Упрощенное понимание диалектики сократом объясняется тем что

термины. ФИЛКА. Монизмом Антропология это Учение о происхождении и развитии человеческого вида

в чем смысл существования человека

пониманию бытия Бога

понятие материалистической философии

название книги К. Маркса

посредством философии в принципе невозможно познать историю

историю творит идеальная сущность; если человек не может познать её, то не может и познать законы истории в целом

первый закон диалектики

был убежден, что не-бытие, наряду с бытием, обеспечит более полное понимание процессов развития мира и человека

считал, что без него невозможно развитие материализма

не-бытие является одним из основных философских понятий

Принцип развития (или принцип историзма)

Принцип всеобщей связи

считал, что ее главная задача-помочь победить оппонента в споре

воспринимал её как второстепенную по отношению к философии

со временем она должна была полностью заменить собой диалектику

она, в отличие от диалектики, видела в развитии мира не противоречия, но закономерность

сменой способов производства и распределения материальных благ

их внутренними противоречиями

уровнем политической культуры общества

это одно из неразрешимых противоречий в диалектике

третьего закона диалектики

первого закона диалектики

его восприятие как духовного и материального объекта

понимание его внутренне противоречивой природы

20.Антропологическая диалектика была характерна для творчества

21. Автором понятия «хаос» является

22. Автором понятия «синергетика» является

23. Теорию, объясняющую всеобщие принципы организации А. Богданов называл

24. Представителем отечественной философии, оказавшим значительное влияние на развитие синергетики, был

25. Понятие, обозначающее одновременное развитие двух объектов в рамках одной системы, при котором изменение в одном их объектов приводит к некоторым изменениям в другом это

26. Представителем социо-культурного направления философской антропологии является

27. Философская антропология возникла благодаря возвращению человека в центр исследовательской активности ученых; это явление получило название

28. Тип творческого мышления, формируемый в рамках синергетики, называется

29. Которое из перечисленных понятий синергетики обладает двумя формами проявлений

30. Представители синергетики убеждены в том, что

хаос является аномалией

хаос неотделим от порядка

31. Состояние психики, при котором человек, осознавая необходимость выполнения важных дел, игнорирует её, отвлекаясь на бытовые мелочи дела или развлечения это

32. Отличие между ложью и дезинформацией главным образом заключается в

формах и способах их создания

33. Создателем понятия антиномии в рамках теории познания является

34. Главным критиком теории врожденных идей Р. Декарта выступал

35. Взаимосвязь между прошедшим временем и объемом запоминаемой в процессе познания информации установил

36. Впервые о противоречивости в познавательной деятельности в философии заговорил

37. Главным критерием проверки истины в процессе познания является

38. В результате познания человек получает

39. Философское учение, признающее познаваемость мира, но, одновременно с этим, утверждающее что процесс познания мира носит незавершенный характер это

40. Заблуждение- это

аномальное явление в процессе познания

органичная часть процесса познания

42. Концепция двойственности истины была характерна для философии эпохи

43. Гносеологическая теория, утверждающая практически неограниченный характер познания человеком мира это

44. Принцип мышления, в соответствии с которым познание основано на исключении всей лишней информации, способной стать причиной заблуждений называется

чистая доска Локка

форма индивидуального сознания

способность к осознанию человеком самого себя, к самоанализу

форма общественного сознания

социо-культуры (вроде верный ответ, но в тестах культурно-ист 100%)

47. Необходимость использования законов развития природы при анализе развития общества утверждал

48.Важную роль политических элит в развитии цивилизации видел

49. Совокупность передаваемых из поколения в поколение мифов, форм культуры, а также норм и ценностей, определявших социальное бытие индивида в конкретный исторический период это

51. Ш. Монтескье рассматривал историю с позиции

57. Автором понятия «философия истории» является

Ф. Вольтер (по факту, и на лекции ВВ)

58. Значимость политической культуры в качестве развития истории утверждал

59. Стремление средневековых философов доказать бытие бога было связано с тем, что это было

их личным стремлением

на этом настаивала католическая церковь

без этих доказательств было бы невозможно развивать онтологию

философия того времени в немалой степени зависела от религии

61. Нравственный характер онтологии Канта определялся

пониманием нравственности как неотъемлемого свойства бытия человека

интересом к проблеме нравственности

его личной жизненной позицией

62. Проблему бытия и свободы воли человека в своем творчестве исследовал такой средневековый философ как

63. Главной идеей онтологии Аристотеля была мера по причине того, что

мера являлась ключевой идеей философии Аристотеля вообще

считал меру универсальной категорией, понимание которой позволяет человеку существовать, избегая крайностей

он выступал с критикой идеализма Платона

философское мировоззрение, отрицающее бытие

философское мировоззрение, согласно которому бытие развивается по четко определенным законам и правилам

философское мировоззрение, признающее и бытие, и не-бытие

специфическая разновидность средневековой онтологии, четко связывающей бытие

Бога, всего мира и человека, а также не допускающее иных толкований этой проблемы

65. По сравнению с античной средневековая онтология была

более светской по характеру

66. Разница между субстратом и субстанцией в том, что

обозначают разные явления

обозначают материальное и идеальное

относятся к разным философским школам

67. По мнению Платона идея блага является всеобщей потому, что

это соответствовало восприятию блага в философии идеализма

— это мнение сформировалось у Платона под влиянием Сократа

это соответствовало основным положениям политической теории Платона

— такова была личная позиция философа

68. Вклад Гегеля в онтологию проявлялся в том, что

выделил такую форму бытия как общественное

создал три закона диалектики

он создал законы логики

создал понятие «бытие»

70. Проблему бытия и проблему первоначала неразрывно связывали представители

71. Понятие бытие является ситемообразующим для философии потому, что

исторически оно одним из первых было введено в философский лексикон

это универсальное понятие, помогающее описать все многообразие процессов и явлений окружающего мира

без него философия не смогла бы развиваться как наука

на начальном этапе развития философии бытие было синонимом жизни, существования человека и общества

72. Характеристикой бытия, согласно Пармениду, не является

73. Развитие, применимо к бытию, это

синоним слова прогресс

высшая форма движения

стадия развития бытия

понятие, обозначающее переход бытия

74. Упрощенное понимание диалектики Сократом объясняется тем, что

75. Символический характер бытия индивида утверждал

76. Сознание определяет бытие в рамках философии

Источник

Упрощенное понимание диалектики сократом объясняется тем что

Диалектика Платона (википедия)

Внутренний диалог (википедия)

Внутренний диалог как механизм развития сознания. 2006 г.

Вопрос (собрания) (википедия)

Метод Сократа (википедия) — метод, названный в честь древнегреческого философа Сократа, базирующийся на проведении диалога между двумя индивидуумами, для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск. Этот метод часто подразумевает дискуссию, в которой собеседник, отвечая на заданные вопросы, высказывал суждения, обнаруживая свои знания или, напротив, свое неведение.

Внутренний диалог (википедия)

Метод Сократа (википедия) Психотерапия.

Украина: Вопрос задан 9 раз, но ответа нет!! (видео=0,40 мин.)

Право на восстание (майдан). Соловьев против Карасева.

11.12.15 Представителя Госдепа США раздражают вопросы российской журналистки (видео=2,05))

Часто спорное утверждение безапелляционно выдается за единственно достоверное и правильное.
Факт наличия другой точки зрения игнорируется.

ЭТО ПОСТОЯННО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В РЕЛИГИИ, ПОЛИТИКЕ И ПР. И ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ МЕТОДОМ ЗОМБИРОВАНИЯ, МАНИПУЛИРОВАНИЯ, ПРОМЫВАНИЕМ МОЗГОВ.

Например: В статье: НАТО об агрессии России против Украины. игнорируются спорность утверждений:
1. Агрессия России против Украины.
2. Российское вторжение в Грузию в 2008 г.

ОЧЕНЬ ВАЖНО УМЕТЬ РАЗОБЛАЧАТЬ ДАННЫЙ МЕТОД.

Необходимо уметь разоблачать провокационные вопросы (википедия), а также логические ошибки (википедия), делать в процессе диалога исправление имён (википедия).

Не ходите по кругу в дискуссии, диалоге (правила википедии).

«Диалектик установит имена прекрасным образом». Платон. Кратил или о правильности имён.

«Н еспособность полиции предоставить ответы на возникшие в связи с гибелью подростка 9.08.2014 вопросы привели к тому, что мирные акции протестов скорбящих друзей и родственников Брауна обернулись многодневным противостоянием с полицией. Из-за начавшихся беспорядков в Фергюсон была введена национальная гвардия, полиция применяла слезоточивый газ и резиновые пули для разгона толпы.

Шойгу добавил, что Украина до сих пор не ответила ни на один из вопросов Минобороны России по катастрофе лайнера. «Мы сформулировали десять простых вопросов украинской стороне, ответы на которые могли бы пролить свет на обстоятельства случившегося. К сожалению, ни на один из этих вопросов мы пока не получили ответов», — сказал министр.

25.07.2014 Россия подготовила 28 вопросов по катастрофе Boeing

«Не учите своих детей читать. Учите их задавать вопросы тому, что они узнают из чтения. Учите их задавать вопросы всему вокруг». Джордж Карлин

В 19—20 вв. Философский диалог утрачивает своё прежнее значение.

ПЕРЕВОРОТ, ПУТЧ, РЕВОЛЮЦИЯ, ВОССТАНИЕ ИЛИ СМЕНА ВЛАСТИ?

Открытое государство (википедия)

Мир, где женщины говорят только правду.

Мессия устранит Зло на Земле Словом, без насилия.

Источник

Диалектика Сократа. Диалектика и самопознание

Сократ является наиболее значимым античным диалектиком. Наподобие того, как софисты обучали логосу и искусству ведения беседы, Сократ также видел в этом пользу для человека. Однако софисты, например, Протагор и Горгий, утверждали, что логос – это социальный инструмент, а Сократ высказывал мнение, что это орудие познания и самопознания, важно только правильно направить его. Глубина его мысли позволяло сделать вывод о том, что не всё может быть постигнуто органами чувств, что-то может быть постигнуто разумом, но только в том случает, если умело использовать собственные рассуждения.

Диалектика Сократа – это способ обращения к знанию, а не к социальному действию.

Сократ придерживался мнения, что социальное действие может быть адекватным и справедливым только в том случае, когда человек совершает его с осознанием, руководствуясь разумом.

Именно эти идеи Сократа свидетельствуют о его авторстве тезиса «добродетель есть знание».

В данном положении имеется в виду не только некий набор «учёной» и «объективной» информации, но и частная уверенность в правильности собственных поступков, которые опираются на совесть и разум.

Если правильно выбрать форму диалектической беседы, то необходимости в доказывании правильности собственного мнения отпадает напрочь. Потому как в такой беседе будет ощущение, что оно единственное верное. Наоборот, диалектика – это перманентная испытание обсуждаемых тезисов на состоятельность.

В данном случае, собеседники представляются своеобразными зеркалами, которые отражают суть высказываемого тезиса. В конечном счёте, диалектик с опытом искусно привлекает внимание собеседника к своим суждениям и их основаниям. Этот процесс напоминает определённую форму самопознания, в силу того, что всякое суждение основано на нашем собственном отношении в миру и к самому себе. Обосновывая данные основания, мы можем узнать себя.

Диалектика против апелляции общего мнения

Диалектика в данном случае противопоставляется апелляции к общему мнению, к воззрениям большинства или традиций. Кроме этого стоит отметить, что она представляет собой высшую форму «заботы о себе»: только после того, как человек начнёт понимать, что он из себя представляет, он сможет определить для себя образ жизни, который будет соответствовать его природе.

Подобно тому мнению, которое высказывали пифагорейцы относительно нашего истинного начала, Сократ утверждал, что это душа, а не тело. Заботиться о собственной душе, значит следить за её образованием и воспитанием, полагаясь на дух добродетели. Душа, которая получает знание, способна на нравственные поступки, тем самым совершенствуется и становится носительницей блага. Более того, совершенствующаяся душа удовлетворяет свою потребность в независимости от тела и в бессмертии.

Сократ дополняет платоновское «Государство» и как итог высказывается: «В убеждении, что душа бессмертна и способна переносить любое зло и любое благо, мы все — если вы мне поверите — всегда будем держаться вышнего пути и всячески соблюдать справедливость вместе с разумностью, чтобы, пока мы здесь, быть друзьями самим себе и богам».

Диалектика и метод наведения

Аристотель дал название методу Сократа «Наведение» от греческого epagoge. Это он объяснил тем, что в нём сочетаются индуктивные и дедуктивные элементы и желание отыскать наиболее удачный пример, который откроет смысл обсуждаемого. Аристотель был уверен в том, что данный метод сконцентрирован на «начало знания». В поисках ответа на вопрос о природе знания, о красоте или мужестве – Сократ первостепенно фокусировал внимание на круг тем, при обсуждении которых начальное понятие может быть раскрыто. В качестве инструмента Сократ использовал парадигму или подборку примеров, которые помогали ему обнаружить искомое существенного признака. Парадигма в данном контексте – это пример, который может стать моделью или образцом для проведения аналогии, а также средством поиска истины.

Платоновские диалоги посвящены исследованию различных проблем, следовательно, он использовал множество разных моделей: ткачество, пастушество, обучение грамоте и многое другое. Можно предположить, что Сократ делал приблизительно то же самое, использовал подобные модели.

