Универсальный принцип действия уголовного закона означает что

Принципы действия уголовного закона

Универсальный принцип действия уголовного закона означает что

Универсальный принцип действия уголовного закона означает что

Универсальный принцип действия уголовного закона означает что

Универсальный принцип действия уголовного закона означает что

Универсальный принцип действия уголовного закона означает что

Универсальный принцип действия уголовного закона означает что

Универсальный принцип действия уголовного закона означает что

УК РФ действует на всей территории России, закрепляя тем самым ее государственный суверенитет.

Пределы действия уголовного закона в пространстве определяются следующими принципами: территориальным, гражданства, реальным и универсальным.

Территориальный принцип

Территориальный принцип действия уголовного закона является основополагающим. Так, согласно ч. 1 ст. 11 УК РФ, лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, привлекается к ответственности по настоящему Кодексу.

К территориальной, уголовно-правовой юрисдикции РФ на основании положений норм международного права относятся также территории гражданских морских, речных и воздушных судов, приписанных к портам Российской Федерации и находящихся в нейтральных водах и воздушном пространстве.

На территории посольств и консульств России в иностранных государствах действует принцип экстерриториальности, т.е. на них распространяется дипломатический иммунитет, а поэтому там действуют законы Российской Федерации. Поэтому за преступления, совершенные на территории посольств и консульств России, лицо будет нести уголовную ответственность по российскому уголовному законодательству.

Территориальный принцип означает, что любое лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, независимо от его правового статуса должно нести уголовную ответственность по УК РФ. Этот принцип, как и любое правило, имеет исключение и не распространяется на определенные категории лиц, пользующихся уголовно-правовым иммунитетом.

Принцип гражданства

Наряду с основным территориальным принципом действия уголовного закона в пространстве существует принцип гражданства.

Согласно ч. I ст. 12 УК РФ граждане РФ и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление.

Уголовный закон РФ также дает возможность привлечения любого лица, в том числе и иностранца и лица без гражданства, к ответственности по УК РФ за преступление, совершенное за границей, если оно направлено против интересов России, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. Под интересами России в данном случае понимаются не только государственные интересы, но и интересы личности — российских граждан. Применяя указанный принцип, Россия, как и ряд зарубежных государств, наиболее полно защищает свои интересы и интересы своих граждан.

Универсальный принцип

Помимо территориального принципа и принципа гражданства в ст. 12 УК зафиксированы также универсальный и реальный принципы, которые применяются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории России.

Реальный принцип

Реальный принцип предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступление вне ее пределов, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, когда преступление направлено против интересов России либо гражданина России или постоянно проживающего в нашей стране лица без гражданства, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории России (ч. 3 ст. 12 УК). Реальный принцип непосредственно призван усилить уголовно-правовую защиту интересов Российской Федерации, российских граждан и постоянно проживающих в России апатридов в случае совершения вне пределов России преступлений иностранными гражданами. Как и универсальный, реальный принцип также может обусловить привлечение к уголовной ответственности указанных лиц только в том случае, если за совершенное преступление они не были осуждены в иностранном государстве и оказались на территории России (т.е. практически подпадают под юрисдикцию России). При этом не имеет значения, наказуемо ли совершенное ими общественно опасное деяние по уголовному законодательству иностранного государства.

Источник

Статья 12 УК РФ. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации

1. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

2. Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Российской Федерацией, в сфере отношений, регулируемых настоящим Кодексом, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Комментарии к ст. 12 УК РФ

1. Принцип гражданства (ч. 1 ст. 12 УК) состоит в том, что граждане РФ и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие вне пределов России преступление против интересов, охраняемых УК, подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения иностранного суда.

Для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы совершенное лицом общественно опасное деяние признавалось преступлением по УК независимо от того, является ли это деяние преступным по уголовному закону государства места совершения преступления.

Лицом без гражданства, постоянно проживающим в Российской Федерации, является лицо, получившее вид на жительство (ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Вид на жительство выдается на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению лица без гражданства может быть продлен еще на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (ст. 8 названного Закона).

2. Принцип специальной миссии состоит в том, что военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 2 ст. 12 УК).

Этот принцип действует при вводе войск на территорию иностранного государства по согласованию с этим государством. В соответствии с договоренностями государств по делам о преступлениях, совершенных указанными лицами, а также членами их семей, применяется уголовное законодательство страны пребывания, т.е. используется территориальный принцип.

Из данного правила имеется исключение. Военнослужащие несут ответственность по УК за совершенные в стране пребывания преступления, направленные только против интересов Российской Федерации либо ее граждан, а также за преступления против военной службы.

3. Реальный принцип действия закона состоит в том, что иностранцы и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина РФ или постоянно проживающего в России лица без гражданства, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ (ч. 3 ст. 12 УК).

Реальный принцип дополняет территориальный и принцип гражданства, предусматривая преступность и наказуемость совершенных вне пределов РФ деяний иностранцев и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории РФ.

Под преступлениями, направленными против интересов Российской Федерации, понимаются преступления, совершенные против государства, его органов и организаций.

Лицом без гражданства, не проживающим постоянно в Российской Федерации, является лицо, получившее разрешение на временное проживание (ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (ст. 6 указанного Закона).

4. Универсальный принцип состоит в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ (ч. 3 ст. 12 УК). Универсальный принцип пользуется абсолютным приоритетом перед другими принципами действия закона в пространстве.

В соответствии с универсальным принципом определяются преступность и наказуемость наиболее опасных международных преступлений и преступлений международного характера по национальному законодательству государства места привлечения лица к уголовной ответственности независимо от его государственной принадлежности и территории, где было совершено преступление, если иное не предусмотрено международно-правовыми нормами.

Универсальный принцип действует, когда лицо не осуждалось в иностранном государстве. Такое условие реализует принцип невозможности двойного осуждения лица за одно и то же преступление.

Источник

Статья 11 УК РФ. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации

1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.

2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

Комментарии к ст. 11 УК РФ

1. Уголовный закон действует в границах определенной территории. Уголовный кодекс устанавливает принципы его действия в пространстве: территориальный, дипломатического иммунитета (см. коммент. к ст. 11), гражданства, специальной миссии (специального режима), реальный, универсальный (см. коммент. к ст. 12) и выдачи преступника (см. коммент. к ст. 13).

2. Территориальный принцип действия уголовного закона означает распространение его обязательной силы на определенную территорию независимо от государственной принадлежности лица, совершившего преступление на этой территории. Данный принцип отражает суверенитет государства на уголовное преследование любых лиц, совершивших преступление на его территории.

Все лица, совершившие преступления на территории РФ, подлежат ответственности по УК (ч. 1 ст. 11). К ним относятся: граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства. Лица без гражданства (апатриды) не являются гражданами России и не имеют доказательств наличия у них гражданства (подданства) другого государства.

Согласно Закону РФ от 01.04.93 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» территорией РФ является пространство в пределах ее Государственной границы. К территории РФ относятся суша и воды, в т.ч. территориальные, недра под названными сушей и водами, воздушное пространство над ними.

К территориальным водам (территориальному морю) РФ относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ.

Под воздушным пространством РФ понимается пространство над ее сухопутной и водной территорией, в т.ч. над территориальными водами РФ. Высота воздушного столба, относящегося к территории государств, на настоящий момент не определена нормами международного права. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27.01.1967 не установил границу между национальным воздушным и космическим пространствами. Согласно международному обычаю и практике государств в области использования космического пространства данная граница находится в пределах 100 миль над уровнем океана, поскольку является самой низкой высотой над Землей, позволяющей свободное орбитальное вращение космического аппарата. Уголовная юрисдикция РФ распространяется на воздушное пространство ниже этой границы.

Российское уголовное законодательство распространяется на континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ, хотя эти пространства не относятся к территории России.

На территорию посольств РФ, транспорт дипломатических представительств распространяется уголовная юрисдикция РФ, но территорией РФ указанные помещения, строения, земельные участки, транспорт и т.п. не являются.

Лицо, совершившее преступление на гражданском судне, плавающем под Российским флагом в открытом море или на пребывающем в нейтральном воздушном пространстве, гражданском самолете и другом летательном аппарате с опознавательным знаком РФ, подлежит ответственности по УК, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 3 ст. 11).

По Уголовному кодексу несут уголовную ответственность лица, совершившие преступления на военно-морских судах и военно-воздушных кораблях, находящихся под флагом или с опознавательными знаками РФ в открытом море, открытом воздушном пространстве, водах или порту иностранного государства (ч. 3 ст. 11). Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 1963 г.) приравняла к правовому статусу военного воздушного судна воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службе.

Уголовно-правовая юрисдикция РФ не распространяется на иностранное гражданское водное судно, плавающее в ее территориальных или внутренних морских водах, кроме предусмотренных международными нормами случаев, когда: последствия преступления распространяются на прибрежное государство; преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; это необходимо для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

В соответствии с Токийской конвенцией преступность и наказуемость деяния, совершенного в полете, определяются уголовным законом государства регистрации воздушного судна. Данное положение охватывает все время полета, следовательно, и период нахождения иностранного судна в воздушном пространстве РФ. Исключением из этого правила являются случаи, предусмотренные Токийской конвенцией, когда уголовная ответственность виновного наступает по УК страны, в воздушном пространстве которой совершено преступление: а) преступление создает последствия на территории такого государства; б) преступление совершено гражданами или в отношении гражданина такого государства лицом, постоянно проживающим в таком государстве или в отношении такого лица; в) преступление направлено против безопасности такого государства; г) преступление заключается в нарушении действующих в государстве правил или регламентов, касающихся полетов или маневрирования самолетов; д) привлечение к суду необходимо для выполнения любого обязательства государства в соответствии с многосторонними государственными соглашениями.

Территориальный принцип действия уголовного закона связан с вопросом о месте совершения преступления. Местом совершения преступления следует считать территорию того государства, где было не только совершено действие, но и наступили общественно опасные последствия, включая и случаи, когда действие (бездействие) выполнено на его территории, а последствия наступили в другом государстве.

3. Принцип дипломатического иммунитета (дипломатической неприкосновенности) является исключением из территориального принципа действия уголовного закона для некоторых иностранных граждан, совершивших преступление на территории РФ (ч. 4 ст. 11). Согласно этому принципу вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, решается в соответствии с нормами международного права.

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Конвенция ООН о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г. и др., устанавливают перечень дипломатических представителей, членов их семей и сотрудников административно-технического персонала представительств, а также других официальных лиц, на которых распространяется дипломатический иммунитет.

Иммунитет и личная неприкосновенность означают, что лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не подлежат уголовной ответственности по закону места аккредитации (пребывания) за преступление, совершенное в этом месте. Как правило, таких лиц объявляют персонами нон грата и обязывают покинуть государство.

Источник

Действие уголовного закона в пространстве: принцип гражданства, принцип территориальности, реальный и универсальный принципы

Универсальный принцип действия уголовного закона означает что Универсальный принцип действия уголовного закона означает что Универсальный принцип действия уголовного закона означает что Универсальный принцип действия уголовного закона означает что

Универсальный принцип действия уголовного закона означает что

Универсальный принцип действия уголовного закона означает что

Действие уголовного закона в пространстве определяется следующими принципами: территориальным, гражданства, реальным, универсальным.

К территории Российской Федерации относятся:

o сухопутное пространство (суша) в пределах Государственной границы РФ, определяемой Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1. 04. 1993 г.;

o водное пространство, включая внутренние воды (реки, озера, моря, расположенные внутри Государственной границы), территориальное море (примыкающий к суше и внутренним водам морской пояс шириной в 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ);

o исключительная экономическая зона Российской Федерации (море, простирающееся за пределами территориальных вод, на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальное море, а в некоторых случаях определяемых на основании договора РФ и прибрежного государства);

o континентальный шельф РФ (морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка);

o воздушное пространство (столб воздуха над сушей и водами в пределах Государственной границы, а также территориальными водами);

o недра (часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов).

По уголовному закону РФ несут уголовную ответственность также лица, совершившие преступление на военном корабле или военном воздушном судне РФ независимо от места их нахождения. Что касается невоенных судов и кораблей, приписанных к РФ и находящихся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов нашего государства, то уголовный закон России применяется в том случае, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 3 ст. 11 УК РФ).

Согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1967 г. Россия осуществляет свою юрисдикцию над запущенными ею в космос космическими кораблями и их экипажами.

Территориальный принцип имеет свои исключения. Так, вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств (послов, посланников, поверенных в делах, военных атташе и т. д.) и других граждан, пользующихся иммунитетом (членов семей глав и дипломатического персонала, проживающих вместе с названными лицами и не являющихся российскими гражданами, и др.), в случае совершения указанными лицами преступления на территории РФ решается в соответствии с нормами международного права (ч. 4 ст. 11 УК РФ).

Ограниченным иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ на началах взаимной договоренности пользуются консульские должностные лица, сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств, а также представители и должностные лица международных организаций, члены парламентских и правительственных делегаций.

Право экстерриториальности распространяется также на служебные и жилые помещения, на средства передвижения дипломатических представителей.

Правовой иммунитет не означает безнаказанности или свободы совершать преступления. Лица, пользующиеся правовым иммунитетом, обязаны соблюдать законы страны пребывания, и могут нести ответственность за совершение уголовного преступления или в своей стране, или, в случае согласия своего представительства, в стране пребывания. Как правило, лица, пользующиеся правовым иммунитетом, в случае нарушения законов РФ, например, совершения шпионажа, объявляются персоной «нон грата» и выдворяются за пределы России.

Универсальный принцип действия уголовного закона означает что

Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве дополняется принципом гражданства, закрепленным в ч. 1 ст. 12 УК РФ. Принцип гражданствапозволяет привлекать к уголовной ответственности по российскому уголовному законодательству граждан РФ и постоянно проживающих на территории РФ лиц без гражданства за преступления, совершенные ими за границей. Тем самым сфера действия российского уголовного закона еще более расширяется. Однако уголовная ответственность наступает только в том случае, если деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. В случае осуждения названных лиц в России наказание, назначаемое им судом, не должно превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законодательством иностранного государства, на территории которого преступное деяние было совершено.

В дополнение к первым двум принципам существуют еще два, значительно увеличивающие пространство действия российского уголовного закона. Это реальный и универсальный принципы.

Реальный принцип дает основания для привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно на территории российского государства, за преступления, совершенные за границей РФ, если они направлены против интересов РФ. В этом случае Россия выступает в роли своеобразного «потерпевшего», в силу чего виновные лица несут ответственность по российскому уголовному закону. Однако требуется, чтобы указанные лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекались к уголовной ответственности на территории России.

Универсальный принцип, базирующийся на действии ряда международных соглашений, участницей которых является РФ, предполагает применение уголовного закона России к иностранцам и лицам без гражданства, не проживающим постоянно на территории РФ, совершившим преступление за пределами РФ, в отношении которого Россия обязалась принимать меры по пресечению и наказанию. Российская Федерация является участницей международных соглашений по борьбе с фальшивомонетничеством, угоном воздушных судов, незаконным распространением наркотиков и др. Так же, как и в случае применения реального принципа, необходимо, чтобы виновное лицо не понесло наказания в иностранном государстве и привлекалось к уголовной ответственности на территории России.

Что касается выдачи российских граждан, совершивших преступление за границей, то в УК установлен принцип невыдачи собственных граждан. В силу действия принципа гражданства такие лица будут отвечать по УК РФ.

В настоящее время уже не подвергается сомнению то, что законы имеют территориальное действие, но в особом порядке и в особых случаях и экстерриториальное действие.

Сказанное относится главным образом к международным, межгосударственным отношениям. Однако вопрос о территориальном и экстерриториальном действии законов возникает и по отношению к правовым нормам, издаваемым властью территориальных единиц данного государства.

Принцип территориального и экстерриториального действия закона неодинаково осуществляется в различных отраслях права. Наиболее строго территориальный принцип соблюдается в таких отраслях, как государственное, административное, уголовное, процессуальное право, а наибольшая экстерриториальность наблюдается у норм гражданского, торгового, семейного права. Не урегулирован в уголовном законе вопрос об экстрадиции (выдаче) лица, преследуемого за политические убеждения.

Нельзя не отметить, что в целом институт экстрадиции остается пока еще малоизученным, нередко ему отказывается в праве на самостоятельное существование. Вследствие этого экстрадицию часто принимают за выдачу, а вопросы экстрадиции сводятся к вопросам выдачи. Это приводит к тому, что анализу подвергаются лишь те нормы института экстрадиции, которые в той или иной мере оказываются связанными с выдачей. Вместе с тем, вопросами выдачи экстрадиционная деятельность не исчерпывается. Также безосновательно выглядит сужение тех возможностей, которыми на сегодня реально располагает институт экстрадиции. Это приводит к искаженным представлениям о формах, содержании и результатах экстрадиционной деятельности. Недостаточно исследованными остаются также вопросы, связанные с понятием экстрадиции, ее принципами и концепциями Бойцов А.И. Выдача преступников. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С.27.

Следует отметить, что нормативное регулирование экстрадиции на международно-правовом и внутригосударственном уровне еще далеко не сложилось. Оно, как и экстрадиционная практика в целом, переживает период интенсивного развития с учетом вызовов международному сообществу со стороны преступности и терроризма. Российская Федерация, как известно, вносит в этот процесс свою посильную лепту. В настоящее время продолжается работа над нормативными документами с участием РФ по вопросам экстрадиции на международном уровне. Движение в этом направлении подкрепляется договорной работой, как на региональном, так и на межрегиональном уровнях. Вместе с тем от внимания ускользают такие важные обстоятельства, как формирование экстрадиции в самостоятельный институт современного права, смена общей концепции экстрадиционной деятельности, перерастание экстрадицией узких рамок выдачи.

Согласно, например, точке зрения проф. Р.М. Валеева, поддержанной многими другими авторами, институт выдачи представляет собой основанный на международных договорах и общепризнанных нормах и принципах международного права акт правовой помощи, состоящий в передаче обвиняемого или осужденного государством, на территории которого он находится, требующему его передачи государству, на территории которого требуемое лицо совершило преступление или гражданином которого оно является, или государству, потерпевшему от преступления, для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения к исполнению приговора.

В то же время другая позиция состоит в том, чтобы усматривать в экстрадиции не только аспекты выдачи преступников и наказания виновных, но и более широкий круг вопросов. В частности, речь идет о правовой помощи и сотрудничестве между государствами, понимаемых в более широком плане. В этом случае понятие экстрадиции уже более широкое. Оно охватывает не только выдачу преступников, но и целый ряд иных действий, мер и целей. Например, таких, как меры по обеспечению необходимых правовых и процессуальных гарантий, имплементация соответствующих юридических процедур и принципов, эффективное правовое сотрудничество между государствами, повышение доверия к их правовым системам, укрепление международного правопорядка, норм и требований права, соблюдение прав человека и т.д.

Анализ международно-правовых документов, законодательных и иных нормативных актов по вопросам экстрадиции позволяет говорить о том, что в последнее время все чаще актуальность приобретает более широкий взгляд на институт экстрадиции. В современных условиях институт экстрадиции складывается как самостоятельный и важный институт права. Понятие экстрадиции и реалии экстрадиционной практики государств и его нормативного регулирования не позволяют подменять этот институт институтом выдачи.

С точки зрения ряда правоведов, следует признать, что институт экстрадиции в современных условиях утвердился как самостоятельный, востребованный и общепризнанный институт международного права. Его нормы, процедуры, концепции и принципы играют важную роль в развитии правовой помощи и сотрудничества между государствами, в обеспечении правовых гарантий соблюдения прав и свобод, в решении задач борьбы с преступностью, терроризмом и другими негативными проявлениями в любом уголке земного шара.

Под экстрадицией в литературе принято понимать выдачу лиц, виновных в совершении преступных деяний, запрашивающему государству для суда над ними или исполнения наказания. Такое понимание экстрадиции, сводящее ее к выдаче, оказывается во многом спорным.

Далее, хорошо известно, что не всякая процедура экстрадиции обязательно заканчивается выдачей запрашиваемых лиц. В этих случаях процедура экстрадиции налицо, но реальная выдача отсутствует. Следовательно, экстрадиция не равнозначна выдаче еще и по той причине, что она может завершаться как выдачей, так и отказом в выдаче. Это еще один аргумент, не позволяющий рассматривать выдачу как самостоятельный институт права. Выдача представляет собой лишь форму реализации процедуры экстрадиции.

Анализ законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы экстрадиции, а также данные практики показывают, что экстрадиция отличается от выдачи и передачи прежде всего по своему содержанию, поскольку включает в себя стадию возбуждения инициативы о передаче (выдаче) лица; процесс принятия решения данного вопроса компетентными органами двух государств; стадию обжалования принятого решения; собственно процесс передачи (выдачи) лица; легализацию приговора судом того государства, которое приняло лицо, и др.

В качестве основания выдачи служит не наказуемость преступного деяния, о котором идет речь в запросе, а его совершение, и лицо, требуемое к выдаче, причастно к его совершению. Отсюда ясно, что сама по себе наказуемость преступного деяния, в связи с совершением которого предполагается выдача того или иного лица, по законодательству запрашивающей и запрашиваемой сторон на срок не менее одного года лишения свободы есть не что иное, как необходимое условие для экстрадиции. Наказуемость деяния на срок не менее одного года лишения свободы при этом не служит основанием выдачи в соответствии с международно-правовыми актами о выдаче.

Таким образом, говоря о действии уголовного закона в пространстве, можно сказать, что он базируется на следующих принципах: принцип территориальности, принцип гражданства, реальный принцип и универсальный принцип.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *