Упк в школе что
Учебно-производственный комбинат
Учебно-производственный комбинат (УПК) — организация, обеспечивающая старшеклассникам начальную профессиональную трудовую подготовку.
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Учебно-производственный комбинат» в других словарях:
Межшкольный учебно-производственный комбинат — учебное учреждение для удовлетворения потребностей учащихся общеобразовательных учебных учреждений в профориентационной, допрофессиональной, профессиональной подготовке. Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ … Официальная терминология
Учебно-курсовой комбинат, учебно-производственный центр, техническая школа — Учебно курсовой комбинат (пункт), учебно производственный центр, техническая школа (горно механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) учреждение начального профессионального образования осуществляют реализацию… … Официальная терминология
Список заслуженных работников бытового обслуживания населения Российской Федерации — Приложение к статье Заслуженный работник бытового обслуживания населения Российской Федерации Содержание 1 Респу … Википедия
Список аббревиатур — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия
Пенсия — (Pension) Пенсия это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста, либо потерявшим кормильца История возникновения пенсии, пенсии в РФ, пенсия по старости, пенсия по инвалидности,… … Энциклопедия инвестора
УПК — Уголовно процессуальный кодекс указатель положения конуса универсальный пушечный контейнер Управление пластиковых карт (в банке) Управление пластиковых кар управление подготовки кадров управление промысловой кооперации управление процессом… … Словарь сокращений русского языка
УПК — указатель положения конуса УПК установка для передвижения космонавта установка для перемещения космонавта косм. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. УПК усреднительно погрузочный… … Словарь сокращений и аббревиатур
Макинск-2 — Город Степногорск Страна КазахстанКазахстан Статус … Википедия
Целиноград-25 — Город Степногорск Страна КазахстанКазахстан Статус … Википедия
Альтернатива УПК. Как работают отделения допрофессиональной и профессиональной подготовки
Где вы учились на официанта? В школе
Теория – в классе, практика – в поле
В Минске работают семь отделений допрофессиональной и профессиональной подготовки, они открыты в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Одно из них находится в Минском государственном профессиональном лицее № 5 транспортного строительства. Заниматься со школьниками в учреждении образования начали первыми в городе. Вначале набирали около 600 ребят, а сейчас здесь обучают более 900 старшеклассников из школ Октябрьского и частично Московского районов. На выбор предлагаются девять рабочих профессий, перечисляет директор Инесса Кузьмина:
– Готовим официантов, комплектовщиков и приемщиков товаров, помощников воспитателей, продавцов, медицинских регистраторов, столяров, цветоводов и цветочниц, элетромонтеров по эксплуатации электросчетчиков. Чтобы ребятам было проще определиться, проводим в школах встречи, на которых подробно рассказываем о каждой профессии. Объясняем, что не нужно обладать специальными навыками, всему научим с нуля, главное – желание. Поясняем, что все направления, по которым мы ведем подготовку, востребованы на рынке труда, и если после школы не удастся поступить в вуз или среднее специальное учебное заведение, то вчерашний выпускник без труда найдет работу, а параллельно сможет готовиться к новой вступительной кампании.
На один день в неделю школьники освобождаются от уроков и приезжают в лицей на занятия по избранной профессии. Весь теоретический блок ученики осваивают в классах, а для оттачивания практических навыков отправляются «в поле», рассказывает Инесса Леонидовна:
– Курс обучения предусматривает практику на предприятиях города, с которыми у нас заключены договоры о сотрудничестве. Так, будущие повара трудятся при комбинатах школьного питания, помощники воспитателей – в детских садах Октябрьского района, официантов направляем в кафе, столовые и рестораны.
По окончании обучения выпускники сдают экзамен, оценка за который идет в аттестат, а также получают свидетельство установленного образца. Но «корочка» – это далеко не самое важное, рассуждает директор лицея:
– Мы помогаем абитуриентам определиться с выбором будущей профессии. Например, девочка всю жизнь мечтала стать поваром. Пришла на занятия, а оказалось, что повар не только ходит по кухне в белом фартуке и колпаке. Он еще часами стоит у плиты, дегустирует, управляет разными процессами. Пусть она лучше в 10-м или 11-м классе узнает, что это не ее, чем разочаруется после поступления. Есть еще один плюс отделения профподготовки. Большинство ребят после школы планируют подавать документы в университеты, аргументируя тем, что только в вузе им смогут дать качественное образование. Когда ученик приходит к нам, видит хорошую материальную базу, квалифицированных преподавателей, его мнение меняется. Он понимает, что уровень лицея ничуть не уступает вузовскому. В нашей практике есть много примеров, когда ребята, окончившие курс, возвращались осенью уже в статусе учащихся.
За знаниями и оценкой в аттестат
В регионах система получения допрофессиональной и профессиональной подготовки налажена иначе. В отличие от Минска здесь площадками для обучения выступают не только учреждения ПТО и ССО, но и школы, учреждения дополнительного образования взрослых и вузы, поясняет начальник отдела дошкольного, общего среднего, специального и профессионального образования главного управления образования Гомельского областного исполнительного комитета Наталья Сапрыко:
– В этом учебном году в области отделения допрофессиональной и профессиональной подготовки работают в 172 школах, 22 ПТО, 13 ССО. Обучение проводят и на базе Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации.
Первичные профессиональные навыки получают 6200 школьников Гомельской области. Обучаются они по четырем десяткам профессий, добавляет специалист:
– Их перечень зависит от материальной базы учреждения образования, также влияет потребность конкретного района в определенных кадрах.
База для всех
Многие ребята уже ощутили преимущества обучения в отделении допрофессиональной и профессиональной подготовки, в их числе и учащиеся Молотковичской вспомогательной школы-интерната Пинского района. На базе их учреждения работает отделение по подготовке швей. На занятия приезжают старшеклассницы пяти школ Пинского района. В начале недели здесь открыли собственное швейное производство. В цеху кроме промышленной зоны имеется оборудованный учебный класс, рассказывает директор Вячеслав Изотов:
– Для наших воспитанников важно общаться со сверстниками, вместе трудиться и осваивать профессию. На нашем швейном производстве есть возможность обучать школьниц как теории, так и практике, а это очень удобно.
Учебно-производственный комбинат как форма организации профессиональной ориентации старшеклассников
Место учебно-производственных комбинатов в современной системе профессиональной ориентации старшеклассников. Есть ли будущее у УПК?
Просмотр содержимого документа
«Учебно-производственный комбинат как форма организации профессиональной ориентации старшеклассников»
УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМБИНАТ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Черникова Маргарита Петровна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «МУПК Кировского района г.Донецка
Аннотация. В статье рассмотрены этапы формирования системы подготовки старшеклассников к профессиональной деятельности в СССР, Украине, Российской Федерации, Донецкой Народной Республике, обозначены сегодняшние проблемы в организации обучения по технологическому профилю, предложены к рассмотрению возможные новые направления в организации профессиональной ориентации учащихся.
Ключевые слова: учебно-производственный комбинат, УПК, кадровый потенциал, профессиональная ориентация, социальная адаптация, предпрофильная подготовка, профильная подготовка.
Нам, закончившим школу в восьмидесятые, не нужно расшифровывать аббревиатуру «УПК». Учебно-производственные комбинаты были частью нашей школьной жизни и первым знакомством со взрослой, производственной жизнью. Мы осваивали рабочие профессии. Автор этих строк первый рабочий опыт получала на Донецкой камвольно-прядильной фабрике (на камволке, так мы ее называли). Там работали мамы одноклассниц, соседки, подружки, т.е. мы осваивали востребованные специальности. И так в масштабах всей большой страны.
Цель статьи – анализируя предшествующий и современный опыт организации работы учебно-производственных (учебных) комбинатов, аргументировать необходимость существования УПК как важнейшей формы организации профессиональной ориентации и социальной адаптации учащихся старших классов общеобразовательных школ Донецкой Народной Республики.
Организация трудовой и профессиональной ориентации учащихся была напрямую связана со стратегией правительства. Некоторые исторические факты. 23 августа 1974 года вышло Постановление совета министров СССР № 662 «Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся». В соответствии с установками XXVI съезда, проведенными позже Пленумами ЦК КПСС (1983г., 1984г.) принимается решение о проведении реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Планировалось в течение одной – двух пятилеток всеобщее среднее образование молодежи дополнить всеобщим профессиональным образованием, т. е. всем молодым людям до начала трудовой деятельности предоставлялась возможность овладения профессией.
Следующие документы еще более существенно укрепили статус межшкольных учебно-производственных комбинатов:
— Инструктивное письмо Министерства просвещения СССР от 29.08.1978 «Рекомендации об организации учебно-методического кабинета по профессиональной ориентации учащихся средней общеобразовательной школы»;
— «Положение о базовом предприятии (организации) средней общеобразовательной школы», утверждено Министерством просвещения СССР 29.12.1978 года и согласовано с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, ВЦСПС;
— Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.04.84 года «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации общественно-полезного, производительного труда»»;
— Приказ Министерства просвещения СССР от 11.05.85 года № 80 «Положение о межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся».
Под реформу вышел ряд документов, свидетельствующих о том, что у советского правительства были серьезные намерения ввести учащихся еще до начала самостоятельной трудовой деятельности в настоящие производственные отношения:
— Положение об ученической бригаде в колхозе и совхозе;
— Временное положение о порядке оплаты труда школьников в народном хозяйстве;
— Типовое положение о порядке привлечения на временную работу к посильному труду в народном хозяйстве учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в период каникул;
— О ценах на продукцию, вырабатываемую учащимися общеобразовательной школы и профтехучилищ;
— Об организации работы по созданию рабочих мест для школьников.
Эти документы [цит. по: 3] помогли межшкольным УПК на практике организовать производственные отношения учащихся, в результате которых ребята приобретали знания, опыт, получали первую заработную плату.
С 1986 – 87 учебного года в 8-11 классах общеобразовательной школы вводится обязательная профессиональная подготовка.
На сегодняшний день (а необъявленная война Украины против ДНР довела заводы, шахты, фабрики до катастрофического состояния) полностью разрушены связи с производством.
Наша молодая республика одержит неоспоримые победы на всех фронтах, восстановит разрушенные предприятия, вырастит молодые кадры, способные поднять экономику до конкурентных высот.
Именно подготовка молодых кадров – главная тема Республиканской программы профессиональной ориентации школьников на рабочие и инженерные профессии в Донецкой Народной Республике «Кадровый потенциал успешной республики», утвержденной на заседании Ученого совета Донецкого ИППО (протокол № 2 от 23.03.2015г.).
В программе подчеркивается, что «Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда» [4, с.5].
«В настоящее время перед школьниками ставятся новые задачи по поддержанию собственной конкурентоспособности и мобильности в трудоустройстве на протяжении всей жизни. Суть их заключается в том, что для реализации своих профессиональных планов выпускникам школ, средних и высших учебных заведений необходимо обладать знаниями и умениями, которые помогли бы им быстро переориентироваться в случаях изменения ситуации на рынке труда или потери работы. Новые требования к профессиональному развитию подрастающего поколения привели к переосмыслению деятельности по профориентации, которая теперь должна не просто помогать школьникам в выборе профессии, а и научить их самостоятельно «выстраивать» профессиональную карьеру, принимать ответственные решения в течение всей трудовой жизни, способствовать профессиональному самоопределению». [4, с.7]
Помочь школьникам в реализации поставленных задач могут и должны учебно-производственные комбинаты. К сожалению, на нынешний день в ДНР сохранилось только три УПК – в Горловке, Петровском и Кировском районах Донецка. Негусто. Но есть положительный опыт Российской Федерации, силы и желание внести свой вклад в формирование кадрового потенциала.
Немного о российском опыте. Правовой статус учебных комбинатов закреплен Типовым положением о межшкольном учебном комбинате (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 23.12.2002 г. № 919; от 01.02.2005 г. № 49 от 10.03.2009 г. № 216) [9]. Педагогические вузы пристально изучают формы и методы работы учебных комбинатов, в частности МУК городов Армавира [1], Красноярска [5], Ханты-Мансийска[6], Екатеринбурга[7] и др. Авторы публикаций подчеркивают важность использования работы учебных комбинатов в процессе профессиональной ориентации и социальной адаптации учащихся. «Условия деятельности учебного комбината позволяют смоделировать образовательную среду, основанную на реальной пробе сил учащихся, использовать современные методики и технологии обучения и профессионального воспитания, обеспечить их социально-трудовую активность. Создание подобных условий в каждой образовательной школе невозможно из-за финансовых и организационных трудностей. К тому же по статусу учебно-материальная база межшкольных учебных комбинатов предназначена в основном для коллективного использования учениками нескольких школ, позволяет в некоторой мере уравнять их возможности, полнее учесть познавательные интересы учащихся, увязать их техническую подготовку с ведущим профилем обучения образовательного учреждения (естественнонаучный, гуманитарный, художественный, технический и др.).
Межшкольные учебные комбинаты решают важную социальную проблему – формирование социально-трудовой активности школьников, учащиеся могут попробовать свои силы в разных сферах труда, осуществить профессиональные пробы, получить первую профессию через профессиональную подготовку, которая является одним из направлений работы Межшкольных учебных комбинатов»[10, с.170].
Сегодня профориентация рассматривается как процесс индивидуального ориентирования в мире профессий, в обществе, как система оказания комплексной помощи ребенку в выборе профиля и планировании дальнейшей профессиональной карьеры. «Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательных мероприятий, направленных на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. В настоящее время перед школьниками ставятся новые задачи по поддержанию собственной конкурентоспособности и мобильности в трудоустройстве на протяжении всей жизни. Суть их заключается в том, что для реализации своих профессиональных планов выпускникам школ, средних и высших учебных заведений необходимо обладать знаниями и умениями, которые помогли бы им быстро переориентироваться в случаях изменения ситуации на рынке труда или потери работы. Новые требования к профессиональному развитию подрастающего поколения привели к переосмыслению деятельности по профориентации, которая теперь должна не просто помогать школьникам в выборе профессии, а и научить их самостоятельно «выстраивать» профессиональную карьеру, принимать ответственные решения в течение всей трудовой жизни, способствовать профессиональному самоопределению» [4, с.7]
В современных условиях основная задача УПК – подготовка учащихся к трудовой деятельности. В экономических реалиях ДНР еще пока трудно сформировать действующую цепочку «школа – учебно-производственный комбинат – производство», такую, как сохранили после распада СССР в Российской Федерации и продолжают ее развитие.
Учебная нагрузка педагогов в комбинате формируется за счет учебных часов, выделяемых на предмет «Технологии» при обучении по технологическому профилю. Это шесть учебных часов в десятом и столько же в одиннадцатом классах. До нынешнего учебного года школы района направляли своих старшеклассников к нам осваивать профессии «Оператор компьютерного набора (оператор электронного набора и верстки)», «Секретарь руководителя (делопроизводство)», «Младшая медицинская сестра (младшая сестра милосердия)», «Повар», «Агент по организации туризма», «Наладчик аппаратного и программного обеспечения», «Мастер строительных отделочных работ». В нынешнем учебном году у нас остались только группы одиннадцатого класса, десятиклассники к нам не пришли. В чем причина? К сожалению, пока нет еще документа, обозначающего систему взаимоотношений между школой и УПК. В Базисном учебном плане написано, что «Профильные 10-11-е классы функционируют в образовательных организациях, имеющих статус лицей, гимназия, специализированная школа, школа с углубленным изучением отдельных предметов» [2, с. 6]. И нет примечания о том, что школы без указанного статуса могут направлять старшеклассников в УПК для прохождения обучения по технологическому профилю. Таким вот образом мы остались без учеников.
Как могут развиваться события в дальнейшем? Лучший вариант для коллектива УПК – утверждение на государственном уровне Положения об учебно-производственном комбинате, по примеру Российской Федерации. А если никаких изменений в документах не произойдет? К тому же школы, пройдя учебный год без шести часов технологий, могут прийти к выводу, что и без УПК все нормально. В этой ситуации задача комбината предложить такую образовательную программу, от которой просто невозможно отказаться. С новым, современным и востребованным подходом к профессиональной ориентации. Каким должен быть этот подход? Позвольте порассуждать. Моя бабушка, воспитавшая шестерых детей и двенадцать внуков, говорила: «Того, что умеешь, за плечами не носить». Детей учили всякой домашней работе, с малых лет. Дети, соответственно, своих детей. Какой результат? Все, что ребенок делал сам, своими руками, запоминается на всю жизнь, определяет предпочтения в выборе профессии. Плюс багаж знаний и умений на всю жизнь (который за плечами не носить).
Если старшеклассникам предложить в УПК изучать не одну профессию, а много? Попробовать разные сферы и направления, сделать своими руками, пропустить через себя все эмоции от разочарования и злости, когда не получается, до гордости за достигнутый результат? Как это реализовать? У нас есть шесть часов в неделю технологий для технологического профиля в десятом классе и столько же одиннадцатом. 12 часов умножаем на 35 недель учебного года и получаем 420 часов. 420 делим на отдельные модули в среднем по 20 – 30 часов и получаем 15-20 модулей по разным специальностям.
Модули подбираются в соответствии с вариантами возможных форм отношений человека с окружающей действительностью, а именно по направлениям и видам профессиональной деятельности (проф. Е.А. Климов предложил оригинальную группировку профессий по видам труда, то есть по тому, на что направлено основное внимание работника):
Завершение учебы по каждому модулю предполагает защиту творческого проекта. Таким образом, юноши и девушки смогут получить определенный объем знаний и умений в разных сферах, что поможет им определиться в приоритетах. И это мы назовем профильной подготовкой. Но чтобы в десятом классе предложить пакет супер-нужных и полезных модулей, подготовительную работу нужно начать в девятом классе. Это будет подготовка предпрофильная. Она включает в себя комплекс мероприятий с участием учащихся девятых классов общеобразовательных школ района, включающий в себя цикл анкетирований и тестирований, основной целью которых является определение круга профессиональных интересов и предпочтений, с учетом психологического аспекта и возрастных особенностей. По итогам анализа проведенной работы психологической службой УПК будут сформированы списки приоритетных направлений профессиональных предпочтений учащихся. Следующий этап предполагает работу по удовлетворению профессиональных предпочтений и, в случае необходимости, перенаправление приоритетов в ходе изучения профессиональных модулей в 10-11-м классах.
Параллельно с предпрофильными подготовительными мероприятиями для учащихся девятых классов (и младше, по желанию) организуется деятельность практико-ориентированных кружков, дающих представление о профессиях.
Также в течение учебного года для учащихся девятых классов будут проведены экскурсии на предприятия района, города, в учебные учреждения профессионального образования, встречи с представителями учебных учреждений профессионального образования.
Для учащихся 10-11-х классов кроме профессиональных модулей предлагается обучение в межшкольных профильных группах (обычно основной состав МПГ – учащиеся тех школ района, которые не направляют своих учеников в УПК централизовано) и кружках для дальнейшего ознакомления с основами профессиональных знаний и умений, по выбору школьников.
В период обучения в УПК учащиеся 10-11-х классов смогут поучаствовать в психолого-педагогических мероприятиях общего и коррекционного характера, с целью дальнейшей профессиональной ориентации и социальной адаптации.
Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса – неотъемлемая часть работы УПК. Предполагается проведение разносторонних диагностических исследований: диагностика познавательных процессов, эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сферы, сформированности профессиональных планов, информированности об избираемой профессии, уровня трудовой воспитанности, психологического климата групп, коррекция поведенческой и личностной сферы, наблюдение за процессом адаптации учащихся УПК и проч. Диагностическое направление должны дополнить информационно-просветительская, профилактическая, коррекционно-развивающая работа, индивидуальное консультирование. Психологически грамотное введение учащихся в смыслы, ценности, содержание профессиональной деятельности, раскрытие перед ними особенностей ее освоения пригодятся ребятам на всех этапах жизненного пути.
Предоставление образовательных услуг предполагает проведение мониторинга качества образования, где главной задачей педагогического коллектива УПК должно стать создание оптимальных условий обучения учащихся для получения ими профессиональных знаний, умений и навыков.
Какие критерии должны определить эффективность реализации обозначенной идеи? Достижение высокого качества знаний и овладение гуманистическими ценностями – главный образовательный критерий. Устойчивость условий эмоциональной комфортности участников образовательного процесса, личностный рост продемонстрируют соответствие психолого-педагогическим критериям. А также согласованность основных направлений и приоритетов развития образовательной системы УПК с Государственными образовательными стандартами; рост личностных достижений всех субъектов образовательного процесса; рост материально-технического и ресурсного обеспечения образовательной системы УПК; влияние образовательной системы УПК на развитие образовательного пространства района, города; удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг.
Таким образом, предприняв попытки убедить читателей в необходимости сохранения системы учебно-производственных комбинатов как важнейшего аспекта организации и проведения профессиональной ориентации и социальной адаптации старшеклассников, нарисовав самыми яркими красками перспективные формы организации работы, автор статьи попыталась обосновать, что в воспитании подрастающего поколения, формировании кадрового потенциала нашей молодой республики без УПК не обойтись. Будем стараться)))
Андрющенко С. И. Личностно-профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях межшкольного учебного комбината // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-professionalnoe-samoopredelenie-starsheklassnikov-v-usloviyah-mezhshkolnogo-uchebnogo-kombinata (дата обращения: 20.10.2016).
Базисный учебный план для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики на 2016/2017 учебный год. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 01 апреля 2016 № 275. URL: http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/send/4-prikazy/292-bazisnyj-uchebnyj-plan-dlya-obshcheobrazovatelnykh-organizatsijdonetskoj-narodnoj-respubliki-na-2016-2017-uchebnyj-god (дата обращения: 20.10.2016).
Бацуля М.Ю. Профессиональная ориентация учащихся 9 классов в условиях Межшкольного учебного комбината. Дипломная работа. – Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В.П.Астафьева.
URL: http://www.bestreferat.ru/referat-217284.html (дата обращения: 20.10.2016)
Кадровый потенциал успешной республики: Республиканская программа профессиональной ориентации школьников на рабочие и инженерные профессии в Донецкой Народной Республике. Утверждено на заседании Ученого совета Донецкого ИППО (протокол № 2 от 23.03.2015г.)
URL: https://drive.google.com/file/d/0B7yhq6GrrYU9WGxFejEwQWpCdnM/view (дата обращения: 20.10.2016).
Кашапова Н. В. Ориентация старшеклассников на выбор рабочих профессий в учебно-воспитательном процессе межшкольного учебного комбината // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/orientatsiya-starsheklassnikov-na-vybor-rabochih-professiy-v-uchebno-vospitatelnom-protsesse-mezhshkolnogo-uchebnogo-kombinata (дата обращения: 20.10.2016).
Концепция развития МОУ «Межшкольный учебный комбинат» как центра профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации школьников. Ханты-Мансийск. 2008. URL: http://www.mukhm.ru/(дата обращения: 20.10.2016).
Ососова М. В. Особенности профессионального самоопределения современных подростков // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. №14. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnogo-samoopredeleniya-sovremennyh-podrostkov-1 (дата обращения: 20.10.2016).
Положение о межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся. Утверждено Приказом Министерства просвещения СССР от 11 мая 1985 г. № 80. URL: http://7law.info/ussr/act3u/v205.htm (дата обращения: 20.10.2016).
Типовое положение о межшкольном учебном комбинате (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 23.12.2002 г. № 919; от 01.02.2005 г. № 49 от 10.03.2009 г. № 216).