Согласно некоторым античным текстам, собеседники Сократа часто возмущались тем, что в беседах он часто уходил от основной темы и обращался к корабельщикам, ремесленникам и т.п.

Однако стоит сказать, что снижение пафоса рассуждений о благе и справедливости дали Сократу возможность проиллюстрировать истинную суть концепций его собеседников и их применимость или неприменимость в практическом смысле.

Источник

Субъективная диалектика Сократа

Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить, что препятствует объединению противоречащих моментов, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия. Так, например, исследование отдельных проявлений справедливости или несправедливости открывало возможность определения понятия и сущности справедливости или несправедливости вообще.

«Индукция» и «определение» в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга.

Объективный идеализм Платона

Философское учение Аристотеля

Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:
1. Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
2. Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
3. Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений ‑­сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть:
4. Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

Упрощенное понимание диалектики сократом объясняется тем что

Особенности древнеримской философии

Философия Древнего Рима находилась под сильным влиянием греческой традиции. Собственно идеи античной философии были в последующем восприняты европейцами именно в римской транскрипции.

Общефилософская проблематика здесь отходит на второй план (аналогично философской мысли др. Китая). В качестве первоочередных выступают задачи сплочения римского общества.

Римская философия, подобно философии эллинизма, носила преимущественно этический характер и непосредственно влияла на политическую жизнь общества. В центре ее внимания постоянно находились проблемы примирения интересов различных групп, вопросы достижения высшего блага, выработка жизненных правил и пр. В этих условиях наибольшее распространение и влияние получила философия стоиков (т.н. младшая стая). Разрабатывая вопросы о правах и обязанностях личности, о характере взаимоотношений личности и государства, о правовых и моральных нормах, римская стая стремилась содействовать воспитанию дисциплинированного воина и гражданина.

В мире властвует необходимость. Судьба – не слепая стихия. Она обладает разумом, частичка которого присутствует в каждом человеке. Жить следует согласно природе и присущей ей подчиняющей необходимости (судьбы ведут того, кто хочет, и тащат того, кто не хочет). Всякое несчастье, считает Сенека, является поводом для добродетельного самосовершенствования. Впрочем, «чем плохо жить, так лучше умереть» (разумеется, речь идет не о материальном положении.

Подводя краткие итоги, можно констатировать, что философия, сформировавшаяся в эпоху Античности, на протяжении более чем тысячелетия хранила и умножала теоретическое знание, служила регулятором общественной жизни, объясняла законы общества и природы, создавала предпосылки для дальнейшего развития философского знания. Однако, после того, как на территории Римской империи стало распространяться христианство, античная философия подверглась серьезной переработке. В симбиозе с христианскими положениями Ветхого и Нового Завета идеи античной философии (платонизм, аристотелизм и т.д.) заложили основы средневековой философской мысли, развивавшейся на протяжении последующих 10 веков.

Школа Эпикура

Стоицизм

Основатель стоицизма в философии — Зенон из Кития на Кипре (ок. 333 — 262 гг. до н. э.). Круг почитателей его философии собирался около расписанного Полигнотом портика, стои, отсюда название школы — стоицизм. Преемником Зенона был Клеанф (ок. 330 — 232 гг. до н. э.) — бывший кулачный боец. Его преемник — Хризипп (ок. 281/277 — 208/205 гг. до н. э.) — бывший атлет, бегун. Труды ранних стоиков до нас дошли фрагментарно.

Зенон и Хризипп делили философию на физику, этику и логику. Клеанф выделял в философии диалектику, риторику, этику, политику, физику, теологию. Зенон и Хризипп ставили на передний план в философии логику.

Логика стоиками понималась как исследование внутренней и внешней речи. При этом она делилась на две части: учение о рассуждении в виде непрерывной речи и учение о движении речи в форме вопросов и ответов. Первое учение у стоиков — это риторика, а второе — диалектика. Помимо этого, в логике рассматривалось учение об обозначаемом, т. е. о понятиях, суждениях и умозаключениях и учение об обозначающем, т. е. о словах и знаках. Первое составляет логику в ее современном понимании, а второе обозначалось стоиками как грамматика.

В качестве принципов правильного мышления стоики принимали законы непротиворечивости, тождества, достаточного основания и исключенного третьего.

Стоики развивали аристотелевское учение о силлогистике и суждении.

В теории познания представители раннего стоицизма исходили из признания познаваемости мира. Источник познания они видели в ощущениях и восприятиях. На этой основе, по их мнению, формируются представления. Стоики полагали, что врожденных идей не существует. В решении проблемы общего и единичного познания они придерживались того мнения, что реально существуют лишь единичные вещи, общие они считали субъективным понятием. Стоики различали естественные и искусственные понятия. Первые, по их представлениям, формируются стихийно, а вторые образуются на основе диалектики.

Стоики уделили внимание учению о категориях, которые считали субъективными. Они выделили всего четыре категории: субстанция, качество, состояние и отношение. Субстанция или сущность у стоиков — первоматерия, т. е. из чего все возникает. Из первоматерии образуются вещи, обладающие качествами. Качество, согласно стоикам, обозначает постоянные свойства. Переходные свойства обозначаются категорией “состояние”. Вещи находятся в отношениях друг к другу, отсюда — категория “отношение”.

По мнению стоиков, мир — единое целое. Эта целостность базируется на всеобщей согласованности и необходимо обусловленной взаимосвязи. Мир, по представлениям Хризиппа, сферичен и расположен в бесконечной пустоте, которая бестелесна.

Стоики считали, что все в природе находится в движении. Причем, по их мнению, существует 3 вида движения: изменение, пространственное перемещение и напряжение. В мире, по мнению стоиков, царит жесткая необходимость. Ее проявление подчинено воле бога.

В центре этических рассуждений стоиков не понятие счастья, а понятие долга. Внутренняя свобода достигается путем познания необходимости следовать требованиям непререкаемого долга.

Стоики считали, что путь к блаженству в беспристрастии. Они уделили пристальное внимание анализу страстей, требуя их подчинения разуму. Страсти делились при этом на четыре вида: печаль, страх, вожделение и удовольствие.

Печаль, согласно стоикам, многообразна. Она может вызываться состраданием, завистью, ревностью, недоброжелательством, беспокойством, горем и т. д. Страх стоики рассматривали как предчувствие зла. Вожделение они понимали как неразумное стремление души. Удовольствие воспринималось стоиками как неразумное пользование желаниями. Стоики сторонились удовольствий. Для них идеалом являлся бесстрастный человек, аскет.

Страсти, по мнению стоиков, — источник зла, которые могут выступать в виде неразумия, трусости, неумеренности и несправедливости.

Стоик стремится возвыситься над страстями. Это достигается пониманием сути добра и зла, между которыми, как они считали, лежит обширное поле нравственно безразличного.

Особенность понимания добродетели поздними стоиками заключается в том, что они одержимы идеей деятельного ее утверждения. Стоики поздней античности учат, что счастья можно достичь лишь в деятельности, направленной на непререкаемое следование долгу, выполнение принятых на себя обязательств.

Школа киников

Школа киников (циников) исходила из того, что каждый человек самодостаточен, тоесть имеет все необходимое для духовной жизни в себе самом. Однако не каждый человек способен понять себя, прийти к самому себе и довольствоваться тем, что он имеет в себе самом. Ярким представителем школы киников является Диоген Синопский (400-325 гг. до н.э.).
Путь нравственного развития и обучения киников состоял из трех ступеней:
— аскеза – отказ от комфорта и благ, которые дает общество;
— ападейкия – игнорирование знаний, накопленных обществом;
— автаркия – игнорирование общественного мнения: похвалы, порицания, насмешек, оскорблений.
Фактически киники демонстрировали не столько самодостаточность, сколько негативную реакцию по отношению к обществу. Естественно, что такое понимание этических норм не могло получить большой популярности. Более распространенным был подход Эпикура (341-270 гг. до н.э.).

Традиции Неоплатонизма

Неоплатоники, можно сказать, охвачены какой-то страстью к установлению бесконечных иерархических ступеней бытия; и тут у них не какие-нибудь 2 или 3 ступени, а 10 и 100 разного рода ступеней, каждую из которых они формулируют с восторгом и с какой-то неиссякаемой энергией.

Неоплатоники предприняли попытку вывести всё единство конечных вещей, включая и материю, из, безусловно, непознаваемого и неопределенного Первосущества, чтобы тем подготовить постепенное возвышение к этому существу. Цель подобного возвышения заключалась в единении с ним. Неоплатонизм, с одной стороны, исходил из противоположности между бесконечным и конечным, духом и материей, и более того – усиливал звучание этой противоположности; с другой стороны – искал единения с Богом, считая, что это и есть цель Бытия человека. И в тоже время указывал, что сама противоположность должна быть методически выведена из единства, чтобы совокупность вещей была постигнута как единое целое, в определенном порядке исходящее из Божества и к нему возвращающееся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *