Уральские рассказы чему учит
Бажов Павел сборник «Уральские сказы»
Читательский дневник по сборнику «Уральские сказы» Павла Бажова
Автор: Бажов Павел Петрович
Название произведения: «Уральские сказы»
Главные герои: Медной горы хозяйка, Данило-мастер, Степан Петрович, Танюшка.
Характеристика главных героев:
Медной горы хозяйка — Волшебный персонаж. Добрая к настоящим мастерам, жестокая к лентяям и жадинам.
Владеет подземными богатствами. Может обращаться в ящерку.
Данило-мастер — Настойчивый. Стремится к совершенству.
Уходит к Медной горы хозяйке, но возвращается ради жены.
Степан Петрович — Уважаемый мастер. Трудолюбивый, верный, честный.
Получает в дар малахитовую шкатулку.
Танюшка — Дочь Степана.
Умелая мастерица, которую Хозяйка забирает к себе.
Краткое содержание сборника «Малахитовая шкатулка»
Живёт на Урале Медной горы хозяйка, которая следит за людьми.
Честным она помогает, нерадивых наказывает.
Помогла хозяйка Степану и его дочери Танюшке.
А Данило увидел каменный цветок и покоя лишился.
Много других волшебных существ обитает в Уральских горах.
Это старуха Синюша, или девочка Огневушка.
Они помогают добрым людям, а злых и нечестных карают.
Краткое содержание всего сборника сказов.
1. Медной горы Хозяйка.
Встретил простой рабочий Степан Хозяйку-волшебницу.
Выполнил он просьбу Хозяйки и наказали Степана.
Но не бросила Степана Хозяйка, к себе в гору увела.
Подарила за верность Степану шкатулку из камня красивого, малахита.
Женился Степан на Настеньке, но покой потерял.
Нашли его мёртвым в лесу и ящерку рядом видели.
2. Малахитовая шкатулка.
Дочь Степана Танюшка росла редкой умелицей.
Сама Хозяйка учила её платья вышивать.
Стал за Танюшкой барин ухаживать, императрицу показать обещал.
Но стеснялся барин Танюшки, а та сама во дворец пришла.
Посмотрела на императрицу и в стене малахитовой исчезла.
3. Каменный цветок.
Старик Прокопьич воспитывал мальчика Данило.
Вырос Данило мастером и обратила на него внимание Хозяйка.
Показала мастеру каменный цветок и потерял Данило покой.
Всё старался каменный цветок сделать.
Разбил каменную чашу Данило и ушёл в лес.
4. Горный мастер.
Катя верила, что Данило жив, и звали её мертвяковой невестой.
Стала Катя сама камни обрабатывать и продавать.
Увидела Катя в камне рисунок необычный и поняла, что Данило ей знак подаёт.
Пошла к Хозяйке и стала мужа назад требовать.
Отпустила Хозяйка Данило и стал он с Катей жить.
5. Хрупкая веточка.
Было у Степана восемь детей, а Митя рос горбатым.
Был Митя гранильщиком и помогала ему Хозяйка.
Делал Митя чудесные веточки, а одну для невесты своей.
Но барин захотел отобрать веточку.
Не отдал веточку Митя, и барин раздавил её.
Ударил Митя барина и сбежал.
6. Железковы покрышки.
Обеднели прииски, а царице надо было крышки на альбом сделать.
Сделал их мастер Евлаха, и не могли понять из камня или из крошки.
Ничего ему Евлаха не сказал, хотя камни из крошек собирал.
7. Две ящерки.
Обманывал барин своих рабочих, и Андрюха заморозил ему печи.
Андрюху на рудник сослали, но сбежал он с помощью Хозяйки.
Помогали Андрюхе две ящерки, а люди его мёртвым считали.
Стали Андрюху солдаты ловить, но помогли ему ящерки уйти их тех мест.
8. Приказчиковы подошвы.
Лютовал на прииске приказчик Северьян.
Не слушал предупреждений от Хозяйки.
Хотел саму Хозяйку поймать и погнался за ней.
Заманила Хозяйка Северьяна в шахту, и обвал устроила.
Стрелял в Хозяйку Северьян, но в камень обратился.
9. Сочневы камешки.
Лентяй Сочень нашёл на горе изумруды.
Но напугала его кошка и потерял Сочень камушки.
Хотел Сочень кошку обмануть, переоделся в собаку.
Гнали его кошки от горы, но принёс Сочень изумруды.
Отдал камни приказчику, а те в грязь превратились.
10. Травяная западёнка.
Старик Янко хотел жениться на молодой Усте и узнать секрет травяной западёнки.
Барыня тоже хотела старика на Усте женить.
Отправила Устя старика западёнку искать.
Хозяйка запретила Янко жениться.
Так и искал он западёнку пока не умер.
Устя вышла за молодого рабочего и была счастлива.
11. Таюткино зеркальце.
Все боялись заходить в штольню из-за обвала.
Послали туда Ганю, а тот дочь Таютку взял.
Нашла девочка в штольне каменное зеркало.
Решила барыня то зеркало целиком из стены вырезать.
Но случился обвал, и приказчику ноги отдавило.
12. Синюшкин колодец.
Умерла у Ильи бабка, а в наследство оставила три пёрышка.
Спасли пёрышки жизнь Илье, когда он Синюшу встретил.
Подружился Илья с Синюшей, и стала старуха парня испытывать.
Но не польстился Илья на богатство, и щедро наградила его Синюша.
Женился Илья на красавице, но недолго та прожила.
13. Огневушка-поскакушка.
Несколько раз видели Федюнька с дедом Огневушку, но золото найти не могли.
Всё над ними филин смеялся, с дороги сбивал.
Но зимой заметил Федюнька место и пометил его.
Нашли они с дедом золотую жилу и разбогатели.
А когда отобрали у них жилу, она сразу истощилась.
Читательские дневники по каждому произведению сборника Уральские сказы «Малахитовая шкатулка»:
Основная мысль сборника «Уральские сказы»
Главная мысль сборника в том, что честным и работящим сама природа помогает, а жадные и нечестные пропадают.
Основная идея сборника сказов в том, что нужно честно трудиться и самому зарабатывать своё богатство.
Чему учит сборник
Рассказы сборника учит быть трудолюбивыми, настойчивыми в любой работе.
Учит никого не обманывать, не завидовать, всего добиваться своим умом, трудом и умением.
Учит стремиться к совершенству.
Краткий отзыв по сборнику Уральские сказы для читательского дневника
Прочитав сказы этого сборника, я очень много узнала о жизни простых людей на Урале в прошлом.
Мне очень понравились все произведения этого сборника.
Они написаны совершенно изумительным народным языком, со множеством специфических терминов.
Сюжет каждого рассказа по-своему занимателен и поучителен, но самое главное, что добро всегда торжествует в них.
А богатые и жадные всегда приходят к незавидному концу — их уничтожает сама природа.
Нечестно нажитые деньги не приносят счастья — таков посыл этих сказов.
И только честно заработанное богатство может принести человеку счастье.
Я всем советую прочитать эти сказы и подумать о том, как построить свою жизнь, чтобы добиться успеха. Ведь всё в мире зависит от нас самих.
Пословицы к сборнику:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
— Это ещё что придумал! Я велела мне царицу показать, а ты подстроил меня ей показывать.
Опять обман! Видеть тебя больше не хочу! Получи свои камни!
С этим словом прислонилась к стенке малахитовой и растаяла.
Только и осталось, что на стенке камни сверкают, как прилипли к тем местам, где голова была, шея, руки.
Все, конечно, перепугались, а царица в беспамятстве на пол брякнула.
Уральские рассказы чему учит
Автор: Палёнова Виктория Сергеевна
Организация: МБОУ Свердловской СОШ им.М.П.Марченко
Населенный пункт: г.о. Лосино-Петровский, рп Свердловский
Жанр литературного сказа. Сказы П. П. Бажова
Сказы Бажова, полные юмора и лукавого задора, где причудливо переплелись реальное и сказочное, говорят нам о поэзии творческих исканий и неустанного познания действительности.
Действительность в сказах изображена с высот народной нравственности, они несут в себе концентрацию высокой духовности, те этические и эстетические ценности, которые определяли духовное бытие русского народа. Поэтому произведения П. П. Бажова, написанные в 30—40-е годы, остаются живым явлением нашей эпохи.
В произведениях, написанных в сказовой манере, повествование ведется от лица вымышленного, чаще всего малообразованного рассказчика и при этом воспроизводится ситуация живого разговора, рождающегося как бы сию минуту.
В сказе более или менее точно передаются все особенности «звучащей речи» рассказчика. Один из признаков сказа – непосредственный контакт рассказчика со слушателями. Эти особенности придают сказу художественную выразительность, убеждают в правдивости того, о чем говорится. Нередко писатели прибегают к сказу, описывая какую-нибудь быль, произошедшую на самом деле историю.
Сама жизнь писателя П. П. Бажова — высокий и поучительный пример для современного молодого человека.
Павел Петрович учился в духовной среде десять лет: сначала в духовном училище, потом в Пермской духовной семинарии. Затем стал учителем начальной школы. Позже поступил учителем русского языка в Екатеринбургское духовное училище, где раньше обучался сам.
К сказам его привела неуемность литератора, открыто защищающего интересы рабочего класса. Свои сказы П. П. Бажов писал как непосредственный отклик на самые насущные народные нужды, во всех сказах разрабатывается одна тема: жизнь простого труженика. Он воспел нравственные и трудовые качества рабочего люда. Все они — люди пытливой творческой мысли, добрые, человечные. Сказы Бажова, полные юмора и лукавого задора, где причудливо переплелись реальное и сказочное, говорят нам о поэзии творческих исканий и неустанного познания действительности.
Первые сказы «Малахитовой шкатулки» появились в 1936 году. Это стало большим событием в литературе и в жизни самого писателя. Книга «Малахитовая шкатулка» – о талантливых рабочих-умельцах. Бажов везде и всегда, в любом деле ценил трудолюбие, он, как старый уральский мастер, терпеливо оттачивал каждую фразу. История создания и публикации «Малахитовой шкатулки» полна различных сложностей. Работа над сказами могла остановиться, но совсем неожиданно Бажов получил поддержку. Обстоятельства, побудившие Бажова к написанию сказов, были таковы: Свердловское книжное издательство предприняло выпуск сборника «Дореволюционный фольклор на Урале». Бажов предложил составителю сборника В. П. Бирюкову «записанные по памяти» уральские рабочие сказы. То был первый бажовский сказ. За ним последовали еще два – для той же книги. Издание уральского фольклорного сборника было толчком, который был так необходим, чтобы вывести Бажова на путь литературного творчества. Однако первая публикация сказов была журнальная. Сказы Бажова произвели огромное впечатление на писателя В. В. Лебедева, прочитавшего их в рукописях. Лебедев взялся за опубликование сказов – и увез их в Москву. В одиннадцатой книжке журнала «Красная новь» за 1936 год были напечатаны сказы «Дорогое имечко», «Медной горы Хозяйка», «Про Великого Полоза», «Приказчиковы подошвы». Из них первые три вошли в изданный в том же году свердловский фольклорный сборник. Под влиянием успеха названных публикаций Бажов продолжил работу в этом жанре. Писатель нашел свое место в литературе.
В начале 1938 года у Павла Петровича было уже четырнадцать готовых сказов. Они и составили первый сборник «Сказов старого Урала» – «Малахитовую шкатулку».
Когда «Малахитовая шкатулка» была принята к изданию и пока ее готовили к печати, Бажов продолжал писать. Еще до выхода свердловского сборника им были написаны сказы «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец», «Демидовские кафтаны», а затем появились «Огневушка-Поскакушка», «Травяная западенка», «Хрупкая веточка», «Ермаковы лебеди», «Таюткино зеркальце», «Жабреев ходок», «Ключ-камень». Почти все онивошли в новую книгу – «Ключ-камень», изданную в 1943 году. Позднее автор и эти сказы включил в «Малахитовую шкатулку».
Сказы Бажова не только знакомят детей с прошлым людей, живших на Урале, но также учат дружбе, честности, доброте, учат отличать добро от зла. Знакомство с ними способствует развитию познавательного интереса у младших школьников, расширяют словарный запас.
Методические приёмы работы над сказами Бажова.
Методической особенностью обучения детей чтению произведений различных жанров на первом этапе является детализация анализа текста произведения, когда внимание детей фиксируется на каждом действии персонажей, на их словах и чувствах, ситуациях, определяющих эти действия и чувства, а цельность восприятия произведения задается таким методичексим приемом, как сопоставление основной иллюстрации к произведению с его названием и установкой на жанр. На втором этапе в процесс обучения младших школьников чтению произведений различных жанров целесообразно включить работу по составлению специального словаря.
В ряду основных умений, которые должны быть сформированы у учеников младших классов, являются умения увидеть в тексте образы-персонажи, относить прочитанные произведения к определенному виду и жанру.
Способность к образному анализу художественного текста сама собою не формируется. А если она отсутствует, то читатель воспринимает лишь основные поступки героев, следит за ходом сюжета и пропускает в произведении все, что ему неинтересно. Поэтому надо учить детей вдумчивому восприятию, умению размышлять над книгой, а значит, о человеке и о жизни в целом. Анализ произведения должен быть совместным (учителя и учеников) раздумьем вслух, что со временем приведет к развитию у ребенка естественной потребности самому разобраться в прочитанном.
Существует несколько подходов к анализу литературного произведения: 1) стилистический анализ; 2) проблемный анализ; 3) анализ развития действия; 4) анализ художественных образов.
Готовя урок по сказам Бажова, учитель определяет задачи: развивать представления о жанре сказа; учить применять знания о сказах при знакомстве с новым сюжетом; вызвать интерес к изучению сказов; развивать фантазию, воображение; формировать систему читательских умений, воспитывать уважение к человеку-труженику.
Можно использовать разные методы обучения: исследовательский, игровой, объяснительно – иллюстративный, эвристический.
Возможные формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, в парах.
— Скажите, в каком жанре создавал произведения П. П. Бажов?
— Ребята, вы верно заметили, что в сказе есть черты реальности и вымысел, как в сказке.
— Сейчас вам необходимо в своих группах записать в двух колонках вымышленных героев и реальных на основе прочитанных сказов. Можете воспользоваться книгами Бажова.
— Назовите, сколько у вас вымышленных и реальных героев записано. Группа, которая назвала наибольшее число, называет героев поимённо.
— Герои сказов заговорили, и оказалось, что язык их по-своему красив, выразителен и необычен. Назовите, какие незнакомые слова и выражения в сказах Бажова вы встретили.
В процессе чтения-поиска учащиеся должны обобщить и углубить практические представления о сказе как жанре, о «чудесном мире», то есть у них необходимо заложить оптимальный объем умений, таких как:
При анализе произведения используются такие приемы работы, как ответы на вопросы по тексту, выборочное чтение, составление плана, выразительное чтение, пересказ, различные задания творческого характера.
Все эти методы и приемы имеют большое значение для обучения, развития и воспитания детей. Так, ответы на вопросы, пересказ, словесное описание героя, словесное иллюстрирование развивает речь учащихся. Выборочное чтение, составление плана учит ориентироваться в тексте. А изучение архаичных слов расширяет кругозор ребенка и увеличивает словарный запас.
Например: прежде чем знакомиться с произведением, давайте уточним смысл отдельных слов и выражений.
взъесться – невзлюбить кого-то, упрекать, обвинять, бранить.
голбчик – приступка для выхода на печь.
Пожитки – домашние вещи, одежда, обувь.
похлёбка –суп из картофеля или крупы.
Несподручно– неудобно, неловко.
пособник – помощник в делах.
Горюн – человек из народа, этноса горюн.
Приказчик –управляющий имением помещика.
Вспомните, что означают слова, выведенные на экран: барская рукодельня, взъесться, голбчик, пожитки, похлёбка, несподручно, пособник, покосные ложки, статочное ли дело.
Пожалуй, у всех сказов П.П. Бажова есть особое очарование: его ощущаешь, когда погружаешься в незамысловатый текст, украшенный диалектными словами и людской мудростью. Современным детям не хватает именно этого волшебства сказок, волшебства родного языка. Для того чтобы дети прочувствовали героев сказа, погрузились в атмосферу волшебства, им предлагается прочитать отрывок сказа по ролям. Это совершенствует речь и развивает воображение.
– Найдите отрывок – диалог Коковани и Дарёнки, в котором Кокованя описывает Серебряное копытце. Читаем этот отрывок по ролям.
Для развития памяти и внимания можно предложить для работы в группе.
Например: Впиши нужные слова. Чья группа быстрее справится с заданием, той и будет засчитан балл.
Последовательность событий в сказе. Задание на карточке.
В какой последовательности происходят события в сказе? Пронумеруй.
□ Даренка и Кокованя отправляются в лес.
□ Кокованя забирает к себе Даренку.
□ Старик рассказывает про козлика.
□ Даренка и кошка остаются одни.
Одним из видов работы на уроке является самостоятельная работа. Выполняя эту работу, дети тренируют память, развивают воображение, развивают чувство композиции, развивают речь.
– Каждый из вас сейчас будет творцом. Вам будут даны заготовки из бумаги героев сказа «Серебряное копытце». Вы должны создать композицию. А затем мы проведем выставку ваших творений.
Понятны ли сказы Бажова детям начальной школы? Я думаю – вполне. На практике я читала ученикам сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце». Читала так, как написано в оригинале, соблюдая красоту речи и особенности говора Уральского края. Дети распахивали глаза и с увлечением слушали сказ. На незнакомых словах мы останавливались, уточняли их значение. Иногда даже прибегали к помощи словарей, расположенных в интернете. Дети испытывали особое удовольствие, узнавая особое значение новых слов, узнавая что-то новое. И если взрослому понятны эти выражения, то современные школьники такого русского языка не слышали или слышат очень редко. Сейчас русские сказки издаются в адаптированном для современного русского языка варианте. Чтение же произведений в оригинале способно не только увлечь ребёнка, но и развить его фантазию и вкус, зародить в нем любовь к родной земле, многообразию ее культуры и быта.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Бажов П. “Огневушка-Поскакушка” Читательский дневник, краткое содержание
Бажов П. “Огневушка-Поскакушка” Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Бажов Павел
Название: “Огневушка-Поскакушка”
Жанр: сказ
Тема произведения: добро и трудолюбие
Число страниц: 12
Главные герои и их характеристика:
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Среди старателей ходит предание про Огневушку, которая показывает золото, но найти золото все равно не легко. Но Федюньке с дедом удается отыскать золотые самородки.
Сюжет — краткое содержание
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод танца Огневушки. Как появлялась маленькая веселая девочка, подбоченивалась и вдруг начинала плясать, круги давать, да платочком голубеньким помахивать.
План произведения для пересказа
Главная мысль
Золото, да и любое богатство, должно доставаться тем, кто много трудится, кто не жалеет сил, и кто честен.
Чему учит эта книга
Сказ учит тому, что упорный труд, старания всегда окупаются, приносят свои плоды. Учит не падать духом и верить в лучшее. Учит верить в сказку.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне понравился этот замечательный уральский сказ. Урал – легендарная земля, где действительно случаются чудеса, где живут волшебные существа, которые помогают бедным людям.
Новые слова и выражения:
Старатель – человек, добывающий золото.
Балаган – легкий дом, времянка.
Пословицы к произведению
Лучше в малом удача, чем в большом провал.
У одного сбылось, а другому не далось.
Терпенье и труд все перетрут.
Удача – кляча, садись, да скачи.
Счастье в воздухе не вьется, а руками достается.
Бажов Павел «Малахитовая шкатулка»
Читательский дневник «Малахитовая шкатулка» Павла Бажова
Название: «Малахитовая шкатулка».
Жанр произведения: уральские сказы.
Главные герои: вдова Настасья, дочь Танюша,
Второстепенные герои: Паротя, Турчанинов, Странница.
Характеристика главных героев:
Танюшка — добрая, хозяйственная, рукодельница.
Камни тянули её к себе.
Настасья — строгая, но добрая.
Не понимала, что творится с её дочерью.
Характеристика второстепенных героев:
Странница — добрая, умелая и открытая.
Хозяйка Медной горы.
Многому научила Танюшку.
Турчанинов — наглый и хитрый.
Стыдился бедноты Танюшки.
Получил ценный урок.
Паротя — управляющий.
Краткое содержание сказки «Малахитовая шкатулка»
После смерти супруга Степана Настасья стала вдовой с тремя детьми.
От мужа у неё осталась лишь шкатулка с украшениями.
Мать дала шкатулку Танюшке и та единственная могла носить драгоценности.
Всех остальных они морозили.
Однажды пришла к Танюше странница и научила её вышивать.
А на прощание пуговицу подарила и советоваться с ней наказала.
Дом Настасьи сгорел и решила вдова продать драгоценности.
Курила камни супруга Пароти, но носить не смогла.
А сам Паротя, как увидел Танюшку, с ума сошёл.
Заказал ей портрет.
Вышила Танюшка портрет свой в красивом платье.
Увидел его барин и стал звать Танюшу замуж, обещал царицу показать.
Согласилась Танюшка, приехала в Петербург.
Пришла во дворец и всех красотой затмила.
На барина сердится, царицу увидеть хочет.
Увела всех придворных в малахитовый зал и у стены прислонилась.
А как пришла царица, в стену вошла, только пуговица на полу осталась.
Турчанинов совсем разума лишился, чуть весь завод не пропил.
А люди стали видеть двух Хозяек в одинаковых платьях.
План произведения:
Основная мысль сказа «Малахитовая шкатулка»
Главная мысль сказки в том, что нужно ценить внутреннюю красоту, а не богатый внешний вид и количество золота в кармане.
Основная идея сказки в том, что нужно упорно трудиться и учиться, чтобы самому построить себе счастливую и достойную жизнь.
Чему учит произведение
Сказ учит упорно трудиться, быть настойчивым и терпеливым.
Учит самому ковать своё счастье и не надеяться на помощь других.
Учит не верить красивым словам, а верить поступкам.
Учит не судить о людях по внешнему виду, а ценить их за внутреннюю красоту.
Краткий отзыв о сказе «Малахитовая шкатулка» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я была восхищена независимостью и гордостью простой девушки Танюшки, которая знала себе цену.
Она не смущалась самой царицы, считая себя ничуть не хуже.
Ведь героиня обладала массой достоинств, которые действительно делали её царицей.
Она была великой мастерицей, красавицей.
Это очень интересная и поучительная история о девушке, которая сама выбрала себе судьбу.
Автору удалось создать удивительную историю жизни простого человека, который упорным трудом достиг вершин мастерства.
Она написана прекрасным народным языком и читается очень легко.
Мне очень нравится главная героиня сказа.
Танюшка девушка простая, но гордая.
Она умеет за себя постоять и ни перед кем не склоняется.
Я хотела бы быть такой же целеустремлённой, как она.
Я всем советую прочитать эту историю, насладиться удивительным слогом Бажова, и подумать о том, что настоящее богатство достаётся лишь большим трудом.
А каждый в итоге получает то, что сам заслужит.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Подошла Танюшка ко дворцу, а царские лакеи не пущают — не дозволено, говорят, заводским-то.
Турчанинов барин издаля Танюшку завидел, только ему перед своими-то стыдно, что его невеста пешком, да ещё в экой шубейке, он взял да и спрятался.
Танюшка тут распахнула шубейку, лакеи глядят — платье-то! У царицы такого нет! — сразу пустили.
А как Танюшка сняла платочек да шубейку, все кругом ахнули:
— Чья такая? Каких земель царица?
А барин Турчанинов тут как тут.
— Моя невеста, — говорит.
Танюшка эдак строго на него поглядела:
— Это ещё вперёд поглядим! Пошто ты меня обманул — у крылечка не дождался?
Ещё читательские дневники по произведениям Павла Бажова:
Библиотека произведений автора пополняется.