Упражнение на что это похоже

Дидактическая игра «На что похоже?»

Предлагаю вашему вниманию разработку авторской дидактической игры с использованием электронной презентации, которая расположена в конце поста.

Тема пособия: «На что похоже?»

Возраст целевой группы: II-я младшая группа.

Цель пособия: развитие воображения и творчества.

Задачи пособия:

Развитие логического мышления, творческих способностей. Расширение словарного запаса. Развитие коммуникативности в общении друг с другом.

Алгоритм работы со слайдами

Слайд № 1: Титульный лист

Слайд № 2:

— К нам в гости сегодня пришел зайка.

Он хочет с нами поиграть, пофантазировать.

— Он думает, что это такое? (Ответы детей).

— Какие предметы похожи на круг? (Ответы детей).

Слайд № 3: Что спряталось за облаками? (Ответы детей).

Слайд № 4: Мяч похож на круг? (Ответы детей).

Слайд № 5: А телевизор похож на круг? (Ответы детей).

Слайд № 6: А солнышко круглое? (Ответы детей).

Слайд № 7: У зайки много друзей. Он любит с ними поиг

рать в прятки. Отгадайте загадку:

а в лапках царапки». (Ответы детей).

Слайд № 8: Как кошечка разговаривает? (Ответы детей).

Слайд № 9: И еще одна загадка:

«Носит серенький жилет,

но у крыльев черный цвет,

видишь – кружат двадцать пар,

и кричат …. (Ответы детей).

Слайд № 10: Давайте все превратимся в ворон. Как кричит ворона? (Ответы детей).

Слайд № 11: Ребята, зайка любит рисовать. А вы? (Ответы детей). Что вы видите? (Ответы детей).

— На что похожи облака? (Ответы детей). Как

много интересного вы придумали!

Слайд № 12: Посмотрите, во что художник зайка превратил

облака? (Кошечка, цыпленок).

Слайд № 13: Зайка говорит вам: «До свиданья! Молодцы!

Упражнение на что это похожеКонкурс грядок Девочки, у нас в саду прошел конкурс «Огород на окне» Представленные фотографии, всего лишь, малая часть, что представлено было на суд нашего.

Источник

Упражнение 1: «На что это похоже?»

Упражнение на что это похоже Упражнение на что это похоже Упражнение на что это похоже Упражнение на что это похоже

Упражнение на что это похоже

Упражнение на что это похоже

Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

Упражнение №2. Задание типа «Заполни пробел».

Упражнение на что это похоже

После того, как процесс визуализации достаточно хорошо усвоен детьми, можно переходить к непосредственному оперированию образами, т.е. к решению простейших мыслительных задач с опорой на представления.

Упражнение 3: «Продолжи узор»
Упражнение на что это похоже

Упражнение состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси. Трудность в выполнении часто заключается в неумении ребенка проанализировать образец (левую сторону) и осознать, что вторая его часть должна иметь зеркальное отображение. Поэтому, если ребенок затрудняется, на первых этапах можно использовать зеркало (приложить его к оси и посмотреть, какой же должна быть правая сторона).

«Художник нарисовал часть картинки, а вторую половину не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая».

Упражнение на что это похоже

Упражнение №4. «Найди закономерность».

а) Упражнение направлено на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.

Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности

Упражнение на что это похоже

б) Второй вариант задания направлен на формирование умения устанавливать закономерности в таблице.

Инструкция: «Рассмотри снежинки. Нарисуй недостающие так, чтобы в каждом ряду были представлены все виды снежинок».

Упражнение на что это похоже

Подобные задания можно придумать самостоятельно.

Упражнение №5. «Светофор».

«Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков».

Упражнение на что это похоже

Упражнение №6. «Систематизация».

Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.

— малина и земляника,

— смородина и крыжовник.

Чем отличаются по вкусу? цвету? величине?»

Упражнение №7. «Подбери слова».

1) «Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты и т.д.)».

2) Другой вариант этого же задания.

«Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу»:

мячмебель
топольцветок
шкафнасекомые
тарелкадерево
пальтоодежда
муравейпосуда
щукаигрушка
розарыба

Подобные задания развивают у ребенка способность выделять родовые и видовые понятия, формируют индуктивное речевое мышление.

Упражнение №8. «Анаграмма».

Предложите ребенку составить слово из определенного набора букв. Начните с 3 букв, постепенно доведя количество до 6-7, а может быть, и 8 и даже 9 букв.

Источник

Дидактическая игра «На что это похоже?»

Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов.

игра состоит из набора карточек с различными фигурками. На каждой карточке нарисована фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение какого-либо предмета.

Взрослый предлагает детям поиграть в игру. Он им будет показывать картинку из набора и спрашивать детей, на что она похожа. Воспитатель стремится к тому, чтобы каждый ребёнок придумал что-то новое, что ещё не говорил никто из детей. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал. Карточки заламинированны, поэтому можно раздать детям фломастеры и они самостоятельно дорисуют картинку.

Упражнение на что это похоже Упражнение на что это похоже Упражнение на что это похоже

Дидактическая игра с элементом танграма: «Собери картину о космосе» Дидактическая игра «Собери картинку о космосе» (за основу взят элемент игры «Танграм») Цель: Упражнять детей в умении осуществлять целенаправленные.

Упражнение на что это похожеИгра «Подбери к знаку» Игра для детей старшего дошкольного возраста. Игру можно использовать при изучении тем: «Одежда», «Электроприборы», «Продукты питания».

Источник

Сборник игр и упражнений на развитие мышления младшего школьника

Игра на развитие мышления «исключи лишнее»

Цель : развитие мышление

Инструкция : выберите из 3 слов одно лишнее.

Игра «Ключ к неизвестному»

Цель : развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

Ход игры : Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?

Упражнение «Найди слово»

Цель : Развитие мышления

Инструкция : «Перед вами столбик слов (понятий), а рядом с каждым из них, в скобках, пять слов. Из этих пяти слов вы должны выбрать два (только два) слова, обозначающие существенные признаки понятия, написанного перед скобкой».

Упражнение «Говори наоборот»

Цель : развитие мышления, воображения.

Ход проведения : Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

Цель : формирование навыков мышления, развитие памяти на события.

Ход игры : Скажите: «Свет, зажгись!» – и в этот момент включите лампу. При зажженной лампе расскажите ребенку его любимый стишок или спойте песенку. Затем скажите: «Свет, погасни!» – и выключите лампу.

Приложите пальцы ко рту и скажите еле слышно: «Пришло время помолчать». Затем снова скажите своим обычным голосом: «Свет, зажгись!» – и начинайте игру сначала. Вскоре ребенок сам будет произносить нужные слова.

Упражнение (на развитие ассоциативного мышления)

Цель : побудить детей к ассоциативному мышлению.

В конце попросите детей поработать самостоятельно над 2-3 словами. Применяйте это упражнение как можно чаще, формируя тем самым навык ассоциативного мышления.

Примерный набор слов:

ноготь, стакан, солнечный, осленок и т.п.

Упражнение «Нелогичные ассоциации»

Цель : Развитие мышления.

Ход проведения : Дайте детям несколько слов, логически не связанных между собой. Книга Цветок Сосиска Мыло

Предложите им попробовать найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Пусть они фиксируют первые пришедшие на ум ассоциации. Постарайтесь дать простор их воображению, не ограничивайте их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

Используйте это упражнение как можно чаще, чтобы выработать у детей устойчивый навык.

Упражнение «Играем кубиками»

Цель : Развитие мышления.

Ход проведения : Задание состоит из изображений пяти разных кубиков в первом ряду. Кубики расположены так, что из шести граней у каждого из них видно только три.

Во втором ряду нарисованы эти же пять кубиков, но повернутые по-новому. Необходимо определить, какому из пяти кубиков второго ряда соответствует кубик из первого ряда. Понятно, что в перевернутых кубиках могут появиться новые значки на тех гранях, которые до поворота не были видны. Каждый кубик из верхнего ряда нужно соединить линией со своим повернутым изображением в нижнем ряду.

Упражнение на что это похоже
См. приложение 3

Упражнение «На что это похоже»?

Цель : Развитие мышления.

Ход проведения : Надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

Игра «Отгадай предмет по описанию»

Цель : Развитие мышления.

Ход проведения : Нужно найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п.
См. приложение 5

Упражнение «Сложи фигуры»

Цель : Развитие мышления

Ход проведения : «Как ты думаешь, каким получится результат при наложении фигур последовательно друг на друга в левой части рисунка. Выбери ответ из фигур, расположенных справа».
См. приложение 6

Упражнение «Составь фигуру».

Цель : развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана.

Ход проведения : а) «На каждой полоске отметь крестиком (х) две такие части, из которых можно составить круг».
См. приложение 7

Упражнение «Классификация»

Цель : Развитие мышления.

Ход проведения : «Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как это можно сделать?»

Важно, чтобы ребенок, выполняя это задание, нашел как можно больше оснований для классификации. Например, это может быть классификация по форме, цвету, размеру; деление на 3 группы: круглые, треугольники, четырехугольники, или 2 группы: белые и не белые и т.д.

Упражнение «Догадайся сам»

Цель : Развитие мышления.

Ход проведения : «Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче.
— Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?
— Кот или кит? Какое больше? Почему?
— Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?
— Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?»

Учитель может придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше.

Цель : развитие мышления.

Ход проведения : «Какое слово обозначает то же самое, что и слова:

1) родник и то, чем открывают дверь;
2) прическу у девочки и инструмент для срезания травы;
3) ветку винограда и инструмент, которым рисуют.

Придумай сам такие слова, которые одинаковы по звучанию, но разные по значению».

Упражнение «Главный предмет»

Цель : Развитие абстрактно-логическое мышление

Ход проведения: Взрослый говорит детям: «Сейчас я прочитаю вам ряд слов. Из этих слов вы должны будете выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть.

Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например, сад. Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т.е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему. Без садовника. собаки. забора. земли. Почему?»

Игра «Кто кем (чем) будет?»

Цель: Развитие мышления.

Игра-наоборот: «Кто кем был?».

Игра «Какое что бывает?»

Цель : развитие мышления.

Ход проведения : Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.

Упражнение «Найди общее слово»

Цель: Развитие мышления.

Ход проведения : В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом. Упражнение направлено на развитие такой функции, как обобщение, а также способность к абстракции.

«Каким общим словом можно назвать следующие слова:

1. Вера, Надежда, Любовь, Елена
2. а, б, с, в, н
3. стол, диван, кресло, стул
4. понедельник, воскресенье, среда, четверг
5. январь, март, июль, сентябрь».

Слова для нахождения обобщающего понятия можно подобрать из любых групп, более или менее конкретных. Например, обобщающим может быть слово «весенние месяцы», а может быть «месяцы года» и т.д.

Упражнение «Подбери слова»

Цель : Развитие внимания, формирование индуктивного речевого мышления.

Ход проведения : 1) «Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты и т.д.)».

2) Другой вариант этого же задания.
Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу:
мяч мебель
тополь цветок
шкаф насекомые
тарелка дерево
пальто одежда
муравей посуда
щука игрушка
роза рыба

Источник

Упражнения для развития наглядно-образного мышления

Упражнение на что это похоже

Упражнения для развития наглядно-образного мышления.

Методические рекомендации родителям
Упражнения на визуализацию.
Упражнение №1. «На что это похоже»?
Упражнение на что это похоже

Упражнение на что это похоже

Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

Упражнение №2. Игра «Кубики»

Упражнение на что это похоже

Осваивается эта игра поэтапно.

Упражнение на что это похоже

В качестве материала для решения мыслительных задач с опорой на образное мышление могут быть использованы счетные палочки.

Упражнение №3. «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек».

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
«Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата».

Упражнение на что это похоже

«Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника».

Упражнение на что это похоже

«Составить два разных квадрата из 7 палочек».

Упражнение на что это похоже

Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры.

«В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника».

Упражнение на что это похоже

«В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата».

Упражнение на что это похоже

«Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок».

Упражнение на что это похоже
«Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк».

Упражнение на что это похоже

«Переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, смотрела в другую сторону».

Упражнение на что это похоже

«Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?»

Упражнение на что это похоже

Упражнение №4. «Продолжи узор».

Упражнение на что это похоже

Упражнение состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси. Трудность в выполнении часто заключается в неумении ребенка проанализировать образец (левую сторону) и осознать, что вторая его часть должна иметь зеркальное отображение. Поэтому, если ребенок затрудняется, на первых этапах можно использовать зеркало (приложить его к оси и посмотреть, какой же должна быть правая сторона).
После того, как подобные задания уже не вызывают сложностей при воспроизведении, упражнение усложняется введением абстрактных узоров и цветовых обозначений. Инструкция остается такой же:
«Художник нарисовал часть картинки, а вторую половину не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая».

Упражнение на что это похоже

Упражнение №5. «Платочек»

«Посмотри внимательно на рисунок. Здесь изображен сложенный пополам (если одна ось симметрии) или вчетверо (если две оси симметрии) платочек. Как ты думаешь, если платочек развернуть, какой у него вид? Дорисуй платочек так, чтобы он выглядел развернутым».

Упражнение на что это похоже

Узоры и варианты заданий можно придумать самостоятельно.

Упражнение № 6. «Составь фигуру».

Это упражнение, так же, как и предыдущее, направлено на развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана.
Предлагается несколько вариантов этого упражнения (от самого легкого до более сложного).

а) «На каждой полоске отметь крестиком (х) две такие части, из которых можно составить круг».

Упражнение на что это похоже

Упражнение на что это похоже

Если ребенку трудно ориентироваться на схематичное изображение фигуры и ее частей, то можно изготовить макет из бумаги и работать с ребенком в наглядно-действенном плане, т. е. когда он сможет манипулировать частями фигуры и таким образом составлять целую.

б) «Посмотри внимательно на рисунок, там даны два ряда фигур. В первом ряду даны целые фигуры, а во втором ряду эти же фигуры, но разбитые на несколько частей. Соедини мысленно части фигур во втором ряду и ту фигуру, которая у тебя при этом получится, найди в первом ряду. Фигуры первого и второго ряда, которые подходят друг к другу, соедини линией».

Упражнение на что это похоже

в) «Посмотри внимательно на картинки и выбери, где расположены детали, из которых можно составить фигуры, изображенные на черных прямоугольниках».

Упражнение на что это похоже

Упражнение №7. «Сложи фигуры». Упражнение направлено на развитие умения анализировать и синтезировать соотношение фигур друг с другом по цвету, форме и размеру.

Инструкция: «Как ты думаешь, каким получится результат при наложении фигур последовательно друг на друга в левой части рисунка. Выбери ответ из фигур, расположенных справа».

Упражнение на что это похоже

По трудности (замаскированности отношений по форме) задания распределяются таким образом: когда на более маленькую фигуру накладывается фигура большая по размеру, что провоцирует ребенка на то, что он не предполагает накрытие большей по размеру фигуры меньшей и выбирает результат смешения меньшей и большей фигур. Действительно, если ребенок затрудняется с определением отношений, лучше произвести наложение предметов друг на друга не в наглядно-образном плане (мысленном наложении), а в наглядно-действенном, т. е. непосредственным наложением геометрических фигур.

Упражнение №8. «Найди закономерность».

а) Упражнение направлено на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.

Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки и заполни, пустую клетку, не нарушая закономерности».

Упражнение на что это похоже

б) Второй вариант задания направлен на формирование умения устанавливать закономерности в таблице.
Инструкция: «Рассмотри снежинки. Нарисуй недостающие так, чтобы в каждом ряду были представлены все виды снежинок».

Упражнение на что это похоже

Подобные задания можно придумать самостоятельно.

Упражнение № 9. «Светофор».

«Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков».

Упражнение на что это похоже

Упражнение №10. «Играем кубиками».

Упражнение направлено на развитие умения, не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения. Задание состоит из изображений пяти разных кубиков в первом ряду. Кубики расположены так, что из шести граней у каждого из них видно только три.
Во втором ряду нарисованы эти же пять кубиков, но повернутые по-новому. Необходимо определить, какому из пяти кубиков второго ряда соответствует кубик из первого ряда. Понятно, что в перевернутых кубиках могут появиться новые значки на тех гранях, которые до поворота не были видны. Каждый кубик из верхнего ряда нужно соединить линией со своим повернутым изображением в нижнем ряду.

Упражнение на что это похоже

Упражнение на что это похоже

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *