Урбанизация 19 века что это

урбанизация

Полезное

Смотреть что такое «урбанизация» в других словарях:

УРБАНИЗАЦИЯ — (от лат. urbanus городской), процесс увеличения численности городских поселений, свойственный особенно 20 в. Урбанизация мощный экологический фактор, сопровождающийся преобразованием ландшафта, земельных, водных ресурсов, массовым производством… … Экологический словарь

УРБАНИЗАЦИЯ — (франц. urbanisation, от лат. urba nus городской, urbs город), историч. процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает социальнопроф., демографич. структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение… … Философская энциклопедия

УРБАНИЗАЦИЯ — (франц. urbanisation, англ., urbanization, от лат. urbanus городской, urbs город), историч. процесс повышения роли городов в развитии общества, к рый охватывает изменения в размещении производит. сил, прежде всего в расселении нас., его социально … Демографический энциклопедический словарь

УРБАНИЗАЦИЯ — процесс роста городов л повышение удельного веса городского населения, а также возникновение все более сложных сетей и систем городов. Общие черты У.: 1 быстрый рост городского населения; 2 концентрация населения и хоз ва в больших городах… … Географическая энциклопедия

УРБАНИЗАЦИЯ — [фр. urbanisation Словарь иностранных слов русского языка

УРБАНИЗАЦИЯ — УРБАНИЗАЦИЯ, урбанизации, мн. нет, жен. (от лат. urbanus городской) (социол.). Сосредоточение экономической и культурной жизни в крупных городских центрах, характерное для капиталистического строя. Урбанизация страны. Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова

урбанизация — сосредоточение Словарь русских синонимов. урбанизация сущ., кол во синонимов: 2 • гиперурбанизация (1) • … Словарь синонимов

урбанизация — и, ж. urbanisation f. <лат. urbanus городской. 1. Сосредоточение экономической и культурной жизни в крупных городских центрах, характерное для капиталистического общественного строя. БАС 1. 2. Придание чему л. черт, особенностей, свойственных… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Урбанизация — рост городов, особенно крупных, повышение доли городских жителей, сосредоточение населения и экономической жизни в крупных городах Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

УРБАНИЗАЦИЯ — (от латинского urbanus городской), процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылки урбанизации рост в городах индустрии, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации… … Современная энциклопедия

УРБАНИЗАЦИЯ — (от лат. urbanus городской) процесс повышения роли городов в развитии общества. Главное социальное содержание урбанизации заключено в особых городских отношениях (К. Маркс), охватывающих социально профессиональную и демографическую структуру… … Большой Энциклопедический словарь

Источник

Реферат на тему: «Урбанизация и новый облик города во второй половине 19 века»

С точки зрения кардинальной смены технологических способов производства человеческая история знает две величайшие революции. Первая связана с заменой собирательства и пастушества земледелием (неолитическая), вторая – с переходом от аграрного общества (традиционного) к индустриальному или современному.

Широко понимает модернизацию В. Цапф, рассматривающий ее в трехмерном плане:

1. Как секулятивный процесс, начатый индустриальной революцией, в ходе которой больших успехов в развитии достигла небольшая группа сегодня модернизированных обществ;

2. Как многовариантный процесс, в ходе которого отставшие догоняют ушедших вперед;

3. Как реакции модернизированных обществ на новые вызовы на пути инноваций и реформ[1].

Содержание концепта модернизация подразумевает также переход от сельского к городскому обществу, потому что последнее является важной содержательной и интегрирующей характеристикой «современного», т.е. «нетрадиционалистского» общества, дополняющей его технологическую доминанту («индустриализм») социальной и экистической, т.е. поселенческой («урбанизм»), следует также разграничить понятие «урбанизация» и «урбанизационный переход». Суть урбанизации – в территориальной концентрации человеческой жизнедеятельности (и условий ее обеспечения), ведущей к ее интенсификации и дифференциации вплоть до выделения городских ее видов, что обусловливает формирование новых форм и пространственных структур расселения, распространения городского образа жизни. Важнейшие показатели урбанизационного процесса на всех его стадиях – рост численности городского населения, распространение поселений городского типа, влияние на деревню в техническом, технологическом, культурном отношении. Урбанизационный переход – качественно выделяющаяся, «высшая» стадия урбанизационного процесса, которая ведет к радикальному преобразованию всего общества на «городских началах». Нередко термин «урбанизация» употребляют именно в значении «урбанизационный переход».

Сенявский А.С. отмечает, что урбанизация – это процесс, изменяющий все стороны общественной жизни[2], включая производственную основу, систему размещения производства и расселения людей, структуру занятости и самое качество населения, образ жизни, менталитет и многое другое. Общее: рост числа и величины городов, численности и удельного веса горожан. Универсальным был и главный «локомотив» урбанизационного перехода – индустриализация.

Это двуединый процесс, включающий как вытеснение деревни городом, так и некое «городское» преобразование деревни[3].

Урбанизационный переход – императив техногенной цивилизации, в условиях которой города становятся центрами, концентрирующие в себе экономический, особенно промышленный, а также административный, научный, духовный потенциал всего общества.

Оба периода урбанизации (как «прото-урбанизация, так и урбанизационный переход) тесно взаимосвязаны: корнями урбанизация уходит в глубь российской истории с ее социокультурным цивилизационным своеобразием. Но основную часть пути к «городскому обществу» Россия прошла в XX в.

С начала XVII в. и вплоть до 1917 года городом назывался населенный пункт, признанный таковым официально государством. Официальные города были иерархизированы, так как имели разные ранги: столица, губернский, уездный город, а также заштатные города, не имевшие ни округи, ни уезда. После 1860-х годов номенклатура городских поселений, кроме городов ограничивалась посадами и местечками, причем, чтобы считаться городским поселением, те и другие должны были быть заселены мещанами, образующими мещанское общество.

Применительно к русскому феодальному и постфеодальному городу мнения по вопросу его определения, высказанные в исторической литературе, классифицировал Я.Е. Водарский. Оказалось, что существуют четыре точки зрения на то, какое поселение должно считаться городом в феодальной и постфеодальной России:

1) официально называющееся городом в источниках (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, А.Д. Чечулин, а в настоящее время, как считает Я.Е. Водарский, «многие исследователи, использующие терминологию источников без соответствующей оговорки»);

2) торгово-промышленное поселение (Н.А. Рожков, Б.Д. Греков, С.П. Бахрушин, К.Н. Сербина, Е.С. Компан, З.Ю. Копысский, М.Я. Полков и другие исследователи);

3) торгово-промышленное поселение, военно-административный центр или поселение, сочетающее черты того и другого (П.Н. Милюков, Ю.Р. Клокман);

4) торгово-промышленное поселение с городской, т.е. посадской, общиной (Н.И. Костомаров, М.Н. Тихомиров, А.М. Сахаров, Л.В. Черепнин и другие историки). Сам Я.Е. Водарский присоединился к четвертой точке зрения[4].

Определять город только как торгово-промышленное поселение таит угрозу смешения процессов городообразования и торгово-промышленного развития. Особенно наглядно издержки такого подхода к городу видны у М.Я. Волкова. Он настаивает на том, что к городским поселениям следует отнести все поселения, где имелись рабочие и промышленные заведения, включая заводские поселения, слободы, села и деревни, а к горожанам – всех занимающихся торгово-промышленной деятельностью, включая рабочих крепостных мануфактур и даже крестьян-отходников[5]. При подобном подходе получается, что нет никакой разницы между горожанином и рабочим сельской фабрики, между горожанином и торговцем-крестьянином, между горожанином и предпринимателем-помещиком. Неудовлетворительность такого расширительного толкования понятий «город» и «горожанин» справедливо отметил П.Г. Рындзюнский: «Город – это не экономическая категория. Центр тяжести в его определении не лежит в области экономики, тем более сведенной до рассмотрения лишь отраслевого своеобразия, он расположен в социально-экономической сфере по всей ее полноте и не меньше того определяется общественно-правовой, идеологической и культурной сферами»[6].

Четвертая точка зрения – город – поселение, жители которого занимаются торгово-промышленной деятельностью как основной и объединены в посадскую общину, – сужает содержание городской жизни. Город вообще, и феодальный в особенности, выполняет разные функции: военную, торговую, промышленную, культурную, религиозную, административную, политическую и др.

В советской историографии утвердилась точка зрения, согласно которой русский город первой и второй половины XIX в. медленно, но неуклонно прогрессировал. Аргументация историков-урбанистов хорошо известна. Она состоит в том, что увеличивалось число городов, повышалось их промышленное и торговое значение, росла численность городского населения, появлялись и бурно развивались города промышленно-капиталистического типа[7].

Ученые-современники в своих многочисленных «Описаниях», «Обозрениях», «Материалах», посвященных городам, в качестве признаков застоя или упадка городов отмечали стагнацию городской экономики, неразвитость общественной жизни, бедность и «деревенскую наружность» большинства городов, распространенность сельскохозяйственных занятий среди горожан, низкую санитарию, отсутствие комфорта.

Миронов П.Г. производит следующую классификацию российских городов середины XIX в.: промышленные, торговые, смешанного типа, аграрные, административно-военные[8].

В экономической географии принято классифицировать города также на доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные. Доиндустриальные города выполняют главным образом административную, военную и аграрную функции, индустриальный – промышленную, финансовую и транспортную функции, постиндустриальный – главным образом сервисную функцию.

Миронов П.Г. проводит следующую классификацию российских городов того времени: большими городами он считает города с населением более 100 тыс. жителей, средними – с населением от 20 до 100 тыс., малыми – с населением менее 20 тыс.

В Центральном районе России сложилось несколько промышленных округов. Ими являлись Петербург и Москва – крупнейшие промышленные центры, затем Московско-Ивановский текстильный округ, включавший промышленные центры прилегавших Тверской и Ярославской губерний, фабричные и кустарные округа Нижегородской, Смоленской и Калужской губерний и ряд других.

На Урале городское население росло медленно. «На Урале, – отмечал В.И. Ленин, – процент городского населения самый низкий, но это не значит, что там мало индустриального населения. Как и в центре страны, оно стягивалось в фабричные поселки Урала»[9].

Подводя итоги главы можно выделить следующие особенности российских городов рассматриваемого периода, описываемые отечественными историографами:

• населенный пункт становился городом, только после признания этого факта государством, существовала четкая иерархия городов;

• одновременно существовали доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные города;

• развитие городов напрямую зависело от экономического развития данного района страны – наиболее большие города сосредоточивались в южных и западных частях Российской Империи;

• ведущее положение среди городов заняли города промышленные и торговые;

• в структуре городов стали преобладать «средние» города, что способствовало изменению менталитета городских жителей;

• изменилась социальная структура городского населения – произошло повышение доли крестьянского населения в составе горожан, увеличилось количество людей, занятых в различных видах промышленности;

• процесс преобразования сел в города не носил массового характера.

Законодательство Российской империи определяло четыре главных сословия – дворяне, духовенство, городские обыватели и сельские обыватели (крестьяне). Однако сословных категорий было значительно больше. Так, среди дворянства выделяются дворяне потомственные и личные. С дворянским сословием пересекалась особая социальная категория – чиновники. Духовенство делилось на белое и черное (монашествующее). Городские обыватели также подразделялись на несколько сословных групп: почетные граждане (личные и потомственные), купцы, мещане, цеховые ремесленники. Существовало также особое воинское сословие, куда входили нижние чины, бессрочноотпускные и отставные солдаты с их семьями. Особой категорией сельских обывателей являлось казачье сословие. Поскольку часть сельских обывателей постоянно проживала в городах, в документах выделялись такие категории, как городовые крестьяне и городовое казачество. Значительная часть населения, которая не относилась ни к одной вышеуказанной категории, обозначалась термином «разночинцы». Кроме того, в городах Сибири существовала еще и такая категория населения, как ссыльные.

В целом после 1861 года в России того времени можно выделить пять важнейших сословных групп, не считая раскольников: «духовные», «военные», «статские», «городские сословия», «крестьяне»[10].

Ослабление традиционного и формирование нового менталитета происходили, с одной стороны, стихийно, под влиянием новых условий жизни, с другой стороны в результате различных мер со стороны властей и общественности, главным образом, направленных на повышение образования народных слоев.

По принципу земской реформы в 1870 году началось осуществление городской реформы. Городовое положение предусматривало создание системы городского самоуправления, включающего следующие институты:

б) городская управа;

в) городской голова-председатель городского самоуправления.

Дума в этой структуре выступала в роли представительского собрания, а управа – в качестве исполнительного органа.

Большинство историографов сходятся во мнении, что российская урбанизация конца XIX века состоялась благодаря двум причинам: промышленной революции и реформам 1860–1870-х годов: прежде всего благодаря отмене крепостного права и реформе местного самоуправления.

В советской и российской историографии существует множество определений российского города конца XIX в., которые можно свести в четыре группы: город, как официальное название в источниках; город, как торгово-промышленное поселение; город, как торгово-промышленное поселение и военно-административный центр; город, как торгово-промышленное поселение с городской общиной.

Урбанизация это – не только экономическое развитие городов и увеличение числа их жителей. В первую очередь урбанизация – это социальный процесс. Самое основное отличие городского и сельского населения заключается в том, что сельское население воспитано на двух основных постулатах. Первый – ценность универсального специалиста, второй – система общины с ее правилами поведения, с ее понятием чувства справедливости и законности. Городские же жители в своей основной массе в первую очередь не должны быть «универсалами». Городской житель является профессионалом и профессионалом очень высокого уровня. Кроме того, городской житель более обособлен, единичен в своем поведении, ориентирован на личные достижения и личные заслуги, имеет гораздо менее тесные связи с семьей, общиной или другими социальными образованиями.

В 1832 году Шиллинг создал первый телеграфный аппарат. В 1881 году протянута первая телефонная линия.

В крупных городах в прошлое уходила полусельская жизнь городских дворянских усадеб. Они застраивались многоэтажными доходными домами. Трудовое население, ранее жившее в маленьких деревянных домиках, стало скучиваться в каменных громадах (Троицкое подворье 1874-1876).

С 1822 года на центральных улицах началось устройство тротуаров. Мостить камнем городские улицы стали с 1824 г.

Керосиновые лампы были изобретены польским ученым Игнацием Лукасевичем в 1853 году. Вскоре после изобретения, новый вид осветительных приборов завоевывает всю Европу. Стимулом к широкому распространению керосиновых ламп служила дешевизна горючего – использование керосина было гораздо более экономичным, чем использование свечей или масла, а горели они ярче. Во второй половине XIX века керосиновыми лампами стали пользоваться и в России. Они появились в России в 1861 году, а уж в 1862 году вытеснили все другие источники света.

При определении даты появления электричества в Российской империи можно пользоваться различными критериями. Если брать во внимание общественный резонанс, то такой датой следует считать 1879 год, когда в Петербурге был освещен электрическими лампами Литейный мост. История с электрификацией этого моста имеет несколько курьезный оттенок. Дело в том, что он был построен после того, как частные компании выкупили монополию у властей города на освещение улиц и мостов через Неву масляными и газовыми фонарями. Как следствие, оказался единственным местом, где на тот исторический момент можно было применить электрическое освещение.

Справедливости ради стоит упомянуть о том, что годом ранее в Киеве для освещения одного из цехов железнодорожных мастерских были задействованы несколько электрических фонарей, однако это событие осталось без внимания широкой публики.

Многие придерживаются мнения, что с юридической точки зрения эра электричества началась 30 января 1880 года, когда в Русском техническом обществе был создан электротехнический отдел. Именно этой вновь созданной структуре и вменялось в обязанности курировать вопросы, связанные с развитием и внедрением электричества в жизнь державы.

К знаковым датам в истории возникновения электричества в России можно отнести и 15 мая 1883 года, когда по случаю вступления на престол Александра ІІІ была выполнена иллюминация Кремля, для чего даже построили на Софийской набережной специальную электростанцию. В этом же году электрифицируется главная улица Петербурга, а через несколько месяцев и Зимний дворец.

В июле 1886 года по Указу императора создается «Общество электрического освещения», которое разрабатывает генеральный план электрификации Москвы и Петербурга.

С 1888 года начинается целенаправленная работа по строительству первых электростанций.

Так, первым европейским городом, полностью освещенным электрическими фонарями, стало в 1881 году Царское село. Также очень активно начал строиться водопровод.

В 1886 году в одном из внутренних дворов Нового Эрмитажа, который с тех пор носит название Электродвор, была построена электростанция по проекту техника дворцового управления, Василия Леонтьевича Пашкова. Эта электростанция была крупнейшей во всей Европе на протяжении 15 лет.

Первым трамваем вообще и непосредственным предшественником электрического трамвая в частности была конка: городская железная дорога, вагоны которой приводились в движение тягловыми животными — чаще всего одной или двумя лошадьми (реже использовались мулы и зебры). В начале 60-х годов В Петербурге, Москве и Одессе.

Первый электрический трамвай в Российской империи был пущен 1 июня (по старому стилю) 1892 года в Киеве. Строитель — фирма Siemens (См. статью Киевский трамвай). В течение десятилетия были пущены следующие трамвайные линии:

1) 1896 — в Нижнем Новгороде

2) 1897 — в Екатеринославе и Елисаветграде

3) 1898 — в Курске, Витебске, Севастополе и Орле

4) 1899 — в Москве, Житомире, Либаве, Казани и Кременчуге

5) 1900 — в Астрахани, Ярославле и Екатеринодаре

6) 1901 — в Риге, Ростове-на-Дону,Твери и Смоленске.

В столице, Санкт-Петербурге, трамвай был пущен лишь 29 сентября 1907 года — 27-м по счёту среди городов империи. В азиатской части России первая трамвайная линия была открыта 9 октября 1912 во Владивостоке.

[1] Цапф. В. Теория модернизации и различие путей общественного развития.// Социс. 1998.№8. С. 15.

[2] Сенявский А.С. Особенности российской урбанизации. // Опыт российских модернизаций XVIII-XX века. Сборник. М., 2000.

[3] Миронов Б.А. Социальная история России. Т.1. СПб, 2000. С. 234.

[4] Водарский Я.Е. Население России в конце XVII-начале XVIII века. М.,1979. С. 115-117.

[5] Волков М.Я. Пути формирования городских поселений России в XVIII веке. М.,1977. С. 13-22.

[6] Рындзюнский П.Г. Основные факторы городообразования в России второй половины XVIII в. М., 1984. С. 109.

[7] Рындзюнский П.Г. Городское гражданство дореформенной России. М., 1958. С. 554-557.

[8] Миронов Б.Н. Социальная история России. Т.1. СПб, 2000. С. 301.

[9] Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т. 3. М., 1977. С. 569.

[10] Миронов Б.Н. Русский город в 1740-1860-е гг. Л. 1990. С. 3.

Источник

Урок 1. Краткая история урбанистики, возникновение, развитие и классификация городов

Урбанизация 19 века что этоЧтобы понимать все нюансы урбанизации и поставить урбанистику на службу людям, следует обратиться к первоистокам. Другими словами, сделать небольшой экскурс в историю развития городов, который покажет, как зарождалась и развивалась урбанистика, как появились города, как формировались крупнейшие городские агломерации и как на этот процесс влияло экономико-географическое положение населенных пунктов.

Кроме того, нужно иметь представление, что такое классификация и типология городов, каковы основные принципы возникновения и формирования городских агломераций, какие тренды возможны в рамках развития агломераций.

Содержание:

Итак, приступим, и начнем с краткого исторического экскурса.

Краткая история урбанистики

Первым «урбанистом» условно можно считать древнегреческого философа Платона (428-347), жившего в эпоху до нашей эры в Афинах и уже тогда задумавшегося об оптимизации численности городского населения с целью наиболее эффективного управления городом. В своих трудах Платон чаще использует термин «государство», поскольку для Древней Греции было типично именно такое административное устройство территорий, как город-государство или полис [Платон, 1990].

По мнению Платона, численность населения полиса должна была составлять не более 5040 человек без учета рабов, женщин и детей. «Излишек» людей он предлагал выселять в колонии, а детей, родившихся с физическими недостатками, вне брака или даже в браке, но от пожилых родителей, попросту утилизировать. Детородный возраст для мужчин Платон предлагал установить в пределах от 30 до 55 лет. В этом случае, полагал Платон, можно будет оптимальным образом организовать управление и защиту города.

Крупнейшие города, расположенные на этой территории и впоследствии обнаруженные археологами, являют собой пример продуманного планирования застройки с учетом «розы ветров» для данной местности и прокладки основных коммуникаций – водовода и канализации. Так, система водоснабжения и водоотведения в Мохенджо-Даро является предметом пристального внимания уже далеко не первого поколения ученых [R. Kondo, T. Morioka, 1995].

Мнения ученых относительно эффективности обнаруженной на территории хараппской цивилизации системы водопользования расходятся, что видно, к примеру, из названия научного исследования The drainage systems at Mohenjo-Daro and Nausharo: A technological breakthrough or a stinking disaster? («Дренажные системы в Мохенджо-Даро и Наушаро: технологический прорыв или ужасная катастрофа?») [S. Ratnagar, 2014].

Однако то, что система застройки и коммуникаций была тщательно спланирована, не вызывает никаких сомнений. Строения достаточно хорошо сохранились, и то, что застройка носила системный характер, видно невооруженным глазом:

Урбанизация 19 века что это

Родоначальником градостроительных традиций в Европе считается древнегреческий архитектор Гипподам Милетский (498-408 до н.э.) Созданная им система застройки по кварталам используется по сей день как наиболее удобная и выдержавшая проверку временем.

Изначально «параллельно-перпендикулярное» расположение улиц задумывалось для обеспечения естественной вентиляции: прямая без изгибов улица лучше продувалась ветрами, что весьма актуально для жаркого климата Греции. В частности, Гипподам предложил такую планировку для Фурий и Пирея:

Урбанизация 19 века что это

Помимо этого, именно Гипподам придумал зонирование города на жилой, торговый и административный массивы, что стало прообразом будущих спальных, промышленных и торговых районов. Ему же принадлежит идея располагать рядом главное административное здание города, где заседают градоначальники, и большую квадратную городскую площадь. Его градостроительное наследие до сих пор является предметом научных изысканий [D. Gill, 2006].

В эпоху Средневековья наметилась иная закономерность развития городов и системы расселения внутри города. Так, в центре находились главная площадь, рынок и церковь, а горожане застраивали своими домами пространство вокруг церкви и площади концентрическими кругами.

Планирование городской застройки вернулось в повестку дня с началом промышленной революции. Нарождающееся производство требовало огромного притока рабочих, которым нужно было где-то жить и как-то организовывать свой быт. Кроме того, особое внимание стали уделять застройке столичных городов.

Так, наиболее яркими примерами планирования столичной городской застройки в 18 столетии являются Вашингтон (столица США) и Санкт-Петербург (российская столица в 1712-1728 годах). Тендер на разработку генерального плана Вашингтона выиграл архитектор французского происхождения Пьер Ланфан (1754-1825). Его идеи легли в основу всей будущей застройки Вашингтона:

Урбанизация 19 века что это

Генеральный план Санкт-Петербурга представил приглашенный из Италии архитектор Доменико Андреа Терзини (1670-1734). Согласно плану, все застройщики получали четкие предписания относительно размеров своих будущих строений:

Урбанизация 19 века что это

С целью скорейшего строительства столицы в остальной России было временно запрещено возведение каменных зданий, а все каменщики были откомандированы в Санкт-Петербург. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что архитекторы в разных странах и на разных континентах придерживались квартальной застройки, которую предложил много столетий тому назад древнегреческий архитектор Гипподам Милетский.

Интересно, что первоначальные версии планов застройки не были в полной мере воплощены в жизнь ни в Вашингтоне, ни в Санкт-Петербурге. Однако, безусловно, дали толчок традициям планирования городской застройки как таковой.

В 19 веке масштабной перестройке подвергся Париж. Архитектор по специальности, член Академии изящных искусств и государственный деятель Жорж Осман (1809-1891), можно сказать, воспользовался своим положением государственного служащего и инициировал масштабные изменения в градостроительном облике французской столицы.

Так, в Париже было реорганизовано, реконструировано, снесено и отстроено заново порядка 60% всех объектов недвижимости, перепланирована сеть улиц, появились широкие бульвары, а городские парки и Булонский лес были обустроены для прогулок.

Еще один наимасштабнейший проект 19 века – это район Эшампле в Барселоне, который спроектировал испанский архитектор Идельфонс Серда (1815-1876). Его идеи дают пищу для размышлений спустя столетия [J. Sabaté, 2009]. А район Эшампле по сей день восхищает своей красотой и креативностью:

Урбанизация 19 века что это

Эти проекты поистине предвосхитили время. Города, перестроенные по новым планам, оказались единственными готовыми к буму автомобилестроения, настигнувшего Европу и Америку в 20 веке. Прочим городам, сохранившим средневековые традиции градостроительства, пришлось быстрыми темпами перестраиваться, дабы соответствовать веяниям времени и обеспечить возможность передвижения автотранспортом.

Показательно то, насколько разными путями стали решать назревшую проблему в Европе и США. Если в США начали массово строить широкополосные дороги и транспортные развязки, в Европе предпочли развивать общественный транспорт. Правда, в Европе тоже звучали призывы расширить дорожное строительство. В частности, от французского архитектора Ле Корбюзье (1887-1965).

В Европе его идеи не нашли поддержки, однако оказались востребованы в Индии. Так, в 50-е годы 20 века Ле Корбюзье, по заказу правительства Индии, разработал генеральный план города Чандигарх – новой столицы штата Пенджаб. А также спроектировал несколько зданий в Чандигархе и Ахмадабаде.

Современная урбанистика ведет свой отсчет с 1996 года, когда была принята Хартия нового урбанизма [CNU, 1996]. Основные положения хартии следующие:

Заметим, что сегодня можно встретить множество вариаций изложения основных положений хартии. Это вполне объяснимо, потому что Хартия нового урбанизма включает 27 пунктов высокой степени детализации. Мы сосредоточились на самом главном, что касается непосредственно урбанистики.

В продолжение идей, заложенных в хартии, впоследствии были разработаны «Каноны устойчивой архитектуры и урбанизма» [CNU, 2008]. В новом документе нашли отражение проблемы изменения климата и прочие экологические вызовы, а также тема необходимости консолидации усилий в деле сохранения невозобновляемых ресурсов, которая обрела особую актуальность в процессе урбанизации.

Уточним, что урбанизация в широком понимании – это процесс роста значения городов в жизни общества. В более узком значении словом «урбанизация» обозначают процесс увеличения численности городского населения.

Итак, мы совершили краткий экскурс в историю урбанистики и, в целом, получили представление, как развивались города в разные исторические эпохи. Однако не менее интересным является вопрос: как и почему возникали города? На каком историческом этапе появлялась необходимость в поселениях такого типа? Насколько однородными или неоднородными были тренды развития городов внутри той или иной исторической эпохи? Давайте рассмотрим подробнее процессы возникновения и развития городов.

Процессы возникновения и развития городов

Понять, как и почему возникали города, будет намного проще, если разобраться, что же такое город. Существуют самые разные определения, что значит «город». И это вполне естественно, потому что города тоже весьма различны по своему размеру, площади, численности населения, градообразующим сферам деятельности, административной специализации.

Так, есть многомиллионные мегаполисы, и есть город Чекалин в Тульской области, где, по ситуации на 2021 год, проживает всего 866 человек. Есть столицы государств, областные центры, районные центры, а есть города, которые не относятся ни к одной из этих административных категорий. Тем не менее для такого типа населенного пункта, как город, существуют единые критерии.

Город – это, прежде всего, поселение с преобладанием несельскохозяйственных функций. Город может быть преимущественно курортным или промышленным, иметь одно или несколько градообразующих предприятий, однако ключевым моментом, позволяющим назвать город городом, является несельскохозяйственный характер занятости абсолютного большинства населения.

Помимо этого, во многих странах критерием отнесения населенного пункта к городу является численность проживающих внутри границ населенного пункта людей. Нижнюю границу численности населения каждое государство определяет на свое усмотрение. В скандинавских странах это 200-250 человек, в Австралии и Канаде – 1 тысяча человек, в США и Мексике – от 2500 человек, в Италии, Греции, Испании, Украине – от 10 тысяч человек, в Японии – от 50 тысяч человек.

Формально такой критерий действует и в России. В Российской Федерации городом может считаться поселение с населением от 12 тысяч человек. Но, как мы уже говорили выше, статус города в порядке исключения могут присвоить и поселению с количеством жителей меньше тысячи человек. Есть множество стран, где формальных количественных ограничений на численность городского населения не предусмотрено вовсе. Например, в Бразилии, Боливии, Эквадоре, Коста-Рике и других странах.

Теперь собственно к вопросу, почему и как появились города. Городские поселения начали образовываться, когда занятые в сельском хозяйстве люди научились производить значительно больше продуктов, чем требовалось для личного потребления. В то же время, прогресс сельскохозяйственного производства требовал новых орудий труда и технических приспособлений, а растущие требования к комфорту стимулировали производство все более качественных и изысканных предметов домашней утвари: посуды, ковров, занавесей и прочего.

Постепенно массовое ремесленное производство начало территориально дистанцироваться от сельскохозяйственных районов, а ремесленники стали главными покупателями продукции сельского хозяйства. Сельхозпроизводители свозили продукцию на продажу к местам массового поселения ремесленников, поэтому со временем стало традицией в местах такого массового поселения предусматривать площадь под ярмарку-продажу. А сами поселения ремесленников по мере разрастания начали превращаться в города в понимании, близком к современному.

Выбор места под городское поселение предопределяли такие экономико-географические факторы, как наличие источника пресной воды, стратегически выгодное расположение и возможность организовать оборону города, пересечение транспортных путей. Большинство городов располагается на берегах крупных рек. Например, Москва – на Москве-реке, Санкт-Петербург – на Неве, Париж – на Сене и т.д.

Были и исключения. Так, Одесса находится в нескольких десятках километрах от реки Днестр, откуда поступает питьевая вода в город. А самые первые поселенцы на этой территории вынуждены были копать колодцы и отстраивать системы сбора дождевой воды в специальные резервуары.

Уточним, что Одесса – относительно молодой по историческим меркам город, основанный в 1794 году. В 18 веке было уже достаточно технических возможностей и для добычи воды из-под земли, и для проектирования и строительства каналов и резервуаров для сбора дождевой воды. Города, возникшие в намного более ранние периоды, всегда располагались ближе к легкодоступному источнику воды.

Заметим, что сегодня можно встретить множество рейтингов и топ-10 старейших городов мира, и они могут отличаться между собой. И даже для вышеназванных нами городов могут встречаться разные даты с момента образования. Это связано с различиями в системе подсчета возраста города. Некоторые эксперты отсчитывают дату возникновения города с момента первых следов поселения, некоторые считают только время непрерывного существования и функционирования поселения.

Так или иначе, трансформация города происходит на протяжении всего времени его существования. Города подвержены влиянию самых разных внешних факторов: войны, землетрясения, изменения политической карты региона, смещения основных торговых путей, появления более молодых и быстро растущих городов-конкурентов, куда устремляется часть населения уже сложившегося города.

При благоприятных факторах, таких как рост промышленного производства, торговли, получение статуса столицы или административного центра региона, город разрастается и процветает. Городское население увеличивается как за счет естественного прироста, так и за счет миграции из сельских районов, других городов и стран.

Кроме того, распространенной практикой является включение ближних пригородов в состав города, что автоматически приводит к увеличению населения. Поговаривают, что к 2050 году население Москвы увеличится до 70 миллионов человек за счет микрорайонов, примыкающих к Средней Азии (это шутка, если что).

Так или иначе, урбанизация проходит определенные стадии вплоть до развития агломераций. Ученые в разное время пытались исследовать и систематизировать эти процессы. Наибольшей популярностью исследователей пользуется модель стадий урбанизации, разработанная американским урбанистом Джэком Джиббсом и изложенная в его книге The Evolution of Population Concentration («Эволюция концентрации населения») [J. Gibbs, 1963].

Стадии урбанизации по Дж. Джиббсу:

1Рост городов отстает от роста сел.
2Рост городов опережает рост сел.
3Города растут за счет миграции сельского населения.
4Растут только большие города.
5Рост больших городов замедляется, а население перетекает в малые города и села.

«Переток» населения из больших городов в ближний пригород обозначается термином «субурбанизация». Обычно под этим явлением подразумевается стремление состоятельного населения быть «ближе к природе», дышать более чистым воздухом, пить более чистую воду и т.д.

Однако для обозначения оттока городского населения в сельскую местность и малые города используется еще один термин «рурализация». Это более широкое понятие, которое не имеет в виду ситуацию, когда люди живут за городом по собственной прихоти.

Скорее, это те случаи, когда уменьшается количество возможностей, которые открывает жизнь в большом городе. Например, из-за кризиса, закрытия предприятий и потери рабочих мест люди вынуждены возвращаться на свою «малую родину» в село, поселок, райцентр. Подробнее можно почитать в статье «Рурализация: сущность, проявления, классификация» [А. Павлов, 2017].

В идеале город и село должны взаимодействовать между собой, быть взаимно полезными друг для друга, а не просто по очереди «вытягивать» друг из друга ресурсы. Такой формат сосуществования и взаимодействия получил название «городская агломерация». В отличие от официального административного деления территорий, агломерация складывается естественным образом, не подчиняется административному регулированию, а факторы возникновения агломерации не всегда самоочевидны и легко объяснимы.

Такая агломерация может иметь один центр притяжения. Например, как Москва и Московская область. А может иметь несколько примерно равновеликих центров притяжения. Второй вариант получил название «конурбация» или городская агломерация полицентрического типа. В Российской Федерации насчитывается четыре крупных конурбации:

Отметим, что городские агломерации тоже проходят определенные стадии развития. О них подробно рассказывается в книге The Future of Large Towns [L. Klaassen, J. Paelinck, 1979].

Стадии развития агломераций по Л. Классену:

Применительно к процессу реурбанизации иногда можно встретить термин «джентрификация», под которым подразумевается реконструкция или ревитализация пришедших в упадок частей города посредством благоустройства и привлечения состоятельных жителей. Впрочем, реурбанизация может начаться и без каких-либо дополнительных организационных мер, а исключительно по причине возобновления производства или оживления торговли.

Оценивать шансы на реурбанизацию, прогнозировать прочие процессы в развитии городов и агломераций помогают различные системы классификации городов, наработанные на данный момент.

Классификация городов

Как мы уже разобрались, города бывают разными. Они различаются по величине, функциям и многим другим показателям. В связи с этим, существует несколько основных классификаций:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *