
чтение стихотворения С. Я. Маршака «Усатый-полосатый»
Интеграцияобразовательных областей: речевое развитие, познание, коммуникация.
Воспитатель: Сегодня у нас много гостей. Они пришли посмотреть и послушать нас. А о ком будем говорить, узнаете, если отгадаете загадку. Закройте глазки и внимательно слушайте.
Мохнатенькая, усатенькая
Молочко пьет, песенки поет
Воспитатель: Дети, а кто такая кошка?
Дети: это домашнее животное.
Воспитатель: Кошка давно живет рядом с человеком. У многих из вас дома тоже живут кот или кошка. Из ваших фоторасказов мы узнали много интересного о ваших усатых питомцах. О кошках написано много стихов, сказок, потешек, загадок. В нашей библиотеке тоже есть книги о кошках. А сегодня мы еще раз прочитаем стихотворение, которое написал Самуил Яковлевич Маршак «Усатый-полосатый». Не только почитаем, но и поиграем и узнаем много нового о кошках.
Воспитатель: Жила-была девочка.
Кто звал, тот и знал.
Сколько ей было лет?
А всего четыре года.
И был у нее… Кто у нее был?
Серый, усатый, весь полосатый. Кто это такой?
Воспитатель: ребята, а как звали котенка (ответы детей)
У каждого котенка должно быть свое имя – кличка, на которую он будет откликаться. Смотрите, сколько разных котят и кошек, давайте придумаем каждому имя – кличку (Барсик. Муся, Мурка, Пушок, Гав, Дуся). А вот моего котика зовут – Миша. Вот он, какой милый.
Воспитатель: у Никиты, например, живут кошка и котенок. А котенок для кошки – это кто? Правильно – детеныш. А кошка – мама. Кошки – это девочки. У Меланьи живет кот – мальчик. Кошки бывают с длинной шерстью и короткой. Бывают по цвету белые, черные, рыжие, пятнистые…
Воспитатель: стала девочка котенка спать укладывать.
Вот тебе под спинку – мягкую перинку.
Сверху на перинку – чистую простынку.
Вот тебе под ушки – белые подушки.
Одеяльце на пуху и платочек наверху.
Уложила котенка, а сама пошла ужинать.
Возвращается – что такое?
Хвостик – на подушке, на простынке – ушки.
Повернула она котенка, уложила как надо.
Под спинку перинку.
На перинку простынку.
А сама пошла ужинать.
Дети: вот какой глупый котенок!
Воспитатель: Как вы думаете, почему котенок не стал спать на кукольной кроватке? (Ему было неудобно). А наша кошечка спит на кроватке под одеялом. Почему она не убегает (игрушка).
Воспитатель:Где только не спят кошки: и на диване, и на окне, на полу, на коленках… Кошка ищет, где ей удобно, тепло, мягко. Спит клубочком (к морозу, на животе, на спине, вверх брюшком – к теплу (доверчивая кошка). Кошка спит много, потому что тратит много энергии, силу свою на охоту, на игру. Но она спит очень чутко. А проснувшись – подтягивается, чтобы размять свои мышцы. Давайте мы тоже разомнемся.
Вот окошко распахнулось (Руки развести в стороны.)
Вышла кошка на карниз (Имитация мягкой, грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка вверх (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз (посмотреть вниз)
Вот налево повернулась (повернуть голову к левому плечу)
Проводила взглядом мух (повернуть голову к правому плечу, взглядом «проводить» муху)
И уселась на карниз (сесть на свои места).
Воспитатель: захотела девочка котенка выкупать.
Принесла кусочек мыла и мочалку раздобыла, и водицы из котла в чайной чашке принесла.
Не хотел котенок мыться – опрокинул он корытце и в углу за сундуком моет лапку языком.
Дети: вот какой глупый котенок!
Воспитатель: А вы знаете, чем моются кошки? Почему кошки моются языком? Вас когда-нибудь кошка лизала своим языком? Какой он? Шершавый. Такой язычок лучше всякой расчески и мочалки приведет шерстку в порядок. Если кошка долго, тщательно моется, значит ждет гостей.
Артикуляционная гимнастика «Прогулка Веселого Язычка»
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Да – нет»
У кошки пушистый хвост?
У кошки маленькие ушки?
У кошки есть рожки?
У кошки мягкие лапки?
У кошки длинные усы? Покажите
Зачем кошке длинные усы? Ориентируется в темноте, во время охоты определяет запах.
Воспитатель: стала девочка котенка кормить.
Принесла овсяной кашки – отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиски – отвернулся он от миски.
Воспитатель: что едят кошки?
Воспитатель: стала девочка учить котенка говорить.
Воспитатель: у кошки свой кошачий язык. И у кого есть кошка, мы его понимаем. Если кошка выгибает спину и шипит, что она этим хочет сказать? (Не трогайте меня). А если она трется об ноги и мурлычет? (погладьте меня, покормите меня).
Воспитатель: Не было в доме мышей, а было много карандашей.
Лежали они на столе у папы и попали котенку в лапы.
Как помчался он вприпрыжку, карандаш поймал, как мышку.
И давай его катать –
От стола до табурета, от комода до буфета.
Подтолкнет – и цап-царап!
А потом загнал под шкаф
Ждет на коврике у шкафа
Притаился чуть дыша…
Коротка кошачья лапа –
Не достать карандаша!
Воспитатель: когда котята играют, чему они учатся? (охотиться)
Домашние кошки очень любят ловить мышей. А с чем котята играют? (клубочками, шариками, со всем, что двигается)
Воспитатель: закутала девочка котенка в платок и пошла с ним гулять.Люди спрашивают:
Кто это у вас? – Это моя дочка
А почему у вашей дочки серые щечки? – Она давно не мылась
Почему у нее лохматые лапы, а усы как у папы? – она давно не брилась.
А котенок как выскочит, как побежит – все увидели, что это котенок усатый – полосатый.
Воспитатель: почему он так делал?
Правильно. С котенком нельзя играть как с куклой. Как еще нельзя поступать с кошкой (дергать за хвост, усы, бить).
А как вы думаете, почему девочка так себя вела?
Правильно. Потому что она маленькая и ничего не знала о кошках.
Воспитатель: А что вы узнали о кошках?
Молодцы! Спасибо гостям за внимание.
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Масленица» Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе. Тема: «Масленица» Цель: Создать условия для знакомства детей с народными традициями.
Конспект НОД по восприятию художественной литературы во второй младшей группе «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака» Программное содержание :формировать у дошкольников навык внимательного прослушивания, осмысленного восприятия поэтического текста и его.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Усатый-полосатый» для детей старшего дошкольного возраста Ход непосредственно – образовательной деятельности Мотивационно – ориентировочный этап. Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с нашими.
Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке» Тема: «Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетки». Цель: познакомить детей с яркими образами животных в стихотворениях С. Я. Маршака.
НОД во второй младшей группе по стихотворению А. Барто «Зайка» НОД во второй младшей группе №3 «Зайку бросила хозяйка» по стихотворению А. Барто «Зайка» Выполнила : Шуайпова. А. К.
Сценарий праздника «День матери» в средней группе с игрой-театрализацией по стихотворению С. Маршака «Олино колечко» Сценарий праздника «День матери» в средней группе. Разработали воспитатели МАДОУ № 240 Детского сада комбинированного вида «Волшебный замок».
Занятие по развитию художественно-эстетического восприятия ребенка «Усатый-полосатый» Тема: «Усатый-Полосатый» Цель: Развивать художественно-эстетическое восприятие ребенка средствами художественной литературы. (Произведение.
Конспект внеурочного занятия о кошках для школьников «Усатый полосатый» Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться доброе утро Доброе утро солнцу и птицам Доброе утро улыбчивым лицам И каждый становится.
Анализ стихотворения «Усатый-полосатый» Самуила Маршака
«Усатый-полосатый» Самуила Яковлевича Маршака впервые появился на страницах журнала «Еж».
Ранняя редакция стиха напечатана в 1929 году. Версия с хрестоматийным названием вышла годом позже. Окончательный вариант сложился к середине 1950-х годов, с рисунками В. Лебедева. Сыну писателя, Якову (домашнее имя – Лялик) не было и двух лет, когда он в первый раз услышал историю котенка и его деловитой хозяйки. Отец отложил книжки и начал импровизировать (сперва в прозе). Критика книгу приняла в штыки, бранила за старорежимность темы и ее решения. В жанровом отношении – поэтический рассказ, ритмизированная проза (она легче воспринимается ребенком) чередуется со стихами (хореического толка), рифмовка смежная. Начинается история как зачин сказки, а еще и как дразнилка. Имя героини остается неизвестным, а вот возраст, хотя и неохотно, рассказчик все же сообщает: четыре года. Дальше – приметы питомца девочки: серый, усатый. Тот самый, кого надо укладывать спать, купать, учить говорить и выгуливать. По сути, она играет с ним, как с куклой. Следом – череда фольклорной перечислительной градации про перинку, одеяльце и платочек. Уменьшительные суффиксы усиливают сходство с колыбельной. Прилагательных минимум и они просты (мягкую, белые), эпитетов и того меньше (глупый). Героиня «пошла ужинать», а котенок, само собой, разбойничал в кроватке. Поэт повторами подчеркивает, что девочка, бросая ложку, несколько раз прибегала посмотреть, как спит ее воспитанник. Возмущенные вопросы («разве так спят?») и восклицания про глупость котенка призваны вызвать у слушателя улыбку. Ребенок понимает игру и девочки, и рассказчика. Натереть котенку бока мочалкой тоже не удалось, лексикон увеличить – подавно (дальше природного мяуканья дело не пошло), да и скормить собственную кашку оказалось задачей не из легких. Но героиня не унывает, несет шалуна в сад. Взрослые подыгрывают, задают вопросы. Разумеется, это ее дочка. Просто «давно не брилась». И если бы котенок не вырвался – никто бы ничего не понял, конечно. Со временем, он, ясное дело, поумнел, а девочка так и вообще почти выросла – в первый класс пошла. В сто первую школу. Так что история случилась на самом деле, буквально вчера, можно девочку в той школе найти, расспросить. В стихах описан город, дом, есть бытовые детали (кровать, котел, сундук, миска). Описана и игра во вкусе самого котенка – загонять карандаши «под шкап». Взрослых в стихах нет, как будто «умная девочка» живет одна и занимается развитием (физическим и умственным) кота. С. Маршак умышленно подает историю именно так, зная детскую психологию. В сущности, рассказ в духе реализма. Животное не разговаривает, никаких волшебных существ или приключений, однако поэт со знанием дела открывает дверцу в детский мир, живущий правилами и эмоциями, которые взрослые обычно уже позабыли. Звучные рифмы, четкость композиции позволяют детям с легкостью запомнить эти стихи. Сравнение: как мышку. Ряд приставочных глаголов, звукоподражание (цап-царап), глагольность, диалогичность.
Первым восторженным слушателем «Усатого-полосатого» С. Маршака был его маленький сын.
Конспект занятия по развитию речи » По произведению С. Маршака «Усатый-полосатый» для детей 4-5 лет
Кобзева Людмила Александровна, педагог дополнительного образования, Школа раннего развития «Пчёлка», МБУДО «ЦВР «Пашинский»,
Конспект занятия по развитию речи «Домашнее животное – кошка. Знакомство со стихотворением С. Маршака «Усатый-полосатый»,
Знакомить детей с обобщающим понятием «Домашние животные»;
Упражнять детей строить описательный рассказ по игрушке;
Упражнять детей отвечать на вопросы, вспоминая знакомое стихотворение;
Познакомить детей с творчеством С. Маршака, со стихотворением «Усатый-полосатый»;
Развивать связную речь;
Развивать графические навыки, моторику рук.
Совершенствовать умения внимательно слушать и слышать педагога;
Воспитывать усидчивость, внимание.
Оборудование: игрушка « Кошка», предметные картинки с изображением домашних животных, домашнее видео по стихотворению «Усатый полосатый», графическое задание на каждого ребенка.
Вводная часть. Приветствие. Пальчиковая гимнастика.
Дети садятся на стульчики, по цепочке здороваются друг с другом и педагогом, передают тепло ладошками и говорят, как рады видеть друг друга.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.»
А еще мы скажем: «Не сердись, улыбнись!»
Отгадывание загадок. Встреча гостьи.
Ребята, я сегодня приготовила для вас загадки, если отгадаете, то картинки появятся на доске. Дети но, еще скажу вам по секрету, к нам сегодня собирается в гости придти гость, но пока мы его ждем, давайте отгадаем животных, которые спрятались в стихотворении:
Целый день паслись у сосен
Две подружки – Ме и Му
Мяу грел бочок на солнце
Бе весь день мешал ему.
Кря купался рядом в речке
Кукареку песни пел
Гав валялся на крылечке
Хрю под кустиком сопел.
А теперь дружок напомни,
Тех кто в этот жаркий полдень
На глаза попался нам.
Дид.игра «Назови ласково».
-Ребята, вы догадались о ком рассказывается в стихотворении,
-Назовите кого вы узнали, но помните, что назвать нужно ласково.
-Да, верно, это козочка, коровка, кошечка, барашек, уточка, петушок, собачка и свинка.
(выставляю картинки с изображением животных)
-Скажите, а как можно назвать всех этих животных одним словом,
-Правильно это домашние животные.
3. Описательный рассказ по игрушке.
А теперь, послушаете, кто то мяукает..посмотрите, это же кошка. ( педагог достает игрушку)
«Кто мяучит под рукой
Носик розовый такой…
Пьет из блюдца молочко и
Правильно, ребята, это кошечка. Давайте поздороваемся с кошечкой. Будем передавать друг другу игрушку и рассказывать про кошечку…
Пример: У кошечки белая шерстка…, у кошечки розовый носик… и т.д.
Беседа по стихотворению «Усатый-полосатый»
Педагог далее ведет беседу с детьми:
… Кошечка домашнее животное…У многих из вас кошка живет дома. Многие писатели и поэты писали стихи и произведения про своих любимцев. Есть такое стихотворение у С Маршака – детского писателя. Это стихотворение называется «Усатый полосатый». Вы все знаете это стихотворение про девочку и ее котенка.. Я бы хотела, чтобы вы ответили на мои вопросы.
— Сколько лет было девочке? ( 4 года)
А в произведении это так говориться:
«..Сколько ей было лет?
А всего четыре года.
— Кто у нее был? ( котенок)
А в произведении так говорится:
«…Серый, усатый, весь полосатый. Кто это такой? Котенок.
-Захотела девочка котенка выкупать. Что она принесла? ( кусочек мыла, мочалку, водицы в чайной ложке)
— Чем кормила девочка котенка? ( ответы детей)
А в произведении так говорится:
«… дали ему в чашке толоконной кашки.
— А почему девочка называла котенка – глупым? ( ответы детей)
Просмотр домашнего видео по мотивам стихотворения «Усатый – полосатый»
Здорово. Ребята. Вы хорошо знаете это стихотворение.А сейчас посмотрим небольшое видео по мотивам этого стихотворения ( просмотр домашнего видео)
А сейчас ребята пришло время поиграть в веселую игру.
Театрализованные сценки из произведения.
А теперь, садитесь на свои стульчики ребята. Поиграем с вами. Вы будете котятами. А я как девочка из стихотворения, буду вас учить говорить:
— Котик, скажи: ба-буш-ка.
-Скажи: лошадь. ( а он говорит: мяу)
— Скажи: учительница. ( а он говорит: мяу)
-Скажи: электричество (а он говорит: мяу)
( дети проговаривают слова за котенка)
— Ребята, а еще что сделала с котенком девочка? ( она пошла с ним гулять в сад и закутала в платок)
Давайте я буду спрашивать у вас про котенка, а вы будете мне отвечать, вспоминая, что говорила девочка. ( Небольшой кусочек театрализованной деятельности по произведению, с несколькими детьми.).
… Кто это у вас? (Это моя девочка.)
… Почему у вашей дочки серые щечки? ( Она давно не мылась)
… Почему у нее мохнатые лапы, а усы – как у папы? ( Она давно не брилась)
А потом ребята, когда прошло время, кем стал котенок? ( Умным котом)
А девочка? ( девочка выросла, стала еще умнее и учиться в первом классе)
Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете произведение. Вам понравилось оно. ( ответы детей). В память о встрече с этим произведением, наша гостья, Кисонька-Мурысонька, хочет подарить вам рисунок кошки, который надо обвести по точкам и раскрасить. ( задание на развитие моторики руки)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Данный конспект занятия, поможет познакомить детей с произведением С. Маршака «Усатый полосатый», закрепить знания полученные на занятиях ранее. Дети повторят домашних животных, тренируя свое внимание, мышление, на основе загадок и стихотворения. Конспект помогает развивать связную речь детей, умения отвечать на вопросы педагога, вспоминая текст произведения. Также материал содержит приемы активизации внимания детей с помощью театрализованной деятельности. Будет полезен материал для воспитателей, педагогов и родителей.
Номер материала: ДБ-1380810
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
История создания этого стихотворения тоже начинается с того, что маленький Яша Маршак, третий сын Самуила Яковлевича, очень любил папин рассказ про котенка, просил рассказывать снова и снова:
«Помню, мой маленький сын просил меня почитать вслух книжку, когда ему еще двух лет не было. Я стал ему читать, но ни одна из стихотворных книжек не остановила его внимания. Тогда я начал рассказывать сказку. Приступил я к ней в прозе, а потом незаметно перешел на стихи. Вступление, непосредственно обращенное к моему маленькому слушателю, сразу же заинтересовало его. Так возникла книжка «Усатый-полосатый» (из письма С.Я. Маршака В.Д. Разовой)
«»Когда брат стал понимать много слов, отец начал рассказывать ему сказки: про курочку и яичко, про котенка. В этих сказках проза перемежалась стихами, тут же сочиненными. Одну из них брат любил больше всего:
«Жила-была девочка. А как ее звали? Кто звал, тот и знал, а ты не знаешь. А был у нее. Кто у нее был? Серый, усатый, весь полосатый! Котенок у нее был, вот кто!»
Брат просил ее рассказывать снова и снова. И в конце концов выработался «канонический текст» этой сказки, который отец записал. Получилась книжка «Усатый-полосатый», первое издание которой вышло в 1930 году, с замечательными рисунками В.В. Лебедева. На обороте обложки была воспроизведена синей, напоминающей чернила, краской надпись отца:
«Посвящаю маленькому Якову. С. Маршак».
А в статье «Еж» Б. Шатилова (журнал «Октябрь, 1929, № 12) написано так:
«. детская литература все больше вырождается в мертвую литературщину.
Шатилов цитирует Маршака «Усатый-полосатый» и возглашает:
На сайте С. Маршака есть 7 разных изданий этой книжки. Надеюсь, что со временем будет больше, что удастся разыскать и первую публикацию стихотворения (тогда оно называлась «Про котенка») в журнале «Еж» за 1929 год, и найдутся первые издания книги с илл. В. Лебедева.
Жила-была девочка. А как ее звали?
Кто звал,
Тот и знал.
А вы не знаете.
А сколько ей было лет?
И был у нее. Кто у нее был?
Серый,
Усатый,
Весь полосатый.
Кто же это такой? Котенок.
Стала девочка котенка спать укладывать.
Вот тебе под спинку –
Мягкую перинку.
Сверху на перинку –
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки –
Белые подушки.
Одеяльце на пуху
И платочек наверху.
Уложила котенка, а сама пошла ужинать.
Приходит назад – что такое?
Хвостик на подушке,
На перинке – ушки.
Разве так спят? Перевернула котенка, уложила, как надо.
Под спинку –
Перинку.
На перинку –
Простынку.
Под ушки –
Подушки.
А сама пошла ужинать.
Приходит – что такое?
Ни перинки,
Ни простынки,
Ни подушки не видать,
А усатый
Полосатый
Перебрался под кровать.
Разве так спят? Вот какой глупый котенок!
Захотела девочка котенка выкупать.
Принесла кусочек мыла
И мочалку раздобыла,
И водицы из котла
В чайной чашке принесла.
Не хотел котенок мыться –
Убежал он из корытца.
Вот какой глупый котенок!
Стала девочка учить котенка говорить.
Котик, скажи: ба-буш-ка.
А он говорит: мяу.
— Скажи: ло-шадь.
А он говорит: мяу.
— Скажи: у-чи-тель-ница.
А он говорит: мяу.
— Скажи: э-лек-три-чест-во.
А он говорит: мяу.
Все мяу да мяу.
Вот какой глупый котенок!
Стали котенка кормить.
Дали ему в чашке
Толоконной кашки.
А он не хочет.
Дали ему в миске
Луку и редиски.
А он не хочет.
Дали блюдце с молоком –
Вытер блюдце языком.
Вот какой глупый котенок!
Забежал по делу к папе
Человек в очках и в шляпе.
Шел по комнате, спеша,
Не видал карандаша.
Поскользнулся
По дороге,
Растянулся
На пороге –
Упал.
Вот какой глупый котенок!
Закутала девочка котенка в платок и пошла с ним в Летний сад.
Вот какой глупый котенок!
А потом,
А потом
Стал он умным котом.
А девочка тоже выросла и учится в школе первой ступени.