Упражнение гельштат пустой стул что это
Упражнение «Пустой стул»
Цель: научиться признавать и выражать собственные эмоции и чувства, порожденные внутриличностными конфликтами и разрешать их.
Техника стульев используется, когда участник выражает две или более противоборствующих тенденции в какой-либо межличностной ситуации.
Стулья используются для того, чтобы представлять собой каждую из альтернатив.
Участник принимает на себя разные роли, садясь на разные стулья, а тренер интервьюирует его в каждой из ролей. Эта техника может помочь участнику принять решение в значимой ситуации.
Участник осуществляет диалог с собственными чувствами (страха, гнева). Напротив стула, который занимает клиент (горячий стул) располагается пустой стул, на который сажают воображаемого собеседника (чувство). Клиент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, по очереди воспроизводит реплики от имени одной, затем другой психологической позиции. Стулья позволяют дать выход эмоциям, их можно толкать, бить, обнимать, пинать.
Тренер обычно стоит за стулом и задает вопросы, касающиеся данной ситуации, чтобы облегчить процесс проекции, задает вопросы по поводу происходящего, стимулируя групповую дискуссию.
Участник на пустом стуле может представить сидящим значимого для себя партнера, т.е. того, кому необходимо рассказать, какие чувства испытывает он по поводу трудностей и ссор, возникающих в их отношениях. Пустому стулу (или нескольким стульям) можно также придать роль (или роли) частей самого себя (уверенный, застенчивый и т. д.). Стулу легко говорить, что угодно и проецировать на него что угодно, и при этом на участников не воздействуют личностные характеристики живых партнеров.
Обсуждение. С какими трудностями вы столкнулись, выполняя данное упражнение? Какие мысли и эмоции у вас возникали? Что дало вам это упражнение? Каким образом изменилось ваше состояние? Как можно применять полученные результаты в реальной жизни? (Малкина-Пых, 2005; Холмогорова, Гаранян, 1996).
Техника «пустые стулья»
Субъект ведет диалог с собственными эмоциональными переживаниями, которые представляет воображаемый собеседник на пустом стуле. Он поочередно выступает то от имени собственной позиции, то от имени своего чувства. Стулья позволяют дать выход эмоциям, их можно толкать, бить, обнимать, пинать. Клиент может представить сидящим на пустом стуле значимого для себя партнера, которому необходимо рассказать, какие чувства испытывает он по поводу трудностей и ссор, возникающих в их отношениях.
Источник: Саенко Ю.В. Регуляция эмоций. Тренинги управления чувствами. СПб.: Речь, 2010. 232 с.
Пешие походы в горы
Клуб занимается организацией походов в горы с 2002 года. За это время мы разработали десятки авторских туров и накопили опыт, достаточный для того, чтобы сделать путешествие по горам максимально комфортными для туристов.
Туризм для нас – не спорт, а способ стать ближе к природе, своеобразная философия жизни. В походах с «Неизданным Миром» мы не ставим задачи – пройти как можно больше или как можно быстрее, наша главная цель – максимум ярких впечатлений и удовольствия!
Каждый из инструкторов клуба – опытный турист, прошедший не один десяток и даже не сотню маршрутов. Главная задача инструкторов – создать комфортную и весёлую атмосферу, в которой все будут получать удовольствие от ходьбы, пейзажей, йоги, практик и совместных посиделок у костра. Наша задача при построении маршрута – совместить интересные природные и исторические объекты с пребыванием в энергетически сильных местах. Каждый коллектив к концу похода становится большой семьёй, с которой не хочется расставаться.
Питание на мероприятиях клуба – трёхразовое вегетарианское, готовят его инструкторы. На большинстве маршрутов мы организуем дозакупки провианта, чтобы максимально облегчить ношу туристов.
Походы для нас – не просто активный отдых на природе, но ещё и возможность очиститься, стать мудрее, светлее, естественнее, сильнее и выносливее. Это возможность понять, над чем стоит работать и в какую сторону развиваться. А главное, поход – это невероятный заряд энергии, который поможет вам изменить свою повседневную жизнь к лучшему!
Для нас важен каждый турист! На этапе подачи заявки мы стараемся максимально полно информировать вас о том, что нужно для похода и как правильно в него собраться. Вы всегда можете связаться с нами через один из контактов, если у вас есть вопросы, или вы хотите посоветоваться насчёт того, подходит вам выбранный тур или нет. Мы также всегда подскажем, как лучше добраться до точки сбора группы из вашего региона. Мы обучаем туристов, как правильно укладывать и фиксировать рюкзак, а такжедругим туристическим техникам, таким как установка палатки, ходьба по тропам, спуск дюльфером.
В расписании тура есть как палаточные лагеря и экскурсии, в которых не предполагается ношение рюкзаков, так и спелео-туры, в которых нужно освоить технику дюльфера и жумаринга. На данный момент у клуба «Неизведанный Мир» открыто четыре направления походов: Крым, Турция, Кавказ и Кипр. Основным направлением является Крым. На полуострове клуб организует не только походы, но и активные туры, семинары, дайвинг-туры, палаточные лагеря и туры на новогодние праздники. «Неизведанный Мир» также занимается организацией горнолыжного отдыха на Кавказе в зимнее время. Тем же, кто приехал в Крым ненадолго или не имеет возможности пойти в поход с палатками, мы предлагаем выбрать один из однодневных походов по полуострову.
Походы с «Неизведанным Миром» – это ещё и эзотерические туры. По утрам инструктор проводит комплекс хатха-йоги, которая помогает размять мышцы и зарядиться энергией на весь день. Вечером туристов ждут интересные психологические игры, медитации и духовные практики. Если вы новичок, но у вас есть желание поучаствовать, инструктор расскажет вам всё досконально, так что практика не вызовет трудностей. Такая программа способствует перезагрузке, позволяет стать сильнее и здоровее, отвлечься от бытовых проблем и научиться чему-то новому. В арсенале туров клуба есть актив-туры и семинары, тематика которых – духовный рост и энергетическая наполненность. В программе таких туров-семинаров гораздо больше практики и тематических лекций, чем в походах.
Вегетарианское питание – наиболее оптимальная пища для похода в горы. У туриста нет тяжести в животе, отлично работает желудок и всегда бодрое состояние. Мы кормим туристов три раза в день – кашами, супами и салатами. Впрочем, мы не запрещаем брать с собой мясо и кушать его. Употребление алкоголя в «Неизведанном Мире» под запретом. Алкоголь подвергает опасности не только жизнь и здоровье самого туриста, но и весь коллектив.
За годы работы клуб накопил солидную базу оборудования. Если у вас нет палатки, спального мешка, трекинговых палок, сидушки, туристического коврика или рюкзака, вы можете взять всё это у нас в аренду по низкой цене.
Бесплатный прокат оборудования и гидрокостюмов для дайвинга, спелеосистем и специального оборудования для спелеологии и скалолазания. Аренда специального оборудования для дайвинга, спелео- и скалолазных туров предоставляется участникам бесплатно.
У клуба «Неизведанный Мир» в Крыму есть склад с оборудованием, на котором можно оставить свои личные вещи, не нужные вам в походе. Сделать это можно, приехав немного раньше времени сбора группы (за час-полтора). Так же мы можем посоветовать недорогую автостоянку для вашего автомобиля.
Тем, кто приезжает в Крым на день-два раньше начала похода, мы можем посоветовать недорогой хостел, а также подсказать какие экскурсии можно посетить.
Если вам не подошёл ни один из наших туров, указанных в расписании, инструктор может разработать для вас индивидуальный тур, исходя из ваших потребностей. Пишите нам, мы подумаем над вашим запросом.
Инструктор выкладывает фото в фотоальбом группы, расположенной в социальной сети «Вконтакте». Так же, спустя какое-то время мы создаём небольшой ролик про путешествие, посмотреть который можно либо в группе «Вконтакте», либо на сайте в разделе «Видеоблог».
Как же научиться прощать? Техника «Пустой стул»
Гештальт-терапия: Техника «Пустой стул»
Эта техника может использоваться для завершения каких-либо ситуаций из прошлого.
Основоположник гештальт-терапии Фредерик Перлз назвал такие полярные свойства личности, которые бесконечно спорят друг с другом «собакой сверху» и «собакой снизу».
Голос собаки сверху все время изводит собаку снизу своими замечаниями и придирками: «Ты должен это сделать», «Ты должен это сказать», «Ты не можешь это есть» и т.д.
Эта собака командует и относится пренебрежительно к «собаке снизу», которая отвечает «я не могу», «мне тяжело» и т.д.
Такие полярности существуют постоянно, когда человек находится в состоянии неудовлетворенности, разочарования, сомнения, фрустрации.
Эта схватка ведет к состоянию, когда человек полностью уходит «в голову», не осознает настоящий момент, не может функционировать. Люди часто страдают от таких конфликтов «собак», которые обуславливают постоянное состояние фрустрации. Они испытывают проблемы в своей деятельности, потому что не могут сконцентрироваться. Например, человек встречается со своими друзьями, но не получает удовольствия, т.к. беспокоится о делах, которые не сделал.
Если устранить между ними непонимание, осознать потребности и возможности каждой, то можно очень легко решить проблему внутреннего конфликта.
Как выполнять?
Выберите время, когда вам никто не будет мешать. Поставьте два стула напротив друг друга на расстоянии 1-2 метра. Садитесь на один стул. Представьте себе напротив человека или часть своей личности, с которой есть эмоциональные проблемы. Например, та девушка, которую бросил парень и она очень на него обижена, расстроена представляет себе напротив этого парня.
Начинайте диалог. Выскажите все, что вы хотели высказать этому человеку. Потом пересядьте на другой стул и представьте себя в роли вашего собеседника и ответьте на те вопросы, пожелания или претензии, так как вам кажется ответил бы ваш собеседник. После этого вернитесь на свое место и станьте собой. Продолжайте диалог.
Автор: Андрей Баракин
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Пустое кресло: терапевтическая техника гештальта
Сидеть в пустом кресле
Что такое техника пустого стула?
Название техники «Пустое кресло» происходит от использования настоящего кресла, в котором пациент «представляет» человека, ситуацию или аспект, который вызывает эмоциональную блокаду, чтобы впоследствии установить вышеупомянутый диалог.
Использование пустого стула
Его использование очень часто в случаях, аналогичных показанным в примере, как способ справиться с травмирующими потерями или в процессе возникновения горя. Однако его применение не ограничивается только этой областью, а скорее Он также используется в качестве элемента, позволяющего принимать аспекты своей личности или мысли, которые не считаются приемлемыми для пациента, а также для работы по восприятию ограничений и инвалидности (потеря способностей, ампутации и т. д.).
Аналогичным образом, это эффективный метод для решения травмирующих ситуаций, которые могут включать или не включать ПТСР и / или диссоциативные расстройства, такие как изнасилование, развод или синдром выжившего. Характеристики этой техники также позволяют применять ее в сфере образования или даже на уровне организаций, в таких явлениях, как выгорание или преследование.
Во всех случаях мы действуем, полагая, что «пациенту нужен только опыт, а не объяснение», чтобы завершить незаконченный процесс и принять ситуацию.
На уровне терапии, а также в качестве элемента для клиента, чтобы изучить свое видение и контактировать со своими эмоциями, это элемент, который предоставляет много информации для самого человека что касается специалиста о том, как пациент обрабатывает ситуацию и как это повлияло на его качество жизни, в пользу применения других действий, улучшающих лечение анализируемых проблем.
Эксплуатация техники
Затем пациента инструктируют проецировать человека, ситуацию или чувство или часть личности, с которой должен состояться диалог на стуле.
На третьем этапе пациенту предлагается описать сделанный прогноз, чтобы усилить воображаемое изображение, которое было представлено. Необходимо упомянуть как положительное, так и отрицательное, как человека, так и ситуацию или ее последствия.
В случае смерти или разлуки, Полезно вспомнить отношения, которые существовали до события и что было до тогда как в чувствах, травмах или неприемлемых аспектах самости полезно искать момент, когда он появился или когда он стал проблемой. Вполне вероятно, что в этом контексте раскрытие того, что осталось в ожидании, или ощущения, которые возникают в рассматриваемых ситуациях, создают сознательные блокированные элементы.
Начиная диалог
Впоследствии, в фазе словесного выражения, пациент начинает диалог вслух с проекцией, стараясь быть честным и позволяя увидеть те подробности, которые пациент не осмеливается или не смог показать в своей повседневной жизни или перед лицом, о котором идет речь, как пациент пережил ситуацию и почему она была такой. Терапевт должен следить за диалогом и перенаправлять его так, чтобы не было отклонений, ухудшающих ситуацию, не ограничивая поток мыслей индивида.
Хотя в некоторых вариантах этой техники она не применяется, полезно, чтобы пациент поменял свое кресло на место проекции, ставя себя на место другого, чтобы облегчить эмоциональное выражение. Этот обмен будет происходить столько раз, сколько будет сочтено необходимым, если переход необходим и согласуется с проблемой, которую необходимо решить.
И, наконец, это указано, и это помогает отразить пациенту ощущения, которые он показывает так, чтобы субъект мог определить и понять свои эмоциональные реакции, как событие повлияло на него, и как это влияет на его жизнь.
Чтобы завершить технику, терапевт инструктирует пациента закрыть глаза и вообразить, что проекция снова входит в нее, чтобы впоследствии исключить все созданные изображения, обращая внимание только на реальный контекст в консультации.
Сложности в использовании пустого стула
Начнем с того, что этот тип техники требует умения представлять и проецировать образ человека, независимо от того, присутствует ли существо или является частью человека. То есть тот, кто не имеет возможности точно представить человека или аспект рассматриваемой личности, не сможет получить уровень предполагаемой прибыли от техники. Пациент может руководствоваться в технике с помощью вопросов, чтобы облегчить проекцию.
Вторая трудность заключается в том, что пациент отказывается использовать его, потому что считает это нелепым, или из-за страха или сложности высказывать свои мысли вслух.
Третья и последняя проблема может быть связана со способностью обнаруживать заблокированный элемент, так что пациент не может найти другую точку зрения на возникшую ситуацию, над которой нужно работать. Иногда элемент, вызывающий дискомфорт, трудно идентифицировать.
Заключительные соображения
Кроме того, хотя оно имеет много возможных применений, Пустое кресло используется с перерывами, только когда оно имеет отношение к облегчению эмоционального контакта с частью сам пациента или исследовать проблемную ситуацию.
Библиографические ссылки:
Фриц Перлз. Техника пустого стула (сессия со студентами). Англ. и рус. субтитры (December 2021).
Процедуры, техники и приемы работы в гештальт-терапии
Психотерапия Фрица Перлза.
скачать видео
Перлз обвиняет Глорию в неискренности. Глория возмущена!
скачать видео
И в индивидуальной, и в групповой работе основная роль гештальт-терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», ограничении попыток интерпретировать события, внимании к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей.
Большое внимание в гештальт-терапии уделяется и работе со снами пациентов. Но, в отличие от психоанализа, сны в гештальт-терапии не интерпретируются. Они используются для интеграции личности. Перлз полагал, что различные периоды сна выступают фрагментами личности. Для того чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части нашей личности и признать своими скрытые тенденции, которые проявляются во сне. С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов может быть обнаружено скрытое содержание сновидения через его переживание, а не посредством его анализа.
Зачем гештальт-терапевту пустой стул?
Пустой стул используется в экспериментах, направленных на прояснение и усиление чувств, – в том случае, когда клиенту трудно определить, что он чувствует к тому или иному человеку или в связи с какой-то ситуацией. Пустой стул помогает организовать пространство эксперимента, способствует оживлению представлений, облегчает и катализирует работу воображения.
Почему гештальт-терапевт часто задает эти вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Что при этом происходит в теле?», «Чего бы ты сейчас хотел?» – и подобные?
Терапевт задает эти вопросы, когда наблюдает признаки прерывания контакта (когда клиент ничего не чувствует; не знает, что чувствует или не замечает своих чувств; не понимает, чего хочет; не знает, как достичь желаемого, и пр.).
Как уже говорилось выше, человек счастлив, когда его потребности удовлетворяются. Однако правда не всегда легко определить, какова моя потребность, чего я хочу и как это можно получить. Понять это помогает обращение не к отдельным сферам своей личности, а ко всем в их взаимосвязи (задействовать свою личность целиком, как гештальт) – например, не только к мыслям, идеям, оценкам, но и к телу, чувствам, своим способам контакта со средой.
Телесные ощущения – ключ к чувствам, эмоциям (все эмоции живут в теле, имеют телесное выражение). Чувства, эмоции – это ключ к потребностям.
Зачем терапевт делится своими чувствами?
Терапевт выступает для клиента в роли среды, и клиент получает возможность в безопасной обстановке изучить и свои реакции на среду, и то, как среда реагирует на него.
Почему гештальт-терапевт часто переводит фокус внимания с содержания проблемы и описания ее подробностей на то, что происходит между терапевтом и клиентом, и задает вопрос: «А как это в наших отношениях?»
Клиенты (и я в роли клиента – не исключение) обычно стремятся во всех деталях рассказать терапевту свою историю или описать проблему: кажется, что именно тогда мозаика сложится, терапевт увидит полную картину, поймет и подскажет, как надо поступить. Но рассказывать всё-всё – бесполезно и даже вредно: теряется время, его не хватает ни на что, кроме рассказа и слушания; иногда потребность клиента действительно только в том, чтобы быть безоценочно выслушанным; однако обычно клиент хочет какого-то отклика, реакции, мнения, на которые тоже как-то реагирует, но на рассмотрение этих важных вещей не останется времени, если всю сессию посвятить только подробному рассказу о проблеме.
То, как клиент обходится со своими потребностями, как контактирует со средой, чтобы удовлетворить их, – все это можно проследить на примере того, как он контактирует с терапевтом. Отношения с терапевтом – это маленькая модель того, как клиент строит отношения с другими людьми, и свои паттерны он обычно воспроизводит не только в жизни, но и в терапии.
Например, клиент приходит работать над проблемой ответственности: не может определить границы своей ответственности в близких или деловых отношениях, берет больше или меньше ответственности, чем ему нужно. Эта же проблема будет воспроизводиться и в его отношениях с терапевтом: клиент будет пытаться переложить на терапевта всю ответственность за свое продвижение в терапии или, напротив, не замечать, не признавать ответственности терапевта и т. п. И если проследить и решить эту проблему на примере клиент-терапевтических отношений, то клиент научится решать проблему ответственности и в других своих отношениях.
Получается, что мозаика проблемы обычно состоит из паттернов – повторяющихся элементов орнамента. И тот фрагмент узора, который повторяется, обычно хорошо виден на самом небольшом отрезке общения.
Особенности групповой работы в гештальт-подходе
Как и во многих группах психотерапевтической направленности, в группе происходит (и поощряется) групповая динамика, открытое выражение скрытых, негативных чувств и обсуждение следующих на это эмоциональных реакций. Как правило, группа работает в режиме изначально принимаемых строгих правил, в достаточно закрытом режиме и обычно негативно реагирует на появление новых участников как на потенциальную опасность для внутригрупповой атмосферы. См.→