Унр что это в строительстве
«Строительные скандалы» Минобороны
Министерство обороны продолжают сотрясать крупные финансовые скандалы, связанные со строительством жилья для военных в Москве. Однако, в этот раз произошла настоящая трагедия, которая привела к самосожжению 75-летнего пенсионера Виктора Ивановича Душутина в здании Тверского суда Москвы. Там судят его сына – руководителя ОАО «Военно-строительное управление Москвы» Алексея Дашутина, обминающегося в рейдерстве. А ведь Дашутин еще недавно строил дома для военных и пытался отсудить у Министерства обороны 287 миллионов рублей. Об этом скандале рассказали корреспонденту The Moscow Post столичные правозащитники.
За что «сгорел» Виктор Дашутин?
Как выяснилось, актом самосожжения пенсионер выразил протест против несправедливого преследования его сына – Алексея Дашутина, который руководит ОАО «Военно-строительное управление Москвы» (ВСУМ). Данная структура уже много лет добросовестно строит объекты для Минобороны. Среди построек ВСУМ такие важные военные объекты, как Звездный городок, Центральный театр Российской армии, здание Министерства обороны на Арбате. А еще — новый дом для офицеров на 500 квартир. Именно в этот дом и должны вскоре переехать офицеры из полусгнившего общежития на Пироговке. Однако, переезду офицеров в новый дом препятствует само… Минобороны!
Так оно не хочет платить долг застройщикам в размере 287 миллионов рублей. Дабы вернуть эти деньги и закончить строительство (а так же обеспечить переезд из общежития офицеров) Дашутин подал иск на Минобороны. Однако, вместо того, чтобы заплатить ему положенные 287 миллионов рублей, Минобороны пошло в «атаку» на девелопера.
Так Алексея Дашутина неожиданно обвинили в рейдерском захвате ВСУМ и арестовали. Мало того, что по новому законодательству Дашутина по этому обвинению нельзя арестовывать, так он честно купил акции ОАО «Военно-строительное управление Москвы» на аукционе в 2004 году.
Как выяснилось, по одной из причин, обвинения в рейдерстве на Дашутина «повесили» по «заказ» Минобороны. Кстати, стоимость квадратного метра в этом доме значительно ниже (всего 15 тысяч рублей) той, которую считает приемлемой военное ведомство (порядка 40 тысяч рублей) Таким образом, есть подозрения, что руководство Минобороны не хочет отдавать квартиры в этом доме офицерам, а желает продать их по рыночной стоимости. Отметим, что это далеко не единственная «квартирная афера» в Москве – от военных.
«Маршал» для Сердюкова?
Так, похоже, что напоследок глава оборонного ведомства Анатолий Сердюков решил «сорвать большой куш» в виде квартир приближенных в элитном жилом комплексе «Маршал» в СЗАО г.Москвы. Эта история началась еще на «рассвете» 2000-х, когда власти Москвы разработали план развития СЗАО до 2020 года, согласно которому на месте 22-го бронетанкового ремонтного завода, принадлежащего Министерству обороны, должен был быть построен элитный жилой комплекс, который затем получил название «Маршал».
А вот «Управление начальника работ номер 494» (ОАО «494 УНР») раньше тоже была строительной «дочкой» Министерства обороны. Кстати, после приватизации в состав совета директоров ОАО «494 УНР» вошли четыре высокопоставленных сотрудника Главного военно-строительного управления Министерства обороны и чиновница из Министерства имущественных отношений, которые, по сути, и стали новыми владельцами компании. Стоит отметить, что в состав совета директоров ОАО «494 УНР» входили руководитель компании Алексей Ким и генерал Александр Косован, курирующий приватизацию этой структуры. Кстати, вскоре генерал Косован занял пост в мэрии Москвы, и стал первым зам. руководителя Департамента градостроительной политики.
Это произошло в не таком далеком 2003 году. А ранее Косован был начальником службы расквартирования и обустройства. Затем этот пост занял преемник Косована Анатолий Гребенюк, который и подписал согласованную докладную записку руководителя ГлавКЭУ Владимира Кондратенко, разрешающую генподрядчику «494 УНР» принять долевое участие в строительстве жилья на объекте «Маршал». Кстати, вскоре Гребенюк был с позором выгнан из Минобороны по инициативе самого Путина.
Изначально, квартиры в первых трех корпусах ЖК «Маршал» предполагались только для военнослужащих. Однако, из-за финансового кризиса 2008 года военным пришлось пойти на сделку с коммерческими инвесторами проекта и заключить договор с крупным агентством недвижимости. В итоге люди активно стали покупать квартиры в еще строящемся ЖК «Маршал», так что строительство удалось довести до конца. Разумеется, 31 декабря 2011 года объект должен быть сдан, и дольщики должны были наконец-то насладиться своими квартирами.
Однако, не тут-то было… Поговаривают, что министр обороны Анатолий Сердюков был так сильно раздосадован, что его близкие (и, вероятно, он сам) не получили квартиры в ЖК «Маршал», что распорядился «приостановить» отношение Минобороны и ОАО «494 УНР». А так как земля под ЖК «Маршал» принадлежала Миноброны, то это означает, что министр Сердюков может забрать весь этот ЖК себе (а вернее – себе в ведомство).
В итоге перед руководством ОАО «494 УНР» встала непростая задача – либо «забыть» о дольщиках и пойти на уступки Сердюкову, либо вообще лишиться прав на достраивание этого объекта. Сейчас стройка, разумеется, затягивается, но, похоже, позиция министра начинает брать верх. Возможно, именно поэтому квартиры в ЖК «Маршал» начинают неспешно получать близкие к Анатолию Эдуардовичу люди, а дольщики, как всегда, остались обманутыми. Таким образом, был совершен «кидок» на общую сумму в 3,6 миллиарда рублей.
Кто будет «крайним»?
Ведь военные хотели застроить объекты не только на улицах Чусовская, Ясеневская, Головачева, Академика Скрябина и на Варшавском шоссе, но и на Свободном проспекте, а так же – на Танковом проезде и на Синявинской улице. Если по последним трем объектам мэрия уже категорически отказала, заявив, что строить там жилое жилье нельзя, то в отношении остальных территорий мэр предложил министру детально проработать эти проекты «с учетом существующей сегодня градостроительной ситуации в Москве, а также обеспеченности территорий социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры». Этот ответ Собянина Сердюкову стоит трактовать, как вежливый отказ.
В общем, понятно стало, что мэрия не даст Минобороны построить дома на заявленной территории и по заявленным ценам. Но почему же Собянин стал столь категоричен? Все дело в том, что еще до получения разрешения от мэрии военные умудрились уже подписать контракт на строительство жилья в Москве со Су-155 на 5,4 млрд руб. Более того, по контракту уже выдан аванс в размере 30% от общей суммы подрядных работ.
Таким образом, уже около 1,62 млрд руб. передано Су-155, хотя строительство даже не согласовано, а, следовательно, даже не могло быть начато. И вот теперь, по слухам, судьбой этих 1,62 млрд руб. заинтересовалась Генпрокуратура.
А ведь данную ситуацию курировал лично министр Анатолий Сердюков. Но, видимо, он не очень-то хочет нести ответственность за сложившуюся ситуацию.
Теперь складывается такое ощущение, что именно уволенную Ольгу Харченко в Минобороны сделают «крайней» И, причем, по всей видимости, ее обвинят и в других скандалах, описанных в этой статье…
Организационная структура управления СМУ (УНР)
СМУ – строительно-монтажное управление
УНР – управление начальника работ
ПТО – производственно-технологический отдел
ТБ- техника безопасности
ЦМС – центр материального снабжения (может быть УПТК – управление производственно-технологической комплектации)
В современных условиях название УНР входит в имя собственное предприятия (например, ЗАО «УНР-465»). Это лишь возможность использовать устойчивый положительный имидж компании в советский период времени. И сейчас и тогда организационная структура СМУ и УНР была одинаковой. Название УНР изначально содержало указание на определенную ведомственную принадлежность (например, в армии строительно-монтажные управления называли УНР).
Функционал основных подразделений и служб
Должностные обязанности главного инженера
1. Определяет техническую политику и направления технического развития предприятия в условиях рыночной экономики, пути реконструкции и технического перевооружения действующего производства, уровень специализации и диверсификации производства на перспективу.
2. Обеспечивает необходимый уровень технической подготовки производств и его постоянный рост, повышение эффективности производства и производительности труда, сокращение издержек (материальных, финансовых и трудовых), рациональное использование производственных ресурсов, высокое качество и конкурентоспособность производимой продукции, работ или услуг, соответствие выпускаемых изделий действующим государственным стандартам, техническим условиям и требованиям технической эстетики, а также их надежность и долговечность.
3. В соответствии с утвержденными бизнес-планами предприятия на долгосрочную и среднесрочную перспективу руководит разработкой мероприятий по реконструкции и модернизации предприятия, предотвращению вредного воздействия производства на окружающую среду, бережному использованию природных ресурсов, созданию безопасных условий труда и повышению технической культуры производства.
4. Организует разработку и реализацию планов внедрения новой техники и технологии, проведения организационно-технических мероприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
5. Обеспечивает эффективность проектных решений, своевременную и качественную подготовку производства, техническую эксплуатацию, ремонт и модернизацию оборудования, достижение высокого качества продукции в процессе ее разработки и производства.
6. На основе современных достижений науки и техники, результатов патентных исследований, а также передового опыта с учетом конъюнктуры рынка организует работу по улучшению ассортимента и качества, совершенствованию и обновлению выпускаемой продукции, выполняемых работ (услуг), техники и технологии, созданию принципиально новых конкурентоспособных видов продукции, по проектированию и внедрению в производство средств комплексной механизации и автоматизации технологических процессов, контроля и испытаний высокопроизводительного специализированного оборудования, разработке нормативов трудоемкости изделий и норм расхода материалов на их изготовление, последовательному осуществлению режима экономии и сокращению издержек.
7. Осуществляет контроль над соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплины, правил и норм по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, требований природоохранных, санитарных органов, а также органов, осуществляющих технический надзор.
8. Обеспечивает своевременную подготовку технической документации (чертежей, спецификаций, технических условий. Технологических карт).
9. Заключает с научно-исследовательскими, проектными (конструкторскими и технологическими) организациями и высшими учебными заведениями договоры на разработку новой техники и технологии производства, проектов реконструкции предприятия, его подразделений, обновления и модернизации оборудования, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, автоматизированных систем управления производством, осуществляет контроль над их разработкой, организует рассмотрение и внедрение проектов технического перевооружения, разработанных сторонними организациями, составление заявок на приобретение оборудования на условиях лизинга.
10. Координирует работу по вопросам патентно-изобретательской деятельности, унификации, стандартизации и сертификации продукции, аттестации и рационализации рабочих мест, метрологического обеспечения, механоэнергетического обслуживания производства.
11. Принимает меры по совершенствованию организации производства, труда и управления на основе внедрения новейших технических и телекоммуникационных средств выполнения инженерных и управленческих работ.
12. Организует проведение научных исследований и экспериментов, испытаний новой техники и технологии, а также работу в области научно-технической информации, рационализации и изобретательства, распространения передового производственного опыта.
13. Проводит работу по защите приоритета внедренных научно-технических решений, подготовке материалов на их патентования, получение лицензий и прав на интеллектуальную собственность.
14. Организует обучение и повышение квалификации рабочих и инженерно-технических работников и обеспечивает постоянное совершенствование подготовки персонала.
15. Руководит деятельностью технических служб предприятия, контролирует результаты их работы, состояние трудовой и производственной дисциплины в подчиненных подразделениях.
16. На время отсутствия директора предприятия исполняет его обязанности и использует его права, несет ответственность за надлежащее их исполнение и использование.
Начальник ПТО:
1. Руководит работой по оперативному регулированию, с использованием средств вычислительной техники, коммуникаций и связи, хода производства, обеспечению ритмичного выпуска продукции в соответствии с планом производства и договорами поставок.
2. Осуществляет руководство разработкой производственных программ и календарных графиков выпуска продукции в соответствии с планом производства и договорами поставок.
3. Осуществляет руководство разработкой производственных программ и календарных графиков выпуска продукции по предприятию и его подразделениям, их корректировкой в течение планируемого периода, разработкой и внедрением нормативов для оперативно-производственного планирования.
4. Организует оперативный контроль за ходом производства, за обеспечением производства технической документацией, оборудованием, инструментом, материалами, комплектующими изделиями, транспортом, погрузочно-разгрузочными средствами и т.п., а также за осуществлением подготовки производства новых видов изделий.
5. Обеспечивает ежедневный оперативный учет хода производства, выполнения суточных заданий выпуска готовой продукции по количеству и номенклатуре изделий, контроль за состоянием и комплектностью незавершенного производства, соблюдением установленных норм заделов на складах и рабочих местах, за рациональностью использования транспортных средств и своевременностью выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
6. Координирует работу подразделений предприятия, принимает меры по обеспечению ритмичности выполнения календарных планов производства, предупреждению и устранению нарушений хода производственного процесса.
7. Обеспечивает своевременное оформление, учет и регулирование выполнения заказов по кооперации и межцеховых услуг.
8. Контролирует выполнение взаимных требований и претензий подразделения предприятия, анализирует результаты их деятельности за предыдущий плановый период с целью выявления возможностей более полной и равномерной загрузки мощностей, оборудования и производственных площадей, сокращению цикла изготовления продукции.
9. Проводит работу по выявлению и освоению технических новшеств, научных открытий и изобретений, передового опыта, способствующих улучшению технологии, организации производства и росту производительности труда.
10. Руководит работой производственных складов, обеспечивает участие отдела в проведении инвентаризации незавершенного производства.
11. Организует разработку мероприятий по совершенствованию оперативного планирования, текущего учета производства и механизации диспетчерской службы, внедрение современных средств вычислительной техники, коммуникаций связи.
12. Осуществляет методическое руководство работой производственно-диспетчерских подразделений предприятия, руководит работниками отдела.
Служба охраны труда
Для организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, в организациях с численностью работающих более 50 человек работодателем согласно статье 217 ТК РФ создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Если численность работников организации 50 человек и меньше, то решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.
Если служба охраны труда (специалист по охране труда) в организации отсутствует, их функции выполняет работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, иной уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, который оказывает услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, принятых Постановлением Минтруда Российской Федерации от 8 февраля 2000 №14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации».
Деятельность комитета (комиссии) по охране труда регламентирована Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29 мая 2006 года №413 «Об утверждении типового положения о комитете (комиссии) по охране труда» (далее – Приказ №413). Однако ТК РФ не ставит обязательным условием для создания комитета (комиссии) наличие в организации определенного количества работников. Комитет (комиссия) по охране труда могут быть созданы в любой организации.
Этот орган по охране труда может быть создан как по инициативе работодателя, так и по инициативе работников (их представительного органа). Комитет (комиссия) по охране труда также может быть организован совместными усилиями работодателя и работников (их представительного органа).
Комитет (комиссия) по охране труда организуют совместные действия руководителя и работников в сфере охраны труда, организует проверку условий и охраны труда на рабочих местах, доводит результаты проверок до сведения работающих, осуществляет сбор предложений к созданию коллективного договора (соглашения) по охране труда. Действия комитета способствуют профилактике травматизма и профессиональных заболеваний.
Количество работников комитета (комиссии) по охране труда может зависеть от численности работников в организации, специфики ее работы, иных особенностей организации, а также определяться в результате взаимной договоренности работодателя и работников (их представителей).
Выдвижение в комитет представителей работников происходит на общем собрании коллектива. Приказом директора (начальника) организации назначается на свою должность представитель работодателя.
Условия создания, деятельности, период работы определяются по взаимной договоренности сторон.
Из числа работников, выбранных в комиссию по охране труда, могут быть избраны председатель комиссии, а также с каждой из сторон трудового договора заместитель председателя и лицо, исполняющее обязанности секретаря.
Комитет осуществляет свою работу в соответствии с планом работы, который принимается на его заседании и утверждается председателем комитета. Работа комитета осуществляется на общественных началах, как правило, без освобождения от основных обязанностей, если иное не оговорено в коллективном договоре. В соответствии с пунктом 4 Приложения к Приказу №413 в своей работе комитет взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов.
Службами охраны труда организаций проводится проверка состояния условий и охраны труда на рабочих местах, соблюдения работниками требований инструкций охраны труда, а также информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты и другое.
В соответствии с пунктом 9 Приложения к Приказу №413 для осуществления возложенных на него функций комитету предоставляются следующие права:
«9.1. получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных производственных факторов и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья;
9.2. заслушивать на заседаниях Комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда;
9.3. заслушивать на заседаниях Комитета руководителей и других работников организации, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекших за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
9.4. участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения по охране труда) по вопросам, находящимся в компетенции Комитета;
9.5. вносить работодателю предложения о поощрении работников организации за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
9.6. содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, компенсаций».
Комитеты и комиссии по охране труда, действующие в организации, правомочны предлагать работодателю привлечение к дисциплинарной ответственности работников, нарушающих требования по охране труда.
В целях осуществления общественного контроля за выполнением работодателем требований нормативно-правовых актов по охране труда в организациях, в соответствии с законодательством, могут быть выбраны уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов.
В соответствии с пунктом 5.8. СНиП 12-03-2001 в организации должно быть организовано проведение проверок, контроля и оценки состояния охраны и условий безопасности труда, которые включают следующие уровни и формы проведения контроля:
«постоянный контроль работниками исправности оборудования, приспособлений, инструмента, проверка наличия и целостности ограждений, защитного заземления и других средств защиты до начала работ и в процессе работы на рабочих местах согласно инструкциям по охране труда;
периодический оперативный контроль, проводимый руководителями работ и подразделений предприятия согласно их должностным обязанностям;
выборочный контроль состояния условий и охраны труда в подразделениях предприятия, проводимый службой охраны труда согласно утвержденным планам».
В случае обнаружения нарушений норм и правил охраны труда работники должны принять меры к их устранению собственными силами, а при невозможности это сделать – остановить работы и информировать должностное лицо.
стандарты организаций по безопасности труда, которые разрабатываются на основе рекомендаций Госстроя Российской Федерации;
инструкции по охране труда для работников строительных организаций, которые разрабатываются на основе типовых отраслевых инструкций по охране труда, с учетом рекомендаций Минтруда Российской Федерации.
Как Шойгу кинул подмосковных жителей с квартирами
Стройка на землях Минобороны в подмосковной Немчиновке с 2005 года велась с нарушением законодательства и сопровождалась многочисленными скандалами. Однако, военное ведомство много лет не замечало ни обмана напрямую аффилированного с ним инвестора в части обещанных социальных объектов, ни резкого увеличения плотности застройки, ни продаж предназначенных государству квартир. Прозрение подчиненных Сергея Шойгу наступило только в этом году, но наказать они решили не подведомственную компанию, обогатившуюся на 2 млрд рублей, а законных приобретателей оказавшихся вдруг спорными квартир.
В рубрику ПАСМИ “Сообщить о коррупции” обратился адвокат Александр Приезжий. Он представляет интересы владельцев квартир в подмосковном ЖК “Микрорайон Немчиновка”. Его доверители, абсолютно законно купившие жилье и зачастую до сих пор выплачивающие ипотеку, могут в одночасье лишиться собственности. Главная причина в том, что дома построены на находящейся в пользовании министерства обороны земле компанией, на четверть принадлежащей военному ведомству. Об истории давней дружбы и внезапной вражды заказчика и застройщика, которая может закончиться выселением на улицу свыше двухсот семей — в материале ПАСМИ.
Контракт по-свойски
Инвестиционный контракт на постройку многоэтажных жилых домов в поселке Немчиновка Одинцовского района Подмосковья на землях, находящихся в пользовании Минобороны, был подписан в ноябре 2005 года, когда военное ведомство возглавлял Сергей Иванов.
Инвестором стало ОАО «494 Управление начальника работ», весьма близкая к заказчику организация. Ранее это был ГУП «494 УНР» Главного военно-строительного управления Министерства обороны, но в 90-х годах госпредприятие обанкротилось и было приватизировано. Сейчас, согласно отчетным документам ОАО, 23% его акций принадлежит гендиректору Алексею Киму, а 25,5% — Минобороны РФ. Представлено военное ведомство и в совете директоров ОАО — его независимым членом является Елена Шенина, которая, по данным открытых источников, с 2020 года занимала различные посты в Минобороны. Последняя ее должность, согласно информации о награждении сотрудников в честь Дня строителя 6 августа текущего года, — заместитель руководителя Департамента строительства.
Согласно контракту, “494 УНР” обязалось финансировать застройку 13 гектаров на участке 18,9 гектаров жилыми домами и социальными объектами. После завершения строительства инвестор должен был передать Министерству обороны квартиры площадью 20% от общей жилой площади объектов (не менее 21,5 тыс. кв. метров). Остальные 80% переходили в собственность “494 УНР” для последующей продажи. Дома планировалось сдать в эксплуатацию в 3 квартале 2011.
Реализация контракта не обошлась без скандалов. В 2010 году, уже при министре Анатолии Сердюкове, в СМИ обратились офицеры воинской части ВКС, которая находилась на земле, отданной под застройку. Их выселяли из служебных квартир, предлагая взамен мизерную компенсацию за поднаем жилья. А в 2015, когда пост главы Минобороны занимал Сергей Шойгу, новоселы ЖК “Немчиновка” выяснили, что ОАО “494 УНР” не собирается строить обещанную школу. Вместо детского учреждения начали возводиться три новых многоэтажки.
Число строящихся домов и, соответственно, жилых площадей увеличивалось не раз, о чем прекрасно были осведомлены в Министерстве обороны. С 2011 по 2016 было подписано 18 дополнительных соглашений к инвестконтракту, со стороны военного ведомства их визировали весьма высокопоставленные сотрудники — руководители Департамента имущественных отношений. Среди них — осужденная в 2015 году за мошенничество Евгения Васильева и арестованный в 2020 за миллиардные махинации с лесом Дмитрий Куракин.
Кстати, на коррупции попался и один из руководителей стороны заказчика — ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны. Подполковник Андрей Нежигай в декабре 2019 был приговорен к девяти годам колонии по делу о вымогательстве взятки в 15 млн рублей за заключение контракта.
Не могли не знать в Минобороны и о том, что один из пунктов инвестконтракта с “494 УНР”, а именно заключение договора аренды на землю под строительство, был в принципе не выполним. Как пояснил ПАСМИ адвокат Александр Приезжий, военное ведомство не имело права распоряжаться выделенными под застройку землями, так как они были предоставлены ему в бессрочное пользование, а собственником являлась Российская Федерация.
“Передавать такие участки в аренду на момент заключения контракта прямо запрещали нормы Земельного кодекса Российской Федерации, а сейчас этот запрет прописан в Гражданском кодексе РФ”, — заметил юрист.
Судебный разворот
Когда начали сдаваться первые дома, застройщик стал активно продавать всем желающим квартиры, за исключением доли Минобороны, прописанной в инвестконтракте. И военное ведомство опять-таки было в курсе этого и не усматривало никаких нарушений своих прав. Дело в том, что из-за вышеуказанной неурегулированности земельно-правовых отношений покупатели квартир в Немчиновке вынуждены были оформлять их в собственность исключительно через суд. И никаких проблем в первое время не возникало: судьи вставали на сторону приобретателей жилья, а структуры военного ведомства, извещенные о рассмотрении исков, с 2012 по конец 2020 года в судебное заседание не являлись и никаких возражений не представляли.
Однако в конце 2020 года позиция заказчика — ФГКУ ЦТУИО Минобороны РФ — изменилась: организация начала участвовать в судебных процессах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, и просить суд отказать покупателям в праве собственности. Основание — невыполнение “494 УНР” обязательства по передаче указанной в инвестконтракте жилой площади государству. Одинцовский городской суд с такой позицией не согласился, решение в пользу приобретателя было обжаловано в апелляции, и Мособлсуд уже встал на сторону представителей военного ведомства.
Весной 2021 ФГКУ ЦТУИО Минобороны РФ идет дальше: в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, управление просит суд признать сделку между ОАО “494 УНР” и приобретателем квартиры ничтожной и обязать продавца и покупателя возвратить соответственно деньги и жилье. Одинцовский суд требование удовлетворил, отказавшись признать, что, заключая предварительный договор купли-продажи, покупатель действовал осмотрительно и добросовестно.
По мнению адвоката Александра Приезжего, позиция как Минобороны, так и судов различных инстанций не соответствует требованиям закона и противоречит ранее озвученным позициям Конституционного и Верховного судов.
“С одной стороны, рядовой обыватель, приобретая квартиры в новостройке, зачастую не может разобраться в хитросплетениях взаимоотношений участников инвестконтракта. Соответственно, он априори является добросовестным приобретателем. С другой стороны, общие положения о последствиях недействительности сделки в части, касающейся обязанности каждой из сторон возвратить другой все полученное, в принципе не могут распространяться на добросовестного приобретателя”, — пояснил юрист.
Между тем, в августе на рассмотрение все того же Одинцовского суда поступили 19 исков уже непосредственно от ФГКУ ЦТУИО Минобороны РФ. Требования все те же: сделку купли-продажи квартиры признать ничтожной, деньги верность приобретателю, а метры — “494 УНР”. Правда, есть один нюанс: теперь речь идет о жилье, которое уже было оформлено в собственность по решению суда.
Арбитражные битвы
В декабре 2020, одновременно с проблемами покупателей квартир в судах общей юрисдикции, тяжбы начались в Арбитражном суде Московской области. Там сейчас рассматривают два исковых заявления.
“494 УНР” считает, что «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны задолжало ему 2 гектара земли. В своем иске акционерное общество требует передать ему эти площади, а также заключить договор аренды на данный участок и на тот, что уже был использован под застройку. Напомним, такое требование соответствует инвестконтракту, но не выполнимо с точки зрения закона.
ФГКУ ЦТУИО, в свою очередь, хочет получить от застройщика в пользу Российской Федерации (в лице военного ведомства) еще 14,6 тыс. кв. метров. Их инвестор якобы задолжал, так как площадь возводимого жилья увеличилась со 101 тыс. до 181 тыс. кв. метров, а на доле государства это никак не отразилось.
При этом в иске указаны конкретные номера квартир, на которые претендует структура военного ведомства. Этих квартир 299, но в свободном распоряжении “494 УНР” находятся только 83, остальные уже проданы, в них живут гражданские лица. 3 августа подмосковный арбитраж удовлетворил ходатайство истца о наложении ареста на данные квартиры в качестве обеспечительной меры.
Они должны быть в курсе:
— министр обороны Сергей Шойгу,
— замминистра обороны Тимур Иванов,
— генпрокурор Игорь Краснов,
— главный военный прокурор Валерий Петров,
— председатель СКР Александр Бастрыкин,
— губернатор Московской области Андрей Воробьев.
Оказавшись в ситуации, которая уже сейчас не дает возможности распоряжаться законно приобретенным имуществом, а в будущем грозит его потерей, владельцы квартир обратились в арбитраж с ходатайствами о вступлении в делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, суд эти требования удовлетворил.
Президентское невмешательство
Наряду с защитой своих прав в судебном порядке, жители ЖК “Немчиновка” направили коллективное обращение президенту России Владимиру Путину, министру обороны Сергею Шойгу, генпрокурору Игорю Краснову, главному военному прокурору Валерию Петрову, председателю СКР Александру Бастрыкину, спикеру нижней палаты парламента Вячеславу Володину и руководителям думских фракций.
В обращении они указали на нарушение своих конституционных прав и недопустимость решения спора хозяйствующих субъектов за счет интересов добросовестных покупателей жилья. “Не оставляйте нас без вашей поддержки в борьбе с несправедливостью и беззаконием”, — говорится в письме, которое подписали порядка 250 граждан.
Но результата это обращение не принесло. Так, Администрация президента в своем ответе сослалась на независимость судебной системы: “Действующим законодательством не предусмотрена подчиненность и подконтрольность судов иным государственным органам и иным лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации”. Аналогично отреагировали и другие ведомства.
С учетом этой реакции жители микрорайона Немчиновка 23 августа направили еще одно обращение Сергею Шойгу — уже с конкретными вопросами непосредственно главе оборонного ведомства. Эти вопросы касались причин слепоты Минобороны на протяжении многих лет, в течение которых связанная с ним компания продавала (как теперь выяснилось, незаконно) принадлежащее государству жилье.
В частности, их интересовало, как сотрудники “государственного органа, обладающего лучшими в мире специалистами и техникой”, на протяжении пяти лет не смогли заметить на сайте подконтрольной ему организации информации о реализации квартир и поступлении денежных средств по договорам купли-продажи на общую сумму свыше 2 млрд рублей.
Также жители ЖК “Немчиновка” задались вопросом, кто именно из руководителей Минобороны принял в этой ситуации решение об изъятии зачастую последнего жилья граждан, а не имущества застройщика, который обладает недвижимостью в разных районах Москвы и области. Ответа на обращение к Шойгу пока нет. Известно лишь, что оно передано на рассмотрение заместителю министра обороны Тимуру Иванову.
Между тем, Александр Приезжий уверен, что данную ситуацию вполне можно разрешить без нарушения прав владельцев квартир. Он пояснил, что ответственность в случае неисполнения гражданско-правовых обязанностей несет лицо, вызвавшее причинение ущерба.
“Представители Минобороны таким лицом считают ОАО “494 УНР” — крупную строительную компанию с государственным участием в лице все того же министерства обороны, имеющую как финансовые, так и иные активы, например, непроданные объекты в возведенных ими же жилых комплексах Москвы и Подмосковья. Почему же нельзя обратить взыскание на это имущество?” — недоумевает адвокат.