Уроки фортепиано с чего начать
Как научиться играть на пианино
…Многие взрослые люди хотят научиться играть на пианино: по каким-то причинам они не учились в детстве и сейчас хотят восполнить пробелы. Если вы – один из таких людей, тогда данная статья написана для вас.
Обучение игре на фортепиано для взрослых во многих аспектах сложнее, чем для детей; дети схватывают всё на лету, гораздо лучше и быстрее всё запоминают. Поэтому обучение взрослых должно строиться совершенно по иным критериям.
С чего начинать?
Разумеется, прежде чем начать играть на пианино, вам нужны какие-то теоретические знания. И мы сейчас не говорим о музыкальной литературе, анализе опер или других похожих вещах: речь идет о нотной грамоте. Вам необходимо выучить, где какая нота находится (причем как на русском языке, так и латинскими буквами – это называется музыкальный алфавит), как все они называются и уметь прочитать нотный стан. Начинать играть произведения рекомендуется с самых простейших, которые заключены в сборники для 1-3 классов музыкальной школы, а затем плавно повышать сложность.
Обложка одного из самоучителей игры на пианино
Что же касается самого учебника, то в продаже вы можете найти массу учебников по обучению игре на фортепиано с нуля для взрослых. Выбирайте тот, который покажется вам наиболее адекватным и удобным для восприятия: и не обязательно это будет книга, сегодня нет недостатка в обучающих материалах; вы можете смотреть видеокурсы на разных языках или записаться на онлайн-курсы конкретного преподавателя. Даже если вы выбираете бумажный учебник, никто не мешает вам пользоваться теми же видеоуроками как дополнительным пособием для получения знаний. Такой курс есть и у нас на канале – видеоуроки от Анны Якушевой «Пианино для начинающих».
После того, как вы определились с учебником, вам надлежит выбрать для себя правильную мотивацию. Если мечты о том, чтобы сыграть крутое произведение, вам недостаточно, подумайте о развитии вашего слуха, а также о значительном улучшении мышечной памяти и моторики рук в целом. Не бросайте обучение при первом трудном отрывке или сложной технике исполнения: фортепиано является тем самым инструментом, где профессионализм достигается именно что упорной работой.
Обложка ещё одного самоучителя игры на пианино
Обязательно нужно развивать свой слух: без этого полноценной игры на пианино у вас не выйдет. Слушайте мелодии без вербального контента, определяйте инструменты в любимых песнях и пробуйте подпевать даже классическим произведениям, которые на самом деле являются отличным практическим пособием.
Далее стоит сказать пару слов на тему таких важных для любого музыканта вещей как ритм и темп. Все произведения подчиняются какому-то единому ритму, итальянское название которого обычно пишется справа под заголовком произведения. Для выработки в себе чувства ритма необходимо пользоваться на первых порах метрономом, а дальше вы уже сможете выстраивать темп произведения самостоятельно. Метроном можно взять как аппаратный (механический или цифровой, вы можете найти их в нашем каталоге), так и программный, в последнем случае используется соответствующее приложение.
Механический метроном Musedo M-20-BK
Наконец, последний вопрос: нужно ли самому учиться рисовать ноты на нотном стане? Ответ – желательно. Это поможет вам быстрей запомнить расположение нот, правильность написания нот той или иной длительности, а также самостоятельная прорисовка научит вас более быстрому чтению «с листа».
Как устроено пианино
Фортепиано представляет собой, по словам Википедии, «ударно-клавишный струнный музыкальный инструмент». Акустических пианино бывает два основных вида: собственно, фортепиано с вертикальным расположением струн на резонансной деке (так называется бронзовая или чугунная рама в «сердце» инструмента) и рояль – с горизонтальным положением струн на деке. Звук извлекается посредством нажатия на чёрную или белую клавишу: при этом действии закрепленный за отдельной клавишей молоточек ударяет по струнам, которые выдают соответствующий звук.
Dexibell VIVO H3 WH цифровое пианино, 88 клавиш, взвешенная, тройной контакт, цвет белый
Именно поэтому, кстати, используется понятие «молоточковая механика» в цифровых пианино; этим самым показывается механика инструмента, близкая к акустической; в отличие от простой механики, не имеющей с акустикой ничего общего как по звуку, так и по ощущениям.
Помимо клавиатуры и деки, в пианино и рояле важную роль играют педали. Их может быть от одной до трех и каждая выполняет свою функцию. Крайняя правая педаль называется «демпферной» (damper) из-за ее механизма: по нажатию поднимаются сразу все демпферы, из-за чего струны продолжают звучать после снятия пальцев с клавиш. Крайняя левая педаль (soft) сдвигает молоточки вправо и используется для глушения (ослабления) звучания. Наконец, средняя педаль (sostenuto) используется для задержки звучания только тех струн, демпферы которых (или которой) были подняты в момент нажатия на эту педаль. Средняя педаль используется крайне редко, чаще всего используется демпферная педаль, поэтому вы найдете гнездо именно для нее на большинстве инструментов вне зависимости от ценовой категории (в случае, если вы выбираете инструмент без педалей, а только с одним-двумя гнездами для педалей).
Три педали обычного пианино
В синтезаторах и инструментах с автоаккомпанементом вы часто также можете найти гнездо для так называемой педали экспрессии: с ее помощью вы можете менять, например, значение параметра общей громкости инструмента и другие настройки, которые подробно описаны в инструкции. Если в вашем инструменте есть такое гнездо, то вы можете подобрать педаль экспрессии для него в нашем каталоге и пользоваться расширенными возможностями клавиатуры, синтезатора или кабинетного пианино.
Педаль экспрессии для клавишных Roland EV-5
Напоследок нужно рассказать немного про синтезаторы с уменьшенным размером клавиш. Вы можете найти значительную часть таких инструментов у многих производителей – и они предназначены для самых маленьких, то есть детей дошкольного возраста. Такие инструменты не стоит рассматривать в качестве полноценной замены «взрослому» инструменту и ни в коем случае не учить на таком пианино ребенка нотной грамоте, поскольку такой инструмент заведомо ставит ребенку руки неправильно. Используйте его только как игрушку для вашего ребёнка и не более. Кстати, существует и «взрослые» инструменты с уменьшенным набором клавиш – но они почти всегда являются профессиональными синтезаторами, где клавиатура нужна «поскольку постольку» и используется только как вспомогательный инструмент для сочинения музыки.
Детский синтезатор Casio SA 46
Подбор инструмента
Очень часто головной болью для многих является выбор инструмента как такового. Сейчас у вас огромный выбор: начиная с бесплатно отдаваемых акустических пианино середины ХХ века – до высококлассных современных цифровых кабинетных фортепиано или роялей (если есть для них место). Цифровые инструменты премиум-класса имеет смысл покупать только в том случае, если вы задумываетесь над тем, чтобы играть серьёзные произведения.
Dexibell VIVO H7 BKP цифровое пианино, 88 клавиш, взвешенная, цвет чёрный полированная, из 2-х
Помимо такого выбора, многие новички часто ошибочно думают о том, что достаточно купить дешевую MIDI-клавиатуру и практиковаться на ней. Это крайне нежелательно делать, поскольку MIDI-клавиатура является специфическим инструментом и имеет отличную от реальных клавишных инструментов физику. В связи с этим рассматривать MIDI-клавиатуру в качестве полноценного фортепиано нельзя, хотя MIDI-клавиатура остается наиболее удобным инструментом для домашней звукозаписи, где требуется портативность и максимально дружелюбное взаимодействие с софтом.
Acorn Masterkey 61 USB MIDI клавиатура, 61 клавиш, колёса высоты и модуляции.
Функции цифровых инструментов
Среди дополнительных и приятных опций переносных или отдельно стоящих пианино вы можете найти возможность подключения двух пар наушников (например, для игры в 4 руки или для занятий учителя с учеником), встроенную двух- или трёхполосную аудиосистему с динамиками, функцию «игры с симфоническим оркестром», а также технологии демпферного и струнного резонанса для моделирования более реалистичной игры. Почти у всех инструментов есть функция разделения клавиатуры, которая позволит вам играть двумя или более инструментами на одной клавиатуре. Также у всех есть встроенный метроном (что очень полезно при обучении) и возможность транспонирования октав (например, для игры в другой тональности на тех же нотах).
Интерьерное цифровое пианино Casio PX-770WE
Также большинство инструментов допускают запись вашей игры в формате WAV на USB-накопитель и в стандартный MIDI-файл для воспроизведения на любом совместимом устройстве. В современных цифровых инструментах запись в MIDI могут производить все пианино, а в WAV – все инструменты средней и высокой ценовых категорий.
Автоаккомпанемент
Также многие часто смотрят на наличие функции автоматического аккомпанемента, которая позволяет играть в сопровождении других инструментов. Для обучения данная функция не несёт ничего хорошего, поскольку будет отвлекать от практики и изучения нотной грамоты. Смысл использовать данную функцию есть только тогда, когда вы уже будете в состоянии играть по нотам уверенно, сможете разнообразить своё исполнение и придать ему яркости.
Casio CTK-2500 синтезатор с автоаккомпанементом, 61 клавиша, 48 полифония, 400 тембров.
Но следует отличать инструменты с автоаккомпанементом от профессиональных синтезаторов: последние намного сложнее в освоении, и выбирать такие инструменты рекомендуется только тем людям, которые чётко представляют себе, с чем они будут иметь дело.
Инструменты с автоаккомпанементом в изобилии представлены в нашем каталоге.
Посадка
Бытует мнение, что для правильной посадки вам необходима банкетка с регулировкой высоты или табурет (с положенными на него книжками или сам по себе). На самом деле, никто не запрещает вам практиковаться на стуле: его спинка поможет вам и сидеть за инструментом прямо, и не напрягать при этом спину. Конечно, для красивой позы на концерте банкетка является необходимостью; но дома вам никто не запрещает сидеть так, как вам действительно удобно.
Банкетка для пианино NordFolk NAP-5100 Rosewood
Очень часто, кстати, банкетки продаются именно в той цветовой гамме и том дизайне, что и сам инструмент; более того, такие банкетки идут к конкретному пианино в качестве дополнительного аксессуара.
Также посадка влияет на правильность постановки рук на фортепиано: они должны немного возвышаться над клавишами. Если стул мешает вам правильно ставить руки, смените его на банкетку или табурет: рукам ничто не должно мешать.
И, конечно, не надо забывать о длине ногтей: слишком длинные ногти мешают игре, и к тому же их можно сломать, особенно если палец случайно попадет между клавиш.
Практика
Очень распространенный вопрос: а сколько раз в неделю нужно практиковаться?
Мы на него ответим, что каждый день. Практика, безусловно, необходима регулярная (хотя бы 15 минут в день). Конечно, если вы не собираетесь становиться известным пианистом, то по три часа в день практиковаться не имеет смысла. Более того, когда уйдет эффект новизны, вам будет достаточно сложно уговорить себя высидеть хотя бы час.
Единственная вещь, которую действительно нужно играть каждый день – это гаммы. Они помогают вам приобрести хорошую технику и легко выучить все тональности, чтобы не путать ля-мажор с ми-минором. Для оттачивания техники лучшей рекомендацией будут этюды Ханона (Ганона): более высокотехничных вещей трудно себе представить. Произведения Ханона предлагает со многими своими инструментами компания Yamaha: они зашиты во внутреннюю память инструмента. Инструменты Yamaha вы также можете найти в нашем ассортименте.
Итоги
Мы кратко рассмотрели основные моменты, которые являются важными для взрослых людей, решивших научиться играть на фортепиано. И здесь нет каких-то более или менее важных моментов: важны они все. Начиная с изучения нотной грамоты и выбора правильного инструмента для себя – и заканчивая советами по правильной посадке и технике исполнения.
Автор этой статьи является человеком, окончившим с отличием 9 классов музыкальной школы по классу фортепиано. Поэтому вы можете быть уверены в том, что все данные в статье советы подкреплены личным опытом как самого автора, так и его знакомых разных возрастов, близких к миру фортепианной музыки.
Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1)
Соберитесь с духом — настало время приступать к обучению! Перед тем, как сесть перед инструментом, оставьте весь негатив где-нибудь в стороне и максимально сконцентрируйтесь. Казалось бы, простые, на первый взгляд, вещи ещё успеют преподнести вам множество сюрпризов, но самое главное – не падайте духом, если у вас что-то не получится с первого раза. Второе важное наставление – не спешите, Москва тоже не сразу строилась. (Но если вдруг вы уже обучаетесь в музыкальной школе и оказались на этой странице случайно, наверняка вам будет небесполезно почитать про квинтовый круг тональностей — тему, обычно сложную для освоения учениками на практике).
В принципе не столь важно, на каком виде клавишных инструментов вы будете проходить своё обучение, но я бы настоятельно рекомендовал вам всё же остановить свой выбор именно на пианино: синтезаторы, хоть и компактнее, но имеют существенный недостаток – у большинства из них клавиши уменьшенного типа, они не полновесны и вы не будете чувствовать «отдачи» и, плюс ко всему, они часто ограничиваются тремя-четырьмя октавами.
И ещё, сразу вас зарекаю – ограничьтесь пока только этим уроком нашего Самоучителя, не забывайте, что это всего лишь пианино для начинающих. Не стоит за день сразу же пытаться объять необъятное – это принесёт только вред.
Даже было бы лучше, чтобы вы несколько дней повторяли только тот материал, что усвоите отсюда. А когда вы будете готовы, то почувствуете это сами. Зачастую у тех людей, которые могут быстро и свободно играть на синтезаторе, появляются проблемы с тем, чтобы исполнить те же самые партии на фортепиано. Зато в обратную сторону это правило будет действовать соответственно: тем, кто играл на пианино, синтезатор покажется куда более простым для исполнительства.
Ноты и клавиши
Блиц: быстро нажмите на клавишу с нотой Ля!
Посмотрите внимательно и запомните – это основы основ, которые вам нужно будет знать в первую очередь. Сыграйте ноты, называя их, со временем вы сможете мгновенно определить нахождение любой ноты, в будущем, когда вы начнете изучать аккорды, вы еще не раз скажете мне спасибо, что акцентировал ваше внимание на такой, казалось бы, легкотне.
Не бойтесь, я не забыл про чёрные клавиши, но тут понадобится уже небольшое вникание в теорию, но ведь нужно же с чего-то начинать?
На данном этапе вам уже необходимо знать понятие интервал. Интервалы – это разница между двумя звуками определённой высоты.
Знаки альтерации — изменения высоты тона звука
Как было сказано ранее, повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:
Знаки альтерации
Действие знаков альтерации на высоту нот такое:
Знаки альтерации могут быть разного радиуса действия — «ключевые» и «встречные» или «случайные». Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа от него, каждый на своей линейке. Всегда в определенном порядке. Диезы при ключе записываются так:
Ключевые знаки действуют на все ноты по своей линейке, которые могут встретиться на протяжении произведения, и даже невзирая на октаву. Например, ключевой диез «фа» будет повышать все поголовно ноты «фа», во всех октавах и на всей длине пьесы.
Встречные же знаки действуют только на своей линейке, только в своей октаве и только в течение ОДНОГО ТАКТА (как дорожные знаки действуют только до первого перекрестка). Например, встречный бекар может отменить действие даже ключевого знака, но только на текущий такт и только на этой линейке. Встречные знаки ставятся слева от головки той ноты, которую требуется альтерировать. Это видно на нижеследующем рисунке.
Итак, общее представление о знаках альтерации у Вас, я надеюсь сложилось. Остается только добавить, что тон является следующей по старшинству величиной после полутона. Ну об этом, думаю, вы уже догадались Тон = 2 полутона То есть нотой на тон выше от До будет Ре, а нотой на тон выше от Ми будет Фа #.
Запомните информацию, данную выше – она не очень сложна, но нужна будет повсеместно. А воспользуемся мы ею незамедлительно! Постараюсь все опять же изложить максимально доступно.
Музыкальные гаммы: играем гамму До мажор и другие
Гармония –приятная для нашего слуха слаженность нот. Тональность – это набор определённых нот, подчинённых одной главной ноте.
Первое, что вам потребуется знать, опираясь на полученные знания – построение мажорных гамм.
Запоминайте внимательно, с помощью этой простой формулы вы сможете сыграть любую мажорную гамму:
Тон — Тон — Полутон — Тон — Тон — Тон – Полутон
2 Тона – Полутон – 3 Тона – Полутон
До мажорная гамма играется проще всего и очевиднее – по всем белым клавишам подряд от До до До (да, в этом предложении слишком много До, но c’est la vie!).
На первом этапе вам понадобится знать 3 гаммы: До мажорную, Соль мажорную и Фа мажорную.
Играются мажорные гаммы следующими пальцами: Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → («подворачиваете» большой палец) → Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → Безымянный (4) → Мизинец (5)
Потом обязательно играйте в обратную сторону в обратном порядке: Мизинец (5) → Безымянный (4) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1) → («перебрасываете» средний (3) палец на позицию перед большим пальцем (1)) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1)
Важно! Крайне желательно играть гаммы в 2 октавы, а выглядеть это будет следующим образом:
Для правой руки (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5) И потом, соответственно, в обратную сторону: (5) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1)
Для левой руки (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1) Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)
Внимание: из всех правил есть исключения!
В данном случае всё так и будет, но об этом позже. Фа мажорная гамма будет играться по другому принципу. Чтобы вы не запутались окончательно, посмотрите на картинки ниже – уж после них у вас точно не должно оставаться вопросов!
До мажор (C dur) – без знаков альтерации
Фа мажор (F dur) – знак альтерации один — Си b
Вот то самое исключение из правил! Если вы попробуете поиграть по заданной схеме эту гамму, то сами поймёте, насколько это неудобно. Специально для неё при игре правой рукой (только правой, левой всё играется как обычно. ) используется другая очередность пальцев:
Для правой руки:
(1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (4)
И потом, соответственно, в обратную сторону:
(4) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1)
Для левой руки: (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1)
Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)
Для начала отточите и хорошо запомните, как играются эти гаммы, — следующий урок будет посвящен основам нотной грамоты.
Заключение
Не старайтесь сразу играть гаммы очень быстро, — лучше это делать ритмично, ведь мозг запоминает информацию лучше, если учиться делать что угодно именно с медленной скоростью. Впоследствии скорость появится сама, но сначала важно довести всё до автоматизма.
Играя гаммы, вы сможете уже так же свободно, не задумываясь, направлять ваши пальцы, легко будете импровизировать с другими музыкантами или сочинять собственные мелодии.
Удачи вам в этом нелегком первом этапе освоения игры на пианино для начинающих![adinserter block=»5″]
Как научиться играть на пианино самостоятельно, занимаясь по 30 минут в день
Если вы давно хотели научиться играть на пианино, но не решались и откладывали на потом – вам сюда!
Поверьте, пианино так популярно, потому что на нем довольно просто научиться играть. А в этой статье я расскажу о 3-х шагах, которые помогут вам не просто заиграть, но и сделать это с удовольствием, в короткие сроки.
Также отсюда вы узнаете: как правильно сидеть за инструментом, ориентироваться на клавиатуре, и о том, как мотивировать себя в случае упадка сил.
А сейчас предлагаю пройти небольшой, но увлекательный тест и узнать, насколько ваш слух музыкален и как хорошо вы чувствуете ритм.
Может ли научиться взрослый
Многие взрослые, убеждены что учиться играть нужно было в детстве, но сейчас уже поздно. Свою мечту взрослые не редко реализуют через своих детей, хотя последним это не нужно. Мысль о том, что в зрелом возрасте трудно научиться играть – заблуждение. Позвольте порассуждать на эту тему.
Дети более обучаемы, несомненно. И связано это в первую очередь с «гибкостью» мозга. Нейронные связи в мозгу ребенка появляются быстрее. Но и взрослый человек имеет массу преимуществ перед ребенком. Взрослый давно владеет своим телом, а значит лучше им управляет. Взрослый быстрее соображает и реагирует на поправки учителя. Взрослый более усидчив и точно знает, чего хочет достичь. Взрослый в разы быстрее усваивает теорию – длительности нот, их обозначения на нотоносце и так далее.
Арам Хачатурян – известный композитор, начал заниматься музыкой будучи 19 летним юношей…
Вывод напрашивается сам собой: возраст — не помеха! Научиться играть на пианино может каждый и сделать это можно самостоятельно. В этой статье я поделюсь с вами некоторыми секретами, которые сделают занятия интересными и приблизят вас к мечте.
Посадка за инструментом
Прежде, чем учиться играть на пианино нужно научиться правильно сидеть за инструментом. От этого зависит успешность ваших занятий. Если сидеть неправильно, тело и руки будут напряжены, и вы не сможете играть свободно, бегло, с удовольствием.
Чтобы занять правильное положение за инструментом, нужно учесть 5 пунктов:
У людей разные антропометрические данные. При одинаковом росте у одного человека может быть вытянутое тело и короткие ноги, а у другого все наоборот. Поэтому говорить о высоте стула не совсем верно. Правильнее будет сказать о том, в каком положении должны быть руки и ноги, когда вы садитесь за инструмент.
Важно чтобы локти находились на одном уровне с клавиатурой или чуть выше нее. Локти должны быть опущены вниз, а не торчать в стороны. В то же время, между руками и телом должен быть воздух, прижимать локти к себе не нужно.
Считается, что бедра должны быть параллельны полу и перпендикулярны туловищу. Но на деле это не очень удобно и небольшие отклонения все же возможны. Для детей существуют специальные подставки под ноги, а в случае если стул не регулируется по высоте, под 5 точку можно положить несколько книг.
2) Площадь стула, которую можно занять
Садиться на всю площадь стула не стоит. Центр тяжести в таком случае распределяется не верно и это не способствует игре. Правильно занимать 1\2 поверхности стула или даже 1/3.
3) Расстояние между корпусом и клавиатурой
Расстояние между корпусом взрослого музыканта и клавиатурой составляет примерно 30 см. Однако правильнее будет положиться на свои ощущения. Рука должна быть согнута в локте так, чтобы угол между предплечьем и плечом был чуть меньше 90 градусов.
Садиться нужно примерно посередине клавиатуры, что бы нота До первой октавы находилась напротив пупка.
Ноги должны опираться на полную стопу. Голени должны быть перпендикулярны полу. Колени могут находится на одном уровне с бедрами, тогда угол в коленном суставе составит 90 градусов. Такое положение ног считается правильным, но по факту не удобно. Поэтому колени могут быть опущены ниже уровня бедер.
Важно следить за осанкой во время занятий. Спина должна быть прямой, но при этом грудь не стоит выпячивать вперед. Локти разведены чуть в стороны, чтобы между ними и телом был воздух. Важно контролировать плечи — у пианистов они часто поднимаются и блокируют правильную работу аппарата. Кисти рук расслаблены.
При такой посадке вы сможете достичь беглости пальцев и глубокого, полного звучания.
Донотный период
Если вы думаете, что без знаний нотной грамоты вы не сможете играть, вы сильно ошибаетесь. Ребенок сначала учится говорить, а потом уже писать и читать. Здесь такая же история – сначала нужно научиться извлекать звуки, потом связывать их в созвучия, аккорды, а затем строить из этого музыкальные фразы. Этот период, когда мы учимся играть без знания нот, называется донотным.
Импровизируем – привыкаем к инструменту
Некоторые стесняются прикасаться к инструменту, напрасно опасаясь, что у них не получится извлечь приятный, мелодичный звук. Но как научиться играть на пианино, если его бояться?
Есть одно универсальное средство, которое поможет убрать этот ложный страх, и я спешу поделиться этим средством с вами.
Сядьте за инструмент, нажмите правую педаль, зафиксируйте ее в таком положении. Теперь по очереди левой и правой рукой нажимайте только черные клавиши. Не нажимайте больше двух клавиш одновременно. Пробуйте менять ритм и громкость вашей музыки. Вот что может получиться:
Такая импровизация не только поможет вам набраться смелости перед инструментом, но и произведет впечатление на окружающих.
Знакомство с клавиатурой
Клавиатура представляет собой набор белых и черных клавиш. В расположении белых нет ничего примечательного, они идут по порядку – До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. А вот группировка черных клавиш нас интересует больше. Взгляните на изображение:
Вы видите, что черные клавиши группируются по 2 и 3. Это сделано не спроста – такое расположение служит для нас ориентиром. Чтобы найти на клавиатуре ноту До, нужно найти группу из 2-х черных клавиш и ближайшая клавиша слева и будет нотой До:
Расстояние от одной ноты «До» до следующей ноты «До» называется Октавой. Октава – это музыкальная мера. Вся клавиатура разделена на октавы, каждая из которых имеет свое название:
Следующая клавиша, которую легко найти — клавиша Фа. Она будет ближайшей соседкой слева, для группы из 3-х черных клавиш:
Нота Соль находится рядом с нотой Фа:
Учим песни на 3-х аккордах
Теперь, когда глаз наметан и мы без труда находим клавиши До, Фа и Соль можно попробовать сыграть что-нибудь.
Для этого нам потребуется еще немного усилий – освоим трезвучия.
Трезвучие – это аккорд из трех звуков. Давайте попробуем построить трезвучие от ноты До. Взгляните что получится:
Вы видите, что клавиши нажаты через одну. Важно сразу привыкать играть правильными пальцами. Используйте Большой палец, Средний и Мизинец.
Теперь построим трезвучие от ноты Фа. Принцип тот же – нажимаем через одну:
И осталось трезвучие от ноты Соль:
Левая рука будет играть бас – ноту от которой мы строим аккорд, но на октаву ниже, в Малой октаве:
Теперь пробуем соединить левую и правую руки вместе. Сейчас мы будем играть таким образом: бас-аккорд, бас-аккорд:
На этих трех аккордах можно сыграть следующие песни:
А если взять 3 других аккорда, например, трезвучие от нот Ля, Ре, Ми:
То можно сыграть еще много замечательных песен, как эти:
Аккомпанемент решает все
От аккомпанемента зависит характер и настроение музыки. Можно сыграть одну и ту же песню по-разному:
Мелодия не менялась, но вы заметили, что с каждым новым витком, музыка меняла настроение. Обусловлена эта перемена аккомпанементом, который состоит из фактуры и ритма.
Ритм – это череда длинных, коротких звуков и пауз.
Фактура — это способ, которым мы играем — аккордами, арпеджио Музыкальный прием, когда мы играем звуки аккорда по очереди аппарата. и так далее.
Перед тем как играть какую-либо музыку, подумайте, какое настроение вы хотите передать? В зависимости от этого выбирайте нужный аккомпанемент. Вот несколько способов которые можно использовать:
Как мотивировать себя
У всех бывает творческий кризис или эмоциональный спад. В такие моменты себя необходимо зарядить позитивом и найти источник мотивации. Способы могут быть самими разными, и каждый может найти свой источник вдохновения. Если вы знаете что вас вдохновляет, пользуйтесь этим. Если нет, я дам несколько советов, которые когда-то помогли мне самому.
1) Поставьте себе цель
Будьте реалистами. Не берите непосильных задач. На одном энтузиазме долго не протянешь, поэтому выбирайте такие произведения, которые вы сможете осилить в достаточно короткие сроки. Идите от малого к великому.
Смотрите видеоролики, на которых музыкант играет вашу любимую музыку. Хорошо если на видео видны руки и клавиши. Кроме удовольствия, из таких видео можно почерпнуть не мало полезного. Но будьте разумны, не сравнивайте себя с другими музыкантами, умоляя свои достижения. Вы можете сравнивать себя только с самим собой – собой вчерашним. А легкое чувство зависти должно вас по-хорошему заводить = мотивировать.
3) Играйте под фонограмму
Массу положительных эмоций может вызвать игра под фонограмму. Это что-то вроде караоке, только вместо вокала вы играете на инструменте. Найти фонограмму, или минус, как ее еще называют, можно в интернете. Это занятие здорово развивает мелодический слух, а кроме того доставит вам немало удовольствия, смотрите сами:
4) Публичные выступления
Этот пункт подойдет не всем, но попробовать должен каждый.
Выступление перед публикой – это выброс адреналина и, как следствие, стресс. Одни легко с ним справляется, а для других это трясущиеся руки, и целый день «отходняка». Люди повсюду ищут острые ощущения: кто-то прыгает с парашютом, а кто-то участвует в мотогонках… Публичные выступления имеют такой же эффект. Артисты сначала привыкают к сцене, а потом жить без нее не могут. Певец заявляет о завершении публичной деятельности, но через пару месяцев снова на сцене – в этом нет ничего удивительного.
Попробуйте выступить перед друзьями или родными. Быть может это ваш путь. К тому же, опыт выступления перед публикой, может быть полезен в обычной жизни.
Заключение
Научиться играть может каждый, главное иметь желание и упорно заниматься по 30 минут в день. Как говорят мастера фортепианного искусства: «Занимаясь каждый день, ты делаешь по одному шагу вперед. Пропустив один день занятий, ты делаешь 3 шага назад».
На сегодня у меня все. Надеюсь, эта информация стала для вас новой, и теперь вы больше знаете о том, как научиться играть на пианино самостоятельно. Если вам есть что добавить – пишите в комментариях, а также вступайте в группу Вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал, где я делюсь полезными советами и делаю разбор песен. Вот один из них: