Упражнения ритмической гимнастики что включает в себя ритмическая гимнастика
Ритмическая гимнастика для дошкольников: задачи, циклы организации занятий, этапы обучения
Елена Курныкова
Ритмическая гимнастика для дошкольников: задачи, циклы организации занятий, этапы обучения
В ритмической гимнастике используется комплекс различных средств, оказывающих положительное влияние на функциональные системы детского организма.
Танцевальные и беговые упражнения развивают пластичность и выносливость; упражнения в партере (и. п. сидя, лежа на спине, на животе, наклоны и приседания развивают подвижность в суставах, силу мышц нижних конечностей. Методы релаксации оказывают воздействие на деятельность центральной нервной системы.
Систематические занятия ритмической гимнастикой повышают двигательную активность детей, улучшают осанку, укрепляют опорно-двигательный аппарат, благоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, формируют умение координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, приобщают детей к культуре движений, развивают чувство прекрасного, дают возможность в движении выразить свои индивидуальные особенности.
Необходимо учитывать следующее:
— упражнения должны быть доступны детям, соответствовать возрасту.
— музыкальное сопровождение должно побуждать их к подражательным движениям и вызывать эмоциональный отклик.
— показ движений должен быть зеркальным.
— в комплекс необходимо включать упражнения, для укрепления мышц руки, прежде всего кисти и пальцев; вводить упражнения, развивающие умение ориентироваться в пространстве.
— подбирать упражнения следует с учетом необходимости развивать произвольное внимание.
— развивать двигательную произвольную память лучше всего путем неоднократного повторения знакомых упражнений.
Исходя из принципа постепенности, можно выделить несколько циклов в организации занятий ритмической гимнастикой с детьми дошкольного возраста:
— Обучающий цикл (освоение комплекса упражнений);
— Втягивающий цикл;
— Тренировочный цикл.
Собственно ритмичные движения под музыку должны быть регламентированы во времени, для детей дошкольного возраста не превышать 15-25 минут.
Комплекс ритмической гимнастики рекомендуется использовать в течение 2-3 месяцев, поскольку именно этот период необходим для выработки двигательного навыка у старших дошкольников.
Поскольку основным содержанием ритмической гимнастики являются общеразвивающие упражнения, то, как и в любом виде гимнастики,эти упражнения можно выполнять с предметами: гимнастическими палками, обручами, мешочками с песком, мягкими игрушками, мячами разного размера, лентами и т. д. Все это будет способствовать развитию «ручной умелости», правильной осанки, точности движений и т. д.
Начинать использовать предметы на занятиях ритмической гимнастикой лучше в старшем дошкольном возрасте. Не всегда это удается сделать в ритмической гимнастике, где упражнения выполняются поточным способом, т. е. без пауз, очень динамичны, требуют большого внимания и определенной ловкости. Дети, увлекаясь, не всегда сохраняют дистанцию и интервал. В
таких случаях некоторые предметы, такие, как палки, обручи, могут быть даже опасны.
Очень важно если у занимающихся будет необходимый двигательный опыт занятий ритмической гимнастикой. Поэтому комплексу с предметами должен предшествовать обычный комплекс без предметов, чтобы дети могли адаптироваться к этому виду деятельности и к нагрузке. Когда дети научатся внимательно слушать, быстро переключаться от одного действия к другому, им можно дать предметы. Для этого должен быть разработан специальный комплекс, в котором предметы будут дополнять упражнения, (удобнее разучивать упражнения, а затем включать предметы перед выступлениями или на 3 этапе, чтобы повысить угасающий интерес)
В детском саду ритмическая гимнастикаможет проводиться в различных вариантах:
1. При проведении утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект. Для дошкольников используется 3 песни, четвертая является заключительной.
2. В виде «ритмических блоков», используемых как часть физкультурного занятия, продолжительностью около 10-12 минут. Приблизительно это 5 песен и около 30 упражнений.
3. В форме физкультурных занятийоздоровительно-тренирующего характера: детям старшего дошкольного возраста предлагается комплекс ритмической гимнастики продолжительностью около 20 минут, который занимает практически все занятие. Такие занятия можно проводить, но не постоянно. Т. к. обычные занятия предполагают обучение различным видам основных движений, проведение подвижных игр, эстафет, а на ритмической гимнастике нагрузка настолько высока, что нет возможности включить все эти виды в одно занятие. Поэтому, желательно ритмическую гимнастику вынести в отдельную работу (кружковую).
4. В показательных выступлениях детей на спортивных праздниках (элементы ритмической гимнастики).
Занимаясь ритмической гимнастикой, дети становятся более работоспособны и выносливы. Психические процессы включаются на занятии осознанно. У детей формируются объективные представления о собственных возможностях. Они настойчивы в отработке и шлифовке движений. Им интересно познавать более сложные по координации движения. Они способны работать над более сложным движением, добиваясь его более качественного выполнения. Огорчаются, когда что-то не получается, и, наоборот, испытывают огромную радость, когда сложное движение наконец-то получилось.
Формы организации обучения дошкольников Формы организации обучения дошкольников В каких формах организуется процесс обучения детей дошкольного возраста? Что такое форма обучения?.
Методы организации занятий по формированию элементарных математических представлений дошкольников ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2016-2017 учебный год Ф. И. О. Конкина Светлана Петровна Место работы МБДОУ «Василек» с. Покровское.
Мастер-класс «Ритмическая гимнастика как средство развития двигательной активности у детей» Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования упражнений ритмической гимнастики, способствующей развитию у детей двигательной.
Ритмическая гимнастика как средство физического развития дошкольников Вводная часть Разные виды ходьбы и бега, игровые упражнения на укрепление мышечного корсета. Использование музыкальных произведений для.
Родительское собрание «Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста» Родительское собрание на тему: «Задачи воспитания и обучения детей среднего возраста» Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности.
Родительское собрание в средней группе «Задачи обучения и воспитания на 2017–2018 г.» Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; повышение педагогической культуры родителей; дать знания родителям о среднем возрасте.
Труд дошкольников: виды, формы организации, задачи трудового воспитания Введение Трудолюбие и способность к труду не даются человеку от природы, но воспитываются с самого раннего детства. Понимая огромную роль.
Выставка «Лего-Город». Формы и принципы организации обучения дошкольников конструированию Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение.
Задачи поэтапного обучения декоративному рисованию в ДОУ Занятия по декоративному рисованию в ДОУ носят поэтапный характер: 1. Знакомство с народным промыслом и его историей; выделение простейших.
Гимнастика
Ритмическая гимнастика — история, особенности, упражнения
Ритмическая гимнастика – комплекс упражнений оздоровительной направленности, исполняемый под музыку с заданным ритмом и темпом.
Из истории
«Танец – музыка – физические упражнения» – историческая формула ритмической гимнастики. В течении столетий этот комплекс развивался и менялся, вбирая в себя опыт различных танцевальных и гимнастических школ.
Ещё в Древней Греции для физического развития молодых людей использовали различные упражнения, выполняемые под музыку. Такие комплексы помогали развивать ловкость и грацию, поддерживали осанку.
Психиатр Циналь был уверен: тренировки под музыку могут лечить определённые заболевания (ведь ритмическая гимнастика – это своеобразная лечебная гимнастика). Франсуа Дельсарт разработал «выразительную гимнастику» – систему для подготовки выступлений по гимнастике, которая включала в себя ходьбу, жесты и мимику.
Один из важнейших этапов становления ритмической гимнастики – работа Эмиля Жак-Далькроза. Учёный считал, что музыкальный образ можно доносить через пластические движения, так как слуховое восприятие тесно связано с моторикой. Эта система стала эффективной тренировкой и вошла в процесс обучения в гимнастических школах.
Женевская консерватория в 1905 году открыла двери курсу ритмической гимнастики, он пользовался большим спросом. А уже в 1911 Жак-Далькроз открыл целый Институт, где каждый человек мог изучать ритмическую гимнастику.
Вскоре такая гимнастика пришла в Россию – в 1912 году в Санкт-Петербурге открылся Институт музыки и ритма, его первый директор – князь С. Волконский.
В 80-х годах ХХ века ритмическая гимнастика достигла пика популярности. В это время комплексы упражнений продумывали для широкой аудитории, создавались научно-методические разработки. Телепередачи занятий (в виде утренней зарядки) транслировали по Центральному телевидению, выпускали видеокассеты, организовывали шоу-программы. В СССР создавали оздоровительные клубы, ведущим или даже единственным направлением которых была ритмическая гимнастика.
Польза
Ритмическая гимнастика комплексно воздействует на организм:
В целом гимнастика ритмическая направлена на поддержание организма в здоровом и работоспособном состоянии.
Противопоказания
Во-первых, нельзя тренироваться при инфекционных заболеваниях – простуде, гриппе и подобных. Если перенагружать организм в этот период, заболевание может обостриться, а общее состояние ухудшиться. Поэтому продолжать занятия стоит только после полного выздоровления.
Во-вторых, при дискомфорте или болях в суставах следует проконсультироваться с врачом и пройти обследование, чтобы установить причину боли.
В-третьих, заниматься физкультурой при хронических заболеваниях – пороке сердца, аритмии, почечной недостаточности и других заболеваниях печени и почек, высоком артериальном давлении и других – можно только под непосредственным присмотром специального врача и только при наличии допуска к тренировкам.
Структура тренировки
Для позитивного настроя важно подобрать правильную музыку – для всех упражнений необходимо брать разные мелодии и песни, чтобы при выполнении соблюдать темп.
Занятие проходит непрерывно, без остановок.
Тренировку предпочтительно проводить в виде урока. Он делится на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап
Ритмическая гимнастика для девушек и мальчиков, подготовительный этап. На эту часть тренировки отводится примерно 20% общего времени.
Упражнения этого этапа – фактически, разминка – помогают разогреть мышцы, привести организм в рабочее состояние. Обычно это растяжка, танцевальные движения. Также в подготовительный этап входят различные виды ходьбы. Комплекс ритмической гимнастики, ходьба:
Движения выполняются в спокойном темпе.
Основной этап
На этот этап отводится около 70% урока.
В основную часть входят интенсивные упражнения, выполняемые в высоком темпе и направленные на развитие мышц. Тренировка делится на два типа – силовая и аэробная. Аэробная часть выполняется стоя – это различные прыжки, махи, приседания, выпады, лёгкий бег на месте, хлопки. Силовая часть выполняется сидя или лёжа – растяжка, наклоны, отжимания, скручивания.
Заключительный этап.
Заключительная часть занимает 10% от тренировки.
Заминка выполняется в невысоком темпе, используются упражнения небольшой интенсивности. Заключительный этап направлен на восстановление организма после нагрузки – молочная кислота в мышцах расходится, частота сердечных сокращений приходит в норму.
Заключительным этапом нельзя пренебрегать ни в коем случае!
Пример комплекса упражнений
Ритмическая гимнастика — упражнения. Разминка: медленная мелодия.
Упражнения ритмической гимнастики. Основной этап: быстрая музыка.
Комплекс ритмической гимнастики. Заключительный этап: спокойная расслабляющая музыка.
Особенности выполнения движений
«Ритмическая гимнастика как средство всестороннего гармоничного развития личности ребенка-дошкольника»
Татьяна Гришина
«Ритмическая гимнастика как средство всестороннего гармоничного развития личности ребенка-дошкольника»
В ритмической гимнастике неограниченный выбор движений для всех групп мышц, поэтому занятия ритмической гимнастикой способствуют развитию таких качеств как ловкость, гибкость, выносливость, сила и быстрота. Непрерывные движения под музыку в различном темпе, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивают опорно-двигательный аппарат. На занятиях ритмической гимнастикой у детей формируется правильная осанка, вырабатывается культура движений, правильная походка, навыки координации.
Воздействие занятий ритмической гимнастикой на организм занимающихся можно определить как комплексное.
Занятия ритмической гимнастикой влияют на:
1. Развитие музыкальности.
— развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее
настроение и характер, понимать ее содержание;
— развитие музыкального слуха, чувства ритма;
— развитие музыкальной памяти;
— развитие музыкального кругозора и познавательного интереса.
2. Развитие двигательных качеств и умений.
— развитие ловкости, точности, координации движений;
— развитие гибкости и пластичности;
— воспитание выносливости, развитие силы;
— формирование правильной осанки, красивой походки;
— развитие умения ориентироваться в пространстве;
— обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческого воображения и фантазии.
— развитие способности к импровизации.
4. Развитие психических процессов.
— тренировка подвижности нервных процессов;
— развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления;
— развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции.
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.
— воспитание умения вести себя в группе во время движения;
— формирование чувства такта и культурных привычек в процессе
группового общения с детьми и взрослыми.
В процессе правильной организации занятий ритмической гимнастикой улучшаются все двигательные качества, развиваются положительные эмоции, совершенствуется чувство ритма и темпа, уверенность в себе и воспитывается коллективизм. Ритмическая гимнастика является прекрасным средством гармонического развития личности детей.
В работе с детьми дошкольного возраста ритмическая гимнастика применяется:
— в форме физкультурных занятий оздоровительно-тренирующей направленности с детьми 5-7 лет продолжительностью 20-35 минут;
— в виде «ритм-блоков» различной направленности, используемых как часть физкультурного занятия, для детей 4-7 лет;
— в виде утренней гимнастики, как средство, позволяющее увеличить эмоциональный фон и повысить оздоровительный эффект;
— в виде физкультурной минутки на занятиях по различным видам деятельности (труд, рисование, лепка и т. д.);
— в виде показательных номеров, для выступлений на различных физкультурных и музыкальных праздниках.
Упражнения ритмической гимнастики могут применяться во всех частях физкультурного занятия в дошкольном образовательном учреждении.
В подготовительной части урока или занятия (во время ходьбы и бега) применяются несложные упражнения характерные для ритмической гимнастики. Музыкальное сопровождение помогает выполнить их с большей амплитудой, четко и с хорошим настроением.
Более спокойные танцевальные шаги, упражнения с плавными, мягкими движениями, а также упражнения корригирующей направленности, цель которых — снизить физическую нагрузку, используют в заключительной части занятия.
Музыкально-ритмические композиции для старших детей различаются по своей функциональной направленности и в них есть разные типы двигательных упражнений. Ритмическая гимнастика со старшими дошкольниками проводятся в виде полноценного занятия. В занятия включаются достаточно сложные в координационном отношении движения, упражнения спортивно-гимнастического стиля, акробатические элементы, танцевальные элементы. Темп исполнения упражнений в этих группах более быстрый.
Поскольку основным содержанием ритмической гимнастики являются обще развивающие упражнения, то, как и в любом виде гимнастики,эти упражнения можно выполнять с предметами: гимнастическими палками, обручами, мешочками с песком, мягкими игрушками, мячами разного размера, самодельными предметами и многим другим. Применение этих и других пособий позволяет значительно разнообразить общеразвивающие упражнения, повысить эмоциональный фон занятий и повысить интерес детей к физическим упражнениям.Использование на занятиях предметов дает возможность решать и воспитательные задачи: дети приучаются к аккуратности, бережливости и порядку.
Безусловно, успех в музыкально-ритмическом развитии детей зависит в первую очередь от того, насколько сам педагог увлечен движением под музыку и владеет техническими и выразительными движениями.
Для педагогов по ритмической гимнастикедолжны быть актуальны следующие задачи:
1.Совершенствование двигательных навыков и умений:
а) развитие и совершенствование всех видов движений, которые предлагаются детям, умение выполнять их легко и выразительно, максимально артистично и в соответствии с музыкой;
б) обогащение двигательного опыта — использование разнообразных исходных положений,двигательных комбинаций:
в) освоение обширного и разнообразного музыкально-ритмического репертуара.
2. Совершенствование музыкальности
3. Развитиетворческих способностей:
• развитие творческого мышления, воображения и фантазии;
• развитие способности «видеть» и ясно представлять музыкальный образ, способы его пластической интерпретации;
• развитие способности к педагогической импровизации в процессе интеграции музыкального движения с другими видами художественно-творческой деятельности на занятиях;
• воспитание потребности вести постоянный творческий поиск, вносить новое в свою работу из других областей науки и искусства;
• развитие художественного вкуса на основе постоянного пополнения впечатлений — в театрах, музеях, в общении с творческими людьми.
4.Совершенствование психолого-педагогических знаний и умений:
• развитие умения адекватно анализировать результаты собственной деятельности, собственного творчества, а также эффективности работы других педагогов;
• совершенствование умения диагностировать музыкальное, психомоторное развитие детей, пользуясь педагогическими методами исследования;
• умение предоставлять детям инициативу в творческих проявлениях, наблюдать и замечать в них оригинальность и одаренность, а также и тревожные симптомы;
• развитие коммуникативной культуры, умений пропагандировать педагогические и музыковедческие знания среди родителей и других педагогов.
Систематические занятия по ритмической гимнастике позволяют детям легко и красиво двигаться, выполнять большой объем различных движений и не останавливаться на достигнутом.
Еще раз хочется подчеркнуть, что влияние средств музыки и ритмических движений (и ритмической гимнастики в частности) на развитие умений, способностей и качеств личности ребенка очень велико и разнообразно.
Ритмическая гимнастика
В нашей школьной программе есть такой вид спорта, как гимнастика. Сейчас она переживает свое второе рождение. Гимнастика на снарядах потихоньку уходит из школы в связи с их отсутствием. Вот и появляются новые виды гимнастики – такие, как атлетическая гимнастика для юношей, аэробика или ритмическая гимнастика для девушек.
Хорошо, что в старших классах появилась возможность проводить уроки физкультуры раздельно для юношей и девушек. Это дало, в свою очередь, возможность более полноценно использовать урочное время для занятий ритмической гимнастикой. Именно ритмической гимнастикой, так как она включает в себя и аэробику, и шейпинг, и колланетику.
Каждый из этих видов имеет свои особенности.
Слово «аэробика» связано прежде всего с именем известного американского врача Кеннета Купера.
В 1963 г. впервые была издана его книга «Аэробика», раскрывающая оздоровительную сущность различных видов физической активности.
В широком смысле к аэробике относятся ходьба и бег, плавание, езда на велосипеде, лыжный спорт – то есть такие формы занятий, которые стимулируют работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Все эти формы занятий объединяет общая черта: повышенное потребление кислорода во время занятий.
Известная американская киноактриса Джейн Фонда применила принципы Купера к гимнастическим упражнениям. В результате термин «аэробика» получил новое смысловое содержание – аэробная гимнастика.
Колланетика – система упражнений, вызывающая активность глубоко расположенных мышечных групп.
Шейпинг – несложные физические упражнения, повторяющиеся многократно (не выходящие за пределы возможностей занимающихся).
Все эти виды физических упражнений имеют ряд положительных особенностей, влияющих на состояние здоровья:
защита от сердечных заболеваний; аэробные тренировки увеличивают жизненную емкость легких, что влияет на продолжительность жизни;
укрепление костной и мышечной систем (мышцы и кости становятся сильнее);
хорошая возможность регулировать вес;
упражнения помогают справиться со стрессами; улучшается физическая и интеллектуальная работоспособность и многое другое.
Что такое ритмическая гимнастика?
Ритмическая гимнастика проводится с музыкальным сопровождением, что обогащает уроки эстетическим содержанием, выразительными, точными и красивыми движениями.
Ведь главной целью уроков физической культуры является физическое совершенствование подрастающего поколения.
При занятиях ритмической гимнастикой решаются многие педагогические задачи (оздоровительные, образовательные, воспитательные):
всестороннее, гармоническое развитие форм тела и функций организма человека, направленное на совершенствование физических способностей, укрепление здоровья;
формирование важных музыкально-двигательных умений и навыков;
воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора, общей культуры поведения.
Средствами музыкально-ритмического воспитания являются музыка и движение.
Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает закреплять мышечные чувства, а слуховым анализаторам запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Все это воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично, красиво.
Возможность использования большого разнообразия движений, в зависимости от создаваемого музыкального образа, позволяет занимающимся расширить представление о двигательных возможностях организма, познать закономерности движений во взаимосвязи с музыкой и таким образом осуществить связь между умственным образованием и физическим воспитанием.
При занятиях ритмической гимнастикой применяются следующие принципы обучения:
сознательности и активности;
доступности и индивидуальности;
повторности, систематичности и последовательности.
Начиная разучивать комплекс ритмической гимнастики, мы идем от простых упражнений к более сложным по выполнению и координации.
Девушки сами начинают предлагать интересные движения и связки. Когда комплекс изучен и проработан многократно, ученики просят увеличить нагрузку на ту или иную мышечную группу.
Твердый, регламентированный порядок занятий дисциплинирует занимающихся, приучает их внимательно относиться к процессу занятий.
Схема построения комплекса ритмической гимнастики
Комплекс ритмической гимнастики делится на три части: подготовительную, основную и заключительную. Эти части комплекса различны по длительности и составляют приблизительно соответственно 20, 70 и 10% от общего времени занятий.
Практика показывает, что наиболее подходящая продолжительность каждого упражнения в комплексе в среднем 50–60 сек. Исходя из этого определяется количество упражнений в комплексе и каждой части.
В подготовительной части используют разогревающие упражнения, что помогает подготовить организм к выполнению упражнений в основной части. Движения выполняются с небольшой амплитудой, в невысоком, постепенно нарастающем темпе. Включаем упражнения общего воздействия – потягивания, разновидности ходьбы на месте и с продвижением, танцевальные шаги.
Разные виды ходьбы имеют свои специальные названия:
«Степ-тач» – приставной шаг с касанием. Выполняется в различных вариациях с поворотами, прыжками, перемещениями в произвольных направлениях.
«Марш» – шаги на месте с высоким подниманием колена.
«Кросс-степ» – скрестный шаг. Повороты и перемещения.
«Грейн вайн» – скрестные шаги с перемещениями вправо и влево.
Основная часть комплекса ритмической гимнастики направлена на развитие различных мышечных групп и ведущих физических качеств. Сюда входят наиболее интенсивные упражнения в исходных положениях стоя, сидя, лежа, а также дающие так называемые пиковые нагрузки прыжки.
Последовательность упражнений связана с их направленностью на проработку мышечных групп рук, плечевого пояса, брюшного пресса, бедер, ягодиц, груди, спины и голеней.
Основная часть делится на две части – аэробную и силовую. В аэробной части выполняются упражнения в положении стоя. Это пружинистый шаг, полуприседы, махи, прыжки, легкий бег, различные движения ногами, сопровождаемые движениями рук и хлопками.
Во время силовой части занятия ученики принимают положения сидя и лежа для того, чтобы сделать силовые упражнения для различных мышечных групп. В положении сидя и лежа выполняются упражнения, чередующиеся по воздействию. Это махи, наклоны, повороты, отжимания, растягивания мышц.
В заключительную часть занятий входят упражнения малой интенсивности. Это в основном упражнения на расслабление и дыхание, поскольку самое важное после нагрузки – продолжать двигаться, но в достаточно низком темпе, чтобы постоянно уменьшать частоту сердечных сокращений.
Упражнения этой части должны помочь организму восстановиться после напряженной физической работы.
Музыка – существенная часть программы занятий. Она создает радостное настроение и активизирует движения. Музыка оказывает положительное стимулирующее воздействие на центральную нервную систему.
Темп музыкального произведения во многом диктует интенсивность выполнения упражнений ритмической гимнастики.
Для каждого упражнения музыка подбирается отдельно, затем музыкальные программы переписываются на отдельную
магнитофонную кассету. Получается целый комплекс.
Упражнения выполняются непрерывно, переходя от одного к другому без остановок, то есть поточно. Это метод, который широко используется в аэробике и ритмической гимнастике.
Комплекс ритмической гимнастики
Подготовительная часть
1. И.п.: основная стойка. Потягивание. Поднимание рук через стороны вверх и поочередное опускание левой, затем правой руки, сгибая ее в локте перед собой.
2. И.п.: стойка ноги врозь. Выпад правой ногой, правую руку в сторону, потянуться за ней. То же в другую сторону.
3. Наклоны в сторону – вперед по диагонали, полукруг в левую сторону – выпрямиться. То же в другую сторону.
4. И.п.: основная стойка. Руки на поясе, округлить спину, вывести локти вперед, полуприсед на носках, расправить плечи, развести локти в стороны, опуститься на всю ступню.
5. «Степ-тач» – приставные шаги с касанием в разные стороны, с поворотом на 90°.
Основная часть
6. И.п.: основная стойка. Шаги на месте – 24 счета, переходящие в поднимание на носки – 24 счета, «кросс-степ» с вращением рук в локтевых суставах в одну и другую стороны.
7. Шаги вперед с продвижением: шаг правой – левой в сторону на носок, левая рука вперед-вверх, то же другой ногой, на 8 счетов, спиной возвращаемся назад, руки в стороны слегка согнуты в локтях, соединяя лопатки. Ноги меняем поочередно: правая в сторону, приставить, левая в сторону, приставить.
8. Прыжки на месте – руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки и выбрасываются поочередно вниз, в сторону, вперед, вверх.
9. Упражнения выполняются с гантелями.
И.п.: ноги врозь, руки с гантелями на бедрах. Шаг правой, левая на носок, левая рука вправо-вперед. Вернуться в и.п. То же другой ногой и рукой.
10. И.п.: основная стойка. Руки опущены вниз, полуприсед, руки согнуть в локтях, кисти повернуты к плечам. Вернуться в и.п., полуприсед – руки в стороны, вернуться в и.п. (упражнение выполняется с напряжением).
11. И.п.: ноги вместе, полуприсед, руки согнуты в локтях с гантелями, выпрямляясь вверх, отводим руки назад, локти вверх.
12. И.п.: ноги врозь, поднимание прямых рук вперед, кисти повернуты вниз.
13. И.п.: вторая позиция, руки на поясе. Приседание на правой – левая нога на носок на 4 счета, приседание на двух ногах – колени в стороны, 4 счета, приседание на левой ноге, правая на носок.
14. «Степ-тач» – для отдыха.
15. а) И.п.: стоя на левом колене, левая рука на полу, правая нога на носке, правая рука на поясе – поднимание ноги в сторону 8–12 раз, то же другой ногой; б) И.п.: лежа на левом боку, рука под головой, махи правой ногой в сторону, вверх, назад по 8 – 12 раз. Повторить с другой ноги.
16. И.п.: лежа на спине руки в стороны, ноги вверх, отвести левую ногу в сторону, вернуться в и.п. То же правой ногой. Разведение обеих ног в стороны. Для отдыха – ноги, согнув, прижать к себе («группировка»), сесть ноги вместе, наклон вперед, потянуться.
17. И.п.: лежа на спине упор на локти. Полуподнимание таза вверх 16–20 раз, ступни на ширине плеч. Стопы вместе – 20 раз. Левая стопа стоит, правая нога согнута в колене и лежит на левом колене – 15 раз, то же с другой ноги.
18. Упражнение для растягивания мышц бедра: в и.п. лежа на спине согнуть ногу к себе, выпрямить вверх, покачивающее движение, опустить вниз. То же другой ногой. Перейти в сед на правое бедро – левую ногу вверх, взять за пятку, покачивающее движение, растяжка. То же другой ногой.
19. И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, ступни ног стоят на полу, руки за головой. Поднимание головы и плеч, спина на полу (пресс сверху).
20. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередное поднимание ног («ножницы») до прямого угла и опускание двух ног вместе.
21. И.п.: лежа на спине, ноги согнуть в коленях, левая, согнутая в колене, лежит на правой. Руки за головой. Поднимание правого плеча, правым локтем коснуться левой коленки. По 15 раз каждым локтем.
22. И.п.: сед на пятках, руки на коленях. Отведение левой руки в сторону на 4 счета, затем правой руки, на 8 счетов обе руки отвести в стороны. Круговое движение за рукой вперед, наклоняясь вперед-в сторону в одну и в другую сторону.
Заключительная часть
23. Упражнения для восстановления и расслабления. «Волна» – справа-налево и обратно. Круговые движения правой рукой снизу-вверх-в сторону, то же другой рукой и двумя руками вместе.
24. Выпад правой ногой в сторону, потянуться за правой рукой, выполняющей круговые движения в локтевом суставе. То же в другую сторону.
25. Шаг правой ногой в сторону, круговое движение правым плечом назад. То же в другую сторону. Стоя на месте, круговые движения двумя плечами назад и вперед.
26. Медленные наклоны головы вперед, отводя вперед как можно дальше подбородок и втягивая его назад.
27. И.п.: ноги врозь, руки на коленях – круглая спина, прогибание в поясничном и грудном отделах позвоночника, мягко переходящее из одного положения в другое.
28. Руки через стороны вверх – вдох, плавно опуская вниз – выдох.
Заключение
Выполнив такой комплекс упражнений, девушки получают хорошую нагрузку на все группы мышц. Чтобы была польза от занятий, нагрузка должна соответствовать определенным нормам и стимулировать аэробные, то есть кислородные, процессы в организме.
Уроки не должны вызывать переутомление у учащихся, поэтому учитель должен варьировать нагрузку в зависимости от того, каким по расписанию проводится урок. В начале и середине дня нагрузка должна быть средней интенсивности, а если урок проводится последним, то нагрузку можно увеличить. Учитель всегда ориентируется на внешние признаки утомления занимающихся и в процессе выполнения комплекса может заменить одно упражнение другим, увеличить или уменьшить дозировку выполняемого упражнения.
Самое главное достоинство этих уроков заключается в том, что девушки занимаются на уроке в течение 35–40 мин. непрерывно, получая от урока не только удовольствие, но и хороший тренировочный эффект.
Е.Д. АБАШИНА,
учитель физкультуры школы № 91
МОСКВА