Уроки французского о чем говорит название произведения

«Уроки французского»: краткое содержание рассказа Распутина. 6 класс

Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского»: кратчайшее содержание, пересказ. Главные герои: учительница Лидия Михайловна и безымянный 11-летний мальчик. Анализ рассказа: тема и смысл, что писать в сочинении по литературе? Почему рассказ называется «Уроки французского»? Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Фильм 1978 года.

Уроки французского о чем говорит название произведения

«Уроки французского» — рассказ Валентина Распутина о живущем без родителей мальчике, которому в голодные послевоенные годы пытается помочь молодая учительница Лидия Михайловна. Ученик отказывается от любой помощи, и тогда она «проигрывает» ему деньги в азартную игру. За игрой их застает директор, и учительнице приходится покинуть школу. Она уезжает домой, на Кубань, откуда однажды присылает мальчику посылку с яблоками.

Впервые рассказ был опубликован в 1973 году. Входит в школьную программу по литературе, его проходят в 6 классе.

Содержание

Полный текст и аудиокнига

Полный текст рассказа «Уроки французского» доступен в интернете. На YouTube можно послушать его в формате аудиокниги.

В 1978 году режиссер Евгений Ташков снял фильм «Уроки французского» по мотивам произведения Распутина.

Краткое содержание

Время действия — 1948 год. Война закончилась три года назад, страна в разрухе, люди живут впроголодь. Главного героя, безымянного 11-летнего деревенского мальчика, мама отправляет учиться в районный центр.

В городе он поселяется у тети Нади, которой нет до него дела. Мальчику постоянно хочется есть. А еще у него малокровие, поэтому каждый день приходится тратить рубль на стакан молока. В школе он учится на «отлично». Проблемы лишь с французским языком: молодая учительница Лидия Михайловна недовольна его произношением.

Уроки французского о чем говорит название произведенияКадр из фильма «Уроки французского» (1978)

Однажды другие мальчишки зовут главного героя сыграть в «чику» — азартную игру на деньги. У него неплохо получается выбивать монеты камешком, каждый день он выигрывает рубль и уходит. Но как-то раз другие ребята не позволяют ему уйти и заставляют играть дальше. Мальчик замечает, что семиклассник Вадик мухлюет. Он говорит об этом, и тогда Вадик с другими ребятами его избивают.

Узнав о случившимся, Лидия Михайловна вызывает его на разговор. Она узнает, что мальчик играл не ради денег на конфеты или на книги, а чтобы купить молока. Учительница поражена нуждой, в которой живет ребенок.

Мальчик снова играет с ребятами в «чику», его снова бьют. На этот раз у него распухает губа, и на уроке французского он совсем не справляется с произношением. Тогда Лидия Михайловна велит приходить к ней домой, чтобы заниматься дополнительно. На самом деле она просто ищет способ помочь одинокому ребенку.

Каждый раз она хочет накормить ученика ужином, но тот отказывается и убегает. Тогда учительница пытается поддержать мальчика, прислав посылку с продуктами, якобы от мамы. Тот понимает, от кого на самом деле посылка (в деревне не бывает ни макарон, ни гематогена), и возвращает ее Лидии Михайловне. Как она ни уговаривает ученика взять продукты, тот наотрез отказывается от помощи.

Тогда женщина придумывает новый способ: во время домашнего урока предлагает сыграть в азартную игру с монетками — «замеряшки». Учительница специально поддается, и ученик раз за разом выигрывает. Мальчик берет деньги, успокаиваясь тем, что это «честный заработок». Со временем они все меньше времени тратят на французский, и больше — на игру. Видно, что Лидии Михайловне это нравится, она становится веселее.

Однажды за этим занятием их застает директор школы. Он возмущен, что учительница втянула ребенка в игру на деньги. Ей приходится оставить работу в школе. Через три дня Лидия Михайловна уезжает домой, на Кубань.

Посреди зимы мальчик получает от бывшей учительницы посылку с яблоками, которых никогда раньше не видел.

Уроки французского о чем говорит название произведенияКадр из фильма «Уроки французского» (1978)

Анализ: главные герои, тема, о чем писать в сочинении

Тема рассказа — доброта. Даже один человек в силах сделать мир немного лучше, если искренне хочет помочь другому.

Главные герои

В произведении два главных героя — безымянный деревенский мальчик и учительница Лидия Михайловна.

Ребенку 11 лет, он всегда считался «башковитым», и мать отправила его в райцентр учиться — в деревне была лишь начальная школа. Он страдает от тоски по родной деревне, но терпит все невзгоды. Мальчик сообразительный: хорошо успевает в школе, быстро учится играть в «чику». Он смел: идет на конфликт с Вадиком, когда тот жульничает, и не отказывается от своих слов. Он не жаден: выигрывает лишь столько денег, сколько нужно на молоко. Он горд: отказывается принимать любую помощь от Лидии Михайловны, кроме «честного» выигрыша.

Уроки французского о чем говорит название произведенияКадр из фильма «Уроки французского» (1978)

Лидия Михайловна — молодая учительница лет 25. Ей выпала непростая работа — обучать ребят в небольшом городке французскому языку, который им вряд ли когда-либо пригодится. Она уверенная в себе, но мягкая женщина. Учительница видит свою цель не только в том, чтобы преподавать предмет. Она старается понять ребенка и помочь ему. Лидия Михайловна не спешит осуждать ученика за азартную игру, а сначала спрашивает: зачем ему нужны деньги? Когда ей открывается бедственное положение мальчика, у нее появляется цель — любыми средствами поддержать полуголодного мальчишку. Ради этого она идет на различные ухищрения и в итоге теряет работу. Но даже после отъезда не забывает о ребенке — присылает ему посылку.

Почему рассказ называется «Уроки французского»?

Название «Уроки французского» неизбежно озадачивает читателя. Да какая разница, чему учила детей Лидия Михайловна? И вообще, какой толк мальчишке из глухой провинции от уроков французского?

Задумываясь над этими вопросами, мы понимаем истинный смысл названия. Преподавая французский, Лидия Михайловна одновременно дала ребенку гораздо более важный урок — урок человечности. Он навсегда запомнил, что в мире есть место добру и бескорыстному сочувствию другим. К несчастью, эти качества в послевоенном райцентре кажутся такой же диковинкой, как и французский язык Лидии Михайловны.

В чем смысл рассказа? Что писать в сочинении

Произведение Распутина построено на контрасте. С одной стороны, мы видим голод и нужду, одиночество оторванного от матери ребенка, жестокость других мальчишек. Единственное, что противостоит всему этому, — доброта учительницы.

Молодая женщина проникается симпатией к мальчику. Раз за разом она пытается помочь, хотя гордый ребенок отвергает ее помощь. У Лидии Михайловны нет никакого корыстного интереса. Ею руководят простые человеческие чувства: жалость, сочувствие, стремление поддержать попавшего в беду. В итоге учительница находит способ помочь ученику, втянув его в азартную игру. В этот момент читатель единственный раз видит Лидию Михайловну счастливой: она рада, что все-таки смогла сделать добро.

В рассказе нет счастливого конца. Уличенная директором школы в «преступлении», Лидия Михайловна за свой добрый поступок лишается работы. Она навсегда расстается с мальчиком, о котором так заботилась. Ему остается только память об этой женщине и понимание, что даже небольшие добрые поступки способны оставить глубокий след в судьбе человека. А еще — непонятное чувство вины перед доброй учительницей.

Источник

Смысл рассказа Уроки французского Распутина

Пожалуй, читателю крайне легко и понятно была донесена мысль, что доброта и понимание являются самыми большими движущими силами в этом мире. Также, хочется отметить и то, что писатель специально ввел некоторые трудности для своих героев, ведь в реальной жизни, зачастую приходится жертвовать многими вещами, даже в вопросах, связанных с добродетелью. Поступок, который совершает молодая учительница, которая преподает своим ученикам французский язык, является основополагающим в данном произведении. С помощью него, читатель осознает то, что необходимость в помощи ближним людям, которые остро нуждаются в такого рода помощи. Когда преподаватель замечает, что мальчик испытывает языковые трудности, то решает ему помочь с ними справиться. Учительница тратит свои финансовые средства на то, чтобы обеспечить мальчика питанием, который является обделен им по той причине, что почти все продукты, которые присылает ему мама, забирает его родная тетя.

Когда она решает помогать мальчику, то понимает, что он не может просто так принять такие посылки, так как является достаточно скромным человеком, и считает, что такие подарки можно получать лишь заслуженно. Для учительницы данное поведение мальчика является очень понятным, и она уважает его выбор. Однако, несмотря на это она старается найти новые способы, которые позволят ей продолжать помогать своему ученику. И все же, в итоге, ее план сработает не в ее пользу. Когда она идет на такую уловку, при которой поддается мальчику в карточной игре на деньги, чтобы помочь ему финансово, их застает директор школы. Он решает, что учительница не должна более работать в его учреждении, и ей приходится уехать в другой город.

Тем не менее, она не забывает о своем подопечном, и время от времени, присылает ему различную еду. Она позволила главному персонажу понять, что в мире достаточно хороших людей, которые способны кардинальным образом оказывать влияние на жизни других, что остро нуждаются в помощи в определенные моменты времени. Можно сказать, что, обучая мальчика французскому языку, она параллельно научила его более важному уроку – уроку доброты и взаимопомощи. Мальчик запомнил учительницу на всю жизнь, и старался идти по ее пути, помогая ближним, ничего не требуя взамен. Ведь, она лишилась работы в хорошем месте, но тем не менее, думала лишь о том, как продолжать помогать мальчику. Этот поступок говорит о ней, как об очень добром и понимающем человеке.

2 вариант

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» повествует о сложной жизни в послевоенные годы, но его смысл актуален и сегодня.

Главный герой — одиннадцатилетний мальчик, ученик пятого класса. Он живет вдали от дома у знакомой. Его семья бедная, но мальчик получает скромные посылки с едой от матери. Однако пища у него пропадает. Вероятно, его соседи воровали у него еду. Но мальчик даже боялся об этом думать. В этом кроется один из смыслов рассказа. Мальчик был понимающим ребенком, знал, что всем живется непросто. Посыл заключается в том, что нужно быть тактичным и добрым, всегда сохранять в себе тепло.

Мальчик был находчив и не пропал. Он знал, что соседские ребята играют на деньги. Таким образом, пятиклассник зарабатывал себе на молоко. В этом раскрывается второй смысл. Важно быть находчивым, уметь находить выход из каждой ситуации, уметь контролировать себя.

Главная идея рассказа заключена в поведении Лидии Михайловны, учительницы французского языка. Она, как только поняла, что мальчик живет очень плохо, голодает, решила помочь ему. Совпадение, но как раз таки по французскому языку пятиклассник и не успевал. Учительница использовала это в качестве предлога индивидуальных занятий в ее квартире. Лидия Михайловна хотела помочь ему. Она пыталась всячески накормить его ужином, но гость не всегда соглашался. Один раз она и вовсе отправила ему анонимную посылку, но мальчик сразу понял, кто отправил ее. Лидии Михайловне пришлось потерять работу и вернуться на родину из-за мальчика. Она играла с ним на деньги, а это стало известно директору школы.

В этом кроется весь смысл рассказа. Учителя должны быть очень внимательны к своим ученикам, принимать участие не только в их образовании, но и становлении их личности. Нужно быть добрым и помогать нуждающимся. Лидия Михайловна не стала открывать директору правду, а спокойно смирилась со своей судьбой. Таким образом, она пожертвовала своей работой ради его здоровья.

Сочинение 3

Послевоенное время, время голода и тяжелого восстановления страны после нескольких лет страшной войны. В произведении Валентина Распутина нам показывается ужасное время, глазами мальчика 11 лет.

В начале рассказа становится не понятно, почему рассказ носит название «Уроки французского», ведь именно этот язык так не любит изучать главный герой произведения.

Не смотря на проблемы с изучением иностранного языка, маленький юноша очень умный и способный, проявляет большой интерес к учебе. К сожалению, та деревня, в которой он проживает, не может полностью удовлетворить его желание и стремление к учебе. Видя старания 11-летнего мальчика, мать принимает совет соседей отправить его учиться в райцентр. Ведь это единственный шанс ребенка на жизнь в более улучшенных условиях и возможностью дальше получать новые знания.

Проходя обучение в райцентре, главный герой делает большие успехи, но всю прекрасную картину обучения портит только плохие оценки по французскому языку.

Преподаватель французского языка, Лидия Михайловна, видя все старания будущего юноши, желает ему помочь. Но, читая рассказ, читатель начинает понимать, что это не только уроки французского языка, а еще и уроки доброты, человеческого отношения к людям, и помощь адаптации к жизни далеко от дома и семьи.

Видя насколько одинок главный герой, насколько он действительно добр, и как ему тяжело, Лидия Михайловна прописывает ему индивидуальные уроки французского языка. Несмотря на то, что мальчику совсем не нравится ходить на индивидуальные уроки домой к учительнице, он продолжает это делать, ведь обучение в райцентре ему очень важно. Спустя некоторое время их уроки приносят свои плоды, его произношение становится намного лучше. Во время уроков Лидия Михайловна всегда пыталась покормить мальчика.

Каждый урок с учительницей проходил очень легко, особенно главному герою запомнилось, что она делала все это бесплатно и бескорыстно. И всегда пыталась помочь, даже тогда, когда он попал под влияние дурной компании. Увидев синяки на теле и лице мальчика, она пытается ему помочь и отправляет посылку с запасами еды от лица его матери.

Маленький герой имеет гордость и отказывается от посылки, при этом соглашается на предложение Лидии выиграть деньги на еду, играя в «замеряшки». К сожалению, помощь главному герою оборачивается ей увольнением с работы, ведь в один из дней их застает директор за игрой.

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» показывает читателям отношения людей и учит быть более добрыми, отзывчивыми и человечными к людям.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл рассказа Уроки французского Распутина

Популярные сегодня темы

Картина появилась на свет в 1843 году, Иван Айвазовский написал ее в солнечной Италии. Неаполитанский залив – часть Тирренского моря, что располагается на западе страны.

Произведение, в свойственной 18-19 веку назидательной манере, высмеивает человеческие недостатки, выраженные в форме простого рассказа.

История произведения Горького начинается с рассказа о двух главных персонажах Челкаше и Гавриле. Одним из них был пьяница в возрасте и без жилья. Второй-молодой мужчина крестьянских кровей попал в портовый город

Сочинения про Профессии

На картине изображено чаепитие большой семьи. Центральное место на полотне занимает круглый стол, покрытый светлой скатертью. На скатерти есть голубые полоски, по краям – кисти.

Источник

В чем смысл названия рассказа «Уроки французского»? Какие нравственные уроки получил мальчик?

Название рассказа «Уроки французского» заставляют нас задуматься о роли этого предмета в суровые послевоенные годы. Тогда, изучение иностранных языков казалось роскошью, ненужной и бесполезной. А тем более лишним казался французский язык в деревне, где ученики едва-едва могли освоить основные предметы, казавшиеся необходимыми. Однако в жизни главного героя именно уроки французского сыграли главную роль. Молодая учительница Лидия Михайловна преподала ребенку уроки доброты и гуманизма. Она показала ему, что даже в самые суровые времена есть люди, способные протянуть руку помощи. Тот факт, что учительница находит такой изысканный способ помочь ребенку, как играть с ним на деньги, говорит о многом. Ведь, натолкнувшись на непонимание и гордость со стороны ребенка, когда она пыталась отправить ему посылку, Лидия Михайловна могла бы отказаться от дальнейших попыток.

Директор школы, Василий Андреевич, несмотря на свой солидный возраст, не смог понять истинные мотивы, руководившие молодой учительницей. Он не понял, ради чего Лидия Михайловна играет на деньги со своим учеником. Что ж, директора осуждать нельзя. Ведь далеко не каждый человек обладает особой чуткостью и добротой, дающей возможность понять другого человека. Детство — это особая пора. Все, чем живет человек в этот период, запоминается ему надолго. Не случайно именно воспоминания оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь. Воспитывать нужно не словами, а поступками. Красивые слова ничего не значат, если человек ведет себя не лучшим образом. Молодая учительница оставила в душе мальчика воспоминания о доброте и чуткости. И можно быть уверенным, что на всю свою жизнь он это запомнил.

Источник

«Уроки французского»: краткое содержание и анализ

Уроки французского о чем говорит название произведения

Кадр из фильма «Уроки французского»: YouTube/BTNews

Рассказ «Уроки французского», краткое содержание которого познакомит с сюжетом произведения и поможет понять художественные особенности текста, написан Валентином Распутиным в зрелый период творчества. В нем отражены фирменные черты стиля писателя. Разобраться с художественными особенностями текста и подготовиться к уроку литературы поможет эта статья.

«Уроки французского»: краткое содержание

Как доброта и внимание взрослого человека могут повлиять на душу ребенка? Как своевременная и ненавязчивая помощь может определить дальнейшую судьбу человека? Такими вопросами открывает сюжетное поле рассказа «Уроки французского» талантливый прозаик Валентин Распутин.

Произведение написано от первого лица, что позволяет увидеть ситуацию глазами рассказчика, принять его оценки происходящего. Основа сюжета — воспоминание автора об одном эпизоде из своего детства:

Валентин Распутин: «Уроки французского» вкратце

Рассказчик описывает послевоенный период: 1948 год, он пятиклассник. Окончив младшую школу в деревне, мальчик вынужден переехать в райцентр, чтобы продолжить обучение в старшей школе. Мама устраивает его на постой к знакомой и регулярно присылает продукты, но их настолько мало, что ребенок голодает. Ужинать ему часто приходилось кружкой кипятка.

В младших классах мальчик демонстрировал успехи в учебе. В новой школе предметы давались тоже хорошо. Один лишь французский язык никак не шел: мальчик быстро изучал новые слова, но не мог научиться их правильно выговаривать.

Произведение «Уроки французского»: как рассказчик добывал деньги

Однажды мальчик попал в компанию ребят, которые играли в «чику» на деньги. Порой там появлялся его одноклассник Тишкин.

Правила были несложными. Мальчик быстро освоился и сам стал участвовать. Иногда мама передавала пятьдесят копеек, на них и играл. Обычно удавалось выиграть рубль, на который он покупал еду.

На большее никогда не претендовал и выходил из игры. Ребятам это не понравилось, поэтому они избили рассказчика.

Уроки французского о чем говорит название произведения

Рассказ «Уроки французского»: YouTube/Классное Чтение

На следующее утро мальчик пришел в школу с синяками. Состояние ребенка заметила учительница французского языка Лидия Михайловна. Мальчик хотел соврать, отвечая на ее расспросы, но Тишкин открыл правду.

Герой ожидал наказания, когда учительница велела остаться после занятий. Более всего мальчика страшило отчисление, но учительница лишь интересовалась, зачем он играет и на что тратит полученные деньги. Узнав, что выигрыш уходит на продукты, удивилась. Мальчик пообещал, что играть прекратит.

Краткое содержание: уроки французского — наказание или спасение

Дни были голодными, и вскоре рассказчику пришлось вернуться к игре. Его снова избили. Увидев новые синяки, Лидия Михайловна позвала мальчика на внеурочные занятия по французскому.

Занятия по формированию правильного произношения вскоре были перенесены из школы домой к учительнице. Лидия Михайловна часто приглашала мальчика на ужин, но тот всегда отказывался.

Однажды рассказчик получил посылку с продуктами. Пришла она в школу. Мальчик сразу догадался, кто ее отправил: маме таких продуктов негде было достать. Он вернул их преподавательнице.

Внеклассные занятия не прекращались, и вскоре (этому удивился сам главный герой) уроки французского стали приносить плоды и даже нравиться. Однажды учительница рассказала по секрету, что в детские годы тоже играла в одну игру. Она объяснила правила, и вечерами они стали играть друг с другом на деньги.

Чем закончился рассказ «Уроки французского»

Играли каждый день, спорить старались шепотом, ведь за стенкой была квартира директора школы. Так у рассказчика появились деньги на еду. Было неловко брать их у преподавателя, но успокаивало то, что он честно их выиграл. Однажды в разгар игры пришел директор и был крайне возмущен увиденным.

Через несколько дней Лидия Михайловна вернулась на малую родину, на Кубань. Перед этим она подошла к рассказчику и заверила, что ему ничего не будет. С тех пор они больше не встречались. Зимой мальчику пришла посылка, в ней были продукты. Больше всего его впечатлили яблоки. Такие красивые и крупные плоды он видел только на картинках.

Уроки французского о чем говорит название произведения

Кадр из фильма «Уроки французского»: YouTube/BTNews

«Уроки французского»: анализ произведения

Несмотря на простоту и линейность сюжета, автор раскрыл темы, о которых стоит задуматься каждому. Что хотел донести своим читателям Валентин Распутин? «Уроки французского» — это не просто детский рассказ, а размышления о природе счастья и смысла жизни. Это докажет анализ произведения:

История написания

В рассказе «Уроки французского» Распутин вспомнил собственное детство. Многие события сюжета происходили в его биографии:

Распутин написал произведение в 1973 году, и почти сразу его напечатали в иркутской газете «Советская молодежь». После выхода рассказа с писателем связалась его школьная учительница Лидия Михайловна, они встретились и много говорили.

«Уроки французского»: жанр

Чтобы облачить воспоминания в художественную форму, Валентин Распутин выбрал идеальный жанр — рассказ. Автор вспоминает один эпизод из своей жизни, свидетелем которого читатель становится благодаря реалистичному письму. Более того, произведение стало емким отражением описанного в нем времени.

Уроки французского о чем говорит название произведения

Рассказ «Уроки французского» представляет так называемую деревенскую прозу, которая стала популярной в 1960–1980-х годах. Ей присущи такие художественные черты:

«Уроки французского»: композиция

Повествование ведется от первого лица. Сразу складывается впечатление, что автор делится собственными воспоминаниями. Произведение имеет характерную для рассказа структуру:

Уроки французского о чем говорит название произведения

Основная мысль произведения

В рассказе «Уроки французского» Распутин переосмыслил эпизод из своего детства. То, что когда-то казалось ему наказанием, в зрелом возрасте вызывало приятные, теплые эмоции. В такой легкой форме, практически незаметно для читателя, автор пропагандирует две важные темы:

Когда учительница узнала о нелегкой жизни главного героя, то помогла ему сойти с неправильного пути, поддержала и привила любовь к знаниям. Возможно, этот непродолжительный эпизод стал судьбоносным, если рассказчик помнит его в деталях.

Однако важно то, что и сама Лидия Михайловна через помощь мальчику обрела счастье: она наконец поняла, чего на самом деле хочет, как скучает по родине, что ей делать дальше. В этом заключается основная идея рассказа: неравнодушие и взаимопомощь ведут к истинному счастью.

Учитывая простоту и одновременно глубину авторского посыла, «Уроки французского» станут отличным выбором для прочтения людьми всех возрастов.

Уроки французского о чем говорит название произведения

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Анализ «Уроки французского» Распутин

Уроки французского о чем говорит название произведения

Всего получено оценок: 2607.

Всего получено оценок: 2607.

Рассказ Распутина “Уроки французского” изучается в 6 классе на уроках литературы. Герои рассказа близки современным детям разнообразием характеров и тягой к справедливости. Перед анализом произведения “Уроки французского” следует ознакомиться с биографией автора. В нашей статье вы сможете узнать, каковы тема, идея и проблематика рассказа. Это значительно облегчит работу на уроке, а также пригодится для подготовки к творческим и тестовым работам.

Уроки французского о чем говорит название произведения

Краткий анализ

Год написания – 1973.

История создания – впервые рассказ был опубликован в 1973 году в газете “Советская молодёжь”.

Тема – доброта, неравнодушие, значение учителя в жизни ребёнка, моральный выбор.

Композиция – традиционная для жанра рассказа. Имеет все составляющие от экспозиции до эпилога.

Жанр – рассказ.

Направление – реализм.

История создания

Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в 1948 году, был написан в 1973 году. Опубликован в комсомольской газете г. Иркутска “Советская молодёжь”. Автор посвятил рассказ Копыловой Анастасии Прокопьевне, матери близкого друга Распутина, драматурга Александра Вампилова, которая работала учителем в сельской школе. Валентин Распутин уважал её за мудрость и доброту. Но героиней рассказа является другая учительница.

По признанию самого автора, рассказ глубоко автобиографичен, его детские впечатления легли в основу сюжета. После окончания четырёхлетней школы в своей деревне будущий писатель вынужден был переехать в районный центр Усть-Уда, чтобы продолжать учёбу в старшей школе. Это был тяжёлый период для одиннадцатилетнего мальчика: жизнь у чужих людей, полуголодное существование, невозможность нормально одеваться и питаться, неприятие одноклассниками. В рассказе описываются реальные события, именно такой путь прошёл будущий писатель Валентин Распутин. Он считал, что детство – главный период в формировании не только характера, но и таланта, именно в детстве человек становится художником, писателем или музыкантом. Из детства он черпает своё вдохновение всю оставшуюся жизнь.

В жизни маленького Вали была такая же Лидия Михайловна (это реальное имя учительницы), которая помогала мальчику, старалась скрасить его тяжёлое существование, посылала посылки и играла в “пристенок”. После того как вышел рассказ, она нашла своего бывшего ученика и произошла долгожданная встреча. С особым теплом он вспоминал разговор, который состоялся с Лидией Михайловной во взрослом возрасте. Она забыла многие вещи, которые помнил писатель с детства, он хранил их в памяти много лет, благодаря чему появился этот замечательный рассказ.

В произведении поднимается тема человеческого неравнодушия, доброты и помощи тем, кто нуждается. Проблема морального выбора и особой “нравственности”, которая не принимается обществом, но имеет обратную сторону – светлую и бескорыстную.

Молодая учительница, сумевшая рассмотреть беду мальчика, его плачевное положение, стала ангелом-хранителем на определённый отрезок его жизни. Только она рассмотрела за бедностью старание и способности мальчика к учёбе. Уроки французского, которые она давала ему на дому, стали уроками жизни как для мальчика, так и для самой молодой женщины. Она очень скучала по родине, а “возвращение в безмятежное детство”, спасало её от будней и тоски по дому.

Деньги, которые получал главный герой рассказа в “честной” игре с педагогом, позволяли ему купить молока и хлеба, обеспечить себя самым необходимым. Кроме того, ему теперь можно было не участвовать в уличных играх, где за честность и мастерство в игре его избивали мальчишки. Тему “Уроков французского” Распутин обозначил в первых строках произведения, когда упомянул о чувстве вины перед учителями. Основная мысль рассказа в том, что, помогая другим, мы помогаем и себе. Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы помогать, быть нужным и не зависеть от мнения окружающих. Литературная критика подчёркивает ценность рассказа Распутина для всех возрастных категорий.

Композиция

Рассказ имеет традиционную для своего жанра композицию. Повествование ведётся от первого лица, что делает восприятие очень реалистичным и позволяет вводить много эмоциональных личных деталей.

Кульминацией является сцена, где директор школы, не достучавшись в комнату учительницы, заходит к ней и видит играющих на деньги педагога и ученика. Примечательно, что идея рассказа подана автором в философской фразе первого предложения. Из неё же вытекает и проблематика рассказа: чувство вины перед родителями и педагогами – откуда оно?

Вывод напрашивается сам собой: они вложили в нас всё самое лучшее, они верили в нас, а смогли ли мы оправдать их ожидания? Рассказ заканчивается резко, последнее, о чём мы узнаём, – это посылка с Кубани, которая пришла мальчишке-рассказчику от бывшей учительницы. Он впервые видит настоящие яблоки в голодный 1948 год. Даже на расстоянии учительница умудряется приносить радость и праздник в жизнь маленького человека.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Уроков французского».

Жанр рассказа, в который облачил Валентин Распутин своё повествование, идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий. Реалистичность рассказа, его небольшая форма, возможность окунуться в воспоминания и раскрыть внутренний мир персонажей – всё это превратило произведение в маленький шедевр, глубокий, трогательный и правдивый.

Исторические особенности времени также отразились в рассказе, они даны глазами мальчика: голод, разруха, обнищание деревни, более сытая жизнь горожан. Этот рассказ реалистический, автора обычно относят к так называемым “писателям-деревенщикам”. Деревенская проза была распространена в 60-80-ые годы XX века. Писатели этого направления раскрывали особенности деревенской жизни, подчёркивали её самобытность, поэтизировали и в чём-то идеализировали деревню. Также в прозе этого направления показаны свойственные народу традиционные моральные ценности, утраченные в последнее время. Ещё в литературе “деревенщиков” отражены проблемы разрухи, упадка и обнищания деревни, тревога за будущее села.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *