Урез кожи что это
Основные приёмы при работе с кожей
Оцените материал
В работе с кожей существует много различных способов в зависимости от вида кожи и характера вещи. Но есть несколько основных приёмов, которые новичкам стоит освоить в первую очередь, потому что они нужны чаще всего.
Обработка края и соединение заготовок
Обработка уреза
Если стиль и предназначение задуманной вещи позволяет, её край (урез) можно оставить необработанным. Но чаще всё-таки возникает необходимость его оформить.
Тонкую кожу можно просто подогнуть и пришить или приклеить к изнаночной стороне. При работе с плотной неокрашенной кожей урез остаётся открытым и его понадобится обработать.
Обработка уреза позволяет сделать менее заметными места склеивания нескольких слоёв кожи (например, в сумках и портмоне) и предохраняет их от расслаивания.
В толстых кожах растительного дубления кромку срезают торцбилом, а затем закругляют шлифовкой. Лезвие торцбила ставят на обрабатываемый торец кожи и плавным непрерывным движением ведут по кромке, срезая фаску. Затем урез заглаживают сликером.
Шлифовать и полировать можно разными способами:
Шлифовка края кожи
Помимо полировки и шлифовки, урез обрабатывают специальными красками для уреза. Они обладают более густой текстурой, чем обычные краски для кожи, при высыхании образуют эластичную плёнку. Бывают всевозможных цветов, глянцевые и матовые.
Существуют различные приспособления для нанесения краски:
Способы нанесения краски на урез кожи
Механические способы обработки быстрее, но они чаще применяются для более толстых кож и при больших объёмах работ, позволяя экономить время и силы.
Если во время работы с кожей средней плотности понадобится сделать подгиб или соединить два куска кожи, края надо отшерфовать.
Шерфование — утончение или скос края кожи. Оно позволяет избежать утолщений при склеивании или сшивании нескольких поверхностей. Такое соединение легко сгибать.
Шерфование края кожи
Шерфование края кожи канцелярским ножом
В зависимости от вида кожи скос края можно делать и специальным рубанком для кожи со сменными лезвиями, и ножом для кожи со скошенным краем. Главное — использовать острый, хорошо заточенный инструмент.
Рубанок и ножи для кожи
Детали из кожи соединяют либо склеивая, либо сшивая, либо совмещая проклеивание и прошивку. Тонкую кожу можно сострочить на бытовой швейной машине. Для плотных кож применяют ручную прошивку седельным швом.
Седельный шов — ручной шов, выполняемый по специальной технике двумя иглами. Имеет особую прочность и надёжность по сравнению с машинным за счёт отличия в переплетении нитей. Прокладывать седельный шов гораздо удобнее, когда работа зажата в шорнике, так как обе руки остаются свободными. Вместо шорника можно изготовить приспособление из струбцин и дощечек.
Есть два способа прокладки седельного шва.
Классический способ седельного шва
Установка фурнитуры
Необходимым элементом в большинстве кожаных вещей является металлическая фурнитура. Правильно подобранные заклёпки, кнопки и люверсы не только могут сделать, к примеру, ремень или браслет по-настоящему красивым и стильным, но и функциональным.
Виды фурнитуры
Хольнитены — декоративные заклёпки, применяются и в качестве укрепляющего элемента на участках большой толщины. Бывают одно- и двусторонние, имеют разный диаметр и форму.
Люверсы — для укрепления отверстий. Бывают различного диаметра и формы, чаще всего круглые или овальные.
Кнопки — специальные застёжки различной конфигурации и диаметра.
Хольнитены, люверсы и кнопки
Устанавливают фурнитуру с помощью ручного пресса или отдельных установщиков. Отдельные установщики имеют две части. На нижнюю помещают материал с заранее вставленной фурнитурой, накладывают верхний стержень, а по нему с усилием ударяют молотком или киянкой. Ручной пресс хорош тем, что абсолютно бесшумен. Но с его помощью фурнитуру сложно устанавливать далеко от края или в труднодоступных местах.
Для каждого вида фурнитуры существуют свои матрицы. На фото изображены разные виды фурнитуры и соответствующие им матрицы для пресса: 1 — хольнитен односторонний; 2 — матрица для кнопки альфа (верхняя часть); 3 — матрица для кнопки альфа (нижняя часть). Эта кнопка состоит из четырёх частей: две части на верхнюю кнопку и две части на нижнюю; 4 — люверс.
Матрицы для установки металлической фурнитуры
Для установки фурнитуры в нижнюю часть пресса вставляют одну часть соответствующей матрицы, а в верхнюю, подвижную, ввинчивают вторую.
Фурнитура состоит из двух или четырёх деталей. Для её установки сначала пробивают пробойником в коже отверстие соответствующего диаметра.
С изнаночной стороны устанавливают нижнюю часть, с лицевой стороны — верхнюю. Заготовку укладывают на матрицу и нажатием на рычаг соединяют обе части.
Способы обработки уреза
Сегодня я бы хотел обсудить такую важную тему, как обработка торца изделия.
Обработка края — важный этап в создании радующего глаз и руки изделия. Как гармонично подобранный цвет краски и аккуратная обработка могут значительно улучшить внешний вид вашей работы, так и небрежно обработанный край может свести на нет все ваши предыдущие старания и испортить общее впечатление от, в общем-то, качественно сделанной вещи.
Невозможно недооценить роль красивого торца, так как именно он, наряду с прошивкой, превращает несколько собранных вместе заготовок в законченное изделие.
В начале пути всегда возникает множество вопросов. Обрабатывать или нет, воск или химия, красить или прозрачный, грунтовать перед покраской или нет, покупать или обойтись подручными средствами?
Попробуем разобраться в этих и других вопросах, связанных с обработкой краёв изделия.
Для примера я буду использовать кожу краст толщиной 1,8-2 мм,склеенную вдвое.
Существует несколько способов обработки края:
• обработка химией. Ledafil, Tokonole и др.;
• обработка подручными средствами. Клей КМЦ, ПВА и др.;
• край без обработки, только наждачка;
• затирание водой. Подходит только для кожи растительного дубления.
Покраска
Перед покраской край необходимо выровнять «в плоскость», чтобы при взгляде на край с торца урез был похож на ровную букву «П» и не было перекосов в одну или другую сторону.
Добиться этого можно несколькими способами, руками с помощью наждачной бумаги разной зернистости, гравером с насадкой из наждачки, на наждаке, ну или, если вы счастливый обладатель ленточного гриндера, то для вас всё существенно проще)
Я использую гравёр с насадкой, при необходимости подравниваю руками. После выравнивая на торце образуется некрасивый наплыв кожи.
Его необходимо срезать кромкорезом. Работа кромкорезом происходит двумя руками, поэтому фотографировать и снимать фаску одновременно не получилось, но я думаю, как работать кромкорезом понятно, а если не понятно есть YouTube, примеров много.
Урез предварительно нужно загрунтовать. Можно этого не делать, но если вы хотите добиться идеально гладкого торца, то без грунта не обойтись. Для примера я буду красить два торца, один с грунтом, другой без. Грунт будем использовать Orlyss от Kenda Farben, нейтрального цвета (после высыхания становится прозрачным) наносить с помощью ролика для покраски края. Можно использовать специальную ванночку для покраски или подручные средства вроде ватной палочки, но с ванночкой возрастает расход, а ватные палочки быстро приходят в негодность и могут оставлять ворсинки.
Загрунтованный урез необходимо высушить около 10-15 мин. Если не хотите ждать, можно подсушить феном. Я использую строительный фен на температуре ниже среднего. Но можно использовать и обычный бытовой фен. Производитель рекомендует сушить грунт и краску при температуре не выше +70 С°.
Когда грунт высох, шлифуем мелкой наждачкой (P400, можно мельче или крупнее)до идеально гладкого состояния. Если остались ямки и неровности, то можно нанести еще слой и зашлифовать. Продолжать так можно пока не добьётесь необходимого результата. Чаще всего хватает 1-2 слоя. После шлифовки наш торец уже выглядит достаточно аккуратно, Orlyss можно использовать как самостоятельное средство. Помимо нейтрального, есть грунты черного, коричневого и темно-коричневого цветов.
Но мы будем красить.
Краска матовая, светло-коричневая. Наносим тем же роликом. Сохнет около 15 минут, но фен неплохо сокращает время ожидания 🙂
Затем, после высыхания первого слоя, наносим второй
Для наглядности, вторую сторону заготовки покрасим также в два слоя, но без грунтовки.
На мой взгляд, ответ на вопрос «Грунтовать ли урез?» очевиден.
На этом с покраской всё.
Обработка химией
Обрабатывать край можно с помощью различных средств, таких как Tokonole, Ledafil SUPER или грунт Orlyss из предыдущего примера с покраской.
Tokonole у меня, к сожалению, нет, как выглядит торец обработанный грунтом мы уже видели, будем использовать Ledafil SUPER от Кенды. Это эмульсия из синтетических смол, выравнивает и делает твердыми края изделий
Все как в примере с краской. Выравниваем торец, проходим кромкорезом, зашкуриваем при необходимости.
Все готово к нанесению. Сама эмульсия белого цвета, после высыхания (10-15 мин) становится прозрачной.
Можно сушить феном. Наносить будем всё тем же роликом. При необходимости, после высыхания, можно нанести второй слой. Чем мне нравится это средство, что не нужно его шлифовать или тереть сликером. Нанёс, высохло и готово.
Урез получается твердым, относительно ровным
Обработка воском
Для обработки края воском понадобятся фен, сликер и, собственно, воск.
Сначала, кусок воска необходимо немного нагреть феном, затем обильно натереть этим куском край. Дальше берём сликер и начинаем втирать, от трения воск плавится и впитывается в кожу.
Не забываем про углы, чтобы край не терял форму.
Остатки воска можно разогреть и удалить чистой мягкой тканью.
Этой же тканью торец необходимо немного отполировать.
В результате получается матовый, шелковистый на вид, с легким блеском край.
На мой взгляд, обработка уреза воском больше подходит для кожи растительного дубления, т.к. «растишка» впитывает воск довольно легко. С кожей же хромового дубления придётся повозиться подольше, но результат того стоит
Воск использую обычный пчелиный. Купить можно в любом магазине или на рынке где торгуют мёдом. Куска за 100 рублей хватит на долго.
При работе вкусно пахнет мёдом 🙂
Обработка подручными средствами. Клей КМЦ(СМС)
Клей КМЦ или клей СМС, как его еще называют, является ничем иным как карбоксиметилцеллюлозой 🙂
Попросту, обойный клей 🙂
Представляет собой мелкие белые хлопья.
Разводится в пропорции примерно 2-3 чайных ложки на 100 мл теплой воды. Раствор необходимо тщательно перемешать и оставить набухать. Через 1,5-2 часа раствор приобретёт консистенцию густого киселя, может чуть гуще, зависит от пропорций, но это несущественно.
Клей наносим на торец просто пальцем, размазываем по всей площади и начинаем затирать сликером.
Сликером затиралось не очень, опытным путем выяснил, что удобнее всего втирать клей небольшим кусочком кожи.
Так урез выглядел после окончания полировки.
А так после полного высыхания клея.
Часто вижу видео, где люди используют клей КМЦ для заглаживания бахтармы (внутренней части кожи). На мой взгляд, затея крайне сомнительная. Совершенно непонятно, как поведет себя бахтарма, обработанная таким способом, при контакте с водой. Так как состав получается на водной основе, смею предположить, что при контакте с водой, внутренняя сторона станет снова липкой, будто только что намазанной клеем. Не исключено, что и урез поведёт себя похожим образом. И если вы сделали сумку таким образом и клиент попал под дождь, положил что-то мокрое в сумку, или случайно открылась бутылка с водой, что ж, поздравляю 🙂
Я, конечно, тестов не проводил, т.к. способом этим не пользуюсь, но если будет время, обязательно займусь (нет).
Некоторые мастера после высыхания клея, обрабатывают бахтарму финишем, типа Appretto Mild, для дополнительной гладкости и возможно, защиты от влаги. Говорят, что кожа становится похожа на дабл фейс, я считаю, что кожа становится похожа на линолеум и кожу напоминает только отдаленно. Но, всё это лишь моё мнение, способ, конечно, имеет право на существование, на этом мы с ним и закончим.
Край без обработки. Только наждачка
Ничего сложного. Выравниваем край, обрабатываем кромкорезом, и начинаем зашкуривать.
Шкурки использую P100, P240, P480, P800. От меньшего к большему.
Из всех вариантов, край обработанный наждачной бумагой, самый приятный на ощупь, по ворсу гладкий и мягкий, против ворса слегка шершавый и все равно мягкий 🙂 По куску сделанному для примера пару минут сидел водил пальцем, такой классный 🙂
Затирание водой
Способ подходит только для кожи растительного дубления, т.к. кожа хромового дубления воду практически не впитывает
Тут также все просто. На подготовленный урез наносим немного водички и затираем сликером. При необходимости добавляем по чуть-чуть воды.
Результат мне не очень понравился, возможно, если полировать дольше, то внешний вид будет получше, но мы этого не узнаем 🙂
Итоги
Подводя итог, хотелось бы сказать, что все способы обладают своими достоинствами и недостатками. Я считаю, что выбирать способ обработки уреза необходимо исходя из того, какое изделие вы хотите сшить. Где-то уместнее будет смотреться краска, где-то воск, а где-то будет иметь смысл оставить урез открытым, поскольку бахтарма бывает достаточно красивого цвета и после обработки приятна на ощупь.
Мое мнение, что лучше всего смотрятся воск, краска и открытый край.
Для понимания того, какой способ подходит именно вам, проще всего будет самостоятельно поэкспериментировать, благо, все материалы доступны, а химия продается небольшими объемами за копейки.
В следующей статье посвящённой обработке торца, я буду рассматривать как обметать край декоративными швами и парочку нестандартных средств для обработки уреза.
Всем спасибо, кто дочитал, надеюсь материал был полезен
Как обработать торцы кожи или урез?
Первое, что необходимо получить, это идеально ровный и гладкий срез, выполненный острым ножом. Высокое качество химии без хорошо подготовленной базы не спасёт.
Если срез на ощупь имеет неровности, заусенцы, то его нужно хорошо обработать наждачкой, чтобы он был как можно более ровным и гладким. Для этого будет удобно воспользоваться сначала рубанком для торца, а после бруском для шлифовки.
Шлифуем наждачкой последовательно с 600; 800; 1000 и 1200 грит. Grit – это размер зерна абразивного материала на шлифовальной ленте. Чем больше число Grit, тем мельче зерно.
Далее. Вариант с использованием грунта и краски для уреза.
Вторым шагом будет нанесение грунта. Грунт можно наносить ручкой роллером или шерстяным спонжиком.
Многие пренебрегают использованием грунта, используя при этом первый слой краски для уреза в качестве грунта. Но проблема заключается в том, что грунт более жидкий, чем краска, и соответственно более проникающий. Попадая во внутренние слои кожи, грунт склеивает между собой волокна, тем самым, не давая торцу при последующей шлифовке разрыхлиться. Подготовленная основа для окраски в случае использования грунта получается более гладкой, нежели без использования последнего. Если вместо грунта использовать краску, то лучше предварительно ее разбавить (см. инструкцию по применению краски)
Вот так выглядит краска на торце без грунта- не совсем гладко.
Вот так выглядит торец после использования грунта.
Далее перед покрытием краской торец необходимо зашлифовать наждачкой в 1000 грит. Следующим шагом наносим ручкой роллером или шерстяным спонжиком краску и ждём высыхания.
После высыхания (время высыхания зависит от типа краски, оно обозначено в инструкции к краске) обрабатываем последовательно наждачкой 800 – 1200 грит. Далее полируем урез сликером. Если Вы пользуетесь сликером-насадкой к дремели (граверу), то необходимо использовать минимальную скорость, чтобы не пережечь кожу высокой температурой от трения.
После того, как краска на торце стала гладкой, необходимо нанести финишное покрытие твердым воском (купить тут).
Такой воск состоит из тугоплавких видов воска, в т.ч. Карнаубский. Карнаубский воск — самый твёрдый и тугоплавкий (температура плавления +83…+91 °С) из восков растительного и животного происхождения.
Для нанесения тугоплавкого финишного воска нужно взять х/б тряпку, накрутить на палец и потереть интенсивно по воску, чуть надавливая. От нагрева он расплавится и впитается в ткань. Далее отполировать торцы тряпкой обычными движениями.
Если Вы пользуетесь сликером-насадкой для дремеля, то воск можно нанести на насадку, включив дремель на минимальные обороты.
Это важно! Пчелиный воск в этом случае для уреза не подойдет, т. к. он имеет низкую температуру плавления, и даже от температуры тела он плавится.
Второй способ без грунта и краски, но с помощью токонола и финишного воска.
Напомним, что срез перед нанесением химии должен быть ровным и гладким, без заусенец.
Ручкой роллером или шерстяным спонжиком необходимо на поверхность нанести токонол. Для длинных урезов лучше наносить токонол участками не более 20 см, чтобы он не успел высохнуть, т. к. полировка уреза с применением токонола производится в его влажном состоянии.
Далее сликером полируете урез. Поверхность после полировки должна обрести блеск.
После располировки операцию можно повторить, если поверхность не совсем гладкая, остались заусенки, предварительно зашкурив высохший торец мелкой наждачкой в 1000/1200 грит.
Следует учесть, что токонол не является финишным средством, и урез после его обработки все еще боится влаги.
Поэтому необходимо окончательно его обработать тугоплавким воском с помощью сликера, как описано в первом варианте.
Для новичков в кожевенном деле мы специально подготовили => наборы для начинающих.
Как покрасить урезы кожаных изделий?
Все мы задавались вопросом, как сделать красивый урез на своём изделии из натуральной кожи? Собирая информацию по крупицам из интернета я пришёл к такому методу.
Правильно ли я делаю или нет, судить вам, но результат меня пока устраивает. Но нет предела совершенству…
Обязательным условием является склеивание всех частей изделия! Без склеивания ничего не выйдет.
Сначала выравниваю урез наждачной бумагой. Я использую бумагу производства Mirka, очень качественная (я на ней, кстати и инструмент затачиваю). Шлифуем урез сначала грубой — 200-300 грит, затем 500-600 грит.
На этом кошельке я впервые использовал самодельное «средство механизации», но если честно, то мне не понравился результат. Доделал по старинке — вручную. Как никак, а «Hand Made».
Далее я беру клей для обоев КМЦ! Покупая одну пачку за 40 рэ, вы её вписываете в завещание внукам — она неиссякаемая, главное — разводить немного, да и больше недели готовый раствор лучше не использовать. Пробовал турецкий СМС — не то, хоть и более красив в сухом виде, а за тот же объём 150 рублей.
Одной такой щепотки хватит на 0,5 литра воды. Я развожу на 30 мл, на неделю хватает. Консистенция должна быть как кисель.
Ещё понадобятся ватные палочки — для удобства нанесения на урез готового раствора.
И начинается самое интересное 🙂
Пропитываю клеем урез и полирую. Когда высохнет, шлифую. И так повторяю столько раз, пока результат не устроит меня. После одного-двух повторений уменьшаю зернистость наждачки. Странные эти производители: размер зерна меньше, а номер гритности больше. Учтите это при работе.
В среднем у меня выходит 5-7 повторений. Чем мягче кожа, тем дольше её обрабатывать.
И вот урез уже гладкий и красивый, значит, самое время переходить к покраске.
Я использовал краску от Kenda Farben, Orly BT EXTRAMAT.
На фото вы могли заметить какую-то непонятную штуку. Это роллер для покраски уреза собственного изготовления за 0 рублей! Разбираю пьезоэлемент от зажигалки, достаю пружинку, надеваю на проволоку и роллер готов. Лишний расход краски минимален, и чистится очень легко. Для очистки использую ватный диск.
Перед покраской ещё раз шлифую урез 600 шкуркой для лучшей адгезии (сцепления) краски к коже. И начинаю аккуратно наносить первый слой. Если попало на лицевую часть, тут же стираю; если засохнет, то потом будет трудно убрать. Наношу краску толстым слоем, она потом впитается в урез. Сушу около получаса-часа. Чем теплей в помещении, тем быстрее высохнет.
Далее беру шкурку 600 грит и шлифую, удаляя все неровности первого слоя, а они будут.
И снова наношу слой краски. Стараюсь наносить равномерно, без пузырьков и наплывов. Жду, когда высохнет, и смотрю результат, если устраивает, то изделие готово. Если есть изъяны, то повторяю шлифовку и покраску.
Я обычно в три слоя крашу, если урез широкий. Если урез одного слоя кожи, то хватает двух проходов. Ещё для придания большей матовости я иногда шлифую финишный слой краски наждачкой 1200 грит. На кошельке в статье финишный слой я шлифовал. С глянцевой краской пока не работал, не знаю, как она себя ведёт.
Вроде бы всё подробно написал. Свои вопросы задавайте в комментариях к этой статье.