Уроки со слезами что делать
Почему ребёнок плачет, когда делает уроки?
Современным школьникам иногда задают столько домашней работы, что без помощи взрослых не справиться (особенно если нужно склеить бумажную трёхмерную модель компьютера!). Но не всегда стоит предлагать детям подумать и повырезать вместе. Клинический психолог Анна Боева объясняет, почему ребёнку важно справляться самому.
Вопрос. Ребёнок отказывается делать уроки. Если ему трудно, он не принимает помощь и объяснения. На слова «Ладно, не делай» или «Давай попробуем ещё раз вместе» реагирует одинаково — плачет. На любую трудность с домашним заданием реагирует истерикой. Почему так происходит?
Ответ. Есть такой поведенческий феномен — выученная беспомощность. Он возникает, когда за человека постоянно что-то делают, всё время помогают. Ему кажется, что он сам уже ни на что не способен (хотя на самом деле всё может быть и не так). Когда ребёнок так экспрессивно реагирует, скорее всего, у него закрепилось ощущение неуспеха, необходимости преодолевать трудности.
Что формирует навык беспомощности? Возможно, вы чрезмерно опекаете ребёнка, но сами этого не замечаете. Вместо родителей на этом месте может быть педагог в школе, воспитатель в детском саду, бабушки или дедушки. Ребёнку в такой ситуации не нужно ни к чему прикладывать усилий и к чему-то стремиться.
10 способов не беситься, когда делаешь с ребёнком уроки
Бывает наоборот: ребёнку в голову вкладывают мысль, что он ничего не может достичь. Если педагог в детском году постоянно говорит родителям, что их ребёнок с чем-то не справился, то его ближайшее окружение начинает неосознанно транслировать ему эту мысль.
Если ребёнку ставят задачу, которая заведомо ему не под силу, это может сформировать как стойкость, так и пассивность. В таком случае ребёнок будет думать: «Зачем прикладывать усилия, если я всё равно облажаюсь?» В такой ситуации я бы однозначно предложила родителям проконсультироваться с психологом, чтобы он дал конкретные рекомендации, как избавиться от этого поведенческого феномена.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Пытка уроками: 3 совета сделать домашку без крика
Вы пришли с ребёнком из школы, пообедали и сели делать уроки, ожидая, что сейчас будет много вашего крика и детских слёз. Можно сделать домашнее задание и не накричать на ребёнка. Наш блогер, мама и психолог Ольга Лазарева, расскажет, что делать, чтобы не бояться уроков и даже получать от них удовольствие.
Школу теперь не любят не только дети, но и родители. Слово «уроки» — это синоним мучений, ссор и нервного истощения. Давайте посмотрим на это поближе. Ребёнок склонился над тетрадкой, рядом сидит мама, внимательно следит за очертаниями букв: «Неправильно! Нормально пиши! Заново! Сколько ещё это может продолжаться?! Ты что, издеваешься надо мной?»
Ребёнок в страхе. Он смотрит на маму и начинает плакать, но мама не может его пожалеть, просто нет сил. Куча домашних дел, времени мало, а усталость она почувствовала уже утром, так надеялась, что там мало задали и они с ребёнком быстро справятся. Теперь понятно, что так не будет, принять этот факт она ещё не может, поэтому злится. От этой злости сложно жалеть ребёнка.
Мама кричит громче и давит, ребёнок делает всё ещё хуже, потому что не может сосредоточиться под влиянием стресса
Довольно быстро ребёнок начинает ассоциировать выполнение уроков с чем-то непереносимым. Начинает тянуть, старается избежать всеми силами ужасного действа. Всё что угодно, только бы мама опять так не орала и опять всего этого не чувствовать.
Уроки становятся травмирующим событием. Это замкнутый круг. Чем сильнее ребёнок боится и избегает, тем больше это раздражает и злит маму, она тоже начинает видеть в уроках только негатив, ведь они выводят из себя и пожирают время.
Что же делать? Менять принцип. Уроки — это не когда мама орёт, а когда она любит и хвалит. Это не потеря времени, а возможность попить чаю и побыть рядом с ребёнком. Бывает, что это единственное совместное время за целый день. Как сделать выполнение домашнего задания позитивнее?
1. Ищем не ошибки, а удачи
«Как тебе кажется, какое слово ты лучше всего написал?», «Да, правильно, как здорово у тебя получается! Мне нравится!», «Молодец». Ребёнку будет приятно, он будет сильнее стараться. Не за что похвалить? Если не ждать идеальных результатов, то похвалить всегда есть за что. Родители мне скажут, что исправлять ошибки тоже надо. Наверное, да, надо. Когда мама сказала 100 слов похвалы и потом одно критики, то ребёнок её по-настоящему услышит и с удовольствием исправит ошибки. Наоборот не работает. Когда только критика, она вся идёт мимо ушей.
2. Обнимаем и целуем
Телесный контакт всегда приятен и детям, и мамам. Когда мама обнимает и целует, ребёнок заряжается энергией и становится сильнее. Он сможет то, чего не смог бы до этого. Обычно сложно обнимать и кричать одновременно.
3. Выдыхаем
Не надо планировать, что «всё сейчас быстренько сделаем», когда уже есть опыт того, сколько времени занимают уроки. Да, работы на десять минут, но лучше запланировать час и смириться с тем, что в это время домашние дела будут простаивать. Если мама сможет принять это, то она не будет злиться, а взамен появится терпение.
Уроки станут временем, когда мама любит и всё хорошо. Когда через несколько месяцев мама не сможет сидеть в обнимку, ребёнок всё равно будет помнить, что уроки — это приятно. Попробуйте!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Как делать уроки без скандала и истерики
Домашние задания: не сидите с ребенком и не реагируйте на нытье
Джессика Лэйхи преподаватель, писательница
Вы только начинаете делать уроки с ребенком — их стали задавать со второго полугодия первого класса? Или долгие вечера над домашними заданиями уже стали обычными? Мечтаете, чтобы ребенок сам делал уроки, изредка обращаясь к вам за помощью? Вот понятный алгоритм, как передать ребенку ответственность за домашние задания.
Исследования эффективности домашних заданий показывают, что до средней школы домашняя работа не приносит особой пользы с точки зрения усвоения материала, однако это ежевечернее бдение приносит иные, неакадемические плоды: способность приступить к работе, отложить удовольствие, довести дело до конца, упорствовать вопреки разочарованию и трудностям.
И хотя исследование не обнаруживает прямой или доказуемой связи между домашней работой в начальной школе и результатами, по крайней мере одна польза от самостоятельной работы есть: учитель видит, как ученики продвигаются к овладению знаниями и навыками. Если же родители вмешиваются и принимаются «помогать», учитель получает неверную картину.
«Мы садимся за уроки всей семьей»
Пока ребенок мал, вам следует находиться поблизости во время выполнения домашнего задания. При этом найдите себе собственное занятие: вы рядом, но не нависаете над ребенком. Поддерживаете, но не вмешиваетесь.
Я часто готовлю обед, пока младший сын тут же за кухонным столом делает уроки. Так я у него всегда под рукой, если понадобится поддержка, поощрение или совет двигаться в другом направлении. Но я занята своим делом и не чувствую соблазна вмешиваться всякий раз, когда сын медлит или издает стоны разочарования (или же стоны для привлечения внимания). Примерно до 9–10 лет ему требовалась проверка раз в десять минут, просто чтобы убедиться, что он не сбился с курса, но сейчас он уже сам в состоянии понять, если по-настоящему застрянет, а не просто «зависнет» на минутку над новым понятием — и сам зовет меня в таких случаях на помощь.
Очень важно, чтобы ребенок видел: у нас есть в жизни другие дела, кроме как сидеть рядом и ждать, пока дети застрянут в домашке и начнут задавать вопросы. Я говорила со многими родителями и выяснила, что они часто допускают ошибку на этой стадии. Одна мать детей шести и девяти лет призналась: «Мы садимся за уроки всей семьей, и мой муж и я всегда наготове, чтобы объяснить непонятое».
Другой родитель, с которым мы пытались решить проблему ежедневных истерик над уроками, нарисовал схожую картину: каждый вечер они с женой часами бились над домашними заданиями вместе с восьмилетней и десятилетней дочерью. В обоих случаях родители были наготове, ожидая момента, когда ребенок перестанет справляться с заданием, — и таким образом они подпитывали цикл зависимости, ведь они исходили из того, что без помощи старших не обойтись.
Когда делать домашние задания
Некоторые книги для родителей советуют сначала усадить детей за уроки, а потом в качестве награды предоставить им поиграть на свободе; другие, наоборот, рекомендуют начать с «награды».
Позвольте предложить новую концепцию: спросите ребенка, где и когда он предпочтет делать уроки. Если домашняя работа превращается в ежевечернее мучение, пора задать вопрос, на который ребенок, вполне возможно, давно мечтает дать определенный ответ: «Как ты хочешь делать домашнее задание?». Все дети разные. Одним нужно после школы побегать, избавиться от накопленной энергии, дать себе разрядку. Другие хотят сразу взяться за дело и покончить с уроками.
Писательница, специалист по воспитанию Викки Хофл рассказывала о ежедневных битвах с дочерью-второклассницей. Викки и ее муж усаживали дочку за уроки, а та наглухо отказывалась подчиняться. И наконец, по словам Викки, «что-то щелкнуло».
Викки и ее муж были готовы к тому, что этот план не сработает, но все получилось. Дочка поставила будильник и вскочила рано утром, чтобы сделать домашнее задание, — не только наутро после этого разговора. Она так и осталась жаворонком в следующие годы и до конца школы продолжала делать уроки в половине пятого утра.
Как избежать истерик и скандалов, когда дети делают уроки
Как только ребенок выберет время и место себе по вкусу, предоставьте ему время и пространство для самостоятельной борьбы. Объясните, что вы неподалеку, но заняты собственными делами, пока он занимается своими. Если до сих пор вы активно помогали делать уроки, переключиться будет не так-то просто, но как проходили детские истерики, из-за которых вы сжимали челюсти и ждали, пока буря отбушует, так пройдут и истерики над уроками, и ребенок благодаря вашей стойкости сделается более независимым и уверенным в себе.
Когда ребенок сталкивается с разочарованием, он может хныкать, и ныть, и вопить, что у него ничего не выходит, или иными способами подавать сигнал бедствия, надеясь на ваше вмешательство и спасение со стороны. В такие минуты постарайтесь устоять перед искушением сразу же устремиться «спасать».
Психолог, писатель и школьный консультант Майкл Томпсон высказал предположение, что дети легче справляются с трудностями, когда мы поддерживаем их в борьбе и признаем их усилия. «Детям требуется от нас понимание, какой ценой все дается, они хотят, чтобы мы обратили на это внимание. Вовсе не нужно поспешно вмешиваться или орать на ребенка, впадать в панику и делать преждевременные выводы».
Признавайте, сочувствуйте, поддерживайте ребенка, перенаправляя его внимание и усилия. Если он действительно застрял, предложите ему новый способ подойти к проблеме, — только не решайте проблему за него.
Так же, как мы различаем детские крики — когда он упал и ушибся, когда он чем-то недоволен или когда он требует внимания, надо научиться отличать в интонациях, с которыми нас призывают помочь с домашним заданием, действительно непреодолимые трудности от сиюминутных полезных вызовов. Не так-то это просто. Главное — помните о конечной цели: вы помогаете ребенку достичь независимости, чтобы он мог полагаться на собственные силы.
И наконец, когда домашняя работа завершится, похвалите ребенка за вложенные в эту работу усилия, особенно если по ходу дела он сталкивался с трудностями и разочарованиями. Главное, чтобы ребенок понял: его упорство вы оценили ничуть не ниже, а то и выше, чем ответы на каждый вопрос, которые он написал. Всякий раз, когда это уместно, повторяйте максиму: чем упорнее мы работаем, чем сильнее напрягаем мозги, тем умнее становимся.
Как передать детям ответственность за домашние задания
Вот некоторые практические шаги, которые родители могут предпринять, чтобы помочь детям любого возраста научиться организовываться и брать на себя ответственность за домашние задания. Маленьких детей нужно обучать пошагово, пока не сформируются правильные привычки. Если ваш ребенок старше, но еще никогда не брал на себя ответственность за собственную учебу, идеальный способ начать — предоставить ему самому контролировать первые шаги.
Тут наступает момент поговорить с учителем начальных классов о его ожиданиях и требованиях. Некоторые учителя рассчитывают на то, что родители помогут ребенку с работой, другие предпочитают, чтобы разделы, которые ребенок не осилил, он так и сдавал незаполненными — тогда лучше видно, что ребенок усвоил, а что нет. Лично я предпочитаю, чтобы ребенок сделал хоть что-то, даже если задание не будет выполнено целиком.
Не вмешивайтесь!
Когда ребенок переходит в среднюю и тем более в старшую школу, пора отказываться от участия в его домашней работе. Исследования показывают, что в начале средней школы домашние задания приобретают эффективность и с точки зрения усвоения знаний, то есть их роль в образовании возрастает.
Правильное домашнее задание активизирует уже сохраненные на жестком диске знания и вынуждает ученика применить эти знания в новом контексте. Это заключительный этап обучения, на котором ученик уже не вспоминает ответ, а сам его создает, называется «генеративным обучением». Генеративное обучение необходимо для достижения мастерства, а еще оно трудно.
Некоторым ученикам в средней и старшей школе еще понадобится помощь с долгосрочным планированием и распределением времени. Тем не менее подрастающие ученики должны вести дневник и брать на себя ответственность за свою работу и сроки сдачи. А уж в старшей школе домашняя работа полностью поступает в ведение учеников, и родители не должны вовсе в ней участвовать, разве что ребенок захочет обсудить задание или услышать отзыв на свою идею.
Вспомните собственное детство, те дни, когда вы чувствовали, что великолепно готовы к школе, усердно поработали над домашним заданием и были полны уверенности в себе. Вспомните, как шли или ехали в школу и вам не терпелось, чтобы уроки поскорее начались, вы не просто хотели, чтобы вас вызвали, — вы прямо-таки рвались предъявить свои достижения.
Пусть это воспоминание удержит вас от соблазна вмешаться в домашнюю работу ребенка. Предоставьте сыну или дочери пережить собственные неудачи и собственные успехи, достичь полного контроля над своими возможностями и своей работой и гордости за то, что удалось сделать. Можете хвалить и подбадривать, но нельзя усаживаться рядом за стол и держать ребенка за руку. Это индивидуальный путь, приключение в одиночку; ваш ребенок будет сам убивать своих драконов и добудет собственную заслуженную награду.
Как делать уроки без слёз и скандалов: 7 простых советов
Чтобы ребенок сделал домашнее задание, родителям частенько приходится применять не то чтобы силу, но авторитет точно: наказывать, уговаривать… А ведь так хотелось бы, чтобы все было без напоминаний: чтобы сам шел делать уроки, с удовольствием ходил в школу, а в дневнике были только хорошие оценки.
фото: Getty Images
Психологи говорят, что это вполне возможно. Но придется постараться: нужно вызвать у собственного ребенка интерес к учебе. Разумеется, гораздо проще заставлять учиться с помощью шантажа и угроз. Вот только психологически это очень тяжело и для тех, и для других. К тому же угрозы перестанут действовать в подростковом возрасте.
Так как же справляться с «домашкой» без стрессов? Wday.ru собрал несколько советов, которые помогут облегчить учебу.
Знания – это круче оценок
Не реагируйте слишком бурно на плохие оценки, не сравнивайте успехи ребенка с братьями, сестрами или одноклассниками. Запомните, что в любой ситуации вы его союзник. Обязательно хвалите за хорошие оценки. Про плохие интересуйтесь, что помешало сделать лучше.
Необходимо говорить и делать все, чтобы ребенок понимал, что его будут любить вне зависимости от его ценок. Тогда и он будет стараться, ведь огорчать того, кто тебя любит, никому не хочется.
Стол имеет значение
Даже если жилищные условия не позволяют выделить ребенку отдельную комнату, ему нужно свое собственное пространство, где он будет хранить школьные принадлежности.
Помните: если ребенку удобно сидеть, есть комфортные стол и стул, настольная лампа, он будет меньше ерзать и отвлекаться от уроков просто потому, что ему неудобно. Не говоря уже о правильной осанке и сохранности зрения школяра. Как должно выглядеть правильно организованное рабочее место для школьника, читайте ЗДЕСЬ.
Кстати, не должны отвлекать ребенка от заданий и всякие посторонние предметы (телефон, игрушки, картинки и т. п.). Все это нужно убрать со стола и из поля зрения.
фото: GettyImages
Делу время, потеха обязательна
Специалисты выяснили: самое продуктивное время для выполнения домашнего задания — с 15:00 до 18:00. После школы ребенок должен отдохнуть час-полтора. Если перерыв делать больше, то он от игр и развлечений устанет и перевозбудится.
Детям, которые учатся во вторую смену, лучше всего делать уроки утром.
Выполняя домашнее задание, необходимо делать перерывы: на 15 минут после 40 минут занятий или на 10 минут после того, как закончил уроки по одному предмету.
Работай на опережение
Ребенок должен понять, что поскорее справиться с уроками – это в его интересах.
Не тяните с уроками до последнего, то есть не оставляйте их на поздний вечер. И мотивируйте ребенка делать какие-то задания наперед – например, то, что будут проверять в четверг, пусть сделает в понедельник или вторник. Ведь так приятно потом обнаружить, что что-то из уроков уже готово!
фото: GettyImages
Протяните руку помощи
Нет ничего хуже снежного кома непонятых тем, неразобранных вопросов, несделанных заданий. Не бросайте ребенка один на один со сложностями, помогите ему разобраться. Сейчас сделать это проще простого: в интернете множество обучающих программ, энциклопедий, пособий, фильмов. Нужно только поискать.
Но отметим: ключевое слово — помогите. Делать задания за школяра не стоит. Как и вводить практику постоянно делать уроки вместе с ним.
Оцените объем нагрузки
Если ребенок все время занимается, не бездельничает, но выполнение «домашки» все равно затягивается до ночи, подумайте: может быть, он попросту перегружен? Ведь иногда у школьника помимо собственно школы есть еще и шахматы с рисованием, репетитор по английскому, дзюдо и бальные танцы. Ребенок не успевает отдыхать, в итоге у него просто не хватает на все сил. Сейчас даже в «обычной» школе много задают на дом, так что не переусердствуйте с дополнительными занятиями.
фото: GettyImages
Поощряйте, но знайте меру
Часто выбирают самый простой способ мотивировать ребенка на выполнение уроков — материальное поощрение. У кого-то это деньги, у кого-то различные покупки, конфеты, возможность поиграть в компьютерные игры или посмотреть телевизор. Такие поощрения таят в себе опасность: ребенок будет манипулировать вами и в дальнейшем все будет делать лишь за плату.
Хвалите ребенка за самостоятельно выполненные уроки, хорошие оценки. В честь этого можно устраивать праздничные чаепития. Осознание того, что его успехи радуют всю семью, будут вдохновлять ребенка на старания и в дальнейшем.
Ребенок не хочет делать уроки, потому что, когда он их делает, мама истерит. Он делает по 10 ошибок в одном предложении, потому что напряжен и напуган. Сами попробуйте написать хоть что-нибудь, если над вами стоит человек и внимательно смотрит, как вы выводите буквы (и еще орать начинает, если вдруг делаете ошибку).
Представьте такую ситуацию: вы пишете квартальный отчет, а рядом с вами стоит босс, проверяет каждую графу и ругается, если вы делаете помарку или ошибаетесь цифрой. И еще периодически орет, грозит увольнением, штрафами, да и просто оскорбляет по ходу всего процесса. Ну что, пойдет отчет нормально? Или представьте доброго и адекватного начальника, который хвалит за каждую правильно написанную букву, ласково и терпеливо исправляет ошибки, мягко, но настойчиво советует, как сделать лучше. Так ведь гораздо приятнее писать отчет, правда?
Только имейте в виду: в этой гипотетической ситуации вы еще можете уволиться и найти нормального начальника. А ребенок — нет. Теперь вы понимаете, почему уроки с ребенком делать не надо?
Как вести себя учителю, если ученик заплакал у доски
Михаил Истомин
Эмоции человека всегда ассоциировались у меня с чем-то сокровенным и требующим интимной обстановки, поскольку за ними скрывается что-то важное. В особенности это касается сильных условно негативных эмоций, таких как гнев, печаль, страх. Эмоция, вызвавшая плач ученика у доски, требует не меньшей интимности, а обстановку в классе зачастую нельзя назвать претендующей на такую характеристику. Это одна из основных причин сильной тревоги учителя в ответ на слезы своего подопечного. Разбираемся, как быть в ситуации, когда ученик плачет.
Как вести себя учителю, если ученик плачет?
Когда ребенок переходит из дошкольного возраста в младший школьный, меняется основной «авторитет» в его жизни. Если раньше единственным и главным ориентиром в жизни был родитель, то теперь эта роль в значимой степени переходит учителю. Ближе к подростковому возрасту эта тенденция выражена не так сильно, поскольку авторитет любого взрослого получает критическую оценку.
Реакция педагога на слезы ученика и вообще на что-либо в классе — это фундамент реакции всего класса.
Здесь отчасти раскрывается роль учителя в формировании личности учеников. Этим фактом объясняется необходимость проявить осознанность в ответ на слезы ребенка.
Ученик плачет у доски. Почему?
Понятие нормы очень условно и растяжимо, однако с увеличением возраста ученика, плач у доски может вызывать все больше вопросов. Например, подростковый возраст — вообще очень чувствительный период. Слезы старшего школьника у доски могли случиться не из-за тревоги перед решением задачи по математике, но эта тревога стала последней каплей, которая прорвала-таки плотину, сдерживающую накопленный до этого дистресс.
Возможно, перед нами — эмоциональное истощение, которое может говорить о наличии депрессии у ученика. И это важно не пропустить.
Если вам кажется, что за плачем у доски лежит что-то выходящее за рамки напряжения на уроке, то имеет смысл обратиться к коллеге-психологу за советом.
Плач мог стать для ученика привычной реакцией на стресс или даже на обычный дискомфорт. Этот феномен называется «выученная беспомощность»: некоторые дети в коммуникации со своими родителями усваивают паттерн плача в ответ на требование, потому что от слабых (от жертв) ничего не требуют. Если есть подозрение, что плач ученика — это манипулятивная реакция, то следует уважительно отнестись к слезам, которые нам демонстрируют, поддержать, но все же мягко настоять на своем условии (например, на продолжении попыток решения задачи).
Бывает такой вариант, что атмосфера в классе настолько бережная и чуткая, что ученик позволил проявиться своей слабости, чтобы его поддержали. Я думаю, это можно заметить, если вы чувствуете, что слезы — это призыв о помощи, обращенный к вам, как к наставнику, на которого можно положиться. Это хороший вариант, потому что говорит о честности и доверии со стороны ученика. И конечно, тут нужно дать то, о чем нас просят — поддержку.
А бывает, что атмосфера в классе, напротив, строгая, как кажется ученику, и он не справился с уровнем напряжения. В таком случае полезно показать безопасность ситуации, например, дав возможность выйти из класса и умыться, попить воды и т. п. Важно понимать, что ученик, скорее всего, почувствовал сильный стыд, потому что его слабость проявилась против его воли — снова поддержка! Более того, часть учеников, вероятно, заметила это, так что будут следить за тем, как развиваются события. Стоит ли говорить, что обвинение расплакавшегося неуместно?
Чего мы хотим достичь своей реакцией?
Очень важно правильно понять, что вы чувствуете в ответ на плач ученика. Разные люди в разной степени умеют скрывать свои истинные потребности, но зачастую это очень видно невооруженным глазом.
Вполне понятным (из-за чувства тревоги), но не лучшим вариантом будет показать, что вы не волнуетесь, если это не так.
Скорее всего, ваша реакция на то, что ученик плачет, будет выглядеть нарочитой и, как следствие, нечестной. Понятно, что вы преследуете цель не потерять самообладание / не растеряться в ответ на плач ученика — появляется желание успокоить из-за страха перед слезами. Но откуда этот страх взялся? Может быть, вы переживаете, что другие ученики заметят вашу слабость? Или что плачущий не сможет больше выйти к доске? Честность к себе — хороший первый шаг к правильной реакции!
Не ранить обнаженную душу ученика — это хорошая мотивация, потому что она честная. Однако она не учитывает конечную цель: в идеале нам нужно, чтобы ученик больше не боялся (или боялся не так сильно) выходить к доске.
Самый хороший вариант — помочь ученику разобраться в проявившейся реакции, чтобы сделать этот момент точкой роста. Скорее всего, сам ученик не до конца понимает, почему в конечном итоге он заплакал, потому что испытывает целый спектр довольно ярких эмоций. Поддержать и поделиться ресурсом для поиска источника тревоги (если это про тревогу), обсудить случившееся в подходящей обстановке — вот главные действия в такой ситуации. Если все пройдет хорошо и продуктивно, то ученик станет действовать теперь с учетом своих особенностей и сможет решить-таки ту самую задачку по математике.