Упадок русской философии когда и в чем проявился

Период. 1917 – 1991гг. – Советский период русской философии.

Упадок русской философии когда и в чем проявился Упадок русской философии когда и в чем проявился Упадок русской философии когда и в чем проявился Упадок русской философии когда и в чем проявился

Упадок русской философии когда и в чем проявился

Упадок русской философии когда и в чем проявился

Изменения, произошедшие в России после октября 1917 года, оказали очень сильное воздействие на русскую философскую мысль. Марксистские идеи (диалектический материализм), став официальной идеологией Советской власти, вытеснили все остальные на многие десятилетия, что негативно сказалось не только на развитии наук в нашей стране (и в первую очередь гуманитарных), но и на образовании, нравственности, духовности общества. Философия утратила идеалистическое направление и была представлена лишь материалистическим направлением – философией марксизма (Плеханов, Троцкий, Ленин, Бухарин).

Период. С 1991г. – Постсоветский период русской философии.

В последние годы после крушения коммунистической системы в России началось пробуждение интереса к творчеству русских философов прошлого и послереволюционной эмиграции, но о возрождении лучших традиций отечественной философии можно говорить только как о все ярче проявляющейся тенденции.

Вопросы к лекции №8:

1. Чем отличается русская философия от мировой?

2. Почему у русской философии не было античного периода развития?

3. Сколько периодов в развитии прошла русская философия?

4. В чем особенности первого периода?

5. Основное содержание второго периода русской философии?

6. Каковы отличия западников от славянофилов и представляемых ими философских направлений?

7. Когда и в чем проявился упадок русской философии?

8. На какой стадии развития на данный момент находится философия в России?

Лекция №9

Тема: «ФИЛОСОФИЯ XX века»

Цель:Сформировать у студентов знания об основных философских направлениях современности и их функциональности.

План лекции:

Особенности современной философии.

Философские направления XX века.

Особенности современной философии.

Современная философия живет и действует в совершенно ином мире по сравнению с тем, в котором выдвигала и защищала свои идеи и принципы классическая философия:

1) Современные философы, как и ученые, перестали быть автономными, независимыми носителями абсолютной истины. Они становятся служащими государственного аппарата, получают зарплату и реализовывают свои идеи только в той мере, в какой этого хочет государство или крупные собственники.

2) Философия 20 века прежде всего антиидеологична, она борется против любой идеологии как упрощенного, поверхностного способа объяснения мира и человека, человеческих отношений.

3) Современная философия отказывается от претензий на обладание абсолютной истиной.

4) Считает, что есть только один путь изменений – изменение человеком самого себя, внутреннее освобождение от рабства привычек, стандартов, стереотипов мышления и поведения.

5) Многим философам 20 в. свойственно трагичное мироощущение, «скорбное неверие» в конечную победу сил разума и добра.

6) Современный мир не существует автоматически, по мнению мыслителей 20 в. Мир неизбежно рухнет, если каждый человек не будет поддерживать его существование своими усилиями, своей верой. В этом плане современная философия глубоко демократична.

Философские направления XX века.

1. Позитивизм – философское направление, в основе которого лежит идея о том, что все подлинное (позитивное) знание является результатом деятельности специальных наук. Наука вообще не нуждается в какой-либо стоящей над ней философией с ее исследованиями философских проблем.

В развитии позитивизма выделяют 4 этапа:

Классический

Представители: Кант, Авенариус, Миль, Спенсер.

Главная идея заключается в том, что философия должна ставить перед собой задачу исходить только из научного анализа, разрабатывать основы математической логики.

Эмпириокритицизм (махизм)

Представители: Эрнст Мах, Корнелиус.

— очищение не только философии, но и науки от ненаучных измышлений (критика опыта);

— философия сводится только к теории познания;

— наука должна только описывать, но не объяснять явления.

Упадок русской философии когда и в чем проявился

Неопозитивизм

Представители: Морис Шлик, Рассел, Осин.

Особенностью является стремление не выходить за рамки научного анализа. Единственной реальностью признается язык. Функции философии сводились к объяснению деятельности человека в языковом мире. Предметом исследований неопозитивистов стали анализ значения слов и знаков вообще.

Постпозитивизм

Представители: К.Поппер, Г.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд.

Представляет собой критику и ревизию (пересмотр) неопозитивизма, своеобразную «реабилитацию философии», возвращение к метафизике.

2. Прагматизм– философское направление, обозначающее практический характер той или иной деятельности, направленной на достижение максимально полезного результата. За ними скрываются определенные настроения и установки массового, обыденного сознания. В таком смысле бросается вызов сугубо философскому (созерцательному) подходу к миру.

Представители: Ч.Пирс, У.Джеймс, Дж.Дьюи, К.Льюис.

3. Персонализм – философское религиозно-идеалистическое учение, гуманистическое по своему содержанию, отстаивающее идею личности как высшей духовной ценности, первичной реальности.

Представители: Боун, Кнудс, Брайтмен, Керр, Штерн, Мунье, Лакруа, Н.Бердяев.

— наш мир – проявление активности Бога;

— только религиозная философия может решить задачу ориентации человека в современном мире;

— главный способ самоутверждения личности в самоусовершенствовании.

4. Фрейдизм.

Основатель Зигмунд Фрейд. Представляет собой одно из направлений иррационализма. Уделяет внимание бессознательным процессам в человеческой психике.

Фрейд не отрицал важной роли сознания («Я») в человеческой жизни, с помощью которого индивиды ориентируются в окружающем мире. Но кроме него существует еще и:

«Сверх-Я», которое представляет собой совокупность перенесенных «вовнутрь» человеческой психики социально значимых идеальных принципов, регуляторов;

«Оно», которому и соответствует невидимый для внешнего наблюдения «микромир» бессознательного.

Идеи фрейдизма опираются на известное явление: многие функции нашего тела, которые связаны с деятельностью мозга, осуществляются бессознательно. Бессознательны, по Фрейду, и некоторые наши желания и побуждения. Уровни бессознательного он делит на:

— «высшее» бессознательное – оно связано с процессами творчества.

По убеждению Фрейда, бессознательные процессы в человеческой психике поддаются исследованию и воздействию. Фрейд увеличил роль в жизни человека сексуальных инстинктов и свел их к чисто бессознательным непреодолимым побуждениям.

5. Экзистенциализм – философия существования.

Основной представитель – Мартин Хайдеггер.

1) Философия должна заниматься не проблемами науки, а – человеческого существования;

2) Человек живет прежде всего эмоциями;

3) Существование – это духовное бытие личности, ее сознание;

4) Задача человека – не в изменении мира, а в изменении отношения к нему;

5) Кризис в современной общественной жизни можно преодолеть благодаря узкому кругу общения людей, а также – мистическому общению с Богом.

6. Феноменология – философское направление, изучающее сознание как особый регион бытия, внутренний мир человека.

Родоначальник – Эдмунд Гуссерль.

В России феноменологами были Г.Г.Шпет и А.Ф.Лосев.

Феноменология утверждает, что люди плохо понимают сознание, поэтому пытается восполнить этот недостаток, стремясь сохранить и преумножить полноту бытия, которая реализуется в динамике созерцаний, переживаний, высказываний. И совершается переход от созерцания отдельных предметов к их смыслу благодаря интуиции.

7. Герменевтика– философское направление, изучающее проблемы языка, интерпретацию, понимание текстов; это философия вопрошания о бытии человека в мире и понимание этого мира посредством языка и переживаний.

Современная герменевтика – это реакция на философию Нового времени с ее культом рациональности и человека-одиночки, противопоставляемого внешнему миру. Когда такой способ философствования себя исчерпал, то человек стал восприниматься не столько как рациональное, сколько в качестве эстетически, этически, религиозно чувствующего существа. И новатором в этом был Кьеркегор.

8. Постмодернизм – это философское направление, которое направлено против философии Нового времени, это критика рациональности, разума, исследование проблем секса и безумия.

Постмодернисты призывают к плюрализму, хаосу, чувственности, иронии критике авторитетов, поиску нестабильности, несогласия, к отсутствию единообразия, скептическому отношению к ценностям.

Наиболее видными постмодернистами являются французские философы Жак Деррида, Жан Лиотар и американские мыслители.

Вопросы к лекции №9:

1. В чем отличия современной философии от предыдущего периода развития?

2. Какие существуют основные современные философские направления?

3. Каковы этапы в развитии позитивизма?

4. Какое философское направление разработал З. Фрейд?

5. Что представляет собой постмодернизм и каково его влияние на развитие философии?

6. Почему современную философию часто называют «философией жизни»?

Источник

13. Особенности русской философии.

М.В. Нестеров «Философы» 1917

Изображены С.Н. Булгаков и П.А. Флоренсий

Русская философия представляет собой одно из оригинальных и выдающихся явлений мировой культуры, хотя и не имеет столь долгой истории, как, например, китайская, индийская или античная философия. На ее становление и развитие определяющее воздействие оказало множество факторов:

1. Отсутствие дохристианского, античного периода развития;

2. Сильное влияние идеологии и морали: сначала христианской, а затем коммунистической;

3. Тесное взаимодействие русской культуры с культурами других народов;

4. Сложный путь исторического развития России;

5. Специфика самого стиля философствования: в западной философии с XVII в. господствующим стал чисто рационалистический, «научный», а в русской – эмоционально-образный, художественный стиль философствования;

6. Пристальное внимание к социальной проблематике, т.е. русская философия явилась философией жизни и сознательно подчинялась решению стоявших перед обществом насущных проблем.

На каждом этапе развития русской философии эти особенности проявлялись с разной силой, что и придавало им неповторимое своеобразие.

В своем развитии русская философия прошла ряд периодов, тесно связанных с исторической судьбой русского государства:

1 период. XI – XVII века. – Древняя и средневековая философия.

2 период. XVIII – первая четверть XIX вв. – Русское Просвещение.

3 период. Вторая четверть – конец XIX в. – Российский духовный Ренессанс.

4 период. 1917 – 1991гг. – Советский период русской философии.

5. период. С 1991г. – Постсоветский период русской философии.

1 период. XI – XVII века. – Древняя и средневековая философия.

На данном этапе происходит усвоение восточными славянами традиций христианской православной религии византийской философии, культуры с сохранением в них на многие века заметного влияния древнерусской мифологии. Наиболее выдающимися представителями философской мысли этого периода были митрополит Илларион, Никифор, Сергий Радонежский, князь Владимир Мономах и др. Они сформировали следующие представления:

1. о мире как о творении Бога;

2. о человеческой истории как арене борьбы божественной благодати и дьявольских козней;

3. о человеке как двойственном существе, состоящем из бренного тела и бессмертной души.

В XV- XVI вв. эти суждения были дополнены высказываниями Филофея, Нила Сорского, князя Ивана Грозного, князя А.Курбского, Максима Грека, Ю.Кражанича, и др.:

1. о народе как объекте постоянной опеки, повинующемся «грозному» царю, который укрепляет законность, любит народ, следит за порядком и другими идеями относительно искусства, светской власти и ее связи с духовной властью;

2. о самобытности славянского культурного мира, противостоящего как «немецкой», так и «греческой» культуре;

3. о человеке как «образе и подобии Бога.

2 период. XVIII – первая четверть XIX вв. – Русское Просвещение.

Русская философия этого периода представлена также такими известными личностями, как А.Н. Радищев, М.М.Щербатов, Григорий Сковорода и др., выдвинувшими ряд аргументом в пользу бессмертия души человека. Помимо этого Радищев предпринял попытку создания «картины человека», акцентируя при этом внимание на его включенности в систему природных связей и закономерностей, при одновременном подчеркивании его способности видеть во всем присутствие Бога.

3 период. Вторая четверть – конец XIX в. – Российский духовный Ренессанс.

К наиболее характерным особенностям данной эпохи относят бурное развитие русского варианта духовного Ренессанса и более тесную соотнесенность с западноевропейской философией (гегельянством, неолейбницианством, неокантианством, неогегельянством, позитивизмом). Круг проблем, исследуемых русскими философами, разделяется на три сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы:

1. «познания», с основной оппозицией «вера-знание»;

2. «действие», с основной оппозицией «аполитизм-революция»;

3. «ценностей» (нравственности), с основной оппозицией «альтруизм-эгоизм».

Характерной особенностью русской философии этого периода является то, что будучи органической частью мировой философии с традиционной проблематикой, она представляет собой и многообразие философских доктрин, систем, школ, традиций, организованных вокруг двух «полюсов»:

1. «философии тотальности» (целостности, коллективности);

2. «философии индивидуальности».

Наиболее яркими представителями «философии тотальности» славянофилы (И.В.Кириевский, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков, И.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин), проповедовавшие идеи православия как фундамента мировоззрения и познания, обеспечивающего возможности гармонизации всех способностей человека в едином «цельном знании». Относились к монархии как к «нравственному миру», сочетающему в себе личностное и коллективное начала, негативно и критично воспринимали российскую действительность, развитие событий в которой грозило распадом крестьянской общины и европеизацией страны.

К представителям философии тотальности относят также:

— К.Н.Леонтьева с его пессимистической историософией, построенной на отказе от национального принципа, и с отношением к православию как суровой аскетической вере на грани мироотрицания;

— И.Федорова (философия русского космизма) с его опорой на православное христианство и стремление достижения «братства» через объединение теоретического и практического разума, Бога, человека и природы, науки и искусства в религии.

Философия индивидуальности представлена идеями западничества (П.Я.Чаадаев, Т.Н.Грановский, В.Г Белинский, А.И Герцен) с характерной для него ориентацией на западноевропейскую цивилизацию, с критикой православия, акцентированием внимания на личностное начало, тяготевших к материализму и атеизму.

Философию в России этого периода представляли также:

— народники (Бакунин, Лавров, Ткачев, Кропоткин);

— русский космизм (Одоевский, Сухово-Кобылин, Циолковский, чижевский, Рерих);

— религиозные философы (Толстой, Федоров, Соловьев, Бердяев, Булгаков, Франк, Лосский, Шестов, Флоренский, Андреев).

Л.Н. Толстой создал свою «рациональную» религию, включавшую в себя все ценное из христианства и восточных религий и представляющую для него «новое жизнеописание», основанное на принципах любви (Бог есть любовь) и «непротивления злу».

4 период. 1917 – 1991гг. – Советский период русской философии.

5 период. С 1991г. – Постсоветский период русской философии.

В последние годы после крушения коммунистической системы в России началось пробуждение интереса к творчеству русских философов прошлого и послереволюционной эмиграции, но о возрождении лучших традиций отечественной философии можно говорить только как о все ярче проявляющейся тенденции.

1. Составьте три своих вопроса и (ответа на них) по изученной теме

2. Выпишите встреченные термины и выпишите из словаря их определение

1. Чем отличается русская философия от европейской?

2. Почему у русской философии не было античного периода развития?

3. Сколько периодов в развитии прошла русская философия?

4. В чем особенности первого периода?

5. Основное содержание второго периода русской философии?

6. Каковы отличия западников от славянофилов и представляемых ими философских направлений?

7. Когда и в чем проявился упадок русской философии?

8. На какой стадии развития на данный момент находится философия в России?

Митрополит Иларио н (прозвище Русин; умер ок. 1055 года) — митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого, святитель. Первый митрополит славянского происхождения в Древнерусском государстве. Автор «Слова о законе и благодати» (1030—1050).

Память святителя Илариона совершается 21 октября (по юлианскому календарю).

Сведения о жизни скудны и не всегда могут быть совершенно достоверно отнесены к митрополиту Илариону; летописи содержат ряд упоминаний имени Ларион, которые по историческому контексту идентифицируют с ним. Так, под 1051 годом «Повесть временных лет» излагает зарождение Киево-Печерского монастыря: «Боголюбивому бо кня́зю Ярославу, лю́бящю Берестовое и церковь ту су́щую святы́х апостол и попы́ многы набдя́щю, в них же бе презву́тер именемь Ларион — муж благ, книжен и постник»; он первый «ископа печерку малу двусажену» там, «кде ны́не ветхый манасты́рь Печерьскый». Согласно записи в начале летописной статьи 1051 года в ПВЛ («лѣ́то 6559»), его («Лариона») «постави Ярослав митрополитом собрав епископы».

Ему принято приписывать авторство произведения, известного как «Слово о законе и благодати» («О законѣ Моисѣ́омъ данѣѣмъ, и о благодѣ́ти и истинѣ Ису́сомъ Христомъ бы́вшии. И како законъ отиде, благодѣ́ть же и истина всю землю исполни, и вѣ́ра въ вся язы́кы простреся и до нашего язы́ка ру́скаго, и похвала кагану нашему Влодимеру, от негоже крещени бы́хомъ и молитва къ Богу от всеа земли нашеа»), дошедшее в более чем 50-и списках XV—XVI веков. Атрибуция иных — сомнительна.

Упадок русской философии когда и в чем проявился

Монах Филофей (около 1465—1542 ) — старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря (село Елизарово Псковского района), сведения о котором весьма скудны. Известен как предполагаемый автор концепции «Москва — Третий Рим», тезисы которой изложены в его письмах дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину и великому князю Василию III Ивановичу.

В своих посланиях Филофей полемизирует против астрологических предсказаний Николая Немчина, вообще отвергая астрологию («не от звѣздъ сие приходит»); заботится о некоторых местных псковских делах; отстаивает принципы иосифлян, впервые обстоятельно развивает знаменитую теорию о Москве как о третьем Риме, хранителе правой христианской веры. Впрочем, указанные письма посвящены иным вопросам и говорят не о Москве или России, но «Ромеиском царстве», которое отождествляется с Московским княжеством и о котором Филофей пророчествует: « два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Схожая идея была выдвинута существенно ранее митрополитом Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии».

Предполагаемое авторство Филофея сочинения «Об обидах Церкви» к царю Ивану IV Васильевичу опровергается учеными, так как оно содержит элементы полемики с первым Посланием. Продолжатель Филофея связал тему «Третьего Рима» с защитой имущественных прав церкви.

В августе 2009 года сообщалось, что псковскими археологами была обнаружена могила, предположительно принадлежащая Филофею.

Михаил Васильевич Ломоносов ( 1711-1765) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики[12заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера

Статский советник, профессор химии (с 1745), действительный член Санкт-Петербургской Императорской и почётный член Королевской Шведской академий наук. Яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis).

Тимофей Николаевич Грановский (1813 — 1855) — русский историк-медиевист, заложивший основы научной разработки западноевропейского Средневековья в России. Профессор всеобщей истории Московского университета (1839—1855). Идеолог западничества. Был ближайшим другом Н. П. Огарёва и А. И. Герцена.

Родился в дворянской семье среднего достатка и был старшим из пяти детей. Его отец, Николай Тимофеевич, был советником соляного управления. Мать, происходившая из богатой малороссийской семьи, имела благотворное влияние на сына. До 1826 года воспитывался дома. Домашнее воспитание Тимофея было направлено главным образом на изучение французского и английского языков. С 13 лет учился в московском частном пансионе Ф. И. Кистера (1826—1828). В 1828—1831 годах жил в Орле. С января по июнь 1831 года служил в Департаменте иностранных дел в Санкт-Петербурге. В августе 1832 года был зачислен студентом юридического факультета Санкт-Петербургского университета. Окончив университет в 1835 году со степенью кандидата, он поступил на службу в библиотеку Гидрогеографического депо Главного морского штаба — секретарём 1-го отделения.

В декабре 1835 года попечитель Московского учебного округа граф С. Г. Строганов предложил Грановскому занять кафедру всеобщей истории в Московском университете и для приготовления к профессорскому званию направил его в Берлинский университет. В это время, в начале 1836 года, Грановский познакомился с Н. В. Станкевичем, определившим развитие взглядов Грановского; в середине мая 1836 года он выехал в Берлин.

Упадок русской философии когда и в чем проявился

Представитель русского космизма, член Русского общества любителей мироведения. Автор научно-фантастических произведений, сторонник и пропагандист идей освоения космического пространства. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной.

Павел Александрович Флоренский ( 1882- 1937) — русский православный священник, богослов, религиозный философ, учёный, поэт. Родился 9 января в местечке Евлах Елизаветпольской губернии (ныне Азербайджан). Отец Александр Иванович Флоренский (30.9.1850—22.1.1908) — русский, происходил из духовного звания; образованный культурный человек, утративший связи с церковью, с религиозной жизнью. Работал инженером на строительстве Закавказской железной дороги. Мать — Ольга (Саломэ) Павловна Сапарова (Сапарьян; 25.3.1859—1951) принадлежала к культурной семье, происходившей из древнего рода карабахских армян. Бабушка Флоренского была из рода Паатовых (Пааташвили). Семья Флоренских, как и их армянские родственники, имели поместья в Елизаветпольской губернии. В семье было ещё два брата: Александр (1888—1938) — геолог, археолог, этнограф и Андрей (1899—1961) — конструктор вооружения, лауреат Сталинской премии; а также сестры: Юлия (1884—1947) — врач психиатр-логопед, Елизавета (1886—1967) — в замужестве Кониева (Кониашвили), Ольга (1892—1914) — художник-миниатюрист и Раиса (1894—1932) — художник, участник объединения «Маковец».

Поиск информации Коренев Е.

Философия: (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) — особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях.

Народники — движение русской интеллигенции на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой. Три течения народничества — пропагандисткое, заговорщическое и бунтарское. Идеолог пропагандистского движения — Пётр Лаврович Лавров, заговорщического — Пётр Никитич Ткачёв, бунтарского — Михаил Александрович Бакунин.

Западники — течение рус. общественной и филос. мысли 1840-х гг., выражавшее настроения либеральной ирадикально настроенной интеллигенции, стремившейся к дальнейшей европеизации и модернизацииРоссии. Название, возникшее в результате полемики со славянофилами, с которыми З. первоначальносоставляли единое сообщество свободомыслящих, оппозиционно настроенных интеллектуалов, не вполнеточно: З. не отрицали своеобразия, оригинальности рус. культуры, однако либо относились к немуотрицательно (Л.Я. Чаадаев), либо рассматривали его как особый вид или путь к достижению единого идеалаевропейской культуры, которую они рассматривали как общечеловеческую.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.

Национализм- (nationalism) Национализм возводит принадлежность к своей нации в политический принцип или программу. Таким образом он имеет иное измерение, чем патриотизм, который подразумевает чувство привязанности к своей стране или нации, не связанное с какой-либо программой политических действий

Община- (community) Социальная группа людей, связанных между собой конкретным местом. Однако характер социальных связей и местоположения общины вызывают идеологические споры.

Поиск определений – Суржиков Е.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *