Уроки по роману что делать чернышевского в 10 классе
Н.Г. Чернышевский » Что делать?» ( Система уроков по литературе, презентация)
Н.Г. Чернышевский » Что делать?» ( Система уроков по литературе, презентация)
Просмотр содержимого документа
«Н.Г. Чернышевский » Что делать?» ( Система уроков по литературе, презентация)»
учителя русского языка и литературы
Современники о Чернышевском
Жандармы: « Нам поручено вести каторжника, преступника, а мы везем святого»
А.И.Герцен « Сильная личность»
«Сыны Отечества»: «Всепоглощающее чудовище»
«Домашняя беседа»: «Пропагандист гнусной коммуны»
Из доносов на Чернышеского: «Эта бешеная шайка жаждет крови, ужасов, избавьте нас от Чернышевского».
ЭСТЕТИКА Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
«природа и жизнь выше искусства»
«прекрасно будет произведение искусства тогда только, когда художник передал в произведении своем всё то, что хотел передать»
«прекрасное есть жизнь», «прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни»
Сфера жизни не ограничивается одним прекрасным и его так называемыми моментами, а обнимает собою всё, что в действительности ( в природе и в жизни) интересует человека; общеинтересное в жизни – вот содержание искусства»
«необходимость прекрасного в искусстве выводится из неудовлетворенности непосредственной действительности»
«первая цель искусства – воспроизведение действительности»
Личность писателя и история создания романа « Что делать? »
ОТ ИЗБЫТКА СЕРДЦА ДОЛЖНЫ ГОВОРИТЬ ГОВОРЯТ УСТА ПОЭТА
Чернышевский создавал свой роман «Что делать?» в одиночной камере Петропавловской крепости в 1862-1863гг.
Цензоры заметили лишь любовный треугольник и пропустили роман в печать.
2 ЦЕНЗУРА- ЗАПРЕТ на публикацию действовал до 1905 года, а после революции 1917 года произведение стало повсеместно доступным
Направление — социалистический реализм
Смысл заглавия романа «Что делать» указывает на место и время действия книги — будущее. Вопрос адресован дню завтрашнему, ведь он звучит не «что делаем» (настоящее время), а «что делать» (будущее время).
Автор учит читает тому, как решить назревающие проблемы, как выйти из социального, политического и морального кризиса?
РОМАН ГЛАВНОЕ ЖИЗНЬ,А НЕ ЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
От прошлого через настоящее к будущему
Свобода- личностная свобода, свобода выбора
Любовь- собственнические инстинкты, без ревности и формализм брака
Дружба- лишь при условиях равенства и свободы выбора
Семья- соблюдение границ личного пространства
в общественных занятиях
Связь с сюжетом. Сны
2. «Первое следствие дурацкого дела»
Аллегорический призыв к революции
Разговор с двумя типами читателей: уважаемые «благородный» и «проницательный»
4. Глава первая. «Жизнь Веры Павловны в родительском доме»
5. Глава вторая. «Первая любовь и законный брак»
Новые люди: Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Первый сон
6. Глава третья. «Замужество и вторая любовь»
Новые люди и новая жизнь Веры Павловны. Второй сон. Третий сон. Особенный человек
7. Глава четвертая. «Второе замужество»
Мечты о будущем. Четвертый сон
8. Глава пятая. «Новые лица и развязка»
9. Глава шестая. «Перемена декораций»
Основы разумного эгоизма ( Гл.2подгл.8)- выписать цитаты
1Сон Веры Павловны ( ГЛ.2 подгл.12)- схема сна и его роль.
Новые люди в романе
Кого можно отнести к «пошлым людям»?
«Теперь вы занимаетесь дурными делами, потому что так требует ваша обстановка, но дать вам другую обстановку, и вы с удовольствием станете безвредны, даже полезны»
Как связан первый сон, рассказывающий о сыром подвале и о выходе из него, с повествованием о новых людях?
Марья Алексеевна-мать Веры- «ужас прежней жизни»
Она выбилась из низов, ценой унижений и жестокости добывала хлеб для своей семьи и огрубела в постоянной борьбе за существование. Она не порочна по своей сути, но условия и порядки в стране вынудили ее стать черствой и продавать собственных детей.
Жених Веры-собирательный образ мужчины, который живет по традиционным правилам (он веселится, наслаждается примитивными удовольствиями и не думает ни о ком, кроме себя, во всех женщинах он видит лакомство, поэтому не способен любить,пользу стране он не приносит, так как служба занимает в его жизни третьесортное место)
Первый сон — о сыром подвале. — Как вы понимаете этот сон? Что символизирует сырой подвал? — Почему в первом сне с Верой Павловной беседует «Любовь к людям»? Что начинается с любви к людям? — Как любовь к людям связана с главной темой — революцией? — Что символизирует болезнь тех людей, которых выпускает из подвала Верочка? — Как вы понимаете фразу: «Как же это я могла переносить паралич? Это потому, что я родилась в параличе, не знала, как ходят и бегают»? — Как этот сон связан с судьбой Верочки?
Сон Веры Павловны – первый ( Гл.2 подгл. 12)
Паралич-подвал- готовность освободить- «Невеста твоего жениха»- Любовь к людям= освобождение- весело
Маскировка революционных идей-интерпретация сюжета в духовную жизнь героини.
« Недавно зародился у нас этот тип. Он рожден временем, он знамение времени»
Лопухов и Кирсанов- «новые люди»
История Крюковой и Кирсанова ( подгл. 17) В чем разумный эгоизм Кирсанова?
Остаться или удалиться?
« Пить вино,пока оно не отравлено»
Подгл.20-21 В чем философия Кирсанова и Лопухова? Кто виновен в дружбе?
Подгл. 12 О чем теоретический разговор?
Почему герои «новые люди»?
Второй сон — о двух типах грязи: грязь чистая и грязная, реальная и фантастическая. — Как расшифровать этот сон? — Почему из одной грязи вырастают здоровые колосья, а из другой — больные? — Какую роль в изменении грязи играют движение, труд? — Как этот сон связан с сюжетом романа?
С Марьей Алексеевной? — Как понять рассуждения о том, что злые помогают добрым, потому что добрые еще слабы?
Сон Веры Павловны – второй ( Гл. 3.подг. 3)
Как вырастает любовь к добру?
Третий сон — чтение дневника Веры Павловны. — Какую роль играет этот сон в сюжете? — Как он связан с судьбой героини?
Сон Веры Павловны – третий ( Гл.3.подгл. 19)
любовь к Кирсанову Почему рассказывает свой сон Лопухову?
тревога в любви =\= любовь
Чтение дневника- прошлое
? За что любит Лопухова
«Новые» люди»- это понятие вбирает в себя…
( ТАБЛИЦА письменно: образование, воспитание, интересы, девиз, идеалы, дальнейшая судьба)
Дискуссия «Разумна ли теория «разумного эгоизма»?
Эгоизм Марьи Алексеевны, которая не делает никому зла без денежных расчетов.
Рахметов – профессиональный революционер- «соль земли», «особенный человек», посвятивший жизнь служению народу и борьбе за его права. Рахметов был обычным юношей из дворянской семьи, приехавшим в Петербург. поворотным моментом в его судьбе стала встреча с Кирсановым, который познакомил героя с философскими трудами социалистов-утопистов.
Продал имение, раздал деньги студентам и аспирантам, начал вести жизнь аскетичную, безустанно тренируя ум и тело. Чтобы быть ближе к простым людям, почувствовать их тяжёлую долю, он обошёл пешком всю Россию, работал дровосеком, каменотёсом, бурлаком.
Домашнее задание 4 сон Веры Павловны и его роль Критика по роману Н.Г. Чернышевского( письменно)
Черты социальной утопии в романе. Анализ «Четвертого сна Веры Павловны»
Революционно настроенный поэт
В.В. Маяковский очень ценил «Что делать?»
( была последняя книга, которую он читал перед смертью)
«Что делать?» есть «безобразнейшее произведение русской литературы», полное «отвратительной грязи,»- Ф.М. Толстой
(композитор и общественный деятель
19 века) А как считаете ВЫ?
Четвертый сон — о будущем. — Зачем перед четвертым сном, рассказывающим о будущем, дан рассказ о Рахметове? — Почему в сне о будущем говорится о далеком прошлом? — Какую роль играют Астарта, Афродита, Непорочность, Равноправность? О чем рассуждает автор по отношению к женщине? — Как объясняет свое появление спутница Верочки? Почему она появилась только во время Французской революции? — Что зашифровано в строках из одних точек, после которых дана картина утопического счастливого будущего? — Какая логика заключена в следующей цепочке: сон о подвале — сон о грязи — рассказ о Рахметове — обращение в прошлое, повествующее об изменении отношения к женщине, — несколько строчек отточий — счастливое будущее? — Как показано будущее? Что в нарисованной картине утопично? Есть ли в ней что-то приемлемое для нашего времени?
Сон Веры Павловны-четвертый
Труд- швейная мастерская – своеобразная коммуна: работницы равны и получают одинаковую сумму с прибыли, такую же долю получает и Вера Павловна.
Также работницы и Вера с мужем проводят вместе выходные, выбираясь на пикник.
Эта модель показывает будущее строение мира: все равны и всем достается поровну.
В этом и заключается смысл романа
«Что делать» — автор показал людям метод решения острых социальных проблем.
свобода других”. “ Без свободы нет счастья” Неудовлетворенность » width=»640″
Любовь не может победить без революции
Равноправность – царица, которая дарит подменную свободу и определяет уровень развития общества.
Разговор с Рахметовым Равноправность и “Наше счастье невозможно без счастья
“ Без свободы нет счастья”
1. Человек добровольно подчинился единому порядку, выверенному, математическому
2. «Свободный труд свободно собравшихся людей» ( В. Маяковский. Хорошо!)
2. Труд, личная жизнь, любовь — все подчинено единообразию, но это добровольное подчинение
3. Коллективизм, но в каких-то моментах сохраняется и индивидуальное
3. Коллективизм, но еще и доносительство друг на друга и даже на себя
Напишите сочинение-миниатюру «Можно ли построить реальную жизнь по теории?» (основывайтесь на впечатления о романе, свою читательскую практику, жизненный опыт
Урок по русской литературе для 10 класса по роману Н.Г.Чернышевского «Что делать?»
Тема урока: И все хорошее будет лучше…(урок русской литературы в 10 классе по роману Н.Г.Чернышевского «Что делать?»
Цель урока: Через критическое осмысление «Четвертого сна» Веры Павловны в романе «Что делать?», помочь учащимся систематизировать, обобщить и углубить изученные ранее знания. Пробудить интерес к актуальным проблемам, поднимаемым Н.Г.Чернышевским на страницах романа.
Если к правде святой
Мир дороги найти не сумеет
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой.
В.Курочкин (перевод из Беранже)
Оборудования урока: Тексты романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?», проектор, компьютер, презентация к уроку, фрагменты мультипликационного фильма по мотивам рассказа Ф.М.Достоевского «Сон смешного человека», запись песни «Прекрасное далеко»
Учитель. Людям свойственно стремление заглянуть в будущее: за край сегодняшнего дня, за край собственной жизни, за горизонт эпохи. И почему-то всегда хочется верить, что там будет все хорошо, что будущее если не светло и прекрасно, то хотя бы отраднее, разумнее и лучше настоящего. Ребята, вы, наверное, догадались, что мы сегодня будем говорить о будущем. И поможет нам в этом знаменитый роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?». Пользуясь случаем, давайте попросим наших гостей, присутствующих на уроке, рассказать, каким они представляли свое будущее, когда им было столько же лет, как вам сейчас. (Просьба рассказать о своем представлении будущего и ответить: все ли сбылось из того, о чем мечтали?)
Учитель. Скоро Новый год, и я не сомневаюсь, что каждый из вас ждет чуть ли не чуда в эту новогоднюю ночь. Раз – и все станет иначе. Ребята, а что вы будете загадывать на будущее в эту волшебную ночь? А как вы представляете будущее человечества?
Предполагаемые ответы учащихся
Учитель. Как я поняла, все мы мечтали и мечтаем об обыкновенном человеческом счастье: семья, дети, удачно выбранная профессия, материальное благосостояние. Мечты наши очень похожи друг на друга, значит, это для нас – идеальная жизнь, все мы стремимся в это идеальное общество. Как мало мы отличаемся от тех, кто отдален от нас лишь столетием! И наши предки придавали пришествию нового века огромное значение. Поколение с тревогой, с молитвенным экстазом ожидания входило в 20 век. Грядущее же, то самое, которое они торопили, теперь уже наша история, и в ней тесно переплелись высокие порывы духа и социальные бури, радость созидательного труда и войны, наши общие победы и жестокость, цинизм власть предержащих.
Ребята, а все ли исполнится из того, что вы желаете себе сегодня? Почему? А если вы очень точно рассчитаете каждый этап вашего жизненного пути?
Предполагаемые ответы учащихся.
Учитель. Значит, по-вашему, нельзя построить жизнь по теории?
Предполагаемые ответы учащихся. Нет, потому что жизнь она шире и сложнее. Она не укладывается в жесткую схему, в теорию, нельзя предугадать тысячи мелочей. Логически можно продумать 3-4, 10-20 вариантов, а жизнь подкинет 21-ый, сотый, тысячный…
Учитель. Как вы думаете, если бы появился человек, который предложил им четкую, ясную теорию построения счастливой жизни, нового общества, ухватились бы вы за нее, как за спасательный круг?
Предполагаемые ответы учащихся.
Учитель. В свое время поколению 60-70-х годов 19 века Г.Н.Чернышевский предложил стройную теорию: вот так можно построить рай на земле. Ему поверили и за ним последовали многие. Он был первым, кто в будущем России увидел контуры социалистического общества. Ребята, вы дома должны были прочитать главу из романа «Четвертый сон Веры Павловны». Расскажите об этом сне. Почему Н.Г.Чернышевский использовал форму сна?
Предполагаемые ответы учащихся.
Учитель. Какие принципы положил Чернышевский в это общество будущего?
Предполагаемые ответы учащихся.
-Власть принадлежит народу; все силы и средства общества направлены на созидательный труд.
-Люди – гармонично развитые личности. Творческий труд стал для них такой же потребностью, как и разумный отдых после труда.
-Экономика, культура, техника переживают могучий взлет. Человек, став господином природы, заботливо охраняет ее.
-Совместная жизнь в коллективе не только не приводит к обезличиванию человека, но и способствует всестороннему обогащению его личности.
-Задача воспитания молодежи является одной из главнейших, причем основное внимание уделяется трудовому воспитанию.
Учитель. Это хорошее общество? Не к установлению ли эти самых принципов стремимся мы в настоящее время?
Предполагаемые ответы учащихся.
Учитель . Оказывается, революционера-демократа Н.Г.Чернышевского волновали проблемы вечные: человек и государство, человек и власть, право человека на счастье.
У меня к вам есть еще ряд вопросов по идейному содержанию «Четвертого сна».
— Зачем перед «Четвертым сном», рассказывающем о будущем, введен рассказ о Рахметове?
Предполагаемые ответы учащихся. Чернышевский говорит всем читателям: «вот какими могут быть обыкновенные люди и такими должны быть они, если хотят найти в жизни много счастья и наслаждения..». Рахметов – революционер, он знает, что делать и как делать. Для него человеческие отношения – не торг по принципу: «Ты – мне, я – тебе», а эстафета: «Ты – мне, я – другим». (Чтение фрагмента из статьи Д.И.Писарева «Мыслящий пролетариат», стр. 166, «Литература в 10 классе». Книга для учителя.)
Учитель. Почему во сне о будущем говорится о далеком прошлом?
Предполагаемые ответы учащихся. Автор хочет показать разное отношение к женщине в разные эпохи: в первобытном строе, в эпоху античности, в средневековье. Он считает, что общество будет только тогда свободным, когда свободу приобретет женщина.
Учитель. Что зашифровано в строках из одних точек, после которых дана картина утопического мира?
Предполагаемые ответы учащихся. Революция. А далее – будущее.
Учитель. Ребята, как вы думаете, возможно ли такое государство? Почему?
Предполагаемые ответы учащихся. Нет. Люди разные, всех перевоспитать невозможно и т.д.
Учитель. Вспомните произведение Ф.М.Достоевского «Сон смешного человека», которое я попросила вас прочитать. (Просмотр фрагмента из мультфильма). Какую истину узнал герой? Что послужило причиной превращения блаженного царства невинных и счастливых людей в мир жестокостей, порока и насилия?
Предполагаемые ответы учащихся.
Учитель. По Достоевскому «Зло таится в человеке глубже, чем предполагают лекаря-социалисты. Ни при каком устройстве общества вы не избегнете зла», Н.Г.Чернышевский считал, что человека можно исправить, перевоспитать. Вывод: Идеал общечеловеческой справедливой жизни не получился, потому что идеалы не выдумываются, а выстрадываются. Всем человечеством и для всего человечества.
А Чернышевский оказался, сам того не желая, лжепророком. Потому что мыслитель должен нести ответственность за последствия своих идей. Его последователи утопили страну в крови, насильно загоняя людей в рай. В этом великая трагедия Великой французской и Октябрьской революции.
Так что же, может не стоит задумываться о будущем? Может нам хватит и того, что есть на сегодняшний день: жизнь над пропастью, ожидание конца света, природных катаклизмов?
Предполагаемые ответы учащихся.
Ученик читает отрывок из романа о будущем.
Учитель. А как мы назовем наш сегодняшний урок?
Предполагаемые ответы учащихся.
Учитель. Ребята, все ваши названия раскрывают тему сегодняшнего урока. Спасибо. На этом урок наш не завершается, я оставляю его открытым, ответы на вопросы, заданные писателем вы будете искать всю свою жизнь, и я желаю вам быть всегда умными, проницательными и уверена, что «…все хорошее» в вашей жизни «…будет лучше…»
Урок литературы в 10 классе на тему:»РОМАН «ЧТО ДЕЛАТЬ?». ПРОБЛЕМАТИКА,».
Урок литературы в 10 классе.
Тема урока. Роман «Что делать?». Проблематика,
жанр, композиция. «Старый мир»
в изображении Чернышевского
Цели : познакомить учащихся с творческой историей романа «Что делать?», рассказать о прототипах героев романа; дать представление о проблематике, жанре и композиции произведения; выяснить, в чем притягательная сила книги Чернышевского для современников, как повлиял роман «Что делать?» на русскую литературу; назвать героев романа, передать содержание важнейших эпизодов, остановиться на изображении писателем «старого мира».
1. Кратко охарактеризуйте основные этапы жизни и деятельности Н. Г. Чернышевского.
2. Можно ли назвать жизнь и творчество писателя подвигом?
3. В чем значение диссертации Чернышевского для его времени? Что в ней актуального для наших дней?
II. Рассказ учителя (или подготовленного ученика).
Творческая история романа «Что делать?».
Прототипы романа
Самый известный роман Чернышевского «Что делать?» был написан в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости за кратчайшие сроки: начат 14 декабря 1862 года и завершен 4 апреля 1863 года. Рукопись романа прошла двойную цензуру. В первую очередь с произведением Чернышевского познакомились члены следственной комиссии, а затем цензор «Современника». Сказать, что цензура полностью «просмотрела» роман, не совсем верно. Цензор О. А. Пржецлавский прямо указывал на то, что «это произведение… оказалось апологией образа мыслей и действий той категории современного молодого поколения, которую разумеют под названием «нигилистов и материалистов» и которые сами себя называют «новыми людьми» [10. С. 121]. Другой цензор В. Н. Бекетов, видя на рукописи печать комиссии, «проникся трепетом» и пропустил, не читая, за что и был уволен.
Роман «Что делать? Из рассказов о новых людях» (таково полное название произведения Чернышевского) вызвал неоднозначную реакцию читателей. Передовая молодежь с восхищением отзывалась о «Что делать?». Яростные противники Чернышевского вынуждены были признать «необыкновенную силу» воздействия романа на молодежь: «Молодые люди толпою пошли за Лопуховым и Кирсановым, молодые девушки заразились примером Веры Павловны… Меньшинство нашли себе идеал… в Рахметове». Враги Чернышевского, видя небывалый успех романа, требовали жестокой расправы с автором.
В защиту романа выступили Д. И. Писарев, В. С. Курочкин и их журналы («Русское слово», «Искра») и др.
О прототипах. Литературоведы считают, что в основу сюжетной линии положена история жизни семейного врача Чернышевских Петра Ивановича Бокова. Боков был учителем Марии Обручевой, затем, чтобы освободить ее из-под гнета родителей, женился на ней, но через несколько лет М. Обручева полюбила другого человека – ученого-физиолога И. М. Сеченова. Таким образом, прототипами Лопухова стал Боков, Веры Павловны – Обручева, Кирсанова – Сеченов.
В образе Рахметова замечены черты Бахметьева, саратовского помещика, который часть своего состояния передал Герцену на издание журнала и революционную работу. (В романе есть эпизод, когда Рахметов, находясь за границей, передает Фейербаху деньги на издание его сочинений). В образе Рахметова можно увидеть и те черты характера, которые были присущи самому Чернышевскому, а также Добролюбову, Некрасову.
В образе Веры Павловны запечатлены черты характера Ольги Сократовны Чернышевской и Марии Обручевой.
III. Лекция учителя (краткое изложение).
В «Что делать?» автор предложил открытую Тургеневым в «Отцах и детях» тему нового общественного деятеля (в основном из разночинцев), сменившего тип «лишнего человека». «Нигилизму» Е. Базарова противостоят взгляды «новых людей», его одиночеству и трагической смерти – их сплоченность и стойкость. «Новые люди» – главные герои романа.
Проблемы романа: появление «новых людей»; люди «старого мира» и их социально-нравственные пороки; любовь и эмансипация, любовь и семья, любовь и революция (Д. Н. Мурин).
О композиции романа. Роман Чернышевского построен так, что жизнь, действительность, предстает в нем в трех временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Прошлое – старый мир, существующий, но уже изживающий себя; настоящее – это появившиеся положительные начала жизни, деятельность «новых людей», существование новых человеческих отношений. Будущее – это уже приближающаяся мечта («Четвертый сон Веры Павловны»). Композиция романа передает движение от прошлого к настоящему и будущему. Автор не только мечтает о революции в России, он искренне верит в ее осуществление.
(Есть мнение, что роман Чернышевского «Что делать?» семейно-бытовой, детективный, публицистический, интеллектуальный и др.)
IV. Беседа с учащимися по содержанию романа.
1. Назвать ведущих персонажей, передать содержание запомнившихся эпизодов.
2. Каким изображает Чернышевский старый мир?
3. Почему расчетливая мать тратила огромные деньги на образование дочери? Оправдались ли ее ожидания?
4. Что позволяет Верочке Розальской освободиться от гнетущего влияния семьи и стать «новым человеком»?
5. Что нового внес автор в изображение «старого мира»?
6. Покажите, как сочетается в изображении «старого мира» эзопова речь с открытым выражением авторского отношения к изображаемому?
Чернышевский показал две социальные сферы старой жизни: дворянскую и мещанскую.
Представители дворянства – домовладелец и прожигатель жизни Сторешников, его мать Анна Петровна, друзья-приятели Сторешникова с именами на французский манер – Жан, Серж, Жюли. Это не способные к труду люди – эгоисты, «поклонники и рабы собственного благополучия».
Писатель осуждает Марью Алексеевну за жадность, эгоизм, черствость и ограниченность, но в то же время и сочувствует ей, считая, что жизненные обстоятельства сделали ее такой. Чернышевский вводит в роман главу «Похвальное слово Марье Алексеевне».
1. Чтение романа до конца.
2. Сообщения учащихся о главных героях: Лопухове, Кирсанове, Вере Павловне, Рахметове.
3. Индивидуальны е сообщения (или доклад) по темам :
1) Что же «прекрасно» в жизни, нарисованной Чернышевским в «Четвертом сне»?
2) Размышления над афоризмами («Будущее светло и прекрасно»).