Уровень ноо что это такое
Простыми словами о ФГОС НОО
Здравствуйте, друзья! На связи Евгения Климкович! Согласитесь, все, что касается наших детей, касается и нас с вами. В том числе и то, как и чему учат их в школе. Приходилось ли вам слышать аббревиатуру ФГОС? Уверена, что приходилось. А знаете ли вы, что такое ФГОС НОО? Я, честно говоря, до недавнего времени знала только расшифровку. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Решила копнуть глубже и понять в чем суть стандарта. В процессе узнала, что он был утвержден в 2009 году, и пришел на смену старому образовательному стандарту, поэтому его называют стандартом «второго поколения». А с сентября 2011 года по этому стандарту в школах страны начали учить детей. За пять лет применения в него вносились изменения и дополнения. И в результате мы имеем то, что имеем. А что конкретно?
А вот это сложный вопрос для родителей, которые в большинстве своем не являются дипломированными педагогами. Информации в интернете много. Но эта информация вводит в ступор фразами типа: «Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы…»
Так и хочется спросить: «А нельзя ли как-нибудь попроще?»
Вот сейчас и попробую, попроще)
Что такое ФГОС и какой он бывает?
Итак, мое краткое определение! ФГОС – это стандарт!
ГОСТ – это тоже стандарт. ГОСТы устанавливают определенные требования на продукты или группы товаров.
А ФГОС предъявляет требования к образованию. Причем у каждой ступеньки образования свой стандарт:
и так далее вплоть до ВУЗов.
Все программы обучения должны соответствовать ФГОС.
Стандарты обеспечивают преемственность основных программ обучения. То есть дошкольники готовы к обучению в первом классе. Выпускники начальной школы готовы к средней школе. Девятиклассники к дальнейшему обучению в 10 классе и т.д.
Требования стандарта к начальному общему образованию
В перечне требований всего три пункта:
Ну и теперь о первых двух пунктах подробнее.
Требования к результатам освоения образовательной программы
Раньше было как? По окончании начальной школы, ученик должен был показать определенные результаты. Этими результатами был определенный набор знаний и умений по школьным предметам. Если, например, взять математику, то ребенок должен был знать таблицу умножения и уметь решать задачки в три действия.
Теперь все по-другому. Стандарт взял и разделил эти требования еще на три группы:
Личные результаты
О них можно судить по портрету выпускника начальной школы, который описан в ФГОС:
В прошлом стандарте об этом не было ни слова сказано.
Метапредметные результаты
Эти результаты включают в себя освоение обучающимся универсальных учебных действий. Или УУД. Запомните эти три веселых буквы. О них речь пойдет ниже.
Предметные результаты
Школьные предметы никто не отменял. Математика, русский язык, литературное чтение и другие уроки присутствуют в жизни школьника. И он должен усвоить основы. То есть получить предметный фундамент, твердую опору, чтобы было от чего оттолкнуться и «взлететь».
Только учителя теперь стали хитрее. Они не отдают детям свои знания в готовом виде, как раньше. Они учат детей эти знания добывать, находить, перерабатывать и потом применять.
Предметные результаты учеников оцениваются. В смысле, за них ставят оценки. Установлена стандартом нижняя граница предметных результатов. Она выражается в фразе:
Не достижение этой нижней границы препятствует переводу ребенка в пятый класс. Верхняя же граница предметных результатов выражается фразой:
«Выпускник получит возможность научиться…»
То есть если ребенок хочет знать больше, то школа не вправе ему в этом отказать.
Требования к структуре образовательной программы
Включайте воображение, друзья. Сейчас будем представлять. Представим образовательную программу в виде эдакой солнечной системы, где есть огромная звезда и планеты, которые вокруг звезды вращаются.
Большая звезда – это и есть УУД. Да, да, те самые три веселых буквы! Универсальные учебные действия. По сути, УУД – это умение учиться, добывать необходимую информацию и применять ее. Знать все невозможно, да и вряд ли нужно. Главное знать, где и как добыть информацию. То есть, если сказать образно, школа снабжает ребенка не ограниченным количеством «рыбы», а дает ребенку «удочку» и учит ею пользоваться.
У нашей «УУДэшной» звезды сложная структура, поэтому предлагаю рассмотреть ее подробнее в отдельной статье, а пока займемся планетами.
Урочная деятельность
Здесь вроде как все понятно. Это деятельность учеников во время уроков. Направлена она на достижение предметных результатов, которые мы уже обсудили выше. Только теперь в соответствии с ФГОС НОО урочная деятельность дополняется деятельностью внеурочной.
Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность является такой же важной частью структуры образовательной программы как и уроки. Она направлена на достижение личностных и метапредметных результатов.
Внеурочная деятельность — это посещение школьниками учреждений дополнительного образования, школьных секций, и внеклассной работы, организованной учителями.
И что важно, школа интересуется, чем занимается ребенок вне ее стен. В начале каждого учебного года родителям предлагают заполнить анкету, где одним из вопросов является: «Какие дополнительные занятия посещает ребенок?»
Деятельностный метод обучения
Объяснительный метод обучения остался в прошлом. «Разжевали и в рот положили» — это не про современную школу.
Шахтеры в шахтах добывают уголь!
А дети в школах добывают знания!
В чем это проявляется? В активном применении проектной и научно-исследовательской деятельности уже с первого класса. Я не понимаю родителей, которые жалуются на то, что детям постоянно задают какие-то проекты. Ведь, во-первых, это очень интересно. А во-вторых, полезно. В жизни навык поиска нужной информации и ее переработки обязательно пригодится.
Так же частенько работа над этими проектами ведется не индивидуально, а в парах или даже в группах. Тоже очень полезно, ведь для того, чтобы получить результат, детям сначала нужно разобраться с тем, кто что делать будет, то есть договориться.
Мне кажется, так учиться намного интересней.
Информационные и коммуникативные технологии. В наше время, школа уже не может закрывать глаза на то, что даже первоклашки прекрасно знают, что такое компьютер, что такое интернет. И поэтому ФГОС определил, что ученики должны стать компетентными в данной области.
Наряду с письмом в школе они начинают изучать и компьютер. Уроки информатики вводят в школах уже со второго класса. Но не только о компьютерах здесь идет речь. Например, при изучении окружающего мира, применяются такие приспособления как видеокамеры, микроскопы, цифровые фотоаппараты и т.п.
В нашей школе в кабинетах начальных классов размещены электронные доски. И их активно используют на каждом уроке. Если на дом задают какой-нибудь проект, то по результатам нужно сделать на компьютере презентацию и потом с помощью электронной доски представить ее классу.
Электронные дневники. Тоже новинка в школах. Это современная версия старых добрых бумажных дневников, которые, кстати, пока никто еще не отменял. В этих дневниках можно обнаружить не только информацию об успеваемости, но и различные сообщения организационного характера. О родительских собраниях, например. А также домашние задания по всем предметам.
Воспитательная деятельность
В прежнем стандарте образования данный вопрос не рассматривался вообще. Учителя по своей инициативе проводили занятия по таким темам как: здоровье, активный образ жизни, патриотизм и т.п.
А теперь это обязательно!
Как это выглядит на практике? В первом классе у моей дочки был введен предмет «Правила питания». Даже был учебник и рабочая тетрадь. Название предмета говорит само за себя. Рассматривались вопросы о здоровом образе жизни и правильном питании.
А в прошлом году был введен предмет ОРК и СЭ. Основы религиозной культуры и светской этики. Это для того, чтобы поближе познакомится с культурой своей страны, почувствовать себя ее частью.
Здесь же можно упомянуть и портфолио школьника. Это личный документ ученика. Он нужен для фиксирования его индивидуальных достижений. Жестких требований к портфолио на данный момент не существует. Так что можно применить творческий подход к его созданию.
Так что, друзья, школа уже не та, что была раньше! На мой взгляд, учиться стало интереснее. Конечно, и от учителя многое зависит.
А вы помните свою первую учительницу? Я помню. Ее звали Елизавета Христиановна. Заслуженный учитель Республики Коми, супер педагог! Мы у нее по струнке ходили, и лишний раз рот боялись раскрыть. Конечно, она вбила в наши головы знания, за что ей большое спасибо. Но о таких уроках, как на видео, мы и не мечтали.
На этом все) Своими мнениями по поводу прочитанного делитесь, пожалуйста, в комментариях.
Приняли новые ФГОС НОО и ООО
Обзор общих нововведений. В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения программы. Например, конкретизировали предметные результаты, в том числе по каждому модулю ОРКСЭ. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин.
Федеральные и региональные инновационные площадки получили большую свободу при разработке ООП. Они вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения независимо от содержания примерных ООП.
Требования к пояснительной записке стали едиными. Теперь на уровне НОО в ней не надо указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности. А на уровне ООО придется добавить общую характеристику программы.
Также разрешили уменьшить срок освоения программы, если вводите ускоренное обучение по индивидуальному учебному плану. А требования к структуре рабочих программам по предметам и внеурочной деятельности стали одинаковыми.
Министерство запретило принимать детей на обучение в соответствии со старыми ФГОС с 01.09.2022. При этом вводить новые ФГОС для тех, кто продолжает осваивать программу начального или основного общего образования, можно только с согласия родителей.
Изменения во ФГОС НОО. Скорректировали объем часов аудиторной нагрузки: увеличили минимальный порог и уменьшили верхнюю границу. Подробнее смотрите в таблице 1. Уменьшили и объем внеурочной деятельности. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.
Таблица 1. Минимальная и максимальная аудиторная нагрузка по ФГОС НОО
Границы аудиторной нагрузки | Старый ФГОС НОО | Новый ФГОС НОО |
---|---|---|
Минимум | 2904 | 2954 |
Максимум | 3345 | 3190 |
Изменения во ФГОС ООО. Закрепили, что адаптированные программы на уровне ООО надо разрабатывать на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него включили вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. При этом для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры необходимо внести адаптивную физкультуру. Если школа увеличивает срок освоения адаптированной программы до шести лет, то объем аудиторных часов не может превышать 6018.
Скорректировали набор предметов в предметных областях, чтобы не было сложностей при выставлении итоговых отметок в аттестат. Так, в области «Математика и информатика» остались только математика и информатика. А в рамках математики надо предусмотреть учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». «История России» и «Всеобщая история» также стали учебными курсами в рамках предмета «История». А предметная область ОДНКНР должна включать учебные курсы или модули, перечень которых школа определяет самостоятельно. Родители выбирают из этого перечня – по аналогии с ОРКСЭ.
Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе. При этом также надо получить заявления родителей.
Уменьшили максимум и минимум аудиторных часов. Подробнее смотрите в таблице 2.
Уровень ноо что это такое
Федеральный образовательный стандарт среднего общего образования
С сентября 2020 года обучающиеся 10 класса в нашей школе начнут обучение по новым федеральным образовательным стандартам среднего общего образования.
Главная цель введения ФГОС СОО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Система образования любого государства решает те задачи, которые ставят перед ней государство и общество. Прежде всего, приступая к работе над стандартом, разработчики задали вопрос: «Что в настоящее время требуется семье, обществу и государству?», и впервые подготовка стандарта началась с серьёзного социологического исследования о запросах семьи, общества и государства к результату образования, в котором приняли участие представители бизнеса, политических кругов, семьи с самым разным достатком, жители городов и сёл. Результаты исследования определили и формат стандарта. Новый стандарт – это не свод требований к знаниям, умениям и навыкам по каждому предмету, это конвенциональная норма, т.е. некий общественный договор между семьёй, школой и государством о взаимных правах и обязанностях, связанных с образованием ребёнка. При разработке Стандарта образование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества и экономики страны, обеспечивающий формирование: В основу разработки Стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования, предполагающая отказ от прямого копирования западных моделей образования. В учебный план должен быть включен как минимум один предмет из каждой предметной области. Общими для включения во все учебные планы являются такие учебные предметы, как: Добавляется 2-3 предмета (выбор ОО в зависимости от профильной структуры учебного плана). При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. Другой особенностью нового стандарта можно назвать акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника. В соответствии с новыми ФГОС образовательное учреждение предоставляет ученикам возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы: учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), дополнительные учебные предметы, курсы по выбору общие предметы для включения во все учебные планы. Количество часов учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю) На второй схеме представлен пример формирования индивидуального учебного плана, учитывая утвержденное стандартами количество учебных занятий – не более 37 часов в неделю. В учебном плане также должно быть обязательно предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта. Новые стандарты вводят и перечень обязательных предметов Единого государственного экзамена. Их станет два: математика и русский язык. Обязательным для всех российских школ ФГОС старшей школы станет с 1 сентября 2020 года. С официальными документами о введении в действие ФГОС СОО, а также со всей необходимой информацией можно познакомиться на сайте Минообрнауки России (раздел «ФГОС») или по следующим ссылкам: Что представляет собой Федеральный государственный стандарт среднего общего образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании». Федеральный государственный стандарт основного общего образования представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования (СОП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». Чем отличается новый стандарт от предыдущих? Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования. Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий — это отличие в структуре. Учебный план делится на обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства. Особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.) Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. На ступени среднего общего образования (10-11кл ) у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе». Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видеоработы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией достижений ученика. Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную образовательную программу, Учебный план, учитывая, в том числе запросы и пожелания родителей школьников. Родители должны познакомиться с программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании основной школы. Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт? Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего общего образования: Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования. Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе. Что такое информационно-образовательная среда? Что изучается с использованием ИКТ? Изучение биологии, физики предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете. В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе. Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке географии, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п. Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы С информацией о новых образовательных стандартах, образовательными программами по учебным предметам можно ознакомиться на сайте Министерства образования и науки РФ. Введение ФГОС НОО и ООО 3 поколенияС 1 сентября 2022 года во всех школах РФ будут вводиться ФГОС третьего поколения. ФГОС третьего поколения предполагает: 1. Уменьшение объема академических часов и организация обучения в режиме 5-дневной учебной недели. 2. Исключение из состава обязательных учебных предметов второго иностранного языка. 3. Вариативность возможности изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы. 4. Более конкретные и единые требования к результатам обучения обеспечат системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование. Здесь Вы можете познакомиться с новыми стандартами 3-его поколения: Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей). В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание. Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование. В новом стандарте уделено внимание в т. ч. финансовой грамотности учеников, совершенствованию обучения на фоне развития информационных технологий. Прием на обучение в соответствии с прежним ФГОС прекращается с 1 сентября 2022 г. Образовательная организация вправе осуществлять в соответствии с новым ФГОС обучение несовершеннолетних обучающихся, зачисленных до вступления в силу приказа, с согласия их родителей (законных представителей). Приказ МО и науки Республики Башкортостан о подготовке к введению новых ФГОС https://disk.yandex.ru/i/L2swpH-q_YonyA Нормативные документы по введению ФГОС НОО и ФГОС ООО в МОБУ СОШ с. Сухоречка в 2021-2022 уч.году. Модель реализации ФГОС В МОБУ СОШ с Сухоречка проходит по следующим направлениям: I. Организационные мероприятия1. Создание координационного совета
|