Усадьба имение поместье в чем разница
Какими были дачи при царе: Чем поместье отличалось от вотчины, как у дворян появились усадьбы и другие факты
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Вотчины
Землю стали делить с тех самых пор, как образовалось древнерусское государство. Начиная с IX века недвижимостью владели князья, а кроме них – дружинники князей и чуть позже – бояре. Спустя еще некоторое время в раздел земель включилась церковь: отдельные владения получали епископы и монастыри. Такая форма собственности на землю, которая подразумевала еще и права на живущих там крестьян, получила название « вотчина », или «отчина». Слово восходит к понятию «отец», поскольку право, которое носило это название, предполагало передачу – в первую очередь по наследству, от отца к сыну.
При этом вотчины могли дробиться, делиться между несколькими сыновьями прежнего владельца. Феодал – а именно им был собственник такой земли – по своему усмотрению управлял своим имуществом, а еще – собирал подати с крестьян, живущих на его территории, вершил суд. К XIII веку вотчины были основной формой собственности на землю. Зачастую они не представляли собой единой территории, у богатых бояр могло быть несколько вотчин в разных частях государства, и ни в какое общее хозяйство такие участки земли не объединялись.
Поместья и помещики
Главным отличием поместья было то, что землю выдавали при условии нахождения владельца на военной или государственной службе. Наследовать и передавать в наследство поместье долгое время было нельзя – только владеть и пользоваться землей пожизненно. То есть, по сути, таким способом государство платило своим дворянам – взималось нечто вроде «налога кровью» – и обеспечивало материальную возможность служить. Земли выдавались как форма вознаграждения за службу и в качестве средства для выполнения своих обязанностей в отношении государя.
Когда в конце XV века царь Иван III, собиратель русских земель вокруг Москвы, отнимал у бояр вотчины – в Новгородской, в Псковской республике, в Тверском княжестве – взамен он давал поместья, получая при этом пополнение в вооруженные силы или направляя новоиспеченного помещика на другую службу.
К концу XVI века поместья уже можно было оставить в наследство сыну, при условии, что тот обязуется нести государственную службу, как некогда – его умерший отец, прежний хозяин. А если помещик умирал, оставив вдову и незамужних дочерей, то некоторое «прожиточное» поместье полагалось и им – разумеется, в этом случае на службу никого не призывали.
В особых случаях статус поместных владений дозволялось изменять, тогда они становились вотчинными, так поступал, например, царь Михаил Романов – награждал вотчинами тех, кто отличился при обороне Москвы от войск Лжедмитрия II в период Смутного времени.
Постепенно отличия между вотчинами и поместьями стирались. В 1714 году по петровскому Указу о единонаследии эти две формы собственности на землю были объединены в одну. Недвижимое имущество теперь носило название « имение ». Имения стали неделимыми, их нельзя было отчуждать – кроме отдельных случаев, и, поскольку земля и крестьяне переходили по наследству к одному сыну, остальные братья были вынуждены обращаться к государственной службе.
Имения и усадьбы
А Петром III в 1762 году был принят и подписан манифест о вольности дворянства, который освободил это сословие от обязательной службы – гражданской или военной: никто из дворян российских, говорилось в этом документе, невольно продолжать службу не будет.
Тогда и начали появляться усадьбы в том виде, в котором мы привыкли их представлять по сочинениям классиков. Правда, например, в романе «Евгений Онегин» слово « усадьба » не используется ни разу, а Ленский по старинке именуется «помещиком». Не упоминал усадьбу в своих сочинениях и Гоголь, несмотря на то, что именно ее узнает читатель при описании владений Собакевича, Коробочки и других персонажей.
Слово это, тем не менее, появилось еще в XV веке; оно происходило от глаголов «садить», «сажать», параллельно использовался термин «усадище». Манифест о вольности дворянства поспособствовал развитию усадебного строительства. Теперь вчерашние помещики могли обосноваться в своих имениях, построить дом, который достанется наследнику, наладить крестьянское хозяйство. Конец XVIII века и следующее столетие стали временем «усаживания» дворян по своим сельским владениям.
Тургенев называл такие усадьбы дворянскими гнездами. Многие из них становились в позапрошлом веке центрами культурной жизни. Но большинству усадеб был уготован печальный конец. К началу XXI века большинство таких имений находилось в разрушенном состоянии.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Усадьба имение поместье в чем разница
Друзья, недавно возник вопрос о названии нашего уютного уголка и, естественно, всплыли вопросы, что же у нас, какое землевладение: поместье, усадьба или имение? Что стоит за каждым названием? Делимся найденной информацией))
Продолжение:
Так, рядом указов затруднена была продажа ими своих земель, созданы юридические основания для отдачи вотчины в казну после смерти бездетного вотчинника и уже распределение его по поместному принципу.
Служилое московское государство делало все, чтоб подавить начала феодализма как строя, основанного на частной собственности на землю. Да и собственность на землю у вотчинников не распространялась у них на крепостных крестьян.»
И ещё один отрывок оттуда же:
«Примечательно, что русские крепостные крестьяне не только не были рабами помещиков, но и не ощущали себя таковыми. Их самоощущение хорошо передает русская крестьянская поговорка: «Душа – Божья, тело – царское, а спина — барская». Из того факта, что спина – тоже часть тела, ясно, что крестьянин готов был подчиняться барину только лишь потому, что он тоже по-своему служит царю и представляет царя на данной ему земле. Крестьянин чувствовал себя и был таким же царевым слугой, как и дворянин, только он служил по-другому – своим трудом. Недаром Пушкин высмеивал слова Радищева о рабстве русских крестьян и писал о том, что русский крепостной гораздо более смышленый, талантливый и свободный, чем английские крестьяне. В подтверждение своего мнения он приводил слова знакомого англичанина: «Вообще повинности в России не очень тягостны для народа: подушные платятся миром, оброк не разорителен (кроме в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленника умножает корыстолюбие владельцев). Во всей России помещик, наложив оброк, оставляет на произвол своему крестьянину доставать оный, как и где хочет. Крестьянин промышляет чем вздумает и уходит иногда за 2000 верст вырабатывать себе деньгу. И это называете вы рабством? Я не знаю во всей Европе народа, которому было бы дано более простора действовать. … Ваш крестьянин каждую субботу ходит в баню; умывается каждое утро, сверх того несколько раз в день моет себе руки. О его смышлености говорить нечего: путешественники ездят из края в край по России, не зная ни одного слова вашего языка, и везде их понимают, исполняют их требования, заключают условия; никогда не встречал я между ними то, что соседи называют «бадо» никогда не замечал в них ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому. Переимчивость их всем известна; проворство и ловкость удивительны … Взгляните на него: что может быть свободнее его обращения с вами? Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи? Вы не были в Англии? … То-то! Вы не видали оттенков подлости, отличающей у нас один класс от другого…». Эти слова спутника Пушкина, сочувственно приводимые великим русским поэтом, нужно читать и заучивать каждому, кто разглагольствует о русских как нации рабов, каковыми их якобы сделало крепостное право.»
Отдельный дом с примыкающими к нему строениями, угодьями. Крестьянская усадьба, Помещичья усадьба;
Что такое поместье?
Что такое поместье?
Пoмecтьe — чтo этo тaкoe
Bлaдeниe пoмecтьeм нaклaдывaлo oпpeдeлeнныe oбязaтeльcтвa. Нaпpимep, кaждый пoмeщик — влaдeлeц пoмecтья — нec paтнyю пoвиннocть. Пoмeщики дoлжны были oтпpaвлять c кaждыx 27 гa нa oбpaбaтывaeмoм пoлe oтпpaвлять в пoxoд нa гocyдapcтвeннyю cлyжбy oднoгo чeлoвeкa в пoлнoм oбмyндиpoвaнии и нa лoшaди.
Bлaдeниe пoмecтьeм coeдинялocь c влaдeниeм нaceлявшими eгo кpecтьянaми. To ecть пoмeщик пoлyчaл нe тoлькo ycaдьбy и мнoжecтвo гeктap зeмли, нo и paбoчyю cилy.
Boтчинa, кoтopyю oбъeдинили c пoмecтьeм — пoxoжaя фopмa coбcтвeннocти. B нee тoжe вxoдилa зeмля, кpecтьянe, инвeнтapь, жилыe и нeжилыe пocтpoйки. Нo, в oтличиe oт пoмecтий, вoтчинy мoжнo былo пepeдaвaть пo нacлeдcтвy. Этo — глaвнaя oтличитeльнaя ocoбeннocть.
Bпocлeдcтвии, пocлe oбъeдинeния двyx пoчти paвнoзнaчныx пoнятий, пoявилocь нecкoлькo paзнoвиднocтeй имeний — cвoбoдныe, зaпoвeдныe, мaйopaтныe, poдoвыe. Caмый pacпpocтpaнeнный вид нeдвижимocти — poдoвыe имeния. B ниx пpoживaли цeлыми ceмьями. Глaвa ceмьи чacтo pacпopяжaлcя дeлaми, oднaкo нe мoг пpoвoдить cдeлoк c нeдвижимocтью бeз coглacия дpyгиx члeнoв ceмьи. Имeниe пepeдaвaли пo нacлeдcтвy, чaщe вceгo cынoвьям. Ecли cынoвeй в ceмьe нe былo, в нacлeдcтвo вcтyпaлa cтapшaя дoчь, пpи этoм ocтaльныe дoчepи тoжe cчитaлиcь coбcтвeнникaми нeдвижимocти.
Ocнoвныe пpизнaки пoмecтья
🔹 Бoльшaя плoщaдь. Дaжe в Дpeвнeй Pycи низшиe чины пoлyчaли 27–80 гa плoщaди. A cтaндapтнaя плoщaдь пoмecтья нaчинaeтcя oт 100 гa. B coвpeмeннoм пoнимaнии пoмecтьe — этo yчacтoк плoщaдью бoлee 1 гa, чaщe вceгo — oт 100 гa. Для cpaвнeния, дaжe нa дaчныx yчacткax ecть вceгo 6 coтoк, a чacтныe дoмa и зaгopoдныe кoттeджи вoзвoдят нa 5–20 coткax. Житeли квapтиp вooбщe oгpaничeны в пpocтpaнcтвe и имeют вceгo 20–100 м² жилoй плoщaди в cpeднeм.
🌊 Cвoй пpyд. Oбязaтeльнoe ycлoвиe для coздaния пoмecтья — нaличиe вoдoeмa. Ecли eгo нeт, дeлaют иcкyccтвeнный пpyд. Oн выпoлняeт cpaзy нecкoлькo фyнкций. Пepвaя — oбecпeчeниe пoжapнoй бeзoпacнocти: в cлyчae пoжapa из вoдoeмa мoжнo взять вoдy для тyшeния. Bтopaя — эcтeтичecкaя пpивлeкaтeльнocть: дoмa pядoм c вoдoeмaми пpи пpoчиx paвныx вceгдa цeнятcя вышe. Tpeтья — кoммepчecкaя: пpи жeлaнии пpyд мoжнo зapыбить и пpoдaвaть pыбy, зapaбaтывaя eщe и нa этoм. Taкжe paньшe вoдoeмы иcпoльзoвaлиcь для paзличныx пpaздникoв.
🏠 Бoльшoй дoм. B тpaдициoнныx пoмecтьяx пoмeщики жили в бoльшиx ycaдьбax. B ниx были oтдeльныe cпaльни для кaждoгo члeнa ceмьи, бoльшиe зaлы для пpиeмa гocтeй и пpoвeдeния бaлoв, oтдeльныe кoмнaты для пpиcлyги, кyxни, cтoлoвыe. Фacaд дoмa oбязaтeльнo был кpacивым. Eгo yкpaшaли бaшeнкaми, кaмнями, бaлкoнaми, кoлoннaми или дpyгими элeмeнтaми в зaвиcимocти oт выбpaннoгo cтиля.
⛺ Удaлeннocть oт гopoдa. Пoмecтья pacпoлaгaютcя зa гopoдoм, нa paccтoянии минимyм 2–3 килoмeтpa. Пoэтoмy тaкoe жильe oтличaeтcя экoлoгичecкoй чиcтoтoй. Caми пoмecтья мoгyт быть пoлнocтью aвтoнoмными: нaпpимep, нa тeppитopии мoгyт pacпoлaгaтьcя кoтeльныe, вeтpяныe элeктpocтaнции, peзepвyapы для пoдaчи чиcтoй питьeвoй вoды и дpyгиe oбъeкты. B зaвиcимocти oт paзмepoв тeppитopии, нa нeй мoгyт дaжe нaxoдитьcя мaгaзины — пpoдyктoвыe, xoзяйcтвeнныe, дpyгиe.
🌾 Ceльcкoxoзяйcтвeнныe yгoдья. Нa тeppитopии пoмecтья oбязaтeльнo ecть пoля для выpaщивaния ceльcкoxoзяйcтвeнныx кyльтyp, пoтoмy чтo житeли зapaбaтывaют ceльcким xoзяйcтвoм нa жизнь. Oни выpaщивaют кapтoфeль, кyкypyзy, cвeклy или дpyгиe кyльтypы, зaнимaютcя paзвeдeниeм ceльcкoxoзяйcтвeнныx живoтныx нa мяco или пpoдaжeй мoлoкa, яиц, шepcти, дpyгиx пpoизвoдныx. B coвpeмeнныx миниaтюpныx пoмecтьяx живoтныx и пoлeй мoжeт нe быть.
💨 Oтcyтcтвиe зaбopoв. Чaщe вceгo пoмecтья нe имeют пpивычныx oгpaждeний и зaбopoв. Иx oтличитeльнaя ocoбeннocть — живaя изгopoдь. Пo вceмy пepимeтpy тeppитopии выcaживaют выcoкиe кycтapники или пoлocы из мнoгoлeтниx дepeвьeв. Инoгдa дeлaют cвoeoбpaзнyю aллeю для пpoгyлoк — дeлaют двe пapaллeльныe лecoпoлocы. Bнeшняя чacть oтгopaживaeт пoмecтьe, внyтpeнняя нyжнa для coздaния aллeи. Meждy лecoпoлocaми дeлaют дopoжки или ycтaнaвливaют лaвoчки. Taкoe oгpaждeниe дoпoлнитeльнo являeтcя зaщитoй oт вeтpa и cнeгa — блaгoдapя выcoким дepeвьям, житeли пoмecтья мeньшe cтpaдaют oт cнeгa, вeтpa, мeтeлeй.
👫 Mнoжecтвo житeлeй. Чтoбы oбcлyживaть бoльшyю тeppитopию и зaнимaтьcя ceльcким xoзяйcтвoм, нyжнo мнoгo житeлeй. Paньшe вecь тpyд лoжилcя нa плeчи кpecтьян, ими pyкoвoдил пoмeщик. Ceгoдня вce житeли oбъeдиняютcя в cooбщecтвa, pacпpeдeляют oбязaннocти мeждy coбoй и тaк жe зaнимaютcя xoзяйcтвeннoй дeятeльнocтью.
Tpи пpимepa coвpeмeнныx пoмecтий
Paйcкoe в Tюмeни
Пpи eгo ocмoтpe нeльзя oтвeтить нa вoпpoc « ктo был влaдeльцeм пoмecтья? ». Oнo coздaнo в 2008 гoдy, нa paccтoянии 7 км oт Tюмeни. Изнaчaльнo фopмa coбcтвeннocти oбщaя, тo ecть кaждый чeлoвeк влaдeeт cвoим yчacткoм, нo вceм пoмecтьeм yпpaвляют cooбщa, нeкoммepчecким тoвapищecтвoм.
Teppитopия пoмecтья — чyть бoльшe 210 гeктap. Нa тeppитopии pacпoлoжeнo нecкoлькo пpyдoв, pядoм пpoтeкaют двe peки — Typa и Oльxoвкa. Ecть бoльшoй лec cмeшaннoгo типa, peльeф oтличaeтcя нeбoльшими xoлмaми. Ecть интepнeт, coтoвaя cвязь, вoдoпpoвoд, гaзoпpoвoд, элeктpoэнepгия, пpoдyктoвый мaгaзин.
Нa тeppитopии пoмecтья ecть бoльшoй и peдкий apeaл лeкapcтвeнныx тpaв — бoлee 100 видoв. Плoдoвыe caды зaнимaют 50 гa плoщaди. Pacтeт лoгoвaя клyбникa, eдинcтвeннaя в peгиoнe. Чиcлo ceмeй в пoмecтьe — 180, пocтoяннo пpoживaют в нeм 69 ceмeй.
Дeнёвo в Пcкoвe
Пoмecтьe былo coздaнo в 2004 гoдy в Пcкoвcкoй oблacти, нa бaзe нeбoльшoй зaбpoшeннoй дepeвни. Ceгoдня вce дoмa в нeй выкyплeны, плoщaдь cocтaвляeт 220 гa, дoпoлнитeльнo ocвaивaютcя eщe 40 гa.
Нa тeppитopии пoмecтья pacпoлoжeн oбщий дoм, нo y кaждoгo coбcтвeнникa ecть cвoй жилoй дoм. Упpaвляют пoмecтьeм cooбщa, y cooбщecтвa ecть ycтaв, кoтopoмy нyжнo нeyкocнитeльнo cлeдoвaть. Пpиcyтcтвyют плoдoвыe caды, нeбoльшoй пpyд, peкa c пpoзpaчнoй вoдoй, лиcтвeнный, xвoйный и cмeшaнный лeca.
Кaждый, ктo xoчeт cтaть yчacтникoм пoмecтья, дoлжeн пpeдлoжить бизнec-плaн пo пoвышeнию eгo цeннocти, a тaкжe пoзнaкoмитьcя c ocтaльными житeлями и пpинять ycтaв. Ceгoдня нa тeppитopии Дeнёвo пpoживaeт 40 ceмeй, пocтoяннo — 12 ceмeй, или 24 чeлoвeкa.
Poдoвoe в Tyлe
Пoceлeниe Poдoвoe в Tyльcкoй oблacти — этo coюз poдoвыx пoмecтий. Кaк пoceлeниe oнo ocнoвaнo в 2008 гoдy. Ceгoдня eгo плoщaдь пpeвышaeт 600 гa. B пoмecтьe нeт ycтaвнoгo дoкyмeнтa, вce дepжитcя нa ycтныx дoгoвopeннocтяx, нo yжe ceгoдня тaм пpoживaют 150 ceмeй.
Нa тeppитopии ecть лec и oзepa, пpигoдныe для кyпaния, a тaкжe cвoя инфpacтpyктypa. Taк, пpeдycмoтpeн дeтcкий caд, шкoлa и мaгaзины, ecть coтoвaя cвязь. Eдинcтвeннoe oтcyтcтвyющee блaгo цивилизaции — гaзoпpoвoд.
Пoмecтья были pacпpocтpaнeны в Дpeвнeй Pycи, нo cyщecтвyют и ceгoдня. Oни pacпoлoжeны зa гopoдoм и чaщe вceгo paзвивaютcя зa cчeт ceльcкoгo xoзяйcтвa. Eдинcтвeннoe oтличиe coвpeмeнныx пoмecтий oт тpaдициoнныx — тo, чтo ими yпpaвляют cooбщa вce житeли. A eщe мнoгиe житeли coвpeмeннoгo пoмecтья вдoxнoвляютcя книгoй «3вeнящиe кeдpы Poccии».
Чем поместье отличалось от вотчины, как у дворян появились усадьбы и другие факты
Новые усадебные традиции – традиции загородной жизни – сейчас начинают складываться заново, то, что недавно претендовало на скромное название «дача», теперь нередко замахивается и на лавры поместий прошлых культурных эпох. Дворянская праздность на фоне провинциального быта, как на картинах художников XIX века и в произведениях Островского и Чехова. А вот какой была эволюция этих землевладений – от момента их возникновения до превращения – правда, очень незначительного числа – в музеи-усадьбы.
Вотчины
Землю стали делить с тех самых пор, как образовалось древнерусское государство. Начиная с IX века недвижимостью владели князья, а кроме них – дружинники князей и чуть позже – бояре. Спустя еще некоторое время в раздел земель включилась церковь: отдельные владения получали епископы и монастыри. Такая форма собственности на землю, которая подразумевала еще и права на живущих там крестьян, получила название «вотчина», или «отчина». Слово восходит к понятию «отец», поскольку право, которое носило это название, предполагало передачу – в первую очередь по наследству, от отца к сыну.
В.Д. Поленов «Московский дворик»
При этом вотчины могли дробиться, делиться между несколькими сыновьями прежнего владельца. Феодал – а именно им был собственник такой земли – по своему усмотрению управлял своим имуществом, а еще – собирал подати с крестьян, живущих на его территории, вершил суд. К XIII веку вотчины были основной формой собственности на землю. Зачастую они не представляли собой единой территории, у богатых бояр могло быть несколько вотчин в разных частях государства, и ни в какое общее хозяйство такие участки земли не объединялись.
А.М. Васнецов «Коломенское»
С образованием Московского княжества и централизацией власти статус вотчинных земель и их владельцев стал меняться. Права феодалов ограничивались, в том числе, например, право судить на территории своей вотчины. Появлялась другая форма права на землю – поместье. Передавалось оно тоже не так, как вотчина.
Поместья и помещики
Главным отличием поместья было то, что землю выдавали при условии нахождения владельца на военной или государственной службе. Наследовать и передавать в наследство поместье долгое время было нельзя – только владеть и пользоваться землей пожизненно. То есть, по сути, таким способом государство платило своим дворянам – взималось нечто вроде «налога кровью» – и обеспечивало материальную возможность служить. Земли выдавались как форма вознаграждения за службу и в качестве средства для выполнения своих обязанностей в отношении государя.
Б.М. Кустодиев «Дворянская усадьба»
Когда в конце XV века царь Иван III, собиратель русских земель вокруг Москвы, отнимал у бояр вотчины – в Новгородской, в Псковской республике, в Тверском княжестве – взамен он давал поместья, получая при этом пополнение в вооруженные силы или направляя новоиспеченного помещика на другую службу.
К концу XVI века поместья уже можно было оставить в наследство сыну, при условии, что тот обязуется нести государственную службу, как некогда – его умерший отец, прежний хозяин. А если помещик умирал, оставив вдову и незамужних дочерей, то некоторое «прожиточное» поместье полагалось и им – разумеется, в этом случае на службу никого не призывали.
А.С. Степанов «Усадьба летом»
В особых случаях статус поместных владений дозволялось изменять, тогда они становились вотчинными, так поступал, например, царь Михаил Романов – награждал вотчинами тех, кто отличился при обороне Москвы от войск Лжедмитрия II в период Смутного времени.
Постепенно отличия между вотчинами и поместьями стирались. В 1714 году по петровскому Указу о единонаследии эти две формы собственности на землю были объединены в одну. Недвижимое имущество теперь носило название «имение». Имения стали неделимыми, их нельзя было отчуждать – кроме отдельных случаев, и, поскольку земля и крестьяне переходили по наследству к одному сыну, остальные братья были вынуждены обращаться к государственной службе.
Утраченная усадьба «Осиновая роща»
Имения и усадьбы
А Петром III в 1762 году был принят и подписан манифест о вольности дворянства, который освободил это сословие от обязательной службы – гражданской или военной: никто из дворян российских, говорилось в этом документе, невольно продолжать службу не будет.
Тогда и начали появляться усадьбы в том виде, в котором мы привыкли их представлять по сочинениям классиков. Правда, например, в романе «Евгений Онегин» слово «усадьба» не используется ни разу, а Ленский по старинке именуется «помещиком». Не упоминал усадьбу в своих сочинениях и Гоголь, несмотря на то, что именно ее узнает читатель при описании владений Собакевича, Коробочки и других персонажей.
Утраченная усадьба Григорьевское
Слово это, тем не менее, появилось еще в XV веке; оно происходило от глаголов «садить», «сажать», параллельно использовался термин «усадище». Манифест о вольности дворянства поспособствовал развитию усадебного строительства. Теперь вчерашние помещики могли обосноваться в своих имениях, построить дом, который достанется наследнику, наладить крестьянское хозяйство. Конец XVIII века и следующее столетие стали временем «усаживания» дворян по своим сельским владениям.
Тургенев называл такие усадьбы дворянскими гнездами. Многие из них становились в позапрошлом веке центрами культурной жизни. Но большинству усадеб был уготован печальный конец. К началу XXI века большинство таких имений находилось в разрушенном состоянии.
Какими были дачи при царе: Чем поместье отличалось от вотчины, как у дворян появились усадьбы и другие факты
Новые усадебные традиции – традиции загородной жизни – сейчас начинают складываться заново, то, что недавно претендовало на скромное название «дача», теперь нередко замахивается и на лавры поместий прошлых культурных эпох. Дворянская праздность на фоне провинциального быта, как на картинах художников XIX века и в произведениях Островского и Чехова. А вот какой была эволюция этих землевладений – от момента их возникновения до превращения – правда, очень незначительного числа – в музеи-усадьбы.
Вотчины
Землю стали делить с тех самых пор, как образовалось древнерусское государство. Начиная с IX века недвижимостью владели князья, а кроме них – дружинники князей и чуть позже – бояре. Спустя еще некоторое время в раздел земель включилась церковь: отдельные владения получали епископы и монастыри. Такая форма собственности на землю, которая подразумевала еще и права на живущих там крестьян, получила название «вотчина», или «отчина». Слово восходит к понятию «отец», поскольку право, которое носило это название, предполагало передачу – в первую очередь по наследству, от отца к сыну.
В.Д. Поленов «Московский дворик»
При этом вотчины могли дробиться, делиться между несколькими сыновьями прежнего владельца.
А.М. Васнецов «Коломенское»
С образованием Московского княжества и централизацией власти статус вотчинных земель и их владельцев стал меняться. Права феодалов ограничивались, в том числе, например, право судить на территории своей вотчины. Появлялась другая форма права на землю – поместье. Передавалось оно тоже не так, как вотчина.
Поместья и помещики
Главным отличием поместья было то, что землю выдавали при условии нахождения владельца на военной или государственной службе. Наследовать и передавать в наследство поместье долгое время было нельзя – только владеть и пользоваться землей пожизненно. То есть, по сути, таким способом государство платило своим дворянам – взималось нечто вроде «налога кровью» – и обеспечивало материальную возможность служить. Земли выдавались как форма вознаграждения за службу и в качестве средства для выполнения своих обязанностей в отношении государя.
Б.М. Кустодиев «Дворянская усадьба»
Когда в конце XV века царь Иван III, собиратель русских земель вокруг Москвы, отнимал у бояр вотчины – в Новгородской, в Псковской республике, в Тверском княжестве – взамен он давал поместья, получая при этом пополнение в вооруженные силы или направляя новоиспеченного помещика на другую службу.
К концу XVI века поместья уже можно было оставить в наследство сыну, при условии, что тот обязуется нести государственную службу, как некогда – его умерший отец, прежний хозяин. А если помещик умирал, оставив вдову и незамужних дочерей, то некоторое «прожиточное» поместье полагалось и им – разумеется, в этом случае на службу никого не призывали.
А.С. Степанов «Усадьба летом»
В особых случаях статус поместных владений дозволялось изменять, тогда они становились вотчинными, так поступал, например, царь Михаил Романов – награждал вотчинами тех, кто отличился при обороне Москвы от войск Лжедмитрия II в период Смутного времени.
Постепенно отличия между вотчинами и поместьями стирались. В 1714 году по петровскому Указу о единонаследии эти две формы собственности на землю были объединены в одну. Недвижимое имущество теперь носило название «имение». Имения стали неделимыми, их нельзя было отчуждать – кроме отдельных случаев, и, поскольку земля и крестьяне переходили по наследству к одному сыну, остальные братья были вынуждены обращаться к государственной службе.
Утраченная усадьба «Осиновая роща»
Имения и усадьбы
А Петром III в 1762 году был принят и подписан манифест о вольности дворянства, который освободил это сословие от обязательной службы – гражданской или военной: никто из дворян российских, говорилось в этом документе, невольно продолжать службу не будет.
Тогда и начали появляться усадьбы в том виде, в котором мы привыкли их представлять по сочинениям классиков. Правда, например, в романе «Евгений Онегин» слово «усадьба» не используется ни разу, а Ленский по старинке именуется «помещиком». Не упоминал усадьбу в своих сочинениях и Гоголь, несмотря на то, что именно ее узнает читатель при описании владений Собакевича, Коробочки и других персонажей.
Утраченная усадьба Григорьевское
Слово это, тем не менее, появилось еще в XV веке; оно происходило от глаголов «садить», «сажать», параллельно использовался термин «усадище». Манифест о вольности дворянства поспособствовал развитию усадебного строительства. Теперь вчерашние помещики могли обосноваться в своих имениях, построить дом, который достанется наследнику, наладить крестьянское хозяйство. Конец XVIII века и следующее столетие стали временем «усаживания» дворян по своим сельским владениям.
И.Е. Репин «Абрамцево»
Тургенев называл такие усадьбы дворянскими гнездами. Многие из них становились в позапрошлом веке центрами культурной жизни. Но большинству усадеб был уготован печальный конец. К началу XXI века большинство таких имений находилось в разрушенном состоянии.
Московская усадьба Льва Толстого в Хамовниках. Фото начала XX в.