Уравнение что это 3 класс
Решение сложных уравнений. 3 класс.
Овладение детьми способом решения уравнений в начальной школе создает прочную основу для дальнейшего обучения алгебры, химии, физики и других предметов.
Начиная с 3-го класса, ученикам встречаются сложные уравнения, но справиться с ними очень просто.
Дети уже умеют решать простые уравнения, читай об этом здесь.
А эта статья будет посвящена решению сложных уравнений в 2-3 действия.
Очень часто родители, желая помочь, объясняют так: вот смотри, сейчас вот это число перенести в другую часть от знака равенства, надо поменять знак на противоположный: было умножение, меняем на деление; было сложение меняем на вычитание.
В начальной школе это объяснение не срабатывает, т.к. ребенок не знаком с законами алгебры.
Как сложное уравнение привести к тому, которые мы уже умеем решать, а именно к уравнению в 1 действие?
Рассмотрим уравнение в 2 действия:
х + 56 = 98 — 2 — оно достаточно легкое.
Здесь особого труда не будет в решении, потому что ребенок сразу догадается, что сначала надо 98-2.
х + 56 = 98 — 2
х + 56 = 96 – это простое уравнение. А его решаем очень быстро!
Сейчас мы рассмотрим уравнение:
Такое уравнение можно решить несколькими способами.
А когда к х + 5 – это число тоже известно.
Мы видим, что у нас получилось самое простое уравнение в 1 действие.
2 • b = 30
А чтобы найти а, нам нужно 30 : на 2.
А b не что иное, как х + 5.
х + 5 = 30 : 2
х + 5 = 15
х = 15 – 5
х = 10
Проверку делаем как обычно: переписываем первое уравнение: 2 • (10 + 5) = 30.
30 – переписываем, а левую часть считаем — будет 30.
30 = 30, значит, уравнение решили правильно.
При решении таких сложных уравнений самое главное – понять, что заменить на другое неизвестное число. Когда в уравнении всего 2 действия – это очень просто.
Наше уравнение 2 • (х + 5) = 30 читаем так: число 2 умножить на сумму х и пяти, получится 30. В данном случае – нам неизвестна сумма, чтобы ее найти, надо 30:2.
48 : (16 – а) = 4.
Если опять заменять часть уравнения другим неизвестным числом, можно запутаться. Поэтому легче использовать взаимосвязи компонентов и результата действия: число 48 разделить на разность.
Нам неизвестна разность, поэтому сначала нужно узнать чему она равна. Надо 48 : 4.
16 — а = 48 : 4
16 — а = 12 – это простое уравнение.
а = 16 — 12
а = 4
Проверка: 48 : (16 — 4) = 4
Давайте посмотрим еще одно:
Из 96 надо вычесть разность с и 16. Чтобы найти разность, надо 96-94.
Проверка: 96 — (16 — 14) = 94
А сейчас мы переходим к тем уравнениям, у которых не 2, а 3 действия. Как же нам поступать в этом случае? При решении таких сложных уравнения используем знания порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них.
Рассмотрим уравнение: 36 – (8 • у + 5) = 7
Прежде всего, нужно внимательно оценить левую часть уравнения: ту, которая с неизвестным числом. Вы должны четко себе представить какое вы будете делать действие первым, какое – вторым, какое – третьим: сначала делается умножение, потом сложение и последним – вычитание.
И вот то, которое вы будете делать третьим, с него и начнем, т.е. начинаем упрощать уравнение с последнего действия. Последнее действие – вычитание. С него и начнем: из числа 36 вычесть то, что в скобках и получим 7.
Значит, то что в скобках – вычитаемое, чтобы его найти, надо 36 — 7.
По правилам математики в данной записи скобки – не ставим.
8 • у + 5 = 29 – уравнение сложное. Нужно его упростить. Данное уравнение читаем так: к произведению 8 и у прибавили 5 и получилось 29. Нам неизвестно произведение, чтобы его найти, надо 29-5.
8 • у = 24 – это уравнение простое.
Итак: 7 = 7. Значит, уравнение решили правильно.
(36 + d) : 4 + 8 = 18. Определяем порядок действий: первое – сложение в скобках, второе – деление, третье сложение вне скобок. Значит, все, что до 8 – это первое слагаемое, чтобы его найти, надо 18 — 8
(36 + d) : 4 = 10 – уравнение сложное, теперь последнее действие — :, значит
36 + d = 40 – уравнение простое и его мы решаем легко!
Для удобства и быстроты решения сложных уравнений можете пользоваться данной памяткой
Дело в том, что при кажущейся сложности, если внимательно изучить все приемы, которые я вам сегодня показала, эти уравнения дети будете щелкать как семечки. Обязательно напишите в комментариях, какой способ вам более удобен.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 57
Урок по математике «Уравнения»(3 класс)
Урок по математике (учебник Л. Г.Петерсон).
Учитель: Васькина Л.М., учитель начальных классов
Цели урока:
Образовательная: познакомить уч-ся с определением уравнения как равенства, содержавшего переменную, значение которой нужно найти;
отрабатывать навыки решения уравнений на нахождение компонентов арифметических действий; совершенствовать вычислительные навыки.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления, памяти и речи на основе опережающего обучения, развивать творческие способности, способствовать развитию самооценки и развивать коммуникативные умения.
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, чувство коллективизма, формировать у детей положительную мотивацию к учебной деятельности.
Оборудование : учебник Петерсон Л, Г. «Математика 3 класс» (2 часть),компьютер, проектор, таблицы, карточки для групповой работы, индивидуальные карточки с кружочками для самооценки.
Тип урока: урок открытия новых знаний
1. Организационный момент.
Этот урок у нас сейчас
Науке посвящается,
Что математикой всегда
В школе называется,
Она поможет воспитать
Такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать,
Измерить и исчислить.
2. Актуализация знаний.
— Ребята, девиз нашего урока сегодня: «Думать и размышлять».
Объясните, как вы понимаете эти слова.
— А сейчас займемся гимнастикой для ума, посчитаем устно.
1) Найдите частное чисел 36 и 6.(6)
2) Один множитель 9,другой 7. Найдите произведение.(63)
3) Делимое 35, делитель 5. Найдите частное.(7).
4) Во сколько раз 7 меньше 21? (в 3).
5) Во сколько раз 16 больше 4?(В 4).
6) На сколько 36 больше 9? (на 27).
7) От пристани отплыли 6 лодок. В каждой лодке по 4 весла.
Сколько весел было в этих лодках? (24).
8) Делимое 48, делитель 8. Найдите частное. (6).
9) Первый множитель 7, произведение 42. Найдите второй множитель.(6).
10) В классе 30 учеников, 2 ученика больны. Остальные дети разделились на равные группы по 4 человека для участия в конкурсах. Сколько групп получилось? (7).
— На какие группы можем разделить все числа? (0днозначные, двузначные; четные и нечетные).
Составление уравнений.
— Запишите в виде равенства, используя переменную.
-Какое число больше 2560 на 40? (2560- х=40)
— Какое число надо разделить на 400, чтобы получить 4? (х : 400= 4)
— Что получим, если уменьшим 4600 в 20 раз? (4600:20=х)
— Сколько надо вычесть из 83000, чтобы получить 82100? (83000-х=82100)
— Какие из этих высказываний являются уравнениями?
— Что мы называем равенством?
— А уравнение это равенство?
— Кто выполнил задание без ошибок? (каждый ученик выставляет кружок желтого цвета).
— Кто допустил ошибки, но сам исправил их? (уч-ся выставляют кружки зеленого цвета)
— Кому было трудно? Не смог справиться с заданием? (уч-ся выставляют кружки синего цвета).
3. Самоопределение к деятельности.
Слайд 3, 4.
— В чем особенность уравнения? ( В уравнении есть переменная).
— Сделай вывод, что такое уравнение? ( Равенство с переменной, значение которой надо найти.)
Переменную, значение которой надо найти, называют корнем уравнения.
Обратимся к математическому словарю.
Сформулируйте тему и задачи урока.
(Уравнение. Будем учиться находить уравнения и отличать их от других равенств, решать уравнения на нахождение компонентов арифметических действий, работать с учебником, находить нужную информацию.)
4. Работа по изучению нового и первичного закрепления материала.
1.Алгоритм решения уравнений.
Прежде, чем решать уравнения, мы должны определить, что неизвестно.
А для этого вспомним алгоритм решения уравнений.
1. Читаем уравнение, определяем, что неизвестно – целое или часть, сторона или площадь.
2. Определяем, компонентам какого действия является неизвестное целое или часть.
3. Применяем правило нахождения неизвестного, выполняем действие, получаем корень уравнения.
4. Делаем проверку.
А ещё, ребята, в уравнениях могут быть разные переменные, их нужно правильно называть.
3.Работа по учебнику.
5. Исторический экскурс в мир Древней Азии.
— А хотите узнать, кто впервые ввёл понятие уравнения в математику. Мы отправляемся с вами в Среднюю Азию, в древний город Хорезм. Приблизительно в 850 году н.э. арабский ученый математик Мухаммед бен Муса ал-Хорезм написал книгу об общих правилах решения арифметических задач при помощи уравнений. Она называлась «Китаб ал-Джебр». Эта книга дала имя науке алгебре. Очень большую роль сыграла еще одна книга Ал-Хорезми, в которой он подробно описал индийскую арифметику. Триста лет спустя (в 1120 году) эту книгу перевели на латинский язык, и она стала первым учебником «индийской» (то есть нашей современной) арифметики для всех европейских городов.
Мухаммеду бен Муса ал-Хорезму мы обязаны появлению термина «алгоритм».
6. Повторение ранее изученного материала.
1. Решение задачи. Работа в парах.
Работа по учебнику с. 79 №7.
1)1ч 48 мин + 5 мин + 1ч 15 мин = 2ч 68 мин = 3ч 08 мин
2)1ч 25 мин + 15 мин + 1ч 35 мин = 2ч 75 мин = 3ч 15 мин
Ответ: на путь до Кузьминок через п.Марьино требуется меньше времени.
2. Самостоятельная работа по карточкам.
Раскрасьте пересечение фигур зеленым цветом, обведите красным цветом их объединение.
Конспект и презентация по математике для 3 класса «Уравнения»
Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft PowerPoint.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Слагаемое Сумма Уменьшаемое Разность Вычитаемое Произведение Множитель Равенство Делимое Уравнение Найдите лишнее слово в каждом столбике
Сумма Разность Произведение Равенство Слагаемое Уменьшаемое Вычитаемое Множитель Делимое Уравнение Частное Делитель
это равенство с переменной. Значение которой надо найти. Предложение, в котором есть знак «=» Уравнение Равенство
Корень уравнения: число, при котором равенство будет верным. Решить уравнение- значит найти все его корни (или убедиться, что их нет)
15 – x = 7 20 : x = 5 50 – x = 14 120 : x = 12 50 – x = 30 135 : x = 9 x – 8 = 7 x : 4 = 5 x – 36 = 14 x : 10 = 12 x – 20 = 30 x : 15 = 9 x – a = b x : a = b
Составить все виды уравнений и алгоритм решения изученных видов уравнений
Определить неизвестный компонент действий Применить правило его нахождения Выполнить действие и получить ответ Сделать проверку (устно или письменно)
№ 2 стр. 78. m ∙ n + c : 4 Сумма произведения чисел m и n и частного чисел c и 4. a ∙ 6 – 12 Разность произведения чисел a и 6 и числа 12. (7 + x) : 25 Частное суммы чисел 7 и x и числа 25. (18 : y) (1 – b) Произведение частного чисел 18 и y и разности чисел 1 и b
Выбранный для просмотра документ уравнения.docx
Тип урока: ОНЗ
сформировать представление об уравнении как предложение с переменной, внести в речевую практику понятие корня уравнения;
систематизировать изученные виды уравнений и показать их связь с количественным описанием реальных ситуациёй;
повторить и закрепить запись буквенных выражений, чтение и запись числовых выражений по последнему действию, решение задач.
Оборудование: презентация, листы для рефлексии, карточки с заданиями.
Мотивация к учебной деятельности
— Чему вы учились на прошлых уроках? (Мы узнали, что такое равенство и неравенство, мы учились работать с этими понятиями).
— Раз сегодня вы будете узнавать новое, как вы будете работать? (…)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Повторение названия компонентов действий.
На доске карточка с заданием слайд
— Найдите лишнее слово в каждом столбике.
— Какое слово лишнее в 1 столбике, докажите выбор своего ответа? (В 1 столбике лишнее слово «уравнение», остальные- названия компонентов действий)
— Какое слово лишнее в 1 столбике, докажите выбор своего ответа? (Во 2-м столбике слово «равенство», остальные- названия результатов действий.)
Учитель слово «уравнение» и « равенство» выписывает отдельно.
Недостающие слова учитель выставляет на доске.
— Какие слова 1-го и 2-го столбика вы бы соединили?
Дети предлагают свои варианты, а учитель проводит линии на доске.
2.Актуализация понятия уравнение, корень уравнения, решить уравнение.
На доске остаётся запись слайд
— Как вы объясните, что такое «равенство»? (Предложение, в котором есть знак «=»)
— А уравнение можно назвать равенством? (Да, так как в нём есть =)
— А что обязательно есть в уравнениях? (Есть переменная)
— Что нужно знать в уравнениях, чтобы сказать, что это равенство верное? (Значение переменной)
— А если вы не знаете значение переменной в уравнении? (Можно найти, решив уравнение)
— Тогда, как можно дать определение уравнению? (Это равенство с переменной, значение которой надо найти)
Учитель выставляет на доску определение уравнения слайд:
это равенство с переменной.
Значение которой надо найти.
— Тогда ещё раз повторите, что значит решить уравнение? (Найти значение переменной)
— Как называется верное значение переменной? (Корень уравнения)
— Как определить, что вы нашли правильно значение переменной? (Подставить его в уравнение, если получиться верное равенство, тогда значение переменной – корень уравнения)
Учитель определение вывешивает на доску слайд
число, при котором равенство будет верным.
— Что значит решить уравнение? (Найти все его корни.)
В случае, если дети не скажут все кори, учитель может сам уточнить.
— Может уравнение не иметь корней? Придумайте такое уравнение. (Учащиеся приводят свои примеры.)
— Уточните, что значит решить уравнение? (Учащиеся проговаривают свои варианты.)
значит найти все его корни
(или убедиться, что их нет)
3. Актуализация названий компонентов действий неизвестных в уравнениях
Учащиеся делятся на 5 групп, задание: проанализировать, какие компоненты действий неизвестны в уравнениях, и найти для обоих столбиков недостающее уравнение. (1-3 гр. Первый столбик, 4-5 гр. – второй столбик).
x – 20 = 30 x : 15 = 9
50 – x = 14 120 : x = 12
50 – x = 30 135 : x = 9
Учащиеся должны догадаться. Что в первом столбике нет уравнения с не
Что вы сейчас повторили? (Что называется равенством, компоненты действий неизвестные в уравнения)
— Что вы узнали нового? (Определение уравнения, корня уравнения, что значит решить уравнение.)
3. Индивидуальное задание.
50 – x = 14 120 : x = 12
50 – x = 30 135 : x = 9
x – 20 = 30 x : 15 = 9
— В этом задание есть, что-то новое? (Нет, мы знаем, как записывать буквенные выражения.)
— А теперь запишите с помощью переменных все изученные виды уравнений и решите их, используя ранее изученные алгоритмы.
— На работу даю 1 минуту.
Учащиеся работают 1 минуту.
— Стоп! Время закончилось.
— Поднимите руки, кто записал уравнения. (…)
— В чём у вас затруднение? (Не успели или не смогли установить все виды уравнений.)
3.Выявление места и причины затруднения.
— Какое задание выполняли? (Должны были записать все виды уравнений, используя изученные алгоритмы.)
— Каким правилом пользовались? (….)
— Почему возникло затруднение? (У нас нет общего алгоритма записи и решения изученных видов уравнений).
4 Постановка темы и цели урока
— Сформулируйте цель урока? (Составить все виды уравнений и алгоритм решения изученных видов уравнений)
— Тогда тема сегодня на уроке? (Уравнения)
Учитель фиксирует тему на доске.
5. Построение проекта выхода из затруднения.
— Что вам может помочь при достижении цели? (Названия компонентов в действиях)
— По какому плану вы будете действовать?
1) Проговорим все компоненты действий, которые могут быть неизвестны
2) Потом определим неизвестный компонент и запишем х, известные компоненты за a и b
3) Сформулируем правило нахождения х для своего уравнения.
4) Построим алгоритм решения уравнений.
5. Реализация построенного проекта.
— Ещё раз повторите, какие действия вы знаете? (Умножения, деление, сложение, вычитание)
— Проговорите компоненты действий, которые могут быть неизвестны в уравнениях. (Слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, множитель, делимое, делитель.)
Учащиеся работают в группах самостоятельно. Через 2 минуты одна из групп отвечает, остальные дополняют.
Составление алгоритма решения уравнений.
— А теперь проговорите, какие шаги вы предприняли, для того, чтобы составить уравнение (сначала определяли, какой компонент возьмём за неизвестное).
— Тогда при решении уравнений, что сначала надо сделать? (Определить неизвестный компонент действий).
Учитель вывешивает первый шаг алгоритма
Определить неизвестный компонент действий
— Для того чтобы его решить, что вы должны знать? (Правило нахождения неизвестного компонента).
Учитель вывешивает следующий шаг алгоритма.
Применить правило его нахождения
— После того, как применили правило для нахождения неизвестного компонента, что предпримите? ( Выполним действие и получим ответ)
Учитель вывешивает следующий шаг алгоритма.
Выполнить действие и получить ответ
— Для того, чтобы узнать верно ли применили правило или верно ли выполнили действие, что нужно сделать? (Проверку.)
Учитель вывешивает последний шаг алгоритма.
Сделать проверку (устно или письменно)
— Как можно доказать, что алгоритм построен верно? (По алгоритму решить уравнение и провести проверку.)
— Что вы можете сказать о затруднении? (Мы справились с ним.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
— Что теперь надо сделать? (Потренироваться в решении уравнений по алгоритму)
Решение уравнений всех видов с комментированием в громкой речи.
2) Два ученика выходят к доске и решают любых два из второго и третьего столбика ( например: в-1стр.; д-1 стр.). После того, как решили, проговаривают по очереди ход решения. Остальные ученики записывают в тетрадях.
3) Работа в группах.Дидактическая игра «Лотерея» Решение уравнений с комментированием и проверкой по 2 уравнения из 2-ой и 3-ей строк каждого из 6 столбиков в № 1, стр. 78. (представитель каждой группы берет наугад один из шести билетиков) :
Задание выполняется в парах в течение 3 минут.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(5 минут)
— Какой следующий шаг необходимо сделать? (Надо проверит свои знания.)
Для самостоятельной работы № 1, стр. 78 (б- 1 стр., е – 1 стр.)
На выполнение задания отводится 5 минут.
— Проверьте себя по подробному образцу
— Как вы выполняли задание? (…)
— В чём причина допущенных ошибок? (…)
8. Включение в систему знаний и повторение.
№ 2 стр. 78.Дети выделяют в выражениях последнее действие цветным карандашом, затем называют его результат и после этого называют, какими числами или выражениями является компоненты действия:
m ∙ n + c : 4 Сумма произведения чисел m и n и частного чисел c и 4.
a ∙ 6 – 12 Разность произведения чисел a и 6 и числа 12.
(7 + x ) : 25 Частное суммы чисел 7 и x и числа 25.
(18 : y ) (1 – b ) Произведение частного чисел 18 и y и разности чисел 1 и b .
1 ч + 48 мин + 5 мин + 1 ч 15 мин + 2 ч 68 мин = 3 ч 8 мин – занимает путь через Марьино;
1 ч 25 мин + 15 мин + 1 ч 35 мин = 2 ч 75 мин = 3 ч 15 мин – занимает путь через Сергеевку;
3 ч 8 мин 3 ч 15 мин.
Ответ: путь через Сергеевку занимает меньше времени.
— Что нового вы сегодня узнали? (Мы узнали определение уравнения, корень уравнения.)
— Что вы вспоминали об уравнении?
— Что вам помогало при решении уравнений любого вида? (Алгоритм решения уравнений)
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— На желтых листах в таблице ответьте на вопросы, подставив «+» или «?».
1) Я знаю, что такое уравнение.
2) Я знаю, что называется корнем уравнения.
3) Я знаю, что значит «решить уравнение».
Домашнее задание: правило, № 5 (а или б на выбор) стр. 59; № 6, стр. 79.
Урок математики в 3-м классе по теме: «Уравнения»
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
Учитель: Урок математики. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми профессиями. Многие из вас уже, наверно, задумывались над тем, кем он станет, когда вырастет. Ну а сейчас вашей главной работой является учеба, так как полученные знания потом в любом деле пригодятся. Когда мы болеем, к кому мы обращаемся за помощью?
Дети: К врачу.
Учитель: Какая замечательная и необходимая всем профессия врача, который в любую погоду, в любое время суток спешит на помощь больным.
В стенах больницы всегда чисто и аккуратно. А у наших ребят чисто и аккуратно в тетрадях. О чьих тетрадях можно так сказать? Встаньте, пожалуйста! Спасибо! Молодцы!
III. Актуализация знаний
Работа в тетрадях: Запись числа. Классная работа.
Учитель: Подрастают ребятишки и идут с букетами цветов куда?
Дети: В школу.
Учитель: А кто их встречает?
Дети: Учителя.
Учитель: Поэт Жаров сказал: “Нет на земле ответственней призванья, почетнее и радостнее нет, как учить его Величество – народ!”
У нас в школе работают замечательные учителя. При встрече с ними никогда не забывайте волшебных слов.
Кто из вас, как учитель, сделает анализ числа, записанного у вас в тетради? (Анализ числа 55440).
Как вы думаете, почему я показала это число?
Дети: Чтобы учились на “5” и “4”!
Учитель: А теперь отправимся в плавание по миру профессий водных транспортов. Профессии моряков безграничны, как море. Руководит всем экипажем судна капитан. (Приложение 1)
Капитан:
Он силен и ловок,
Он – мечта мальчишек и девчонок.
Дисциплина для него – закон.
Символ морской дружбы он!
Эта профессия требует умения сосредотачиваться, быстроты реакции, логического мышления. Давайте посмотрим, кто из вас может стать капитаном. Проверим знание таблицы умножения и деления. (Два человека у доски, остальные в тетради)
Арифметический диктант:
70 • 80, 42 : 6, 50 • 3, 72 : 9, 60 • 7, 48 : 6, 60 • 4;
640 : 8, во сколько раз 81 > 9;
на сколько единиц 460 > 60?
На одном корабле служат 10 матросов, на втором в 3 раза больше, сколько всего матросов на двух кораблях?
Взаимопроверка (560, 7, 150, 8, 420, 80, 9, 400, 30 м, 40 м)
Учитель: Молодцы! Вы будете настоящими капитанами. Профессии, связанные с небом, это профессии работников авиации. Какие виды самолетов знаете?
Дети: Пассажирские, транспортные, специального назначения: МЧС (министерство чрезвычайных ситуаций), в сельском хозяйстве применяют для поливки и удобрения растений, тушения пожаров.
Учитель: При выполнении любой работы пилот должен действовать четко, не сворачивая с заданного курса, быть внимательным. Члены экипажа должны помогать друг другу в непредвиденных ситуациях.
Давайте проверим, кто же из наших ребят сможет работать в экипаже самолета, может, кто-то станет командиром и ровно по заданному курсу проведет самолет.
Задание 1:
Чей ряд быстрее составит программу действий и вычислит результат.
Задание 2:
Продолжить курс самолетов. Прочитайте. Какие слова 1 и 2 столбика вы бы соединили? Назовите лишнее слово в каждом столбике.(Приложение 3)
Слагаемое Уменьшаемое Вычитаемое Множитель Делимое Делитель Уравнение | Сумма Разность Произведение Частное Равенство |
Учитель: Какое слово оказалось лишнее в первом столбике?
Дети: Уравнение.
Учитель: Какое слово оказалось лишнее во втором столбике?
Дети: Равенство.
Учитель: Как называются оставшиеся слова?
Дети: Названия компонентов.
Учитель: Как вы объясните, что такое равенство?
Дети: Выражение, в котором есть знак “=”.
Учитель: А что такое уравнение? Это равенство?
Дети: Да.
Учитель: А что в нем особенного?
Дети: Есть переменная.
Учитель: Совершенно верно: в уравнении есть переменная, значение которой надо найти.
b • 10 = 360
540 : y = 9
Уравнение – это равенство с переменной, значение которой надо найти.
Значение переменной, при котором из уравнения получится верное равенство, называется корнем уравнения.
Решить уравнение – значит найти все его корни.
Найдите корни этих (на доске) уравнений, запишите их в тетради. (9, 18, 36, 60)
Кто догадался, какая тема нашего урока?
IV. Формулирование темы урока
Дети: Уравнения.
Учитель: Тема урока “Уравнения”. Сегодня мы продолжим работу над уравнениями.
Будем учиться находить неизвестный компонент, пользуясь алгоритмом решения уравнений. (Приложение 1)
Какая же из профессий помогает людям узнавать неизвестное в другом населенном пункте?
Дети: Телеграфист, телефонист, радист.
Учитель: Кто хочет стать работником отрасли связи, должен хорошо учить математику и, конечно же, находить неизвестное.
V. Изучение нового материала
Работа по учебнику стр. 77. Самостоятельное чтение правила. Анализ правила по вопросам:
– Какое равенство называют уравнением?
– Как называют значение переменной, при котором из уравнения получается верное равенство?
– Что значит решить уравнение?
Чтение вслух замечания стр. 78.
Закрепление № 1, с комментированием, используя алгоритм решения уравнений.
Первичное закрепление № 1. 1, 2 уравнение с комментированием у доски:
17 + x =304 x = 287 | у + 439 = 811 у = 372 |
№ 1 (2–3 столбики самостоятельно): 1 вариант – 1 стр. в), д) | |
185 – m = 93 m = 92 | b : 40 = 900 b = 2 |
2 вариант – 2 стр. в), д) | |
940 – n =167 n = 773 | x : 300 = 450 x = 13500 |
VI. Обобщение
Учитель: Молодцы! Хорошо справились с работой.
– Как найти неизвестное слагаемое?
– Как найти неизвестное уменьшаемое, вычитаемое?
– Как найти неизвестный множитель?
– Как найти делимое делитель?
– Что такое корень уравнения?
VII. Физминутка
Учитель: Следующая профессия поможет нам решить задачу. Требования к этой профессии высокие. Человек, который владеет этой профессией, должен знать правила дорожного движения, иметь хорошую реакцию, наблюдательность, быть точным во времени. Кто это?
Дети: Водитель.
Учитель: Отгадайте, что это за вид транспорта.
Что за чудо – синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином!
– Какие правила поведения в автобусе вы знаете?
– Как правильно переходить дорогу?
– Где нужно идти по загородной дороге?
Решение задачи стр. 79 № 7. Самостоятельное чтение задачи.
Анализ по вопросам.
Учитель: О чем говорится в задаче?
Дети: О маршруте автобуса.
Учитель: Каково время прохождения автобуса между Лидово – Марьино – Кузьминками?
Дети: 1 ч. 48 мин. и 1 ч. 15 мин.
Учитель: Сколько времени приходится на остановку в Марьино?
Дети: 5 минут.
1 вариант (путь через Марьино):
1 ч 48 мин + 1 ч 15 мин + 5 мин = 3 ч 8 мин
2 вариант (путь через Сосновку):
1 ч 25 мин + 1 ч 35 мин + 15 мин = 3 ч 15 мин
Учитель: Какой путь выгоднее?
VIII. Итог урока
Учитель: Какие равенства мы сегодня решали?
Дети: Уравнения.
Учитель: Что содержит уравнение?
Дети: Переменную.
Учитель: Что значит решить уравнение?
Дети: Найти все его корни.
Учитель: С какими профессиями познакомились?
Дети: Врач, учитель, капитан, пилот, летчик, телеграфист, телефонист, радист, водитель.
Учитель: Все профессии, о которых мы говорили, нужны и важны! Кем же вы хотите стать?
IX. Домашнее задание
стр.78 № 1 б (первая строка), правило стр.76–77