Уроки нравственности что это
Консультация для родителей «Уроки нравственности в семье»
Ирина Веселовская
Консультация для родителей «Уроки нравственности в семье»
Семья – это слово родное!
Сколько там света, добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными
За все их заслуги, за все их дела!
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. По словам Д. И. Писарева, «. только в молодости человек может развернуть и воспитать те силы своего ума, которые потом будут служить ему в зрелом возрасте; если что – то не развилось в молодости, то остаётся неразвитым на всю жизнь.»
Семья для ребёнка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье есть близкие люди, которые понимают и принимают его таким, каким он есть. Именно в семье складываются его представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребёнок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности и справедливости.
Первые воспитатели ребёнка – мать и отец. Их вклад в его развитие трудно переоценить! Отец и мать – это не просто родители, а люди, взявшие на себя ответственность за того, кого родили, перед самим собой, перед обществом, в котором их дети будут жить. Жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребёнка. Потому что в семье формируются главные нравственные устои человека. А что такое нравственность? Нравственность – это справедливость, милосердие, отзывчивость, сочувствие, доброта, уважение, ответственность, патриотизм, терпимость, то, что позволяет считать человека личностью. Ведь какими бы не были прекрасными наши детские сады, главными воспитателями мысли малышей является мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости, мудрости старших, это такая основа детской мысли, которую в этом возрасте не может заменить никто. Так считал Сухомлинский.
Давно известно: «Яблоко от яблони недалеко упадёт». Что видит ребёнок в семье, то он и всасывает в себя как «губка».
Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то
Мы должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Откройте двери в своё детство, вспомните, какими были Вы. Конечно, жили в ожидании чудес. И главной потребностью у Вас была потребность в одобрении, любви. Поэтому и Вам не надо разочаровывать ребёнка. Старайтесь стать ему таким родителем, какого Вы мечтали иметь в детстве.
Я думаю, что многим родителям нужно знать, а может кому-то и вспомнить заповеди родителей.
1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не думай, что ребёнок твой: он Божий.
3. Не требуй от ребёнка платы за всё,что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя?
4. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдёт.
5.Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше чем тебе твоя…
8. Помни-для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.
9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
10.Люби своего малыша любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок-это праздник, который пока с тобой.
Слово родителей глубоко западает в сознание ребенка, если оно сказано спокойно и доброжелательно, без наставительного тона, который даже маленьким детям неприятен, а у подростков вызывает ожесточение и упрямство.
Родители учат детей понимать и переживать свое отношение к добру и злу. Повод для таких переживаний дают простые случаи из повседневной жизни.
Давайте сегодня поговорим о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца. В старинные времена был красивый обычай — каждому роду иметь свой герб. А что бы вы поместили на герб своего дома, какие бы слова на нем написали, если бы имели такую возможность?
Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.
Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс в основе которого лежит развитие чувств. “Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания”.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, ведь воспитание в ребенке гражданина своей Родинынеотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.
Моральную культуру и нравственностьпитают четыре важнейших источника: совесть, стыд, ответственность и долг.
В чувстве совести гармонично сочетаются знание и чувствование нашего долга перед обществом, перед людьми и перед самим собой. О совести можно знать, но быть бессовестным. Совесть лишь тогда является стражем нашего поведения, когда она живет в нашей душе. Это тонкая работа ума и сердца, она проявляется в деятельности, в поступках, в размышлениях о своем поведении.
-Плохо,когда мать говорит дочке: «Возьми трубку, и если это тетя Лена, то меня нет дома. Я ей должна денег и не хочу с ней разговаривать».
Необходимо, чтобы в семье было время для разговора с детьми «по душам». Обычно это время перед сном, когда мать садится к сыну или дочери на кровать и спрашивает обо всем,что произошло с ними за день: что интересного было на уроках, как вели они себя на перемене, что делали их одноклассники в столовой, кто дежурил в классе, что сказала о них учительница, какой рассказ по чтению обсуждали, с кем играли во дворе, в какие игры, кто был капитаном при игре в футбол и какую роль сын играл в команде? Смотрели ли они по телевизору передачи? Какие, о чем? Что понравилось, что нет? Как помогали дома по хозяйству? И т. д.
Дети младшего школьного возраста охотно идут на контакт с родителями, задают массу вопросов, советуются с ними. Очень важно в эти годы не оттолкнуть их от себя, не отмахнуться от их вопросов из-за своей занятости или просто нежелания возиться с ними. Один, два, три раза не захочется вам поговорить с ребенком потом он сам не подойдет к вам. Он будет искать других советчиков, с кем можно обо всем поговорить. И очень часто может получить плохие советы, а родители навсегда утратят возможность влиять на нравственное становление своего чада.
Дети это неотъемлемая часть нашей жизни.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Мастер-класс «Чем занять ребенка на кухне» — третья часть педагогической мастерской «Азбука нравственности» Мастер-класс «Чем занять ребенка на кухне»[/b] Обычно, мастер-класс готовили воспитатели, а сегодня его проведут наши родители, они расскажут,.
Музыка в развитии духовности и нравственности дошкольников Музыка в развитии духовности и нравственности дошкольников Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», феномен русской души».
Педагогическая мастерская «Азбука нравственности. Можно, нельзя, надо». Педагогическая мастерская Тема: «Азбука нравственности. Можно, нельзя, надо» Мастер-класс «Чем занять ребенка на кухне».Программное содержание:•.
Первые уроки нравственности и соблюдение речевого режима в группе (консультация для воспитателей дома ребенка) Первоначальные нравственные чувства и элементарные навыки нравственного поведения начинают формироваться у ребенка в дошкольном возрасте.
Стенгазета «Уроки светофора» роки светофора Начинаем разговор Мы про важный светофор! На дороге он стоит, За движением следит. Формирование у детей основ безопасного.
Уроки вежливости У наших детей есть все, чтобы они росли здоровыми и красивыми, умными и по человечески добрыми. Но приходится видеть то, что не входит в.
Воспитание нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста Ж. Р. Думанишева,воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 21» «Правильное воспитание-это наша счастливая старость. Плохое.
Классный час на тему «Уроки нравственности»
Классный час (5 класс)
Тема: Уроки нравственности. Правила культурного поведения
Цель: расширить знания детей о правилах культурного поведения в повседневной жизни в коллективе, обществе.
— знать о категориях добра и зла;
— развивать умение правильно оценивать себя и других, анализировать, обобщать;
— воспитывать культуру общения друг с другом.
Ход классного часа
1. Организационная часть.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы, мы все здоровы. Вдохните в себя свежесть и красоту дня. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.
Ц ель нашей встречи: какие нормы поведения в классном коллективе, обществе, правила общения друг с другом нужно знать, также знать категории добра и зла.
Все мы считаем себя мыслящими людьми, личностями. Я личность? Какие качества присущи мне, как личности? Выберите те качества характера, которые присущи вам.
Это качества личности, определяющие поведение.
Сколько в нашей азбуке нравственности хороших качеств!
Мы перечислили хорошие качества личности, которые определяют поведение человека. Есть качества характера противоположные этим качествам. Назовите, какие? Злость, лень, враждебность, грубость, безответственность, глупость, жадность и т.д.
Что такое поведение? Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик» Гёте.
Народная мудрость гласит : Ни стыда ни совести; Покраснел от стыда;
Как вы думаете, что такое «совесть»? Совесть – это психический механизм самооценки и самоконтроля с позиции добра и зла в том понимании, которое он для себя принял.
Сейчас я предлагаю вашему вниманию ситуации из повседневной жизни: определите свое отношение к нравственным нормам поведения. Как бы вы поступили, оказавшись в каждой из них?
1. Во время каникул, когда вы собрались ехать отдохнуть, мама неожиданно попросила помочь привести в порядок учебный комнату. Как вы поступите?
а. Скажите, что согласны помочь, и отложите свой отъезд;
б. Соберете ребят и вместе с ними сделаете всю работу за один день;
в. Пообещаете выполнить работу после возвращения;
г. Посоветуете привлечь на помощь того, кто остается в городе;
2. Вам дали поручение, которое не по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу класса. Как вы поступите?
а. Добросовестно выполните поручение;
б. Привлечете к выполнению поручения товарищей;
в. Попросите дать вам другое, более интересное для вас поручение;
г. Найдете повод для отказа;
3. Вы случайно услышали, как группа одноклассников высказывала справедливые, но неприятные замечания в ваш адрес. Как вы поступите?
а. Постараетесь объяснить ребятам свое поведение;
б. Переведете разговор в шутку, но постараетесь поскорее исправить те недостатки, о которых шла речь;
в. Сделаете вид, что ничего не слышали;
г. Скажете ребятам, что они сами не лучше вас, особенно потому, что говорят о вас в ваше отсутствие;
4. В трудовом лагере труда и отдыха во время прополки овощей у вас на руках образовались болезненные мозоли. Как бы вы поступите?
а. Будете, превозмогая боль, выполнять норму, как все;
б. Обратитесь к друзьям с просьбой помочь выполнить норму;
в. Попросите освободить вас от этой работы и перевести на другую;
г. Оставите работу незаконченной и пойдете отдыхать;
5. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Как вы поступите?
а. Потребуете от обидчика извинений в адрес пострадавшего;
б. Разберетесь в причинах конфликта и добьетесь его устранения;
в. Выразите соболезнования тому, кого обидели;
г. Сделаете вид, что вас это не касается;
6. Случайно, не желая того, вы нанесли небольшой ущерб или причинили зло другому человек. Как вы поступите?
а. Сделаете все возможное для устранения зла, ущерба;
б. Извинитесь, объясните пострадавшему, что не хотели этого;
в. Постараетесь, чтобы никто не заметил нанесенного вами ущерба, сделаете вид, что вы не виноваты;
г. Свалите вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват.
Вот мы прослушали ваши мнения, поступка, ведь каждый поступок неосознанный ведет и несет за собой ответственность, поэтому будьте очень внимательны и бдительны по отношению к окружающим – это прописывается в азбуке нравственности.
Я желаю, чтобы у каждого были хорошие качества характера, развивайте в себе эти качества, работайте над собой, трудитесь над собой, от этого зависит ваша жизнь, какой она будет: успешной или неудачной.
Послушаем маленький рассказ «Осколки доброты» неизвестного автора: Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развеивались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
Какое у вас ощущение, что вы чувствуете после прочтения рассказа?
Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?
Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?
Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке.
Представьте себе что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?
Ребята, кто скажет, что такое добро?
Как вы его понимаете? (Конечно же, солнце согревает землю, все растет и цветет, а человек своими хорошими и добрыми поступками делает жизнь лучше.)
Конфуций: древний мыслитель и философ Китая «Только добро ведет к счастью».
Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.
Добро помни, а зло забывай.
Добрые дела красят человека.
Делай добро и жди добра.
Доброе дело без награды не остаётся.
Ребята, как вы думаете: легко ли быть по-настоящему добрым, внимательным, отзывчивым? Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием.
А сейчас я хотела бы вам прочитать одну известную, восточную притчу.
« Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка – живая или мертвая?»
Как вы думаете, как ответил мудрец?
Но мудрец ответил: «Все в твоих руках…»
Как вы думаете, почему так ответил мудрец? (Ответы детей)
Золотое правило нравственности:
Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Твори добро, чтобы любя,
Зла не сверши, чтоб и тебя
Действительно, все в наших руках. Добро сотворенное нашими руками принесет чудо.
Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?
Что вам больше всего запомнилось?
Возьмитесь руками, сожмите, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с классного часа. Будьте в жизни добрее и терпимее друг к другу, находите то доброе и хорошее, что есть в душе каждого из вас. Я хочу, чтобы вы были сплоченные и дружные, чтобы дружеские отношения у вас остались на долгие годы.
Общая характеристика курса «Уроки нравственности»
Общая характеристика курса «Уроки нравственности»
Программа «Уроки нравственности», нацеленная на формирование и развитие нравственного сознания ребенка, является сквозной с 1 по 4 класс. Предполагается постепенное усложнение материала. На каждом этапе определяются ключевые понятия, которые служат для учителя ориентиром в выборе методов работы. Все понятия логично связаны между собой. Повторение тематики разделов из класса в класс позволяет раскрыть разные стороны нравственного явления, расширить и углубить его содержание, обеспечивает преемственность в нравственном развитии ученика. В 1 классе дети привыкают жить и учиться в соответствии с правилами школьника, которые узнают от учителя. Он помогает понять их содержание и необходимость. Во 2 классе уделяется пристальное внимание социальной позиции ученика. Если раньше дети воспринимали ее на эмоциональном уровне, то теперь способны осознанно отнестись к ее социальной сущности. Доступный материал углубляет понимание существа нравственных явлений.В 3 классе дети особенно чутки к дружеским контактам. Мнение товарищей- одноклассников начинает соперничать с мнением учителя. Коллективное обсуждение позволяет продолжить работу над созданием общественного мнения. Здесь педагог ставит проблему нравственного выбора. В 4 классе в соответствии с интеллектуальным развитием школьников и их способностью к абстрагированию, а также на основе накопленных знаний о нравственности, формируются представления о мотивах поступков, решаются проблемы нравственного выбора на более высоком, обобщенном уровне, формируется образ собственного «Я».
Описание места курса «Уроки нравственности» в учебном плане
В соответствии с учебным планом предмет внеурочной деятельности «Уроки нравственности» изучается с 1 по 4 класс. Занятия проводятся со всем классом. Общий объем учебного времени составляет 135 часов (33 недели в 1 классе и 34 недели во 2-4 классах по 1 часу в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания курса «Уроки нравственности»
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально- психологическое.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Уроки нравственности»
• сформированность у учащихся самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;
• сформированность основ этических потребностей, ценностей и чувств.
• готовность выпускника начальной школы конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон.
• сформированность у учащихся первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, умение давать нравственную оценку поступков;
• сформированность уважительного отношения к родному краю, своей семье, умения соблюдать элементарные правила нравственного поведения в мире людей и природы.
Критерий Показатель Измеритель
Сформированность Знает основные Диагностика нравственной воспитанности:
— диагностика отношения к жизненным
-диагностика нравственной мотивации
Наблюдения педагогов и родителей.
Соблюдает Методика изучения уровня воспитанности
моральные нормы и Наблюдения педагогов и родителей.
Ориентируется в Анкета «Оцени поступок»
нравственном (дифференциация конвенциальных и
содержании и смысле моральных норм, по Э. Туриэлю в
собственных модифыикации Е.А. Кургановой и О.А.
поступков и Карабановой, 2004).
поступков Наблюдения педагогов и родителей.
Содержание программы для 1- 4 классов
Раздел I. Правила поведения в школе (6 часов)
Правила поведения на уроке и на перемене (2 часа)
Чтение учителем стихотворения С. Маршака «Что случилось нынче в школе» и Б. Заходера
«Перемена». Беседа. Рисунок на тему: «Школа».
Правила поведения в столовой (1 час)
Обсуждение правил поведения в столовой. Презентация.
Правила поведения в библиотеке (1 час)
Определение правил поведения в библиотеке. Экскурсия в школьную библиотеку.
Правила поведения на школьном дворе (2 часа)
Учитель рассказывает о правилах поведения на школьном дворе. Презентация. Прогулка на школьном дворе.
Раздел II. О добром отношении к людям (10 часов)
Что такое «добро» и «зло» (2 час)
Беседа о добре и зле. Определить понятия. Просмотр мультфильма «Добро, зло и девочки». Обсуждение мультфильма.
«Ежели вы вежливы» (1 час)
С. Маршак «Ежели вы вежливы», обсуждение стихотворения.
Добрые и недобрые дела (2 часа)
Определить какие дела добрые, какие нет. Составить списки добрых дел.
Ты и твои друзья (3 часа)
Прослушивание песен о дружбе («От улыбки», «Вместе весело шагать», «Настоящий друг»). Рисунок «Мой друг». Презентация.
Помни о других – ты не один на свете (2 часа)
Учитель рассказывает что значит «Помнить о других». Беседа. Стихотворение «Фома» (обсуждение). Рассказ «Как Белочка Дятла спасла».
Раздел III. Как стать трудолюбивым (7 часов)
Беседа о добросовестном отношении к учебе. Загадки. Стихотворение «Кот и лодыри». Обсуждение.
Как быть прилежным и старательным (2 часа)
Беседа. Формулирование правил, которые помогут стать более организованными. Прослушивание песни из кинофильма «Огни на реке» «Все сумею сделать». Стихотворение
«Неумейка». Рассказ В. Осеева «Сыновья». Пословицы и поговорки.
Наш труд в классе (2 часа)
Беседа о труде. Пословица о труде. Собрать пословицу. Придумывание рассказа с одной из пословиц.
Мой труд каждый день дома (2 часа)
Что означает выражение «дом есть лицо хозяина». Что должны уметь дети, чтобы их дом был красивым? Назвать домашние дела. Игра «Вопрос-ответ».
Раздел IV. Правила опрятности и аккуратности (5 часов)
Культура внешнего вида (2 часа)
Рассказать детям, что называют культурой внешнего вида и одежды. Правила Мойдодыра. Культура одежды. Г. Остер «Советы наоборот» (совет 10).
Каждой вещи свое место (1 час)
Рисунок «Что где лежит». Стихотворение «Маша-растеряша». Обсуждение.
Умейте ценить свое и чужое время (2 часа)
Беседа о значении времени для человека. Правила точности и обязательности. Пословицы и поговорки. Игры.
Раздел V. Правила поведения на улице и дома (2 часа)
Как вести себя на улице и дома (2 часа)
Правила поведения. Рисунки на свободную тему. Презентация. Обсуждение. Игры на улице.
Раздел VI. Школьный этикет (3 часа)
Правила хорошего тона в школе (3 часа)
Как приветствовать людей и знакомиться с ними (знакомство с взрослыми и сверстниками). Л.Васильева-Гангнус «Советы по этикету». Правила знакомства и приветствия. Советы наоборот. Экзамен для вежливого человека. Итоги уроков нравственности.
Раздел I. Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе) (6 часов).
Что такое школьная дисциплина? (2 часа)
Инсценировка начала урока. Основные правила поведения учащихся в школе. Закончи рассказ. Пословицы и поговорки. Чему учат в школе (песня) (Стихи Л/. Пляцковского, музыка В.Шаинского). Вопросы.
Загадки. С. Маршак Книжка про книжки. Сочинение «Моя любимая книга».
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка (2 часа)
Рисунок «Классный кабинет моей мечты». Загадки. С.Маршак «Школьнику на память» (отрывок).
Раздел II.Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) (12 часов)
Внимательность к окружающим (сопереживание, помощь) (2 часа)
Что такое «внимательность» и «внимательность к окружающим». Работа с карточками. Тест. Народная мудрость. Е.Благинина «Загадка».
Обязательность: дал слово — держи его (2 часа)
Прослушивание песни «С понедельника возьмусь» (Шаинский В., Энтин Ю.). «Две девочки» (Кхмерская сказка). Работа над содержанием пословиц.
Как ты разговариваешь с товарищами: доброжелательность в общении (3 часа)
Добро, доброта, доброжелательность – различие понятий. Тест – задания. Народная мудрость (пословицы). Инсценирование ситуаций. Г.Мамлин «Федя в лифте». Обсуждение.
Поступки твои и других (их оценка) (2 часа)
Определить правила «НЕ» и правила «ДА». Тесты-задания. Л.Толстой «Гуси и павлин (сказка)». Рисунок.
Правдивость, честность (2 часа)
Тесты-задания. Народная мудрость. Вопросы. Раздел III. О трудолюбии (5 часов) Правило «Учусь все делать сам» (2 часа)
«Что я делаю сам?» и «Что я мог бы делать сам?», беседа. А.Акима «Неумейка», обсуждение. Качества для выработки трудолюбия.
Помогаю другим своим трудом дома и в школе (2 часа)
«Труд», «помощь другим», «взаимопомощь», различие понятий. Изготов лением детьми своими руками подарков мамам, папам, бабушкам и дедушкам. «Закончил дело — гуляй смело», обсуждение пословицы.
Что значит быть бережливым? (1 час)
«Бережливость — не скупость», обсуждение пословицы. Антонимы к слову «Бережливость».
Составление правил «НЕ». Как ты относишься к еде, особенно к хлебу? Вспомнить, какие пословицы и поговорки ты знаешь о хлебе. Объясни их смысл».
Раздел IV. Культура внешнего вида (3 часа)
Как ты выполняешь правила личной гигиены (2 часа)
К личной гигиене относятся… (закончить предложения). Что нужно делать утром, и в каком по- рядке? Кто «собой людей смешит»? Почему? С. Маршак «Культура внешнего вида».
Одежду нужно беречь (1 час)
Сформулировать правила. Закончи предложения. Назвать, что сделано разумом и руками человека из окружающих в школе вещей. Перечислить профессии людей, которые нужны, чтобы эти вещи сделать.
Раздел V. Внешкольный этикет (8 часов)
Правила поведения в кино, в театре, музее, на выставке (3 часа)
Беседа «как нужно относиться к людям, которые нас окружают». Правила поведения в театре (общие для всех зрителей). Правила поведения в кинотеатре. Правила поведения на выставке. Григорий Остер Вредные советы Совет 2. В. Кузьмин «Ты пришел в театр. ». Обсуждение. Тест. Меня пригласили на день рождения (2 часа)
Какие чувства вызывает у тебя приглашение в гости? Правила поведения в гостях (формулируют дети, учитель помогает в случае необходимости). Тест-задания. Народная мудрость. Обсуждение. Бережное отношение к природе (3 часа)
Просмотр фильма о природе. Обсуждение. Прогулка на улице. Игры на свежем воздух е.
Мотив как отражение внутренней сути поступка — подведение детей к пониманию своей ответственности за выбор поступка. Нравственные качества как результат поведения согласно нравственным нормам.
Раздел I. Школьный этикет (правила поведения в школе) (7 часов)
Взаимопомощь: как ее организовать (2 часа)
Раскрыть конкретный смысл понятия «взаимопомощь в обучении», обращаясь к повседневной жизни коллектива класса, к примерам помощи детей друг другу в школе. Тесты-задания. С.Михалков «Толстый Жук» (вопросы, обсуждение). Аварская сказка. Рисунок.
Береги школьное имущество (2 часа)
Как связаны между собой школа, учение, книга? (обсуждение). Тесты-задания. Пословицы и поговорки. Чтение басни «Обиженная парта». Вопросы.
В какие игры и как мы играем (3 часа)
Обсуждение того, во что любят играть дети. Тесты-задания. Правила дружной игры. Народная мудрость. Игры. Правила игры.
Раздел II. Правила общения (взаимоотношений с другими людьми) (11 часов)
Точность: береги свое время и время других (2 часа)
«Береги свое время» (памятка). Работа по составлению режима дня. «Стихи о человеке и его часах» С. Баруздин. Обсуждение. Загадки.
Твоя речь: слово лечит, слово ранит (3 часа)
Что такое речь (рассказ учителя). Конкурс пословиц. Формулы приветствия. Притча о Великой силе огня». Инсценировка ситуаций. Хорошие и плохие слова. Советы по отказу от плохих и грубых слов.
«Умейте дружбой дорожить». Коллективизм (4 часа)
Обсуждение деловых качеств классного коллектива. Что такое сплоченность. Игры. Доверие. Открытость. Взаимопомощь. Презентация «Толерантность». Рисунки на тему» «Мой класс».
Что такое справедливость? (2 часа)
Презентация. Обсуждение. Инсценирование ситуаций.
Раздел III. О трудолюбии (7 часов)
«Труд кормит, а лень портит» (2 часа)
Беседа «Как вы помогаете взрослым и младшим». Список «Мои постоянные обязанности и дела дома», «Что я люблю и не люблю делать». Г.Мамлин «Сережа ищет карандаш». Обсуждение. Народная мудрость. Тесты-задания.
Организованность в труде (2 часа)
Разделите так, как делили работу (по В.Осеевой) (вопросы). И.Крылов Лебедь, Щука и Рак (басня). Обсуждение. Народная мудрость.
Кем хочу быть, почему? (3 часа)
Беседа «Какие профессии я знаю». Рассказ «Я мечтаю быть…». Рисунок. Сочинение «Профессия моих родителей».
Раздел IV. Культура внешнего вида (2 часа)
Мой гардероб и уход за ним (1 час)
Что такое опрятность? (беседа). Правила личной гигиены.
Будничная и праздничная одежда (1 час)
Рисунок «Будничная и праздничная одежда», обсуждение.
Раздел V. Внешкольный этикет (6 часов)
У меня зазвонил телефон. (1 час)
Корней Чуковский «У меня зазвонил телефон», чтение по ролям. Правила общения по телефону в школе.
Правила поведения в гостях (2 часа)
Правила этикета в гостях. Как дарить и принимать подарок. Инсценирование ситуаций. Презентация. Обсуждение.
Я пишу письмо (1 час)
Письмо другу, учителю.
Природа и я — одна семья ( 2 часа)
Вопросы о природе. Шуточная мини-викторина. Стихотворение «Это называется природа» Михаила Пляцковского. Прогулка, игры на свежем воздухе.
Раздел I. Культура общения (9 часов)
Традиции общения в русской семье (2 часа)
Что такое традиция? Какие вы знаете традиции? Беседа. Чтение стихотворения «А дом заставленный добром, – еще не дом». Обсуждение. Работа с пословицами. Составление списка семейных традиций.
Культура общения в современной семье (1 час)
Особенности общения в семье. Обращение членов семьи друг к другу. Приветствие, прощание, благодарность в семье. Ласковые слова в семейном общении. Семейный разговор.
Культура спора (2 часа)
Что такое спор? Нужен ли спор? Правила спора. Инсценирование спора. провести спор на тему:
«У велосипеда бывают квадратные колеса». Этикетные ситуации (2 часа) Инсценирование этикетных ситуаций.
В мире мудрых мыслей (2 часа)
Мудрые мысли о человеке. О труде. О друзьях и дружбе. О нравственности. Рисунок на оин из афоризмов.
Раздел II. Самовоспитание (7 часов)
Познай самого себя (2 часа)
Знаете ли вы себя (тест). Азы правильного выбора. Что такое хорошо и что такое плохо. Что такое самооценка?
Самовоспитание (2 часа)
Как я работаю над собой (2 часа)
Упражнение «Ассоциации». Методы самовоспитания. Составление режима дня. Формулы самовнушения.
Игра-путешествие «Сказочная дорога».
Раздел III. Общечеловеческие нормы нравственности (10 часов)
Об источниках наших нравственных знаний (2 часа)
Чтение сказки «Гуси-лебеди», обсуждение. Просмотр сказки Снежная королева». Составление кроссворда.
Совесть – основа нравственности (2 часа)
Что такое совесть, обсуждение. Рисунок «Моя совесть». Словарная работа «стыд» и «совесть». Чтение рассказа «Осколки в сердце». Игра «Чего надо стыдиться?».
Чем ты сильнее, тем будь добрее (1 час)
Что сильнее добро или зло? Как стать добрее? Добрые стихи и стихи о доброте.
Твоя малая родина (2 часа)
О Кемеровской области. Кроссворд. Презентация. Обсуждение.
«Мой первый друг, мой друг бесценный» (2 часа)
Что такое дружба. Рисунок «Лучший друг». Игры на сплочение.
Афоризмы о совести, родине, дружбе (1 час)
Презентация. Конкурс афоризмов.
Раздел IV. Искусство и нравственность (8 часов) Нравственное содержание древних мифов (2 часа) Мифы древней Греции. Чтение обсуждение.
За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев(1 час) О характере Ильи Муромца. Илья Муромец – исторический портрет. Рисунок. Положительные герои в былинах и сказках (1 час)
Герои русских народных сказок. Богатыри. Легенды. Былины.
Отрицательные герои в литературных произведениях (2 часа)
Составить список отрицательных героев. Отрицательные герои способны любить? Обсуждение. Рисунок.
Зло, как и добро, имеет своих героев (1 час)
Мой герой (рисунок и рассказ).
Обзор курса этики (1час)
Диагностика уровня воспитанности обучающихся.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Содержание курса Тематическое планирование Количество часов Характеристика деятельности обучающихся
Правила поведения в школе Правила поведения на уроке и на перемене Правила поведения в столовой
Правила поведения в библиотеке
Правила поведения на школьном дворе
— Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
Восприятие правил поведения со слов учителя.
О добром отношении к людям Что такое «добро» и
«Ежели вы вежливы» Добрые и недобрые дела Ты и твои друзья
Помни о других – ты не один на свет
— Развитие умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Формирование способности к самооценке.
Как быть прилежным и старательным
Мой труд каждый день дома
— Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана
действий, уровня самоконтроля.
Развитие трудовых навыков
Умейте ценить свое и
на улице и дома Как вести себя на улице и
поведения со слов учителя.
Школьный этикет Правила хорошего тона в
Школьный этикет (понятие об основ- ных правилах поведения в школе) Что такое школьная дисциплина?
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и
— Осознание особенности позиции ученика.
Отреагирование своих чувств в отношении учителя.
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) Внимательность к окружающим (сопе- реживание, помощь) Обязательность: дал слово — держи его
Как ты разговариваешь с товарищами: доброжелательность в общении
Поступки твои и других (их оценка)
— Осознание требований родителей, сопоставление их со своими возможностями и желаниями.
Обучение способам разрешения конфликтов с родителями.
Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
Формирование представления о семейных ценностях.
О трудолюбии Правило «Учусь все делать сам»
Помогаю другим своим трудом дома и в школе Что значит быть бережливым?
— Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять
Культура внешнего вида Как ты выполняешь правила личной гигиены Одежду нужно беречь
— Развитие умения учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной.
Развитие умения учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
чувств и этического сознания.
этикет. Правила поведения в
Меня пригласили на день рождения
Бережное отношение к природе произвольности, внутреннего плана
действий, уровня самоконтроля.
Школьный этикет (правила поведения в школе) Взаимопомощь: как ее организовать.
Береги школьное имущество.
В какие игры и как мы
— Осознание особенности позиции ученика.
Отреагирование своих чувств в отношении учителя.
Правила общения (взаимоотношений с другими людьми) Точность: береги свое время и время других.