Уроки французского о чем говорится
«Уроки французского»: краткое содержание и анализ
Кадр из фильма «Уроки французского»: YouTube/BTNews
Рассказ «Уроки французского», краткое содержание которого познакомит с сюжетом произведения и поможет понять художественные особенности текста, написан Валентином Распутиным в зрелый период творчества. В нем отражены фирменные черты стиля писателя. Разобраться с художественными особенностями текста и подготовиться к уроку литературы поможет эта статья.
«Уроки французского»: краткое содержание
Как доброта и внимание взрослого человека могут повлиять на душу ребенка? Как своевременная и ненавязчивая помощь может определить дальнейшую судьбу человека? Такими вопросами открывает сюжетное поле рассказа «Уроки французского» талантливый прозаик Валентин Распутин.
Произведение написано от первого лица, что позволяет увидеть ситуацию глазами рассказчика, принять его оценки происходящего. Основа сюжета — воспоминание автора об одном эпизоде из своего детства:
Валентин Распутин: «Уроки французского» вкратце
Рассказчик описывает послевоенный период: 1948 год, он пятиклассник. Окончив младшую школу в деревне, мальчик вынужден переехать в райцентр, чтобы продолжить обучение в старшей школе. Мама устраивает его на постой к знакомой и регулярно присылает продукты, но их настолько мало, что ребенок голодает. Ужинать ему часто приходилось кружкой кипятка.
В младших классах мальчик демонстрировал успехи в учебе. В новой школе предметы давались тоже хорошо. Один лишь французский язык никак не шел: мальчик быстро изучал новые слова, но не мог научиться их правильно выговаривать.
Произведение «Уроки французского»: как рассказчик добывал деньги
Однажды мальчик попал в компанию ребят, которые играли в «чику» на деньги. Порой там появлялся его одноклассник Тишкин.
Правила были несложными. Мальчик быстро освоился и сам стал участвовать. Иногда мама передавала пятьдесят копеек, на них и играл. Обычно удавалось выиграть рубль, на который он покупал еду.
На большее никогда не претендовал и выходил из игры. Ребятам это не понравилось, поэтому они избили рассказчика.
Рассказ «Уроки французского»: YouTube/Классное Чтение
На следующее утро мальчик пришел в школу с синяками. Состояние ребенка заметила учительница французского языка Лидия Михайловна. Мальчик хотел соврать, отвечая на ее расспросы, но Тишкин открыл правду.
Герой ожидал наказания, когда учительница велела остаться после занятий. Более всего мальчика страшило отчисление, но учительница лишь интересовалась, зачем он играет и на что тратит полученные деньги. Узнав, что выигрыш уходит на продукты, удивилась. Мальчик пообещал, что играть прекратит.
Краткое содержание: уроки французского — наказание или спасение
Дни были голодными, и вскоре рассказчику пришлось вернуться к игре. Его снова избили. Увидев новые синяки, Лидия Михайловна позвала мальчика на внеурочные занятия по французскому.
Занятия по формированию правильного произношения вскоре были перенесены из школы домой к учительнице. Лидия Михайловна часто приглашала мальчика на ужин, но тот всегда отказывался.
Однажды рассказчик получил посылку с продуктами. Пришла она в школу. Мальчик сразу догадался, кто ее отправил: маме таких продуктов негде было достать. Он вернул их преподавательнице.
Внеклассные занятия не прекращались, и вскоре (этому удивился сам главный герой) уроки французского стали приносить плоды и даже нравиться. Однажды учительница рассказала по секрету, что в детские годы тоже играла в одну игру. Она объяснила правила, и вечерами они стали играть друг с другом на деньги.
Чем закончился рассказ «Уроки французского»
Играли каждый день, спорить старались шепотом, ведь за стенкой была квартира директора школы. Так у рассказчика появились деньги на еду. Было неловко брать их у преподавателя, но успокаивало то, что он честно их выиграл. Однажды в разгар игры пришел директор и был крайне возмущен увиденным.
Через несколько дней Лидия Михайловна вернулась на малую родину, на Кубань. Перед этим она подошла к рассказчику и заверила, что ему ничего не будет. С тех пор они больше не встречались. Зимой мальчику пришла посылка, в ней были продукты. Больше всего его впечатлили яблоки. Такие красивые и крупные плоды он видел только на картинках.
Кадр из фильма «Уроки французского»: YouTube/BTNews
«Уроки французского»: анализ произведения
Несмотря на простоту и линейность сюжета, автор раскрыл темы, о которых стоит задуматься каждому. Что хотел донести своим читателям Валентин Распутин? «Уроки французского» — это не просто детский рассказ, а размышления о природе счастья и смысла жизни. Это докажет анализ произведения:
История написания
В рассказе «Уроки французского» Распутин вспомнил собственное детство. Многие события сюжета происходили в его биографии:
Распутин написал произведение в 1973 году, и почти сразу его напечатали в иркутской газете «Советская молодежь». После выхода рассказа с писателем связалась его школьная учительница Лидия Михайловна, они встретились и много говорили.
«Уроки французского»: жанр
Чтобы облачить воспоминания в художественную форму, Валентин Распутин выбрал идеальный жанр — рассказ. Автор вспоминает один эпизод из своей жизни, свидетелем которого читатель становится благодаря реалистичному письму. Более того, произведение стало емким отражением описанного в нем времени.
Рассказ «Уроки французского» представляет так называемую деревенскую прозу, которая стала популярной в 1960–1980-х годах. Ей присущи такие художественные черты:
«Уроки французского»: композиция
Повествование ведется от первого лица. Сразу складывается впечатление, что автор делится собственными воспоминаниями. Произведение имеет характерную для рассказа структуру:
Основная мысль произведения
В рассказе «Уроки французского» Распутин переосмыслил эпизод из своего детства. То, что когда-то казалось ему наказанием, в зрелом возрасте вызывало приятные, теплые эмоции. В такой легкой форме, практически незаметно для читателя, автор пропагандирует две важные темы:
Когда учительница узнала о нелегкой жизни главного героя, то помогла ему сойти с неправильного пути, поддержала и привила любовь к знаниям. Возможно, этот непродолжительный эпизод стал судьбоносным, если рассказчик помнит его в деталях.
Однако важно то, что и сама Лидия Михайловна через помощь мальчику обрела счастье: она наконец поняла, чего на самом деле хочет, как скучает по родине, что ей делать дальше. В этом заключается основная идея рассказа: неравнодушие и взаимопомощь ведут к истинному счастью.
Учитывая простоту и одновременно глубину авторского посыла, «Уроки французского» станут отличным выбором для прочтения людьми всех возрастов.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
«Уроки французского»: краткое содержание рассказа Распутина. 6 класс
Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского»: кратчайшее содержание, пересказ. Главные герои: учительница Лидия Михайловна и безымянный 11-летний мальчик. Анализ рассказа: тема и смысл, что писать в сочинении по литературе? Почему рассказ называется «Уроки французского»? Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Фильм 1978 года.
«Уроки французского» — рассказ Валентина Распутина о живущем без родителей мальчике, которому в голодные послевоенные годы пытается помочь молодая учительница Лидия Михайловна. Ученик отказывается от любой помощи, и тогда она «проигрывает» ему деньги в азартную игру. За игрой их застает директор, и учительнице приходится покинуть школу. Она уезжает домой, на Кубань, откуда однажды присылает мальчику посылку с яблоками.
Впервые рассказ был опубликован в 1973 году. Входит в школьную программу по литературе, его проходят в 6 классе.
Содержание
Полный текст и аудиокнига
Полный текст рассказа «Уроки французского» доступен в интернете. На YouTube можно послушать его в формате аудиокниги.
В 1978 году режиссер Евгений Ташков снял фильм «Уроки французского» по мотивам произведения Распутина.
Краткое содержание
Время действия — 1948 год. Война закончилась три года назад, страна в разрухе, люди живут впроголодь. Главного героя, безымянного 11-летнего деревенского мальчика, мама отправляет учиться в районный центр.
В городе он поселяется у тети Нади, которой нет до него дела. Мальчику постоянно хочется есть. А еще у него малокровие, поэтому каждый день приходится тратить рубль на стакан молока. В школе он учится на «отлично». Проблемы лишь с французским языком: молодая учительница Лидия Михайловна недовольна его произношением.
Кадр из фильма «Уроки французского» (1978)
Однажды другие мальчишки зовут главного героя сыграть в «чику» — азартную игру на деньги. У него неплохо получается выбивать монеты камешком, каждый день он выигрывает рубль и уходит. Но как-то раз другие ребята не позволяют ему уйти и заставляют играть дальше. Мальчик замечает, что семиклассник Вадик мухлюет. Он говорит об этом, и тогда Вадик с другими ребятами его избивают.
Узнав о случившимся, Лидия Михайловна вызывает его на разговор. Она узнает, что мальчик играл не ради денег на конфеты или на книги, а чтобы купить молока. Учительница поражена нуждой, в которой живет ребенок.
Мальчик снова играет с ребятами в «чику», его снова бьют. На этот раз у него распухает губа, и на уроке французского он совсем не справляется с произношением. Тогда Лидия Михайловна велит приходить к ней домой, чтобы заниматься дополнительно. На самом деле она просто ищет способ помочь одинокому ребенку.
Каждый раз она хочет накормить ученика ужином, но тот отказывается и убегает. Тогда учительница пытается поддержать мальчика, прислав посылку с продуктами, якобы от мамы. Тот понимает, от кого на самом деле посылка (в деревне не бывает ни макарон, ни гематогена), и возвращает ее Лидии Михайловне. Как она ни уговаривает ученика взять продукты, тот наотрез отказывается от помощи.
Тогда женщина придумывает новый способ: во время домашнего урока предлагает сыграть в азартную игру с монетками — «замеряшки». Учительница специально поддается, и ученик раз за разом выигрывает. Мальчик берет деньги, успокаиваясь тем, что это «честный заработок». Со временем они все меньше времени тратят на французский, и больше — на игру. Видно, что Лидии Михайловне это нравится, она становится веселее.
Однажды за этим занятием их застает директор школы. Он возмущен, что учительница втянула ребенка в игру на деньги. Ей приходится оставить работу в школе. Через три дня Лидия Михайловна уезжает домой, на Кубань.
Посреди зимы мальчик получает от бывшей учительницы посылку с яблоками, которых никогда раньше не видел.
Кадр из фильма «Уроки французского» (1978)
Анализ: главные герои, тема, о чем писать в сочинении
Тема рассказа — доброта. Даже один человек в силах сделать мир немного лучше, если искренне хочет помочь другому.
Главные герои
В произведении два главных героя — безымянный деревенский мальчик и учительница Лидия Михайловна.
Ребенку 11 лет, он всегда считался «башковитым», и мать отправила его в райцентр учиться — в деревне была лишь начальная школа. Он страдает от тоски по родной деревне, но терпит все невзгоды. Мальчик сообразительный: хорошо успевает в школе, быстро учится играть в «чику». Он смел: идет на конфликт с Вадиком, когда тот жульничает, и не отказывается от своих слов. Он не жаден: выигрывает лишь столько денег, сколько нужно на молоко. Он горд: отказывается принимать любую помощь от Лидии Михайловны, кроме «честного» выигрыша.
Кадр из фильма «Уроки французского» (1978)
Лидия Михайловна — молодая учительница лет 25. Ей выпала непростая работа — обучать ребят в небольшом городке французскому языку, который им вряд ли когда-либо пригодится. Она уверенная в себе, но мягкая женщина. Учительница видит свою цель не только в том, чтобы преподавать предмет. Она старается понять ребенка и помочь ему. Лидия Михайловна не спешит осуждать ученика за азартную игру, а сначала спрашивает: зачем ему нужны деньги? Когда ей открывается бедственное положение мальчика, у нее появляется цель — любыми средствами поддержать полуголодного мальчишку. Ради этого она идет на различные ухищрения и в итоге теряет работу. Но даже после отъезда не забывает о ребенке — присылает ему посылку.
Почему рассказ называется «Уроки французского»?
Название «Уроки французского» неизбежно озадачивает читателя. Да какая разница, чему учила детей Лидия Михайловна? И вообще, какой толк мальчишке из глухой провинции от уроков французского?
Задумываясь над этими вопросами, мы понимаем истинный смысл названия. Преподавая французский, Лидия Михайловна одновременно дала ребенку гораздо более важный урок — урок человечности. Он навсегда запомнил, что в мире есть место добру и бескорыстному сочувствию другим. К несчастью, эти качества в послевоенном райцентре кажутся такой же диковинкой, как и французский язык Лидии Михайловны.
В чем смысл рассказа? Что писать в сочинении
Произведение Распутина построено на контрасте. С одной стороны, мы видим голод и нужду, одиночество оторванного от матери ребенка, жестокость других мальчишек. Единственное, что противостоит всему этому, — доброта учительницы.
Молодая женщина проникается симпатией к мальчику. Раз за разом она пытается помочь, хотя гордый ребенок отвергает ее помощь. У Лидии Михайловны нет никакого корыстного интереса. Ею руководят простые человеческие чувства: жалость, сочувствие, стремление поддержать попавшего в беду. В итоге учительница находит способ помочь ученику, втянув его в азартную игру. В этот момент читатель единственный раз видит Лидию Михайловну счастливой: она рада, что все-таки смогла сделать добро.
В рассказе нет счастливого конца. Уличенная директором школы в «преступлении», Лидия Михайловна за свой добрый поступок лишается работы. Она навсегда расстается с мальчиком, о котором так заботилась. Ему остается только память об этой женщине и понимание, что даже небольшие добрые поступки способны оставить глубокий след в судьбе человека. А еще — непонятное чувство вины перед доброй учительницей.
Краткое содержание «Уроки французского»
Всего получено оценок: 16293.
О произведении
Рассказ «Уроки французского» Распутин написал в 1973 году. Впервые произведение было опубликовано в газете «Советская молодежь». Рассказ написан в традиции деревенской прозы – направления, развивавшегося в русской литературе того периода. Произведение считается автобиографическим, повествующим об эпизоде из жизни самого Валентина Распутина.
На нашем сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Уроки французского», а также закрепить знание произведения, пройдя тест.
Место и время действия
Главные герои
Краткое содержание
«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после».
Главный герой пошел в 5-й класс в 48-м году. В их деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, ему пришлось переехать в райцентр – за пятьдесят километров от дома. Мать договорилась, что он «будет квартировать» у знакомой.
На новом месте главный герой сильно похудел: передаваемых матерью продуктов не хватало, поэтому он постоянно голодал.
На следующий день первым уроком был французский. Увидев разбитое лицо мальчика, учительница сразу спросила, что случилось. Один из одноклассников, знавший о случившемся, выкрикнул, что это его избили из-за игры на деньги. Учительница сказала главному герою остаться после уроков. Мальчик боялся, что его «потащат» к директору, однако Лидия Михайловна только расспросила о том, что он делает с выигранными деньгами. Учительница была удивлена, что мальчик ограничивается рублем и тратит его на молоко.
Увидев на следующий день вновь избитого мальчика, Лидия Михайловна назначила ему дополнительные занятия.
Учительница со всем усердием заставляла мальчика прорабатывать произношение. Вскоре они начали заниматься у нее на дому: учительнице было жалко мальчика, она, желая его чуть подкормить. Она предлагала ему поужинать, но мальчик каждый раз в испуге отказывался, вскакивал и быстро уходил.
Как-то главному герою прямо в школу принесли посылку. Он сначала подумал, что ее передала мама. Однако, увидев, что там лежат макароны, сахар и гематоген, понял, что посылка от учительницы: у них в деревне таких продуктов взять было негде. Мальчик сразу пошел к Лидии Михайловне домой. Несмотря на уговоры учительницы, он отказался оставить себе продукты.
«Знать бы нам, чем это все кончится…»
В один из дней, в самый разгар игры к Лидии Михайловне зашел живший рядом директор. Увидев, что она играет с учеником на деньги, он возмутился.
«Через три дня Лидия Михайловна уехала». Накануне она встретила главного героя и сказала, что уезжает домой, на Кубань, его же никто не тронет: тут виновата она.
«И больше я ее никогда не видел». Только среди зимы, после январских каникул, ему пришла посылка с макаронами и тремя красными яблоками, которые он раньше видел лишь на картинках.
Заключение
В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин раскрывает тему отношений между учеником и учителем. Лидия Михайловна изображается писателем как действительно талантливый педагог и наставник. Видя, что мальчик не хочет принимать помощь просто так, она находит способ помочь ему через игру на деньги. Этим женщина в буквальном смысле спасает мальчика от голода, не задевая его гордость.
Рекомендуем прочесть не только краткий пересказ «Уроков французского», но и ознакомиться с полным вариантом произведения.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
«Уроки французского» читательский дневник
Всего получено оценок: 3259.
Всего получено оценок: 3259.
«Уроки французского» – трогательная история о взаимоотношениях учительницы и ученика, благодаря которым мальчик получил жизненно важные уроки доброты, милосердия и человеческого участия.
Краткое содержание «Уроки французского» для читательского дневника
Название: Уроки французского
Число страниц: 31. Распутин Валентин Григорьевич. «Уроки французского». Издательство «Эксмо». 2015 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1973 год
Время и место действия
Действие рассказа разворачивается в 1948 году – в тяжёлое послевоенное время, когда вся страна испытывала лишения и голод. Место действия – один из районных центров Иркутской области. Произведение автобиографично, и события в рассказе имели место в реальной жизни писателя, который благодарен учительнице, преподавшей ему «урок доброты».
Главные герои
Главный герой, рассказчик – одиннадцатилетний мальчик из бедной крестьянской семьи, честный, порядочный, решительный, очень смышлёный.
Лидия Михайловна – учительница французского языка, молодая женщина, добрая, отзывчивая, чуткая.
Василий Андреевич – директор школы, важный, строгий и требовательный.
Вадик – семиклассник, жестокий, несправедливый, лидер среди сверстников и ребят помладше.
Мама – простая работящая женщина, добрая, жалостливая.
Сюжет
В 1948 году главный герой должен был пойти в пятый класс. В своей деревне он имел славу грамотея и школьная программа ему давалась легко. Односельчане посоветовали матери отдать толкового сына в школу в райцентре, который находился в пятидесяти километрах от деревни. Мать согласилась и отправила сына квартировать к своей знакомой.
В новом классе герой быстро освоился, начал хорошо учиться. Проблемы были лишь с французским языком, особенно с произношением.
Вскоре мальчик попал в сомнительную компанию, где ребята на деньги играли в «чику». Мать присылала герою 50 копеек, чтобы он пил молоко. Однако этого было мало, и герой стал на эти деньги играть, чтобы получить возможность покупать молоко каждый день. Он выигрывал один рубль и уходил. Заметив это, Вадик – самый главный в компании – принялся жульничать. Герой уличил его во лжи, за что был сильно избит.
Увидев синяки на лице мальчика, Лидия Михайловна оставила его после уроков и расспросила о жизни. Так она узнала, что он родом из бедной крестьянской семьи и из-за постоянного чувства голода был вынужден играть на деньги. Мальчик очень боялся, что учительница обо всём расскажет Василию Андреевичу, и его исключат из школы, однако всё обернулось иначе. Лидия Михайловна велела приходить к ней домой после уроков, чтобы дополнительно заниматься французским.
Спустя время герой получил посылку с гематогеном, сахаром и макаронами. Он сразу понял, чьих это рук дело, и вернул продукты Лидии Михайловне. Учительница всем сердцем жалела мальчика, однако он был слишком гордым для того, чтобы принимать помощь.
Тогда Лидия Михайловна предложила своему ученику сыграть в «замеряшки» – игру с монетками, которые нужно было особым образом кидать об стену. Мальчик счёл это честным соревнованием, в то время как учительница всячески старалась жульничать в его пользу, чтобы дать мальчику возможность выигрывать. Однажды во время игры они стали так громко спорить, что на их голоса пришёл Василий Андреевич, живший по соседству. Узнав, что учительница играет с учеником на деньги, он тут же уволил её.
Лидия Михайловна уехала к себе на Кубань, а спустя время мальчик получил посылку с макаронами и красными яблоками.
Вывод и своё мнение
Олицетворением всех добродетелей в произведении стала молоденькая учительница, которая без тени сомнения пренебрегла всеми правилами приличия ради возможности помочь одинокому голодающему мальчику. Её благородный поступок оставил глубокий след в душе ребёнка, который, без сомнения, вырос порядочным человеком.
Главная мысль
Доброта, человечность и сострадание – самые ценные качества в человеке.
Авторские афоризмы
«…Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после…»
«…Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком…»
«…Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство от противного…»
«…Когда что-то не выходит, всё сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься…»
«…Игру на деньги ничем другим подменить нельзя. Этим она хороша и плоха одновременно…»
Толкование непонятных слов
Квартировать — снимать квартиру.
Полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т.
Чайная — род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски.
Гольный кипяточек — чистый, без примесей.
Вякать — болтать, говорить, возмущаться.
Притайка — то, что спрятано.
Грамотей – грамотный человек.
Бредни – небольшая рыболовная сеть, которую люди, идущие бродом по мелководью, тянут за собой.
Колхоз – предприятие, созданное для коллективного ведения сельского хозяйства.
«Уроки французского» очень краткое содержание
За 5 секунд
А вы сможете написать более краткое содержание? Пишите варианты в комментариях, за оригинальные варианты раздаём промокоды на бесплатное получение грамоты!
Очень кратко
В родной деревне мальчик слывет самым умным и сообразительным. Односельчане советуют его матери отправить способного сына в школу в райцентре. Мальчик быстро осваивается в новом классе, начинает демонстрировать первые успехи. Он хорошо учится по всем предметам, за исключением французского языка.
Без родительского присмотра герой попадает в сомнительную компанию, где играют на деньги. Чтобы сносно питаться, мальчик начинает играть и часто выигрывает. Главарь компании жульничает, а после сильно избивает героя.
Молодая учительница французского, Лидия Михайловна, замечает синяки на лице мальчика. Она расспрашивает его о жизни, и узнает, в каком бедственном положении оказался ее ученик. Лидия Михайловна приглашает его домой для дополнительных занятий французским.
Вскоре мальчик получает посылку с продуктами. Он догадывается, что это дело рук учительницы, и отказывается принять продукты. Тогда Лидия Михайловна предлагает ему сыграть в игру на деньги. Она ему часто поддается, давая возможность выиграть. За этим занятием их застает директор школы. Он увольняет учительницу, и та покидает город. Вскоре герой получает от нее посылку с макаронами и красными яблоками, которые он раньше никогда не видел.