Упражнение что я знаю о себе
Задачи
Актуализировать у детей рефлексивную позицию. Развивать у детей потребность в самоанализе и рефлексии.
Материалы
Психологические альбомы, цветные карандаши, фломастеры, трафаретки для зеркал.
Дети рассаживаются по местам, раскладывают принадлежности. Дети самостоятельно вслух читают тему занятия, написанную на доске.
2. Настрой на занятие
Упражнение «Постройся в ряд по признаку (ранжирование)»
Психолог. Эта игра — на знание друг друга и быстроту реакции. Правила игры такие. На счет «1, 2, 3» нужно как можно быстрее построиться в один ряд. Я говорю вам, каким образом это нужно сделать (например, «постройтесь по росту»), а вы становитесь в ряд — впереди самый высокий ученик, в конце — самый маленький. Понятно? Итак, постройтесь в ряд. Психолог предлагает разные варианты, например, по цвету волос, по цвету платья, кофточки, пиджака, по цвету глаз — от самого темного до самого светлого. Получилось? Почему не получилось?
Игра «Соревнование знатоков»
Психолог. Сейчас будет происходить соревнование знатоков. Но это не совсем обычные знатоки — это знатоки психологических качеств. Ими по результатам соревнования будут признаны те ученики, которые назовут как можно больше слов, характеризующих человека. Психолог делит детей на две команды и располагает их отдельно друг от друга. Теперь каждая команда придумывает себе интересное название (это может быть имя сказочного или мультипликационного героя, название животного или растения).
Первое задание
Психолог. Каждая команда должна как можно быстрее назвать психологическое качество, противоположное тому, которое назову я. Например, если я говорю «злой», то правильный ответ — «добрый». Команды отвечают по очереди. Выкрикивать раньше нельзя — таким образом вы подсказываете другой команде. За каждое правильно названное качество команде присваивается очко, а тот, кто назвал его, получает значок.
Возможные пары качеств:
ленивый—трудолюбивый честный—лживый щедрый—жадный грубый—вежливый грустный—веселый смелый—трусливый тихий—шумный шаловливый—послушный отзывчивый—черствый подлый—благородный
Второе задание
Психолог. Каждая команда по очереди называет по одному хорошему, приятному качеству. Они не должны повторяться. За каждое правильно названное качество команде присваивается очко, а тот, кто назвал его, получает значок.
Третье задание
Психолог. Каждая команда по очереди называет по одному плохому, неприятному качеству. Они не должны повторяться. За каждое правильно названное качество команде присваивается очко, а тот, кто назвал его, получает значок. Психолог содействует тому, чтобы победила «дружба». Набравшим наибольшее количество значков присваивается звание «Знаток психологических качеств».
Упражнение «Мои плюсы и минусы»
Психолог. Каждый человек (взрослый или ребенок) и без волшебного зеленого зеркала знает о своих приятных (хороших) и неприятных (плохих) качествах. Сейчас каждый из вас должен написать в своем альбоме то, что он знает о себе (написать свои хорошие и плохие качества характера). Откройте альбомы на чистом листе. Разделите его пополам чертой на две равные части. Слева напишите знак «+», а справа — знак «—». Там, где написан «+», каждый пишет, что в нем есть хорошего, приятного (достоинства). Там, где написан «—», каждый описывает, что в нем есть плохого, неприятного (недостатки). Дети выполняют задание. Психолог. Ребята, легко или трудно было найти в себе хорошее и плохое? А что сделать было легче? Ребята, подумайте и скажите, какое качество в наибольшей степени мешает нам быть хорошими и замечательными, без всяких недостатков. Кто отгадает загадку, тот и ответит на этот трудный вопрос.
Слаще меда, мягче пуха, «Отдохни!» — все шепчет в ухо. Тот, кто будет с ней дружить, Будет очень плохо жить!
Дети говорят ответ. Правильно, это лень. Какие вы подобрали дома пословицы про лень? Дети называют пословицы — каждый по одной. Психолог просит обязательно объяснить, как понимают дети каждую пословицу. Если дети не подобрали пословиц — психолог называет их сам.
Психолог. Представьте, что каждый из вас — маленькая частичка, атом. Атомы могут объединяться по нескольку, образуя молекулы. Вы тоже можете по моей команде объединяться в молекулы, сцепившись за руки. Молекулы могут состоять из двух-трех и большего количества атомов. Сколько раз я прохлопаю в ладоши, столько атомов должно быть в молекуле. А вы в это время должны объединиться в молекулы. Напоминаю, что в каждой молекуле столько атомов, сколько раз я хлопну в ладоши. Тот, кто не объединился в молекулы, выбывает из игры. Приготовились. Вышли из-за парт. Внимательно слушайте, сколько будет хлопков. Упражнение продолжается до тех пор, пока большинство «атомов» не выйдет из игры.
Задание «Мое отражение в волшебных зеркалах»
Психолог. С помощью трафаретки нарисуйте в альбоме три волшебных зеркала — зеленое, красное и желтое. Вы уже знаете, что показывает зеленое зеркало (как ты сам себя представляешь), что показывает красное зеркало (как тебя представляют другие люди — мама, папа, бабушка или друг). Желтое зеркало — новое, еще не известное вам. Оно показывает, каким ты хочешь быть, каким ты стремишься стать. Нарисуйте себя так, как вы себя видите в этих трех волшебных зеркалах. При выполнении задания психолог поясняет непонятное детям, просматривает рисунки, фиксирует, одинаковые ли получаются изображения в зеркалах, задает наводящие на размышление вопросы.
4. Домашнее задание
Психолог. Ребята, а вы знаете, кто такой тезка? Правильно, это человек, носящий одинаковое с тобой имя. Давайте скажем, есть ли в вашем классе ученики с одинаковыми именами. Назовите, кто оказался тезками в вашем классе. Дома каждый с помощью родителей должен узнать, какой знаменитый человек носит такое же имя. Постарайтесь узнать что-нибудь интересное об этом человеке, чтобы потом рассказать в классе.
Тренинговое занятие для старшеклассников на тему: «Что я знаю о себе? Мои потребности, интересы и увлечения.»
«Что я знаю о себе? Мои потребности, интересы и увлечения»
Цель: расширение знаний учеников о себе, формирование адекватной самооценки.
Упражнение «Моя вселенная».
В центре альбомного листа нарисуйте солнце и в центре солнечного круга напишите букву «Я». Затем от этого «Я» – центра своей Вселенной прочертите линии к звездам и планетам.
Мое любимое занятие…
Мое любимое животное…
Моя любимая одежда…
Моя любимая музыка…
Мое любимое время года…
Что я больше всего на свете люблю делать…
Место, где я больше всего на свете люблю бывать…
Мой любимый певец или группа…
Я чувствую у себя способности к…
Человек, которым я восхищаюсь больше всего…
Лучше всего я умею…
Я уверен в себе, потому что…
«Звездная карта» каждого показывает – у всех много возможностей, много такого, что делает каждого из нас уникальным, и того, что для всех нас общее. Поэтому люди нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить.
Ребятам предлагается разделить лист на две части. Одну часть озаглавить «Не доволен собой», другую — «Принимаю себя». В графе «Не доволен собой» следует откровенно написать о том, что вызывает недовольство именно сегодня, сейчас. На эту работу выделить 5-6 минут. В графе «Принимаю себя» отметить, что радует в себе именно сегодня, что принимают в тебе окружающие тебя люди, что привлекает их в тебе. На работу отводится 5—6 минут.
По окончании работы желающие могут публично прокомментировать свои записи.
3. Упражнение «Мои потребности и окружающий мир».
4.Беседа. Ведущие потребности и их уровни.
«Пирамида потребностей Маслоу»
Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.
Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причем регулярно (даже если дамские романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна.
«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».
Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).
5.Упражнение «Цели в моей жизни».
Лист бумаги разделите на 2 части. Слева напишите все свои цели, мечты. Справа напишите, что готовы сделать, чтобы их достичь.
6. Упражнение «Достойная эпитафия».
Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить такие надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года». «Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет».
-Как вы думаете, может быть, на Кавказе не умеют считать?
— Может быть, приписки делались с каким-то смыслом?
Смысл приписок: таким образом односельчане оценивали насыщенность и ценность жизни.
Назовите какое-нибудь интересное и достойное событие, которое могло бы украсить любую жизнь. Обсуждение.
7.Упражнение «Древо моей жизни».
Давайте вырастим дерево своего будущего. Для этого надо записать, чем будет заполнена ваша жизнь через год, через 5 лет и через 10 лет. А в корнях записать ресурсы (что нужно).
После выполнения упражнения — анализ и обсуждение.
Психологический тренинг с подростками на тему: «Что ты знаешь о себе».
Что ты знаешь о себе.
Цель: формирование мотивации на познание себя путем развития рефлексивных способностей обучающихся.
развивать представления о себе, умение распознавать собственные личностные качества;
формировать потребность к самоанализу;
создать атмосферу доверия и взаимопонимания в группе, как основу для открытого общения с собой и другими.
Упражнение «Поиск общего»
Группа делится на «двойки», и два человека находят друг у друга определенное количество общих признаков, затем «двойки» с той же целью объединяются в «четверки» и так далее. Упражнение направлено на сплочение, внимание к личности другого человека и осознание проявлений своей личности. Ведущий может остановить выполнение упражнения по своему усмотрению.
Стремление познать свой внутренний мир уходит глубокими корнями в далекое прошлое.
Посмотрите на доску. Вот несколько высказываний древних мыслителей:
Чаще заглядывай в самого себя.
Нет более плодотворного занятия, как познание самого себя.
Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить.
Познай себя, и ты познаешь мир!
— Назовите из этих высказываний слова, которые вероятнее всего отражают суть темы нашего занятия.
Сегодня, ребята, мы сделаем свой шаг к самопознанию. Важно уметь прислушиваться к своему « Я».
Если вы научитесь это сделать, то со временем вам удастся раскрыть свои таланты и способности.
Игра «Закончи предложение».
– Перед вами– начало предложений. Давай попробуем закончить их, но так, чтобы получилось законченное по смыслу высказывание.
Начало предложения – Каждое утро…
Его можно закончить так: «я делаю зарядку», или «солнце поднимается над горизонтом», или «я боюсь опоздать в школу».
Придумайте свой вариант предложения: «________________________
А вот и другие предложения, из которых получится ваш рассказ о себе, ваших близких, людях и вещах, которые тебя окружают. Старайся не повторяться, когда придумываешь ответ.
1. Я думаю, что людей больше…
4. Когда я играю с ребятами, то …
6. Я достаточно ловкий, чтобы…
8. Ребята, с которыми я дружу…
10. Мои близкие думают обо мне, что я…
11. Если бы мой брат (сестра)…
12. Мои друзья меня часто…
13. Я хочу, чтобы у меня не было…
14. Больной ребенок…
15. Я думаю, что мама чаще всего…
16. Если бы не было школы…
17. Я весь трясусь, когда…
18. Когда я думаю о школе…
19. Если бы все ребята знали, как я боюсь…
20. Был бы очень счастлив, если бы я…
22. Когда я буду взрослым…
23. Мой учитель (учителя)…
24. Всегда мечтаю… (приложение 4)
Я абсолютно уверена, что у каждого из вас есть способности, о которых, возможно, вы никогда и не задумывались. И для того, чтобы разобраться в себе, каждому из вас необходимо создать свой автопортрет.
На отдельном листке каждому участнику предлагается составить свой психологический автопортрет. Он должен состоять из 10 психологических признаков, описывающих его особенности характера, увлечения, взаимоотношения с другими людьми, особенности взглядов на мир и т. п.. После составления участниками автопортретов они складывают их в подготовленную коробку. Ведущий перемешивает листки и зачитывает их в случайном порядке.
По окончанию каждого опознания члены группы могут внести добавления и коррективы в автопортрет участника.
– Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер.
К каждому качеству из таблицы по 10-балльной шкале поставь оценку, насколько качество выражено у тебя в настоящий момент, и как бы ты хотел, чтобы это качество было у тебя развито в будущем.
Уверенность в себе
Монолог Алисы из Страны чудес
«Я просто не знаю, кто я сейчас такая. Нет, я, конечно примерно знаю, кто такая я была утром, когда встала, но с тех пор я все время то такая, то сякая, словом, какая-то не такая.
Я давала себе превосходные советы (хотя слушалась их далеко не всегда). Иногда я закатывала себе выговоры, что еле могла удержаться от слез. А как-то раз, я помню, даже пробовала выдрать себя за уши за то, что сжульничала, играя сама с собой в крокет. Я люблю понарошку быть разными людьми сразу».
Учащиеся пытаются ответить на поставленный вопрос.
Все вы знаете, что в школе, дома и на улице человек может вести себя по- разному. И сейчас вам необходимо нарисовать себя:
«Я- глазами родителей», «Я- глазами друзей», « Каким я вижу себя».
Играет классическая музыка. Дети рисуют.
По окончанию работы проходит обсуждение. При выполнении упражнения участник задумывается о том, что родители, друзья и он сам, могут видеть его по-разному. И что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные стороны.
– Что для вас было важным в сегодняшнем занятии?
– Мне было интересно, когда …
– Какие выводы из занятия вы сделали для себя?
Для психолога
Программа индивидуальных коррекционных занятий с подростком. «Я все смогу»
Педагог- психолог Старостенко Е.С.
Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в жёстких условиях современного общества, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности, как устойчивой личностной черты.
Школьная тревожность – это одна из типичных проблем, с которой сталкивается школьный психолог и учитель. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Повышенная тревожность может возникнуть на любом этапе школьного обучения, ведь проблема усвоения учебного материала, проблема взаимоотношения в классном коллективе, изменение коллектива может возникнуть как в начале школьного обучения, так и на более поздних этапах.
Наиболее острые динамические характеристики проблема тревожности приобретает в подростковом возрасте. Это связано со многими психологическими особенностями подростков, благодаря которым тревожность может закрепиться в структуре личности как устойчивая характеристика. Стремление учащихся к самоактуализации, критическое осмысление окружающего, становление образа Я и «внутренней позиции» личности создают условия для развития тревожности. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, фрустрирует эмоциональная сфера, т. е. он реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревожность.
Актуальность данной разработки обуславливается насущной потребностью в создании специальной коррекционно – развивающей программы для работы с учащимися подросткового возраста и недостаточность практической разработанности этой проблемы в рамках общеобразовательного учреждения.
Цель : снижение личностной тревожности у подростка и повышение самооценки.
1.развитие у подростка умений и навыков психофизической саморегуляции (снятие мышечного и эмоционального напряжения) и навыков владения собой в критических ситуациях;
2.формирование коммуникативных компетенций: умений и навыков конструктивно строить общение, избегать эмоциональных конфликтов;
3.повышение самооценки подростка.
Ожидаемые результаты : снижение личностной тревожности; улучшение психо-эмоционального самочувствия подростка; осознание собственной индивидуальности, принятие себя как личности.
Сроки выполнения программы : рассчитана на подростка в возрасте 11-14 лет, общие количество времени 440 минут, 11занятий. Занятия проводятся один раз в неделю (40минут).
Тематический план занятий
Повышение самооценки, снятие тревожности.
Упражнение « Самого себя любить»
Упражнение «5 ситуаций»
Упражнение «Мусорное ведро»
Упражнение «Раскрась свои чувства»
Упражнение «Что я знаю о себе»
Методика «Моя вселенная».
Медитация «Страна чувств»
Упражнение «Письмо себе любимому»
Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»
Упражнение «4 персонажа»
Проективная методика «Дорисуй рисунок»
Упражнение «Конверт откровений»
Упражнение «Мои сильные стороны»
Упражнение «Вы меня узнаете?»
Упражнение «Без маски»
Упражнение «Диалог с собой»
Упражнение «Я подарок доя человечества»
Упражнение «Письмо себе, любимому»
Упражнение «Рисуем чувства»
Навыки общения, уверенного поведения
Упражнение «Зубы и мясо».
Упражнение «Три портрета»
Афанасьев, С. Каморин «300 творческих конкурсов для детей, подростков, взрослых» М. «Аст-пресс СПД» 2001
Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. –СПб. : Речь, 2001.
Психологический тренинг с подростками / Л.Ф.Анн-СПб.: Питер, 2003/ Серия «Эффективный тренинг»
К.Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.1.-М.:Генезис, 2003.
К.Фопель Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.: в 4-х томах Т.3. 2-е изд., Стер-М.: Генезис, 2003.
Повышение самооценки, снятие тревожности.
Упражнение « Самого себя любить»
Цель игры: научить подростка внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.
Сядь удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…
Представь себе зеркало. Громадное – громадное зеркало в светло – красной раме. Возьми платок и вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все блестело и сияло…
Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе видно себя? Если да, то подай мне знак рукой. (Дождитесь, пока большинство учащихся подадут вам знак.)
Разгляди свои губы и цвет своих глаз… Посмотри, как ты выглядишь, когда немного покачиваешь головой… Посмотри на свои плечи и грудь. Посмотри, как ты опускаешь и поднимаешь плечи…
Тебе видно свои ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыгнуть… У тебя хорошо получается! Теперь представь себе, что твоё отражение улыбается и ласково смотрит на тебя…
Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Возьми расческу и причешись, глядя в зеркало перед собой. Причешись как обычно…
Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: «Моё лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становиться приятнее» Если твоё лицо всё ещё серьёзно, то преврати серьёзное лицо в одну громадную и довольную улыбку. Покажи свои зубы зеркалу. У тебя это здорово получилось!
Теперь посмотри на своё тело в зеркале и увеличь его. Твои плечи пусть станут совсем ровными и прямыми. Постарайтесь почувствовать, как это приятно – вот так гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая себя с ног до головы, повторяй за мной: «Я люблю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!» (Произнесите эти слова с большим энтузиазмом и очень эмоционально.) Ту чувствуешь, как это приятно? Ты можешь повторять про себя эти слова всякий раз, когда захочешь почувствовать себя счастливым и довольным. Постарайтесь прочувствовать всем своим телом, как ты произносишь: «Я люблю себя!» В какой части тела ты ощущаешь это? Покажи рукой на это место, где чувствуешь своё «Я люблю себя!» Хорошо запомни, как в твоем теле отражается твоё «Я люблю себя!» Сейчас мы обсудим это.
А теперь ты можешь вернуться снова в класс. Потянись, немного напряги и расслабь своё тело и открой глаза…
Почему некоторые люди любят самих себя?
Почему некоторые люди себя не любят?
Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе?
Что ты можешь сделать для того, чтобы чаще думать о себе хорошо?
Что делает тебя счастливым?
Психолог. Выполни дома следующее задание. Сделай рисунок под названием «Я в лучах солнца». Нарисуй круг и в центре напишите букву «Я». От границ круга нарисуйте лучи: их количество должно соответствовать отмеченным совпадениям в вашей характеристике. Совпадения положительных качеств нужно рисовать красным карандашом, а отрицательных – синим.
Упражнение «5 ситуаций»
Назовите 5 ситуаций, вызывающих ощущение: «чувствую себя хорошо». Воспроизведите их в своём воображении, запомните чувства, которые при этом возникнут. Теперь представьте, что вы кладете эти чувства в надёжное место и можете достать их оттуда, когда пожелаете.
Нарисуйте это место и назовите эти ощущения.
Упражнение «Мусорное ведро»
Психолог показывает иллюстрацию, где изображено мусорное ведро, и просит подростка объяснить, Что, по их мнению, символизирует мусорное ведро. Подростку предлагается нарисовать на бумаге мусорное ведро. Психолог направляет дискуссию таким образом, чтобы подростку представилась возможность выбросить что-то из своей жизни, и предлагает ребенку представить, что они что-то выбрасывают за ненадобностью. Это может быть человек, какой-нибудь предмет, место или чувство. Изобразить это надо так, как будто оно падает с руки в мусорное ведро.
Ученик описывают негативные моменты своей жизни так, как они изобразили это на картинке.
Упражнение «Раскрась свои чувства»
Заранее готовятся листы со схематичным изображением человечка. Учащегося просят приготовить цветные карандаши: желтый, оранжевый, зеленый, голубой, красный, коричневый, черный. После того как ведущий убедился, что всё готовы к работе, он дает инструкцию:
Представьте себе, что этот человечек — сказочный герой, в которого вы превратились. Этот человечек, как и сказочный герой, может испытывать разные чувства, и его ощущения живут в разных частях его тела. Раскрасьте эти чувства:
После того как «человечки» раскрашены, подросток показывает свой рисунок и рассказывает, почему он использовали тот или иной цвет.
Затем ведущий просит подписать рисунки и собирает их для последующего анализа.
Внимание! Целесообразно анализировать рисунки вместе со школьным психологом. Данные анализа являются конфиденциальной информацией, которая не обсуждается с детьми. Результаты анализа рисунков можно использовать для индивидуальной работы, а также ориентироваться на них при подборе партнеров и ролей в упражнениях во время занятий.
Если ребенок раскрашивает «человечка» розовым, желтым, зеленым и другими спокойными цветами, то можно говорить о том, что его состояние достаточно стабильно и гармонично, он конструктивно будет воспринимать и реагировать на занятия.
Иногда в рисунках могут появляться черные, коричневые и ярко-красные тона. Если большая часть рисунка окрашена черным, возможно, этот ребенок нуждается в психокоррекции. Бывает, что черные, коричневые и ярко-красные пятна узко локализованы в определенном месте тела. Если цветовые пятна находятся в области головы, то можно предположить, что ребенок о чем-то напряженно думает, какие-то мысли не дают ему покоя и даже пугают его. В этом случае необходимо переключить мысли ребенка в другом направлении. Имеет смысл чаще привлекать его к двигательным упражнениям или придумыванию чего-нибудь.
Если черный цвет локализован в области рук, можно предположить, что ребенок испытывает определенные трудности во взаимодействии с другими. Может быть, он просто замкнут или его отвергают другие дети.
Иногда черные руки может нарисовать ребенок, которому часто говорят, что у него «руки как крюки» или «не трогай, не прикасайся, отойди от меня». В любом случае такому ребенку необходимы принятие и поддержка, а также дополнительные психотехнические упражнения. Можно более активно включать ребенка в упражнения на групповое взаимодействие. Черные и коричневые пятна могут быть расположены в области ног. Такое может встречаться в рисунках детей, ощущающих себя недостаточно уверенно и защищенно. Если черное, коричневое или ярко-красное пятно появилось в области груди, можно предположить, что ребенок испытывает серьезные эмоциональные затруднения, беспокойство.
Упражнение «Что я знаю о себе»
В тетради подросток чертит таблицу из четырех пронумерованных столбцов.
В процессе выполнения упражнения ведущий четыре раза инструктирует подростка (после каждой инструкции дается время на ее выполнение):
В столбике № 1 ты перечисляешь все, что ты умеешь, постарайтесь вспомнить все самое важное.
В столбике № 3 вы перечисляете все, что не умеете.
В столбике № 1 ты уже написал все, что умеешь. Но что-то ты умеешь лучше, а что-то хуже. Выбери то, что ты умеешь так хорошо, что можешь научить других, и запиши в столбик № 2.
Напиши в столбик № 4, чему бы ты хотел научиться.
Естественно, у детей этот феномен проявляется очень сильно.
Общий вывод после выполнения упражнения формулируется в результате короткой дискуссии: «Для того чтобы быстрее чему-нибудь научиться, следует, во-первых, чаще заниматься самоанализом, во-вторых, смелее просить помощи у других».
«Что я знаю о себе.»(в начале работы)
Чему я могу научить других
Чему я хотел бы научиться
Работать по дому и на огороде
«Что я знаю о себе.» (после проведения коррекционной работы)
Чему я могу научить других
Чему я хотел бы научиться
Работать по дому и на огороде
Работать по дому и на огороде
Психолог. Запиши в тетрадях сначала нескольких предложений, а дома закончите их:
Я словно птица, когда …..
Я превращаюсь в тигра, когда….
Я словно муравей, когда…
Я словно рыба, когда….
Я прекрасный цветок, если….
Психолог предлагает подростку записать в тетради, что для него самое важное и самое ценное в жизни. Затем это зачитывает, а психолог записывает на доске. Обсуждается каждый пункт. Нужно подвести подростка к выводу, что каждый человек неповторим и представляет ценность. Любить себя – это значит признавать право на любовь других людей к себе.
Затем подросток приходит к таким выводам:
Каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть.
Любить себя – значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно.
Тот, кто не любит себя, не может искренне любить других.
Если самооценка у человека низкая, то он ощущает беспомощность, бессилие и одиночество.
Методика «Моя вселенная».
Подростку предлагается на альбомном листе начертить круг и от него лучи к другим кругам. В центральном круге нужно написать «Я», а в других кругах-планетах написать окончания предложений:
Мое любимое занятие…
Моё любимое животное…
Моё любимое время года…
Мой любимый сказочный герой…
Моя любимая музыка…
Психолог предлагает подростку написать окончания предложений у себя в тетради. Он записывает на доске начало предложений:
Откровенно говоря, мне до сих пор трудно…
Откровенно говоря, для меня очень важно…
Откровенно говоря, я ненавижу, когда…
Откровенно говоря, я радуюсь, когда…
Откровенно говоря, самое важное в жизни…
Затем подростку предлагается, зачитать свои ответы вслух.
Психолог. Всем ли мы можем доверить свои откровения?
Медитация «Страна чувств»
Далеко – далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто – то живет в красном домике, кто – то в синем, кто – то в черном, кто – то в зеленом… Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда – всю краску унес ветер.
У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики.
Примечание: Здесь дан образец из 4 домиков, ребенку вы должны предложить 8, дорисуйте еще 4)
Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась и напиши название чувств, соответствующим цвету его домика. Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же ты будешь путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри – вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена. Пожалуйста, возьми свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту.
Исследуя «карту», мы узнаем, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове живет страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках живут чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.
— голова и шея (символизируют ментальную деятельность);
— туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);
— руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);
— тазобедренная область (символизирует область творческих переживаний);
— ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «заземления» негативных переживаний.
Упражнение « Лес»
— Представьте себе лес.
Кто что видит на своем внутреннем экране? Теперь представьте себе, что все вы не люди, а растения в этом лесу:
Вы – березка,
Вы – рябинка,
Вы – огромная сосна,
Вы – ромашка,
Вы – одуванчик,
Вы – трава,
Вы – шишка на ветке,
Вы – раскидистый старый дуб,
Вы – белый гриб…
Раз ты – дерево, значит, ваши руки – самые большие из ваших веток. Раскиньте их пошире! А ноги – корни… Видите, как муравей ползет по вашей руке – ветке? Слышишь ли шум своих листьев? А если ты – трава, как вам живется? Тянете руки – стебельки ввысь, чтобы быть поближе к теплому солнцу? Как ветер колышет вас? Яркий солнечный день, легкий ветерок. Хорошо греться? Спокойная, безмятежная жизнь… Вдруг тучи налетели, подул сильный ветер. Что делается с одуванчиком? Не страшно ли шишке? Ливень! Дуб в восторге, а для ромашки – трагедия: все лепестки обвисли… Дождь прошел, снова солнце выглянуло. Березка, суши свои листочки! А если:
Я – ветер!
Я – дождь!
Я – град!
Я – солнце!
Упражнение «Письмо себе любимому»
— Сейчас ты напишите письмо самому близкому вам человеку. Кто самый близкий тебе человек? (Участники занятия высказываются). Вы сами. Напишите письмо себе любимому. Любимому, потому что нельзя жить, не любя самого близкого себе человека!
Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»
На листе бумаги, разделенном на 3 части, вначале нарисуй себя, когда ты был маленьким, затем — какой ты сейчас, затем — каким ты будешь в будущем, когда вырастешь. Около рисунка подпиши, каким ты будешь. (Рисунок выполняется цветными карандашами, фломастерами.)
Упражнение «4 персонажа»
Изобрази себя в образе четырех персонажей: растения, животного, неодушевленного предмета, человека.
Через данных, нарисованных персонажей можно выделить: особенности личности, черты характера, пристрастия, интересы, эмоции, описание ситуаций в которых человек оказался.
На основе этих признаков можно выделить значимость человека либо описания себя, либо описания внешнего мира.
Это упражнение – это самопредъявление, самоанализ, рефлексия. После упражнения необходимо провести беседу, подростком задаются вопросы: «Что общего у тебяс ним?», «Что это для тебя?». Необходимо заметить, что самое крупное изображение означает самое значимое, на это надо обратить внимание подростка.
Проективная методика «Дорисуй рисунок»
Дорисуйте эти фрагменты, расставьте очередность рисунков.
Каждых из получившихся рисунков представляет определенную сферу:
«Я» человека и его место в мире.
«Я» и его движение или обездвиженность в пространстве.
Ясность мотивов и стремлений.
Проблема «Я»: активное или пассивное отношение к преградам
Возможность продолжения жизненного пути.
Символ прошлого и настоящего, отношений с близкими.
На основе полученных рисунков – образов проводится беседа или индивидуальная консультация, на которой психолог помогает «расшифровать», интерпретировать образы.
Приложение к проективной методике «Дорисуй рисунок»
Упражнение «Конверт откровений»
Подростку предлагается ответить на вопросы.
Если бы ты могли перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это?
Если бы ты смог на недельку поменяться местами с кем – либо, то кого бы ты для этого выбрали? Почему?
Если бы добрая фея обещала выполнить три твоих желания, то чтобы вы пожелали?
Если бы ты в течении одного дня были невидимыми, то как бы вы этим воспользовались?
Твоя любимая книга?
Какого человека ты считаешь великодушным?
По каким критериям ты выбираешь себе друзей?
Чем ты любишь заниматься в свободное время?
Упражнение «Мои сильные стороны»
“У каждого из нас есть сильные стороны, то, что ты ценишь, принимаешь и любите в себе, что дает вам чувства внутренней свободы и уверенности в своих силах, что помогает выстоять в трудную минуту. При формулировании своих сильных сторон не бери ″в кавычки″ слова, внутренне отказываясь от них. Ты можешь также отметить те качества, которые тебе импонируют, но они тебе не свойственны и ты хочешь выработать их в себе. На составление списка тебе дается 5 минут.
Упражнение «Мои добрые дела»
Доброе отношение к людям, к своим близким, родным и просто знакомым должно проявляться не только на словах, но и в конкретных делах. Вспомни, какое конкретное доброе дело ты сделали за вчерашний день? Кто был это человек? Что ты при этом чувствовал? Как тебя отблагодарил этот человек? Сколько своих добрых дел ты смог вспомнить? Способны ли ты на добрые дела? Если нет, то что тебе мешает? Проанализируй свои привычки. Есть ли среди них привычка делать добро? «.
Упражнение «Вы меня узнаете?»
“Иногда обстоятельства складываются так, что назначается встреча с совершенно незнакомым человеком. Хорошо если есть фотография этого человека. А если нет? Что делать? Вы договорились по телефону о дне, времени, месте встречи и о ″пароле″, по которому вы узнаете друг друга. Это может быть красный шарф и т. п. Ведь так обычно и поступают люди.
Давайте уйдем от этого стериотипа. Опишите себя так, чтобы человек, которого вы встречаете, сразу вас узнал. Найдите такие признаки! Это может быть ваша привычка поправлять очки, теребить правой рукой мочку уха, или необычная деталь походки. Время для этой работы – 5 минут. Затем мы обсудим ваши записи и ощущения, которые возникли у вас во время выполнения этого задания”.
“В прежние времена на воротах замка и на щите рыцаря писали девиз рода, то есть краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Сейчас мы подумаем над девизом каждого из нас. Теперь ты должен сформулировать свой девиз, который отражает его жизненное кредо, отношение к миру в целом, к окружающим людям, е себе.
На формулировку девиза вам дается 5 минут.
Упражнение «Без маски»
Откровенно ответь на незаконченные предложения.
“Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня…”
“Мне очень трудно забыть, но я…”
“Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…”
“ Мне бывает стыдно, когда я…”
“Особенно меня раздражает то, что я …”
“Мне особенно приятно, когда меня…”
“Знаю, что это очень трудно, но я…”
“Иногда люди не понимают меня, потому что я…”
“Думаю, что самое важное для меня…”
“Когда я был маленький, я часто…”
Упражнение «Диалог с собой»
Подросток записывает в своей тетради высказывание Э. Фрома: «Человек – это тот, кто постоянно решает проблему жизни».
тот, кто называет проблему
тот, кто предупреждает, что будет сейчас
тот, кто предупреждает, что будет через неделю
тот, кто предупреждает, что будет через месяц
тот, кто предупреждает, что будет в конце жизни
Называется проблема, например: «Я хочу подарить кому-то цветы».
«Если ты подаришь цветы, то сейчас…»
«Если ты подаришь цветы, то через неделю…»
«Если ты подаришь цветы, то через месяц…»
«Если ты подаришь цветы, то в конце жизни…»
Психолог. После этого упражнения наших рассуждений можно выделить следующие этапы решения проблемы:
обдумывание, что будет после принятия того или иного решения (через неделю, через месяц, в зрелые годы, в конце жизни)
выбор приемлемого варианта
применение выбранного варианта
Упражнение «Я подарок доя человечества»
Каждый человек-это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо любому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность.
Итак, подумай над тем, что ты действительно являешься подарком для человечества.
Аргументируй своё утверждение, например, «Я подарок для человечества, так как я…»
Упражнение «Письмо себе, любимому»
Сейчас ты напишишь письмо самому близкому тебе человеку. Кто самый близкий тебе человек? Вы сами. Напишите письмо себе, любимому.
С каким чувством писали письмо?
Кто хочет прочитать или пересказать своё письмо?
По ходу психолог может давать комментарии.
Упражнение «Рисуем чувства»
Возьми бумагу и нарисуй, как ты себя в данный момент ощущаещь. Подбери цвета, подходящие вашему чувству. Ты можете царапать, можете рисовать линии, круги, узоры или картинку, в общем, всё, что вам хочется.
Какое чувство тебе больше всего нравится?
Какое чувство тебе не нравится?
С каким чувством ты идёшь утром в школу?
Когда ты радуешься?
Возьми чистый лист бумаги и цветные карандаши, расслабленно левой рукой нарисуй абстрактный сюжет: линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как тебе больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуй представить, что ты переносишься: грустное настроение, как ты материализуетшь его. Закончили рисунок? А теперь переверни бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих твое настроение. Долго не думай, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны. После этого еще раз посмотри на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитай слова и с удовольствием эмоционально разорви листок, выброси в урну. Всего 5 минут, а твое эмоциональное неприятное состояние уже исчезло. Оно перешло в рисунок и было уничтожено вами.
Навыки общения и уверенного поведения.
Упражнение «Зубы и мясо».
Психолог. Почему же большинство считает, что им не хватает качеств сильного человека, а другим доброты? Какого человека мы называем «сильной личностью»? (Уверенного, твердого, спокойного, справедливого)
Что значит быть уверенным человеком? (Спокойно отстаивать своё мнение, считаясь с мнением других.)
Какое поведение мы называем неуверенным? (Беспокойное, нерешительное.)
Какое поведение можно назвать нерешительным? (Оскорбляющее, унижающее, нарушающее права других.)
Можно ли назвать уверенным агрессивное поведение? (Это получение уверенности за счёт унижения других.)
Упражнение «Три портрета»
Нужно нарисовать человека: уверенного в себе, неуверенного в себе, самоуверенного, а также описать его основные психологические особенности.
Выводы фиксируются на доске, разделённой на три части.