Усадьба марфино что посмотреть
Марфино. Маршрут на выходные
Всего на один день убежать от городской суеты и погрузиться в атмосферу старой подмосковной усадьбы. А почему бы и нет?
Чтобы посмотреть её сегодняшний портрет, надо проехать 230 км от Тулы или за пару минут пролистать эту страничку 🙂
Дорожные ориентиры: менее 20 км от МКАД по Дмитровскому шоссе, поворот на Марфино (направо!) в районе деревни Сухарево.
Точные координаты усадьбы: N56 05,056; E37 33,609.
Если этот вариант у вас не прокатит (а вдруг?), за домом на ул. Санаторная, 4 есть большая дырка в заборе (не по феншую, но если очень хочется, то можно). Дом всем своим видом как бы приглашает 🙂
Портрет графини Паниной кисти Репина.
Графиня сразу же пригласила видного московского архитектора Михаила Дормидонтовича Быковского и усадьба была реконструирована в стиле «николаевской» псевдоготики.
Въездные ворота с караульной башней и так называемая рыцарская аллея за ними.
Сын архитектора Быковского восторженно вспоминал: «Помню, как я был поражен, когда из-за березовой рощи вдруг открылся вид на пруд, мост с колоннадой, ворота и дом со спускающимися от него к пруду каменными террасами и лестницею с фонтаном и пристанью с грифонами по сторонам ее. Все в бледно-розовых тонах, освещенное ярким солнечным светом, выделялось на фоне зелени и, только что выстроенное, содержалось превосходно. Все террасы были обрамлены гирляндами цветов. Это была какая-то сказочная картина, и впечатление от нее было настолько сильно, что сохранилось на всю жизнь … и не изгладилось по сие время».
Пристань с грифонами. Какое же счастье, что их не успели побелить! 🙂
Абсолютно сказочные чудовища. Кажется, что только-только прилетели откуда-то из Средиземья, коснулись зеркала пруда и окаменели.
За грифонами виден знаменитый Марфинский мост.
Но вот досада, территория санатория прямо у моста заканчивается забором с колючей проволокой! Можно, конечно, вернуться через КПП.
. но мост зовёт! И мы ведём себя не по-дворянски.
Каждая башня имеет арочный вход в галерею, над которым висит щит с мальтийским крестом. Когда смотришь на всю эту дикую красоту, отлично понимаешь киношников, которые отсняли в Марфино немало картин.
«Дворянское гнездо», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Мастер и Маргарита», «Крестоносец» снимались в этих пейзажах и руинах 🙂
Краснокирпичная обнаженная кладка.
На самом деле, при всей своей уникальности, мост находится в плачевном состоянии и нет никакого намёка на то, что его собираются восстанавливать 🙁
Насладившись видами на мосту, с моста и под мостом, возвращаемся в усадьбу.
В глубине аллей наследие со времен Салтыковых — двухъярусная ротонда «Миловида». В 1950-е годы второй ярус беседки был украшен скульптурой Аполлона Бельведерского.
Причём Аполлон полностью изолирован от посетителей. Лестницы на второй этаж ротонды не существует 🙂
Из ротонды открывается вид на нижний пруд.
На пруду есть прокат лодок 🙂 Лодочника не было, цены покрыты тайной.
Если бы не знала её истинного происхождения, посчитала бы порождением советских времён. С 1919 по 1923 год на территории усадьбы размещалась детская колония для беспризорников. И полуротонда вполне могла быть сценой для художественной самодеятельности.
На прудах есть четыре насыпных острова. Все они носят романтические названия: «Остров ожидания», «Остров встречи», «Остров любви», «Остров расставания» и при этом имеют весьма прозаичный вид.
В стародавние времена Марфино славилось шумными баллами, масштбаными потешными спектаклями, здесь устраивались концерты органной музыки и литературные вечера, игры крепостных на манер «больших гонок» и званные обеды на 300 персон. Парк и пруды Марфина иллюминировались тысячами разноцветных огней, в честь гостей устраивался салют из 12 пушек, во время гуляний играл крепостной оркестр из 120 музыкантов и выступал хор, в составе которого было 80 певцов. Масштаб, однако! Сейчас, глядя на окрестные пейзажи и утопая в их тишине, сложно такое представить 🙂
До усадьбы можно добраться своим ходом:
от Тулы до Москвы (любым привычным способом),
дальше на электричке от Савеловского вокзала до станции «Катуар»
(время в пути 50 минут), потом на автобусе № 37.
Хотите поделиться своими «дорожными историями»? Пишите в личку Татьяне Афанасьевой
И да здравствует наш общий бесконечный и жизнерадостный «Гульбарий»! 😉
Для полноты картины: «русскоговорящие» места, по которым мы уже гуляли и которые могут стать и вашим новым маршрутом 😉
Усадьба Марфино
Усадьба Марфино
Усадьба Марфино — старинная дворянская усадьба, расположенная с севера от Москвы, в 25 км от МКАД. Здания и пейзажный парк находятся на высоком берегу реки Уча. Две церкви, а также большой дворец и чудесный мост с чертами классицизма и псевдоготики гармонично дополняют друг друга, поэтому у гостей усадьбы Марфино создается впечатление, что они попали в сказку.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Усадьба Марфино
Основные моменты
История дворцово-усадебного комплекса насчитывает более трех столетий. Во внешнем облике усадьбы отразились возможности и вкусы ее именитых владельцев и талантливых архитекторов. В прежние времена Марфино было известно блистательными приемами и зрелищными театральными постановками. Здесь побывало немало знаменитостей и видных государственных деятелей. Усадьба прошла через несколько периодов расцвета и навсегда вошла в историю отечественного зодчества. Псевдоготический облик здания получили в XIX веке, когда делами поместья управляла графиня Софья Владимировна Панина.
Дворец и парк Марфино можно увидеть в кадрах многих отечественных фильмов. Живописные здания снимали в художественном фильме по роману Тургенева «Дворянское гнездо», популярном сериале «Мастер и Маргарита», боевике «Крестоносец», а также в кинолентах «Женщина, которая поет», «Стакан воды» и других.
Как строилась и развивалась усадьба
В середине XVI века земли, где потом построили Марфино, принадлежали боярину и сподвижнику царя Ивана IV Грозного – Василию Петровичу Головину. После него имение меняло владельцев, и в конце XVII века его выкупил государственный деятель Борис Алексеевич Голицын.
Храм Рождества Богородицы
Старые постройки не отвечали вкусам князя, поэтому он распорядился, чтобы в усадьбе разбили парк на французский манер, а также построили новый дом и хозяйственные здания. В 1701 году здесь появился храм, который освятили в честь Рождества Богородицы, и имение стали назвать Богородским.
После кончины князя его сын Сергей, чтобы вернуть долги, продал владения генералу-фельдмаршалу Петру Семеновичу Салтыкову. Строения Голицына разобрали и вместо них возвели величественное двухэтажное строение с двумя просторными флигелями. В усадьбе Салтыковых нашлось место беседкам и псарням. Были построены Петропавловская церковь для богослужений в холодное время года, каретный сарай, конный двор и зверинец. В оранжерее Марфино росли экзотические для Средней полосы России лавровые деревья. Здесь также собирали урожаи персиков, апельсинов и других диковинных фруктов.
Постепенно имение стало одним из центров культурной жизни московского дворянства. В нем выступали отечественные и зарубежные артисты, звучали концерты органной музыки, а о знаменитом марфинском театре знали далеко за пределами столицы.
В период Отечественной войны 1812 года имение получило большие разрушения. Квартировавшие здесь французские солдаты сожгли некоторые постройки и вывезли из Марфино много предметов искусства.
Галерея Марфинского моста, 1930-е годы
В 20-е годы XIX века хозяином усадьбы стал генерал-поручик Владимир Григорьевич Орлов. Граф приложил немало усилий для возрождения былого величия Марфино. Однако, в 1831 году он умер, и имение перешло по наследству его дочери Софье, в замужестве носившей фамилию Панина.
Старые строения полностью преобразились, благодаря талантливому зодчему Михаилу Дормедонтовичу Быковскому, который был учеником знаменитого Доменико Жилярди и многое перенял у мастера. Архитектор провел реконструкцию зданий в традициях модной «николаевской» готики. Быковскому удалось превратить усадьбу Марфино в прекрасный ансамбль, который вызывал восторг у всех, кто его видел.
В 1844 году, после кончины хозяйки, имение перешло младшему сыну графини Виктору Никитичу. Он вел управление своими владениями из Санкт-Петербурга и не особенно заботился об их развитии.
С приходом советской власти старую усадьбу национализировали. До Великой Отечественной войны здесь была колония для малолетних правонарушителей и дом отдыха для военных «Красный летчик». Потом в зданиях разместили госпиталь, а с 1944 года на территории Марфино находится санаторий, где оздоравливаются или проходят реабилитацию военнослужащие и члены их семей.
Усадьба Марфино в наши дни
Парадным въездом в старое имение считается необычный мост, оформленный краснокирпичной стеной с башенками и бойницами. Он выводит к дворцу, прекрасному зеленому парку и двум храмам.
Главное здание или дворец стоит на холме и доминирует над другими строениями. В прежние времена перед дворцами устраивали просторные площади, но хозяева усадьбы Марфино не стали следовать этой традиции. Прямо перед главным зданием раскинулся большой пруд, вокруг которого находятся все остальные здания усадьбы. От центра дворца к украшенной каменными грифонами пристани можно спуститься по широкой лестнице. Водная гладь визуально увеличивает масштаб имения, оно кажется больше, чем есть на самом деле, и открывается не частями, а целиком.
Мост Пруд перед главным зданием усадьбы
Дворцовое здание недавно отреставрировали, и сейчас в нем размещается один из корпусов военного санатория. На территории Марфино стоят две красивые церкви. Рождественский храм был возведен крепостным зодчим Голицыных – Владимиром Ивановичем Белозеровым. Здание построено из крупного кирпича и облицовано блоками из известняка. Завершает его высокий барабан с небольшой главкой. Второй храм, освященный в честь Петра и Павла, действующий. В нем проходят регулярные богослужения. Он увенчан восьмигранным барабаном и выглядит довольно аскетично.
От Салтыковых в усадьбе Марфино сохранились изящные беседки. Одна из них носит название «Музыкального павильона». Открытое полукруглое строение имеет строгую тосканскую колоннаду, которую завершает полукупольный свод. Другая беседка «Миловида» расположена на склоне холма, спускающегося к пруду. Она построена в виде двухъярусной ротонды. Первый ярус живописного здания сделан как восьмигранник с арками, а второй выполнен в форме восьмиколонного павильона с куполом.
Декор усадебного дома Фонтан-чаша перед главным зданием усадьбы Скульптуры грифоно В усадьбе Марфино
В усадьбе Марфино сохранился регулярный парк с аллеями и групповыми посадками. Здесь можно увидеть несколько старых сибирских лиственниц, диаметр ствола которых доходит до 1 м, а также великолепные аллеи из елей и туй. В парке растут белые тополи, клены, чубушник, боярышник, черемуха, рябины и жимолость. Особенно красиво в марфинском парке осенью, когда деревья и кустарники окрашиваются желтизной, и насаждения становятся почти прозрачными.
Как добраться
Старое имение расположено в поселке Марфино, неподалеку от 39 км Дмитровского шоссе. На автомобиле из Москвы необходимо проехать 20 км по Дмитровскому шоссе (трасса А-104), затем свернуть направо и ехать до усадьбы Марфино еще 3 км.
Те, кто добирается своим ходом, с Савеловского вокзала доезжают до станции «Катуар» (50 минут), а оттуда до Марфино едут на рейсовом автобусе № 37. Автобусы ходят с интервалом полчаса. Второй вариант: отправиться в усадьбу от метро «Алтуфьевская» на маршрутке № 419 или № 420.
Усадьба Марфино в Подмосковье: исторический очерк и основные достопримечательности
На севере Подмосковья есть удивительное место, словно сошедшее с волшебной картинки. Шумит старинный парк с вековыми липами, в глади прудов отражается небо, романтические беседки на высоком берегу притягивают взгляд, едва слышно звучит звон церковных колоколов…
Постройки – сочетание классицизма и псевдоготики, — открываются не постепенно, а сразу: нежно-розовый двухэтажный дворец с белоснежными элементами, зубчатыми гребнями, остроконечными башенками, стрельчатыми окнами. Вместо привычного парадного двора – пруд, к которому ведет широкая белокаменная лестница, пересекающая три террасы. На берегу она заканчивается пристанью с двумя грифонами на постаментах. Слева от усадебного дома – трехчастный мост с бойницами в средневековом стиле.
Неторопливо прогуливаются отдыхающие, рыбаки ловят рыбу, мелькнет за деревьями силуэт лошади. Это – усадьба Марфино, слава которой гремела когда-то на всю Россию, усадьба, пережившая взлеты и падения, периоды расцвета и упадка. Представители знатнейших фамилий России строили, украшали, изменяли ее. Казалось, что создавали на века, но приходили новые хозяева, и все начиналось сначала…
Панорама усадьбы
Усадебный дом
Готический мост
История усадьбы Марфино
Первые упоминания об усадьбе относятся к далекому XV веку, когда холмистая местность на высоком берегу небольшой речки Уча была пожалована за службу одному из представителей рода Шибриных по прозвищу Щибра. По его имени и стало прежде безымянное селение именоваться Шибрино, или Щибрино. Никаких документальных свидетельств о строениях той поры не сохранилось. Известно только, что в те времена в Московском княжестве преобладали поселения в один-три двора, реже до десяти. Вероятно, таким было и Щибрино. Однако в том же XV веке мы встречаем и другое название – Марфино. По всей видимости, по имени евангельской Марфы, сестры Марии. Известно, что Шибрины были близки к церковным кругам. Есть также сведения, что еще до Щибриных в XIV веке эти места принадлежали тысяцкому Протасию Федоровичу Вельяминову.
В следующем, XVI столетии, Марфино перешло во владения Фомы Бутурлина, а от него – к боярину Василию Петровичу Головину, воеводе при Иване Грозном. При нем была построена первая деревянная церковь Николая Чудотворца с пределом Благовещения Пресвятой Богородицы.
В 1585 году селение снова сменило хозяина и принадлежало дьяку, дипломату и государственному деятелю Василию Яковлевичу Щелкалову – одному из тех, кто «кричал» на царство Бориса Годунова. Но в 1601 году он попал в опалу, отошел от государственной деятельности и в 1610 году скончался. К тому времени Марфино насчитывало уже двенадцать крестьянских домов и сорок одного жителя. Однако «церковь стояла без пения».
Пруд в Марфино
Через 14 лет после смерти Щелкалина Марфино вновь оказывается во владениях Головиных – вдова Василия Яковлевича продала усадьбу московскому боярину Семену Васильевичу Головину. После его смерти усадьбу в качестве приданного унаследовала его дочь, Пелагея Семеновна, вышедшая замуж за А.Т.Измайлова.
В 1650 году Марфино вновь продается – на сей раз думному дьяку, начальнику Разрядного приказа Семену Ивановичу Заборовскому, ставшему в 1681 году боярином. Заборовский был один из тех, кто способствовал воссоединению России и Украины; через его руки проходили документы о финансовой и военной помощи Богдану Хмельницкому. Кроме того, он был поставщиком продовольствия для царского двора. Владелец большого числа имений, он рассматривал Марфино исключительно как хозяйственную усадьбу. Было начато широкое строительство. Так, была возведена деревянная церковь во имя Рождества Богородицы, создана плотина, запрудившая Учу, в результате чего появились три пруда. Построили боярский двор, двор приказчика, скотный двор. В самой деревне насчитывалось девять домов с 53 жителями.
Однако в том же 1681 году Заборовский умер, и до 1698 года о владельцах усадьбы сохранились противоречивые сведения. Ряд историков полагают, что Марфино было отписано во дворцовое ведомство и в 1698 году было пожаловано Петром Первым его воспитателю, сподвижнику Борису Алексеевичу Голицыну (1654-1714) за помощь в борьбе с царевной Софьей и подавление стрелецкого бунта. По другим же сведениям, после смерти Заборовского усадьба перешла по наследству к его двоюродному брату Сергею Матвеевичу и племянникам Еремею и Ивану Васильевым, которые, в свою очередь, продали имение Голицыну.
Голицын начал широкое строительство в усадьбе – были возведены новые хоромы, разбит парк в французском стиле. В 1701 году начинается сооружение летней каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, сохранившейся до наших дней. По церкви, село и усадьба переименовываются в Богородское.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Марфино
Освящена церковь была 5 (19) сентября 1707 года. Выполненная в стиле барокко, с элементами московского барокко, она стоит на высоком холме и видна издалека. Тульские мастера выковали ажурный позолоченный крест, московские кремлевские камнерезы из белого камня вручную вырезали замысловатые пилястры, капители, карнизы, наличники, гирлянды с уникальными орнаментами. Строилась она по проекту крепостного архитектора Владимира Ивановича Белозерова, которого Голицын отправил во Францию учиться архитектурному делу.
С именем Белозерова связана страшная история, которая, впрочем, не имеет документального подтверждения. Когда церковь была уже почти готова, архитектору приснился страшный сон, будто бы храм рухнул. Проснувшись, мастер тут же отправился к княгине Марии Федоровне Голицыной (сам князь был в то время в отъезде), рассказал ей сон и просил позволения в уже реализованный проект внести изменения – достроить внутри четыре поддерживающих столба – пилона. Мария Федоровна дала свое согласие. Однако когда вернулся князь, он остался недоволен нововведениями и приказал сечь Белозерова «за непослушание» — пилоны значительно уменьшили внутреннее пространство. Мастера поволокли на конюшню, но под первыми ударами хлыста тот скончался – его сердце не выдержало позора. Шел ему 59-й год.
Белозерова похоронили на Марфинском кладбище, недалеко от его творения. Последующие владельцы усадьбы, Салтыковы, установили могильный камень в виде саркофага, на котором славянской вязью выбили надпись, где указан год смерти мастера – 1708. Так что, может легенда – это только легенда? Хотелось бы в это верить.
Что касается самой церкви, то она оставалась действующей вплоть до 1937 года. Последним священником в ней был о. Павел Васильевич Восторгов, который скончался в 1937 году от инфаркта. Прихожане тайно захоронили его на Марфинском кладбище, его могила неизвестна.
С именем Голицыных иногда связывают и название усадьбы. По одной версии, так оно названо в честь княгини, по другой – в честь любимой дочери князя, утонувшей с двумя дочерьми в Волге близ Астрахани. В 1714 году князь Борис Алексеевич Голицын умер, и Марфино по наследству перешло к Сергею Борисовичу Голицыну, единственному из четырех сыновей, пережившему отца. Однако в 1728 году он был вынужден продать имение «для своих нужд и расплаты долгов» — за 3350 рублей.
Так начинается новая, почти вековая страница в истории усадьбы, когда она оказалась во владении Салтыковых. Сначала ее приобрел Владимир Семенович Салтыков, но в следующем, 1729 году, он ее продал своему брату, Петру Семеновичу Салтыкову (1698-1772), будущему фельдмаршалу, уже за 7000 рублей. После смерти последнего Марфино унаследовал Иван Петрович Салтыков (1730-1805).
При Салтыковых, в конце XVIII века начинается «золотой век» в истории усадьбы, когда Марфино фактически превратился в парадную резиденцию. В 1770-1780 года был создан великолепный дворцово-парковый ансамбль. Обветшавшие голицынские постройки были разобраны, началось строительство нового двухэтажного дворца с флигелями, соединенных с домом колоннадой. И хотя имя архитектора неизвестно, некоторые считают автором М.Ф.Казакова (1738-1812).
Церковь Петра и Павла
На небольшой площади в 13 гектаров был разбит парк в регулярном стиле, за ним ухаживал садовник, специально выписанный из Дании. Были построены различные увеселительные места, павильоны, террасы, беседки. Целый штат профессиональных садовников создавал «зеленую архитектуру». Растения подстригались в форме шаров, пирамид, шпалер. От парка создавалось впечатление как от парадного зала, а казавшиеся бесконечными прямые парковые аллеи были своего рода зелеными анфиладами. У границ парка были высажены ивы, образующие зеленую стену.
Пруд в парке
Был перестроен зверинец, в котором обитали олени, зайцы, павлины, лебеди. Также была выстроена и оранжерея, в которой выращивали абрикосы, персики, апельсины, лимоны, виноград, финики, лавр и даже ананасы. Причем, подмосковные оранжерейные ананасы ценились дороже, чем привозные цейлонские: московские шли за 19 рублей за пуд, а цейлонские – за 17.
Через запруженную Учу в 1770 году был возведен мост. Марфинские крепостные вручную расширили и расчистили старые пруды. У деревни Лысково лежит Верхний пруд, напротив усадьбы – Нижний, а на рукаве – Боковой. Деревянная плотина была призвана поддерживать необходимый уровень воды. Лишняя вода сбрасывалась через затворы в русло ниже по реке. Плотину неоднократно смывало, и только в 1950-х годах была, наконец, построена железобетонная. Сохранились также четыре насыпных острова, которые носили такие романтические названия, как «Остров ожидания», «Остров встречи», «Остров любви» и «Остров расставания».
В 1780 году в парке, на высоком берегу над прудом был построен двухъярусный павильон «Миловида», откуда открываются красивые виды на усадьбу. Гармоничные формы, сочетание массивного основания и легкого верха позволяют считать его автором знаменитого архитектора, «русского Леонардо», как его называли современники, Николая Александровича Львова.
Беседка-миловида
Вероятно, конный двор и каретный сарай также были выстроены по его проекту. Тогда же в парке был выстроен и Музыкальный павильон — полуротонда.
Полуциркульная беседка
Также на территории усадьбы были построены два дома для псарей – Псарни, больше похожие на античные храмы: граф боготворил охоту. О марфинских псовых охотах ходили легенды; 60 псарей обслуживали до тысячи собак. Некогда между корпусами псарен возвышалась башня, служившая своеобразным музеем охотничьих трофеев и арсеналом военного и охотничьего снаряжения.
Здание псарни
Усадьба постепенно становилась сосредоточием духовной и культурной жизни российского дворянского общества. Проводились различные органные концерты, литературные вечера, выступали приезжавшие на гастроли в Москву известные европейские артисты и музыканты. Устраивались любительские театральные представления. Известно, что в них принимали участие поэт Василий Львович Пушкин (1766-1830, дядя А.С.Пушкина), историк, писатель Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), написавший водевиль «Только для Марфино», поэт и баснописец И.И.Дмитриев (1760-1837).
Театров было два. Первый, деревянный, располагался в парке. Второй, «воздушный» — в двух верстах от барского дома, на лесной поляне. Она получила название Дарьина роща, в честь супруги И.П.Салтыкова – Дарьи Петровны. Историк Н.М.Карамзин, часто посещавший Марфино, посвятил ей такие стихи:
Как приятны те места,
Где натуры красота
В простоте своей сияет,
Где любовь изображает
Имя милое твое!
Прежде именем богинь
Украшался мрак пустынь.
Имя матери святее,
Имя Дарьино милее,
Всех гомеровских имен.
Кроме того, Карамзин оставил подробное описание усадьбы. В театрах играли отрывки из балетов, короткие водевили. Близ Дарьиной рощи находилась местность под названием «Завилоны» (в сторону Лысково), где устраивались прогулки. Были построены мостики через овраги, беседки, выложены дорожки.
На марфинские празднества нередко собиралось до 300 и более гостей. Оркестр из 120 крепостных музыкантов, хор из 80 человек услаждали слух. Присутствующие с удовольствием гуляли по тенистым аллеям, катались на лодках, каруселях. Часто в дни празднеств приглашались крестьяне из окрестных сел, которые радовали гостей песнями, плясками, играми. Из двенадцати пушек давался салют.
После смерти И.П.Салтыкова, случившейся в 1805 году, за ним остался огромный долг – 2 миллиона 800 тысяч рублей. Усадьба стала постепенно увядать.
Отечественная война 1812 года нанесла Марфино огромный ущерб. Здесь расположились наполеоновские солдаты, которые вывезли с собой культурные ценности, а остальное сожгли. На старом марфинском кладбище сохранились могилы французов. Уцелели только церкви, псарни и две беседки. В войну с Наполеоном отличился П.И.Салтыков, который на собственные средства сформировал отдельный Московский гусарский полк и, возглавив его, храбро сражался с французами. Он был тяжело ранен и в 1813 году скончался.
Марфино, опустошенное и разоренное войной, перешло к его сестре – Анне Ивановне Орловой, которая с мужем жила в основном за границей. Денег на восстановление усадьбы не было, поэтому она была вынуждена в 1822 году продать имение своему свекру, Владимиру Григорьевичу Орлову (1743-1831), младшему из пяти знаменитых братьев Орловых. Владимир Григорьевич вошел в историю как директор Академии наук, литератор, автор книг по истории, музыке, политике, коллекционер произведений искусства и редкостей.
Орлов начал восстановительные работы. Для их проведения были выстроены столярная мастерская, небольшой кирпичный завод, кузница. В работах принимали участие крепостные мастера: архитектор Федор Тугаров, выстроивший фактически заново дворец, каменщик князей Вяземских – Кирилл Никитин, парк возрождал садовник Ф.И.Матков. Однако оброк с крестьян вырос в 4 раза: с 12 рублей 50 копеек до 50 рублей. Все постройки были выдержаны в стиле ампир. Был возведен дворец с двумя – «кухарным» и «гостевым» флигелями, отремонтирован каменный мост через пруд, вокруг зимней Петропавловской церкви соорудили ограду, были заново разбиты газоны и др.
Однако в 1831 году, когда строительство дворца было близко к завершению, граф Орлов умер. Марфино перешло по наследству к его дочери, Софье Владимировне Паниной. Муж Софьи Владимировны – Виктор Никитич Панин (1801-1874), был видным государственным деятелем, занимал ряд высоких должностей, пост министра юстиции, обер-прокурора, глава Комиссии по крестьянскому вопросу.
В 1834 году С.В.Панина въехала в недостроенный дом. К тому времени в селе насчитывалось 57 крестьянских дворов и 120 человек. Сами Панины были одними из богатейших людей России того времени, имели более 20 тысяч крепостных и могли привлечь значительные средства на восстановление усадьбы. Началась капитальная перестройка усадьбы, основные работы были выполнены в 1837-1839 годах.
Большинство построек были реконструированы в модном тогда стиле «тюдор» — неоготики николаевского времени. Работы возглавил ученик Д.Жилярди, академик Михаил Доримедонтович Быковский (1801-1885). Он оформил дворцово-парковый ансамбль в виде средневекового замка. Ранее построенные сооружения – церкви, беседки, псарни, конюшни – органично влились в новый облик усадьбы. Въезд в усадьбу был оформлен массивными въездными арочными воротами с круглыми башнями-караульнями по сторонам.
Усадебный дом
Усадебный дом
Въездные ворота, усадебный дом, партер
На нижней площадке был установлен чугунный фонтан в виде широкой чаши-раковины, которую поддерживали пухленькие дети и дельфины. Его автором, предположительно, является русский скульптор итальянского происхождения Иван Петрович Витали (1794-1855).
Фонтан на пристани
В созданном Быковским дворце насчитывалось 24 комнаты. Там находилось большое собрание живописи, в том числе портреты всех представителей рода Паниных. Портреты висели в залах нижнего этажа, двух гостиных, двух библиотеках, в столовой и жилых комнатах. Также в доме была собрана богатейшая библиотека, содержащая тысячи томов. По замыслу Быковского, посетитель входил в усадьбу с южной стороны, огибал озеро и созерцал все значимые сооружения в различных ракурсах, живописные пейзажи по очереди сменяли друг друга.
Усадебный дом и фонтан
Впоследствии сын Быковского вспоминал:
Помню, как я был поражен, когда из-за березовой рощи вдруг открылся вид на пруд, мост с колоннадой, ворота и дом со спускающимися от него к пруду каменными террасами и лестницею с фонтаном и пристанью с грифонами по сторонам ее. Все в бледно-розовых тонах, освещенное ярким солнечным светом, выделялось на фоне зелени и, только что выстроенное, содержалось превосходно. Все террасы были обрамлены гирляндами цветов. Это была какая-то сказочная картина, и впечатление от нее было настолько сильно, что сохранилось на всю жизнь … и не изгладилось по сие время.
В январе 1844 года Софья Владимировна скончалась, и Марфино перешло к ее сыну, Виктору Никитичу, однако работы продолжались еще два года. Находясь по долгу службы в Петербурге, он редко появлялся в имении, однако заботился о том, чтобы там все сохранялось так, как было «при маменьке». После смерти Виктора Никитича в 1873 году усадьбой владела его вдова, Наталья Павловна. Несмотря на ее усилия, усадьба начала приходить в упадок.
В 1900 году Марфино перешло к ее внучке, Софье Владимировне Паниной (1871-1957), которая по мере сил пыталась восстановить усадьбу. Софья Владимировна была необыкновенной женщиной. Она прославилась своей широкой благотворительностью, на собственные средства основала в столице школу для рабочих, за что получила прозвище «красная графиня». Однако после революции она была вынуждена покинуть Россию.
Декретом Советского правительства от 15 апреля 1918 года усадьбы была национализирована. После национализации некоторое время Марфино использовалось как место практики для студентов Московской Петровской академии (ныне – Сельскохозяйственная академия им. Тимирязева), а в 1919-1923 годах здесь располагалась детская колония для беспризорников, руководила которой Луначарская. Все вещи, представляющие художественную ценность, были вывезены в Исторический музей, Музейный фонд и другие учреждения. Библиотека, насчитывающая к тому времени 15 тысяч томов, была перемещена в Московский государственный книжный фонд и затем распределена между рядом музеев и библиотек.
В 1933 году в усадьбе расположился Марфинский Центральный Военный Клинический Санаторий. Во время Великой отечественной войны территорию санатория занимал штаб 64-й отдельной морской стрелковой бригады тихоокеанского флота. Только после войны, в 1950-х годах под руководством М.В.Дьяконова была произведена реставрация усадьбы.
Романтический облик усадьбы неоднократно привлекал к себе внимание кинематографистов. Здесь проходили съемки эпизодов таких фильмов, как «Дворянское гнездо», «Стакан воды», «Женщина, которая поет», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Вас приглашает оперетта», «Мастер и Маргарита», «Крестоносец», «Яды, или всемирная история отравлений» и др. В массовке часто играли местные жители.
Готический мост
Территория усадьбы закрыта для свободного посещения, требуется разрешение в комендатуре санатория. Часть усадебных построек оказалась за территорией санатория и, к сожалению, в настоящее время они находятся в аварийном состоянии.
Как добраться до усадьбы Марфино
На автомобиле: 1) по Дмитровскому шоссе, в дер. Сухарево правый поворот по указателю на Марфино и Катуар, далее 3 км. В конце главная дорога повернет направо (на «Зеленый мыс»), а прямо пойдет второстепенная дорога — на круг. Ехать по ней. Машину лучше ставить как можно дальше от автобусной остановки, чтобы не задели автобусы. Вход — на мост, в дырку в воротах справа. Можно войти слева, в калитку, чтобы перейти пруд по новому мосту.
2) по Дмитровскому шоссе, за дер. Сухарево на горке правый поворот на пансионат Марфино, до конца. Дорога приведет прямо ко входу в санаторий и комендатуре, где нужно оформить пропуск.
Общественным транспортом: на электричке с Савеловского вокзала до станции Катуар, далее авт. №37.
Усадьба Марфино на карте
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»