Урим и туммим что это такое
Урим и туммим
Еще более загадочными, чем херувимы, являются предметы, которые входят в тщательно и детально описанное облачение первосвященника. Поверх ефода — льняного облачения — надевался наперсник со вставленными в него двенадцатью драгоценными камнями, представляющими двенадцать колен Израилевых, а также с неким подобием карманов:
Исх., 28: 30. На наперсник судный возложи урим и туммим…
Что такое урим и туммим — неизвестно. Это еврейские слова, но перевод их ничего не проясняет, так как означают они «свет» и «совершенство».
Чаше всего предполагается, что урим и туммим представляли собой вид жребия, используемый в истолковании божественной воли. При необходимости получить положительный или отрицательный ответ один из внезапно появляющихся жребиев, вложенных в наперсник, мог указывать «да», а второй — «нет». Если же задавался пустой, нестоящий вопрос, эти предметы ничего не указывали, давая понять, что божественного указания не будет.
Библия определенно свидетельствует, что израильтяне в период своей ранней истории ожидали проявления божественного указания в некоем случайном событии. Когда царю Саулу нужно было найти человека, совершившего грех, он поставил всех израильтян по одну сторону (возможно, позволив им предстать в роли одного из жребиев), а сам со своим сыном Ионафаном стал по другую (представляя второй жребий).
1 Цар., 14: 41. И сказал Саул: Господи, Боже Израилев! дай знамение. И уличены были Ионафан и Саул, а народ вышел правым.
Однако в этом и в других подобных случаях в Библии короля Якова урим и туммим конкретно не упоминаются в качестве жребия для получения божественного указания. И обычно, когда речь идет об уриме и туммиме, характер их использования не указывается. Лишь в одном месте Библии, когда Саул перед последней битвой просит Бога о помощи и не получает ее, упоминается только урим:
1 Цар., 28: 6. И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков.
Однако в Исправленном стандартном переводе стих 1 Цар., 14: 41 приводится в более полном варианте, который дает ясное представление о происходящем: «И тогда Саул сказал: «О Господь Бог Израиля, почему ты не отвечаешь слуге твоему сегодня? Если вина эта на мне или на сыне моем Ионафане, о Господь, Бог Израиля, дай урим; но если вина на твоем народе Израиля, дай туммим». И уличены были Ионафан и Саул, а народ вышел правым».
Этот вид предсказания исчез из употребления к окончанию ветхозаветных времен.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Примечания (Урим и Туммим)
Примечания (Урим и Туммим) Урим и Туммим (Исх. 28:30). Эти слова в буквальном смысле означают «Свет и совершенство». Составляли ли урим и туммим особое украшение первосвященника, или означали только свойство наперсника и камней его, или это были самые камни с вырезанными на
Урим и Тумим
Урим и Тумим На правой и левой стороне нагрудника размещались два больших, ярко сверкающих камня. Они известны как Урим и Тумим. При помощи этих камней первосвященник узнавал Божью волю. Когда на суд Божий выносились вопросы, ореол света вокруг драгоценного камня справа
Урим и туммим
Урим и туммим Еще более загадочными, чем херувимы, являются предметы, которые входят в тщательно и детально описанное облачение первосвященника. Поверх ефода — льняного облачения — надевался наперсник со вставленными в него двенадцатью драгоценными камнями,
Урим и туммим что это такое
1. «И будет носить Аарон имена сынов Израиля на наперснике судном на сердце своём, когда будет входить во святилище для постоянной памяти перед Господом. И вставь в наперсник судный Урим и Туммим, и они будут на сердце Аарона, когда будет он являться пред Господа. И да несёт Аарон суд сынов Израиля на сердце своём пред Господом постоянно» (Шемот, 28: 29-30).
2. «И привёл Моше Аарона и сынов его, и омыл их водою. И возложил на него кутонет, и опоясал его поясом, и надел на него ризу, и возложил на него эйфод, и опоясал его поясом эйфода, и закрепил им эйфод на нём. И возложил на него наперсник, и в наперсник вложил Урим и Туммим» (Ваикра, 8:6-8).
3. «Пред Элазаром же, священником, должно стоять ему [Иеошуа бин Нуну], и тот будет испрашивать для него решение Урим пред Господом: по его слову им выходить, и по его слову им приходить, ему, и всем сынам Израиля при нём, и всей общине» (Бамидбар, 28: 21).
4. «И о Леви скажи: Урим Твой и Туммим Твой благочестивому мужу твоему,…» (Деварим, 33:8).
5. «И вопросил Шаул Господа, но не отвечал ему Господь ни через сновидения, ни через Урим, ни через пророков» (1Шмуэль, 28:6).
6, 7. «Эти [коаним] искали запись свою о происхождении, но она не была найдена и были они отлучены от священства. И сказал им Тиршата, чтобы не ели они от святого святых, пока не встанет коэн с Урим и Туммим» (Эзра, 2:62-63, Нехемия, 7:64-65).
Все эти упоминания не дают нам достаточно ясной картины. Очевидно, что Урим и Туммим это некий гадательный атрибут, вложенный в «наперсник судный», служивший облачением Великому Коэну (Первосвященнику). Только он один мог этот атрибут применять, причём применение это прекратилось после вавилонского изгнания (Мишна Сота 9:12, Сота, 48В). Но на детский вопрос: а что же это такое, Урим и Туммим, цитированные отрывки не отвечают. Не удивительно, что внешний вид и способ применения этого атрибута сами стали предметом гаданий и спекуляций ещё в древности. Так, Септуагинта переводит два эти слова как имена нарицательные: «знамение» и «совершенство», очевидно возводя Урим к корню אור (свет), а Туммим – к תם (безупречность). Это пример «синонимичной» этимологии, когда два слова обозначают, в общем, одно и то же. Но предлагалась и этимология антиномичная, когда два слова выражают противоположные понятия. В этом случае Урим возводили к корню ארר (проклясть). Тогда название в целом приобретало такой смысл: «указание, что угодно Богу, а что – нет». Такую расшифровку предложил, в своё время, Юлиус Вельхаузен.
Наиболее интересный рассказ про Урим и Туммим содержится, однако, не в этих семи примерах, а в восьмом, в том, который в Массоретский (еврейский) текст ТАНАХа не попал. Как известно, Септуагинта (греческий вариант ТАНАХа) во многих местах расходится с Массорой (еврейским текстом). Одно из таких расхождений имеет прямое отношение к нашему сюжету. В нижеследующей цитате добавления Септуагинты выделены квадратными скобками: «И сказал Шаул (Саул) Господу: Боже Израилев! [отчего Ты ныне не отвечал рабу твоему? Моя ли в том вина или сына моего Йонатана? Господи, Боже Израилев, дай Знамение <этим словом Септуагинта всегда переводит Урим>если же она в народе твоём, Израиле] дай Та(у)мим ( תמים ), и попались Йонатан с Шаулем, а народ оказался чистым» (1.Шмуэль, 14:41). Надо сказать, что в этом пассуке слово Тумим огласовано не так, как принято: под буквой тав стоит не куббуц, а камац.
Восстановив, таким образом содержание текста, задумаемся над его смыслом. Царь Шаул предлагает народу провести процедуру девинации в два этапа. На первом этапе в качестве гадательного атрибута используется Урим. Положительный ответ означал бы, что виновны Шаул и Йонатан (на этом этапе они выступают, как единое целое). Отрицательный ответ означал бы, что они невиновны. На втором этапе гадательным атрибутом должен стать Туммим. Положительный ответ означал бы, что виновен народ. Отрицательный ответ означал бы, что «не нашлось греха ни на одном из нас», ни на царе с сыном, ни на народе (проф. М. Анат).
Продолжим рассказ: «Бросьте между мною и Йонатаном. И попался Йонатан» (там же, 42). Рассказчик использует применительно к Урим и Туммим глагол להפיל (ронять, метать, бросать). Исходя из этого, их обычно представляют в виде двух небольших предметов (например камешков, палочек, стрел), которые можно бросать, как игральные кости. В зависимости от того, как они упадут, мы получаем положительный или отрицательный ответ. Это означает, что Урим и Туммим всегда дают ответ по бинарной системе: да или нет. Однако в пятом примере мы видим, что ответ мог быть и неопределённым. Такое тоже возможно, если допустить, что каждый предмет по отдельности мог давать ответ по бинарной системе: если мы одновременно кидаем две монеты, и одна падает на «орёл», а другая – на «решку», то гадание ответа не дало. Похожие гадательные атрибуты были весьма распространены в Ассирии.
Изложенная теория, однако, не лишена недостатков. Во-первых, она не объясняет грамматическую форму множественного числа в названиях Урим и Туммим. Во-вторых, она исходит из того, что гадательные атрибуты всегда давали ответ по бинарной системе. Однако в ТАНАХе есть несколько эпизодов, где Урим и Туммим также играют важную роль, хотя и прямо не названы.
1. «И было, по смерти Йеошуа (Иисуса Навина) вопрошали сыны Израиля Господа, говоря: Кому из нас первому выйти против Кнаанеев, чтобы воевать с ним? И сказал Господь: Иеуда пусть выступит, предаю я землю эту в руки его» (Шофтим, 1:1-2).
2. «И встали они, и поднялись в Бейт-Эль, и вопрошали Бога, и сказали сыны Израилевы: кому из нас выступить прежде на войну с сынами Биньяминовыми? И сказал Господь: Иеуда впереди» (Шофтим, 20:18).
3. «И вопросили ещё Господа: пришёл ли сюда ещё человек? И сказал Господь: вот он, прячется среди утвари» (1.Шмуэль, 10:22).
4. «И было, после этого вопросил Давид Господа, сказав: подняться ли мне в один из городов иудейских? И сказал ему Господь: поднимись. И сказал Давид: куда подняться мне? И сказал Он: в Хеврон» (2.Шмуэль, 2:1).
5. «И вопросил Давид Господа, и Он сказал: не выступай, обойди их с тыла, и придёшь к ним со стороны тутовых деревьев. И будет, когда услышишь отзвук шагов в вершинах тутовых деревьев, тогда устремись, ибо вышел Господь тогда пред тобою, чтобы поразить стан плештимский (филистимлянский)» (2.Шмуэль, 5:23-24).
В каждом из этих пяти эпизодов используется оборот «спросил(и) (Бога)». Поскольку спрашивает иногда большая группа людей, весь народ, то очевидно, что единственным возможным способом такого вопрошания были Урим и Туммим. Теперь мы видим, что Урим и Туммим могли давать ответ не только по бинарной системе: да или нет. Они могли выбирать одно из колен (1, 2), один город (4), указывать место, где скрывался Шаул (3), и даже описывать в деталях военную тактику (5). Всё это указывает на сложный и более изощрённый ритуал гадания, чем просто метание жребия и на более сложный и «многозначный» гадательный атрибут, чем камешки или палочки.
Так или иначе, но наших знаний пока явно не достаточно не только для изготовления и практического применения Урим и Туммим, но и для того, чтобы опознать их, буде они случайно попадут нам в руки. Такую возможность не следует сбрасывать со счёта! В конце девятнадцатого века Хафец Хаим, один из крупнейших харедимных раввинов того времени, получил из Эрец Исраэль галахический вопрос, отчасти похожий на тот, который вы нам задали. Автор подробно описывал некие найденные им предметы и утверждал, что это Священные Сосуды из Иерусалимского Храма. Вопрос же состоял в том, следует ли обнародовать находку и можно ли Священные Сосуды использовать в наше время. Кстати, именно так галахический вопрос и должен быть сформулирован: вопрошающий всегда ожидает от раввина того, чего в древности ожидали от Урим и Туммим, т.е. практических рекомендаций. Подробное описание убедило Хафец Хаиима, что находка подлинная (о повальных фальсификациях, впервые ставших в тот период поистине кошмаром для учёных археологов, он не знал). Ответ был дан однозначный: найденные предметы нельзя никому показывать и следует немедленно зарыть на прежнем месте.
Всего понравилось:6
Всего посещений: 6993
Комментарии:
Сергей Чевычелов
— at 2016-09-11 12:16:38 EDT
Наперсник (судный нагрудник) также был соткан из золотых нитей, виссона и шерсти тех же цветов, что и эфод. Этот наперсник, судя по Торе (Шамот, 28,16) был квадратным и двойным. То есть представлял из себя передний карман, с длиной и шириной по пол-локтя. В наперснике лежали урим и тумим. Распространено мнение, что урим и тумим состояли из имен Бога: высвечивающиеся буквы слагались в ответ. Полагают, что слово урим связано со словами «свет», «озарение», а тумим связывают со словом «окончание». В этом случае парная расшифровка урима и тумима предсказывала событие. Однако, есть и более простое объяснение. Исходя из того, что наперсник представлял собой единственный карман в ритуальной одежде коэн-гадоля, носить в нем он должен был что-то, незаменимое в ритуальной службе первосвященника. А незаменимым в работе коэнов был… огонь. И в кармане первосвященника должны были быть предметы, которые помимо символического значения «конец света» и «озарение» могли бы вызвать огонь там, где надо, и, тем более, возобновить огонь, если он погас. Первосвященник вызывал огонь в благовонных травах, сухие травы служили трутом, когда заходил в Святая святых, воскурял лампады в меноре:
«6. Поместишь его перед завесой у ковчега свидетельства,
перед крышкой, которая на Свидетельстве, где Я буду тебе являться.
7. Будет воскурять на нем Аѓарон благовонное воскурение,
каждое утро при очищении лампад будет он воскурять.
8. И в сумерки будет Аѓарон воскурять, зажигая лампады,
это пред Господом в поколения ваши постоянное воскурение». (Михаил Ковсан Книги ТАНАХа Имена (Шмот) http://berkovich-zametki.com/2016/Zametki/Nomer5_6/Kovsan1.php
В Библии нет описания ни самих «урим и туммим», ни способа их использования. По предположению комментаторов, с их помощью буквы на драгоценных камнях наперсника зажигались, составляя слова ответа Бога первосвященнику. Сергей Чевычелов
— at 2015-12-02 11:24:11 EDT
Очень интересно!
Если мы относим Урим и Тумим к Священным сосудам, то уместно привести здесь 6 стих 31 главы Чисел:
И послал их Моисей на войну, по тысяче из колена, их и Финееса, сына Елеазара, священника, на войну, и в руке его священные сосуды и трубы для тревоги.
По-видимому, эти священные сосуды были весьма малы, раз они поместилисьь в одной руке Елеазара, и еще хватило места для труб.
«Поскольку две скрижали были уже написаны, остальное время, проведенное на вершине горы, Моисей получал инструкции по строительству скинии, в которой Господь будет «обитать» среди людей. Моисей не только выслушал устные инструкции, но увидел «образец скинии и образец всех сосудов ее». Среди них был Ковчег Завета — облицованный золотом деревянный ящик с двумя золотыми херувимами на крышке, в котором должны были храниться две скрижали. Это, объяснил Господь, будет двир (буквально, «то, что говорит»): «. там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов».
Урим и Туммим
Урим и Туммим ( Исх. XXVIII, 30 ). Означенные слова в буквальном смысле значат: свет и совершенство. Составляли ли урим и туммим особое украшение первосвященника, или означали только свойство наперсника и камней его, или это были самые камни с вырезанными на них именами колен Израилевых, или составляли и означали другое что-нибудь – определенно неизвестно.
В Свящ. Писании урим и туммим представляются в тесной связи с наперсником первосвященника. Сделай, пишется в кн. Исход, наперсник судный искусною работою. и вставь в него оправленные камни в четыре ряда. Сих камней должно быть 12-ть, по числу двенадцати имен сынов Израилевых. И далее присоединяется: на наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда он будет входить в святилище пред лице Господне, и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним ( Исх.XXVIII, 15, 17, 21, 30 ). Из этого видно, что урим и туммим составляли особое внешнее украшение, отличное от наперсника, хотя к нему и принадлежащее.
Если же они составляли особое украшение наперсника, то следовало бы было ожидать, что они, подобно другим принадлежностям Скинии и священнослужения, точно будут описаны в книгах Моисеевых. Но этого-то и нет. Так, в кн. Исход ( Исх.XXIX, 8–21 ), Числ ( Чис.XXVII, 21 ), Второзакония ( Втор.XXXIII, 8 ) подробно описаны наперсник и драгоценные камни на нем, но об уриме и туммиме вовсе не упоминается.
В кн. Царств нередко говорится о вопрошении Господа ( I Цар. XIV:36, 37, XXII:10, XXIII:69, XXVIII:6, XXX:7–8 и др.), но об уриме и туммиме дается видеть только, что это было одно из различных средств, какими Бог отвечал вопрошающим Его ( I Цар. XXVIII, 6 ).
Сирах, прославляя древних великих мужей и упоминая об Аароне и его одеждах, урим и туммим также соединяет нераздельно с наперсником ( Сир. XLV, 12 ); изображая подробно величие священного облачения и украшения первосвященника Симона праведного, ничего не говорит об уриме и туммиме ( Сир. L ).
В Новом Завете об уриме и туммиме вовсе не говорится.
Предание иудейское также не дает точных сведений по этому предмету. Флавий не отделял их от драгоценных камней наперсника, приписывая им особенное блистание, когда Бог милостиво внимал приносимым жертвам и предвещал победу идущим на сражение. Флавий присоединяет, что камни эти перестали сиять лет за двести до того времени, как он начал писать свою историю (Древн. кн. 3, гл. 8).
Другие разумеют самый наперсник или слово судное с драгоценными камнями его, находя основание в том, что имена урим и туммим соответствуют камням наперсника, которые по своему блеску могли быть названы светом и по своему превосходству, как естественному, так и искусственному, совершенством. По мнению некоторых западных толкователей Свящ. Писания, урим и туммим, как символ истины, заимствован Моисеем у египтян, у коих верховный жрец носил на золотой цепочке на шее, как образ или символ истины, украшение из драгоценных камней, которое называлось истина.
В заключение мы должны сказать, что об уриме и туммиме мы не имеем определенного понятия, также и относительно того, каким образом чрез них узнавалась и возвещалась воля Божия и какие случаи и решения подлежали этому способу откровения воли Божией, ибо в народе Божием были и другие способы, чрез кои открывалась и возвещалась воля Божия ( I Цар. XXVIII, 6 ). Одно известно, что великий первосвященник чрез урим и туммим мог вопрошать Господа ( Чис. XXVII, 21 ) и имел дар предсказывать будущее и открывать волю Божию воспрошающим о ней; видно также, что Бога вопрошали таким образом в важных случаях, касавшихся всего народа, а не частных запутанных споров и распрей ( Суд. I:1, XX:18 ); для решения обыкновенных спорных дел служило законное судопроизводство, определенные законом решения, а чрез урим и туммим вопрошали Бога в таких случаях, в коих никакой закон не мог давать решения и существующее право не могло удовлетворять требованию дела.
Касательно самого образа или способа, как узнавалась и возвещалась при этом воля Божия: голос ли какой слышен был, или особенный блеск и свет камней наперсника давал понимать смысл ответа, или это было внутреннее некое озарение и просвещение в вопрошающем Господа, или это было мистическое, таинственное действие священных имен, – в Свящ. Писании не представляется на это никаких объяснений, потому ли, что это предполагалось известным тогда, или потому, что по особенной таинственности нельзя было подробнее говорить об этом. Известно только, что это было высокое отличие и преимущество первосвященника, которое не подчинялось произволу человеческому и после слова пророческого имело особенное значение. Но и оно, так как и самые урим и туммим, прекратилось.
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Урим и Туммим
См. Г. Властов, «Священная летопись первых времен мира и человечества» (т. II); прот. П. Солярский, «Опыт библейского словаря собственных имен» (т IV, СПб., 1884).
Полезное
Смотреть что такое «Урим и Туммим» в других словарях:
Урим и туммим — Урим и туммим, согл. Исх 28:30; Лев 8:8, небольшие предметы, находившиеся в см. Наперснике первосвященника; посредством У. и Т. первосвященник мог узнавать волю Господа по отношению к Израилю (Чис 27:21). Во Втор 33:8 эти предметы упоминаются в… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Урим и Туммим — (ивр. אוּרִים תֻוְמִּים) упоминаемые в Библии предметы, при помощи которых первосвященник от имени народа или царя вопрошал Бога (Чис.27:21). Содержание 1 Значение названия 2 … Википедия
Урим и туммим — (ивр. אוּרִים וְתֻמִּים) упоминаемые в Библии предметы, при помощи которых первосвященник от имени народа или царя вопрошал Бога (Чис.27:21). Значение названия Значение слов ивр. אוּרִים וְתֻמִּים не совсем ясно. Возможные варианты перевода:… … Википедия
Урим и туммим — т.е. свет и совершенство (Исх. 28:30) посредством которых первосвященник в очень важных случаях вопрошал Бога (Чис. 27: 21; Втор, 33:8). Это не были 12 драгоценных камней на наперснике, как предполагают некоторые толкователи Библии, что ясно… … Словарь библейских имен
Урим И Туммим — На ефоде (облачении раввина) еврейского Верховного Священника символизируют сияние и совершенство … Словарь символов
Урим и Туммим — ♦ (ENG Urim and Thummin) (др. евр., букв. света и совершенства) объекты, используемые первосвященниками в Ветхом Завете для выяснения воли Бога в сомнительных ситуациях (Исх. 28:30; Чис. 27:21; 1 Цар. 28:6) … Вестминстерский словарь теологических терминов
Урим и Туммим — см. жребий … Библия: Тематический словарь
Урим — и Туммим (Исх.28:30 ). Означенные слова в буквальном смысле значат: свет и совершенство. Составляли ли урим и туммим особое украшение первосвященника, или означали только свойство наперсника и камней его, или это были самые камни с вырезанными на … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Таинственные урим и туммим
Поскольку для использования этих предметов необходимо наличие судного наперсника, то сначала коснёмся его поподробнее. Наперсник (от слова «персь» — грудь) — нагрудное украшение, элемент одежды. Не путать со словом «наперстник» (или напёрсток) — предмет, надеваемый на палец («перст»).
Выглядеть он мог примерно вот так:
Наперсник подробно описан в стихах 15-29 главы 28 книги Исход. Он изготавливался из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона. В золотых гнёздах находилось 12 оправленных разных драгоценных камней, по числу колен Израилевых. На каждом камне было вырезано наименование колена, символом которого как бы являлся этот камень. Наперсник назван судным, потому что священник призван молиться за целый народ о прощении грехов, вспоминая все совершённые людьми преступления богоданного Закона (как на суде).
Слово «урим» вероятно является множественной формой древнееврейского слова «ор» — «свет», а «туммим» — множественной формой от «том» — «чистый», «беспорочный»). В этом смысле очень точен церковнославянский канонический вариант Библии. Там соответствующее место книги Исход звучит так: «И да возложиши на слово судное явление и истину. »:
Явление (являть, просвещать, делать ясным) и Истина! Название таинственных предметов содержит в себе отсылку в Тому, Кто Сам есть и Свет, и Истина:
Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный (Иер 24:10)
Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы (1Ин 1:5)
И, естественно, ответы на человеческие вопросы от Самого Бога могли быть лишь совершенно светлые и истинные! Как выглядели эти чудесные предметы, неизвестно. Книга Исход содержит чрезвычайно подробные описания и храма-Скинии, и одеяний ветхозаветных священников. Это неудивительно, ибо это всё исполненные глубокого смысла символические вещи. Например, устроение ветхозаветного Храма символизирует духовное устроение человека. Но тем не менее описание такого яркого, выражаясь современным языком, мощного артефакта, как предмета, при помощи которого было получить ответ от Самого Бога, совершенно отсутствует. Мы даже не знаем из текста, изготовлены ли были эти предметы самим пророком Моисеем или по его указанию или же были ему даны Богом в готовом виде, подобно первым каменным Скрижалям с Заповедями. Для того, чтобы предположить, как применялись урим и туммим, исследователи этого вопроса обратили внимание, что в наименовании начертанных на камнях наперсника имён двенадцати колен Израилевых встречаются все 22 буквы древнееврейского алфавита. Поэтому вполне возможно, что первосвященник после молитвы и заданного во всеуслышание вопроса проводил, как в фантастических фильмах, рукой с предметами поверх наперсника, и отдельные буквы на драгоценных камнях начинали светиться, складываясь в слова. Но это, повторюсь, лишь весьма вольные предположения.
В следующий раз урим упоминается в книге Левит, когда Моисей поставляет Аарона на первосвященническое служение:
Затем урим упоминается в книге Чисел, когда Моисей по Божьему повелению назначает своим преемником Иисуса Навина, которому предназначено было ввести избранный народ в землю обетованную:
Елиазар — это сын Аарона, ставший после него первосвященником.
Хотя в книге Иисуса Навина урим прямо не упоминается, там встречается эпизод, который предполагает его использование. Иисус Навин, потерпев поражение при Гае и получив откровение, что это произошло из-за того, что некто из-за жадности присвоил себе и утаил часть военных трофеев, которые должны быть посвящены Богу, приказывает подходить поочерёдно и выявлять сначала виновное колено, затем в этом колене племя, потом семейство, а потом выявить и непосредственно виновного человека:
Вопрошание производилось, естественно, при помощи урима и туммима. В этом случае Господь не назвал виновного тут же непосредственно через пророческое откровение, а повелел опрашивать касательно каждой группы людей, от большей к меньшим.
Прямые ответы Бога на человеческие вопросы были, само собой, знаком особого Божьего благоволения. Когда такого благоволения не было, то ответы не давались. Так, когда благодать отошла от Саула за его прегрешения и отступничество, Господь не отвечал ему:
Урим и туммим исчезли после падения Израильского Царства и Вавилонского пленения иудеев вместе с Ковчегом Завета и другими святынями, находящимися в Святая Святых Первого Храма. Последний раз урим и туммим упоминаются в Библии в книге пророка Ездры, когда иудеи возвращались из вавилонского пленения после разгрома Вавилонского Царства персидским царём Киром:
Люди претендовали на священство, но священниками в ветхозаветной Церкви могли быть только чистокровные представители Левиина колена. Записи же родословных, которые могли бы подтвердить отношение этих людей к данному колену, не сохранились. Вопрос о священстве, о личности священослужителей крайне важен во взаимоотношениях Бога и народа, поэтому первосвященник Тиршафа совершенно правильно сказал им, что поскольку нет родословных, то только Бог в состоянии дать ответ, подходят ли эти люди. «Великая святыня», которую нельзя было есть спорным кандидатам в священнослужители — это хлеба предложений, находящиеся в Храме перед завесой в Святая Святых и которые употреблять в пищу разрешалось только священникам. А поскольку, как мы знаем, урим и туммим больше не появлялись в истории, то ясно, что упомянутым кандидатам так и удалось пополнить собой священство.
История урима и туммима не является неким абстрактным и не имеющим отношения к нашей сегодняшней жизни повествованием. Здесь глубокое поучение для нас, проливающее смысл на страницы и нашей истории. Ведь почему Господь попустил исчезнуть такому необычному и на первый взгляд крайне нужному предмету? Ответ очевиден: в нём исчезла необходимость, потому что люди перестали слушать волю Божью и всё более уклонялись к тому, чтобы жить по воле сердец своих и по своим прихотям. Вот, например, как в Иудее исчезло непосредственное боговодительство народом и началась эпоха царств:
По той же причине рухнула традиционная для нашей страны монархическая форма правления в 1917-м году. Народ перестал нуждаться даже в просвещённом монархе и возжелал иных кумиров: пустословия демократии, свободы отнимать всё, что захотелось и уравнительного псевдобратства. Чтобы было Божье водительство народу, народ должен испытывать горячее желание по Божественной воле жить. Кроме того, здесь находится ответ на вопрос, связанный с исчезновением такого явления в русской православной жизни, как старчество. Не раз читал, что люди удивляются: куда подевались старцы, которые во множестве были у нас на Руси — и в Оптиной пустыни, и в Сарове, и в других монастырях. Действительно, куда же они сейчас все подевались? Хотя я лично думаю, что святой жизни старцы сейчас всё-таки есть, просто они тихо молятся и не выходят в люди, не получая от Господа откровение на такое служение. А ответ такой же, как и в случае с уримом и туммимом: нет в них настоящей потребности. Представьте себе, что появился вдруг некий яркий старец, который может являть людям волю Божью касательно их лично. Как вы думаете, многие бы побежали эту волю выполнять, не ища себе оправданий? Многие относились бы к нему как к некой необычной диковинке или спрашивали бы его о чём-то сугубо земном: на какую работу выгодней пойти, что лучше купить. Именно так и было уже во времена последних оптинских старцев. И мало кто будет спрашивать, как жить на земле, чтобы наверняка спастись. А Господь Бог — это не ярмарочный шут, он посылает к людям своих духоносных сынов не для того, чтобы поразвлекать людей, а для того, чтобы верно направлять к спасению тех, кто искренне этого желает.