Уподобление отождествление с кем либо с чем либо

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (от лат. identificare — отождествлять).
1. Ситуативное уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр., родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма И. с раннего детства у ребенка начинают формироваться многие черты личности и поведенческие стереотипы, половая идентичность и ценностные ориентации. Ситуативная И. часто имеет место во время детской ролевой игры.
2. Устойчивое отождествление себя со значимым др., стремление быть похожим на него. Различают первичную и вторичную И. Первичная И. — это И. ребенка (младенца) сначала с матерью, затем с родителем, пол которого ребенок признает своим (половая И.). Вторичная И. — это И. в более позднем возрасте с людьми, не являющимися родителями.
3. Отождествление себя с персонажем художественного произведения, благодаря чему происходит проникновение в смысловое содержание произведения, его эстетическое переживание (см. Эмпатия).
4. Механизм психологической защиты, заключающейся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу. (См. Защита психологическая, Комплекс Эдипа).
5. И. групповая — устойчивое отождествление себя с к.-л. (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и системы ценностей (см. Социальная идентичность, Ценностные ориентации), осознание себя членом этой группы или общности. Син. автоидентификация, самоидентификация.
6. В инженерной и юридической психологии — распознавание, опознание к.-л. объектов (в т. ч. людей), отнесение их к определенному классу либо узнавание на основании известных признаков. См. Идентификация (перцептивная). (Д. А. Леонтьев.)

Смотреть что такое ИДЕНТИФИКАЦИЯ в других словарях:

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

(от позднелат. identifico — отождествляю) признание тождественности, отождествление объектов, опознание. В криминалистике процесс устан. смотреть

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

идентификация ж. То же, что: идентифицирование.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

4.15 идентификация (identification): Процесс последовательного сопоставления полученного изображения лица со множеством изображений лиц для обнаружен. смотреть

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

(от лат. identificare – отождествлять, устанавливать совпадение) – процесс отождествления одного человека (субъекта) с другим (объектом). Идентификация осуществляется на основе эмоциональной привязанности к другому лицу. Она сопровождается стремлением человека походить на другого, которого он любит, обожает, боготворит. Специфические свойства и качества другого человека, его выражение лица, манера вести разговор, походка, стиль поведения, образ жизни – все это копируется, воспроизводится тем, кто стремится походить на своего кумира. В классическом психоанализе под идентификацией, отождествлением понимается самое раннее проявление эмоциональной связи с другим лицом. Ребенок привязывается к матери, отцу или замещающим их лицам. Он хочет быть похожим на своих родителей, хочет стать такими же, как они. Благодаря процессу идентификации с любимым лицом происходит формирование собственного Я по подобию другого, взятого за образец подражания. К проблеме идентификации З. Фрейд обратился в начале становления психоанализа. Так, в работе «Толкование сновидений» (1900) он привел сновидение одной из своих пациенток, в котором имело место ее отождествление с другим лицом, в результате чего сновидение изобразило специфическим образом неосуществленное желание. Речь шла об истерической идентификации, которая, по мнению З. Фрейда, представляет «чрезвычайно важный момент для механизма истерических симптомов», поскольку путем отождествления больные выявляют в своих симптомах не только собственные переживания, но и переживания других лиц, то есть они «как бы страдают за других и исполняют единолично все роли большой жизненной пьесы». В понимании основателя психоанализа истерическая идентификация не является обычной имитацией истериков, выражающейся в их способности подражать симптомам, наблюдаемым ими у других. Истерическая идентификация соответствует бессознательному процессу. Как считал З. Фрейд, истерик идентифицирует себя в симптомах своей болезни наиболее часто с лицом, с которым он находится в сексуальных отношениях или которое находилось в такой же связи с тем же лицом, что и он. «Для идентификации в истерической фантазии и в сновидении достаточно представления о сексуальных отношениях, которое не должно быть вовсе реальным». С точки зрения З. Фрейда, идентификация может служить в сновидении различным целям, а именно изображению общих черт второго лица, передвинутого сходства или лишь желаемого сходства. Поскольку желание найти общие черты у двух лиц нередко совпадает со смешением их, то и взаимоотношение «выражается в сновидении идентификацией». Если в содержании сновидения содержится не фигура спящего, а другое лицо, то есть основания предполагать, что фигура спящего скрыта путем идентификации за этим лицом. Если в другом случае фигура спящего действительно имеется налицо в сновидении, то можно предположить, что позади спящего путем идентификации скрывается другое лицо. Словом, фигура спящего в сновидении может изображаться различными путями и даже одновременно: или непосредственно, или с помощью идентификации с другим лицом. По мнению основателя психоанализа, «некоторые такие идентификации способствуют сгущению чрезвычайно обильного материал мыслей». Наряду с истерической идентификаций основатель психоанализа рассматривал и другую форму идентификации, которую он назвал «нарциссической». В «Лекциях по введению в психоанализ (1916/17) он писал о том, что при нарциссической идентификации объект привязанности воздвигается в самом Я человека и как бы проецируется на это Я. В этом случае, по его словам, „с собственным Я обращаются, как с оставленным объектом, и оно испытывает на себе все агрессии и проявления мстительности, предназначавшиеся объекту“. З. Фрейд исходил из того, что идентификация амбивалентна, то есть двойственна по своей природе. В работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) он подчеркивал, что «идентификация изначально амбивалентна, она может стать выражением нежности так же легко, как и желанием устранения». Так, идентификация мальчика со своим отцом сопровождается не только его стремлением стать таким же сильным, как отец. Она включает в себя определенную долю враждебности по отношению к отцу, как только мальчик начинает испытывать нежные чувства к матери. У ребенка появляется желание заменить своего отца в отношениях с матерью. В этом смысле идентификация способствует появлению у ребенка эдипова комплекса, который, в понимании З. Фрейда, играет важную роль в психосексуальном развитии человека. Речь идет об установлении особых эмоциональных отношений между мальчиком и его родителями. Тех отношений, когда сын одновременно любит и ненавидит своего отца, хочет устранить его из своей жизни, чтобы быть наедине с матерью, и боится, что сильный отец накажет его за это желание. Процесс идентификации протекает по-разному. Он может сопровождаться отождествлением как с любимым, так и нелюбимым лицом. Например, девочка, испытывающая сильные эмоциональные чувства к своему отцу, может делать все для того, чтобы стать похожей хотя бы в чем-то на свою мать. Если ее мать больна, постоянно кашляет или хромает, то девочка старается походить на нее, несмотря на враждебные чувства по отношению к ней, возникшие в силу своего желания занять ее место в отношениях с отцом. В этом случае девочка отождествляет себя с нелюбимой матерью, начинает сильно кашлять или прихрамывать, чтобы тем самым привлечь к себе внимание отца. Идентификация подобного рода может привести к соответствующему заболеванию с ярко выраженными невротическими симптомами. Идентификация имеет место не только у отдельного человека. Она может наблюдаться одновременно у значительного количества людей, служить питательной почвой для их объединения между собой, быть основой для установления прочных эмоциональных связей в группе, обществе, нации. В молодежной среде часто появляются кумиры из числа певцов, музыкантов, эстрадных звезд, которые становятся объектом подражания для тех, кто их обожает. Многие молодые люди стремятся походить на них: носят такую же одежду, как и их кумир; делают себе такую же прическу. Они готовы пойти на все, чтобы идентифицироваться со своим кумиром. Между теми, кто стремится подражать любимому певцу или музыканту, устанавливаются особые эмоциональные отношения. Таким образом, идентификация наблюдается не только между отдельным человеком и его кумиром, но и между членами группы, поклоняющимися той или иной эстрадной звезде. Подобная идентификация способствует сплочению группы, подавлению чувств агрессивности ее членов по отношению друг к другу. Аналогичная картина имеет место в политических партиях, социальных движениях, национальных объединениях. Их представители объединяются между собой на основе идентификации с их лидерами и друг с другом. В психоанализе идентификация тесно связана с интроекцией, то есть включением внешнего мира во внутренний мир человека. Взаимосвязь идентификации с интроекцией обусловлена тем, что процесс отождествления одного лица с другим может идти рука об руку с процессом вовлечения любимого и обожаемого объекта в орбиту переживаний личности. В этом случае объект поклонения становится не просто идеалом подражания, а тем внутренним идеалом-Я, который может стать на место Я и подменить его собой. Обобщая свои взгляды на существо идентификации в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» З. Фрейд, высказал следующие положения: «идентификация представляет собой самую первоначальную форму эмоциональной связи с объектом»; регрессивным путем, как бы интроекцией объекта в Я, «она становится заменой либидозной объектной связи»; идентификация «может возникнуть при каждой вновь замеченной общности с лицом, не являющимся объектом сексуальных первичных позывов». Исследование проблемы идентификации получило свое развитие в работах аналитиков различной ориентации. Так, К.Г. Юнг (1875–1961) рассмотрел идентификацию человека с группой, с героем культа и даже с душами предков. В соответствии с его представлениями, мистическая сопричастность к группе является не чем иным, как бессознательной идентификацией, многие культовые церемонии основываются на идентификации с богом или героем, регрессивная идентификация с животными предками имеет возбуждающий эффект. А. Фрейд (1895–1982) исследовала идентификацию в качестве одного из механизмов защиты Я и показала, что бывают случаи, когда идентификация сочетается с другими механизмами, образуя мощное орудие Я в его действиях с внешними объектами, порождающими и возбуждающими тревогу. В работе «Я и защитные механизмы» (1936) она обратила особое внимание на случаи «идентификации с агрессором», считая, что подобная идентификация «представляет собой, с одной стороны, предварительную фазу развития Сверх-Я, а с другой – промежуточную стадию развития паранойи». В понимании А. Фрейд, идентификация с агрессором представляет собой конкретное сочетание интроек-ции и проекции и может рассматриваться в качестве нормального явления лишь в той мере, в какой человек использует этот механизм в своих попытках совладать с объектом тревоги. В современной психоаналитической литературе обсуждаются различные типы и формы идентификации. Рассматриваются ее механизмы, ведущие к возникновению психических заболеваний, появлению политических лидеров, формированию общественных движений, всплеску национализма в различных странах мира. Типы и механизмы идентификации подробно изучаются в прикладном психоанализе, как клиническом, так и немедицинском использовании его. смотреть

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

в криминалистике опознание лица или вещи на основании неизменяемых признаков. Личность обвиняемого устанавливается фотоснимками, отпечатками пальцев, и. смотреть

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

(Identification; Identifizierang) — психологический процесс, в котором личность частично или полностью диссимилируется от самой себя (см. ассимиляция). Бессознательная проекция личностью себя на нечто иное, чем она сама: другую личность, дело или местоположение. Другими словами, это бессознательное отождествление субъектом себя с другим субъектом, группой, процессом или идеалом. Является важной частью нормального развития. «Отождествление с отцом, например, означает на практике усвоение образа мыслей и действий отца, как будто сын был равен отцу и не был бы индивидуальностью, отличной от отца. Идентификация отличается от имитации тем, что идентификация есть бессознательная имитация, тогда как имитация — сознательное подражание. Имитация — необходимое вспомогательное средство для развивающейся, еще юной личности. Она способствует развитию до тех пор, пока не служит для простого удобства и не задерживает развития подходящего индивидуального метода. Подобно этому и идентификация может содействовать развитию, пока индивидуальный путь еще не проложен. Но как только открывается лучшая индивидуальная возможность, так идентификация обнаруживает свой патологический характер тем, что оказывается в дальнейшем настолько же задерживающей развитие, насколько до этого она бессознательно содействовала подъему и росту. Тогда она вызывает диссоциацию личности, ибо субъект под ее влиянием расщепляется на две частичные личности, чуждые одна другой. Идентификация не всегда относится к лицам, но иногда и к предметам (например, отождествление с каким-нибудь духовным движением или с деловым предприятием) и к психологическим функциям. Последний случай даже является особенно важным. В таком случае идентификация ведет к образованию вторичного характера и притом так, что индивид до такой степени отождествляется со своей лучше всего развитой функцией, что в значительной степени или даже совсем отчуждается от первоначального уклона своего характера, вследствие чего его настоящая индивидуальность впадает в сферу бессознательного.Этот исход является почти регулярным у всех людей с дифференцированной функцией. Он составляет даже необходимый этап на пути индивидуации вообще. Отождествление с родителями или ближайшими членами семьи есть отчасти нормальное явление, поскольку оно совпадает с априорным семейным торжеством. В таком случае рекомендуется говорить не об идентификации, а о тождестве, как это и соответствует положению дела. Именно идентификация с членами семьи отличается от тождества тем, что она не есть априори данный факт, а слагается лишь вторичным образом в нижеследующем процессе: индивид, образующийся из первоначального семейного тождества, наталкивается на пути своего приспособления и развития на препятствие, требующее для своего преодоления особых усилий; вследствие этого возникает скопление и застой либидо, которое понемногу начинает искать регрессивного исхода. Регрессия воскрешает прежние состояния и, среди прочего, семейное тождество. Это, регрессивно воскрешенное, собственно говоря, почти уже преодоленное тождество есть идентификация с членами семьи. Любая идентификация с лицами складывается на этом пути. Идентификация всегда преследует такую цель: усвоить образ мысли или действия другого лица для того, чтобы достигнуть этим какой-нибудь выгоды или устранить какое-нибудь препятствие или разрешить какую-нибудь задачу» (ПТ, пар. 711— 713) Идентификация с комплексом (переживаемая как одержимость) — постоянный источник невроза, который может быть также вызван идентификацией с какой-то идеей или верованием.«Эго сохраняет свою целостность только в том случае, если оно не идентифицируется с одной из противоположностей и если оно понимает, каким образом удерживать равновесие между ними. Это возможно лишь тогда, когда оно одновременно осознает обе противоположности. Однако необходимое просветление, инсайт — дело чрезвычайно трудное не только для социальных и политических лидеров, но и для религиозных наставников и учителей. Все они хотят решения в пользу одной вещи, и поэтому полная идентификация с неизбежностью оказывется односторонней «истиной». Даже если речь идет о какой-то великой Истине, идентификация с ней все равно означала бы катастрофу, поскольку она задерживала бы все дальнейшее духовное развитие» (CW 8, par. 425). Односторонность обычно возникает благодаря идентификации с отдельной сознательной установкой. В результате происходит утрата контакта с компенсирующими силами бессознательного.«В любом таком случае бессознательное обычно отвечает сильными эмоциями, раздражительностью, потерей контроля, высокомерием, чувством неполноценности, капризностью, депрессиями, приступами гнева и т. д., связанными с утратой самокритики и неправильными суждениями, ошибками и чувственными обманами, сопровождающими эту утрату» (CW 13, par. 454). смотреть

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (от ср.-лат. identificare — отождествлять, уподоблять, устанавливать совпадение) — глубинная, трудно удовлетворяемая потребность чело. смотреть

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

IDENTIFICATION Банк берет на себя ответственность перед клиентом за оплату чека неуполномоченному ремитенту; поэтому банк должен соблюдать большую осторожность при выплате своих средств. После завершения процедуры открытия счета необходимо сразу установить личности принципалов и ввести в файл образцы их подписейОплата чеков или иных инструментов не может быть произведена неизвестным лицам. Если чек предъявлен посторонним лицом, то оплата по чеку не может быть осуществлена, пока не будет предъявлен индоссамент или иная гарантия одного из клиентов банка. Такого рода документы являются лучшей И. При выплате небольших сумм или предъявлении чеков на получение денег по аккредитиву в качестве средства И. могут служить личные письма, паспорта или удостоверения.Зачастую клерк, отвечающий за выдачу зарплаты, или лица, не являющиеся принципалами счета, предъявляют чеки на выдачу зарплаты с разрешения владельца счета. Однако во всех случаях личность получателя платежа должна быть удостоверена путем требования индоссирования чека. Обычно кассиру расходной кассы не разрешается без санкции должностного лица оплачивать чеки, выписанные на др. банки.См. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗЦОВ ПОДПИСЕЙ; ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПО ОТПЕЧАТКАМ ПАЛЬЦЕВ; ПОДПИСИ.ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПО ОТПЕЧАТКАМ ПАЛЬЦЕВ (FINGERPRINT IDENTIFICATION). Метод, принятый рядом сберегательных банков для идентификации лиц, особенно вкладчиков, родившихся за границей, а также неграмотных. Многие сберегательные банки, расположенные в районах, населенных преимущественно выходцами из др. стран, столкнулись со многими трудностями и понесли значительные убытки в результате снятия средств со сберегательных счетов лицами, не имеющими на это право. В течение многих лет в случаях снятия неграмотными вкладчиками средств со сберегательных счетов использовались проверочные вопросы, однако этот метод не был эффективным, особенно если вкладчик не владел английским языком.Метод идентификации личности по отпечаткам пальцев основан на постоянстве кожных узоров пальцев, к-рые имеют сугубо индивидуальный характер и не меняются в течение жизни человека. Обычные царапины или порезы не меняют характер узоров. Отпечатки пальцев снимаются в момент открытия счета, и они ставятся на регистрационной карточке, к-рая содержит обычную дополнительную информацию, т. е. местожительство, рекомендации, род занятий и т. д. При любом снятии средств со счета снимаются отпечатки пальцев и сравниваются с образцом.Вероятно, отпечатки пальцев для идентификации личности впервые начали широко использоваться англичанами в Индии в 1899 г. по отношению к местному населению. Отпечатки пальцев одного и того же лица снимались несколько раз в детстве и при достижении совершеннолетия или при достижении совершеннолетия и среднего возраста. Использование этого метода доэтого метода доказало, что отпечатки пальцев не изменяются в течение жизни, хотя сам рисунок увеличивается и становится более четко выраженным по мере того как увеличивается размер руки и пальцев. Вся система использования отпечатков пальцев для идентификации личности основана на постоянном и неизменном характере кожных узоров. Сравнивая полученные отпечатки пальцев с образцами, можно определить, принадлежат ли они одному и тому же лицу. Хотя на первый взгляд отпечаток пальцев представляется очень сложным по своему рисунку, более тщательное его изучение показывает, что различия между разными отмечатками пальцев можно обнаружить сравнительно легко. Это достигается путем классификации различных типов отпечатков пальцев. Первое требование к тому, кто использует эту систему для идентификации личности, заключается в ознакомлении с этой классификацией типов отпечатков пальцев. Изучение отпечатков пальцев тысяч людей теми, кто постоянно и профессионально занимаются этой проблематикой, привело к установлению четырех основных типов отпечатков пальцев, хотя и возможны некоторые их сочетания или вариации.Система идентификации личности по отпечаткам пальцев устраняет основное возражение сберегательных банков против открытия счетов неграмотным вкладчикам. смотреть

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

(позднелат. indentifico — отождествляю) процесс установления тождества объекта или личности по совокупности общих и частных признаков (напр., И. личн. смотреть

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

[лат. identificare — отождествлять] (в социальной психологии) — эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом. Понятие *И.* было введено З. Фрейдом сначала для интерпретации явлений патологической депрессии, позднее — для анализа сновидений и некоторых процессов, посредством которых маленький ребенок усваивает образцы поведения значимых других, формирует *сверх-Я*, принимает женскую или мужскую роль и пр. Фрейдом было выделено несколько типов И. В младенчестве возникает первичная И., которая является примитивной формой эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии эта *тотальная захваченность объектом* уступает место вторичной И., играющей роль защитного механизма, благодаря которому ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоторых аспектов его поведения в собственные действия. Согласно Фрейду, эта форма И. является предысторией Эдипова комплекса, когда маленький мальчик во всем хочет занять место отца и, боясь его наказания, копирует некоторые особенности его поведения. Эта парциальная И. носит амбивалентный характер и может проявляться как в отношении любимого лица, так и лиц, которых ненавидят или которым завидуют. Особое значение этот тип И. приобретает при усвоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям, для развития совести. Применительно к взрослому субъекту И. в концепции Фрейда связывалась с невротическим симптомом, при котором у субъекта из-за желания оказаться в положении объекта, возникают болезненные явления, характерные для последнего. Для Фрейда механизм И. обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое *вживание*, *вчувствование*, приобретая в некоторых случаях свойство *психической инфекции*, столь характерной для толпы. Для неортодоксального психоанализа (А. Фрейд, Д. Рапопорт) понятие И. выступило в качестве центрального механизма формирования способности *Я*-субъекта к саморазвитию. При этом между субъектом и отражаемым объектом происходит установление определенной эмоциональной связи, содержанием которой является переживание своей тождественности с объектом. Понятие *И.* получило широкое распространение за рамками психоанализа, в частности в социальной психологии (Л. Бандура, Т. Парсонс и др.). И. рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок и т.д. (Ч. Кули, Дж. Мид). В современной психологии понятие *И.* охватывает три пересекающиеся области психической реальности. Во-первых, И. — это процесс объединения субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как собственных их норм, ценностей, образцов. Открытое подражание как следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном детстве. Во-вторых, И. — это представление, видение субъектом другого человека как продолжения себя самого, наделение его своими, чертами, чувствами, желаниями (например, родители, ожидающие от ребенка осуществления собственных честолюбивых замыслов). В-третьих, И. — это механизм постановки субъектом себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что приводит к усвоению его личностных смыслов. Этот тип И. позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает процесс взаимопонимания и вызывает содействующее поведение В.В. Абраменкова. смотреть

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

(лат. identificare отождествлять) 1. форма научения, то есть подражание, позволяющее детям заимствовать определённые модели поведения у родителей и других людей (см. интернализация); 2. болезненное присвоение характеристик другого человека (реального, воображаемого, изображаемого) или некоей социальной группы (см. апперсонализация); 3. процесс установления связи между собой и другим человеком или группой (см. аффилиация); 4. способ признания сходства событий, явлений, объектов и людей или их отождествления (см. классификация, навешивание ярлыков); 5. в психоанализе – неосознаваемый процесс, посредством которого индивид: а) распространяет свою идентичность на кого-то другого; б) заимствует свою идентичность от кого-то другого или в) смешивает или путает свою идентичность с идентичностью кого-то другого. В аналитических работах термин никогда не подразумевает установление подлинности, своей или кого-либо другого. Различается четыре типа идентификации: 1. первичная идентификация – это, предположительно, существующее во младенчестве состояние, когда индивиду ещё нужно отличить свою идентичность от идентичности объектов, когда различие между «я» и «ты» лишено смысла; 2. вторичная идентификация – это процесс идентификации с объектом, сепаратная идентичность которого уже обнаружена; она рассматривается как защита, поскольку уменьшает враждебность между собой и объектом и позволяет отрицать переживания сепарации с ним (идентификация с родительскими фигурами считается частью нормального процесса развития); 3. проективная идентификация – это процесс, в результате которого человек представляет, что он находится внутри некоторого объекта, внешнего по отношению к себе. Это также защита, поскольку она создаёт иллюзию контроля над объектом, что позволяет индивиду отрицать свою беспомощность перед объектом и получать замещающее удовлетворение от его действий; 4. интроективная идентификация – это или процесс идентификации с интроектом, или процесс, предоставляющий возможность представить другого внутри себя и частью самого себя. Может быть, например, так, что отнюдь не бедный и обладающий выдающимися способностями индивид идентифицирует себя с обычным, простым человеком, может происходить и нечто обратное. В истории есть много примеров того, как люди, очень образованные, талантливые или даже гениальные, и весьма богатые тратят всё своё состояние на борьбу с господствующей политической системой, где, собственно, они и состоялись, но которую они, в соответствии с интроективной идентификацией, считают несправедливой. Таковы, в частности, Ф.Энгельс, С.Морозов. Нередко бывает иначе: человек, жизнь которого почему-либо на задалась, поднимается на борьбу за светлое будущее, в котором ему вообще не найдётся места, и это происходит только потому, что он внутренне и совершенно неосознанно, отождествляет себя с представителями элиты общества. Полагают, что неспособность к идентификации в детстве с родителями, особенно родителем своего пола, уменьшает чувство идентичности, но и неудавшийся уход от идентичности с ними в подростковом возрасте приводит к аналогичному результату. Предполагается, что чувство идентичности, вероятно, является синонимом самосознания. Остаётся не вполне ясным, является ли поиск идентичности результатом стремления к отождествлению с определённой гпоиска социальной роли или он является следствием попыток индивида к углублённому самосознанию. Идентификацию рекомендуют различать с интроекцией, интернализацией и инкорпорацией. смотреть

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

(от лат. identificare отождествлять) психологич. категория, отражающая процесс и рез-т эмоционального и иного самоотождествления индивида с др. человеком, группой, образцом или идеалом. Термин *И. берет начало в психоанализе, в к-ром И. интерпретируется главным образом как бессознательный процесс подражания поведению или определенным качествам того лица, с к-рым индивид себя отождествляет. В соц.-психологич. и социологич. литературе термин приобрел более широкое значение. соц. психологии и психологии личности И. означает имитацию, подражательное поведение эмоциональное слияние, переживание субъектом той или иной степени тождественности с объектом. В социологич. литературе под И. обычно понимают один из механизмов социализации личности, посредством к-рого приобретаются и усваиваются нормы, идеалы, ценности, роли и моральные качества представителей тех соц. групп, к к-рым принадлежит данный индивид. И. одно из основных понятий психоанализа. Введено З. Фрейдом, в теории к-рого оно употребляется в двух значениях. В исторически первом из них оно обозначает установление тождества между галлюцинаторными образами, к-рые якобы способны порождаться сами по себе, без участия внешнего мира, неудовлетворенными инстинктами, с одной стороны, и образами действительных объектов, реально удовлетворяющих желание человека, с другой. Во втором, более позднем и основном для психоанализа значении И. понимается как один из существенных механизмов формирования личностно-моральной инстанции супер-Эго: чтобы подавить свои инстинкты и тем избежать наказания, ребенок частично отождествляет себя с родителями, с авторитетными лицами, и этим путем интериоризи-рует их ценности, моральные нормы и запреты, а также соответствующие формы поведения. В работах Анны Фрейд И. толкуется как один из комплексных механизмов психологич. защиты своего *Я*. Этот механизм включает более частные механизмы интроекции и проекции. Проекция это процесс непроизвольного приписывания субъектом др. человеку тех своих мыслей и чувств, к-рые вызывают у самого субъекта чувства вины и тревоги. Интроекция воплощение в своей индивидуальной форме личностных свойств др. человека. Если у 3. Фрейда И. выступает прежде всего как способ защиты личности от давления инстинктов, то у А. Фрейд И. толкуется как механизм защиты *Я* от внешних угрожающих объектов. Таков механизм *идентификации с агрессором*: испытывая или антиципируя угрозу со стороны другого, субъект бессознательно уподобляется ему, имитирует его позицию и своими агрессивными действиями блокирует угрозу. В настоящее время термин И. все шире применяется в возрастной психологии для обозначения одного из существенных механизмов становления личности через неосознаваемое уподобление себя своему герою, идеалу, авторитетному лицу. Лит.: Freud S. Introductory lectures on psychoanalysis. L., 1929; Bandura A., Walters R.A. Social learning and personality development. N.Y., 1963; Identification, Socialisations/Encyclopedia of Psychology. N.Y., 1972. Vol. 2; Freud A. The ego and the mechanisms of defence. N.Y., 1977; Hergenbahn B.R. An introduction to theories of personality. Englewood Cliffs, 1980.Л.А. Анциферова, В.А. Соснин. смотреть

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *