Управление движением воздушного транспорта что за профессия
Профессия «авиадиспетчер»
Авиадиспетчер – это специалист, обеспечивающий диспетчерское управление воздушным движением (УВД) с целью обеспечения безопасного, энергоэффективного, регулярного и упорядоченного движения воздушных судов. Что именно входит в круг профессиональных обязанностей и как стать авиадиспетчером, мы рассмотрим в статье.
История профессии
Международный день авиадиспетчера отмечается 20 октября, поскольку в этот день в 1961 году была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров (сокращённо с англ. IFATCA). Однако история этой молодой профессии начинается гораздо раньше – с того момента, как впервые была установлена связь между воздушным судном и координатором полёта на земле. Позднее с появлением массовых вылетов военной авиации начали формироваться стандарты управления взлётом и посадкой. Но в гражданской авиации окончательная стандартизация управления грузовых и пассажирских авиаперевозок в её современном виде оформилась после создания IFATCA, в которую на сегодняшний день входит более 50 тысяч авиадиспетчеров со всего мира.
Описание и характеристика профессии
В России организация воздушного движения – это целый комплексный процесс, который обеспечивает взаимодействие диспетчерских пунктов, входящих в структуру ЕС ОрВД (что расшифровывается как Единая система организации воздушного движения). Воздушное пространство разделено на районы ответственности диспетчерских пунктов и классы, причём в зависимости от типа выполняемых задач выделяют отдельно:
В соответствии с зоной планирования полётов выделяют три типа органов ЕС ОрВД: Главный Центр (ГЦ), Зональный Центр (ЗЦ) и Районный центр (РЦ). В каждом из них, согласно зонированию, собирают и обрабатывают представленные (FPL) и повторяющиеся (RPL) планы полётов, контролируют процесс планирования как регулярных, так и нерегулярных рейсов в воздушном пространстве России и на международных авиалиниях (ГЦ), прогнозируют потребности воздушного пространства и т.д. Существуют также диспетчерские пункты местных авиалиний, центры полётной информации.
Разделение этапов воздушного сообщения предполагает и разделение диспетчерских пунктов в течение всего полета. Рабочее место диспетчера в аэропорту – вышка центра управления. Ээто расположенный на высоте нескольких десятков метров зал с огромными окнами, оснащённый компьютерами, мониторами, отображающими воздушную и метеорологическую обстановку, сигнальным табло, радиотехническими средствами навигации и связи, столами ведения графиков, таблично-знаковыми индикаторами, биноклем, наконец, удобным прочным креслом.
В диспетчерском «экипаже» состоят сам авиадиспетчер радиолокационного контроля, управляющий самолётами, и помощник – диспетчер процедурного контроля, занимающийся согласованиями. В зале в прямом и переносном смысле за спиной стоят старший авиадиспетчер (начальник смены) и руководитель полётов.
Одновременный контроль в условиях воздушного движения поддерживается иногда с двумя-тремя десятками бортов, при этом необходимо ещё параллельно отслеживать изменения погоды, давления, состояние близлежащих аэродромов и т.д.
Особенность работы авиадиспетчером в том, что в любой момент может возникнуть экстремальная ситуация, в которой решение нужно принимать так же быстро и чётко, как и при соблюдении привычного графика. А случиться может, что угодно: у самолёта может отказать радиолокационная система или даже двигатель, на полосу может упасть туман и т.д. Иногда из-за ухудшения условий полосу не видно ни невооружённым глазом, ни в бинокль. На это случай существуют отработанные процедуры координации по приборам и огням взлётно-посадочной полосы, но напряжение в такие моменты вырастает. Как признался в интервью один авиадиспетчер со стажем: «Для нас любая ситуация штатная». Однако в авиации существуют и такое понятие как «авиационный инцидент». Решение об объявлении стадии «тревоги» или «бедствия» (например, невыпуска шасси при заходе на посадку) принимает руководитель полётов.
Перед заступлением на смену авиадиспетчер проходит обязательный медосмотр. Рабочий день длится, как правило, семь часов с перерывом не менее 20 минут каждые два часа. Перерыв необходим для снятия напряжения, которое за пультом очень быстро растёт и накапливается, увеличивая риск ошибки, поэтому усталость недопустима.
Поскольку профессия авиадиспетчер связана с постоянной высокой психоэмоциональной нагрузкой, она даёт право на досрочное назначение пенсии.
На каких специальностях лучше учиться
Чтобы получить подготовку авиадиспетчера, базовое обучение можно проходить по нескольким специализациям:
По каждому профилю существует от 1 до 3 вариантов программы, так что школьники, поступающие на диспетчера, могут выбирать, где учиться.
Лучшие вузы для обучения
К числу наиболее престижных ВУЗов для получения профильного образования относятся:
Однако обучение после окончания учебного заведения не заканчивается. Диспетчеру нужно раз в 3 года проходить повышение квалификации и, в зависимости от классности, раз в 1-3 года подтверждать действующее свидетельство авиадиспетчера: третий класс подтверждается ежегодно, второй – раз в 2 года, первый – раз в 3 года.
Должностные обязанности
Связь с самолётами поддерживается на протяжении всего полёта, но существует поэтапное разделение ответственности диспетчеров аэропорта: один диспетчер отвечает за взлёт, другой – за набор высоты, третий – за посадку и т.д. Один и тот же специалист имеет доступ к разным специализациям.
Диспетчеры подхода и диспетчеры круга физически могут размещаться в соседнем зале. У них больше времени для принятия решения по каждому отдельному борту, но самих бортов в каждую единицу времени больше, чем у диспетчеров руления и старта.
Кому подходит
Требования к кандидатам очень серьёзные, и поэтому после прохождения стажировки в среднем отсеивается 1/10 часть кандидатов. Высоки требования не только к объёму специальных знаний (метеорология, аэродинамика, навигация, радиотехническое оборудование и др.) и общих знаний (владение английским языком на уровне 4 по шкале ICAO), но и к психоэмоциональной устойчивости кандидата на эту работу.
Из числа высококвалифицированных специальностей авиадиспетчеры находятся в группе риска среди тех людей, чья профессия усугубляет или провоцирует суицидальные наклонности. Поэтому помимо серьёзной общей медицинской комиссии кандидат в авиадиспетчеры должен пройти психологический тест на профпригодность. Нередко составы специально учат справляться со стрессами. Не случайно один из наиболее популярных видов отдыха у диспетчеров – рыбалка на озёрах.
Зарплата авиадиспетчера
В основной массе опубликованных вакансий заработная плата авиадиспетчеру предлагается в размере до 40 тысяч рублей в месяц. Из-за большого количества таких вакансий средняя предлагаемая зарплата довольно низкая и не соответствует тому уровню ответственности и необходимой квалификации, который должен быть у диспетчера управления воздушным транспортом.
Однако достаточно вакансий можно найти и с оплатой до 80 тысяч рублей. Реже, но тоже публикуются, предложения о работе за 125-165 тыс. рублей в месяц и выше. Максимальная зарплата, которая фигурировала в перечне предложений – 214,5 тыс. рублей/ месяц.
Как построить карьеру
При построении карьеры авиадиспетчер вырастает до старшего диспетчера, а затем – до и руководителя полётов с большими полномочиями. Однако своеобразным витком карьеры может стать не только должностной рост, но и переход из провинциального аэропорта в аэропорт с большим трафиком и повышенными нагрузками, что становится своеобразным профессиональным вызовом для авиадиспетчера.
При уходе с основного места работы диспетчер может попробовать себя в качестве инженера по снабжению, логиста, то есть, на работах, где его профессиональные навыки востребованы.
Перспективы профессии
В научной фантастике и футурологии теме замены роботами людей в профессиях пилота и диспетчера посвящен целый ряд произведений (например, книга Станислава Лема «Дознание»). Деятельность авиадиспетчера, действительно, автоматизируется очень быстро. Однако контроль над работой приборов и вынесение окончательного решения в случае чрезвычайной ситуации остаётся за человеком. А значит, эта профессия еще долго будет востребована.
Профессия Диспетчер управления воздушным движением в России
Диспетчер управления воздушным движением осуществляет оперативное управление воздушным транспортом в своей зоне ответственности. Он поддерживает связь с самолётами, выдаёт команды экипажам воздушных судов по вопросам поддержания курса корабля, его высоты, очерёдности взлета и посадки, сообщает метеообстановку, получает и передаёт иную информацию. Основной профессиональной задачей диспетчера управления воздушным движением является обеспечение безопасности на воздушном транспорте, минимизация рисков и руководство движением воздушных судов.
О профессии Диспетчера управления воздушным движением
Зарплаты: сколько получает Диспетчер управления воздушным движением *
Начинающий: 25000 в месяц
Опытный: 30000 в месяц
Профессионал: 45000 в месяц
Востребованность профессии
Ввиду интенсивности внутреннего и международного воздушного движения на рынке труда эта профессия востребована достаточно высоко. Как правило, постоянно открыты десятки вакансий по этой специализации. Тем не менее, существует определённое давление на рынок труда в связи с активным внедрением автоматизированных систем управления движением на воздушном транспорте. В будущем количество вакансий будет уменьшаться. При этом интенсивность труда авиадиспетчера возрастёт: он будет больше концентрироваться на управлении в кризисных ситуациях, в текущем режиме движением судов будут в большей степени руководить компьютеризированные системы. В настоящее время востребованность профессии высокая с негативным прогнозом.
Для кого подходит профессия
Профессия диспетчера управления воздушным движением характеризуется высокими психологическими нагрузками и требует от специалиста концентрации внимания, глубоких технических знаний в авиационной отрасли. Профессия подходит тем, кто:
Карьера
Диспетчер управления воздушным движением является техническим специалистом среднего звена. Карьерный рост возможен в рамках компании, предоставляющей услуги по диспетчеризации воздушного траффика. Возможно занятие руководящих должностей в службе управления воздушным движением или переход на административно-управленческую работу в своей организации. Для диспетчеров, осуществляющих управление движением военных бортов, продвижение по службе регламентируется военными регламентами и уставом.
Обязанности
В обязанности диспетчера управления воздушным движением входит:
Направления работы авиадиспетчеров
Авиационный диспетчер — это человек, корректирующий действия экипажа самолёта и помогающий ему решать различные проблемы. В зависимости от направления деятельности специалистов разделяют на 8 категорий. Все они выполняют определённые задачи и имеют свой круг обязанностей.
Профессия авиадиспетчер имеет несколько разновидностей:
Достоинства и недостатки
Работа авиадиспетчером имеет множество плюсов. Благодаря им специальность считается одной из наиболее престижных в гражданской авиации.
Главные преимущества:
Есть в работе авиадиспетчеров и несколько отрицательных моментов. Именно из-за них наблюдается недобор желающих обучиться специальности.
Основные недостатки:
Личные качества
Хорошо делать свою работу сможет только авиадиспетчер, обладающий определёнными чертами характера. Каждая из них важна для специалиста и может помочь ему спасти не одну сотню жизней.
Главные качества:
Предъявляемые требования
Стать авиадиспетчером сможет человек, соответствующий всем требованиям профессии. Он должен не только идеально знать особенности своей работы, но и обладать навыками в десятках смежных сфер деятельности.
Основные требования:
Обязанности специалистов
Круг обязанностей диспетчера зависит от направления, в котором он трудится. При этом у всех представителей профессии есть несколько общих функций, которые они должны выполнять ежедневно.
Перечень обязанностей:
Трудоустройство и карьера
Прежде чем обучаться профессии, нужно понять, сколько зарабатывает специалист и где может трудоустроиться. В большинстве случаев авиадиспетчер находит работу в аэропорту или УВД (управлении воздушным движением). Иногда специалист выбирает образовательное направление и идёт работать преподавателем в профильное учебное заведение.
Авиадиспетчеры редко жалуются на свою зарплату. В большинстве случаев размер оклада составляет от 80 до 160 тыс. рублей. В наиболее загруженных аэропортах доход специалиста может превышать 200 тыс. рублей в месяц.
Молодой специалист начинает свою карьеру с должности помощника авиадиспетчера. Он выполняет простую и наименее ответственную работу. Набравшись опыта, молодой сотрудник может занять место авиадиспетчера и начать самостоятельно управлять полётами. Следующей ступенью карьерной лестницы станет должность старшего авиадиспетчера. Если специалист будет хорошо справляться со своими обязанностями, тогда он сможет рассчитывать на место руководителя полётов.
Альтернативный вариант развития карьеры предусматривает не только получение определённых должностей, но и переход в более загруженные аэропорты. Там специалист может стать авиадиспетчером или попробовать свои силы в смежных областях (например, в логистике или авиационной инженерии).
Льготные программы и бонусы
У авиадиспетчеров сложная, ответственная и нервная работа. Из-за этого специалисты имеют право на различные льготы. Так, им компенсируют отсутствие выходных, сменный график работы и повышенную нагрузку на нервную систему.
Доступные льготы:
Способы обучения
Выучиться на авиадиспетчера можно в десятках институтов, университетов и училищ. При поступлении нужно выбирать специальность «Управление воздушным движением», «Организации использования воздушного пространства» или «Системы управления движением летательных аппаратов». Чтобы стать студентом вуза, достаточно окончить 11 классов школы и успешно сдать ЕГЭ.
После учёбы можно постоянно повышать свой профессиональный уровень. Для этого существуют специальные курсы ускоренной подготовки авиадиспетчеров.
Лучшие учебные заведения России в Москве и других городах:
Авиадиспетчер — одна из наиболее ответственных профессий. Её представители ежедневно управляют воздушным движением и оберегают жизни пассажиров. Такой труд хорошо оплачивается и даёт возможность получать множество льгот.
«Если что-то случится, в первую очередь проверяют нас»: сколько зарабатывает авиадиспетчер
В одном из приволжских городов
После окончания вуза герою этого выпуска не пришлось искать работу: он учился по контракту и сразу оказался в единственной госкорпорации, занимающейся организацией воздушного движения в России. Мы поговорили с ним о том, за что отвечает авиадиспетчер, как поделить на зоны воздух и почему в любой аварийной ситуации важно строго следовать инструкции.
Это история читателя из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Об этой профессии я совершенно случайно узнал от родственников. Интерес к авиации у меня был с детства, и я решил попробовать себя в этой сфере. На пилота не пошел, так как подумал, что, когда у меня появится своя семья, буду в отрыве от нее из-за работы, а хочется каждый день возвращаться домой.
Я учился на бюджете, по контрактному набору. Смысл его в том, что мое обучение оплачивала организация, в которой я должен был потом отработать три года. Еще в 11 классе школы я связался с кадровым отделом Госкорпорации по ОрВД. После этого написал заявление, успешно сдал ЕГЭ и прошел конкурсный отбор. Потом поехал в региональный офис и заключил контракт, по которому после окончания обучения я обязался выйти на работу в один из центров обслуживания воздушного движения.
Курс о больших делах
В целом вузовское образование дает полную картину, но план учебы построен таким образом, что большая часть студентов не понимает, в чем конкретно заключается их профессия. В первые несколько лет идет продолжение «школьных» предметов с постепенным переходом к профильным. Без тренажерной подготовки, которая начинается с третьего курса, трудно понять весь объем теоретической информации и то, как он реализуется на практике.
Рабочее место мне было гарантировано, однако необходимо было пройти собеседование, на котором проверяли уровень подготовки и навыки на тренажере.
Что должен знать авиадиспетчер:
После стажировки необходимо сдать экзамен для допуска к самостоятельной работе. В него входит проверка знаний, полученных в процессе стажировки, проверка на тренажере и рабочем месте с последующей сдачей теста на получение квалификации. При сознательной подготовке сложностей на экзамене не возникает. Итоговое тестирование проходит в региональном отделении Росавиации. Там же молодой специалист в случае успешной сдачи экзамена получает свидетельство диспетчера управления воздушным движением — УВД.
Каждому диспетчеру УВД, прошедшему стажировку впервые, присваивается квалификационная отметка. Она подразумевает, что человек может работать на диспетчерском пункте, где он стажировался. Еще молодому специалисту автоматически присваивается третий класс. Например, если студент прошел стажировку на диспетчера руления, сдал экзамен и получил свидетельство диспетчера УВД, он получает отметку диспетчера руления и третий класс на этом пункте.
Суть профессии
Само название «управление воздушным движением» отражает всю суть работы авиадиспетчера: необходимо контролировать перемещение летательных аппаратов в зоне ответственности твоего воздушного пространства.
Воздушные суда (ВС) отображаются на экране компьютера, на котором установлено специальное ПО. Информация поступает на него после обработки данных, полученных с помощью радиолокатора: он короткими импульсами посылает сигналы самолету, оборудованному специальным ответчиком. Ответчик на самолете принимает этот сигнал и отправляет обратный с информацией о местоположении, высоте и скорости полета. Каждому ответчику перед вылетом присваивается код, который позволяет отделить одно воздушное судно от другого. Далее система сравнивает код в плане с полученным от самолета и выводит на экран диспетчера все необходимые данные вместе с его позывным.
Управление воздушным движением во многом автоматизировано. Если раньше диспетчер получал информацию в виде одной «метки» воздушного судна, то сегодня мы видим гораздо больше данных. На самолетах уже есть системы, которые без помощи диспетчера позволяют экипажам избежать столкновения с другими ВС в случае значительного сокращения интервалов между ними. Однако эти системы есть не на всех воздушных судах, да и доводить до таких ситуаций нельзя. Для этого диспетчер упорядочивает поток так, чтобы это было безопасно для всех пользователей воздушного пространства.
Каждый авиадиспетчер работает на определенном диспетчерском пункте в соответствии с допуском и квалификационной отметкой. Глобально можно разделить диспетчерские пункты на два вида.
Диспетчерские пункты районного центра. Отвечают за полеты по маршрутам в верхней части воздушного пространства.
Пункты аэродромного диспетчерского центра. Подразделяются на пункты подхода, круга, посадки, старта и руления. Диспетчеры, работающие на них, ответственны за перемещение в районе аэродрома и на самом аэродроме в момент руления, взлета и посадки. Я работаю на одном из таких пунктов.
Границы воздушного пространства установлены в аэронавигационных документах. Воздушное пространство бывает контролируемое и неконтролируемое.
В контролируемом диспетчер выдает экипажам конкретные команды на выполнение различных этапов полета. В основном это полет по маршруту, а также в районе аэродрома. Каждый диспетчер несет ответственность за участок, ограниченный по высоте и расстоянию. К примеру, ответственность диспетчера подхода обычно начинается с высоты 6000 футов, или 1800 метров, и заканчивается зоной ответственности диспетчера районного центра.
Неконтролируемое воздушное пространство устанавливается там, где отслеживание местоположения воздушного судна затруднено. В основном это относится к полетам малой авиации на небольших высотах. В этой части воздушного пространства диспетчер только информирует экипаж об условиях на маршруте его полета.
План полетов составляется с учетом заявок на использование воздушного пространства, которые отправляют авиакомпании. После одобрения заявки авиакомпания имеет право на использование воздушного пространства согласно утвержденному плану полетов. План формируется группой планирования воздушного движения. Сотрудники этой группы информируют диспетчера о любых задержках, о которых, в свою очередь, им сообщает авиакомпания, и о новых планах полетов, а также отправляют плановую информацию в другие диспетчерские центры по маршруту полета воздушного судна.
Информацию о плане полетов на смену доводят до диспетчеров на инструктаже. У диспетчера есть доступ к плану в течение всей смены, все необходимые данные в 90% случаев диспетчер может получить из своего рабочего компьютера.
Данные к диспетчеру поступают по многим каналам:
Мы имеем постоянную прямую связь со всеми службами. С пилотами диспетчеры на связи с момента их запроса на запуск двигателя и выполнение полета и вплоть до выключения двигателей на месте стоянки в аэропорту назначения. Все это время воздушное судно находится на управлении у диспетчеров.
Важно знать тип самолета, который входит к нам в зону, потому что каждое ВС имеет свою крейсерскую скорость, скорость набора высоты и снижения. Информацию о типе воздушного судна и его заполненности мы можем найти в плане полетов.
Вот как, например, происходит выбор полосы для посадки. Порядок использования ВПП определяется ветровым режимом. Самолетам с точки зрения аэродинамики гораздо проще взлетать и садиться против ветра, поскольку встречный ветер способствует уменьшению дистанции разбега во время взлета и пробега после посадки. Еще самолет не может совершить взлет с той полосы, на которую другому воздушному судну разрешена посадка. В крупных аэропортах, где есть как минимум две ВПП, обычно одна используется для взлета, а другая для посадки. Это помогает ускорить воздушный поток.
Что касается погоды, одно из распространенных неблагоприятных явлений в осенне-весенний период — туман. В большинстве случаев именно значительное ухудшение видимости препятствует выполнению полетов. Здесь следует отметить, что это мои наблюдения и они относятся преимущественно к центральной части России. Существуют специальные процедуры и инструкции, которые применяются в такой ситуации. Движение транспорта по аэродрому и взлетной полосе ограничивается, а выполнение полетов производится под пристальным контролем всех служб.
Все действия основываются на докладах экипажей. Например, воздушное судно не может занять полосу, пока предыдущий экипаж не доложил о выполнении взлета. Достаточно вспомнить трагический случай в аэропорту Внуково, когда ВС в момент разгона по полосе врезалось в снегоуборочную машину. Это произошло в условиях очень низкой видимости из-за того, что водитель машины несанкционированно занял полосу.
Состояние полосы — один из важнейших факторов.
Важно знать, чем покрыта полоса: она влажная, мокрая, на ней снег, слякоть, лед и так далее. Измеряется слой покрытия и коэффициент сцепления с полосой. Если коэффициент сцепления критически низкий, экипаж может запросить уход на запасной аэродром. Иначе высока вероятность выкатывания за пределы полосы и повреждения воздушного судна, не говоря уже о травмах пассажиров на борту.
Летом происходит образование облачности грозового характера, в которую воздушные суда практически ни при каких обстоятельствах не имеют права входить. Экипаж может обойти ее, используя средства наблюдения, установленные на ВС. Либо запросить процедуру векторения у диспетчера: в этом случае диспетчер на основании данных с метеолокатора задает экипажу конкретные курсы для обхода грозовой деятельности и выводит воздушное судно на предпосадочную прямую.
Если есть необходимость изменить направление полета ВС, диспетчер это делает, информируя экипаж о причинах. Например, в случае снегопада, вьюги, урагана, торнадо, смерча, образования облака вулканического пепла из-за извержения вулкана и при других чрезвычайно опасных явлениях аэропорт может закрыться и прекратить принимать и выпускать воздушные суда. ВС, которые находятся в воздухе, следуют на запасной аэродром.
Если погода на аэродроме прилета не соответствует метеорологическому минимуму, диспетчер:
Раньше у диспетчера было гораздо больше ответственности. Сейчас все окончательные решения принимает экипаж, в частности командир воздушного судна. Например, если диспетчер разрешил посадку, то это не будет принуждением к ее выполнению. Такая же ситуация со взлетом и задержками. Если у экипажа возникли какие-то проблемы в процессе вылета — например, не соответствует минимум по погоде либо самолет не успели подготовить, — то экипаж сообщает о задержке или отмене рейса через авиакомпанию и группу планирования воздушного движения.
Работа довольно интересная. Даже при ежедневных одинаковых полетах возникают различные ситуации и проблемы, которые необходимо обдумывать и решать. В основном это создание безопасных интервалов между воздушными судами, поддержание ускоренного и упорядоченного потока воздушного движения. Например, два воздушных судна летят навстречу друг другу на разных высотах. Одному из них требуется набрать высоту и при этом пересечь линию пути встречного ВС. Диспетчеру нужно просчитать это и выдать определенные команды на набор высоты так, чтобы обеспечивался безопасный вертикальный и горизонтальный интервал между судами.
Профессия подходит системным и собранным людям, которые способны четко следовать рабочим инструкциям без отступлений.
Стоит учитывать, что авиационные происшествия не случаются просто так. Часто к трагедиям приводит стечение мелочей и просчетов: не выполнили и/или нарушили требования руководящих документов, не соблюдали безопасные интервалы между воздушными судами, не предоставили экипажам обновленную информацию о работе технических средств, метеорологической обстановке и любую другую, которая влияет на безопасность полетов.
Я бы разделил рабочие документы на два типа:
Всегда что-то может пойти не так, и если экипажу понадобилась срочная помощь диспетчера, он должен быстро и правильно среагировать — точно в соответствии с инструкцией, которую он знает и умеет применять. Задокументированы такие ситуации, как отказ или пожар двигателей, столкновение с птицей, различные поломки систем самолета, радиотехнических средств и так далее. Например, в случае пожара двигателя экипаж подает сигнал бедствия и диспетчер предоставляет ему всю необходимую информацию и указания, позволяющие безопасно совершить посадку. Аварийные посадки регулярно отрабатываются на тренажерах.
Место работы
Главный и почти единственный работодатель в стране — Госкорпорация по ОрВД, которая занимается аэронавигационным обслуживанием на территории РФ. Так что у авиадиспетчера нет возможности работать по специальности «организация воздушного движения» в коммерческой сфере — таких частных компаний просто нет.
Можно попробовать устроиться в авиакомпанию в качестве полетного диспетчера. Но эта работа не связана непосредственно с управлением воздушным движением, которому учат в вузе. Поэтому придется пройти небольшое переобучение.
Головной офис госкорпорации находится в Москве, однако сама она разбита на 16 филиалов. Авиадиспетчер устраивается в какой-то конкретный филиал. К примеру, в аэронавигацию Центральной Волги входят такие города, как Самара, Оренбург, Пенза, Ульяновск и другие. Большая часть соискателей стремится в крупные центры, то есть в города-миллионники, где высокая интенсивность воздушного движения и, соответственно, выше заработная плата. Не всегда получается найти работу из-за нехватки свободных рабочих мест. Но есть альтернативы в виде работы в группе планирования воздушного движения.
Конкурс на вакансии диспетчеров большой, и сейчас это проблема для выпускника.
Плюсов в работе много — начиная от соцпакета и заработной платы и заканчивая удобным графиком. Диспетчер закрепляется за определенной сменой. График формируется на месяц вперед, то есть в конце октября сотрудник знает, в какие дни он работает в ноябре.
Диспетчерский центр работает круглосуточно, поскольку полеты не останавливаются. Сутки разбиты на три смены: утро, день и ночь. График — три через три: в первый день работаешь в утреннюю смену, во второй — в дневную, в третий — в ночную. После ночной смены, которая заканчивается утром, наступают три дня выходных, и цикл повторяется.
Смена длится восемь часов, диспетчер не работает все это время без отдыха. Непрерывная работа за каналом длится не более двух часов. После этого диспетчера сменяет коллега, и так по кругу до конца смены. К примеру, если за рабочие места садятся пять диспетчеров, то другие пять в этом время отдыхают и через два часа подменяют. Все это делается для того, чтобы диспетчер не терял концентрацию и внимание.
Прямые начальники диспетчера — старший диспетчер и руководитель полетов. Они контролируют работу в смене. Насколько я знаю, также проводятся постоянные проверки со стороны Росавиации, регулярно производятся выписки радиообмена с экипажами, который проверяется на наличие ошибок. За свой небольшой опыт работы с проверками я пока не сталкивался.
Главный минус профессии — огромная ответственность. Системы штрафов не существует. Но если что-то случится, в первую очередь проверяют нас: что диспетчер говорил и делал, какие технологические операции выполнял. Среди коллег даже ходит фраза: «Мы работаем на прокурора». Если по вине авиадиспетчера, доказанной следствием, случилось авиационное происшествие, он может быть отстранен от работы, лишен квалификационной отметки либо наказан в соответствии с законодательством. Наказание может быть серьезным, вплоть до уголовного срока. Такие случаи, к сожалению, бывают.
Рабочий день
Каждый авиадиспетчер перед началом рабочей смены проходит медконтроль. Это обычная проверка на признаки алкогольного или наркотического опьянения, измерение пульса и давления и опрос на жалобы. Он занимает не более пяти минут. Несколько раз в месяц происходит выборочная проверка на наркотики и алкоголь при отсутствии явных симптомов.
Инструктаж занимает 10—20 минут. В конце одному из сотрудников задается теоретический вопрос и разбор какой-либо ситуации в определенных условиях. Диспетчер отвечает, как будет решать ситуацию согласно инструкциям. Если вдруг ответил неверно, его поправляют, объясняют, как правильно действовать, и детально разбирают ситуацию. Потом во время отдыха диспетчер читает документы по теме, чтобы освежить эту информацию в памяти.
После приема дежурства начинается непосредственная работа. Сменщик передает информацию о том, какие воздушные суда на связи, как работают радиотехнические средства, докладывает обстановку в целом. Всегда есть какие-то нюансы, на которые сменяемый диспетчер должен обратить внимание сменяющего.
После сдачи поста происходит разбор работы за смену — под запись, как и вся деятельность диспетчера. Руководитель полетов подводит итоги смены: были ли замечания к работе служб, которые обеспечивают полеты, экипажей, диспетчеров, выявлены ли какие-то нарушения. Отмечается любая особенность, изучаются документы, которые поступали в течение смены. Всем службам выставляются оценки. Это занимает 10—20 минут.
Еще после смены проводится профессиональное и техническое обучение. Изучаем изменения в документах, влияющие на нашу работу, отчеты об авиационных событиях, которые рассылаются по всем центрам, — от нарушений интервалов между воздушными судами до авиационных происшествий. Детально разбираем ошибки, чтобы происшествие не повторилось.
Доход и расходы
Зарплата складывается из оклада, размер которого зависит от класса диспетчера и его отметок, доплат за работу в вечернее и ночное время, за использование английского языка — для международных аэропортов и районных центров — и разных других выплат и компенсаций.
Если авиадиспетчер работает на аэродроме, то на оклад влияет класс аэродрома, который, в свою очередь, зависит от интенсивности воздушного движения. Зарплата диспетчеров районных центров выше, поскольку полеты в верхнем воздушном пространстве происходят с более высокой интенсивностью. В первую очередь это связано с транзитными перелетами воздушных судов иностранных авиакомпаний, которые платят за аэронавигационное обслуживание.
Я получаю примерно 50—60 тысяч в месяц. Мы с девушкой ведем общий бюджет. Совокупный доход составляет около 100 тысяч в месяц.
Продукты в основном покупаем в обычных сетевых магазинах. Стараемся питаться правильно — соответственно, на еде не экономим. Мне вообще нравится вкусно готовить.
Из развлечений все просто: кино, сериалы, «Ютуб» и прогулки на свежем воздухе, иногда театр.
Водительские права есть, но машины нет. На работу добираюсь на служебном транспорте, который ездит по определенному маршруту.
Придерживаюсь принципов базового гардероба, закупаюсь в массмаркете, в основном в H&M. Никогда не питал слабости к брендам, для меня главное — чтобы вещь была качественная.
В спортзал хожу три-четыре раза в неделю. Занимаюсь на тренажерах. Каким-то определенным видом спорта не увлекаюсь.
5—10% дохода откладываю на брокерский счет: инвестирую в акции и ETF.
Финансовая цель
Будущее
В планах перевод в московский или питерский центр управления воздушным движением с последующим переездом и увеличением зарплаты. Диспетчерские центры в Москве и Санкт-Петербурге одни из самых крупных в стране, заработок может увеличиться вдвое.
Для этого необходимо отработать свой контракт, запросить перевод и ждать собеседования, на которое пригласят, если появится свободное рабочее место.
Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.