Усадьба быково что внутри
Усадьба БЫКОВО: интерьеры главного дома
Заглянем внутрь и постараемся, чтобы никто нас не заметил.
— (особенно, мыши. Х.Н.)
1-ый этаж
Парадная летница в вестибюле.
Роспись в нише, от которой идут симметричные спуски в подвальные помещения.
Мозаика конца XIX века на полу вестибюля.
Потолок над парадной лестницей.
Теперь эту лепнину подчеркивает лишь остаток проводки, торчащей из центра потолка.
Трещины и плесень в оконных проемах еще не добрались до витиеватой лепнины
По левую сторону раньше находился камин
Старая открытка из коллекции архитектора-реставратора М.М. Ермолаева (1953-2014).
vitale2 выкладывал ее здесь: http://arch-heritage.livejournal.com/2023791.html
В целом, можно сказать, что основным мотивом декорации всей женской половины дома (слева от центрального вестибюля) являются гирлянды и букеты роз, покрывающие стены и потолки комнат и в живописной технике, и в виде резных ореховых панелей.
Эти комнаты занимают восточную часть дома, из которой была хорошо видна церковь. Здесь же в парке была расположена легендарная аллея «черных» роз.
Небольшой остекленный павильон с открытой террасой наверху, примыкающий с этой стороны к дому, вероятно, служил зимним садом, столь любимым в русских аристократических домах 1840-х годов.
При сопоставлении этой части дома с мужской половиной, к которой симметрично «женскому» зимнему саду примыкает высокая башня с часами [3], становится ясен общий замысел планировки жилой части усадьбы.
Занятия дам непосредственно обращены к саду и храму, а жизнь мужчин должна проходить в заботах о времени и науке для правильного и эффективного ведения хозяйства, для чего были предназначены флигели, расположенные поблизости от «мужской» стороны дома.
Выражение такого распределения ролей хозяев подчеркивалось в русской архитектуре и изобразительном искусстве уже в эпоху Петра I, когда, например, были созданы знаменитые парные портреты императора на фоне флота и строящегося Петербурга и императрицы на фоне загородного дворца Екатерингоф с красивым регулярным парком (художник Г. Мусикийский).
Подлинная люстра в центре. Некогда на ней располагались подвески из хрусталя.
Высота оконных проемов составляет около 3-х метров
На этих панелях раньше розы были в каждом прямоугольнике
Печная дверца (там был камин)
Дверь в женскую спальню
Деревянная резьба над дверью
Два года назад в этой комнате стоял салонный рояль XIX века
Салон или голубая гостиная
На подлинной люстре висят остатки хрустальных подвесок
Гризайль в росписи плафона
Потолки в этой комнате протекают
Ванная комната графини
Библиотека и бильярдная
На «мужской» половине дома было специальное помещение для библиотеки, где до сих пор сохранились многоярусные резные шкафы в итало-византийском духе, в которые вмонтированы створки входных дверей, замаскированные под книжные полки с изображением корешков книг.
Очень вероятно, что смежная с библиотекой комната была кабинетом – своеобразной мужской гостиной, где разрешалось курить (сейчас перегородка между этими комнатами разобрана).
Парадная лестница на второй этаж
Вид со второго этажа
Подлинный паркет XIX века
Вид на вход в вестибюль со второго этажа
Три арочных окна и выход на балкон
В комнате две росписи с видами на парковые затеи в усадьбе
Часовня на роднике
Вид с балкона. К сожалению, пейзаж портят новые коттеджи и только на горизонте видна колокольня в Михайловской слободе
Апартаменты на втором этаже
Мебель времен тубдиспансера
Из окна голубой комнаты открывался вид на быковскую церковь
Подвалы были переоблицованы, как и весь дом
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в усадьбе Быково была построена в 1789г. По одной, наиболее распространенной и авторитетной версии, проект ее принадлежит В.И.Баженову, по другим – М.Ф.Казакову или А.Н.Бокареву. Баженову (возможно, вместе с Казаковым) приписывается создание всего ансамбля усадьбы сенатора и управляющего Москвы и Московской губернии М.М.Измайлова, которому и было в 1762г. пожаловано подмосковное село.
Церковь в дворцовом селе Быково известна с начала XVII века, тогда она была деревянной, клетского типа. В 1704г. здесь на дворцовые средства построен каменный храм во имя Рождества Христова. Новый владелец имения, Михаил Михайлович Измайлов, задумал построить в Быкове новую церковь, и в 1789г. осуществил это намерение.
Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще. В здании два храма – верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете – Христорождественский. Основной объем храма – овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам. Основной объем завершается световой ротондой с высоким шпилем наверху; окружает ее ряд таких же шпилей. По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна, между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы. Под кровлей проведен богатый резной карниз. Высокие окна с островерхим завершением украшают и трапезную, боковые фасады которой сверху увенчаны тимпанами. Сверху на трапезную поставлена невысокая ротонда с очень маленьким шпилем с крестом. Трапезная была расширена в первой половине XIX века.
Очень эффектно смотрится храм с запада, со стороны колоколен. К площадке перед входом в верхний храм ведет парадная лестница на два всхода, под которой расположен вход в нижний храм. Одна башня-колокольня строилась как собственно колокольня, с площадкой для звона, вторая – для часов. Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой.
Весь декор храма необыкновенно богат. Многообразие деталей, выдержанных в едином готическом стиле, придает высокому зданию устремленность ввысь, выражающуюся не только в остроконечных шпилях. В 1884г. рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю. Одни источники называют ее архитектором Д.А.Гущина, другие – И.Т.Таманского.
Внутри храм отделан в классицистическом стиле. Своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой. Интерьеры сильно пострадали в советское время: в 1937г. церковь была закрыта и разорена. Со шпилей сбили кресты, колокольня осталась без колоколов, множество церковной утвари и книг было уничтожено. В здании храма разместилась швейная фабрика. Позднее ее заменил склад управления кинофикации. В 1989г. храм снова передали верующим, начались восстановительные работы и богослужения.
В стороне от улицы, на которой стоит церковь, в глубине старинного парка, расположена сама усадьба Быково, вернее, то, что от нее сохранилось. Из огромного количества построек уцелел лишь главный дом, перестроенный в XIX веке и поставленный на цоколь от старого дома, выстроенного по проекту Баженова, и небольшая круглая беседка на острове.
В XVIII веке усадьба принадлежала Михаилу Измайлову, турку по происхождению, перешедшему в одном из сражений на сторону русских, принявшему православие и ставшему руководителем Московской комиссии отстроений. Для строительства дворца в модном тогда стиле неоготики Измайлов выписал одного из самых модных архитекторов того времени — Василия Баженова.
Одновременно с дворцом Баженов создал весь архитектурно-парковый ансамбль, включающий церковь, парк, пруды, зимний сад, грот и Эрмитаж. От дворца Баженова остались лишь фундамент и пандусы у главного входа: в середине XIX века, когда Быково перешло во владение графа Иллариона Воронцова-Дашкова, дом перестроил швейцарский архитектор Бернар Симон. Получился пышный двухэтажный дворец из красного кирпича с башней в стиле английских замков. В доме сохранилась отделка в английском стиле, и вообще он неплохо сохранился, по-видимому, во многом благодаря тому, что с советских времен здесь размещался туберкулезный санаторий.
Не меньшее впечатление оставляет огромный немноголюдный парк с прудами, запахом прелой листвы, вековыми деревьями и стаями ворон. В центре одного из прудов сохранилась беседка, построенная архитектором Баженовым.
Как добраться до усадьбы Быково:
На общественном транспорте: от Казанского вокзала нужно доехать до станции Удельная. Далее автобусами 23 или 39 до остановки «Храм». Либо от м. Выхино автобусом 424 до остановки «Храм». Здесь вы увидите Владимирскую церковь, а до главного дома нужно идти пешком среди заборов частной застройки и далее через парк.
На машине: от Москвы двигайтесь по дороге А102. Не доезжая до Жуковского, на светофоре нужно повернуть направо и еще раз направо. Дорога пойдет вдоль частных домов. Ехать не очень далеко – вскоре должны показаться величественные шпили храма. До главного дома усадьбы – пешком через парк.
Английский замок Подмосковья
Новогодние каникулы 2021. Нагулявшись по праздничной столице, налюбовавшись ее новогодними чудесами, я решила начать знакомство с окрестностями. Так случилась поездка в Подмосковье, в усадьбу Быково, бывшую вотчину Воронцовых, Воронцовых-Дашковых, Измайловых, Ильиных. Усадьба имеет богатую историю, сменив многих владельцев из знаменитых российских фамилий, переживших взлеты и падения. Откуда название Быково? Скорее всего, на местных лугах откармливался и перегонялся скот. А еще быками называли холмы, и их здесь много. Первым владельцем из рода Воронцовых был воевода Илларион, получивший земли от Петра I в. 1704 году за заслуги перед Отечеством. Любопытно, что мальчики у Воронцовых обязательно были Иваны Илларионовичи или Илларионы Ивановичи.
Во второй половине 18 века эти земли к тому времени опальных Воронцовых были переданы Екатериной II Михаилу Измайлову — камергеру Петра III, уговорившему императора сдаться заговорщикам, и впоследствии ставшему московским главнокомандующим. В 1775 году императрица, знакомясь с усадьбами Подмосковья, побывала в Быково и оставила заметки, что владения Измайлова (а тогда они были деревянными) выглядят бедновато. Конечно, это задело хозяина, и он пригласил модного в то время архитектора Василия Баженова. Благодаря ему в Быково появляется кусочек Европы с английским парком, искусственными водоемами, большим дворцом, готическим (!) православным храмом, комнатой-аквариумом, павильоном Эрмитаж (не сохранился) и теплицами. Был изменен даже рельеф местности: грунт из выкопанных прудов пошел на увеличение и укрепление холма, на котором и был возведен каменный дворец — главный дом.
Но сейчас мы видим дворец или, скорее, английский замок, перестроенный Бернаром де Симоном, швейцарцем по происхождению, закончившем Петербургскую академию художеств. От баженовской постройки остался фундамент, подвалы и въездные пандусы с балюстрадой. Каждый из четырех фасадов здания архитектор оформлял индивидуально. В работе он использовал одновременно несколько архитектурных стилей: готику, эклектику, а также классицизм, где главными особенностями являлись гармония, строгость и простота форм.
К сожалению, замок находится в плачевнейшем состоянии. Хотя он и считается московским, видимо, средства для его реставрации еще не нашлись. Подходить близко к нему нельзя, так как части лепнины и штукатурки буквально падают вниз. Внутрь войти, естественно, тоже нельзя, хотя внутреннее убранство частично сохранилось, в интернете можно найти фото прекрасных интерьеров. Хрустальные подвески люстры даже были сняты в фильме «Сицилианская защита». Следят за всем волонтеры, они убирают и огромный парк, ставший практически лесом.
К центральному входу северного фасада кроме барочной лестницы ведут два пандуса, чтобы можно было заезжать каретам.
Усадьба Быково
От некогда прекрасной усадьбы Быково до наших дней сохранились лишь заброшенный дворец, запущенный парк с прудами, а также потрясающая Владимирская церковь. Сама усадьба прежде называлась усадьба Марьино. Основал её во второй половине XVIII века генерал-губернатор Москвы и фаворит Екатерины II М.М. Измайлов, а спроектировал один из самых популярных архитекторов того времени — Василий Баженов. Но баженовское здание дворца было перестроено в середине XIX века при новом владельце — графе И.И. Воронцове-Дашкове.
Дворец И.И.Воронцова-Дашкова в усадьбе Быково
Дворец Воронцовых-Дашковых в Быково
Граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков — один из богатейших людей России, владелец знаменитого Воронцовского дворца в Алупке. Для перестройки усадьбы он пригласил швейцарского архитектора, получившего образование в России, Бернар де Симона. Под руководством последнего были также возведены оранжереи, скотный двор, въезд в усадьбу и прочие хозяйственные постройки. От баженовского дворца сохранились только подвалы, въездные пандусы у главного входа и баллюстрада.
Пандус двореца Воронцова-Дашкова в усадьбе Быково
Холм, на котором стоит дворец, был насыпан вручную крестьянами за счет земли с выкопанных в усадьбе трех прудов. Парк, окружающий главный дом усадьбы, был разбит уступами в речной долине и не подступал столь близко к дому, как сейчас
Вид на подъездной пандус от главного крыльца дворца Воронцова-Дашкова в усадьбе Быково
Планировка дворца выдает деление на мужскую и женскую половины. Из женской открывался вид на парк и Владимирскую церковь, на мужской стороне располагалась башня с часами, а поблизости от неё — хозяйственные постройки.
Такое выражение средствами архитектуры роли хозяев, их предназначения и занятий в жизни было характерно для того времени. Вот так выглядит восточный фасад дворца, относящийся к женской половине (фотографировать с более удаленного расстояния невозможно: деревья расположены близко от здания)
Дворец по форме не строго прямоугольный. Вот сбоку, на женской половине, есть такая уютная одноэтажная пристроечка, крыша которой служит балконом для второго этажа. На сохранившемся поэтажном плане здания это помещение помечено как будуар
Будуар имеет три окна. Одно выходило на небольшую террасу, обнесенную баллюстрадой. Сейчас мало что осталось от террасы, а от ограждения — вообще ничего
Выход на террасу осуществлялся из основной части дома через эту дверь
Вот такими мощными волютами (завитками) оформлен этот выход
Второе окно будуара выходит в парк. Раньше из него открывался вид на парк и храм вдалеке. Сейчас деревья подступили вплотную и получается вот такой вид
А третье окно будуара смотрит уже с главного фасада здания и выходит на большую террасу, которая простирается во всю длину главного фасада
Терраса сложной, ломаной формы, просторная, вымощена белым камнем. Баллюстрада по её периметру почти полностью утрачена
Сохранился только небольшой участок баллюстрады. Судя по старым фотографиям, повороты и окончания перил были украшены вазонами из того же белого камня, что и баллюстрада. В вазонах росли декоративные растения и цветы.
С террасы можно было спуститься по двум таким лестницам, расположенным симметрично
Дворец стоит на холме, его главный фасад и терраса перед ним обращены к югу и от них открывался вид на протекающую внизу реку Быковку. Внизу располагалась пристань, где спуск к воде был оформлен такой же лестницей с вазонами, как терраса. Сейчас склон речной долины зарос деревьями и с террасы вашему взору открывается следующий вид
При моём посещении осенью 2017 года дворец был не доступен для посещения. Заглянуть внутрь невозможно: изнутри окна закрыты ветхими шторами, картоном и фанерой. Дворец производил впечатление запущенного здания, находящегося в угрожающем состоянии. Но ведь по степени сохранности интерьеров усадьба Быково считалась одной из лучших усадеб Московской области. При подготовке этого материала я нашла отличные фотографии великолепных интерьеров дворца Воронцовых-Дашковых, сделанных относительно недавно, 2-3 года назад. Вот, например, так выглядел будуар изнутри
В советский период в этом дворце размещались поочередно детская колония, школа подрывников, туберкулезный санаторий. Возможно из-за последнего и возникли проблемы с определением дальнейшей судьбы всего комплекса усадьбы – пугают, что палочка Коха живет 25 лет. Мы же вернемся к главному фасаду дворца и рассмотрим его. К будуару примыкает парадная спальня графини. Вот на первом этаже венецианское сдвоенное окно – это окно спальни хозяйки, а на втором этаже над ним – гостевая спальня
Вот потолок спальни графини, интерьеров там, судя по всему, не сохранилось
В глубине дома, за спальней хозяйки располагалась ванная комната без окон. Вот её потолок
Если двигаться далее по фасаду, за окном спальни идет окно кабинета графини. Над ним на втором этаже комната, предназначавшаяся для гостей. Большой, во всю глубину здания, кабинет графини имел два камина, не дошедших до наших дней. Помещение оформлено великолепной резьбой, которая неплохо сохранилась
К кабинету примыкает музыкальный салон или голубая гостиная, которая расположена по центру здания и объединяет женскую и мужскую части дома. Роспись стен гостиной имитирует шелковые штофные обои. По центру – белый мраморный камин с резными цветами и ветвями
Великолепен лепной потолок
На главном фасаде салону соответствует портик с кариатидами. Сохранились все четыре фигуры, хотя следы времени на них заметны
Крыша портика служит балконом, выход на который осуществляется из кабинета графа, расположенного на втором этаже прямо по центру здания. Вот как в наши дни выглядит этот выход на балкон из кабинета графа
На стенах графского кабинета росписи, изображающие уютные места усадебного парка
Над балконом главного фасада изображен герб Воронцовых-Дашковых
Вернемся к первому этажу дворца. С мужской половины дома к центральной голубой гостиной примыкает бильярдная, объединенная с библиотекой. Судя по плану, это было большое помещение, условно разделенное двойным (на две стороны) камином в центре. Окно бильярдной выходит на главный фасад дворца, окно библиотеки – на противоположный, парковый, фасад. На втором этаже над библиотекой располагалась спальня графа
В библиотеке сохранились резные деревянные потолок и книжные шкафы высотой до потолка. На фото современная мебель позволяет определить масштабность помещения: смотрите, как колоссально выглядят книжные шкафы по сравнению с обычным офисным стулом
Далее по главному фасаду идет окно столовой, которое располагается в выступающей части здания (ризалите). На втором этаже над столовой жилые комнаты маленького сына графа. К столовой примыкает башня
Столовая большая, с камином – он не дошел до наших дней. В советское время помещение столовой отдали под кинозал. Сохранилось резное оформление потолка и стенных панелей
Башня использовалась в том числе для астрономических наблюдений, там находился телескоп. На ней были не просто часы, а куранты – то есть часы с колоколами, механически, без участия человека, играющими мелодию
Из башни есть выход на большую террасу перед главным фасадом дворца. Оформлен этот выход, как и на боковую террасу на женской половине, завитками-волютами
Если обойти башню, то за ней будет небольшая терраса
Эта терраса показалась мне гораздо уютнее, чем первая, на женской половине – может быть потому, что здесь сохранились перила, ограждение и вазоны в углах – такие же вазоны стояли раньше и на перилах главной террасы. Выход на террасу мужской части дома ведет из столовой.
Вид на башню с западного фасада дворца
Если обходить здание дальше, то мы выходим к северному фасаду, обращенному к парку. Вот вид из-под парковых деревьев на угол западного и северного фасадов
На северном фасаде дворца расположено главное подъездное крыльцо с пандусами. Вот как оно выглядит сейчас из парка
Вот нынешний вид в противоположную сторону, от крыльца на парк
Подступы к крыльцу перекрыты, ни подойти близко, ни взобраться на него невозможно. При максимально доступном приближении сбоку крыльцо выглядит вот так. Обратите внимание: на крыше крыльца так же расположен балкон, а над ним вверху – герб Воронцовых-Дашковых
С этого крыльца посетители попадали в главный вестибюль с парадной лестницей, овальной в плане
Потолок вестибюля просто потрясает: объемная лепнина витиеватого рисунка, тонкая работа, сложные геометрические формы
С лестничной площадки между этажами можно было выйти на балкон над крыльцом и полюбоваться парком усадьбы. А по лестнице посетители поднимались на второй этаж, к комнатам гостей и кабинету хозяина
Комнаты второго этажа на фотографиях я атрибутировала по расположению окон и смежным помещениям. Получилось, что вот это гостевая спальня, расположенная над спальней графини
Вот это другая комната для гостей, смежная с предыдущей
Так же мало что осталось от спальни графа. Обратите внимание на узкий коридор, видимый через дверь, — он отделял комнаты второго этажа, выходящие на разные стороны дома
А это смежная со спальней графа комната наследника. Похоже, что и здесь роспись стен имитирует шелковый штоф. Судя по плану, комната была не такая просторная: от окна и до стены было выгорожено небольшое помещение под гардеробную или туалет
Башня на изнутри на втором этаже
Обойдя весь дворец кругом, вы возвращаетесь к первоначальной точке, откуда начали обход
Можно ещё погулять по огромному (я нашла цифру 60 гектар!) парку усадьбы. Конечно, по сравнению с эпохой графов Воронцовых, он запущен и нуждается в расчистке. Не сохранилось ничего от аллеи черных роз, которые покупались во Франции за золото. Но до сих пор в усадебном парке очень разнообразен состав деревьев — более 60 пород, в том числе немало иноземных и экзотических растений.
Заметны следы продуманной декоративной посадки парковых растений, вот, например, еловая аллея
В парке ещё сохранился пруд, правда, тоже требующий ухода
Владимирская церковь в Быково
От дворца через парк пройдем ещё к одной достопримечательности – церкви Владимирской иконы Божьей матери
Дата постройки храма – 1789 год. Доска на самой церкви приписывает авторство архитектору В.Баженову, но в разных источниках называются и иные фамилии, например, М.Ф. Казакова и А.Н. Бокарева. Кто бы то он ни был, поблагодарим создателя этого чудесного псевдоготического храма, похожего на сказочный замок
Неповторимость этого храма в том, что это единственная в русской архитектуре двухэтажная церковь овальной формы (прямоугольная трапезная с парными колокольнями была пристроена позже)
Вид на Владимирскую церковь в Быково с алтарной части
Также не имеет аналогов в храмовой архитектуре России лестница, ведущая к верхнему храму и словно крыльями обнимающая главный вход в церковь первого этажа. Именно её гармоничные пропорции, изящество и лаконичность выдают руку талантливейшего мастера
По бокам западного фасада храма стоят две симметричные колокольни, увенчанные шпилями
Обойдем этот волшебный замок, чтобы поподробнее рассмотреть его. Пространство храмовых стен заполнено стрельчатыми окнами и арками, полуколоннами и барельефно выполненными портретами. Сначала я восприняла их как изображения святых, но мере того, как я обходила здание, они всё больше напоминали мне портреты великих людей. Вот лицо справа очень похоже на Коперника, а слева – на Достоевского
Не знаю, как выглядели Сократ, Аристотель, Платон и остальные гиганты мысли, но мне они мерещились в каждом старце, изображенном на стене
Вот алтарная часть храма
С двух сторон от алтарной части располагается по крыльцу
Крыльцо южного фасада Владимирской церкви в Быково
Крыльцо северного фасада Владимирской церкви в Быково
Верхняя часть храма с боковых фасадов украшена парными балкончиками с высоко вознесенной крышей, поддерживаемой тонкими колонками и увенчанной обелисками. На этом фото хорошо заметна овальная форма церкви
Растущий в ограде шиповник словно бы подчеркивает волшебно-романтический облик этого замка
Белый шиповник, страсти виновник,
Разум отнять готов.
Разве не знаешь, графский садовник
Против чужих цветов.
Рядом с Владимирским храмом в 1830-х годах была выстроена колокольня в том же стиле.
Автор проекта колокольни — архитектор И.Т. Таманский
Вид на храм от колокольни:
Сейчас проход по лестнице перекрыт. На территории храма идут некрупные ремонтные работы, но лестница вроде как завершена. Верхний храм закрыт для посещений. Через главное крыльцо зайдем в нижний храм
Проход к двери храма получается длинным и по бокам открываются необычные виды
Нижний храм, который сейчас доступен, освящен в честь Рождество Христова, поэтому над дверями церкви такое изображение
В советское время храм был закрыт. Здесь располагалась швейная фабрика, а потом склад. В 1989 году храм был возвращен церкви, восстановлена роспись сводов. Видно, что самой почитаемой иконой в храме является Владимирская икона Божьей матери – у неё множество золотых и серебряных украшений в знак благодарности от верующих за помощь. Так же очень чтима икона Николая Чудотворца, которая была подарена семье Воронцовых-Дашковых императором Николаем I. Меня же поразили небольшие иконы, судя по размерам и простоте окладов, словно бы принесенные из дома, из деревенских деревянных изб. Размещены они небольшими группами. Вот на следующей фотографии внутреннего убранства храма видны такие иконы на столбе по центру снимка
Ещё на территории храма меня впечатлили стенды вдоль дорожки вот с такими плакатиками
Плакатов было несколько, я сфотографировала только два
За оградой храма, по дороге к дворцу Воронцовых-Дашковых моё внимание привлекло вот такое здание (в тени справа скрывается ещё одна подобная секция, формой похожая на замочную скважину)
Несоразмерность сложности постройки и провинциальности местоположения вкупе со старым красным кирпичом свидетельствуют за дореволюционное происхождение здания. А если посмотреть старый план всей усадьбы Быково, то примерно на этом месте располагались Большая оранжерея и Оранжерея ананасов. Может, необычное здание и есть перестроенные остатки оранжерей.
Как попасть в усадьбу Быково
Усадьба Быково относится к сельскому поселению Верейское Раменского района. Дворец Воронцовых-Дашковых находится в глубине обширного парка, ни увидеть его с дороги, ни подъехать к нему невозможно. Лучше ориентироваться на Владимирскую церковь – её шпили видны издалека, к ней ведет асфальтированная дорога, хотя и не подходит общественный транспорт. Остановка общественного тpaнcпopта расположена на Жуковском шоссе, она так и называется «Храм». Судя по Яндексу, автобусы и маршрутки идут сюда от метро Котельники.
Для автомобилистов также лучше подъехать к храму: здесь достаточно места оставить машину, хотя парковка и не обозначена. В навигаторе можно забить «Усадьба Быково» и он предложит храм Владимирской иконы Божией матери или можно задать адрес село Быково, ул.Колхозная, д.16/4. Только обратите внимание, что населенных пунктов с названием «Быково» в Московской области много, надо выбирать Раменский район.
Чтобы пройти от храма к дворцу, надо обойти ограду храма справа, т.е. идти по дороге между храмом и школьным двором, церковь остается слева. Асфальтированная дорога тут одна и она вас выведет к жилым домам, мимо которых надо идти так же по асфальту, как указывает стрелка на следующем фото
И уже сразу, повернув по стрелке, вы увидите за домом ограду парка вот с такой вертушкой – это и есть незатейливый вход в усадебный парк Быково
За калиткой не сворачивайте резко влево или вправо, идите вперед по средней тропе. На первой развилке вы выбираете левую тропу
Ориентиры – далее справа от вас остаётся котельная с горами угля под открытым небом, а слева за деревьями будет виден пруд. Пруд вы оставляете слева, обходя его на некотором расстоянии, и когда обогнете пруд, выйдете на следующее распутье, где надо выбрать уже правую тропу
Здесь уже смотрите внимательнее налево – вскоре за деревьями будет виден с угла дворец, а тропа перейдет в еловую аллею
И обратите внимание: в парке только грунтовые дороги, поэтому для прогулки выбирайте соответствующую обувь.
Также учтите следующее. Главный фасад дворца смотрит на юг и фотографировать его удобно. Храм же с южной стороны не доступен для съемки: там всё застроено и огорожено заборами – не подступиться. Хороший обзор на весь храмовый комплекс открывается с севера, но при этом может мешать солнце, невысокое в осенне-зимний период.
Удачной вам поездки в усадьбу Быково, пусть вам повезёт больше и удастся увидеть интерьеры дворца! Если же не получится – фотографии интерьеров можно посмотреть на этом сайте.