Уроки на руси что это

Урок (дань)

Урок — фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определённому сроку.

Введение уроков являлось частью административной реформы, проведённой княгиней Ольгой в X веке, когда она разделила Новгородскую землю на погосты и установила уроки, а по «Русской правде» кроме того и штраф, возмещение ущерба потерпевшему либо его семье.

Налоги в миреПрямые налогиНалог на имущество | Налог на прибыль | Налог на добычу полезных ископаемых | Транспортный налог | Земельный налог | Водный налог | Налог на биологические ресурсы | Налог на игорный бизнес | Налог на бездетность | Налог на прирост капиталаКосвенные налогиНалог на добавленную стоимость | Налог с продаж | Акцизы | Экологический налогИсторические налогиЕдиный социальный налог | Квартирный налог | Зверина подать | Налог на дымовые трубы | Налог на общественные туалетыДаньДвоеданство | Урок | Ясак | Забожничье | По́дать | Тя́гло | ПродразвёрсткаСборГосударственная пошлина | Таможенные пошлины | Замыт | Железное | Индукта | Щитовые деньги | Гербовый сбор | Гарнцевый сборКонтрибуцияДатские деньги | Репарации | РеституцияПрочееНалогообложение | Налог | ПеняНе являются налогамиСтраховая премия | Оброк | Чинш | Откуп

Полезное

Смотреть что такое «Урок (дань)» в других словарях:

урок — См. задача, предупреждение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. урок задача, зада … Словарь синонимов

дань — См … Словарь синонимов

Урок Фауста (фильм) — Урок Фауста Lekce Faust Жанр анимация, фантазия,сюрреализм … Википедия

Урок Фауста — Lekce Faust … Википедия

урок — дань, подать, оброк … Cловарь архаизмов русского языка

Дань — У этого термина существуют и другие значения, см. Дань (значения) … Википедия

Урок анатомии доктора Тульпа (картина, Рембрандт, 1632) — Рембрандт Урок анатомии доктора Тульпа, 1632 Холст, масло. 169,5 × 216,5 см Маурицхейс, Гаага «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632) картина … Википедия

Александр II (часть 2, I-VII) — ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Император Александр II (1855—1881). I. Война (1855). Высочайший манифест возвестил России о кончине Императора Николая и о воцарении его преемника. В этом первом акте своего царствования молодой Государь принимал пред лицом… … Большая биографическая энциклопедия

Русская Правда — У этого термина существуют и другие значения, см. Русская правда (значения). Страница из краткой редакции «Русской Правды». Русская Правда (др. рус … Википедия

Источник

Что такое урок в Древней Руси? Административная реформа княгини Ольги в X веке

Что такое урок в Древней Руси – понимают далеко не многие. Мы же в нашей статье попробуем разобраться, что это такое и откуда это берет свое начало. Ведь период ввода уроков решил для Российского государства очень многое. Именно с этого момента на Руси появляется централизованная, упорядоченная система в экономическом и политическом плане.

Князь Игорь: начало всего

Чтобы понять, что такое урок в Древней Руси, необходимо знать, с чего все началось. Мы начнем рассматривать историю со времени правления князя Игоря Рюриковича, который не стал сильной фигурой в управлении российским государством, однако вошел в историю как князь, который не смог справиться со своим народом из-за своей глупости и жадности.

Уроки на руси что это

Князь Игорь стал править после смерти Вещего Олега. На протяжении всего своего правления князь не проявлял себя в качестве достойного правителя. При этом он не проявлял себя в качестве плохого князя. Единственное, чем прославился князь Игорь, были неудачные попытки похода на Византию. Стоит также отметить, что благодаря Игорю был продолжен торговый договор с греками, который был заключен еще князем Вещим Олегом. Это условие было удобно для Руси того времени.

Настоящая слава приходит к князю Игорю после его трагической смерти, о которой теперь ходит много легенд и мифов, многие из которых до сих не доказаны научно. Несмотря на это, историки придерживаются мнения, что Игорь был жестоко убит древлянами, с которых он несправедливо собрал дань.

Уроки на руси что это

Самым странным в истории князя Игоря остается его поступок. Известно, что сбор дани на Руси был принят еще очень давно. Этот обряд, доказывающий уважение к царю, был обязателен для всех. Всем известный исторический факт: князь собрал с древлян дань, но ему показалось, что тех средств, которые он собрал, – мало. Тогда Игорь вернулся, чтобы повторно собрать дань. Так повторялось несколько раз, пока древляне не освирепели от такой наглости и несправедливости князя. По легендам, древляне и убили Игоря, считая его нечестным, недостойным и несправедливым правителем, который просто «обворовывает» свой народ. Князь Игорь был жестоко убит древлянским народом, за что тот вскоре очень сильно поплатился.

Приход княгини к власти

После смерти князя Игоря к власти на Руси приходит его жена – княгиня Ольга. Русью всегда правили сильные воины, поэтому перед Ольгой стояла трудная задача: ей нужно было доказать свою силу и показать всему государству, что она тоже сильная личность, которая способна управлять страной. В древних летописях можно встретить четыре поступка княгини Ольги, которые имеют огромное значение для развития российской истории.

Уроки на руси что это

Но не будем отходить от темы. Что такое урок в Древней Руси? После завершения мести княгиня решила заняться государственными делами, чтобы устранить экономические и политические проблемы в стране.

Начало десятого века в Российском государстве

До того, как престол заняла княгиня Ольга, Русь оставалась под сильным влиянием варягов. Рюриковичи отправлялись в дальние земли, где строили новые города, крепости, тем самым расширяя границы Киевского государства. Сегодня летописи говорят нам, что из-за своей географической отдаленности варяги не могли передать очень многое из своей культуры на Русь. Но это не мешало варягам осваивать окружающие земли и водные пути, живущие рядом народы.

Уроки на руси что это

Попытки централизации: введение погостов и уроков

В казну Руси постоянно поступали средства, которые могли обеспечить победу в завоевании Византии. Эти средства поступали в виде погостов и дани, которые платились завоеванными племенами и народами государству. Сегодня в древних документах можно найти даже размеры этих налогов. В «Русской Правде», которая считается первым законодательным документом на Руси, говорится, что размер дани составлял 300 гривен в год. Эта сумма платилась за сохранение мира между захваченным племенем и Русью.

Именно княгиня Ольга смогла разделить всю Новгородскую землю на несколько частей, которые получили название «погосты». Каждая территориальная единица имела свои обязательства перед Киевской Русью. Каждый погост был обязан ежегодно выплачивать урок – дань, размер которой был точным и фиксированным на законодательном уровне.

Уроки на руси что это

Органы власти в древнем государстве

В это время существовал лишь один орган власти – князь. Так же органом власти можно назвать дружину князя. Именно княжеская дружина и была официальным органом, которая осуществляла сбор дани в Древней Руси. Естественно, сбор налогов происходил под присмотром княгини. Однако это полномочие дружины регламентируется в «Русской Правде». Дружина же получала доход, который обеспечивало население. Кроме того, население было обязано предоставлять любые средства, если дружинник был на службе. Тогда в государстве появился еще один тип отношений, который получил название «нефеодально-вассальный».

Основная часть населения государства представляла собой общинников, то есть свободных крестьян, входивших в состав различных общин. Поскольку земельной собственности не было, в казну поступали доходы, которые приносили налоги. Определение слова «урок» в Древней Руси этого времени еще было неизвестно. Однако налоги носили общеобязательный характер. За неуплату налогов применялись очень жестокие нормы, вплоть до смертной казни.

Система налогообложения на Руси

Каждый год, с ноября по апрель, дружина князя получала большой доход. Существовало всего два способа его получения: повоз и полюдье. Повоз представлял собой обязательное предоставление князю денег и продовольствия непосредственно ко двору. Полюдье собирали сами дружинники во время объездов государственных территорий.

Объезд, как правило, совершался младшими дружинниками.

Уроки на руси что это

До прихода к власти Ольги налоги были нерегулярными и не имели никакого порядка или нормы. Только в 10-м веке в Киевской Руси создается система налогообложения, которая имеет четкий порядок. Именно с этого момента и происходит введение уроков на Руси.

Реформы княгини Ольги

Приход к власти Ольги стал стартом хозяйственной деятельности всего населения. Именно тогда появляются обязательные платежи в виде погостов и уроков. Это способствовало развитию внутренней политики. До правления княгини главной задачей государства было развитие внешней политики. Несмотря на весь контроль, реформы княгини Ольги носили скорее мирный характер, нежели враждебный.

Конкретные изменения в государственном строе

Если говорить о времени власти княгини, то именно Ольгой были проведены те реформы, которые смогли установить: фиксированный размер дани, назначение ответственных людей по ее сбору и создание специальных точек для ее сбора.

Княгиня решила ввести все изменения незамедлительно. Контроль за приказами тоже начал осуществляться сразу же после введения изменений в государственный порядок.

Погосты и уроки

Чтобы четко понимать, что на Руси значили уроки, достаточно открыть современный Налоговый кодекс Российской Федерации и прочитать 8-ю статью. Эта реформа княгини была первой попыткой установить единство в стране, сделать его правовым. Уставы в основном предназначались для лиц, которые имели какие-либо полномочия. Ведь таких лиц было достаточно: для каждого погоста были свои уполномоченные. Из-за географической удаленности погостов уполномоченные оставались управлять ими на местах. Таким образом, княгиней Ольгой был установлен порядок по обустройству внутренних дел и устранению проблем страны.

Уроки на руси что это

Важно также сказать, что вся Русь была разделена княгиней на большие волости, а погосты стали их центрами. Как правило, погосты были крупными селами, располагавшимися по берегам различных рек.

Вывод

Кроме того, те реформы, которые провела Ольга, стали укреплением власти на Руси, привели к распределению контроля по всей территории государства.

Среди всего прочего, важно сказать, что именно благодаря княгине Русь стала приобретать свои культурные духовные ценности. Именно с момента прихода к власти Ольги государство стало развиваться в религиозном и духовном смысле, ведь Ольга активно участвовала в распространении христианства на Руси. Люди стали обретать самосознание и чувство долга перед своим государством. Этому немало поспособствовало создание единой системы налогообложения – введение обязательной выплаты уроков.

Источник

Уроки на руси что это

Уроки на руси что это

Сбор полюдья в Древней Руси (XV век)

Сбор князем дани с племён, проживавших на территории его вотчины или в непосредственной близости от неё, назывался «полюдьем». Этот термин происходит от слова «люди», обозначавшего свободное население Древней Руси. Эту дань можно условно разделить на две части. Первая являлась прообразом современных налогов и направлялась на строительство городских укреплений, общественных зданий, мостов и дорог, на содержание дружины и охрану границ государства — словом, на то, в чём было заинтересовано всё население. Вторая часть дани шла на личные нужды князя и его семьи. Позже появилась практика «кормления» — содержание должностных лиц населением, проживавшим на управляемой территории.

В середине X века полюдье было организовано так. Каждый год в ноябре великий князь вместе с дружиной выходил из Киева и объезжал земли покорённых племён. Сначала он посещал древлян, затем — дреговичей, кривичей и, наконец, северян. Основные пункты сбора дани назывались становищами. Это были племенные центры, на месте которых впоследствии возникли города. Многие из них существуют до сих пор. Так, в землях древлян дружина князя посещала Малин, Овруч и Искоростень (современный Коростень). Далее полюдье возвращалось к Днепру и двигалось вверх по реке, останавливаясь в Рогачёве и Речице. Затем дружина переезжала в земли кривичей, посещая Оршу и Смоленск. Дальнейший путь пролегал по землям северян — через Новгород-Северский, Чернигов и Вышеград. Совершив зимой круговое путешествие, сборщики дани возвращались в Киев. В апреле, когда вскрывались реки, они грузили собранные товары на лодки и отправлялись вниз по Днепру в Чёрное море, к Константинополю.

Чтобы выплатить дань, зависимые от Киева племена ежегодно должны были создавать запас продуктов. Но, кроме выплаты натуральных продуктов (меха, воска и мёда), полюдье предполагало многочисленные отработки — строительство становищ, мощение гатей, гужевую повинность, строительство и оснастку кораблей.

Первоначально полюдье напоминало, по выражению одного историка, «молодецкий разбой». Но к середине X века установились определённые правила, которые регулировали размер собираемой дани. Их нарушение могло привести к серьёзным последствиям. Примером является известный летописный рассказ о смерти князя Игоря. К концу его правления дань в землях древлян стал собирать отряд варяга Свенельда. Узнав об этом, дружинники Игоря обратились к князю: «Пойдём, князь, с нами за данью, и ты себе добудешь, и мы». Несмотря на протесты древлян, Игорь собрал дань с древлян повторно — в дополнение к той, что уже взял Свенельд. Собрав по этому случаю вече, древляне постановили княжеский отряд перебить, а самого Игоря казнить.

Княгиня Ольга, вдова Игоря, жестоко отомстила древлянам, в частности сожгла их столичный град Искоростень. Но для нас интереснее всего то, что, расправившись с убийцами мужа, Ольга всё же поспешила исправить его ошибки. Утвердившись на киевском престоле, она отправилась в поездку по подвластным ей территориям, установила твёрдые нормы сбора дани и сам порядок проведения полюдья. Считается, что в период с 945 по 947 год ею были введены «уроки» (или «уставы») и «погосты». Под «уроками» понимался установленный на много лет размер дани, а под «погостами» — места её сбора. Слово «погост» произошло от «гостить» и означает место временного пребывания князя и его дружины.

Уроки на руси что это

Пахарь с сохой и сеятель. Миниатюра из Лицевого летописного свода (1560—1570-е годы)

Погосты создавались в отдалённых от Киева местах (1—2 месяца пути). Они представляли собой небольшие укреплённые пункты со своими гарнизонами и администрацией. Рядом должны были проживать и трудиться зависимые крестьяне, обеспечивавшие поселение едой. Администрация погостов, видимо, самостоятельно организовывала и сбор дани, и её отправку в Киев.

Значение нововведений Ольги гораздо шире, чем просто упорядочивание сбора дани. Фактически она провела первую в истории Руси экономическую реформу. В итоге полюдье, которое вначале было силовым изъятием военной добычи у покорённых племён, преобразовалось в сбор заранее известных налогов по заранее известным правилам. Новый порядок сбора полюдья оказался весьма живучим, просуществовав, по некоторым данным, до XIV столетия.

Подати в Древней Руси опирались на земледелие как на основное занятие восточных славян. Они устанавливались либо «с дыма» — с крестьянского двора, хозяйства, либо «с рала» или «с сохи» — с пахотной земли. Во втором случае величина налога зависела от площади земли или от количества людей, задействованных в её обработке.

Помимо налогов, существовала «вира» — денежный штраф за какое-то нарушение или преступление. Так, штраф за убийство человека составлял 40 гривен. Для того времени это было большой суммой. В одиночку выплатить её было невозможно, поэтому штраф налагался на всю общину, которая платила его за преступника, но самого убийцу брала «на поруки».

Сборщиков судебных штрафов (судебных приставов) называли «вирниками». Согласно Русской Правде, для решения дела о судебном штрафе вирнику давалась одна неделя. На это время он и его слуги обеспечивались всем необходимым со стороны населения «градов и весей», где собирались штрафы. На неделю им полагалось 7 вёдер солода, туша овцы либо половина говяжьей туши — или же 2 ногаты (серебряные монеты) деньгами. Каждый день вирник должен был получать по две курицы, а в среду и пятницу — дополнительно большую порцию сыра (ценой в резану). Ему и его сопровождающим предоставляли хлеб и пшено «колько могут изъясти». Кроме того, население должно было содержать и кормить до четырёх коней, на которых приехали вирник и его слуги.

В течение X века полюдье, которое вначале было силовым изъятием военной добычи у покорённых племён, преобразовалось в сбор заранее известных налогов по заранее оговорённым правилам

Чтобы выплатить дань, зависимые от Киева племена ежегодно должны были создавать запас продуктов

Источник

Как учились на Руси

Ученье — свет

Уроки на руси что это

Существует древний документ «Стоглав», явно указывающий на ошибочность мнения о «неучной» Руси:

«. училища бывали в Российском царствии, на Москве, в Великом Новограде и по иным градам. Грамоте, писати и пети, и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и чтецы славны были во всей земле».

Окончательным же подтверждением существования училищ в Древней Руси стал достоверный исторический источник — «Азбуковник».

«Азбуковник»

Любопытная и, порой, неожиданная информация из этого документа стала доступна благодаря труду известного в XIX веке журналиста и писателя Даниила Лукича Мордовцева, получившего от епископа Саратовского Афанасия Дроздова интересные рукописи. Это были тетради XVII века, содержащие информацию об организации училищ на Руси. Рукописи состояли из нескольких учебников, часть из которых имела авторство какого-то первопроходца, часть была переписана с похожих работ, названных так же «Азбуковники». Начало рукописи датировано летом «миробытиа 7191 (1683 г.)».

«Азбуковник» представлял собой отнюдь не привычные нам «Азбуку» или «Букварь». Рукопись скорее была сборником указаний для преподавателя, а также подробные наказы для учеников. На протяжении повествования всех «Азбуковников» фразы и в стихах, и в прозе совпадают почти дословно, следовательно можно говорить о том, что в этих строках отразились общие положения для всех училищ XVII века допетровской Руси.

Именно из этого документа мы узнаём важную деталь — образование на Руси в описанное время не имело связи с сословием. Обучаться могли все, за исключением, пожалуй, слишком бедных семей, которые не могли хоть чем-то оплатить учителю его труд, и родителей, не пожелавших отдавать ребёнка в школу.

Школа на Руси

Уроки на руси что это

Руководство для учащихся содержало настолько подробную информацию, что благодаря ей стало возможно представить традиционный день ученика. Как и в современной школе, начиналась учёба с самого утра. Ученики входили в здание училища, кланялись образам, учителю и товарищам. Урок начинался с повторения предыдущей темы. После ответа всех учеников школьники совершали общую молитву. Затем ученики брали у старосты книги и садились за общий стол. У каждого из «дружины» было своё место, определённое учителем.

Старосту назначал учитель. Это была особая «должность» помощника в школе, которому было даже разрешено замещать преподавателя. Выбирался староста из старших учеников, отличающихся прилежанием в учёбе и положительными душевными качествами. Старост, предположительно, было трое — главный и двое его помощников. Кроме сбора и выдачи книг в заботы старост входило множество обязанностей: спрашивать уроки у младших учеников, наблюдать за поведением школьников (с правом наказывать шалунов), позволять отлучаться «на двор» по нужде (к слову, количество таких «отпусков» было строго регламентировано — не больше четырёх раз в день) и испить воды, следить за освещением, отоплением и уборкой в школе.

Уборкой учебного помещения занимались сами ученики. Староста назначал «дежурного», в обязанности которого входило «пристроять школу»: подметать, мыть полы, лавки и стол, менять воду в сосудах под подставкой для лучины:

«Сим бо познается ваша личная лепота аще у вас будет школьная чистота».

«Книг аще кто не бережет, таковый души своей не бережет»

К книгам в училищах относились особенно трепетно, ведь именно они представляли главную ценность. Школьникам возбранялось слишком сильно раскрывать книгу или листать её без надобности, тем более запрещалось делать в ней заметки. Книги не дозволялось оставлять на лавке. В конце урока требовалось вернуть все учебники старосте, который относил их храниться в особое место.

Своя атмосфера

Любопытным представляется особое правило для учеников, которое в современном мире можно было бы охарактеризовать, как: «Первое правило училища — никому не рассказывай об училище». Действительно, существовал запрет на рассказы о том, что творится в стенах школы:

В дом отходя, школьных бытностей
не кажи,
Сему и всякого товарища своего накажи.
Словес смехотворных и подражание
в школу не вноси,
Дел же бывавших в ней отнюдь не износи.

«Розга ум вострит, возбуждает память»

Наказывали хулиганов розгами. Провинившийся должен был лечь на лавку, где и проводилось «задавание лозанов по филейным частям». Под описания наказаний для ленивых и дерзких учеников в «Азбуковнике» отводится целый отдел. Помимо розг были и другие наказания, например провинившихся учеников отправляли в чулан и оставляли после уроков.

Естественно, в основе учения лежало мастерство преподавания учителя, а не умение пороть учеников. Ведь если пойдёт толк о жестокости учителя, никто не захочет отдавать ему в учение своих детей, поэтому всё было в меру и по справедливости. Как говорилось в Уложении Стоглавого Собора, учить следует, руководствуясь «не яростью, не жестокостью, не гневом, но радостным страхом и любовным обычаем, и сладким поучением, и ласковым утешением».

Окончание дня

Уроки на руси что это

Заканчивался учебный день вечерней службой. Во избежание праздного шатания школьники должны были посещать церковь не только в воскресные и праздничные дни, но и каждый день после учёбы. Вести себя там полагалось прилично, так как «все знают, что вы учитесь в школе».

Школьная программа

Кроме школьного распорядка дня и правил в оной «Азбуковник» рассказывает о существовании «семи свободных художеств», изучение которых наступало после получения первоначального образования. В них входили: грамматика, диалектика, риторика, музыка, арифметика и геометрия («всякое землемерие», в том числе география и космогония) и астрономия («звёздознание»). Также школьники обучались основам стихосложения, практикуясь в сочинении двустиший, сентенций и приветствиях в стихах и в прозе.

Получить больше информации об учебе допетровского времени помешало печальное обстоятельство. Как пишет Даниила Лукич Мордовцев:

«На днях перевели Преосвященного Афанасия в Астраханскую Епархию, лишив меня возможности окончательно разобрать интересную рукопись, и потому, не имея под рукой „Азбуковников“, и принужден я окончить свою статью тем, на чем остановился. Саратов 1856 год».

Труд его остался неоконченным. Однако уже год спустя, после публикации монографии Мордовцева в журнал, его работу издал Московский университет. Значение проделанной им работы огромно. Монография не только восполнила многие «пробелы» в истории, но и открыла интереснейшие факты из школьной жизни семнадцатого века.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *