Уровень mvp что такое

MVP: как создать минимально жизнеспособный продукт

Создание минимально-жизнеспособного продукта — MVP — помогает бизнесу снизить риски при разработке нового продукта и проверить его востребованность. В статье рассказали, как сделать и запустить MVP

Уровень mvp что такое

Владислав Мокроусов

Представьте: вы потратили много времени на разработку продукта, учли все детали и запустили его на рынок. Но уже в первую неделю после запуска вы понимаете, что продукт не попадает в целевую аудиторию, новые клиенты быстро уходят, а расходы продолжают увеличиваться.

Запуск MVP позволяет избежать этих проблем и предусмотреть возможные решения. Рассказываем, что такое минимально жизнеспособный продукт и как его внедрять.

Что такое MVP

MVP — Minimum Viable Product — ранняя версия будущего проекта, которая позволяет при минимальных затратах собрать максимум практических данных о том, как с продуктом взаимодействуют клиенты.

Компания запускает сервис для совместного поиска жилья и планирует выпустить его на рынок. Она создает одностраничный сайт и предоставляет доступ к нему пользователям. Проектная команда наблюдает за поведением клиентов, обрабатывает информацию, анализирует реакцию, делает необходимые изменения и адаптирует продукт под потребности аудитории.

Создание MVP позволяет протестировать продукт на практике и проанализировать результаты. Это выгодно, когда вы запускаете стартап и хотите понять, в какую сторону лучше развиваться, намерены снизить затраты или не уверены в эффективности бизнес-идеи. MVP применяется для создания любого продукта, но чаще используется в ИТ для разработки программного обеспечения и цифровых сервисов.

Как запуск MVP ускорил развитие WhatsApp

С чего все началось. В мессенджере WhatsApp на момент публикации не было функций для отправки сообщений. Создатели WhatsApp хотели создать мобильную телефонную книгу, которая бы показывала статус контакта: доступен, занят, на совещании, за рулем, в спортзале. Когда пользователи указывали статус, их контакты получали всплывающее уведомление.

Что сделали. Разработчики быстро заметили, что пользователи стали использовать статусы для общения, и выпустили новую версию WhatsApp, в которой было больше функций, связанных с отправкой сообщений. В результате небольшая пользовательская база выросла всего за несколько дней до 250 000 человек.

Результат. К 2015 году сервис стал самым популярным приложением для обмена сообщениями в мире. Сейчас WhatsApp используют более двух миллиардов человек по всему миру, а начался проект с MVP.

Создание MVP: пошаговое руководство

Процесс запуска минимально жизнеспособного продукта включает восемь этапов.

Разберемся, какая задача на каждом этапе и что нужно делать.

Этап 1. Определить проблему пользователя

Задача. Понять, для чего нужен продукт, определить его основную ценность для пользователя.

Клиенты бизнес-центра часто уезжают в командировки, и парковочные места остаются свободными. Бизнес-центр не может привлечь временных арендаторов того, что им негде парковаться, и теряет потенциальный доход.

Бизнес-центр запускает приложение для аренды парковочных мест. Оно позволяет водителям искать свободные места для парковки и арендовать их на время. Теперь у компании появился удобный инструмент для снижения издержек на период командировок постоянных арендаторов. Приложение стало полезным, потому что создатели проекта точно определили проблемы целевой аудитории.

Как действовать. Опросите своих потенциальных клиентов, выявите основные проблемы и боли, с которыми они сталкиваются. Изучите обратную связь от пользователей на сайтах и в социальных сетях конкурентов.

Этап 2. Определить ядро целевой аудитории

Задача. Создать подробный профиль пользователя: возраст, образование, работа, доход, привычки и хобби. Описать все детали, которые могут повлиять на выбор клиента в будущем.

Мобильный оператор хочет расширить клиентскую базу и создает приложение с дополнительными бонусами для активных клиентов. Перед началом разработки компания проводит исследование своей аудитории и определяет конкретные стимулы, которые повышают активность и вовлеченность пользователей. Например, большое количество семейных клиентов позволяет компании сделать специальные скидки для звонков родственникам. Так оператор укрепляет лояльность и привлекает новых клиентов.

Как действовать. Проведите опрос через сервисы по изучению целевой аудитории. Проанализируйте социальные сети клиентов, изучите их предпочтения, проблемы и цели. Используйте данные сервисов веб-аналитики, организуйте глубинные интервью с клиентами.

Этап 3. Изучить конкурентов

Задача. Определить и проанализировать основных игроков на рынке. Изучить основные характеристики конкурентов: их стратегические и финансовые цели, маркетинговые кампании, динамику продаж, прибыль и слабые места.

Банк создает приложение для пользователей с индивидуальным личным кабинетом. Перед запуском разработки он оценивает эффективность подобных приложений у своих конкурентов. Руководители проекта анализируют основные услуги, интерфейс, бонусные программы, клиентский сервис и систему обратной связи — все функции приложений других банков. После этого анализа проектная команда определяет характеристики собственного продукта и переходит к следующему этапу.

Как действовать. Проанализируйте трех самых крупных игроков на рынке, определите их долю, оцените свою способность предложить новый продукт. Изучите сайты, новости, видео, интервью и оценки, посетите презентации и конференции с участием конкурентов.

Этап 4. Провести SWOT-анализ

Задача. Определить сильные и слабые стороны продукта, потенциальные возможности и угрозы.

Например, банк создает сервис по инвестированию для физических лиц. Сервис будет включать обучающие материалы, советы экспертов, программы лояльности и личные счета пользователей. Проектные менеджеры проводят анализ, выделяют сильные и слабые стороны проекта, внешние возможности и угрозы.

На основе SWOT-анализа банк разрабатывает стратегию запуска нового продукта, фокусируется на клиентах с высоким доходом и создает собственные программы лояльности

Как действовать. Соберите все преимущества вашего продукта по сравнению с конкурентами, проранжируйте их от более значимых к менее значимым. Удалите из списка лишние пункты, оставьте только те характеристики, которые повлияют на развитие продукта. Укажите все проблемы, которые имеют ваши бизнес-процессы.

Соберите всю информацию о динамике рынка и поведении конкурентов. Не включайте в список незначительные факторы. Используйте результаты анализа для составления стратегии развития продукта.

Этап 5. Определить путь пользователя

Задача. Сделать простым и понятным путь, который проходит пользователь при взаимодействии с продуктом. Проектная команда проходит все шаги пользователя самостоятельно и определяет моменты, когда пользователь нуждается в подсказке или дополнительной информации.

Логистическая компания создает сервис для привлечения водителей к выполнению грузоперевозок. Водитель пользуется этим сервисом в таком порядке: регистрируется, вносит свои личные данные, выбирает удобную доставку, управляет заказом и получает вознаграждение. После описания всех шагов разработчики могут приступить к определению функций для каждого из них.

Как действовать. Создайте образы разных типов клиентов, определите все этапы и взаимодействия пользователя, обсудите с командой возможные помехи для клиента в процессе достижения его цели на сайте. Устраните помехи с помощью изменения карты пользователя.

Этап 6. Определить основные функции будущего продукта

Задача. Прописать ключевые функции продукта для каждого шага пользователя, определить приоритетность функций и объем минимально жизнеспособного продукта.

В предыдущем пункте мы описали путь водителя на сервисе логистической компании. Теперь для каждого шага проектная команда прописывает конкретные функции. На этапе регистрации водитель может ввести номер телефона или электронную почту.

На следующем этапе он загружает паспортные данные, информацию о своей квалификации и опыте работы. Все основные шаги и функции пользователя разработчики собирают в единую карту для отображения его полного маршрута на сервисе. Карта помогает расставить приоритеты в использовании функций и определить объем MVP.

Как действовать. Составьте карту взаимодействия пользователя с продуктом. Определите функцию для каждого этапа и расставьте все функции по приоритету. Расположите самые востребованные функции в начале списка, редкие — в конце. Приоритетные функции будут формировать минимально жизнеспособный продукт.

Этап 7. Выбрать методологию разработки

Задача. Выбрать один из итеративных способов разработки. Lean, Scrum, Kanban, экстремальное программирование — все эти методологии позволяют дорабатывать продукт на протяжении всего процесса разработки.

Строительная компания оптимизирует процесс закупок. Сотрудники привыкли обрабатывать классические типовые запросы, но они не могут справиться с нетипичными заказами. Методология Kanban позволила разделить все закупки на разные типы и классы. Разработчики добавили дополнительную функцию для нетипичных запросов.

Как действовать. Изучите основные характеристики методологий разработки программного обеспечения. Определите масштаб и стоимость проекта, риски, сложность и скорость реализации. Проанализируйте стратегические цели развития продукта и выберите подходящую методологию для вашего проекта.

Этап 8. Протестировать продукт

Задача. Провести альфа- и бета-тестирование для совершенствования продукта. Устранить все технические проблемы и оценить реакцию рынка.

Банк создает новый сервис для юридических лиц. Новый продукт тестируют внутренние тестировщики, сами члены проектной команды, разработчики, сотрудники банка. После этого реальные клиенты начинают пользоваться сервисом. Банк собирает обратную связь и делает необходимые доработки.

Как действовать. После завершения разработки пользуйтесь продуктом внутри команды на протяжении 3—4 дней. Потом дайте доступ к продукту реальным пользователям на 2 недели. Проанализируйте все полученные данные, доработайте продукт и снова протестируйте

Запуск продукта

После прохождения всех этапов и перед запуском продукта компания устанавливает метрики успеха MVP. Это могут быть финансовые результаты или количество активных пользователей сайта.

После запуска компания измеряет метрики и понимает, дает ли итоговый MVP ожидаемый результат. Дальнейшее развитие продукта зависит от обратной связи со стороны пользователей.

Оценка MVP и доработка продукта

После обработки первичной информации и устранения проблем проектная команда продолжает выполнять новые итерации и улучшать продукт. Менеджеры обрабатывают данные о поведении пользователей, оценивают эффективность продукта и могут вернуться к любому из этапов создания MVP.

Минимально жизнеспособный продукт помогает компаниям минимизировать издержки при запуске новых продуктов. MVP позволяет оценить потенциал проекта, выявить его позитивные и негативные стороны, оценить прогресс в развитии продукта и получить обратную связь от пользователей в короткие сроки.

Сейчас читают

Как оформить груз на таможне

Чтобы продавать в России зарубежные товары, нужно ввезти их через таможню и правильно оформить. На что обратить внимание при таможенном оформлении, сколько это будет стоить и как избежать частых ошибок — в статье.

Как оптимизировать расходы и увеличить эффективность бизнеса в кризис

Статья о том, как малому бизнесу в сфере услуг остаться на плаву в сложный период пандемии и другие кризисные времена. Рассказываем на примерах из сферы авторемонта, но их можно применить и к другим видам бизнеса

Визуализация юридических данных: что это и как помогает победить в суде

Визуализация данных, или Legal Design, — прием, который помогает донести позицию в суде быстро и понятно. В статье рассказываем, как применять визуализацию в судебных спорах, чтобы выигрывать самые сложные дела

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

Уровень mvp что такое

Уровень mvp что такое

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Источник

Секрет успешных стартапов. Minimum Viable Product: что это, и как его создают

MVP — это не только лучший игрок в команде (most valuable player). В сфере стартапов это ещё и минимально жизнеспособный продукт (minimum viable product). Сервис, обладающий достаточными качествами для того, чтобы привлечь первых пользователей.

Это очень важно в условиях, например, стартапа — для получения обратной связи и понимания того, в какую сторону стоит двигаться (и стоит ли двигаться вообще, или лучше похоронить идею).

Сбор информации через MVP — обходится намного дешевле, чем разработка полноценного продукта с большим набором функций. MVP позволяет во много раз снизить затраты и риски, и, при грамотном подходе, в итоге выйти на бизнес-идею, которая работает.

Для примера, возьмем онлайн-планировщик. Сразу мечтать о создании конкурента ToDoist или Trello — нет смысла. На такое не хватит никакого бюджета, и даже с неограниченными финансами (см. Google) победа не обеспечена. Поэтому в соответствии с теорией MVP-тестирования нужно создать основу, «костяк» продукта. Например, простой сервис, способный записывать новые задачи и отмечать их как сделанные, с тегами, возможностью фильтрации и выставления приоритетов.

Когда хорошие стартапы задумываются о выпуске планировщика, они обычно начинают с этого короткого списка. А дальше всё зависит от дизайна, маркетинга и пары-тройки выделяющихся функций. Если пользователям понравится — можно развивать идею, добавлять возможности и постепенно становиться одним из главных игроков. Если MVP себя оправдал.

Термин «минимально жизнеспособный продукт» был придуман Фрэнком Робинсом в 2001 году. И популяризован Эриком Рисом, который в 2009-м в деталях описал его в своём бестселлере Lean Startup (на русский его перевели как «Бизнес с нуля»).

Как видим, концепт родился сравнительно недавно. В России о том, что такое МВП, и о его принципах почти не знают. К большому сожалению, у нас больше укрепились модели «выйдем и сразу всё захватим!», где компании прожигают сотни миллионов, стараясь сразу стать монополистом. А также модели «Яндекса», Mail.ru и «Сколково», когда новые идеи подводят под технологические цепочки существующих крупных компаний. Мы в Rubrain занимаемся разработкой MVP для стартапов из США и Британии уже около пяти лет, и знаем, что если у вас мало денег (и они свои) — это единственный путь к созданию успешного проекта.

Почти все успешные стартапы на Западе начинают свой путь к успеху с минимально жизнеспособного продукта. Это наименее опасный и затратный подход, об этом хорошо знают жители Кремниевой долины. Другой вариант — «откол» проекта от более крупной компании, или разработка большого продукта после привлечения солидных инвестиций (зачастую — от сооснователей).

Но всё же большая часть известных в США и Европе стартапов начинали с простой версии MVP, которая позволила им протестировать рынок, набрать базу клиентов, освоиться, доказать инвесторам свою идею, а потом — начать добавлять в продукт новые функции и продолжить развивать успех.

Вот пять характерных примеров:

MVP отличается от раннего релиза проекта с открытым исходным кодом, поскольку релиз учитывает потребности и предпочтения пользователей, но не рассчитан на то, чтобы они напрямую определяли направление развития продукта. Видение проекта зачастую уже существует, и оно будет поддерживаться на протяжении всего жизненного цикла, несмотря на наличие прямой и косвенной обратной связи. MVP призван проверить потребность рынка, а если её нет — попробовать её создать. До вложения большого количества денег и времени.

Dropbox стал одним из характерных примеров MVP

Стив Бланк считает, что стратегия создания минимально жизнеспособного продукта может быть использована как часть методологии custdev (развития клиента). Это один из принципов движения «Бережливый стартап». Ученик Бланка Эрик Рис и сделал MVP частью дискуссии в кругах Кремниевой долины. Это самая успешная стратегия быстрого тестирования идей, получения обратной связи с клиентами и выбора жизнеспособной бизнес-модели.

Кстати, стратегию можно сделать ещё успешнее, если представлять аудитории несуществующие продукты и функции, и проверять свои гипотезы путём A/B-тестирования среди веб-пользователей. В основном стартапы, с которыми сотрудничает Rubrain, до обращения к нам именно так и поступали. А потом приходили к нам с уже оформленным планом: какие возможности должен содержать их MVP, и какие функции (скорее всего) нужно будет добавлять в их сервис или программу по мере получения одобрения от рынка.

Конечно, минимальный жизнеспособный продукт имеет свои недостатки. Первый, очевидный — срезание углов не в тех местах. Конечно, целью является создание сервиса с минимумом затрат, и только самыми ключевыми функциями. Но некоторых затрат всё равно не избежать. А некоторые вещи урезать нельзя.

В первую очередь это касается пользовательского опыта. Хороший UX — вещь обязательная. Без него весь MVP может показывать, что проект «не взлетает» и не оправдывает ожиданий аудитории. В то время как проблема состоит только в UX, а весь остальной продукт работает вполне достойно.

Другая проблема MVP — состоит даже не в таком продукте, а в подходе, который иногда с ним ассоциируют. Рид Хоффман, основатель LinkedIn, как-то сказал: «Запуститесь так рано, чтобы вы были опозорены своим 1.0 релизом». Конечно, он имел в виду, что это потом заставит вас работать сильнее. Но такая стратегия приносит больше вреда и компании, и её пользователям. MVP — это, наоборот, продукт, за который не стыдно. Пусть по нему видно, что он бюджетный, но он показывает потенциал. И не отталкивает, а привлекает аудиторию.

Мы в Rubrain не раз замечали, что для многих команд главная проблема с разработкой MVP заключается даже не в самом проекте, а в отношении к нему. Они используют не тот подход. Идея MVP в том, чтобы это был процесс создания крутого продукта. Первый жёлтый кирпичик по дороге в Изумрудный город. Вместо этого разработчики рассматривают MVP как отдельную цельную вещь, и не уделяют должного внимания сбору данных или анализу аудитории. Которые потом позволили бы скорректировать продукт и сделать его успешным. Они выпускают такие MVP, которые скорее похожи на прототипы или концепты. И слишком сосредоточены на своей изначальной идее, даже если рынок намекает на её несостоятельность.

Из-за ловушек сознания, к которым иногда может привести MVP, в последние годы появилась другая идея. Некоторые стартапы теперь ставят своей целью не Minimum Viable Product, а Minimum Valuable Product (MVaP). Минимальный ценный продукт. Так становится проще напоминать себе и команде, что задача — не выпуск какой угодно вещи при низких затратах. А создание продукта, который несёт в себе какую-то ценность для пользователей. И позволит вам набрать изначальную аудиторию, поведение которой потом можно будет анализировать.

MVaP ставит в приоритет своих пользователей, их потребности и ожидания. Проводит исследования, анализирует юзабилити, оценивает демографию, создает use cases. Всё с целью определения наилучших способов для удовлетворения запросов потенциальных клиентов.

Обычно есть несколько разных идей о том, как лучше достигнуть этой задачи. Здесь на помощь приходит тестирование прототипов. Функциональные прототипы представляются реальным пользователям, чтобы увидеть, какой вариант устроит их лучше всего. Это важный шаг в создании MVaP.

Но минимально ценный продукт должен приносить пользу не только клиентам. Он создаёт ценность и для самого проекта. Как и MVP, он обязан уметь извлекать полезную информацию о том, как продукт воспринимается рынком.

Ценность с MVaP также создаётся для бизнеса в целом. Один из рисков выпуска MVP, минимально жизнеспособных продуктов, — в том, что они могут плохо отразиться на бренде (если сделать это неаккуратно и представить «сырой» вариант). Крупная компания, от которой пользователи ждут определенного уровня, позволить себе такого не может. Поэтому для её лучше выбирать более безопасный путь — MVaP. Такой продукт часто стоит дороже в разработке, зато он гарантированно несёт в себе ценность, и позитивно влияет на имидж бренда, который он представляет. По этой стратегии с нашими программистами сейчас сотрудничают «Яндекс» и Mail.ru.

Если вы не крупная компания, и создаете буквально один из своих первых сервисов, концепт простого MVP для вас вполне подходит.

Для начала нужно определить проблему, которую продукт будет решать. И создать проект с минимальным набором функций, решающих эту проблему. А дальше — начинать учиться понимать пользователей, и улучшать свой продукт в соответствии с реальными требованиями рынка.

Идея в том, чтобы сервис проверил ваши основные предположения. Может ли это быть чем-то, чем люди интересуются? Если да, то дальше стартап может развивать свою деятельность: набирать команду, искать финансирование.

Итак, по шагам, нужно:

Раньше, на «Диком Западе» интернета, всё было попроще. Но сейчас успех стратегии MVP во многом зависит от продуманного бизнес-плана. В США для этого сейчас любят использовать канву бизнес-модели. Этот полезный инструмент был предложен в 2005 году Александром Остервальдером, швейцарским предпринимателем и бизнес-теоретиком. Почитать о нём подробнее можно в интернете, для этого есть десятки специализированных сайтов. Но если вкратце, такая канва позволяет на одной странице описать все основные бизнес-процессы компании. В том числе:

Канва бизнес-модели — простой способ прийти к тому, как должен выглядеть ваш минимально жизнеспособный продукт. В ней есть все модули, необходимые для формирования общей стратегии.

Главное — это позволяет лучше понять, на каких функциях сосредоточиться, в чём основная цель продукта, и что будет отличать его от конкурентов.

Взять, к примеру, первый iPhone. Все телефоны в то время имели ряд функций, которые Apple специально не включила в свой девайс. В нём не было функции копирования и вставки (!), не было SDK, не было 3G-связи. Даже нельзя было отправлять текстовые сообщения сразу нескольким контактам.

Но Стив Джобс знал, на чём сосредоточиться. Он представил MVP, минимально жизнеспособный продукт. С мультитачем и большим экраном. В нём были ровно те основные возможности, которые выделяли его на фоне остального рынка. На отсутствии привычных фич специально не заостряли внимание — ни публики, ни разработчиков. Аудитория этот MVP, как показывает история, приняла, и теперь, на двенадцатой итерации, в смартфоне есть все недостающие функции, и даже более того.

Если вы пока что не Стив Джобс, есть некоторые полезные сервисы для начала работы над своим первым минимально жизнеспособным продуктом:

Можно обратиться к опытной компании, предлагающей свои услуги по разработки MVP для стартапов. У неё должно хватать дизайнеров и программистов с опытом в этой сфере. Заказчики с идеей и определенным количеством денег сейчас обычно так и делают. Не обязательно искать разработчиков, решать легальные вопросы, с нуля создавать команду. Если есть хорошая идея и вариант её продвижения — найдется достаточно опытных фирм, которые возьмутся за работу за вас. Это будет намного дешевле, чем начинать с нуля, а временные затраты несопоставимы.

В следующем материале расскажем о примерах крутых идей для MVP, которые позволили основателям компаний почти из ничего создать бизнесы на несколько миллиардов.

Источник

Что такое MVP, зачем он нужен и как его правильно создать

Уровень mvp что такое

Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.

Уровень mvp что такоеОтправить рассылку

Уровень mvp что такое

MVP — это минимально жизнеспособный продукт. Такой продукт обладает ограниченным функционалом, но его достаточно, чтобы потребители начали им пользоваться.

Для чего нужен MVP

MVP (minimum viable product) проверяет рабочие гипотезы и помогает получить отклик потребителей.

Нередко компании тратят годы работы на то, чтобы убедиться в ошибочности гипотезы. Тщательно проработанный продукт, на который потрачено много времени и средств, оказывается никому не нужным. Исследование CB Insights показало, что в 42% случаев причиной провала стартапа становится отсутствие рыночного спроса. MVP помогает убедиться в востребованности продукта или своевременно отказаться от убыточной идеи.

Ключевая идея MVP в том, что вы создаёте реальный продукт, который можно предложить клиентам. А дальше вы наблюдаете за реакцией на него и дорабатываете решение с учётом предпочтений потребителей. Так компания не начнет создавать товар, который клиенты не захотят покупать.

Основная задача MVP — сократить время и усилия на тестирование идеи до начала разработки полноценного продукта.

Минимально жизнеспособный продукт позволяет:

Разновидности MVP

«Выдуманный» продукт

Данная разновидность MVP предполагает, что клиентам представляют ещё не существующий проект как реальный продукт.

Пример Wizard Of Oz MVP — крупнейший обувной интернет-магазин Zappos. Его со-основатель Ник Свинмерн для проверки бизнес-идеи размещал в сети фотографии обуви, сделанные в местных магазинах. Если клиент заказывал товар, Свинмерн шёл и покупал нужную обувь, а затем отправлял заказчику. Для клиента процесс выглядел полностью автоматизированным. Так Свинмерн смог убедиться в востребованности идеи и решиться на открытие настоящего интернет-магазина.

Сервис проката дизайнерской одежды Rent the Runway протестировал свою идею, предлагая платья на прокат студенткам. Когда основательницы убедились, что их идея востребована, они запустили сайт сервиса по аренде платьев. В день запуска в сервисе зарегистрировалось 100 тысяч человек.

MVP-контент

В этом случае MVP представляют через контент. Причём сам минимально жизнеспособный продукт может ещё и не существовать.

История компании Dropbox началась с короткого видео о функционале сервиса.

Уровень mvp что такое

Обзор привлёк 75 тысяч подписчиков, которых заинтересовала идея облачного хранилища. А основатели смогли таким образом убедиться, что бизнес-идея жизнеспособна.

Целевая страниц а. Принцип в том, что для тестирования идеи создают страницу несуществующего продукта. А дальше анализируют реакцию пользователей.

Прежде, чем создать сервис отложенных постов для соцсетей Buffer, его основатель Джоэл Гаскойн рассказал в Twitter о функционале инструмента. Заинтересованные люди могли перейти по ссылке «Планы и цены» и оставить свой email.

Уровень mvp что такое

Убедившись, что идея интересна людям, Джоэл представил потенциальным пользователям три варианта тарифов.

Уровень mvp что такое

Только после подтверждения того факта, что люди готовы платить за реальный продукт, Джоэл приступил к разработке Buffer.

В 2006 году Тим Феррис искал лучшее название для нынешнего бестселлера «4-часовая рабочая неделя: побег 9-5, живи где угодно и присоединяйся к новым богатым». Тим запустил несколько рекламных объявлений через Google Ads с рекламой книги под разным названиями. Затем он выбрал название, которое привлекло больше всего внимания. При этом поначалу автор отдавал предпочтение совсем иным наименованиям.

Сбор средств

В этом случае гипотезу проверяют, собирая средства на создание продукта. Если идея вызывает отклик аудитории и люди готовы платить за продукт, можно реализовать идею.

Уровень mvp что такое

Компания Sony использовала стратегию предпродажи для Playstation 4. До выпуска продукта компании удалось привлечь 1,5+ млн предзаказов.

Однофункциональный MVP

Одной из самых частых ошибок многих MVP становится перенасыщенный функционал. При тестировании идеи сложно понять, какая именно функция привлекала внимание аудитории. Цель однофункционального MVP — продемонстрировать самую главную функцию, ради которой потребители будут использовать продукт.

Мессенджер WhatsApp — был создан именно на основе однофункционального MVP. В момент запуска в 2009 году мобильное приложение не имело функций для отправки сообщений. Единственное, что могли делать пользователи — указывать свой текущий статус, который тут же видели другие пользователи из списка контактов.

Вскоре создатели мессенджера заметили, что пользователи используют статусы для обмена мгновенными сообщениями. С этого времени началась активная доработка приложения и привлечение инвесторов. К февралю 2013 года база WhatsApp увеличилась до 200 миллионов активных пользователей.

Как создать MVP

Составить подробную инструкцию по созданию MVP довольно сложно. Порядок действий варьируется от типа продукта, рыночной ситуации, возможностей команды и прочего. Но в общих чертах порядок создания minimum viable product можно представить в виде следующей последовательности этапов.

1. Определите основную задачу продукта

Чтобы продукт был востребован, он должен решать конкретную проблему потребителя. Поймите, зачем потенциальному клиенту нужен ваш продукт и почему он должен его приобрести. Подробно сформулированный ответ поможет понять, какие задачи должен решать MVP в первую очередь.

2. Установите «узкую» целевую аудиторию

Огромная ошибка — создавать MVP для широкой аудитории. Большой объём информации и слишком большое количество противоречивых отзывов от пользователей затрудняет поиск рабочей модели продукта. Поэтому нужно сузить аудиторию.

На этой стадии опишите портрет идеального покупателя — человека, которого точно удовлетворит ваше решение. Чем точнее вы опишите своего клиента, тем лучше:

В процессе тестирования MVP предлагайте продукт аудитории, которая максимально соответствует образу идеального покупателя.

3. Исследуйте конкурентный рынок

Даже если вы придумали действительно новый продукт, возможно на рынке уже существуют похожие решения. Изучите рынок на предмет наличия конкурентов. Выясните, что именно предлагают конкуренты, какую долю рынка занимают, как привлекают клиентов. Сторонний опыт может пригодиться при корректировании собственного решения.

4. Выполните SWOT-анализ

SWOT-анализ — это методика стратегического планирования. Её суть состоит в анализе факторов, влияющих на исследуемый объект.

В частности нужно определить для продукта:

Сильные и слабые стороны обусловлены влиянием внутренних факторов. Возможности и угрозы относят к внешним факторам. Задача SWOT-анализа — сосредоточиться на преимуществах, выявить и минимизировать недостатки, предотвратить вероятные угрозы и полноценно использовать имеющиеся возможности для развития.

5. Постройте карту пути клиента

После того, как вы проанализировали будущий продукт, самое время оценить его с позиции потребителя. Нужно понять порядок действий пользователей для приобретения вашего MVP.

Путь клиента должен быть коротким, простым и удобным. Подробное описание всех действий клиента поможет понять, какой информации не хватает или какие детали помогут в представлении продукта.

6. Выберите основные функции

Возможно, ваш конечный продукт будет решать сразу несколько задач. Но большое количество возможностей на этапе тестирования лишь запутает потребителей. Вы не сможете полноценно протестировать свою идею и запутаетесь в огромном объёме отзывов.

Для начала выделите основные функции, которые позволяют решить главную задачу продукта. Таких функций не должно быть много — одна, две, три — и именно они составят основу MVP. Все прочие возможности отсортируйте по степени важности — их вы добавите после запуска продукта, сбора обратной связи и анализа результатов тестирования.

7. Найдите оптимальный метод разработки и создайте MVP

Существует несколько методов разработки программного обеспечения, применимых к разработке MVP:

8. Запустите альфа- и бета-тест MVP

Первую версию продукта запустите для узкой группы потребителей. Это альфа-тестирование. Обычно первыми пользователями становятся друзья, знакомые, родственники. Если недоработок нет, можно перейти к бета-тестированию. Предложите продукт реальным потребителям. Спустя одну-две недели соберите и проанализируйте обратную связь. Доработайте MVP и снова протестируйте.

Длительность и количество циклов тестирования-доработки всецело зависят от продукта и от того, как быстро удастся создать полноценное решение. Возможно, что спустя несколько циклов придётся вернуться на первый этап или продолжить итеративное улучшение MVP. В любом случае, решение вы будете принимать не на основе предположений, а исходя из реальных фактов.

Основная ошибка при создании MVP

При разработке MVP очень важно найти оптимальное соотношение затрат и качества. И зачастую акцент делают на минимализме, чтобы сэкономить средства и время. В итоге потребители критикуют сырую тестовую версию, а разработчики ошибочно отвергают саму идею.

MVP нередко путают с PoC (Proof of Concept) — доказательством правильности концепции. Хотя эти понятия похожи, но они не равносильны. PoC — это демонстрация практической осуществимости метода, технологии или идеи. Для этого создают небольшой образец или прототип, который может обладать лишь частичным функционалом итогового продукта. Так подтверждают, что выбранный способ создания или технологию реально применить на практике. MVP — это не доказательство, а вполне работоспособный продукт.

В то же время MVP нельзя назвать классическим прототипом в виде схематичных набросков. Несмотря на то, что это жизнеспособный продукт, который поддерживает минимальную функциональность, он не может быть «сырым». Более того, продукт должен как можно лучше выполнять основные функции, которые решают конкретную проблему потребителя. То есть, если в качестве MVP представлен прототип — это должен быть рабочий прототип. Потребители должны чётко понимать, как будет выглядеть готовый продукт.

Важно учитывать, что основной принцип MVP — быстро и дешёво создать продукт, который люди захотят купить. И здесь целесообразно использовать модель, которую предложил Юсси Пасанен — вместо последовательного создания слоёв, создать хотя бы минимальный кусочек на каждом слое.

Уровень mvp что такое

Принцип создания MVP по модели Пасанена

Уделяйте внимание не только функционалу. Продукт должен быть надёжным, удобным в применении и привлекательным с точки зрения дизайна.

Допустим, что конечный продукт компании – это торт. Его основная задача — удовлетворить вкус потребителя. Для разработки MVP решено применить метод послойного создания продукта. Разработчик представляет клиентам первую версию — бисквитный корж (основа). Из обратной связи узнаёт, что корж вкусный, но не хватает крема (начинки). При этом часть потребителей уже разочаровались в продукте.

Разработчик добавляете крем и снова не то. На этом этапе ещё часть аудитории отказывается от продукта. Теперь клиентам не хватает декора (дизайн). Разработчик украшает свой торт и получает положительные отзывы, а также пожелания сделать торт двухъярусным. Осталось немного доработать MVP, чтобы получить отличный готовый продукт. Увы, но в процессе тестирования уже потеряли долю потенциальных клиентов.

Уровень mvp что такое

А теперь представьте другой подход — создание MVP методом среза. Разработчик создаёт небольшое пирожное: в нём есть и основа, и начинка, и дизайн. Представление начальной версии проходит успешно, и разработчик создаёт торт. Из обратной связи узнаёт, что потребителям всё нравится, но хотелось бы получить торт большего размера. Теперь разработчик делает большой торт и всё — продукт готов. При этом удалось сохранить всю аудиторию, которой понравилась первая версия MVP.

Уровень mvp что такое

Получается, что если вы хотите узнать, будет ли кто-то покупать у вас торт — продавайте именно торт, а не основу для него или начинку, или дизайн по отдельности. Изготовление тортов затратно, для начала можно сделать их мини-версию — пирожные. Характеристики остаются те же, но времени и средств на производство уходит меньше. Точно также и с любым другим минимально жизнеспособным продуктом — предлагайте потребителям то, что позволит составить объективное мнение об итоговой версии.

Какой бы гениальной ни была бизнес-идея, она не является итоговым результатом. Трудно судить об успехе, опираясь на предположения. Минимально жизнеспособный продукт позволяет проверить, заинтересует ли идея потенциальных потребителей. В итоге MVP предотвратит финансирование провальных проектов, поможет выбрать наиболее приоритетное направление развития и позволит заранее собрать базу потенциальных клиентов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *