Управление финансовыми рынками что это

Управление рынком ценных бумаг и финансовыми рынками

Управление финансовыми рынками что это

Каждое государство самостоятельно определяет для себя, насколько активно оно будет вмешиваться в процесс управления национальными финансовыми рынками (валютным, срочным, денежным и фондовым). Но выделяют две основных модели регулирования и управления финансовыми рынками, о характерных особенностях мы расскажем ниже.

Управление финансовыми рынками

Управление финансовыми рынками осуществляется согласно одной из двух моделей, первая из которых предусматривает жёсткое государственное регулирование, а вторая – саморегулирование рынка.

Согласно первой концепции управление рынком ценных бумаг и другими финансовыми рынками возлагается в первую очередь на государственные органы. Незначительная часть полномочий при этом передаётся СРО (саморегулируемым организациям) – объединениям профессиональных участников рынков ценных бумаг и валюты.

Вторая модель регулирования финансовых рынков, наоборот, предусматривает необходимость передачи основных функций СРО. При этом государство оставляет за собой контролирующие функции и право вмешаться в управление финансовыми рынками в любой момент. Например, в США СРО отведено особое место в системе контроля валютного и фондового рынка.

В целом, в мире преобладает практика государственного управления фондовым рынком и другими финансовыми рынками. При этом большая часть государств возлагает функции по управлению финансовыми рынками на специальные ведомства (комиссии). Регулирование рынков также часто вменяется в обязанность Министерству финансов или Центробанку.

В идеале оптимальной моделью управления финансовым рынком является «золотая середина» между централизованным регулированием и коллегиальным контролем рынков СРО.

Управление рынком ценных бумаг в РФ

Эффективное управление рынком ценных бумаг подразумевает регулирование и контроль деятельности всех участников РЦБ: эмитентов, инвесторов и профессиональных участников. В РФ контролирующие функции возлагаются в первую очередь на государство в лице Банка России и ФАС (Федеральной антимонопольной службы). Из имеющих на отечественном рынке бумаг вес СРО можно выделить только НАУФОР – Национальную ассоциацию участников фондового рынка.

Система государственного управления рынком ценных бумаг в РФ включает органы регулирования и контроля, а также нормативные акты, на которые участники рынка опираются в своей работе. Существует две формы государственного управления РЦБ: прямое (административное) и косвенное (экономическое).

Прямое управление рынком ценных бумаг включает следующие меры:

Косвенным путём государство влияет на отечественный фондовый рынок с помощью экономических рычагов – денежной политики, системы налогообложения и т.п.

Источник

Фондовый рынок

Управление финансовыми рынками что это

Что такое рынок

Рынок ценных бумаг имеет определенные признаки:

Для полноценной работы бирже требуется многосоставная инфраструктура. В первую очередь, это функционал самой биржи — торговые площадки и другие системы. На бирже оперируют профессиональные участники — это ее инвестиционная часть. Среди них — банки, брокеры, дилеры и другие организации, вовлеченные непосредственно в торговлю бумагами. Обеспечением торгового процесса занимаются технические участники — клиринговые центры, депозитарии, регистраторы. И наконец, важной частью работы биржи является информационное обеспечение — она взаимодействует с информационными агентствами и деловой прессой.

Управление финансовыми рынками что это

В торговлю ценными бумагами вовлечены три типа участников:

Кроме того, такой статус могут получить физические лица, пройдя специализированную сертификацию, в таком случае они могут совершать сделки с определенным типом ценных бумаг.

Деятельность фондовых рынков в России регулируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и Банком России, который отвечает за формирование реестров и допуск ценных бумаг.

Управление финансовыми рынками что это

Инструменты оценки рынка

Основная оценка рынка — это его капитализация. По сути, это стоимость всех ценных бумаг, выпущенных на конкретном рынке. Ее можно посчитать, умножив количество всех эмитированных бумаг на их рыночные цены. Эта величина не является фиксированной и постоянно изменяется с движением котировок.

Другой важный показатель — оборот рынка. Он рассчитывается как общая стоимость ценных бумаг, умноженная на количество тех бумаг, с которыми совершены сделки. Может быть выражен в процентах от уровня капитализации рынка.

Котировки ценных бумаг, курсы на начало и на конец дня, коэффициенты по разным видам активов также могут демонстрировать состояние рынка и учитываются при анализе.

Изменение этого состояния всегда отражается индексами — они показывают динамику различных групп бумаг. Например, могут включать акции по определенной отрасли или сектору, стране выпуска или обращения, а также по всему миру.

Индекс биржи есть практически у каждой торговой площадки. Например, в России это индекс Московской биржи, а также РТС. Их провайдером выступает Московская биржа, то есть фактически отвечает за корректность и непрерывность расчета. Важно понимать, что такие индексы не отражают стоимость всех акций, которые обращаются на торговой площадке. Чаще всего фондовые индикаторы считаются по определенному количеству акций — преимущественно это бумаги самых дорогих компаний или акции с наибольшими объемами торгов.

Управление финансовыми рынками что это

Интернациональные индексы включают ценные бумаги разных стран. Примером такого индекса является MSCI или The World Index. Такие широкие индексы могут охватывать географические сектора, например Европу, Азию, Северную Америку.

Секторальные индексы касаются капитализации бумаг на конкретном внутреннем рынке — рынке Московской биржи, американских или европейских бирж.

Отраслевые индексы включают ценные бумаги конкретных отраслей экономики. Могут быть индексы IT-компаний, нефти и газа, фармкомпаний.

Рассчитываются индексы по нескольким формулам.

Классический метод — взвешивания по цене. Самый простой, именно на него опираются мировые и старейшие индексы, такие как Dow Jones или Nikkei. Согласно формуле, стоимость всех активов индекса делится на их количество.

Индекс рыночной капитализации учитывает капитализацию компаний на рынке. То есть чем дороже эмитент, тем больше его вес в индексе. Согласно этой формуле, сумма цен всех акций умножается на их количество и делится на конкретный удобный показатель, он может быть равен круглой цифре, например 10 или 100. Таким образом высчитывается индекс S&P 500.

Управление финансовыми рынками что это

Равновзвешенный индекс рассчитывается так, чтобы вес каждой акции в индексе был одинаковым. У компании A капитализация в десять раз выше, чем у компании B. Однако в равновзвешенном индексе доля компании A будет составлять столько же, сколько доля компании B.

Индекс позволяет оценить спрос на акции, состояние в отраслях, помогает сделать прогноз на будущее изменение стоимости ценных бумаг. Данные индексов используются в техническом и фундаментальном анализах, позволяют производить спекуляции, хеджирование рисков, арбитраж между разными торговыми площадками.

Сами индексы могут служить базовым активом для производных ценных бумаг, таких как фьючерсы или опционы.

Торговля на рынке

Частный инвестор не может самостоятельно осуществлять торговлю на бирже, в том числе на рынке ценных бумаг. Для доступа к торговой площадке ему нужен брокер — профессионал, у которого есть специальная лицензия, позволяющая заключать сделки с активами. Таким посредником выступает не физическое лицо, а брокерская компания. Однако можно встретить и профессионалов-частников.

Управление финансовыми рынками что это

Кроме выбора брокера, необходимо открыть брокерский счет — туда инвестор будет переводить средства, а брокер забирать, чтобы купить ценные бумаги. И наоборот, чтобы их продать. В России есть разновидность брокерского счета — индивидуальный инвестиционный счет. Принципиальная разница в них в том, что с помощью ИИС можно покупать только акции российских компаний в рублях, и он позволяет сделать налоговый вычет через три года после открытия.

Когда сделка произведена и ценные бумаги приобретены в собственность, запись об этом и сами бумаги хранятся в депозитарии. Это участник финансового рынка, который производит учет и хранение активов.

Услуги брокера и депозитария всегда платные, они могут быть включены в сделку в виде процента либо оплачены отдельно согласно установленному тарифу.

Управление финансовыми рынками что это

Технический и фундаментальный анализы

В основе некоторых стратегий лежит спекуляция — попытка заработать на разнице в покупке и продаже активов. Рынок работает очень быстро, в считаные секунды происходят сотни или тысячи сделок, которые меняют стоимость ценных бумаг. Чтобы предсказать максимальную выгоду от сделок, профессионалы используют аналитические методы, учитывающие котировки, индексы, волатильность рынка и другие показатели.

Технический анализ построен на основе исследования изменений цен бумаг в прошлом и используется для определения моментов покупки или продажи. Трейдеры визуализируют цены в виде различных графиков (линии, «свечи» и пр.). На этих графиках можно обнаружить фигуры или закономерности движения цен. Появление таких фигур говорит о дальнейшем движении цен и помогает принять решение о заключении сделок.

Кроме фигур (паттернов), в теханализе применяются различные расчетные показатели — индикаторы. Индикаторы — это усреднение показателей цены или ее динамики. Индикаторы могут накладываться на график цены, например скользящая средняя или линии Боллинджера, а могут отображаться на отдельной шкале и, например, принимать значения от 0 до 100 (стохастический осциллятор, MACD). Индикаторы, которые показывают на отдельной шкале и чьи значения представляют собой коэффициенты и соотношения, называют осцилляторами. Пересечение индикатором определенного уровня дает сигналы к покупке или продаже. Осциллятор также позволяет увидеть уровни перекупленности и перепроданности. В целом технический анализ работает с котировками ценных бумаг, не затрагивая рынок и экономические показатели в стране и мире.

Управление финансовыми рынками что это

Фундаментальный анализ учитывает финансовое состояние отраслей ценных бумаг, экономическое положение стран, благополучие и капитализацию компаний. Можно сказать, что фундаментальный анализ показывает реальную стоимость активов. В отношении компаний фундаментальный анализ фактически оценивает финансовое здоровье бизнеса, рынок в целом, сделки конкурентов, прогнозирует возможные инвестиции и дивиденды. Он очень полезен для долгосрочных стратегий.

Разница фундаментального и технического анализов в том, что фундаментальный строится с учетом финансового состояние компании, ее положения на рынке и отрасли и говорит, насколько бумаги компании дешевы или дороги относительно бумаг схожих компаний. Технический непосредственно указывает на моменты для заключения сделки. Опытные инвесторы могут использовать для трейдинга оба анализа.

Управление финансовыми рынками что это

Доходность

Доходность ценной бумаги — это разница между ее стоимостью в разные периоды времени, выраженная в процентах. Иначе говоря, чтобы получить доходность, нужно купить по цене и продать по высокой. Эта разница и становится доходом.

Реинвестирование позволяет увеличивать доход за счет вложения прибыли от ценных бумаг в новые ценные бумаги.

Доходность инвестирования в ценные бумаги можно рассчитать по формуле, где из финансовых активов на конец периода вычитаются финансовые вложения в начале периода, а полученный результат делится на тот же показатель финансовых активов начального периода. Получившееся число нужно умножить на 100% — и это будет процент доходности.

Пример. Инвестор в начале года вложил в ценные бумаги ₽500 тыс. В конце года общая стоимость его портфеля составила уже ₽550 тыс. Благодаря формуле мы можем подсчитать, что доходность его стратегии оказалась 10%.

Не следует забывать, что доходность должна учитывать комиссии брокера, депозитария, регистратора, налоги и возможные проценты за вывод средств.

Управление финансовыми рынками что это

Изменчивость цены в определенный промежуток времени. Финансовый показатель в управлении финансовыми рисками. Характеризует тенденцию изменчивости цены – резкое падение или рост приводит к росту волатильности. Подробнее Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании. Дивиденды — это часть прибыли или свободного денежного потока (FCF), которую компания выплачивает акционерам. Сумма выплат зависит от дивидендной политики. Там же прописана их периодичность — раз в год, каждое полугодие или квартал. Есть компании, которые не платят дивиденды, а направляют прибыль на развитие бизнеса или просто не имеют возможности из-за слабых результатов. Акции дивидендных компаний чаще всего интересны инвесторам, которые хотят добиться финансовой независимости или обеспечить себе достойный уровень жизни на пенсии. При помощи дивидендов они создают себе источник пассивного дохода. Подробнее Фондовый рынок — это место, где происходит торговля акциями, облигациями, валютами и прочими активами. Понятие рынка затрагивает не только функцию передачи ценных бумаг, но и другие операции с ними, такие, как выпуск и налогообложение. Кроме того, он позволяет устанавливать справедливое ценообразование. Подробнее Брокерский счет позволяет физическим лицам покупать и продавать ценные бумаги и валюту на фондовых рынках. Поскольку участниками торгов на биржах могут быть только брокеры и дилеры, обычным гражданам требуется заключить с такими посредниками договор, благодаря которому брокер будет проводить сделки от лица инвестора. Брокерский счет нужен, чтобы проводить через него деньги на покупку ценных бумаг. Подробнее

Источник

Тема 2. Управление финансами

Целью изучения темы является освоение общих основ управления финансами.

Достижение цели предусматривает решение следующих задач :

Оглавление

2.1. Общие основы управления финансами

2.1.1. Сущность управления финансами

Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и соответственно предполагает организацию некоторой схемы управления. Существуют разные определения термина «управление». В наиболее общем виде управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

В управлении финансами, как и в любой другой системе управления, выделяются объекты и субъекты управления . В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений; субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

Субъекты управления применяют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.

Планирование занимает важное место в системе управления финансами. В процессе планирования субъект хозяйствования оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и имеющих цель получения максимального эффекта при возможном минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Содержанием оперативного управления является маневрирование финансовыми ресурсами с целью ликвидации «узких» мест, решения вновь возникающих задач и т. д.

Контроль осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути их более эффективного использования.

Выделяют стратегическое и оперативное управление финансами. Стратегическое управление финансами выражается прежде всего в определении необходимого для решения долгосрочных задач объема финансовых ресурсов на основе прогнозирования. Оно осуществляется органами государственного и экономического управления: законодательными органами Российской Федерации, аппаратом Президента, Министерством финансов и др. Оперативное или текущее управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений (отделов) местных Советов, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий и организаций и т. д.

2.1.2. Прямые и косвенные методы государственного регулирования финансов

Государственное регулирование финансов может носить как прямой, так и косвенный характер.

Взаимоотношения государства в области финансовых отношений с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами опосредуются прежде всего через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки, систему пенсионного обеспечения, механизм регулирования доходов работающего населения и т. п. Таким образом, эти взаимоотношения носят опосредованный (косвенный) характер.

К косвенным методам государственного регулирования финансов относятся:

Наряду с косвенными методами регулирования финансов государство использует и методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:

Непосредственное государственное управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных финансов. В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размера государственного долга и т. д.

2.1.3. Органы управления финансами

В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

Министерство финансов включает в себя следующие основные подразделения:

Основными задачами органов Федерального казначейства являются:

Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты служат:

2.2. Финансовое планирование, финансовый контроль

2.2.1. Финансовое планирование и прогнозирование

Существуют различные определения понятия «планирование». Однако, при всем многообразии определений, можно выделить ряд общих признаков, которые характеризуют эту деятельность: регламентированность; связь с обработкой информации; направленность на достижение определенных целей; временной характер.

Под планированием мы будем понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Результатом планирования является план либо совокупность планов. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей посредством принятия согласованных мер в меняющейся внешней и внутренней среде. Основная задача планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

Принято выделять среднесрочное (5—10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих пред всеми субъектами финансовой системы.

Основными методами финансового прогнозирования являются:

2.2.2. Виды финансовых планов, формируемых на уровне государства и его субъектов

Финансовое планирование представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования. Относительная обособленность отдельных звеньев финансовой системы предполагает разработку комплекса финансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовой системы.

Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), являющихся формой образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления.

Бюджеты разрабатываются с учетом необходимости достижения минимальных государственных стандартов на основе нормативов финансовых затрат, а также в соответствии с другими нормами и нормативами, определенными законодательством Российской Федерации, субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме бюджетов на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, органов местного самоуправления формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается в сметах доходов и расходов. Эти сметы представляют собой финансовые планы внебюджетных фондов.

На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается также разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов и расходов населения.

Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики, а также комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, выявления долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия необходимых мер.

Перспективные финансовые планы формируются на три года, из которых первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований; при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой совокупность всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов формируется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ. Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий, предусмотренных в прогнозе экономического и социального развития государства; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты и скорректировать направления финансовой политики.

Баланс денежных доходов и расходов населения отражает движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах. Денежные доходы населения формируются из трех источников:

Расходы подразделяются на:

Баланс денежных доходов и расходов населения используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне он разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и других финансовых органов.

2.2.3. Планирование на уровне хозяйствующего субъекта: сущность, виды планов

Выделяют различные типы финансовых планов на уровне хозяйствующего субъекта: стратегические и текущие, долгосрочные и краткосрочные.

Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политики государства, развития финансовых рынков и т. п. Стратегический план должен содержать следующую основную информацию:

Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятий, в котором отражаются все стороны его предполагаемой финансово-хозяйственной деятельности, определяются направления обеспечения наивысшей рентабельности, сферы наиболее эффективного вложения ресурсов, источники финансирования инвестиций и др.

Главными задачами текущего планирования являются:

Долгосрочные и краткосрочные планы отличаются не только масштабом, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы, то целью краткосрочного планирования является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.

Выделяют следующие этапы финансового планирования на предприятии:

2.2.4. Финансовый контроль

Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений. Он включает в себя контроль за соблюдением финансово-экономического законодательства в процессе формирования и использования денежных фондов, оценку эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразность произведенных расходов.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Финансовый контроль на уровне государства включает в себя разработку, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль над финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций.

Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидии и кредитов, а также соблюдение установленных Правительством РФ правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).

Финансовый контроль включает проверку:

Задачи финансового контроля:

Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет общий уровень организации учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация — главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:

По времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный и последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов в процессе составления, рассмотрения и утверждения бюджетных планов всех уровней, смет внебюджетных фондов на макроуровне. На микроуровне — в процессе разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составления прогнозов балансов хозяйствующих структур.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой отчетности по окончании отчетного периода. Предназначен для оценки результатов хозяйственной деятельности и оценки эффективности осуществления финансовой стратегии, связан с предварительным контролем и базируется на его выводах.

По методам проведения финансовый контроль подразделяется на: проверки, обследования, надзор, экономический анализ, ревизии.

Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос, наблюдение, инспекцию и т. д.

Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает контроль над соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии.

Ревизия наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности — для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.

Государственный финансовый контроль проводится органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. На федеральном уровне органом, осуществляющим финансовый контроль по линии законодательной власти, является Парламент Российской Федерации — при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и отчета об его исполнении.

Органом финансового контроля Совета Федерации и Государственной Думы РФ является Счетная палата Российской Федерации. Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образованным Федеральным Собранием и подотчетным ему. Деятельность Счетной палаты РФ направлена на все субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, ведомственной и общественной принадлежности; органы местного самоуправления, общественные организации, если они оперируют средствами федерального бюджета, используют или управляют федеральной собственностью, если им предоставлены налоговые, таможенные льготы либо иные преимущества. При этом Счетная палата не может осуществлять финансовый контроль в организациях, подведомственных субъектам Федерации и органам местного самоуправления.

Основным органом государственного финансового контроля по линии исполнительной власти является Министерство финансов РФ, осуществляющее возложенные на него задачи контроля в ходе исполнения бюджета и расходования государственных средств. Финансовые органы субъектов Федерации также наделены правами осуществления государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств соответствующего уровня.

Государственный финансовый контроль осуществляется также и рядом других государственных органов: Центральным банком РФ, Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (Росимущество), Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ и др.

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

Законодательные и инструктивные материалы

Версия для печати

Хрестоматия

Практикумы

«Практикум» содержит методические указания и задания для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов по 2 теме дисциплины «финансы»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *