Универсальные компетентности и функциональная грамотность чему учить сегодня для успеха завтра

Педагогический совет «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра»

Разработка педагогического совета

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра»»

Программа педагогического совета

Трансформация школьного образования: развитие компетентностей и новой грамотности в школьном образовании

Проектная деятельность, важная составляющая образовательного процессе сегодня

Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков обучающихся современной школы

Юдин А.Н. «Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков обучающихся современной школы»

Создание сайта учителя (принести на электронном носителе: фото, разработки уроков, внеклассных мероприятий, классных часов, электронные адреса);

«Электронное обучение с использованием дистанционных технологий»

Регистрация в системах

Решение педагогического совета

Секция №2 Функциональная грамотность в исследовании PISA:

Грамотность в чтении

Грамотность в математике

Грамотность в области естествознания

Красавина Н.В. «Развитие читательская грамотность у обучающихся»

Чеботарева Е.А. «Развитие математической грамотности у обучающихся»

Шатохина И.И. «Развитие грамотности в области естествознания, анализ апробации обучающихся 8б и 9А классов».

« Использование очков Виртуальной реальности, для повышения мотивации обучающихся»

Решение педагогического совета

Добрый день уважаемы коллеги!

Тема нашего педагогического совета:

Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра

Цель: формирование понятийной рамки развития компетентностей и новой грамотности у педагогических работников в МБОУ СОШ№1 р.п. Переяславка, для развития их у обучающихся.

На карточках напишите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «компетентность»? Все слова должны начинаться с букв данного слова.

Желающие зачитываю свои ответы!

Задачи, которые стоят перед нами:

Разобраться в понятиях компетентность, Компетенции ХХI века

Познакомится с определением функциональная грамотность в исследовании PISA

Применить цифровую грамотность при создании сайта учителя

Познакомится с возможностью применения 3D очков в учебном процессе

Тема педсовета выбрана не случайно. Проблема организации деятельности на уроке является одной из ключевых при организации образовательного процесса в современной школе. Анализ результатов обученности и воспитанности детей нашей школы позволяет сделать вывод, что педагогическому коллективу необходимо решать очень важную проблему. Это проблема снижения познавательного интереса учащихся, снижения мотивации к учению. Данная проблема касается не только нашей школы, сегодня по результатам диагностики психологов, педагогов отмечается нежелание учиться детей в связи со многими причинами: высокая информативность жизни, что приводит к интеллектуальному и физическому переутомлению, огромное количество социальных проблем (в том числе нежелание родителей заниматься воспитанием).

Возникает противоречие, которое требует разрешения: учитель в процессе обучения должен так построить учебный процесс, чтобы ребенок хотел учиться. Так глобальные изменения в культурной, социальной и экономической сферах вызвали новые бурные дискуссии о содержании школьного образования.

Во-первых, усилились позиции «компетентностного подхода», ориентированного на обучение использованию знаний.

«Прикладное знание» стало рассматриваться как новая часть обязательного минимума школьного образования.

Во-вторых, предприниматели, ученые и политики поставили под сомнение привычное понимание «необходимых знаний и навыков». Речь шла не только о сомнениях в традиционном наборе «предметных» знаний, но и о новом соотношении специальных (предметных) и общих (непредметных) знаний и навыков.

То есть частью обязательного образовательного результата стали считаться и «универсальные навыки».

Эти противоречия не понимания привело к нарастанию числа концепций и подходов в образовательной политике, школьной практике, теории разработки учебных программ и содержания школьного обучения.

Так на сегодняшний день в разных странах возникают разные концепции содержания образования и каждая опирается на собственные представления об образовательных результатах

В нашем образовании сегодня мы очень часто используем слова «компетентность», «навык XXI века», «мягкий навык», «гибкий навык», «новая грамотность».

Если введение новых тем в традиционных школьных предметах или даже новых предметов в программу можно было осуществить в рамках традиционных педагогических подходов, то дополнительная ориентация на такой образовательный результат, как умение применять знания для решения профессиональных (предметных) и жизненных задач, потребовала нового подхода. Этот новый подход получил название компетентностного подхода.

Чтоб его реализовать безусловно нужно пройти этап трансформации педагогических практик и оценки результатов обучения, и здесь очень точно подойдет тезис

«Не для школы, а для жизни мы учимся»

И ТАК ДАВАЙТЕ ЖЕ РАЗБИРЕМСЯ ЧТО ТАКОЕ

Компетентность = знания + навыки + установки = действие

Универсальные компетентности и функциональная грамотность чему учить сегодня для успеха завтра

Компетентность- способность эффективно мобилизировать (выбирать и использовать) наиболее подходящие знания и умения для решения задач, в том числе в новых нестандартных ситуациях.

Универсальные компетентности — это компетентности, которые необходимы каждому человеку для личного развития и самореализации, успеха на рынке труда, социальной включенности и активной гражданственности. Они развиваются в процессе непрерывного обучения на протяжении всей жизни, в том числе с помощью формального, неформального обучения и спонтанного2 образования. Все универсальные компетентности одинаково ценны; каждая из них способствует полноценной и успешной жизни человека в обществе. Компетентности можно применять в разных контекстах и комбинациях, они пересекаются и переплетаются при решении конкретной задачи.

Компетенции ХХI века

Hard Skills – это «жесткие», то есть конкретные, глубоко технологические знания, умения и навыки, востребованные только в определенной сфере, а иногда – и только на этом предприятии

Можете в сравнении увидеть их на экране

Умение написать читаемый код на Python.

Способность с минимальными затратами времени и сил освоить работу в новой программе.

Нарисовать логотип в CorelDRAW.

Умение в конструктивном диалоге согласовать техзадание на него и сдать работу заказчику.

Осуществлять правовую оценку договоров компании.

Провести аудит системы работы и быстро модернизировать ее из-за изменений внешних условий.

Из примеров жестких – Hard Skills – и мягких навыков Soft Skills отличие очевидно. Hard Skills – то, что должен уметь только профессионал в данной области. А вот «согласовывать техзадание» придется и дизайнеру, и программисту, и бухгалтеру, и маркетологу, и владельцу бизнеса, и сантехнику.

Делая вывод всему сказанному, хочется сказать, чтобы мы могли научить этому детей мы должны владеть этими компетентностями и сами. Мир сегодня живет на проектах. Каждый из нас должен обладать проектной компетентностью. Целевым образовательным результатом на практическом уровне является проектная компетентность обучающегося.

Чтоб разобраться с понятием новая грамотность, я вам предлагаю поработать по группам.

Источник

Универсальные компетентности и новая грамотность. Чему учить сегодня для успеха завтра

Окончание. Начало в №30

4. Как решается эта задача в РоссииПланирование практических шагов по трансформации школы требует четкого понимания отправной точки. Для оценки текущей ситуации в рамках проекта УКНГ выполнен анализ федеральных образовательных стандартов и стандартов подготовки педагогов, проведено исследование отношения учителей и родителей к «навыкам XXI века» и их ожиданий от школьного образования.Федеральные государственные образовательные стандарты не содержат прямого перечисления предметных или универсальных компетентностей, как это сделано во многих национальных куррикулумах (к примеру, Финляндии, Канады, Австралии, Сингапура, Кореи, Китая и др.). Компетентностный подход терминологически обозначен, но проявляется скорее фрагментарно и несистемно.Требования к образовательным результатам в стандарте внешне близки современным подходам: блок предметных компетентностей (предметные результаты), блок универсальных компетентностей (метапредметные результаты) и блок отношений и ценностей (личностные результаты). Однако структура метапредметных результатов выглядит неоправданно сложно. Центральное место в ней занимают универсальные учебные действия (что, очевидно, сужает образовательную задачу), а также самостоятельность, «владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности». При этом для каждого из четырех уровней образования действует свой стандарт, в каждом из которых приводятся различные требования к результатам обучения; преемственности, таким образом, не прослеживается. Отсутствует единая модель компетентностей. Эта непрозрачная рамка компетентностей и грамотностей оказывается непрочной основой для работы всей образовательной системы. Вместе с тем в российской школе существует традиция формирования компетентностей взаимодействия с другими и компетентности взаимодействия с собой в рамках воспитательной деятельности. Однако этот аспект образовательной деятельности не отражен в нормативных документах, его роль в формировании указанных компетентностей не анализируется и не учитывается.Чаще всего описание компетентностей в российской школе остается «ритуальным» действием, выполняется для формального соблюдения требований стандарта. И одна из причин, почему для многих школ и учителей главным фокусом остаются предметные знания, а не компетентности, которые могут быть с их помощью сформированы, в том, что в современных версиях стандартов остается неясным, какие результаты по развитию компетентностей должны быть получены, как их достигать и оценивать.Все инструменты оценивания результатов образования (среди них важнейший – ЕГЭ) также оценивают главным образом предметное знание, часто сводящееся к знанию фактов, и не оценивают компетентность как умение действовать определенным образом в определенной ситуации. Поскольку для школьников и для их поступления в вуз очень важны результаты экзаменов, то учителя стараются подготовить их именно к этому формату. Компетентности оцениваются недостаточно (а универсальные компетентности не оцениваются вовсе) и потому остаются вне основных интересов учителей, школьников и родителей. Не случайно в проекте федеральных стандартов общего образования, представленных Министерством образования и науки весной 2018 года, была сделана попытка вообще снять все требования оценки сформированности метапредметных умений (универсальных компетентностей).Нормативные документы, регламентирующие систему подготовки и повышения квалификации учителей, декларируют использование компетентностной модели. Однако эта модель практически не связана с моделями компетентностей в образовательных стандартах общего образования (хотя попытки движения в эту сторону предпринимаются). В профессиональном сообществе пока нет единого понимания компетентностей.В феврале – апреле 2018 г. в рамках проекта УКНГ проведен масштабный опрос учителей и родителей (4500 учителей из 85 регионов РФ; 3500 родителей из Москвы и Московской области), который показал:орый показал:- школьные учителя не включают задачу развития универсальных компетентностей века в число своих приоритетов;- родители ждут от школы хороших знаний по основным предметам, но не ждут, что школа должна научить применять эти знания для решения практических задач.Более 80% учителей считают, что роль школы – передать хорошие предметные знания, а «мягкие» навыки – ответственность семьи и самого ребенка, реже – сектора дополнительного образования. Только 29% учителей считают важной для себя задачу научить школьников навыкам совместной работы, сотрудничества. Более трети (37%) учителей воспринимают креативность в терминах «дано» или «не дано» как врожденный талант, который невозможно развивать упражнениями, причем среди молодых учителей такая точка зрения более распространена. Не более трети родителей связывают возможность развития креативного мышления и коммуникативных навыков со школой; менее 10% считают, что школа поможет научить учиться.Руководством страны осознана ситуация отставания российской школы от требований времени. Об этом говорят цели и задачи, поставленные Президентом России в указе от 7 мая 2018 года.В указе цели в сфере образования сформулированы следующим образом:- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования;- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.Первая задача указа в сфере образования сформулирована так: «Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения в предметной области «Технология».Достичь поставленных целей в части формирования универсальных компетентностей и новой грамотности можно тремя путями (не исключающими друг друга): друг друга):- реализацией полноценной и комплексной модернизации содержания и методов образования на всех уровнях и всех учебных предметах;ых предметах;- обновлением содержания и методов обучения отдельных предметов на каждой ступени школьного образования;ования;- расширением практики формирования универсальных компетентностей и новой грамотности вне традиционных школьных форматов – в дополнительном образовании, в образовательной среде.Любой сценарий потребует (в разном масштабе):- разработки специальных образовательных программ, методик, инструментов оценки, корректировки стандартов образования; образования;- подготовки и поддержки педагогов;агогов;- информационной кампании по вовлечению и поддержке родителей.От редакцииПриглашаем наших читателей высказать свое мнение по поводу прочитанного. Согласны ли вы с предложенной трактовкой универсальных компетентностей или у вас есть что добавить? Свои предложения высылайте на наш официальный адрес: ug@ug.ru.

Исак ФРУМИН, доктор педагогических наук, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, Мария добрякова, кандидат социологических наук, руководитель проекта «Универсальные компетенции и новая грамотность», Кирилл БАРАННИКОВ, кандидат педагогических наук, Игорь РЕМОРЕНКО, кандидат педагогических наук, ректор МГПУ

Источник

Методическая разработка «Новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра»

Новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра

школа № 6 города Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края

Международные исследования (PISA) оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро.

Почему российские школьники, обладая достаточно высокими предметными знаниями и умениями занимают в рейтинге 47-56 места? (Ответы коллег)

Действительно, обучающиеся испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Таким образом, по важнейшему сегодня в мире практико-ориентированному показателю российское образование не отвечает международным требованиям и стандартам.

Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям».

Термин «грамотность», введенный в 1957 году ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Т.е., грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, способность иметь дело с печатным словом.

Социологический словарь определяет функциональную грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д.). Это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

1) направленность на решение бытовых проблем;

2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;

5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.

Таким образом, в строгом значении слова функциональная грамотность – это использование умений читать и писать в повседневной жизни («социальная практика работы с текстом»). Иными словами, это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

Исследование PISA на сегодня рассматривается в мире как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные, полученные в ходе исследования, служат основой для определения стратегий развития системы образования как с точки зрения содержания и методов обучения в целом, так и с точки зрения воздействия различных факторов (модель управления, язык обучения, социальный статус семьи и др.) на уровень развития функциональной грамотности школьников.

Невысокие результаты российских учащихся в исследованиях PISA обусловлены, с нашей точки зрения, следующими основными причинами:

1) недостаточной практической ориентированностью содержания образования по русскому языку, математике и естественнонаучным дисциплинам, их оторванностью от реалий окружающей жизни;

2) перегруженностью программ и учебников;

3) недостаточным вниманием к формированию общеучебных и интеллектуальных умений;

4) недостаточным вниманием к формированию и развитию способности учащихся к осмыслению информации разного содержания и формы, ее оценке и использованию для разрешения различных ситуаций, близких к реальным.

Надеемся, что данные риски будут нивелированы с реализацией ФГОС на всех уровнях обучения.

Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.

Как определить, обладает ли человек функциональной грамотность?

Думаем, что столкнувшись с ее отсутствием. Таким образом, проблема функциональной грамотности – это проблема деятельностная, проблема поиска механизмов и способов ликвидации безграмотности и формирования функциональной грамотности.

А.А. Леонтьев в одной из своих работ писал: «Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации».

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (например, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей);

– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

– умеющий отвечать за свои решения;

– способный нести ответственность за себя и своих близких;

– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;

– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

– владеющий современными информационными технологиями.

Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:

ü Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

ü Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

ü Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

ü Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

ü Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

ü Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

ü Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

ü Правовая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.

Данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы.

На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:

1) содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);

2) формы и методы обучения;

3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;

4) программы внешкольного, дополнительного образования;

5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);

6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;

7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Но, говоря о функциональной грамотности, нельзя не ввести понятия «компетенция//компетентность», так как они рассматриваются в качестве конечных образовательных результатов. Компетентность – это способность обучающегося выполнять определенный вид деятельности, а компетенция – требование государства, социума, заказчика к способности обучающегося выполнять определенный вид деятельности. Таким образом, термин «компетентность» обращен к оценке способностей человека и его знаний в связи с готовностью принимать эффективные решения.

Важнейшим компонентом содержания образования становятся универсальные, «метапредметные» умения, применимые в разных видах деятельности. Заметим, что ключевые компетенции не противопоставляются традиционным ЗУН, но, тем не менее, понятно, что предметные знания, умения, навыки, с одной стороны, и универсальные умения, с другой, – это разные образовательные результаты, в основе которых лежат разные типы содержания образования.

Коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот главные качества, которыми должны овладеть обучающиеся 21 века.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *