Упал кухонный гарнитур на человека что значит в исламе
Упал кухонный гарнитур на человека что значит в исламе
Культура мусульманского застолья. (Источник фото: freepik.com)
Очень важно следить за качеством своего окружения. Например, человек, приглашающий к себе в гости кого-либо должен стараться выбирать благочестивых людей и не звать нечестивцев, ведь Пророк (мир ему) сказал: « Да вкушает твою еду только богобоязненный» 1 (Сахих аль-джами’ ас-сагъир).
Давайте же посмотрим, как должен проявить себя истинный мусульманин за столом:
Дуа, которые следует произносить до и после еды
2. Перед едой и после приёма пищи нужно помыть руки. При этом, например, если собрались люди разного возраста и место для мытья рук только одно, сначала вымыть руки следует молодым, а уже после еды старших следует пропустить вперёд.
3. Не следует начинать есть первым, если за столом сидят имеющие на это право старшие по возрасту или более достойные люди, которым в свою очередь, не следует заставлять ждать собравшихся для трапезы.
4. С детства нам говорили, что говорить за столом нельзя. Однако, согласно Сунне Пророка (мир ему), это не совсем правильно. Во время трапезы не следует молчать, однако говорить можно только то, что угодно Аллаху и приятно сидящим за столом.
5. Каждый из сидящих за столом должен думать о своих товарищах и не стараться съесть больше других.
Однажды к пророку Мухаммаду (мир ему) пришел в гости человек неверующий. Посланник Божий (мир ему) приказал домашним подоить козу. Гость выпил надоенного молока и не насытился. Подоили еще одну, а он опять не насытился. И так продолжалось до тех пор, пока этот человек не выпил столько молока, сколько надоили с семерых коз.
Гость переночевал и наутро [к удивлению многих] стал верующим [в корне изменившись и преобразившись]. На завтрак ему принесли молока, надоенного с одной козы. Он выпил. Затем принесли еще, но гость не смог допить. [Все поразились, а] Пророк (мир ему) пояснил: «Верующий (му’мин) ест за одного человека, а неверующий — за семерых» (Ахмад, Муслим, ат-Тирмиз).
6. Тому, кто ест слишком мало, можно предлагать попробовать что-то из блюд, но не более трех раз, чтобы не досаждать. Однако говорить «Клянусь, ты обязательно должен съесть это!» запрещено.
7. Пусть сидящий за столом не смотрит на своих товарищей и не наблюдает за ними, чтобы они не стеснялись. И следит только за собой.
8. В случае, если что-либо из еды упало на пол, её необходимо подобрать. Из уважения к хлебу нельзя оставлять на полу даже то, что выпало из рук.
Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: «Уважительно относитесь к хлебу!» (аль-Хакима и аль-Байхакы).
9. Не следует класть косточки или мякоть фруктов в ту же тарелку с фруктами, а также держать их вместе в руке.
10. Во время приёма пищи не надо есть горячую пищу и дуть на неё. От Абу Са‘ида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Посланник Аллаха (мир ему) запретил пить из сосуда с брешью, а также дуть на напиток» (Абу Давуд, Имам Ахмад, Ибн Хиббана).
11. Также не следует делать то, что будет неприятным для других.
Если же человеку понадобится вынуть что-либо изо рта, пусть отвернётся в сторону и достанет это левой рукой.
12. Важным после завершения трапезы является поблагодарить Бога на любом из языков мира. Согласно сунне, следует сказать «Аль-хамду лил-ля» (слава Аллаху).
1. Ученые говорили, что этот хадис касается того случая, когда человек сам выбирает, кого пригласить на трапезу. Что же касается гостей, то у них другое положение, и нет ничего запретного в том, чтобы их угощать, даже если они не богобоязненные, а нечестивые и неверные. Пророк (мир ему) приглашал и неверных и других, кормил их и проявлял уважение, рассказывая им об исламе. И он говорил: «Пусть тот, кто верит в Аллаха и в Судный день проявляет почет к гостю!» И проявлять почет гостю велено шариатом, даже если он не мусульманин (Фатава нурун ‘аля ад-дарб).
Что можно и нельзя делать после похорон у мусульман: поминальные обычаи
Что можно и нельзя делать после похорон у мусульман: поминальные обычаи: Pixabay
Смерть человека сплачивает членов его семьи. В сложный момент друзья и знакомые приходят поддержать, помогают справиться с горем, берут на себя часть обязанностей по организации похорон. У мусульман существуют особые требования к поминальным обычаям, которые нужно чтить и соблюдать.
Правила поминания у мусульман
Чем правильнее и четче пройдут поминальные обряды в семье усопшего мусульманина, тем легче его душе пребывать в ожидании дня воскресения в барзахе. Каковы основные поминальные обряды после похорон, согласно с исламскими традициями?
У мусульман принято хоронить усопших в короткие сроки, желательно в день смерти до захода солнца, чтобы тело не изменило свой вид, как отмечает в книге «Китаб Аль-Джаназа Ва-ль-истифада Мин Хаза (Погребальный обряд в исламе)» А. Муслимов. Когда погребение совершено, готовятся к поминкам.
Организация поминок у мусульман
На какой день после смерти проводятся поминки у мусульман? Поминальная трапеза в доме умершего обычно проводится в день похорон. Как стоит вспоминать умершего согласно Корану? Умершего члена семьи принято вспоминать с теплотой либо не обсуждать вообще. Хорошо, если праведные дети усопшего будут читать за него дуа (личную молитву). На поминальную трапезу приглашают муллу, который читает Коран.
Поминки можно проводить в доме, в кафе или ресторане — решение о месте поминок принимает семья усопшего. В традиционных семьях мужчины и женщины сидят на поминках за отдельными столами либо по разным концам стола. Женщины — ближе к входной двери. Поминки можно заменить раздачей милостыни (хаир).
Правила поминания у мусульман : Pixabay
Какие есть правила поминания по шариату?
Шариат — это комплекс законов ислама, основанный на Коране и сунне пророка Мухаммеда. О нем пишет Али-Заде Айдын Ариф Оглы, автор книги «Исламский энциклопедический словарь». По правилам шариата не принято поминовение усопшего на третий, седьмой, сороковой и пятьдесят второй день. Считается, что поминание на седьмой и сороковой дни позаимствовано в других вероисповеданиях и не должно применяться в исламе.
В шариате сказано, что недопустимо делать после смерти человека что-то в знак скорби, чего не делали до того, например намеренно отпускать бороду.
Какие приняты угощения на мусульманских поминках?
На мусульманских поминках не употребляют алкоголь. Сама трапеза должна быть скромной, чтобы не обременять семью усопшего тратами. На стол подают такие традиционные блюда:
На поминальном обеде подают сладости, фрукты: хурму, изюм, печенье, традиционную домашнюю выпечку. Они символизируют сладость загробной жизни. Уходя с поминок, гости могут взять их с собой.
Особенности мусульманского траура
У мусульман существуют свои правила поминовения усопших. Они прописаны в Коране. Их нужно чтить, соблюдать и правильно трактовать, чтобы избегать во время похорон искажений и суеверий.
Особенности мусульманского траура: Pixabay
Как долго стоить выражать соболезнование родственникам умершего мусульманина?
У мусульман принято горевать по умершему три дня. Родня, друзья и знакомые люди выражают семье умершего соболезнования (тазия). В доме читают Коран, молятся, раздают всем приходящим в дом людям садаку. Садака — это благодарность за поддержку и дань в память усопшего. Она может быть в виде денег, сладостей или платков.
Все остальные традиции о поминовении усопшего в иные дни и более длительной скорби не прописаны в Коране.
Суеверия и запреты на похоронах и поминках
Есть определенные запреты, которые нужно соблюдать как в день похорон в доме и на кладбище, так и в дни траура. Мусульманские правила запрещают:
Шариат напрямую не запрещает женщинам посещать похороны, тем не менее это считается нежелательным. Посещение кладбища беременным женщинам запрещено.
Можно ли мусульманам дома ставить в рамки фотографии умерших родственников? В отличие от православных традиций, по законам Корана не принято ставит фотографию умершего, а также приборы для него за поминальным столом. Зеркала в доме также не принято занавешивать. Это считается суеверием.
Сколько длится мусульманский траур?
Законы шариата гласят следующее: траур по усопшему соблюдают только три дня с момента его кончины. Жены могут дольше скорбеть об умершем супруге — 10 дней, 4 месяца.
Как вести себя во время траура мусульманам? Нужно проявлять смирение и с благодарностью принимать заботу, если люди хотят помочь семье умершего человека. Большим благом считается желание держать пост за усопшего, если он хотел, но не успел это сделать.
Часто родственники и друзья полностью берут на себя финансовые расходы по проведению поминок. У мусульман принято погашать долги умершего, чтобы они не держали душу на земле.
Поминальные обычаи у различных мусульманских народов
У народов, исповедующих ислам, существуют национальные правила и обычаи, связанные с проводами усопшего. Это происходит, потому что этносы впитывали традиции смежных культур, проходили свой путь развития и становления. Что общего и в чем разница поминок в разных мусульманских странах?
Поминальный хлеб татар: Pixabay
Какие поминальные обычаи у мусульман казахов?
Жаназа (джаназа) у казахов проходит по правилам ислама. На поминальную трапезу «кудайы ас беру» приходит не только родня, но и все, кто знал усопшего. Самыми главными аспектами поминальной трапезы считается:
Желательно, чтобы трапеза была скромной и ограниченной во времени, чтобы не обременять семью усопшего. У казахов издавна не принято проводить поминальный обед в доме (юрте) усопшего. Дастархан организовывали у соседей или родственников, сейчас — в учреждении общепита.
В дальнейшем умершего родственника поминают в дни, освященные мусульманской традицией (Ораза-айт и Курбан-айт).
Какие поминальные обычаи у мусульман татар?
Татары проводят умеренные поминки. Здесь не принято накрывать столы в ресторане, а суть поминания заключается в чтении молитв по умершему. Приветствуется всеобщая молитва, ведь чем больше людей вспоминают человека после смерти, тем больше у него шансов быть благословенным на том свете.
Тем, кто пришел на поминки, татары собирают садаку, дают питу. Не возбраняется забирать с собой еду со стола.
Поминальные обычаи у азербайджанцев и киргизов
Азербайджанцы готовят поминальную трапезу в день похорон. Приходят все, кто узнал о похоронах, без специального приглашения. Часто затраты на похороны превышают свадебную смету.
У киргизов поминальный обед состоит из множества блюд. Они щедро угощают всех пришедших проститься с покойным и поддержать его семью. Такая щедрость смягчает и успокаивает душу человека, покинувшего этот мир.
Поминальные обряды черкесов и карачаевцев
На поминки черкесов приходят эфенди из разных аулов и часть суммы, выделенной на ритуальные действия, забирают для бедняков. На сороковой день устраивают многолюдные поминки.
У карачаевцев перед захоронением проводят деур — обряд выкупа грехов для всех, кроме девочек до 14 лет и мальчиков до 16. На поминки режут кур, барана, но пищу в доме готовить нельзя, это делают на улице. Самые многолюдные поминки устраивают на пятьдесят второй день. Поминают усопшего в годовщину смерти.
Похороны и поминальные обычаи — это важная часть религиозных канонов. Их соблюдение позволяет отдать дань уважения умершему, поддержать его близких и достойно пройти сложное испытание.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Не используйте посуду с трещинами!
Каждый из нас случайно, а может, и не случайно, бил посуду. Но иногда посуда не разбивается вдребезги, а трескается, именно об этом и поговорим сейчас. В народе говорят, что повреждённую посуду дома держать нельзя, но мало кто знает, почему. Одни говорят, что посуда с трещинами приносит несчастье. В чём же заключается это несчастье? Или же это просто поверье, бытующее в народе? Давайте разберёмся. Сначала поищем, что говорится о посуде с трещинами и брешью в исламских книгах. Приведём два хадиса, в которых говорится:
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил пить из сосуда с брешью, а также дуть на напиток» («Сахих ибн Хиббана», № 5315).
نهى رسول الله صلى الله غليه وسلم عن الشرب من ثلمة القدح, وأن ينفخ في الشراب
Имам Ибн Абдиль-барр сказал, что запрет в этом изречении, по мнению мусульманских богословов, носит характер нежелательности. Имам ат-Тахави в книге «Шархумаани-асар» написал: «Богословы сказали, что запрет Пророка (мир ему и благословение) пить из такого сосуда связан с тем, чтобы человек обезопасил себя от вреда организмов, которые скапливаются в бреши (или трещине)».
То, что наилучший из людей – Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал нам об этом, достаточно, но давайте сравним его слова с тем, что говорят современные учёные и санитарные службы.
Согласно санитарным требованиям, столовую посуду с трещинами, сколами, отбитыми краями, деформированную, с повреждённой эмалью использовать не разрешается.
Сколы и трещины – приговор для посуды. Любое, даже незначительное повреждение этой посуды уже не может гарантировать безопасность, потому что в сколах начинают скапливаться микробы. Кроме того, в эмалированной посуде со сколами пища начинает насыщаться металлами из основы кастрюли, плюс идёт реакция окисления.
Ещё очень важно знать, что для красок в посуде используются вещества, содержащие соли вредных металлов, например, кобальта, бора или кадмия. Пока глазурь целая, всё нормально. Но если появляется трещина или скол, яды понемногу попадают в пищу. Медленно, но верно они отравляют организм. В таких щербинках скапливаются бактерии. Они могут приводить к гастритам, а то и к язве желудка.
Познакомьтесь с одним из обитателей трещин на посуде: протейная палочка. Она относится к гнилостным бактериям и содержится в гниющих отходах. Выделяется во внешнюю среду из кишечника человека и животных. Может длительно сохраняться и размножаться на загрязнённых остатками пищи инвентаре и оборудовании (в трещинах, углублениях деревянного инвентаря).
Если у вас часто появляются язвочки во рту или одолевает «простуда» на губах, проверьте стаканы, кружки – может, у них по краям сколы.
И теперь самый главный вопрос: откуда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) ещё в начале 7 века мог иметь знания о бактериях и о том, что они накапливаются в трещинах посуды? Откуда он мог знать это всё, если не Божественное откровение? Ответ очевиден, и вы теперь его знаете.
Используйте только целую посуду и не болейте.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Джинны гули, передача инфекции, суеверия и астрология в Исламе
Существует несколько риуаятов (версий передачи) хадиса, которые охватывают по смыслу убеждения относительно нескольких вещей: джиннов гулей, передачи инфекции, суеверий, основанных на поведении птиц, астрологии и отношении к месяцу Сафар как к «несчастливому». Вот эти хадисы:
Передаётся от Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا عَدْوَى، وَلَا طِيَرَةَ، وَلَا غُولَ
« Нет заражения [кроме как по воле Аллаха], нет суеверий и нет вредящих джиннов [злых духов] » (Муслим 2222).
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لاَ عَدْوَى، وَلاَ طِيَرَةَ، وَلاَ هَامَةَ، وَلاَ صَفَرَ
« Нет заражения [кроме как по воле Аллаха], нет суеверий, не (приносит беды крик) совы, не (несёт в себе злополучия) месяц Сафар » (Бухари 5757).
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لا عدوى ولا صفر ولا هامة
« Нет ни заражения [кроме как по воле Аллаха], ни (злополучия в месяц) Сафар, ни совы [, которая бы приносила беду] ».
Тогда бедуин спросил:
يا رسول الله. فما بال الإبل تكون في الرمل كأنها الظباء، فيجيء البعير الأجرب فيدخل فيها فيجربها كلها؟
« О посланник Аллаха, а как же тогда верблюды? Они [бывают красивыми, находясь] на песке, как олени [обладают такой же чистой кожей]. И тогда появляется паршивый верблюд, входит в их (стадо) и передаёт паршу всем остальным ».
Он ответил (вопросом):
« Тогда кто же заразил первого? » (Муслим 2220).
Также со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
لاَ عَدْوَى وَلاَ طِيَرَةَ وَلاَ هَامَةَ وَلاَ صَفَرَ، وَفِرَّ مِنَ الْمَجْذُومِ كَمَا تَفِرُّ مِنَ الأَسَدِ
« Нет заражения [кроме как по воле Аллаха], нет (дурных примет по полету) птиц или (крику) совы, и нет (ничего плохого в месяце) Сафар, и убегай от прокажённого, как убегают ото льва! » (Бухари 5707).
Передаётся от Абу Хурайры, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا عَدْوَى وَلَا هَامَةَ وَلَا نَوْءَ وَلَا صَفَرَ
« Нет ни заражения [кроме как по воле Аллаха], ни совы [, которая бы приносила беду], ни разных фаз Луны, ни (злополучия в месяц) Сафар» (Муслим 2221).
Разберем каждую из вещей, которые отрицает на уровне убеждений посланник Аллаха ﷺ более подробно.
Джинны гули (злые духи)
Подобные убеждения являются неприемлемыми с точки зрения Ислама, поскольку их имели арабы времён невежества (джахилия).
Аллах говорит об этом в Кур’ане:
وَأَنَّهُۥ كَانَ رِجَالٌ مِّنَ ٱلْإِنسِ يَعُوذُونَ بِرِجَالٍ مِّنَ ٱلْجِنِّ
«Некоторые мужи из людского рода искали покровительства мужей из числа джиннов» (72:6)
Абу Зубайр объясняет, что такое джинны гули:
هذه الغول التي تغول
« Эти гули — [джинны,] которые нападают (на человека) » (Муслим 2222).
Имам ан-Науауи в своем «Шарх Муслим» пишет:
قَالَ جُمْهُورُ الْعُلَمَاءِ: كَانَتِ الْعَرَبُ تَزْعُمُ أَنَّ الْغِيلَانَ فِي الْفَلَوَاتِ، وَهِيَ مِنْ جِنْسِ الشَّيَاطِينِ، تَتَرَاءَى لِلنَّاسِ وَتَتَغَوَّلُ تَغَوُّلًا، أَيْ تَتَلَوَّنُ تَلَوُّنًا فَتُضِلُّهُمْ عَنِ الطَّرِيقِ فَتُهْلِكُهُمْ، فَأَبْطَلَ النَّبِيُّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — ذَاكَ
« Большинство учёных сказали: (во времена джахилии) арабы думали, что в пустыне обитают (джинны) — гули, которые являются одним из видов шайтана, и что они сбивают людей с пути, а потом убивают их там. Посланник Аллаха ﷺ сказал, что подобные убеждения являются ложными ».
Из слов посланника Аллаха:
Подобные ложные убеждения, которые часто встречаются у невежественных мусульман, являются ничем иным как джахилией.
Приметы и суеверия в Исламе
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
لاَ عَدْوَى وَلاَ طِيَرَةَ، وَيُعْجِبُنِي الفَأْلُ
« Не (передаётся) зараза (иначе как по воле Аллаха), и не (является дурным предзнаменованием полёт) птиц, но хорошее предзнаменование мне нравится ».
« А что такое хорошее предзнаменование? »
« Доброе слово » (Бухари 5776, Муслим 2224).
Посланник Аллаха ﷺ объясняет в этом хадисе, что не следует связывать произошедшие несчастья с какими либо вещами. Подобные убеждения являются ложными и не доказаны из Ислама.
Господь Миров говорит в Кур’ане:
أَلَآ إِنَّمَا طَٰٓئِرُهُمْ عِندَ ٱللَّهِ وَلَٰكِنَّ أَكْثَرَهُمْ لَا يَعْلَمُونَ
«Знайте же, поистине, их дурные предзнаменования у Аллаха, но большинство из них не знают» (7:131)
Аллах приказывает пророку ﷺ сообщить об этом людям:
قُلْ أَفَرَءَيْتُم مَّا تَدْعُونَ مِن دُونِ ٱللَّهِ إِنْ أَرَادَنِىَ ٱللَّهُ بِضُرٍّ هَلْ هُنَّ كَٰشِفَٰتُ ضُرِّهِۦٓ أَوْ أَرَادَنِى بِرَحْمَةٍ هَلْ هُنَّ مُمْسِكَٰتُ رَحْمَتِهِۦ ۚ قُلْ حَسْبِىَ ٱللَّهُ ۖ عَلَيْهِ يَتَوَكَّلُ ٱلْمُتَوَكِّلُونَ
«Скажи: «Видели ли вы тех, кому вы молитесь вместо Аллаха? Если Аллах захочет навредить мне, разве они смогут отвратить Его вред? Или же, если Он захочет оказать мне милость, разве они смогут удержать Его милость?» Скажи: «Довольно мне Аллаха. Только на Него уповают уповающие»» (39:38)
Во времена джахилии арабы верили, что если сова прилетит и сядет на дом, то случиться несчастье. Также дурное предзнаменование они видели в крике совы.
Именно поэтому посланник Аллаха ﷺ, разъясняя ложность подобных убеждений, сказал:
«Не (приносит беды крик) совы».
Именно поэтому пророк ﷺ, порицая такую практику, сказал:
«Нет (дурных примет по полету) птиц».
Передается от Бурайды, да будет доволен им Аллах, что:
أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ لَا يَتَطَيَّرُ مِنْ شَيْءٍ
Пророк ﷺ никогда не придавал значения никаким дурным предзнаменованиям (Абу Дауд 3920).
В ещё одном риуаяте передается от Ибн ‘Умара, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
لاَ عَدْوَى وَلاَ طِيَرَةَ، وَالشُّؤْمُ فِي ثَلاَثٍ فِي الْمَرْأَةِ، وَالدَّارِ، وَالدَّابَّةِ
« Не (передаётся) зараза (иначе как по воле Аллаха), и не (является дурным предзнаменованием полёт) птиц, а если что-нибудь и бывает злополучным, так это дом, женщина и конь » (Бухари 5753, Муслим 2225).
В этом хадисе плохие дом, жена или конь упоминаются не как дурные приметы, относительно которых люди имеют убеждения, связывая их с несчастьями, а в качестве вещей, которые на практике наиболее сильно отравляют человеку жизнь.
Так, передаётся от Ибн Мас’уда, что пророк ﷺ сказал:
الطِّيَرَةُ شِرْكٌ، الطِّيَرَةُ شِرْكٌ، ثَلَاثًا
« Вера в суеверие — ширк! Вера в суеверие — ширк! Вера в суеверие — ширк! »
А затем (Ибн Мас’уд) добавил:
وَمَا مِنَّا إِلَّا وَلَكِنَّ اللَّهَ يُذْهِبُهُ بِالتَّوَكُّلِ
« Нет среди нас такого [кому не приходит в голову нечто подобное], однако Аллах избавляет от этого благодаря упованию на Него » (Абу Дауд 3910).
Передача болезни в Исламе
Слова посланника Аллаха:
В этих хадисах пророк объясняет убеждения и не имеет в виду, что инфекционные болезни отсутствуют в принципе, как это ошибочно понимают некоторые люди.
Так, со слов Усамы ибн Зейда, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
إِذَا سَمِعْتُمْ بِالطَّاعُونِ بِأَرْضٍ فَلاَ تَدْخُلُوهَا، وَإِذَا وَقَعَ بِأَرْضٍ وَأَنْتُمْ بِهَا فَلاَ تَخْرُجُوا مِنْهَا
« Когда вы услышите, что в какой-то земле есть эпидемия (та’ун), то не заходите туда, а если вы уже находитесь в этом месте, то не уходите оттуда » (Бухари 5728).
Шарид ибн Сууейд, да будет доволен им Аллах, рассказывал:
« Среди членов делегации племени Сакыф был один прокажённый мужчина, и пророк ﷺ послал к нему сообщить :
إِنَّا قَدْ بَايَعْنَاكَ فَارْجِعْ
« Мы приняли твою присягу, а теперь возвращайся »» (Муслим 2231).
Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк ﷺ сказал:
لا يُورِدَنَّ مُمْرِضٌ عَلَى مُصِحٍّ
« Не следует помещать больного заразой (верблюда) вместе со здоровым » (Бухари 5771).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
«В своё время ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, выступил в поход на Шам. Когда же он достиг селения Сарга, его встретили командиры войск, а именно — Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах, да будет доволен им Аллах, и его товарищи, которые сообщили ему, что в Шаме началась эпидемия чумы.
Тогда ‘Умар велел: « Позови ко мне первых мухаджиров », — и я позвал их к нему. Сообщив им о том, что в Шаме распространилась чума, он стал спрашивать у них совета, и мнения их разделились.
Некоторые говорили: « Ты выступил в поход ради конкретного дела, и мы не считаем, что ты должен от него отказаться ».
Другие же говорили: « Вместе с тобой находятся и другие люди, а также сподвижники посланника Аллаха ﷺ, и мы не считаем, что тебе следует вести их туда, где распространилась эта чума ».
Выслушав их, ‘Умар сказал: « Теперь оставьте меня », — а потом велел: « Позови ко мне ансаров », — и я позвал их к нему. ‘Умар обратился за советом и к ним, и они, подобно мухаджирам, разошлись во мнениях.
Выслушав их, ‘Умар сказал: « Теперь оставьте меня », — а потом велел: « Позови ко мне находящихся здесь старцев-курайшитов, которые переселились до покорения Мекки », — и я позвал их.
Среди них никаких разногласий не возникло, и все они говорили: « Мы считаем, что тебе следует вернуться вместе с людьми и не вести их туда, где распространилась эта чума ».
После этого ‘Умар обратился к людям со словами: « Утром я отправляюсь назад в путь, и вы должны приготовиться к этому ».
Тогда Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах сказал: « Значит ты хочешь убежать от предопределения Аллаха? »
‘Умар воскликнул: « О если бы это сказал кто-нибудь другой, о Абу ‘Убайда! Да, мы бежим от предопределения Аллаха к предопределению Аллаха!
Скажи мне, будь у тебя верблюды, которые спустились бы в долину с одной стороны покрытую травой, а с другой — бесплодную, и ты стал бы пасти их на стороне, покрытой травой, разве ты делал бы это не по предопределению Аллаха?!
А если бы ты пас их на бесплодной земле, то разве ты делал бы это не по предопределению Аллаха?! »
Потом пришёл ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф, да будет доволен им Аллах, который сначала отсутствовал по каким-то делам, и сказал:
« Поистине, я кое-что знаю об этом. Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал :
إِذَا سَمِعْتُمْ بِهِ بِأَرْضٍ فَلاَ تَقْدَمُوا عَلَيْهِ، وَإِذَا وَقَعَ بِأَرْضٍ وَأَنْتُمْ بِهَا فَلاَ تَخْرُجُوا فِرَارًا مِنْهُ
« Если вы услышите, что на какой-нибудь земле распространилась чума, то не входите туда, а если она распространится на той земле, в которой находитесь вы, то не покидайте её, убегая от чумы »».
Что же касается ‘Умара ибн аль-Хаттаба, то он воздал хвалу Аллаху и покинул эти места» (Бухари 5729, Муслим 2219).
« Нет заражения », — объявляют недействительными любые убеждения, согласно которым болезни распространяются каким-либо способом, не обусловленным причинно-следственной связью.
Так, некоторые люди думают, что болезни могут передаваться посредством джиннов. В Афганистане существует поверье, что если человек прикасался к трупу человека, а затем, не взяв полное омовение и не сменив одежду, прикоснулся к новорожденному ребёнку, то у этого ребёнка якобы разовьётся рахит. Некоторые люди связывают возможность заболеть с тем, что увидят какое-то животное или наденут одежду какого-то определенного цвета.
В разных народах существует масса аналогичных суеверий, и именно их посланник Аллаха ﷺ объявляет ложными.
Убеждение джахилии о злополучии месяца Сафар
Сафар — صفر — это второй месяц лунного календаря, который арабы времён джахилии традиционно считали несчастливым временем. Они ошибочно полагали, что в этот месяц людям особенно часто начинают вредить джинны, а также случается много болезней и других проблем.
«Не (несёт в себе злополучия) месяц Сафар».
Астрология в Исламе
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
Во времена джахилии, люди связывали различные убеждения с движениями Луны. Считалось, что фазы Луны оказывают влияние на то, что происходит на Земле, и становятся причиной удачи или несчастий.
Также свои убеждения они связывали со звёздами, говоря, что по причине звёзд выпадает дождь.
Пророк ﷺ отрицает истинность подобных убеждений, называя их ложными.
Относительно астрологии есть и другие высказывания посланника Аллаха ﷺ.
Так, Зейд ибн Халид рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ совершил с ними утренний Намаз в Худайбийе, сразу после выпадения дождя. После совершения намаза он повернулся к людям и сказал :
هَلْ تَدْرُونَ مَاذَا قَالَ رَبُّكُمْ
« Известно ли вам, что сказал ваш Господь? »
Люди ответили: « Аллаху и Его посланнику это известно лучше ».
Тогда Пророк ﷺ произнёс:
أَصْبَحَ مِنْ عِبَادِي مُؤْمِنٌ بِي وَكَافِرٌ، فَأَمَّا مَنْ قَالَ مُطِرْنَا بِفَضْلِ اللَّهِ وَرَحْمَتِهِ فَذَلِكَ مُؤْمِنٌ بِي وَكَافِرٌ بِالْكَوْكَبِ، وَأَمَّا مَنْ قَالَ بِنَوْءِ كَذَا وَكَذَا فَذَلِكَ كَافِرٌ بِي وَمُؤْمِنٌ بِالْكَوْكَبِ
« Он сказал: «Среди Моих рабов выявились верующие в Меня и неверующие». Если человек говорит, что дождь выпадает благодаря Аллаху и Его милости, то он верит в Меня и не верит в звёзды. Если же человек говорит, что дождь выпадает благодаря (или по причине) такой-то звезде, то он не верит в Меня, а верит в звёзды »» (Бухари 846, Муслим 71).
В этом хадисе пророк ﷺ называет тех, кто верит в астрологию, кафирами.
Так же посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنِ اقْتَبَسَ عِلْمًا مِنَ النُّجُومِ اقْتَبَسَ شُعْبَةً مِنَ السِّحْرِ زَادَ مَا زَادَ
« Тот, кто обучился чему-либо из астрологии, тот научился части колдовства. И чем глубже он изучает астрологию — тем больше он узнает из колдовства » (Абу Дауд 3905, Ибн Маджа 3726).
При этом не секрет, что колдовство (сихр) — является одним из видов большого куфра.
Имам Бухари приводит в своём «Сахих» высказывание Катады, который сказал:
خَلَقَ هَذِهِ النُّجُومَ لِثَلاَثٍ: جَعَلَهَا زِينَةً لِلسَّمَاءِ، وَرُجُومًا لِلشَّيَاطِينِ، وَعَلاَمَاتٍ يُهْتَدَى بِهَا، فَمَنْ تَأَوَّلَ فِيهَا بِغَيْرِ ذَلِكَ أَخْطَأَ، وَأَضَاعَ نَصِيبَهُ، وَتَكَلَّفَ مَا لاَ عِلْمَ لَهُ بِهِ
« Поистине звезды эти были созданы для трех целей: Аллах создал их как украшение для неба, для метания в дьяволов и в качестве ориентиров. Все те, кто думают по этому поводу иначе, высказывают свое собственное мнение и сильно ошибаются, когда говорят о том, о чем у них нет знания » (Бухари 2/420).
Резюмируя, можно сказать, что говоря:
Очевидно, что ложными будут и все подобные убеждения, которые имеют люди в наши дни.