Уровень образования магистратура что это значит
В чем отличие степеней бакалавра, специалиста, магистра?
В чем отличие степеней бакалавра, специалиста, магистра?
Бакалавриат, специалитет и магистратура как уровни профессионального высшего образования
В настоящее время в РФ установлены, в частности, следующие уровни профессионального высшего образования (п. п. 2, 3 ч. 5 ст. 10 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):
При этом каждая из программ бакалавриата, специалитета и магистратуры относится к самостоятельному виду основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Прием на обучение осуществляется отдельно по каждой из этих программ (пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).
Особенности специалитета, бакалавриата и магистратуры
Лицо, намеренное получить первое высшее образование в вузе, который перешел на болонскую систему образования, поступает на бакалавриат. При условии успешного прохождения итоговой аттестации ему присваивается квалификация «бакалавр» и выдается диплом, свидетельствующий о наличии у него высшего образования (п. 2 ч. 5 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).
В отличие от программ бакалавриата и специалитета осуществлять обучение по программам магистратуры могут не только вузы, но и научные организации (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301).
Связанные вопросы
«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 29.06.2021
Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.
Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.
Магистратура это уровень высшего образования сегодня и почему возникают недомолвки о целях
Болонская система, не так давно внедренная в России, предлагает наличие нескольких ступеней образования. Магистратура это одна из таковых стадий. Для российского менталитета не совсем понятная данная категоризация, поэтому возникают недомолвки о целях и уровне высшего образования сегодня.
Магистратура
Понять, что такое магистратура, можно при сравнении новой системы получения знаний с распространенной в России ранее. До недавнего времени просвещение происходило на протяжении пяти лет, по итогу которых выпускник считался специалистом.
Категоризировалась эта подготовка как специалитет. Сегодня многоуровневая система предполагает несколько этапов обучения. Основа или первый этап в виде бакалавриата является законченным высшим образованием. Точнее его первой ступенью. Затем следует магистратура.
Болонская схема предполагает следующую поэтапность в обучении:
Кроме сопоставления с существовавшей ранее системой понятие магистратуры раскрывается и при ее сравнении с бакалавриатом. Последний представляется в виде нескольких курсов с прохождением общих дисциплин, но в своем направлении (филологическим, техническом и т.д.). Здесь преподаются более углубленные знания, чем в школе, но они не являются адаптированными и глубинными по определенной специальности. Магистратура же выступает первым шагом к научной деятельности и профилирует обучающегося по конкретной специализации.
Что дает
Достоинств у нынешней системы обучения масса. Благодаря ей можно получать знания в изначально выбранном направлении, что будет положительно принято будущими работодателями. Либо несколько переквалифицировать процесс обучения, если при получении степени бакалавра пришло понимание того, что получаемая специальность не очень близка. Стоит отметить, что магистратура это полноценный процесс, который занимает стандартный объем времени. Студента ожидают не только аудиторные занятия, но и практическая деятельность, а также написание околонаучных работ по специальности.
Перечень привилегий
Еще одним практичным плюсом для молодых людей выступает отсрочка от армии. Но исключительно при поступлении на очную форму обучения. Котировка получаемого сегодня образования и ее идентичность международной классификации позволяет не только получать знания за рубежом на базе российского бакалавриата. Теперь и отучившиеся за границей российские умы могут спокойно возвращаться на родину с пониманием того, что их уровень образования будет здесь принят.
Высшее образование или нет
Магистратура это, безусловно, высшее образование на территории России и в других странах. Принципиально Россия и перешла на такую систему для большей интеграции в мировое сообщество благодаря выпускаемым из ВУЗов специалистам. Хотя это несколько спорная ситуация. Благодаря внедрению многоуровневой системы учебы российские выпускники начали котироваться за границей. Такая инициатива облегчает поступление на работу и переезд за границу, потому что диплом приравнивается к международному нормативу. В этом случае России может грозить так называемая brain drain («утечка мозгов»).
Интересным моментом является возможность переквалифицироваться на иную специальность по окончанию бакалавриата. Поскольку он предусматривает наличие множества общих предметов, то магистратуру позволено выбрать в несколько отличном от него профиле. Сложно представить резкие перемены специализации. Например, бакалавр историк или эколог не пойдет на техническую специальность в магистратуру. Смысл ее получения состоит несколько в ином. Такая кардинальная разобщенность направления обучения не говорит в пользу глубинных знаний. В магистратуру может пойти выпускник бакалавр из иного ВУЗа.
Но это новшество открывает двери отечественных ВУЗов для принятия на обучение и иностранных студентов. Таким образом, мы исключаем из своей истории некое образовательное обособление. Однако, полноценный результат такого нововведения будет виден чуть позже. Болонская система и закрепляющая ее декларация это разработка европейских стран, с которыми у нас несколько напряженные взаимоотношения.
Это второе высшее
Получение нескольких высших образований это специфическая практика, широко распространенная на просторах Российской Федерации. Зарубежное образование в высших учебных заведениях более мобильное или гибкое. Оно предполагает изменение курса обучения уже на первых этапах. Российское вопреки ему более стабильно и монументально. Поэтому было принято решение о присоединении к болонской системе обучения. Благодаря ей можно несколько изменить и расширить теоретические и практические знания, что будет отражено в итоговом дипломе.
Вторым высшим образованием следует считать полноценное обучение также длиною 4-6 лет, получаемое по окончанию или же параллельно иному диплому. То есть магистратура не является таковым. Для обывателей остается открытым вопрос о том, чем же считать бакалавриат. Это первичная ступень высшего образования, также предполагающая выпуск дипломированных специалистов, готовых к работе (но подходящих не для всех уровней профессиональной деятельности).
Это ученая степень
Магистратура это источник получения степени, которую нельзя обозначить как ученую в полном смысле такой терминологии. Скорее здесь более уместно применение словосочетания «академическая степень». В дипломе выпускающегося магистра будет указано слово «степень» в скобках рядом с наименованием документа.
Тем не менее магистратура наряду с получаемой здесь спецификацией является и неким превью для получения в дальнейшем ученой степени без оговорок. Последнее реализуется посредством поступления в аспирантуру после окончания магистрата. Магистратура это продолжение полученного человеком ранее высшего образования. Его вторая ступень, углубление знаний в конкретной области, но не вторая «вышка» и не обязывающая к поступлению в аспирантуру фаза. Тем не менее именно она является проходным билетом для получения ученой степени в аспирантуре. После чего выпускник может заниматься полноценной научной деятельностью.
Это полное высшее
Говорить в данном случае о полном высшем образовании следует при уточнении понимания такового. В своем законченном виде и бакалавриат и бакалавриат+магистратура характеризуются как высшее образование. Выявляется лишь разница в цели применения знаний. Для многих подходящим уровнем останется степень бакалавра. Те, кто захочет углубить полученные ранее знания, пойдут в магистры.
Магистратура это не существующее само по себе высшее образование. Степень получается исключительно на предыдущей фазе обучения. Поэтому эти два года не идут отдельной линией и не считаются отдельным высшим образованием. Это продолжение обучения. Не стоит забывать и о наличии аспирантуры, как следующей ступени «вышки». Оконченная магистратура это неплохой плацдарм для нее, но не обязывающий к продолжению учебы.
Несоответствие количества лет по сравнению с предыдущей системой специалитета вызывает много вопросов относительно уровня сегодняшнего образования. Ее понижение до бакалавриата не является вполне правомерным, поскольку отличается даже количество лет для обучения. Тем не менее это скорее теоретическое сравнение. Выпускник специалитета не может в полной мере называться магистром. Ему следует сначала пройти соответствующее обучение. И в этом плане специалитет приравнивается именно к бакалавриату.
Чем отличаются бакалавриат и магистратура
Данная система недостаточно укрепилась в сознании населения России и людям кажется, что бакалавриат это не полноценное высшее образование. Для понимания следует смотреть на существующую ныне систему под несколько другим углом. Она реформаторская для Российской Федерации, поэтому не нужно всецело воспринимать ее на фоне популярной ранее пятилетней схемы специалитета. По итогу бакалавриат является первой и по-своему законченной ступенью высшего образования.
По восприятию резидента другой страны, где распространена эта многоступенчатая схема, такой уровень не является чем-то неполноценным. Более того, стоит понимать, что массовое поступление в ВУЗы после школы это прерогатива нашей страны. Попадание в высшее учебное заведение за границей зачастую осуществить не так просто. Обычно из-за финансовой составляющей. Школьная подготовка наших учеников позволяет принимать на очное и заочное обучение большое количество желающих.
Кто может поступить в магистратуру
Поступить сюда вправе выходец другого ВУЗа и совершенно другой специальности. Удобство заключается в том, что полученные в бакалавриате знания можно углубить и направить в конкретную сферу, если они по-прежнему интересны ее носителю. Например, бакалавр по менеджменту может направить эти знания в русло управления человеческими ресурсами. Или таким же способом можно найти новое призвание, если человек разочаровался предыдущим выбором.
Кто имеет право на поступление, исходя из уровня имеющихся знаний:
Специалитет, который был распространен раньше, на данный момент примерно идентичен магистерской степени. Но в пределах Российской Федерации. Недостаток такового заключается в том, что его сложно идентифицировать зарубежным высшим заведениям и работодателям. Хотя это не закрывает границы для граждан РФ полностью. Они могут притязать на не столь узкоспециализированную работу по окончанию университета здесь.
Кроме того, для поступления в магистратуру не обязательно соблюдать какие-либо временные рамки. Отсрочка после окончания бакалавриата или специалитета может быть вполне длительной.
Как поступить в магистратуру (Москва, регионы)
Поступление допустимо независимо от места расположения университета. Будь то Москва, область или вся остальная территория Российской Федерации. Поскольку далеко не все выпускники после окончания бакалавриата идут в магистры, то конкурс здесь меньше. Но надо понимать, что и претендовать на место будут осознанно стремящиеся к знаниям люди. Кроме того, заложенное количество мест может быть меньше, чем на первых четырех годах обучения. В целом выпускнику следует серьезно подойти к вопросу о выборе подходящего ВУЗа и курса. Зачисление не происходит автоматически. Для него также придется сдавать вступительные испытания.
При этом не исключена возможность получение степени магистра и за рубежом при наличии диплома бакалавра. С дипломом специалитета это сделать крайне сложно. Такие предложения иностранные образовательные учреждения формируют довольно редко. Кандидату придется подтвердить свое знание иностранного языка. Не лишним здесь буду научные публикации и прикладываемые к документальному кейсу рекомендации.
Форма обучения
В целом методика обучения в магистратуре сейчас стандартная. Слушателю предстоит посещать аудиторные занятия и заниматься практической деятельностью. Молодые люди пытаются совмещать такое обучение с работой, но это не так просто на очной форме, как и при обучении на бакалавриате. А в некотором плане даже сложнее из-за углубленного изучения специальности.
Таким образом, не стоит думать о том, что магистратура это некая прикладная стадия обучения. Ее форма также может быть очной и заочной. Учебе предстоит уделять много времени. Неплохим выходом становится откладывание процесса построения карьеры на некоторое время. Поддержание приемлемого образа жизни параллельно учебе можно добиться при помощи работы со свободным графиком. Зато потраченное время в дальнейшем позволит добиться больших успехов в получении желаемой работы. Альтернативой становится поступление на заочное отделение с полноценным рабочим графиком на месте своего трудоустройства.
В чем разница между дипломом магистра, бакалавра и специалиста?
Доучившись до конца школы (а то и университета), многие так и не понимают, в чем отличие специалитета, бакалавриата и магистратуры. Между ними есть много различий, но есть и кое-что общее: все это показатели высшего образования, со свидетельством о котором можно занимать такие должности, какие без диплома о высшем не стоит и думать.
Если почитать материалы в нашем телеграм-канале, вы поймёте, что все эти ступени обучения различаются между собой одновременно несколькими факторами: насыщенностью программы, количеством теоретических и прикладных дисциплин и длительностью обучения.
И хоть в последнее время в вузах не встречаются дипломы специалистов, все же нужно разбираться, в чем разница бакалавриата, специалитета и магистратуры.
А теперь обо всем по порядку.
О системе образования в целом
В далеком 1999 году в ходе Болонского процесса установили всеобщую двухуровневую систему образования. В ней бакалавриат является первой базовой ступенью высшего образования, а следующей – магистратура.
Страны договорились соблюдать эту систему, чтобы сохранить по всей Европе более менее единый стиль образовательного пространства.
Любая страна, которая хотела попасть в эту систему, должна была подписать договор. Россия вошла в этот союз только в 2003 году, после чего сразу пошли изменения в системе образования.
Так, первыми вузами, которые приняли новую европейскую систему, стали МГИМО, РУДН, МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИУ ВШЭ. Позже подтянулись и остальные вузы.
Уровни высшего профессионального образования в России
Высшее профессиональное образование включает в себя следующие ступени:
Сроки прохождения базовых программ образования
Чем еще отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры? Учащиеся разных программ получают образование в течение разных сроков:
Бакалавриат
Диплом бакалавра – показатель успешного завершения второй ступени высшего проф. обучения.
Первая ступень высшего проф. обучения – это неполное высшее, которое учащийся проходил по основным программам университета в течение не менее 2-х лет. Конкретный срок и содержание такой учебы отражаются в приложении к диплому.
Получить неполное высшее студент может, если будет отчислен или самостоятельно решит покинуть вуз в силу ряда причин.
Студент должен быть готовым к тому, что большинство работодателей не рассматривают кандидатов с неполным высшим образованием.
Бакалавр, в свою очередь, должен:
Такая квалификация предоставляет кандидату право претендовать на должности, где главное требование — наличие высшего профессионального образования.
Специалитет
Что касается специалитета, то тут говорится об основной проф. образовательной программе, в которую входит изучение гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных предметов общенаучной направленности, общепрофессиональные дисциплины, теоретическая и практическая подготовка по специализации и специальности.
Данная форма образования отличается от общепринятой в Европе. Специалитет – классическая форма образования в России, которая осталась в немногих вузах страны, в том числе, на медицинских, военных и инженерных факультетах.
Специалитет длится не меньше 5 лет, по прошествии которых студента ждет итоговая аттестация, в том числе – и дипломная работа.
Если выпускнику удается преодолеть все эти препятствия, ему присваивают квалификацию специалиста «учитель», «инженер», «экономист» и пр.
Магистратура
Магистратура – программа, построенная на основе бакалавриата. Длится 2 года. Содержит практические и теоретические занятия по выбранному направлению.
Обучение на магистратуре предполагает научно-исследовательскую и педагогическую деятельности. Общий срок обучения вместе с бакалавриатом – 6 лет.
Выпускник магистратуры проходит итоговую аттестацию и предъявляет магистерскую работу, при успешной защите которой учащемуся присваивают степень магистра.
Учащихся часто интересует, кто выше – магистр или бакалавр. Ответ здесь очевиден: обладатель степени магистра котируется на рынке труда выше бакалавра, так как и срок его обучения, количество и качество учебных часов и дисциплин гораздо выше.
Разница между бакалавриатом и специалитетом
Следует понимать, что здесь речь идет о двух совершенно разных программах обучения.
Бакалавриат является высшим образованием по ускоренной программе. В нем студент получает общие базовые знания по определенному направлению в течение 4 лет.
Если студенту нужны углубленные знания, он после бакалавриата поступает в магистратуру, где учится еще 2 года. Повысить уровень знаний можно везде, где есть специальные магистерские программы (а есть они не у всех вузов).
Плюс – можно поступить не только на первоначальное направление, но и выбрать другое. А при успешном прохождении вступительного испытания на магистратуру можно рассчитывать на бюджетное место.
Специалитет же дает глубокие знания в определенной профессиональной сфере. Студент обучается 5-6 лет. В течение первых двух лет он проходит общую базовую программу по выбранной специальности, далее получает расширенные знания.
Основное отличие специалитета в том, что после него можно идти в аспирантуру. Бакалавр сможет пойти в аспирантуру только после прохождения магистерской программы.
Есть и еще одно важное отличие: диплом бакалавра котируется за границей, где с ним можно пойти даже в магистратуру.
Диплом специалиста – чисто отечественная особенность образования. С ней могут возникнуть проблемы, потому что не все работодатели принимают такой документ об окончании вуза.
Чем различаются дипломы бакалавра и специалиста
Кроме самого звания — «бакалавр» или «специалист» по какому-то направлению — в дипломе специалиста дополнительно указывается еще и точная специальность: юрист, психолог, инженер.
Если изучить приложение к диплому, где указаны учебные дисциплины и затраченное на них время, можно увидеть, что у этих двух программ обучения разная глубина охвата предметов.
Выпускникам специалитета предоставляется больше карьерных возможностей. Бакалавр сможет поравняться со специалитетом только после того, как окончит магистратуру.
Вот наглядный пример того, как отличаются уровни подготовки и компетенций выпускников двух разных программ обучения (бакалавриата и специалитета) на юридическом образовании:
Диплом бакалавра включает лишь общее направление.
Есть профессии, обучиться которым можно только на специалитете.
Различия между специалитетом и магистратурой
Если разница между бакалавром и магистром ясна, то здесь у некоторых возникают сложности. В специалитете идет освоение третьего уровня получения высшего профессионального образования. Тут можно выбрать 2 программы основных типов:
Так в чем же отличие бакалавриата от магистратуры, и что лучше – магистр или бакалавр? Бакалавриат – это базовая первая ступень высшего образования, а магистратура представляет второй уровень.
Специалитет стоит на особом месте, потому как программа обучения начинается как первый базовый уровень, но ее выпускник рассматривается работодателями как специалист-магистр. И если сравнивать, что лучше – специалитет или бакалавриат, то у первого несколько больше карьерных перспектив. Вот в чем основная разница между ними.
Базовые различия бакалавра, магистра, специалиста
В чем еще отличия магистра и бакалавра от специалитета, так это в том, что эти две степени относятся к первым научным степеням. Звание магистра открывает перед молодыми учеными дорогу в аспирантуру.
Учащийся получает степень бакалавра до специалиста или магистра. Спустя 4 года учебы студент должен понять, куда двигаться дальше и какие вершины осваивать. Если у него в планах пойти в науку или он планирует остаться в вузе и работать преподавателем, он должен подумать о получении диплома специалиста или магистра.
Обратите внимание, что не все вузы предлагают своим студентам возможность получения диплома магистра. Еще меньше специальностей, по которым можно его получить. Подробную информацию о наличии интересующего направления и диплома получайте на официальном сайте вуза.
На какой бы системе образования вы не остановились, всегда старайтесь получить не сам диплом, а знания. Ведь именно они помогут добиться в жизни тех целей, которые вы перед собой поставите. А если достижению заветного мешают бесполезные предметы, специалисты нашего сервиса помощи студентам готовы избавить вас от этих мук.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Магистратура это второе высшее образование или нет
Магистратура на западе и появление магистратуры в России. Магистратура после бакалавриата, в чем ее отличие от бакалавриата и от специалитета, в чем отличие магистратуры от специалитета. Магистратура после специалитета и магистратура как второе высшее. Поступление в магистратуру: условия, формы, стоимость и отсрочка. Зачем идти в магистратуру?
Магистратура на западе
Появление магистратуры в России
Уровень магистратуры по-российски
Магистратура после бакалавриата, в чем ее отличие от бакалавриата
В чем отличие магистратуры от специалитета
Магистратура после специалитета и магистратура как второе высшее
Отсрочка для поступления в магистратуру
Поступление в магистратуру: условия, формы и стоимость
Зачем идти в магистратуру?
Магистратура на западе
Впервые понятие магистратуры было введено еще в Древнем Риме еще в VI веке до н.э., но тогда оно применялось как общее название государственных должностей в Римской республики. Магистратуры были выборными (ординарными), когда из нескольких претендентов отбирался один магистрат, и назначаемыми (экстраординарными), когда статус магистрата придавался назначением.
С появлением первых университетов еще в раннем средневековье появилась необходимость в аттестации их профессоров. Тогда статус магистра скорее соответствовал ученой степени (наравне с другими учеными степенями того времени), нежели академической квалификации выпускника университета в ее нынешнем понимании.
Хотя грань между академической и ученой степенями размыта, и часто не проводится, провести ее можно по следующему критерию. Если степень присуждается выпускнику вуза для «потребления» ее во внешней, реальной жизни, то ее можно именовать академической (степень «массового потребления»), а если она больше нужна для внутриуниверситетской аттестации, то е лучше именовать ученой.
В Средние века учёная степень магистра – «Magister artium liberalium» носил учитель так называемых свободных наук, магистры, вместе с докторами наук, имели право участвовать в выборах ректора.
Впоследствии в связи с переходом к одноуровневой системе ученых степеней (доктор философии, доктор наук) к XIX веку ученая степень магистра (именно как ученая степень) перестала присуждаться и сохранилась только в системе научной аттестации в Российской империи и Англии.
Но по мере того, как внешняя среда стала «потреблять» не только бакалавров, но и магистров, качественно различая их по уровню подготовки, степень магистра стала восприниматься как академическая степень, т.е. просто как более высокая квалификация выпускника университета. В ходе Болонского процесса национальные уровни высшего образования стран Европы («Licenciatura», «Diplomado», «Maestria» и тому подобные) были приведены в соответствие друг другом и стандартизированы.
Современная магистратура называется на западе «graduate», то есть законченное, или выпускное образование. Хотя с дипломом бакалавра можно устроиться в любой области, для получения хорошей должности придется продолжить учебу в магистратуре, которая дает более практическое образование и профессиональную специализацию. Продолжается магистратура обычно 2 года (от 1 года до 3 лет), причем по статистике поступают в нее далеко не все выпускники бакалавриата. Часть выпускников бакалавриата сначала выходят на рынок труда и только потом снова возвращаются в университет – на уровень магистратуры.
Специалисты, получившие диплом магистра, или как его еще называют мастера, высоко ценятся на рынке труда и, конечно, зарабатывают больше, чем бакалавры. Магистратура дает возможность пойти в докторантуру и защитить диссертацию на степень доктора (PhD), которая открывает путь к научной карьере.
Примеры магистерских степеней на западе:
Помимо этих чисто академических степеней существует также особый вид профессиональных степеней магистерского уровня по юридическим и медицинским специальностям – «Doctor of Law» и «Doctor of Medicine», которые являются подтверждением профессиональной квалификации. Их получение занимает 3-4 года.
Появление магистратуры в России
Понятие «магистр», как и «бакалавр», применялось еще в царской России, но тогда это была ученая степень (в другие периоды – ученое звание), она присваивалась в период 1753-1918 годов.
На первом отрезке времени, до 1802 года магистр – это ученое звание и оно присваивается, университетами, что называется, неформально, без закрепления этой процедуры в уставных уложениях того времени. Но уже с 1803 года ученая степень магистра присуждается на основе утвержденного указом императора Александра I положения о производстве в ученые степени (при этом степень магистра сначала занимала среднее положение между ученой степенью кандидата и степенью доктора наук, а с 1884 года полностью замещает кандидатскую степень).
Сразу после Октябрьской революции (01.10.1918) все ученые степени, в т.ч. ученая степень магистра, были отменены. Хотя позднее в 1934 году система ученых степеней была восстановлена, ученая степень магистра была заменена в ней на ученую степень кандидата наук, которая полностью соответствовала ей по рангу. В Болонской системе российская степень кандидата наук соответствует ученой степени доктора философии – PhD.
Второе появление в нашей стране магистратуры произошло в связи присоединением России к Болонскому процессу (процессу сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования). На самом деле даже немного раньше – еще до этого в 1996 г. магистратура появилась в России как третья ступень высшего образования (для получения которой нужно было учиться 6 лет). До 2008 магистратура не была массовой, так как сосуществовала со ступенью «дипломированный специалист», на которого на большинстве программ нужно было учиться 5 лет, и который был более понятен абитуриентам и рынку труда.
Как мы уже писали применительно к бакалавриату, в связи присоединением России к Болонской конвенции с 2003 года в нашей стране был запущен процесс гармонизации систем высшего образования и создания единого европейского пространства высшего образования. С этого момента и до настоящего времени идет нескончаемая череда изменения образовательных стандартов (ГОС, ГОС-2, ФГОС3, ФГОС3+ и ФГОС3++), существенно локализовавших специалитет и сделавших на большинстве направлений магистратуру единственным форматом на втором уровне образования.
Сначала, уже в 2005 году, было введено в действие новое (второе) поколение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, вместе с которыми наравне со специалитетом в вузах России появился бакалавриат и магистратура. Затем в 2009 году вышли т.н. федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (стандарты третьего поколение), по которым бакалавриат и магистратура стали господствующими уровнями, а программы специалитета (классическое «советское» обычно 5-летнее одноуровневое высшее образование) были сохранены только в медицине, искусстве и военных науках, а в других областях – только точечно. С введением ФГОС3, ФГОС3+ и ФГОС3++ позиции магистратуры в системе образования только усилились, т.к. она стала безальтернативной, но вот со смыслами в магистратуре здесь не все ладно, что и постараемся разобрать в следующем разделе.
Уровень магистратуры по-российски
Магистратура после бакалавриата, в чем ее отличие от бакалавриата
Хотя наша отечественная магистратура носит то же имя, что и «западная» магистратура, во многих вузах она существенно отличается от нее по своему предназначению. Проблема заключается в том, что в России студент получает специализированное профессиональное образование обычно уже на уровне бакалавриата (исключение составляют только немногие вузы проекта 5-100).
Магистратура вследствие этого чаще всего превращается в своего рода «предаспирантуру», позволяющую подготовить и представить пробную диссертацию. Она готовит не высококвалифицированных специалистов для бизнеса, государства, производства и сферы здравоохранения, а ученых и вузовских преподавателей низшего звена. Такие программы магистратуры совершенно не походят для выпускников бакалавриата иных направлений, так как их освоение предполагает ранее полученную специализацию в одноименном бакалавриате.
Наши образовательные стандарты предполагают достаточно большой блок педагогической практики в магистратуре. Выпускник российской магистратуры – это ассистент (преподаватель) реже младший научный сотрудник без степени, который чаще всего идет в аспирантуру. Так как у него по существу просто нет другого выбора, если он хочет выйти на более или менее приемлемый уровень доходов.
Окончание аспирантуры с ее квалификацией преподавателя высшей школы его единственный шанс подняться на ступеньку старшего преподавателя или научного сотрудника, где оклад уже повыше и нагрузка хоть немного ниже. А после защиты кандидатской диссертации выпускник аспирантуры становится полноправным преподавателем или исследователем.
Довольно часто программа магистратуры может быть «отформатирована» под программу второго высшего образования. В данном случае есть риск нарваться на недостатки другого рода, и они заимствованы из классических программ второго высшего образования (сокращенный и ускоренный специалитет). Это когда обе стороны образовательных отношений понимают их формальность: студенты делают вид, что ходят на занятия и учатся (а на самом деле большинство из них работают), а преподаватели – что преподают актуальные знания (а на самом деле читают по книжкам что-то).
Значительно реже можно встретить настоящую магистратуру, в которой вам дают хорошую и практическую профессиональную специализацию, сочетающуюся с постановкой менеджеральных компетенций. Примеры такой магистратуры можно найти, например, в ВШЭ и РАНХиГС. В последнем случае можно даже найти двухдипломную магистратуру, совмещенную со степенью MBA. Есть неплохие примеры инженерной магистратуры, основанной на CDIO.
В чем отличие магистратуры от специалитета
Основное отличие магистратуры от специалитета заключается в том, что входом на нее является окончание специалитета, когда можно переопределиться с направлением обучения. Т.е. выпускник магистратуры – это достаточно эрудированный человек, проучившийся на двух разных по направлениям программах (хотя они могут быть и близкими).
У такого выпускника сформированы (во всяком случае, должны быть сформированы) не только профессиональные, но так называемые «soft-skills» (комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, т.е. не связаны с конкретной предметной областью).
Выпускники специалитета проходят более узкую, по сути «тоннельную» образовательную траекторию и в совершенстве владеют профессиональными и узкопрофессиональными (специальными) компетенциями. Став специалистом, выпускник сможет работать только в определенном сегменте, который отвечает его специальности. Но в России, согласно новейшим исследованиям, по своей профессии работает лишь около 20% выпускников вузов, значит вероятность, что вы «промахнетесь» с выбором специальности очень высока.
Специалитет сейчас сохранен в сферах безопасности, военных наук, медицины и искусств. Его главный недостаток – это низкая адаптивность выпускников на рынке труда. Если за время обучения на программе, а это 5-6 лет, требования рынка труда меняются, что очень вероятно в наших динамичны условиях, то у вас будут проблемы и с поиском работы и с адаптацией на рабочем месте.
Магистратура после специалитета и магистратура как второе высшее
Магистратура вместе со специалитетом в соответствии с новым Федеральными законом «Об образовании» (N 273-ФЗ от 29.12.2012) относятся ко второму уровню высшего образования. Соответственно, магистратура – второе высшее образование всего в двух случаях:
При этом в соответствии с Федеральным законом от 03.02.2014 N 11-ФЗ, «Лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования».
Сделано это для того, чтобы те, кто закончил специалитет до перехода на уровневое образование, когда специалитет («дипломированный специалист») и магистратура относились к разным ступеням (второй и третьей, соответственно), был в равных условиях с выпускниками уровневого бакалавриата.
Последний прием на программы «дипломированного специалиста» в нашей стране состоялся в 2010 г. (по ГОС-2), т.к. с 2011 г. набирали уже только бакалавров (по большинству направлений) и «простых» специалистов (по отдельным направлениям). Соответственно, последний выпуск «дипломированных специалистов» состоялся по очной форме обучения в 2015 году (для 5-летних программ) и в 2016 (для 6-летних программ). В этот же год был и последний выпуск заочников, т.к. по 6-летним программам обычно не было заочной формы.
Из сказанного следует, если в дипломе у вас написано «дипломированный специалист», а закачивали вы до 2015-2016 годов, смело можете поступать на бюджет в магистратуру – она не будет для вас вторым высшим. Только по конкурсу пройти придется, а в хороших ведущих вузах, да на популярные направления он может быть просто запредельным. А плохое образование вам зачем?
Если же вы заканчивали уже «фгос-овский» специалитет набора 2011 года или позднее, то магистратура для вас – второе высшее образование, а оно в любом случае платное, так что будьте готовы к тому, чтобы оплатить обучение. Но это дает вам возможность «без обид» выбраться хороший вуз и направление под себя (бесплатно-то уже нельзя).
Отсрочка для поступления в магистратуру
Сразу оговоримся, что на наш взгляд служба в вооруженных силах России (по-простому «служба в армии») является не только гражданским долгом перед своей Родиной, но и определенной школой, которую необходимо пройти, чтобы ощутить себя настоящим мужчиной. Но при этом, вне военного времени человек сам вправе выбирать время, когда ему получать формальное (высшее) образование, необходимое для достойной интеграции в социум, а когда проходить «мужскую школу».
В соответствии с Федеральным законом РФ «О всеобщей воинской обязанности» N 53-ФЗ от 28.03.1998 г. (дословно) право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию по программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, – в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Ни убавить, ни прибавить. Итак, магистратура (второй уровень высшего образования) дает право на отсрочку при двух но: во-первых, поступление должно состояться в год получения степени бакалавра (первый уровень высшего образования), а во-вторых, ваша программа магистратуры должна иметь государственную аккредитацию. Если вы и дальше захотите пользоваться образовательной отсрочкой, то у вас один путь – поступление в аспирантуру (второй уровень высшего образования).
Поступление в магистратуру: условия, формы и стоимость
Для поступления в магистратуру необходим диплом о получении высшего образования любого уровня (бакалавриат, специалитет, магистратура или аспирантура) и успешное прохождение конкурсных вступительных испытаний. При этом сам порядок и содержание вступительных испытаний определяются вузами самостоятельно и поэтому сильно разнятся.
Список документов для поступления в магистратуру непринципиально отличается от списка, который необходим при прохождении вступительных испытаний в бакалавриат или специалитет. Основные отличия в том, что вместо аттестата о полном общем образовании нужен диплом о получении любого уровня высшего образования, а также в том, что не нужно предоставлять данные ЕГЭ. Ведущие университеты, а также на некоторые специальности в качестве конкурса при поступлении требуют портфолио, состав которого определяется в зависимости от профиля программы.
Обучение в магистратуре возможно в рамках очной, заочной, очно-заочной (вечерней) форм, а также с применением дистанционных технологий. Выбор конкретной формы завит от ваших личных предпочтений, финансов и вашей занятости. Тем абитуриентам, кто еще молод и планирует заниматься научной или преподавательской деятельностью, предпочтительнее очная форма обучения, а тем, кто уже имеет практический опыт и кому диплом необходим для освоения новой специальности, можно остановиться на заочной или очно-заочной форме, в т.ч. с применением дистанционных технологий.
Как мы уже писали выше на бюджет в магистратуру можно поступить, если вы имеете либо степень бакалавра, либо полученный до изменений 2011 года диплом «дипломированного специалиста». В обоих случаях магистратура будет рассматриваться как первое высшее образование и поэтому абитуриенты будут допущены к конкурсу на бесплатные места. У тех, кто защитил магистерскую диссертацию или диплом специалиста нового образца, доступно только обучение на внебюджетной основе.
Стоимость обучения в магистратуре сильно варьирует в зависимости от местонахождения вуза, его престижности, формы обучения и популярность выбранного профиля обучения. В ряде случает на цену также влияют результаты вступительных испытаний и ваше портфолио.
Цены в ведущих московских университетах колеблются от 200 до 300 тысяч рублей за год очного обучения, а если это двухдипломная программа – то стоимость обучения может быть доходить до 500 тыс. руб. и выше.
Зачем идти в магистратуру?
Итак, какую же «добавленную стоимость» формирует магистратура по сравнению с программами высшего образования (бакалавриатом и специалитетом), и зачем тратить еще два года своей молодости на продолжение учебы?
Магистратура в России предполагает минимум два года обучения сверх стандартных четырех лет бакалавриата, но эти два года принципиально меняют человека. Разница между обладателями магистерского и бакалаврского дипломов заметна даже невооруженным глазом.
В бакалавриате закладываются базовые знания, и по его окончания вас уже можно идентифицировать как человека с высшим образованием, но полученные здесь профессиональные компетенции, закладываемые преимущественно на последнем курсе, не стоит переоценивать, они носят ознакомительный характер.
В магистратуре (хорошей, правильной магистратуре), наоборот, основываясь на полученном вами надпрофессиональном багаже, полученном в бакалавриате, происходит ваша профессиональная «заточка». За два года вы сможете уяснить все тонкости избранной профессии, приобрести необходимые для практики навыки и опробовать многие из приобретенных знаний «в реале».
По сравнению со специалитетом, магистратура не настолько узконаправленно рассматривает профессию, особенно с учетом бакалаврского уровня. Поэтому магистры могут рассчитывать на более продуктивный карьерный рост, чем специалисты. И еще одно немаловажное отличие в пользу диплома магистра, чтобы начать работу за границей, требуется иметь именно его, так как специалитет не является котируемым вне России, а бакалавриат вряд ли позволит претендовать на желаемую должность.
Чтобы не ошибиться с выбором вуза, на базе которого вы буде становиться профессионалом, желательно проработать самые разные доступные данные обо всех возможных вузах. и в первую очередь это данные рейтингов вузов: как международных, так и российских. Наш рейтинг «Национальное признание» позволит вам заглянуть внутрь вуза, объективно посмотреть на тех, кто будет вас учить, оценить («по Станиславскому»), верите вы им или нет.